Научная статья на тему 'Экспликация государственной экономической политики на региональном уровне (на примере Ростовской области)'

Экспликация государственной экономической политики на региональном уровне (на примере Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКСПЛИКАЦИЯ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SWOT-АНАЛИЗ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бережной И. В.

Рассматриваются проблемы экспликации механизмов государственной экономической политики на региональном уровне, которая детерминируется спецификой субъектной определенности доминантного хозяйствующего фактора, каковым в региональной экономике является малое и среднее предпринимательство. На примере Ростовской области оценивается государственная поддержка развития этого сектора, используются данные экономико-социологического опроса с авторским участием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспликация государственной экономической политики на региональном уровне (на примере Ростовской области)»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

И. В. БЕРЕЖНОЙ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Е-та/; [email protected] Южный федеральный университет

Рассматриваются проблемы экспликации механизмов государственной экономической политики на региональном уровне, которая детерминируется спецификой субъектной определенности доминантного хозяйствующего актора, каковым в региональной экономике является малое и среднее предпринимательство. На примере Ростовской области оценивается государственная поддержка развития этого сектора, используются данные экономико-социологического опроса с авторским участием.

Ключевые слова: государственная экономическая политика, экспликация, малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, SWOT-анализ, бизнес-образование.

Определение роли государства в экономическом развитии всегда, начиная со смитовского «ночного сторожа», было предметом острого политического и научного дискурса. Как показывает мировой опыт, в условиях рыночной экономики государство функционирует в целях обеспечения роста благосостояния общества в долгосрочном периоде. Но само по себе динамичное экономическое развитие не является целевой функцией государства, а, по мнению Й. Шумпетера, выступает результатом инициативы частного инновационного предпринимательства [4]. Этот тезис ставит перед исследователем проблему экспликации как модификации тех или иных категорий, механизмов,

процессов с необходимостью выделения основного модифицирующего фактора.

Экспликация механизмов государственной экономической политики на региональном уровне детерминируется спецификой субъектной определенности доминантного хозяйствующего актора. Поскольку собственники крупного регионального бизнеса зачастую институционализированы вне региона, то на региональном уровне экономическая политика в основном направлена на малый и средний бизнес, локализирующийся на данной территории. К тому же именно малое предпринимательство вследствие своих атрибутивных характеристик—гибкости, адаптивности, инновационное™, сетевого взаимодействия — является важнейшим фактором конкурентоспособности регионального хозяйства, а также наиболее конкурентоспособным субъектом в условиях рыночного хозяйственного порядка. На протяжении всего периода рыночных реформ этот сектор устойчиво способствовал трудоустройству населения, несмотря на то, что, во-первых, большинство фирм через пять лет после создания закрывается и увольняет работников, а, во-вторых, большинство выживающих и успешных фирм выбирает трудосберегающие стратегии развития. Тем не менее малое предпринимательство является той нишей, которая позволила регионам, в особенности трудоизбыточным, реализовать свой потенциал в предпринимательстве как экономической деятельности.

В условиях растущей межрегиональной взаимной интеграции (регионализации) и конкуренции регионов на мезо- и макроуровне на рынках инвестиций, капитала, квалифицированной рабочей силы решающими факторами обеспечения конкурентных преимуществ регионального развития становятся формирование эффективной институциональной инфраструктуры обеспечения деловой среды развития бизнеса и мониторинг ее воздействия на повышение хозяйственного и социально-экономического статуса территории. Формирование благоприятной деловой рыночной инфраструктуры региона, в том числе его инвестиционной привлекательности, и стимулирование развития институциональной составляющей становятся определяющими факторами высокой динамики экономического развития региона, повышения его конкурентоспособности. Это обеспечивается формированием эффективной системы мер деятельности органов власти различного уровня, стимулирующих развитие малого предпринимательства как важнейшего фактора конкурентоспособности региона.

Следует отметить, что государственная политика поддержки малого предпринимательства является самостоятельным направлением социально-экономической политики в целом. Она направлена не только на решение специфических проблем малого предпринимательства, но и ориентирована на создание благоприятных условий для его развития. Так, институционализм обосновывает активную роль государства в рыночной экономике, однако с иных позиций, нежели в рамках кейнсианской или марксистской теоретической парадигмы.

