Научная статья на тему 'Развивающиеся системы малых предприятий в АПК'

Развивающиеся системы малых предприятий в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивающиеся системы малых предприятий в АПК»

вень развития сельскохозяйственной кооперации, практически не развиты ни снабженческие, ни кредитные, ни сбытовые кооперативы, это, возможно, связано с низкой правовой образованностью, с отсутствием практических навыков организации таких структур, со слаборазвитой инициативой «снизу» и недостаточной поддержкой со стороны органов государственной власти.

Следует продолжить практику субсидирования процентной ставки по кредитам предприятиям, привлекаемым для закупки сельскохозяйственной продукции, а также применение государственного заказа на закупку сельскохозяйственной продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств для закрытых учреждений с предоплатой.

На начальном этапе особого внимания заслуживает применения механизма бюджетной поддержки мелких сельскохозяйственных производителей по двум взаимосогласованным направлениям: в рамках существующих целевых региональных программ с введением квот по группам сельскохозяйственных товаропроизводителей и по отдельным строго специализированным целевым программам. Существенное значение при реализации политики поддержки мелкотоварного сектора имеет развитие местного самоуправления. В Брянской области выборы в органы местного самоуправления были проведены в сентябре текущего года, всего было соз-

дано: муниципальных образований — 289, муниципальных районов - 27, городских округов - 7, городских поселений - 30, сельских поселений - 225. В двух районах области был проведен опрос глав сельских муниципальных образований о том, какие проблемы поднимают они в своей деятельности, лишь 3 человека из 24 опрошенных отметили как первоочередную задачу подъем и развитие сельскохозяйственного производства, 14 глав сделали вывод о том, что сельское хозяйство на данном этапе не располагает резервами повышения эффективности и не имеет перспектив развития.

Важнейшее значение имеет повышение уровня социального развития сельских территорий, которые находятся в крайне неблагоприятном положении. Особые надежды возлагаются на итоги реализации целевой программы «Социальное развитие села на 2003-2010 годы». В целом по программе за 2003-2004 гг. освоено 347,7 млн р. по всем источникам финансирования, из общего объема инвестиций доля средств федерального бюджета составила 10,6 млн р., областного и местных бюджетов -216 млн р. Однако, несмотря на относительно положительные итоги в течение двух лет, ход реализации программы имеет множество недостатков, общий объем инвестиций составил лишь 38,6% от запланированного уровня.

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В АПК

Л.А. Киркорова, доц., О.В. Медведев, к.т.н., науч. сотр. Института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

Малые и средние предприятия являются в настоящее время двигателем экономики развитых стран. Они являются существенным источником создания рабочих мест, предпринимательского духа и инноваций, конкурентоспособности экономики страны. В ЕС малые предприятия (до 50 человек) дают 38,7% добавочной стоимости и занимают 48,9% рабочих мест; средние (до 250 человек) соответственно 18,2% и 17%.

Развитие малого предпринимательства особенно актуально в сельских территориях нашей страны из-за оттока кадров, особенно активной их части, и отсутствия необходимых современных производственных фондов [1]. В данном направлении принимались многочисленные меры; так, в начале 90-х гг. для создания крестьянских хозяйств применялись упрощенная процедура организации и выделения земли, кредитов, техники, единовременных пособий. В 1993 г. начали создаваться за счет госбюджета учебно-опытные крестьянские (фермерские) хозяйства, предназначенные, в основном, для практической подготовки фермеров. Данные и последующие меры не принесли желаемых результатов, в частности учебно-опытные хозяйства оказались по большей части недостроенными и не смогли выполнять своего назначения. Важнейшей причиной такого результата явилось отсутствие системного подхода, который должен обеспечить надежность и эффективность инвестиций и устойчивое развитие предпринимательства на их основе.

В Германии, одной из наиболее развитых стран ЕС, существует до 30 программ поддержки фермерских хозяйств. Для получения доступа к этим программам и другим многочисленным льготам фермер должен иметь государственное признание (статус), пройдя обучение в специальном образовательном учреждении и производственную практику в двух-трех фермерских хозяйствах. Руководители хозяйств, проводящие такое практическое обучение, имеют звание (статус) мастера. Размеры господдержки фермерских хозяйств в развитых странах значительно выше, чем в нашей стране [2], причем одна из основных тенденций в мировой практике - адресная поддержка хозяйств.

Малое предпринимательство в сельском хозяйстве нашей страны еще более нуждается в инвестициях, так как требует создания современной производственной базы и в связи со вступлением России в ВТО. Ввиду сравнительной ограниченности госбюджета следует на начальном этапе инвестировать наиболее успешно действующие предприятия, обеспечивая надежность и эффективность вложений, что также соответствует современной мировой практике [3]. При этом

должна быть создана надежная основа развития предпринимательства в АПК с учетом необходимости кооперации предприятий, подготовки кадров и развития сельских территорий.

