Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования малого агробизнеса в Ленинградской области'

Особенности государственного регулирования малого агробизнеса в Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА / STATE REGULATION AND SUPPORT / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE / ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / LENINGRAD REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улимбашев А.З.

В статье проводится анализ системы государственного регулирования малого агробизнеса Ленинградской области. Выявляются направления и формы поддержки малого агробизнеса региона, исследуется структура фонда поддержки субъектов малого бизнеса в сельском хозяйстве Ленинградской области. Основными элементами системы государственного регулирования и поддержки малого агробизнеса в Ленинградской области являются федеральная и региональная программы развития сельского хозяйства. Приводятся основные подпрограммы и формы поддержки малого агробизнеса в регионе. Установлено, что основная нагрузка в формировании фонда поддержки малого агробизнеса в регионе приходится на областной бюджет, а ресурсное обеспечение подпрограммы развития малых форм хозяйствования на селе за последние 5 лет колеблется на уровне 70% от планируемых значений финансирования направления. Основной формой поддержки субъектов малого агробизнеса региона является предоставление грантов на развитие семейных ферм и начинающим фермерам (74,3% от всего фонда поддержка малых форм хозяйствования). За период с 2015 по 2017 гг. между Комитетом по АПК и малыми формами хозяйствования (КФХ, ИП, ЛПХ) региона заключено 888 соглашений на предоставление государственной поддержки по всем направлениям, в том числе 129 соглашения на предоставление грантов. По итогам 2016 года, исходя из количества заключённых соглашений, охват государственной поддержкой субъектов малого агробизнеса (КФХ, ИП, ЛПХ) региона составил 23%. В финансировании системы государственного регулирования и поддержки малого агробизнеса региона наметилось снижение фонда поддержки, что определяет необходимость поиска более эффективных механизмов регулирования малого бизнеса в сельском хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the system of state regulation of small agribusiness in the Leningrad Region. The directions and forms of support for small agribusiness in the region are revealed, and the structure of the support fund for small businesses in the Leningrad region is being studied. The main elements of the system of state regulation and support of small agribusiness in the Leningrad region are the federal and regional programs for the development of agriculture. The main subroutines and forms of support for small agribusiness in the region are given. It has been established that the main burden in the formation of the fund for supporting small agribusiness in the region falls on the regional budget, while the resource support for the subprogramme for the development of small forms of management in rural areas over the past five years fluctuates at the level of 70% of the planned funding for the direction. The main form of support for small agribusiness entities in the region is the provision of grants for the development of family farms and start-up farmers (74.3% of the total support for small forms of management). During the period from 2015 to 2017, between the Committee on AIC and small forms of management (PF, IP, LPH) of the region 888 agreements were signed for the provision of state support, in all directions, including 129 grants. Based on the results of 2016, based on the number of agreements concluded, the coverage of state support for small agribusiness entities (PFH, IP, LPH) in the region was 23%. In financing the system of state regulation and support for small agribusiness in the region, the support fund has decreased, which determines the need to search for more effective mechanisms for small businesses regulating in agriculture.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования малого агробизнеса в Ленинградской области»

УДК 338.246.025.2

Соискатель А.З. УЛИМБАШЕВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, Ulimbashev_A@inbox.ru)

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Особенности аграрной экономики и значимость малого аграрного бизнеса для социального и экономического развития села определяют необходимость государственного регулирования и поддержки субъектов малого бизнеса, функционирующих в данной сфере в форме крестьянско-фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Современная политика в области регулирования и поддержки малого агробизнеса осуществляется посредством программно-целевого метода, заключающегося в выработке системы программных мер, предполагающих обеспечение комплексного решения актуальных проблем малого бизнеса на основе:

-четкого определения целей, задач, мероприятий и ожидаемых результатов;

-концентрации финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов для достижения поставленных целей, решения задач и реализации намеченных мероприятий [1].

Современная система государственной поддержки малого агробизнеса базируется, таким образом, на документах стратегического планирования различного уровня, в том числе концепциях, стратегиях, программах.

Цель исследования - выявление особенностей реализуемой в Ленинградской области системы государственного регулирования и поддержки малого агробизнеса.

