Научная статья на тему 'Интеграция малых хозяйств в систему товарного производства'

Интеграция малых хозяйств в систему товарного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция малых хозяйств в систему товарного производства»

сурсном потенциале развития фермерства в значительной степени свидетельствует обеспеченность земельными ресурсами.

Концентрация земли в США в сравнении с Европейскими странами выше 3,6% ферм сосредотачивают в пользовании 54% всех земель, при этом 63% из них - в собственности.

В Германии, где концентрация земли одна из самых высоких в Европе, 9,45% крупнейших ферм размером от 100 га обрабатывают свыше половины сельхозугодий.

Большинство ферм США (85,4%) «мелкоземельные» (площадь менее 200 га). 97% товарных ферм России относятся к классу подсобных товарных ферм с выручкой от 30 до 300 тыс. руб. (10 тыс. долл.). В среднем на одно подсобное товарное хозяйство приходится менее 1 га пашни. То есть большинство ферм России имеют земли в десятки раз меньше «мелкоземельных» американских ферм. При этом около 3% ферм средних и крупных сель-хозорганизаций в России распоряжаются более чем 90% сельхозугодий и посевных площадей. О низкой эффективности такой модели землепользования в России свидетельствует тот факт, что с ростом зем-леобеспеченности у крупных сельхозпредприятий падает эффективность, а также, что у нефункционирующих хозяйств (когда то крупных СХО, да и некоторых КФХ) не используется, заброшено 38,1 млн га земли. Эта земля должна на конкурсной основе быть передана товарным хозяйствам, испытывающим дефицит земельных ресурсов. Товарные личные подсобные хозяйства, с выручкой свыше 30 тыс. руб. в год, по свой сути являются фермерскими. Согласно закона «О крестьянском фермерском хозяйстве» [3] фермеры имеют право получить до 5 га земли в собственность бесплатно, это право должно быть предоставлено и личным подсобным хозяйствам с соответствующим объёмом выручки, способным произвести продукцию на сумму свыше 30 тыс. руб.

Из исследования мирового опыта развития фермерства можно сделать вывод. Стратегическим направлением развития аграрной структуры России является рост количества средних по размерам фермерских хозяйств. В настоящее время только

менее трети из зарегистрированных 285 тыс. фермерских хозяйств реально работают, причём большинство из работающих хозяйств имеют лишь подсобное значение, слабую материально-техническую базу и минимальную площадь земельного участка. Будущее Российской аграрной структуры это три-ста-пятьсот тысяч фермерских хозяйств, имеющих оптимальные размеры земельных участков, обеспеченные современной техникой и производящих основную часть продукции сельского хозяйства.

Таблица 4. Классификация ферм США _________по размерам ферм___________

Границы группы по размеру фермы Доля в численности ферм, % Доля в землепользовании, % Средний размер фермы, акр

1-9 акров 10,6 0,12 5

10-49 акров 28,1 1,73 26

50-69 акров 7,1 0,97 58

70-99 акров 8,7 1,71 82

100-139 акров 7,9 2,20 116

140-179 акров 6,3 2,38 157

180-219 акров 4,0 1,87 198

220-259 акров 3,1 1,76 238

260-499 акров 9,6 8,23 357

500-999 акров 6,8 11,29 696

1000-1999 акров 4,2 13,84 1377

Более 2000 акров 3,6 53,89 6181

Итого 100 100,00 418

Источники

1. Узун В.Я., Сарайкин В.А. Классификация сельхозпроизводителей России на основе анализа данных ВСХП-2006/ Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2009. - № 12. - С. 24-30.

2. Census of Agriculture Report, 2007 http://www.agcensus. usda.gov/Publications/2007/ Getting_Started/Guide_to_ Census_Products/index.asp

3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74 ФЗ «О крестьянском фермерском хозяйстве». - М., 2003.

ИНТЕГРАЦИЯ МАЛЫХ ХОЗЯЙСТВ В СИСТЕМУ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В.В. Смирнова, к.э.н., ст. науч. сотр. Северо-западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства

Сохранение и развитие малых хозяйств в аграрном секторе экономики очень важная задача. Они не только производят продукцию, но и обеспечивают существование сельских территорий. Поддержка малого бизнеса осуществляется во всех развитых странах, для компенсации заведомо неравных условий конкуренции.

