Научная статья на тему 'Программно-целевой подход к решению проблем малых форм хозяйствования в АПК'

Программно-целевой подход к решению проблем малых форм хозяйствования в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГРАНТЫ / ECONOMY SMALL FORMS / AGRO-INDUSTRIAL CONSUMER COOPERATIVES / A SPECIAL-PURPOSE METHOD / DEVELOPMENT SPECIAL-PURPOSE PROGRAM / GOVERNMENT ASSISTANCE / GRANTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинова Ольга Сергеевна

В статье выделены проблемы развития малых форм хозяйствования и изучен опыт их решения в регионах РФ с применением программно-целевого метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SPECIAL-PURPOSE APPROACH TO AGRO-INDUSTRIAL ECONOMY SMALL FORMS’ PROBLEM SOLVING

In the article the problems of economy small forms development problems are allocated and the experience of its solving in Russian Federation regions with a special-purpose approach applying is researched.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход к решению проблем малых форм хозяйствования в АПК»

УДК 631.519

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ МАЛЫХ ФОРМ

ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК

О.С. Устинова

Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. К. Беляева

В статье выделены проблемы развития малых форм хозяйствования и изучен опыт их решения в регионах РФ с применением программно-целевого метода.

Ключевые слова: малые формы хозяйствования, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, программно-целевой метод, целевая программа развития, государственная поддержка, гранты.

Одним из главных результатов прошедших в 90-е годы XX века экономических реформ стало формирование в аграрном секторе экономики России различных экономических укладов и соответствующих им форм хозяйствования, в том числе и малых. Действуя на локальных рынках, ориентируясь на местных потребителей, изыскивая производственные ресурсы в непосредственной близости от своей деятельности, малые формы хозяйствования являются одним из важнейших факторов формирования стратегии социально-экономического развития региона.

Малые хозяйственные структуры в аграрной экономике представлены следующими формами: крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, малые сельскохозяйственные предприятия, а также личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Малые хозяйства занимают важное место в аграрной экономике. На их долю в 2012 году приходилось 53,3% в структуре аграрного производства России. Тем не менее, имеющийся у малых форм хозяйствования ресурсный и предпринимательский потенциал использован не полностью в силу несформированности институциональной среды, в которой они функционируют, а также неразвитости кредитно-финансовой, материально-технической, налоговой, страховой систем. Кроме этого,

малые формы хозяйствования могут стать центральным звеном в решении остро стоящей сейчас проблемы заселения территории.

По регионам России уровень развития малого сельского бизнеса неодинаков. Такая неравномерность в развитии связана не только с особенностями региональной отраслевой структуры экономики, но и приоритетами региональной политики в сфере аграрного производства.

Вне зависимости от региона в развитии малых форм хозяйствования накопился ряд нерешенных проблем, среди которых можно выделить следующие:

- несовершенство законодательства, регулирующего деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, особенно в части определения их статуса;

- отсутствие у фермеров земли в собственности. По данным Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), из 300 тыс. существующих сейчас фермерских хозяйств 100 тыс. недостаточно обеспечены землей, а 50 тыс. -безземельные [6];

- недостаток у малых форм хозяйствования средств для инвестиций;

- недоступность кредитов для осуществления проектов развития в виду отсутствия у них залоговой базы;

- отсутствие сформированной инфраструктуры их материально- техниче-

ского и производственного обслуживания и информационной поддержки.

Требует совершенствования и система государственной поддержки малых форм хозяйствования как по механизмам осуществления, так и по объемам финансирования.

Безусловно, направляемые государством на поддержку малых хозяйств средства должны обеспечивать решение конкретных проблем, в частности, расширение производства в них, увеличение занятости, рост доходов сельского населения. Исследования, проведенные в Ивановской области, свидетельствуют о том, что при росте с 2002 года объемов бюджетного финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей эффективность использования бюджетных средств снижается [5]. Достижение результата от бюджетных ассигнований в аграрный сектор возможно только при осуществлении комплекса мер, носящих системный характер. Системный подход к решению проблемы требует согласования отдельных направлений аграрной политики по содержанию, технологии и времени осуществления, что может быть реализовано только с применением программно-целевого подхода. Реализация мероприятий в рамках программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценивать эффективность реализации этих мероприятий.