Материалы, методы и объекты исследования. Объектом данного исследования является система государственного регулирования и поддержки малого агробизнеса Ленинградской области. Для целей исследования были использованы открытые данные, публикуемые Комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области о реализации государственных программ развития сельского хозяйства региона и об использовании бюджетных средств в рамках реализуемых программ. В исследовании применялись общеэкономические (традиционные) методы анализа.

Результаты исследования. Основные средства и методы регулирования малого агробизнеса декларируемые в документах стратегического планирования развития малого бизнеса, консолидируются формах поддержки, реализуемых в рамках государственных программ развития сельского хозяйства (рис. 1.).

Реализуемая в сельском хозяйстве региона система государственного регулирования и поддержки малого бизнеса осуществляется в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» [3].

Целью подпрограммы является создание условий для развития малых форм хозяйствования и улучшение социально-бытовых условий в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях жителей Ленинградской области. Задачами подпрограммы являются: формирование среды, способствующей увеличению количества малых форм хозяйствования в Ленинградской области; повышение эффективности использования земельных участков сельскохозяйственного назначения; укрепление материально-технической базы малых форм хозяйствования; повышение уровня доходов сельского населения; рост обеспеченности садоводческих некоммерческих объединений жителей Ленинградской области объектами инфраструктуры [3].

Основные элементы системы поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве Ленинградской области

Ю

Государственная программа РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» от 14.07.12 №717

-Государственная программа Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» от 28.12.2016 №524

Развитие отраслей

агропромышленного

комплекса:

-несвязанная поддержка; -повышение продуктивности в молочном скотоводстве; -«единая субсидия».

ФЦП «Развитие мелиорации земель

сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы»:

-предоставление субсидий.

Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе:

-поддержка инвестиционного кредитования;

-поддержка льготного кредитования; -компенсация затрат на создание и модернизацию объектов АПК, а приобретение техники и оборудования.

Основное мероприятие "Поддержка развития К(Ф)Х, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ЛПХ":

-субсидии на содержание маточного поголовья КФХ; -субсидии КФХ по проведению кадастровых работ;

-субсидии на погашение части первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), субаренды (сублизинга) племенного скота, сельскохозяйственной техники и оборудования;

-субсидии на возмещение части затрат по приобретению комбикорма на содержание сельскохозяйственных животных;

-субсидии на возмещение затрат по технологическому присоединению к электрическим сетям, на строительство, реконструкцию и модернизацию инженерной инфраструктуры СПоК; -гранты начинающим фермерам;

-субсидии на поддержку некоммерческих организаций по работе с МФХ АПК Ленинградской области; -субсидии на возмещение части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, грузоперевозящих автомобилей и помещений СПоК.

Основное мероприятие "Развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х": -гранты на развитие семейных (Ьсом

Основное мероприятие "Государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования":

-возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам.

Основное мероприятие "Поддержка строительства, реконструкции ферм и инженерной инфраструктуры малых птицеводческих ферм":

-возмещение части затрат на строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры малых птицеводческих ферм.

-возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих помещений малых птицеводческих ферм.

>?

О ^

О

§

о §

£ ¡з

Рис. 1. Система регулирования и поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве Ленинградской области [2, 3]

Поддержка малого агробизнеса региона в рамках реализации Федеральной государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» происходит в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету региона, в качестве софинансирования расходных обязательств региона по направлениям поддержки малых форм хозяйствования. Такая система субсидирования федеральным бюджетом региональных программ поддержки сельского хозяйства и малого агробизнеса ограничивает их самостоятельность в определении структуры поддержки последних, что, конечно же, является общепризнанным недостатком данной системы (см. например [4, 5]). Для смягчения данной проблемы правительство с 2017 года реализует новую схему софинансирования региональных программ развития сельского хозяйства, через предоставление так называемой «Единой субсидии», эффективность которой еще следует оценить, но уже сейчас можно констатировать, что предпосылкой к этому послужило именно снижение федерального фонда поддержки сельского хозяйства и, в частности, малого агробизнеса.

По имеющимся данным, за период с 2012 по 2017 годы на поддержку малых форм хозяйствования на селе в Ленинградской области в рамках реализации подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» было фактически направлено более 1103688 тыс. руб. (рис. 2.).