Особенностью России является то, что малых хозяйства в ней представлены двумя радикально отличающимися формами К(Ф)Х и ЛПХ. Крестьянские (фермерские) хозяйства это часть малого бизнеса, они ориентированы на производство продукции для продажи и получения прибыли. ЛПХ ведут не товарное производство, их цель обеспечить потребности семьи в продуктах питания. При этом в хозяйствах населения в 2008 г. было произведено: картофеля - 84%, овощей - 71%, мяса - 43%, молока - 52%, яиц - 24%.

Механизм поддержки малых форм хозяйствования формируется на основе «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.».

Основные ее мероприятия (компенсация части затрат на приобретаемые ресурсы (субсидирование закупки семян, минеральных удобрений), субсидирование страховых платежей, компенсация части кредитной ставки при кратко- и среднесрочном кредитовании в Россельхозбанке и других банках, предоставление техники и скота в лизинг) требуют достаточно большого объема производства или намерения его расширить. Это выгодно для фермерских хозяйств, но не для ЛПХ. Субсидии на ЛПХ не распространяются. Кредитами владельцы ЛПХ пользуются мало и при их получении возникает ряд трудностей для граждан: неудобный порядок оформления документов; требования залога; при изменении ставки рефинансирова-

ния ЦБ РФ в сторону уменьшения процентные ставки по кредитным договорам банковскими учреждениями не меняются, что ведет к росту доли платежей граждан по уплате процентов по кредиту. В условиях кризиса сельские жители вообще избегают залезать в долги. Например, в Тосненском районе Ленинградской области в 2009 г. за субсидированным кредитом обратилось только два владельца ЛПХ. При анкетирование, проведенном СЗ НИЭСХ по субъектам СевероЗападного ФО, большинство владельцев ЛПХ указали, что не намереваются его расширять. В тоже время граждане отмечают трудности со сбытом продукции. Закупку сельскохозяйственной продукции у населения и другие функции по обслуживанию ЛПХ выполняет сохранившаяся с советских времен система потребительской кооперации во главе с Центросоюзом РФ. И ее явно недостаточно в современных условиях.

Во всех развитых странах, где фермерские хозяйства отличаются малыми объемами производства, кооперативы являются основной формой интеграции, в них входят до 80% всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. В Дании, Швеции, Японии, Нидерландах кооперативы многофункциональны; их доля в переработке и сбыте всей сельскохозяйственной продукции составляет 75-90%, в поставке средств производства - 60-75%. В странах ЕС кооперативы выполняют функцию лоббирования интересов товаропроизводителей. При участии руководства кооперативов и ассоциаций фермеров решаются вопросы государственного регулирования и субсидирования сельского хозяйства.

В нашей стране кооперативы получили распространение в регионах, где в той или иной форме реализуются проекты поддержки малых форм хозяйствования:

- в регионах с большим количеством фермерских хозяйств это Южный и Приволжский федеральные округа (Волгоградская, Ростовская, Астраханская, Саратовская области);

- в регионах стимулирующих развитие малого бизнеса и социально-экономическое развитие села Приволжский и Сибирский ФО (Татарстан, Башкортостан, Бурятия).

Ускоренное развитие кооперативов было предусмотрено в Национальном проекте «Развитие АПК» и поставленная задача была выполнена полностью. В рамках проекта было создано 1700 кооперативов из них 49% заготовительных и сбытовых, 39% кредитных, 12% перерабатывающих. В дальнейшем поддержка кооперативов осуществлялось в соответствии с Гос-программой. Деятельность сельскохозяйственных кооперативов должна быть направлена на работу со всеми формами малых хозяйств. Они осуществляют закупку продукции, обеспечивают помощь в переработке продукции, в организации транспортного, ремонтного и других видах обслуживания. Однако фактически новые кооперативы создаются в тех регионах, где развито фермерство.

Наибольшее количество земель предоставленных для ведения фермерского хозяйства сосредоточено в Южном (33%), Приволжском (25%), Сибирском (20%) и Центральном (12%) ФО. Эти же регионы лидируют по производству сельскохозяйственной продукции в К(Ф)Х. Совокупно они произвели: зерна - 93% от общего объема в К(Ф)Х, подсолнечника и сахарной свеклы - 100%, картофеля 78%, овощей 88%, мяса скота и птицы - 87%, молока - 84%, яиц -80% (табл. 1).