Поддержка малых форм хозяйствования в регионах осуществляется в рамках региональных программ, учитывающих региональные особенности и возможности регионального бюджета. В этой связи, интересен опыт регионов в разработке и реализации подобных программ.

Несмотря на то, что в Ивановской области малые формы хозяйствования производят около половины всей сельскохозяйственной продукции, в регионе отсутствует целевая программа их развития. Мероприятия по поддержке малых форм

хозяйствования выделены в Региональной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ивановской области на 2013 - 2020 годы» в качестве одной из задач [1]. При этом развитие малых форм хозяйствования не вошло в число приоритетов программы. Региональные власти не признают важность решения этой проблемы. В 2013 году из бюджета региона на поддержку этого сектора планируется выделить 12,3 млн. руб., что на 5,7% больше, чем в 2012 году (таблица 1).

Из выделяемых средств 42,7% направляется на выдачу грантов начинающим фермерам и развитие семейных животноводческих ферм. Это мероприятие финансируется частично за счет средств федерального и регионального бюджета. В 2013 году в Ивановской области выдано 17 грантов на общую сумму 17,9 млн. руб. Средний размер гранта начинающему фермеру составил 830 тыс. руб., гранта на развитие семейной животноводческой фермы - 1,6 млн. руб., что явно недостаточно для осуществления масштабных инвестиционных проектов развития (таблица 2).

В общем объеме расходных обязательств региона субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам занимают 22,3%. Объем выделяемых на эти цели средств возрос по сравнению с 2012 годом на 155 тыс. руб., а по сравнению с 2011 годом - более, чем на 1 млн. руб. Остается под сомнением вероятность освоения этих средств в запланированном объеме, поскольку для получения субсидированных кредитов также необходима залоговая база. При ее отсутствии у J11IX и КФХ в регионе не сформированы институты, призванные решать эту проблему, в частности гарантийный и залоговый фонды.

Отсутствие в Ивановской области региональной политики в отношении малых форм хозяйствования уже привело к падению объемов производства в хозяйст-

вах населения (таблица 3). Так, за период с 2007 по 2011 год производство картофеля в Л1IX области снизилось на 17,2%, овощей - на 8,3%, мяса - на 28,9%, молока -на 16,9%). При этом, наблюдается рост

К числу регионов со стабильно развивающимся сектором малых форм хозяйствования относится Пензенская область. Развитие КФХ, Л1IX и сельскохозяйственной потребительской кооперации рассматривается в регионе как одно из приоритетных направлений аграрной политики.

производства в КФХ, что обусловлено не столько расширением фермерского сектора, сколько развитием производства в отдельных экономически сильных фермерских хозяйствах.

Решение проблем малого сектора аграрной экономики региона осуществляется в рамках системы программных мероприятий, включенных в Долгосрочную целевую программу «Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2009 - 2013 годы». Программой установлены целевые

Таблица 1

Расходные обязательства Ивановской области в рамках Региональной программы на _развитие малых форм хозяйствования __

Статьи расходов Отчетные годы В рамках про- 2013

граммы год,

2011 год 2012 год 2013 год %к

тыс. % тыс. % тыс. % 2012

руб. руб. руб. году

1. Субсидии на возмещение

части затрат на уплату процен- 1700 89,3 2580 22,2 2734,8 22,3 106,0

тов по кредитам и займам

2. Субсидии КФХ на возмеще-

ние части затрат при оформлении в собственность земельных - - 775 6,7 775 6,3 100,

участков

3. Гранты начинающим фермерам - - 1849,8 15,9 1940 15,8 104,9

4. Единовременная помощь начинающим фермерам на быто- 143,2 12 160 1,3 111,7

вое обустройство

5. Гранты на развитие семейных животноводческих ферм - - 2989 25,7 3150 25,6 105,4

6. Субсидии на возмещение

части затрат на инженерное обеспечение садов и дачных - - 3000 25,8 3180 25,9 106,0

территории

7. Единовременные выплаты

главам КФХ и членам их семей на переселение в сельскую ме- 120 6,3 240 2Д 120 1,0 50,0

стность

8. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам СПКК 84 4,4 51 0,4 227,9 1,9 в 4,5 раза

Итого 1904 100 11628 100 12288 100 105,7

рост объемов реализации продукции, произведенной в КФХ и ЛПХ, удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов [2].