■ Федеральный бюджет Областной бюджет

89231,6 36397,672 52860,858

2012 2013

139598,015 Ц9832Д84

136954,17 109811,4144 129168,994

50868,96 1089°9'8

4706,5

2014

2015

2016

2017

Рис. 2. Объемы финансирования малого агробизнеса Ленинградской области из федерального и областного бюджета, за период 2012-2017 гг., тыс. руб [6]

Основная нагрузка на финансовое обеспечение реализации подпрограммы приходится на областной бюджет (рис. 1). Данная нагрузка за весь рассматриваемый период в среднем составляет порядка 65%, доля федеральных средств - 35%.

В целом ресурсное обеспечение реализации подпрограммы по поддержке малых форм хозяйствования на селе в Ленинградской области колеблется с 2015 года на уровне 70% от планируемых значений финансирования данного направления (рис. 3.).

I Планируемый объем обеспечения из федерального и областного бюджета, тыс. руб. I Фактическое исполнение, в % от плана

265813,4 72,4%

290869,96 58,7%

75214,7

71,7%

14

331285,2 74,2%

293774,7

69,3%

2013

2014

2015

2016

2017

Рис. 3. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Ленинградской области, за период 2013-2017 гг. [3, 6, 7]

В структуре фактического финансирования программы «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» по результатам 2017 года подпрограмма, направленная на

поддержку малого агробизнеса, занимает 3%, опережая по этому показателю подпрограммы «Развитие пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбохозяйственного комплекса» (1%) и «Обеспечение реализации государственной программы Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» (2%). Основная доля финансирования направлена на реализацию подпрограммы, направленной на модернизацию и инновационное развитие АПК региона (31%) [7].

Основным направлением поддержки малого агробизнеса в Ленинградской области по формам, реализуемым по подпрограмме поддержки МФХ, является развитие семейных животноводческих ферм, по которой, за рассматриваемый период было направлено порядка 51,4% от всего фонда поддержки МФХ (табл.). Поддержка осуществляется в форме субсидирования. Грантовая поддержка начинающих фермеров также является значимым инструментом по активизации малого агробизнеса на селе в Ленинградской области, на долю которой приходится 22,9% от всего фонда поддержки МФХ в регионе, за рассматриваемый период (табл.). Из наименее востребованных малым бизнесом форм поддержки являются субсидии на компенсацию части затрат на приобретение с/х техники и оборудования (0,0%) и субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам (0,6%). Данная особенность определяется низкой финансовой устойчивостью субъектов малого агробизнеса, в связи с чем они не имеют возможностей для приобретения специализированной техники и оборудования, и привлечения кредитных средств.

За рассматриваемый период было заключено 652 договора между Комитетом по АПК области и субъектами малого агробизнеса на предоставление государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы по поддержке малых форм хозяйствования. Основная доля договоров приходится на контракты по предоставлению субсидии на содержание маточного поголовья с.-х. животных (49,8%), субсидирование процентной ставки по договорам субъектов малого агробизнеса (13,8%), гранты начинающим фермерам (13,9%), субсидирование животноводческих ферм (5%).

Необходимо отметить, что поддержка малого агробизнеса региона осуществляется в рамках реализации иных подпрограмм Государственной программы развития сельского хозяйства области. Так, по результатам анализа структуры поддержки сельского хозяйства региона было установлено, что за период с 2015-2017 гг. в рамках реализации иных подпрограмм развития сельского хозяйства области была осуществлена поддержка малого агробизнеса региона в размере 96843,9 тыс. руб.

Основная доля фонда поддержки малого агробизнеса в рамках реализации иных подпрограмм приходится на выплату субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства (34,5%), на приобретение элитных семян (15,5%) и производство мяса крупного рогатого скота (10,7%). Таким образом, основная доля поддержки приходится на сферу растениеводства. Стоит заметить, что на долю субсидий на приобретение специализированной техники и оборудования приходится 17,8% от всего фонда поддержки за три года, что составляет 17242,1 тыс. руб. Данная особенность может свидетельствовать о большей привлекательности условий предоставления субсидии по данному направлению в рамках реализации подпрограммы по техническому и технологическому развитию сельского хозяйства, а не подпрограммы по поддержке малых форм хозяйствования. В целом за рассматриваемый период было заключено 288 договоров между Комитетом по АПК области и субъектами малого агробизнеса на предоставление государственной поддержки. Значительная доля договоров приходится на контракты по предоставлению сельхозпроизводителям субсидии на оказание несвязанной поддержки (48,2%), субсидирование на приобретение элитных семян (15,6%), субсидирование производства мяса КРС (6,2%).