Предлагается системный подход к развитию малого предпринимательства в АПК, где под субъек-

тами малого предпринимательства понимаются организации с численностью до 60 человек (сельскохозяйственные, обеспечивающие) и индивидуальные предприниматели, в том числе крестьянские хозяйства. Предлагаемый подход применим также к среднему предпринимательству и личным подсобным хозяйствам, поэтому далее под предприятием можно понимать любой субъект малого и среднего бизнеса.

Рассматриваются системы малых предприятий, действующие на следующих принципах:

1) система устойчиво (стабильно) функционирует в условиях внутренних и внешних помех;

2) система расширяется за счет включения новых предприятий;

3) система готовит и рационально использует квалифицированные кадры для новых и действующих предприятий;

4) система кооперирована по производственным и потребительским связям (например, по снабжению, сбыту, переработке продукции, по информационному обеспечению).

Системы, удовлетворяющие данным требованиям, будем называть далее развивающимися системами малых предприятий и обозначать РСМП. Из определения следует, что в РСМП могут входить разнопрофильные предприятия, но обязательно надежно (устойчиво) работающие.

Ставится задача создания РСМП, обеспечивающих надежную основу эффективного развития малого бизнеса в муниципальном образовании, для чего они должны: 1) существенно влиять на развитие муниципальных образований, в частности, сельских территорий; 2) функционировать эффективно, с применением научно-практических достижений.

Данная задача на региональном уровне может быть решена путем создания учебно-отборочного комплекса (далее - комплекс). Он состоит из коор-динационно-обеспечивающего центра и предприятий трех видов: учебно-отборочных (УОП), тестовых (ТП) и образцово-производственных (ОПП). Производственная деятельность, выполняемая на всех предприятиях, сочетается в комплексе с подготовкой кадров и увеличением числа предприятий.

Подготовка кадров заключается в обучении, выявлении и рациональном использовании способностей кандидатов в деятельности комплекса (далее - кандидатов). Выполняются четыре стадии подготовки: 1) теоретическая; 2) начальная практика; 3) тестовая; 4) приобретение статуса. На первой стадии кандидаты получают теоретические знания в общеобразовательном учреждении, где делается их предварительное тестирование. На второй стадии они проходят начальную практику в одном или нескольких учебно-отборочных предприятиях, где углубляются специальные знания и определяются их способности. На третьей стадии они возглавляют предназначенное для практической проверки способностей кандидатов тестовое предприятие. На четвертой стадии кандидаты выполняют функции руководителя образцово-производственного предприятия или вышеупомянутого учебно-отборочного предприятия. В случае успешного руководства в течение контрольного срока кандидату присваивается статус руководителя УОП или ОПП. На этой стадии возможна стажировка кандидата на передовом

предприятии, в частности, зарубежном, учитываемая при его аттестации.

Переход на очередную стадию и характер деятельности на ней зависит от результатов предыдущей стадии, в частности, от отзывов руководителей практики. На любой стадии кандидату может быть предложена работа в комплексе в качестве исполнителя (менеджера, экономиста, инженера, механика и т.д.). Таким образом, деятельность в Комплексе предполагает рациональное использование способностей кандидатов.

Подготовка кадров в комплексе организуется и контролируется координационно-обеспе-чивающим центром, который выполняет следующие основные функции: 1) контролирует деятельность предприятий; 2) участвует в распределении инвестиций и контролирует их использование; 3) обеспечивает информационное обслуживание предприятий; 4) содействует снабженческо-сбытовой деятельности предприятий.

Состав УОК пополняется за счет предприятий трех видов: 1) вновь создаваемых; 2) не имеющих руководителя (в том числе бездействующие) или требующих его замены; 3) стабильно и эффективно работающих. Руководители предприятий первого и второго вида выбираются в УОК из кандидатов на тестовой стадии подготовки (для ТП) или из прошедших аттестацию (для УОП или ОПП). Руководители предприятий третьего вида должны пройти специальную аттестацию.

Устойчивость (надежность) работы каждого из предприятий, входящих в комплекс, основана на проверенной надежности работы руководителей предприятий, причем предприятия, не отвечающие системным требованиям, могут быть из него исключены. Устойчивость работы в целом основана на принципах восполняемости кадров и кооперированное™. Восполняемость кадров означает возможность замены руководителя на короткое или длительное время за счет наличия кандидатов на стадии тестирования или аттестованных руководителей. Кооперация в комплексе реализуется при его создании и функционировании как вертикальная за счет связей предприятий с координационно-обеспечивающим центром и как горизонтальная за счет связей их между собой. Устойчивость и эффективность работы комплекса повышается за счет взаимовыручки предприятий, обмена информацией, усиления влияния на потребителей продукции (в том числе на переработчиков), на поставщиков необходимых товаров и т.д.

Каждое УОП с периодичностью один-два года может готовить руководителей одного или нескольких ТП, которые, в свою очередь, могут преобразовываться в УОП. Т.е. в нормальном режиме функционирования количество предприятий, входящих в комплекс, прогрессивно увеличивается. Это создает надежную производственную основу в муниципальных образованиях и содействует их развитию, что, в свою очередь, необходимо и для успешной деятельности и развития самого комплекса. Из сказанного следует, что комплекс обладает свойствами РСМП и может выполнить поставленную выше задачу.