Таблица 2

Объемы государственной поддержки в рамках программ «Начинающий фермер» и

критерии, на основе которых оценивается эффективность реализации этих мероприятий, в частности, количество выданных малым формам хозяйствования кредитов,

Показатели Белгородская Пензенская Ивановская

область область область

1. Программа «Начинающий фермер»

- количество заявителей, допущенных 54 76 15

к конкурсному отбору

- выдано грантов 33 28 10

- общая сумма грантов, тыс. руб. 46200 39131,7 8300

- средний размер гранта, тыс. руб. 1400 1397,6 830

2. Программа «Семейные животно-

водческие фермы»

- количество заявителей, допущенных 23 21 7

к конкурсному отбору

- выдано грантов 7 8 6

- общая сумма грантов, тыс. руб. 60200 56323 9600

- средний размер гранта, тыс. руб. 8600 7040,4 1600

3. Общая сумма средств по 2-м про- 106400 95454,7 17900

граммам, тыс. руб.

' - источник - сайт программы «Семейные фермы Белогоръя»

' - источник - сайт Министерства сельского хозяйства Пензенской области

' - сайт Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области

В отношении фермерского сектора мероприятия программы направлены на расширение численного состава КФХ, в отношении ЛПХ - на стабилизацию в них производства.

Общая сумма расходных обязательств Пензенской области по поддержке малых форм хозяйствования в рамках программы составила 35,9 млн. руб., что на 37,3% меньше, чем в 2011 году (таблица 4). Из них, 89,1% направляется на выдачу грантов на поддержку начинающих фермеров и развитие животноводческих ферм. При этом, программа определяет приоритетные направления проектов, инвестируемых за счет бюджетных средств. В 2013 году пензенским фермерам выдано 36 грантов на общую сумму 95,5 млн. руб. Это в 5 раз больше, чем в Ивановской области.

Признавая малые формы хозяйствования неотъемлемой частью многоукладной аграрной экономики, главную роль в стимулировании их дальнейшего развития региональные органы власти отводят кооперации. Кооперация рассматривается как механизм формирования инфраструктуры обслуживания мелкотоварного сектора.

Меры по поддержке малого агробизнеса в Пензенской области получили свое развитие в Долгосрочной целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009 - 2014 годы». Производство и переработка сельскохозяйственной продукции в программе стоит на первом месте среди приоритетных отраслей экономики Пензенской области. Программа предусматривает следующие мероприятия: развитие кредитно-финансового меха-

низма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информационно-консультационное обеспечение, создание бизнес-инкубаторов, развитие системы гарантий по кредитам, содействие повышению энергоэффективности производства, развитие микрофинансовых услуг,

В Белгородской области сложилась уникальная для России структура аграрного производства (таблица 5). За период с 2000 по 2011 год доля ЛПХ и КФХ в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции снизилась с 51,6% до 18,9%, что, в первую очередь, обусловлено развитием крупно-товарного индустриального производства в сельскохозяйственных предприятиях.

С целью вовлечения в экономику региона полуторамиллионного сельского населения в Белгородской области разработана и реализуется областная целевая программа «Семейные фермы Белогорья», вступившая в силу в 2007 году.

Основной производительной силой программы являются семейные фермы, созданные на базе товарных ЛПХ, которые в ходе ее реализации должны стать конку-

поддержка начинающих предпринимателей, реализация массовых программ обучения, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, поддержка экспорта. На их реализацию в 2013 году из регионального бюджета выделяется 151,8 млн. руб. [3]

рентоспособными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции. Для достижения этой цели программа предусматривает комплекс мероприятий, объединенных в три направления: организация систем сбыта, транспортировки и хранения продукции малых форм хозяйствования; организация эффективной переработки сельскохозяйственной продукции; организация эффективного производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции в формате семейных ферм, объединенных в сельскохозяйственные потребительские кооперативы и отраслевые союзы [4].