Динамика общего фонда поддержки малого агробизнеса области за период с 2014 по 2017 гг. и динамика количества поддержанных субъектов малого агробизнеса представлены на рис. 4.

Таблица. Структура распределения фонда обеспечения реализации подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» по основным формам поддержки за период 2015-2017 гг., тыс. руб. [6]

Форма поддержки 2015г. 2016г. 2017г. Итого по форме, за 2015-17 г.г. В долях, от итого за 15-17 г.г., % Кол-во закл. договоров на поддержку, по форме, за весь период

Субсидирование % ставки по кредитам МФХ 2604,98 1410,8 119,76 4135,6 0,6 90

Развитие семейных животноводческих ферм 123041 118058 91800 332899 51,4 38

Возмещение части затрат К(Ф)Х при оформл. в собственность земел. участков из земель с/х назначения, проведение кадастровых работ 1064,06 359,039 343,344 1766,5 0,3 16

Поддержка начинающих фермеров 44245 79311 24486,8 148042,8 22,9 91

Субсидии на развитие малых птицеводческих ферм (Поддержка строительства, реконструкции и модернизации объектов инженерной инфраструктуры малых птице) 7860,88 11774,4 14181,9 33817,1 5,2 10

Субсидии на развитие малых птицеводческих ферм (Поддержка строительства, реконструкции и модернизации животноводческих помещений малых птицеводческих ферм) 8226,33 22273,3 57742,3 88241,9 13,6 13

Субсидии на комп. части затрат на приобретение с/х техники, оборудования. (МФХ) 29,661 — — 29,661 0,0 1

Поддержка на осуществление мероприятий (МФХ) по технологич. присоединению энергопринимающих устройств 1772 — — 1772 0,3 1

Поддержка некоммерческих организаций по работе с малыми формами хозяйствования (консультационная помощь) 1500 1500 1600 4600 0,7 6

Субсидии на содержание маточного поголовья с/х животных 7000 11177,5 13601,5 31779 4,9 325

Итого 197344 245864 203875,6 647083,4 100 -

Итого, заключенных договоров на поддержку, за год 272 220 160 — — 652

Стоит отметить, что количество поддержанных субъектов малого бизнеса в сельском хозяйстве региона с 2015 года имеет тенденцию к снижению. Снижение количества поддержанных субъектов малого агробизнеса в 2017 году по сравнению с предыдущим годом связано с сокращением финансирования малых форм хозяйствования, в связи с чем значительно сократилось количество поддержанных по части субсидирования процентных ставок, субсидирования приобретения элитных семян, семян картофеля и овощей открытого грунта. Также сократилось количество грантов начинающим фермерам. На фоне увеличения

фонда поддержки в 2016 году произошел значительный спад количества поддержанных субъектов (-23%). Данная особенность определяется значительным снижением количества поддержанных по части субсидирования процентных ставок и оказания несвязанной поддержки на фоне реализации иных форм поддержки, предусматривающих сравнительно более крупные ее объемы.

^нфонд поддержки МФХ по всем подпрограммам, направлениям и формам, млн. руб.

И Количество субъектов малого бизнеса, получивших поддержку, ед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Динамика фактического фонда поддержки субъектов малого бизнеса в сельском хозяйстве Ленинградской области и количества субъектов малого агробизнеса, получивших поддержку за

период 2014-2017 гг. [6, 7]

Выводы. Основные направления и формы поддержки малого агробизнеса на уровне региона определяются исходя из декларируемых в федеральной программе направлений и форм поддержки, в рамках которых происходит софинансирование обязательств области по реализуемым направлениям поддержки. Тем не менее область имеет возможность и фактически реализует целевые областные программы развития сельского хозяйства и, в частности, малого агробизнеса исходя из возможностей областного бюджета и целей развития АПК региона. С 2017 года, началом реализации «Единой региональной субсидии» самостоятельность региона в определении своей аграрной политики повышается. В реализуемом в области механизме регулирования малого агробизнеса наметилась тенденция к снижению фонда поддержки, что определяет необходимость поиска иных подходов в регулировании малого агробизнеса, с более высокой бюджетной эффективностью (например, [8]).