Создавать комплекс целесообразно на региональном уровне по пилотному проекту, используя существующие успешно действующие предприятия. На подготовительном этапе концептуально разраба-

3431

тывается ряд основных положений, таких, как: процедура обследования и отбора действующих предприятий; процедура практического обучения, тестирования и аттестации кандидатов; аттестация предприятий; имущественные права и обязанности участников комплекса; юридический статус предприятий, координационно-обеспечивающего центра и самого комплекса.

В результате внедрения РСМП в регионе создается надежная основа развития малого бизнеса по выбранному направлению. Развитие происходит как за счет самой РСМП, так и за счет ее влияния на развитие муниципальных образований (сельских территорий), в том числе за счет развития внешних по отношению к РСМП предприятий. Экономическая эффективность РСМП образуется за счет деятельности составляющих ее предприятий и за счет системного (синергетического эффекта). Внедрение РСМП в АПК дает также значительный социальноэкономический эффект, в частности, способствует:

- привлечению в малый бизнес способных предпринимателей, специалистов, что повышает занятость населения;

- краткосрочной и длительной замене специалистов и руководителей, в том числе при отсутствии преемника;

- развитию кооперации в малом бизнесе;

- рациональному использованию местных ресурсов, в том числе ресурсов предприятий;

- повторному заселению сельских территорий;

- надежности и эффективности инвестирования малого бизнеса.

В настоящее время ведутся подготовительные работы по реализации РСМП в сельских территориях Новгородской области. В случае успешных результатов возможно создание РСМП в других сферах деятельности малого бизнеса и далее создание региональной, межрегиональной и федеральной систем.

Литература

1. Усенко, Л. Н. Региональные аспекты государственной поддержки малого предпринимательства/ Л. Н. Усенко// Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы,

эффективность. - М.: ВИАПИ им. А. А. Никонова: ЭРД, 2005. - С. 229, 231.

2. Кудряшов, В. И., Кузьминская, С. С. О государственной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств/ В. И.Кудряшов, С. С. Кузьминская. - Там же. - С. 226, 228.

3. Буздалов, И. Н. Аграрный протекционизм как инструмент государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях/ И. Н.Буздалов. - Там же.- С. 3, 10.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА

С.Ю. Маркин, к.э.н., ст. науч. сотр., и.о. зав. отд., Е.Д. Маркина, ст. науч. сотр. Всероссийского НИИ экономики и нормативов

Сельское развитие можно представить как процесс инвестиционной деятельности государственных, муниципальных, негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, а также населения, выражающийся в приобретении основных фондов, нематериальных активов. Кроме того, существенная часть и во многом конечная цель сельского развития - это повышение значения показателя индекса развития человеческого потенциала (ИЧРП), что достигается вложением определенных средств в «человеческий капитал» в виде затрат на улучшение здоровья населения, уровня его образования и других компонентов благосостояния.

Реализация данной цели наиболее вероятна при использовании адекватного для этой ситуации программно-целевого метода управления. Система программных мероприятий при этом должна быть направлена на преодоление сложившихся диспропорций в социально-экономическом развитии сельских территорий.

Исследование процессов сельского развития Южного федерального округа с использованием SWOT-анализа и методов программно-целевого управления, а также функционально-стоимостного анализа позволило выявить основные тенденции социально-экономического развития сельских территорий и обосновать методические рекомендации по программно-целевому управлению комплексным развитием сельских территорий.

Юг России отличается традиционно сосредоточием сельского населения в сравнительно боль-

ших населенных пунктах. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., численность сельского населения Южного федерального округа - 9 726,8 тыс. человек, что составляет 25,1% всего сельского населения России. Причем с 1989 по 2002 г. оно увеличилось на 15,2%, в то время как в целом по России сократилось на 0,9%. Характерной для Южного федерального округа является высокая концентрация населения. Средняя численность населения одного сельского населенного пункта составляет в ЮФО 1010 человек, колеблясь от 444 человек в Волгоградской области, до 6 539 человек в Республике Ингушетия, в среднем по России - 249 человек.

При этом трансформация социальноэкономических отношений в аграрной сфере привела к резкому сокращению числа рабочих мест на сельскохозяйственных предприятиях, в основном из-за резкого спада в трудоемких отраслях - животноводстве, садоводстве и виноградарстве. В результате официальные доходы сельского населения Южного федерального округа составили в 2005 г. всего (с учетом величины прожиточного уровня) 47,1% от среднероссийского показателя. Хотя в последние годы число официально зарегистрированных безработных удалось значительно снизить, во многих сельских территориях Южного федерального округа уровень безработицы остается высоким. Так, в горных районах Республики Дагестан, по данным органов службы занятости населения, средний уровень зарегистрированной безработицы составляет 12%, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.