Для эффективной реализации программы создана вертикальная система управления «область - район - поселение -семейная ферма». На уровне области в структуре Департамента АПК Белгород-

Таблица 3

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в ЛПХ и КФХ _Ивановской области, тыс. т_

Виды продукции 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2011 год, % к 2007 году

КФХ

- зерно 8,6 9,5 13,2 9,4 11,4 132,6

-картофель 13,5 6,3 15,0 4,4 14,5 107,4

- овощи 1,5 1,0 1,8 0,7 1,9 126,7

- скот и птица 0,7 1,3 0,6 0,6 0,5 71,4

- молоко 3,8 4,0 4,1 5,2 5,7 150

ЛПХ

-картофель 134,9 87 114,4 89,3 111,7 82,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- овощи 72 69,2 69,1 63 66 91,7

- скот и птица 15,9 11,8 11,2 11,2 п,з 71,1

- молоко 57,5 52,9 50,5 50,8 47,8 83,1

- шерсть, т 27 18 16 16 14 51,8

ской области создан единый управленческий центр - Управление экономического развития сельских территорий. В каждом районе организованы координационные центры программы, руководителями которых являются заместители глав администраций районов. Координаторами программы в сельских округах являются главы администраций сельских округов. Именно

они взаимодействуют с конкретными участниками проекта, выявляют экономически активных сельских жителей, обеспечивают семейные фермы необходимыми ресурсами. Создание такой жесткой вертикали управления ходом реализации программы позволило максимально приблизить государственную помощь к малому хозяйству и обеспечить ее адресность.

Таблица 4

Выделение средств из бюджета Пензенской области на поддержку мероприятий по развитию КФХ, ЛПХ и сельскохозяйственной потребительской кооперации в рамках Дол-

Статьи расходов 2011 год 2012 год 2013 год

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

Субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам КФХ и ЛПХ 3207,4 5,6 2368,5 5Д 3602,9 10,0

Субсидии бюджетам муниципальных районов Пензенской области 33312 58,1 23354 50,3 - -

Субсидии СПоК на реализацию бизнес-проектов 20730 36,2 - - - -

Субсидии на компенсацию недополученных доходов ревизионных союзов по договорам услуг с СПоК 50 ОД 700 1,6 100 0,3

Субсидии на возмещение части затрат КФХ при оформлении в собственность земельных участков - - - - 200 0,6

Поддержка начинающих фермеров - - 10000 21,5 10000 27,8

Гранты на развитие животноводческих ферм - - 10000 21,5 22000 61,3

Итого 57300 100 46423 100 35903 100

- на стимулирующие выплаты за оказание услуг в пастбищный период и субсидии на компенсацию затрат СПоК и КФХ на закупку комбикормов для откорма молодняка

На осуществление мероприятий программы за 2007 - 2012 годы предполагалось привлечь 8 млрд. руб., большая часть которых - кредиты коммерческих банков и займы Белгородского областного фонда поддержки малого предпринимательства. Кроме этого, программа предусматривает государственную поддержку малых форм хозяйствования в форме субсидирования процентной ставки по привлекаемым кредитам и предоставления гарантий Белгородской области сельскохо-

зяйственным потребительским кооперативам для обеспечения кредитных ресурсов.

Реализация мероприятий программы способствовали ускорению развития малого сельского предпринимательства в Белгородской области. Уже по итогам 2011 года в реализацию программы было вовлечено более 34,5 тыс. сельских жителей, создано 2552 рабочих места. На конец 2011 года в Белгородской области функционировало 3323 семейные фермы.

Из трех рассмотренных регионов в Белгородской области отмечаются самые высокие темпы роста сектора малых форм хозяйствования (рисунок 1). За период с 2010 по 2012 год производство сельскохо-

зяйственной продукции в ЛИХ и КФХ Белгородской области возросло на 57%, в Пензенской области - на 30%, в Ивановской области - на 20%.