Из вновь созданных кооперативов 85% приходится на 4 региона лидирующих по развитию фермерства, в том числе 20% - Центральный, 17%

- Южный, 30% - Приволжский, 18% Сибирский ФО. Можно предположить, что большинство создаваемых кооперативов, ориентированы на работу с мелкими сельскими предпринимателями, а хозяйства населения не входят в сферу их интересов.

Таблица 1. Доля продукции региона в общем объеме производства К(Ф)Х по видам сельскохозяйственной _______________________________продукции (среднее за 2006-2008 гг.), %___________________________

Зерно- вые Подсол- нечник Сахарная свекла Карто- фель Овощи Мясо скота и птицы Молоко Яйцо

РФ 100 100 100 100 100 100 100 100

Центральный ФО 13,9 14,1 53,7 30,2 9,5 10,7 12,4 14,1

Северо-Западный ФО 0,2 0,0 0,0 7,3 2,9 2,5 3,7 4,2

Южный ФО 34,6 56,0 23,3 15,1 60,5 37,9 28,1 32,3

Приволжский ФО 24,7 25,8 20,9 24,8 12,2 22,4 31,1 25,9

Уральский ФО 6,0 0,1 0,0 8,6 4,1 5,4 5,1 3,4

Сибирский ФО 19,9 4,0 2,1 7,6 5,4 15,7 12,4 7,6

Дальневосточный ФО 0,6 0,0 0,0 6,3 5,3 5,4 7,3 12,6

Вовлечение населения в работу сельскохозяйственных потребительских кооперативов происходит крайне медленно из-за недостаточной заинтересованности обеих сторон в сотрудничестве. Владельцы ЛПХ не доверяют кооперативам. В регионах, где кооперация развита слабо, население предпочитает неформальные формы интеграции с крупными сельскохозяйственными предприятиями. Именно со стороны сельхозпредприятий владельцы ЛПХ желали бы получать помощь по обработке земли, уходу за посевами и уборке урожая, обеспечению кормами, молодняком скота и птицы. В некоторых регионах (Пензенская, Саратовская, Белгородская области) имеется опыт по сотрудничеству крупных хозяйств с мелкими производителями. Однако чаще контакты крупных предприятий с ЛПХ ограничиваются продажей племенного молодняка. А

некоторые руководители крупных хозяйств считают, что содержание скота в ЛПХ создает ветеринарный риск для их производства и запрещают своим работникам держать животных.

Механизм поддержки малых форм хозяйствования в России носит косвенный характер и направлен на развитие предпринимательства в аграрном секторе. Хозяйства населения Госпрограммой практически не охвачены. Если ЛПХ и получают поддержку, то от региональных властей, точечно и кратковременно. Например, в 2005 г. в Лодейнопольском районе Ленинградской области в рамках Проекта, осуществляемого Росагрофондом совместно с ВИАПИ, был разработан механизм передачи коров из сельхозпредприятия в ЛПХ, выращивания скота и птицы в ЛПХ по договорам подряда с сельскохозяйственными предприятиями и К(Ф)Х, но этот проект не получил продол-

жения. Хотя очевидно, что единовременной поддерж- вование законодательной базы для поддержки сверх-

ки недостаточно для сохранения ЛПХ в районе с не- малых хозяйств на всех уровнях федеральном, регио-

благоприятным климатом. Необходимо совершенст- нальном и муниципальном.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СЕТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО АГРОБИЗНЕСА

О.В. Медведев, к.т.н., доц., ст. науч. сотр. Новгородского государственного университета

им. Я. Мудрого, фермер

В данной работе предлагается комплексный подход к развитию малого и среднего агробизнеса (МСА), важнейшим принципом которого является приоритетная поддержка и интеграция успешных (состоявшихся) его субъектов с целью увеличения их количества. Под субъектами агробизнеса понимаются юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сельской местности (сельскохозяйственные и не сельскохозяйственные организации, фермерские и личные подсобные хозяйства, предприниматели, занимающиеся строительством, ремонтом техники и т.д.). МСА является источником предпринимательского духа и инноваций, конкурентоспособности экономики страны. В странах ЕС на его долю приходится около двух третей рабочих мест и добавочной стоимости. При этом учитывается, что развитие малого и крупного агробизнеса более успешно при рациональном сочетании их деятельности [1].