Государство призвано влиять на институциональную среду в экономике, так как спонтанная селекция институтов, как убедительно показывает эволюционная теория, не всегда отбирает оптимальные варианты, а, напротив, может закрепить противоречащие интересам общества институты. В России необходимость крупномасштабной системы поддержки малого предпринимательства подтверждается сложившейся макроэкономической, институциональной и политической ситуацией, которая отражает зависимость экономики от конъюнктуры сырьевых рынков.

В силу локального характера малого предпринимательства как социально-экономического феномена эффективное осуществление мер его поддержки возможно при условии существенной децентрализации государственной политики в этой области, формируемой на принципе разграничения

полномочий и ответственности органов власти и управления всех уровней. Данная децентрализация должна учитывать общие принципы разграничения полномочий, а также принципы организации взаимодействия органов власти и управления, присущие России как государству федеративного типа. Это разграничение полномочий в полной мере касается как инструментов прямой поддержки малого бизнеса (например, финансовой, имущественной, информационной, обучающей, консультационной), так и все более актуальных косвенных форм этой поддержки, прежде всего мер дерегулирования предпринимательской деятельности. Этот вывод подтверждается успешным опытом развития предпринимательства в послевоенной Японии, в Германии, Италии, восточно-азиатских странах после 1960-хгг., в Китае после 1970-хгг., где реализовалась модель «местной власти, ориентированной на развитие» [5]. Эта неолиберальная модель предполагает повышение роли местных властей в первую очередь в сфере создания институциональной среды, финансирования и поддержки малого предпринимательства.

Однако, на взгляд автора, для развития предпринимательства в России эффективным является подход, применяемый в постсоциалистических странах в сфере государственной политики развития малого предпринимательства, в частности, в Венгрии и Польше. Как показывает анализ, в таких рыночных экономиках осуществляются меры, стимулирующие саморазвитие малого предпринимательства, адаптирующие его крынку через помощь в поисках источников финансирования, партнеров, сбытовых цепочек, снижение системных рисков и т. п. Таким образом, «везде государство инициирует создание и развитие определенной инфраструктуры, обеспечивая для этого правовую базу, финансовые условия, организационно-методическое и аналитическое сопровождение» [1].

В Ростовской области за 2003—2008 гг. число малых предприятий увеличилось на 38,4 %, на начало 2009 г. было зарегистрировано 33 490 малых предприятий, что на 1 368 больше, чем в предыдущем году. Оборот малых предприятий вырос с 483 690,4 млн руб. в 2007г. до 596 212,6 млн руб. в 2008г. [3]. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях (без микропредприятий) в 2009 г. составила 187,3тыс. чел., или 16,4% от среднесписочной численности работников по полному кругу предприятий и организаций. В целом, включая работников, занятых по найму у индивидуальных предпринимателей и в крестьянских (фермерских)

хозяйствах, в малом секторе экономики Ростовской области занято более 600тыс. чел.

Оценить рост субъектов малого предпринимательства и определить количество граждан, способных вести успешную предпринимательскую деятельность, возможно на основе данных российских и мировых ученых. Согласно исследованиям факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, предпринимательством в России хотели бы заниматься до 12 % жителей городов-миллионеров, а в глубинке (районных центрах и областных городах с численностью менее 800 000 чел.) — менее 1 %1.

Результаты исследований Гарвардской школы бизнеса в США, а также в странах Европы показали, что из людей, изъявивших желание заниматься предпринимательством, лишь 28 % способны организовать собственное дело. Исходя из этого и оценивая количество трудоспособного населения Ростовской области, можно определить численность населения, имеющего склонность к предпринимательской деятельности в Ростовской области (табл. 1).

Таким образом, при идеальных условиях в области должно появиться 2 232 успешных малых предприятия, что даст прирост от их общей численности на 39,49 %.

При этом для Ростовской области характерны крайняя неравномерность распределения малых предприятий по территории, а также концентрация малого бизнеса в крупных населенных пунктах. Так, на долю трех городских округов (гг. Ростов-на-Дону, Таганрог, Волгодонск) приходится 61,8 % малых предприятий области.

Депрессивными регионами в Ростовской области являются шахтерские территории, для развития которых органами власти осуществляются целенаправленные меры по поддержке конкурентоспособности малого предпринимательства:

• кредитование проектов малого бизнеса за счет реинвестированных средств угольного транша;

• финансовая поддержка в форме субсидирования процентных ставок по банковским кредитам;

• предоставление субсидий высвободившимся работникам угольной отрасли; привлечение субъектов малых предприятий к участию в вы-ставочно-ярмарочной деятельности и участию в конкурсах;

• методическая помощь, развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

'По данным Санкт-Петербургского государственного университета: URL: http: //www. soc.pu.ru/inf/mag_new.