Таблица 5

Роль малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции

Показатели Ивановская Пензенская Белгородская

область область область

2010 2011 2010 2011 2010 2011

год год год год год год

Крестьянские (фермерские) хозяйства

1. Удельный вес в структуре зд 4,3 3,8 6,4 2,2 2,8

аграрного производства, %

2. Удельный вес в производ-

стве видов продукции, %

• зерно 11,5 ПД П,В 16,4 8,3 7,9

• картофель 4,3 9,9 1 2,6 2,4 2,3

• овощи 0,9 2,1 0,2 2,7 4,4 5,2

• скот и птица 1,7 1,2 1,9 2,6 ОД ОД

• молоко ЗД 3,4 3,3 3,7 3,5 4,3

• яйца 0,0 0,0 0,0 0,0 ОД ОД

Личные подсобные хозяйства

1. Удельный вес в структуре 50,7 47,9 54,1 46,5 14,9 16,1

аграрного производства, %

2. Удельный вес в производ-

стве видов продукции, %

• зерно 0,2 0,2 0,0 0,0 2 1,3

• картофель 86,9 76,8 91,1 90 94 94

• овощи 78,4 74,1 93 87,7 86,5 79,5

• скот и птица 27,4 24,2 36,8 33,9 3,8 3,4

• молоко 30,2 29,1 61,7 60,9 34,7 34,3

• яйца 6,1 5,9 31,5 30,5 9,6 9,5

Рис.1. Динамика производства с.-х. продукции в ЛПХ и КФХ, тыс. руб.

Несмотря на то, что приведенные примеры целевых программ развития сельского хозяйства разработаны по регионам, относящимся к разным природно-климатическим зонам, они наглядно демонстрируют отношение региональных органов власти к развитию малых форм хозяйствования, а также эффективность применения программно-целевого метода к решению сложных системных проблем.

Понимание важности проблемы развития малых форм хозяйствования и необходимости целенаправленного

управления этим процессом региональными органами власти в Пензенской и Белгородской областях определило разработку в отношении их стратегий, которые входят в общую стратегию развития АПК региона. Разрботанные стратегии нашли свое выражение в форме целевых программ.

Программы разработаны с учетом региональных особенностей, природно-климатических условий, территориального размещения, отраслевой структуры и структуры населения, а также возможностей регионального бюджета. Они содержат конкретную цель и перечень задач и программных мероприятий, включая формирование механизма управления ими, направленных не только на прямую поддержку малых форм хозяйствования, но и создание

институциональной среды, в которой они функционируют, и позволяющие активно воздействовать на процесс их развития. Отказ от разработки стратегии, формальный подход к применению программно-целевого метода, как в Ивановской области, приводит к инерционному сценарию развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства Ивановской области от 5 декабря 2012 г. № 504-п «Об утверждении региональной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ивановской области на 2013 - 2020 годы».

2. Постановление Правительства Пензенской области от 20 октября 2008 г. № 674-пП «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2009 - 2013 годы».

3. Постановление Правительства Пензенской области от 27 октября 2008 г. № 713-пП «Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009 - 2014 годы».

4. Постановление Правительства Белгородской области от 18 июня 2007 г. N 134-пп «Об областной целевой программе «Семейные фермы Белогорья».

5. Гонова О.В., Ковалева Е.В. Государственная поддержка аграрного сектора экономики: региональный аспект (по материалам Ивановской области) // Вестник Университета. - М.: ГОУ ВПО «Государственный университет управления», 2011. - №5.

6. Плотников В.Н. Семейные фермы: проблемы и перспективы // АПК: экономика и управление. -2013. - №4.

Рукопись поступила в редакцию 28.10.13.

A SPECIAL-PURPOSE APPROACH TO AGRO-INDUSTRIAL ECONOMY SMALL FORMS' PROBLEM

SOLVING

O. Ustinova

In the article the problems of economy small forms development problems are allocated and the experience of its solving in Russian Federation regions with a special-purpose approach applying is researched.

Key words: economy small forms, agro-industrial consumer cooperatives, a special-purpose method, development special-purpose program, government assistance, grants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.