Для развития МСА важнейшее значение имеют обеспечение его квалифицированными кадрами, инвестиционное, информационное и правовое обеспечения, инновационная деятельность, кооперация субъектов МСА и их взаимодействие с крупным агробизнесом. Комплексное развитие МСА предлагается осуществить путем создания локальных сетей развития МСА и их интеграции на региональном, межрегиональном, федеральном и международном уровнях.

Локальные сети развития МСА сочетают производственную, учебную и информационно-инновационную деятельность на поселковом, районном или межрайонном уровнях. Основу таких сетей составляют агробизнес-инкубаторы, локальный сетевой центр (ЛСЦ) и локальная информационная система (ЛИС). Они могут включать демонстрационные и аттестованные производственные субъекты МСА, а также подразделения крупного агробизнеса.

Основное назначение агробизнес-инкубатора

- практическое обучение и выявление способностей практикантов для успешной деятельности в МСА, например для создания и ведения фермерского хозяйства. Агробизнес-инкубаторы организуются, как правило, на основе успешных (состоявшихся) субъектов МСА (организацией сельскохозяйственного и иного профилей, фермерских хозяйств и т.д.), руководители их должны иметь специальную аттестацию. Возможно создание их на основе подразделений крупного агробизнеса.

Локальный сетевой центр координирует и поддерживает деятельность агробизнес- инкубаторов и локальной информационной системы (ЛИС), инновационную деятельность и кооперацию субъектов МСА, их взаимодействие с крупным агробизнесом, их инвестирование, сбыт продукции и материальное обеспечение. Локальные сетевые центры могу создаваться на основе существующих центов развития МСА, информационно-консультационных центров, учебных заведений, научных учреждений, сельских администраций, успешных субъектов МСА и подразделений

крупного агробизнеса. Локальный сетевой центр может состоять из нескольких территориально разделенных составных частей, объединённых информационно-коммуникационными связями.

Локальная информационная система (ЛИС) предназначена для создания удобных информацион-но-коммуниционных связей субъектов локальной сети развития МСА между собой и внешними субъектами, а также для информационно-консультационной деятельности в данной сельской местности. Основу её составляют информационно-консультационные пункты, создаваемые на основе вышеупомянутых агробизнес-инкубаторов, и группа локальных консультантов. В состав её могут также входить информационные пункты, создаваемые на базе почтовых отделений, учебных заведений, местных администраций. Деятельность её координирует и поддерживает информационный отдел локального сетевого центра. Она использует Интернет и другие современные информационнокоммуникационные технологии. Локальные информационные системы также служат основой для создания интегрированных поселковых информационно-

консультационных систем и нижнего (производственного) уровня системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства [2].

Локальные сети развития МСА интегрируются в региональную сеть развития МСА, включающую также региональный центр развития МСА, региональную информационную систему и специальные учебные заведения (СУЗ).

Региональный центр развития МСА служит для координации и поддержки деятельности локальных сетей развития, а также для связи их с другими субъектами развития МСА. Он включает информационный отдел, который координирует и поддерживает деятельность локальных информационных систем и локальных информационных пунктов, обеспечивая их нужной информацией и связями на региональном уровне. Он создается на основе действующих центров развития МСА, информационноконсультационных центров, учебных заведений, научных учреждений, администраций региона и подразделений крупного агробизнеса.

Региональная информационная система (РИС) объединяет локальные информационные системы при помощи информационного отдела регионального центра развития МСА. В состав её входят также региональная группа консультантов и отдельные информационно-консультационные пункты, действующие на основе агробизнес-инкубаторов, учебных заведений, почтовых отделений и научных учреждений. Данные пункты могут рассматриваться как частный (вырожденный) вид локальных информационных систем. Региональная группа консультантов состоит из специалистов по определенным разделам знаний, имеющих надежную двухстороннюю связь с информационным отделом регионального центра развития МСА. Данная группа должна со временем войти в состав единой сети консультантов АПК России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.