Таблица 1

Прогнозируемая численность и доля предпринимателей в Ростовской области*

Численность Количество (чел.) Процент

Трудоспособное население 797 054 100

Желают развивать предпринимательство 7 970 1

Могут стать предпринимателями 2 232 28

* Составлено автором по данным администрации Ростовской области: URL: http: //www.donland.ru.

• проведение выездных семинаров по вопросам, наиболее остро волнующим предпринимателей;

• обучение руководителей и работников малых предприятий;

• совершенствование законодательства и др. Областным законом от 05.05.2004 № 102-ЗС

«О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области» хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в этих районах, предоставлен ряд налоговых преференций. За период реализации закона до начала финансового кризиса количество предприятий увеличилось на 14 %, оборот вырос более чем на 20 %, среднесписочная численность работающих на предприятиях малого бизнеса увеличилась с8до90 %.

Малый бизнес частично компенсирует негативные последствия, связанные с высвобождением работающих с закрываемых шахт, но в шахтерских территориях отмечено разное по интенсивности увеличение среднесписочной численности работников малых предприятий. Так, в 2008 г. в городах Гуково, Донецк, Зверево и Белокалитвинском районе наблюдалось глубоко дифференцирующееся увеличение численности работников — с 11,6 до 31 %. Самый динамичный рост среднесписочной численности работников малых предприятий — 5 032 чел. — наблюдался в г. Шахты (93 %), а также в Красносулинском районе — 1 455 чел. (70 %). Незначительное снижение численности произошло в г. Новошахтинске (1,8%).

Анализ движения работников и создания новых рабочих мест на малых предприятиях Ростовской области в 2008 г. выявил тенденцию увеличения среднесписочной численности работников, что свидетельствовало о стабильности деятельности малого бизнеса. Наряду с этим в Ростовской области, в том числе и на шахтерских территориях, значительное распространение получила вторичная занятость, что является экономически оправданным. Высокая доля внешних

совместителей связана с наличием на территории города (района) нестабильно работающих крупных и средних предприятий, работники которых вынуждены искать работу по совместительству на предприятиях малого бизнеса. На преимущество работы по совместительству влияют также невысокий уровень заработной платы и отсутствие пакета социальных услуг на многих предприятиях малого бизнеса. Таким образом, по мнению автора, развитие малого предпринимательства является наиболее эффективным решением проблемы занятости депрессивных шахтерских территорий.

Для модернизации и дальнейшего роста мелкотоварного производства, создания устойчивой и конкурентоспособной среды требуются релевантные меры государственной политики. На территории Ростовской области реализуется четвертая областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009—2011 гг., основными задачами которой являются:

• повышение роли малого и среднего предпринимательства в улучшении условий жизни населения Ростовской области;

• обеспечение взаимодействия бизнеса и областных органов государственной власти посредством развития государственно-частного партнерства, привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области;

• наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера;

• увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение их инвестиционной активности;

• увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты российской бюджетной системы. Расходы областного бюджета на поддержку

малого предпринимательства в 2009 г. составили 227,35 млн руб., в 2010 г. — планируются на уровне 248,04 млн руб., в 2011 г. — 268,13 млн руб.

Программно-целевой подход, реализуемый посредством разработки и реализации целевых программ (развития малого предпринимательства, поддержки экспорта, инновационной деятельности и др.), позволяет планомерно формировать благоприятный предпринимательский климат в Ростовской области, осуществлять мониторинг влияния администраций области и районов на динамику

показателей работы малых и средних предприятий, контролировать исполнение намеченных целей. Индикаторами создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства в Ростовской области стали тенденции роста количества малых и средних предприятий, численности занятых в малом секторе экономики, уровня среднемесячной заработной платы, объемов выпуска продукции на малых предприятиях, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в этой сфере и т. д.