Исходя из количества заключенных соглашений, необходимо отметить низкий охват оказываемой государственной поддержки субъектов малого агробизнеса региона. Если допустить, что на один заключенный договор приходится один субъект малого агробизнеса (глава КФХ, ИП или ЛПХ), то по итогам 2016 года доля поддержанных в отрасли региона субъектов от числа субъектов, осуществлявших свою деятельность в отрасли региона в I полугодии рассматриваемого года, составляет лишь 23%.

Литература

1. Гуляева Т.И. Волобуева Т.А. Формирование и развитие малых форм хозяйствования в АПК: монография. - Орел: Изд-во Орел ГАУ, 2014. - 165 с.

2. Государственная программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» от 14.07.2012 №717. - Режим доступа: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020/ (дата обращения: 19.04.2018).

3. Государственная программа Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области» от 29 декабря 2012 года №463. - Режим доступа: http://agroprom.lenobl.ru/gos/ Development_regional_program_agricultural_Leningrad_Region (дата обращения: 19.04.2018).

4. Савкин В.И., Прока Н.И., Крыгин А.А. Сетецентризм в государственной поддержке малых форм хозяйствования аграрного сектора экономики России // Экономический анализ: теория и практика. - 2014 - №47. - С. 45-54.

5. Чекмарев О.П. Методология формирования региональных отраслевых программ в области сельского хозяйства// Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - Том 6. Экономика. - 2014. - №3. - С. 28-39.

6. Данные Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области об использовании бюджетных средств. - Режим доступа: http://agroprom.lenobl.ru/gos/fin/fin2011/operinfo (дата обращения: 19.04.2018).

7. Отчет Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области о реализации государственной программы развития сельского хозяйства региона. - Режим доступа: http://agroprom.lenobl.ru/deyat/monit/orgprsx (дата обращения: 19.04.2018).

8. Улимбашев А.З. Мотивационный механизм регулирования малого аграрного предпринимательства Ленинградской области // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 10. - С. 1219-1227.

Literatura

1. Gulyaeva T.I. Volobueva T.A. Formirovanie i razvitie malyh form hozyaj stvovaniya v APK: monografiya. - Orel: Izd-vo Orel GAU, 2014. - 165 s.

2. Gosudarstvennaya programma «Razvitiya sel'skogo hozyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody» ot 14.07.2012 №717. - Rezhim dostupa: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020/ (data obrashcheniya: 19.04.2018).

3. Gosudarstvennaya programma Leningradskoj oblasti «Razvitie sel'skogo hozyajstva Leningradskoj oblasti» ot 29 dekabrya 2012 goda №463. - Rezhim dostupa: http://agroprom.lenobl.ru/gos/Development_regional_program_agricultural_Leningrad_Region (data obrashcheniya: 19.04.2018).

4. Savkin V.I., Proka N.I., Krygin A.A. Setecentrizm v gosudarstvennoj podderzhke malyh form hozyaj stvovaniya agrarnogo sektora ehkonomiki Rossii // EHkonomicheskij analiz: teoriya i praktika. - 2014 - №47. - S. 45-54.

5. CHekmarev O.P. Metodologiya formirovaniya regional'nyh otraslevyh programm v oblasti sel'skogo hozyajstva// Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. - Tom 6. EHkonomika. - 2014. - №3. - S. 28-39.

6. Dannye Komiteta po agropromyshlennomu i rybohozyajstvennomu kompleksu Leningradskoj oblasti ob ispol'zovanii byudzhetnyh sredstv. - Rezhim dostupa: http://agroprom.lenobl.ru/gos/fin/fin2011/operinfo (data obrashcheniya: 19.04.2018).

7. Otchet Komiteta po agropromyshlennomu i rybohozyajstvennomu kompleksu Leningradskoj oblasti o realizacii gosudarstvennoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva regiona. - Rezhim dostupa: http://agroprom.lenobl.ru/deyat/monit/orgprsx (data obrashcheniya: 19.04.2018).

8. Ulimbashev A.Z. Motivacionnyj mekhanizm regulirovaniya malogo agrarnogo predprinimatel'stva Leningradskoj oblasti // EHkonomika i predprinimatel'stvo. - 2017. - № 10. -S. 1219-1227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.