Несмотря на позитивные тенденции в сфере развития конкуренции, которые были достигнуты благодаря активной государственной политике в области содействия развитию малого и среднего бизнеса, необходимо также отметить и негативные последствия вмешательства государства. В условиях экономического роста позитивная макроэкономическая ситуация сглаживала негативный фон государственного присутствия в экономике, в частности в области развития предпринимательской среды. Однако все больше малых и средних предприятий вынуждены в последнее время наряду с компенсацией последствий кризиса преодолевать также институциональные провалы, административные барьеры и коррупцию со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Для решения этих проблем необходимы совместные усилия государства и бизнеса по определению способов и механизмов снижения административных барьеров, по снижению агрессивности институциональной среды функционирования малого бизнеса, особенно в условиях глобального кризиса. Это обеспечивается организацией эффективной прозрачной процедуры предоставления различных льгот и преференций в сочетании с оценкой достигнутыхрезультатов, а также распространением полной информации об этих механизмах в предпринимательской среде.

Так, экономико-социологический опрос представителей власти (глав районов и муниципальных образований), научной интеллигенции, владельцев, руководителей и топ-менеджеров малых предприятий Ростовской области, проведенный группой компаний «БрендХаус» с участием автора, позволил определить суть финансовых проблем.

На вопрос «По какой причине вы не получали денежную поддержку из региональных и муниципальных бюджетов?» ответы респондентов распределились следующим образом: • трудно получить из-за бюрократической процедуры — 36%;

• отсутствует информация о таких поддержках —

32%;

• не нуждаются в государственной поддержке —

18%;

• другие причины — 14%.

Создание бюджетообразующих предприятий малого и среднего бизнеса в исследуемых городских округах и муниципальных районах Ростовской области, исходя из реальных возможностей, не представляется возможным в ближайшем будущем. Поэтому более прагматично прогнозировать создание таких производств, которые можно реально организовать на дотации и субсидирование от государства. На кредиты банков также рассчитывать не приходится, потому что недоступность финансовых ресурсов как фактор, сдерживающий развитие предпринимательства, отметили 54 % респондентов. Спрос на финансовые ресурсы в малом бизнесе не удовлетворен. Наравне с небольшими по объему и короткими по срокам займами требуются крупные долгосрочные вложения в данном секторе экономики. Развитие кредитования и микрофинансирования, появление разнообразных кредитных продуктов, упрощение доступа к финансовым ресурсам не решают главную проблему — недостаток обеспечения финансами. В этой связи остро стоит вопрос необходимости создания, во-первых, льготных условий для банков и микрофинансовых организаций, кредитующих субъекты малого бизнеса, во-вторых, льготные кредитные условия для непосредственно субъектов малого бизнеса, поскольку стоимость кредитов для них запредельна.

На вопрос «Насколько проблематичным в настоящее время является стоимость финансирования (процентные ставки, комиссионные)?» поступили следующие ответы:

• очень проблематично — 50 %;

• достаточно проблематично — 34 %;

• не проблематично — 4 %;

• немного проблематично — 4%;

• затруднились ответить — 8 %.

Резкое сокращение возможностей для инвестирования и получения дополнительных финансовых средств и сильная зависимость от внутреннего потребительского спроса являются негативными факторами, оказывающими влияние на деятельность малого предпринимательства. Несмотря на то, что малые предприятия не столь существенно зависят от банковского финансирования (по сравнению с крупными корпоративными структурами), кризис ликвидности в банковском секторе сократил возможности банков для выделения до-

полнительных кредитов малым предприятиям и привел к значительному повышению процентных ставок. Как показывает практика, субъекты малого предпринимательства используют кредитование для восстановления оборотных средств, закупки товаров и оборудования у крупных компаний.

Субъекты малого бизнеса более склонны к кратко- и среднесрочному кредитованию. Однако банки, кредитные ресурсы которых крайне лимитированы развитием мирового кризиса банковской ликвидности и режимом жесткой экономии валютных запасов в ожидании дальнейшей девальвации рубля, пока не имеют возможности удовлетворить спрос малых предприятий на получение такого рода кредитов.

Наиболее остро кризис банковской ликвидности повлиял на малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые испытывают значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам малого бизнеса.

Для решения этих проблем в Ростовской области применяется ряд финансово-экономических инструментов. Областной целевой программой развития малого предпринимательства предусмотрено более 10 форм прямой финансовой поддержки малого бизнеса:

• краткосрочные займы банков, Ростовского регионального фонда поддержки малого предпринимательства и кредитных кооперативов;

• бюджетные кредиты муниципальных образований области;

• долгосрочные кредиты банков; кредиты из реинвестированных средств угольного транша;

• государственные гарантии Ростовской области и муниципальных образований;

• субсидирование части процентной ставки по привлеченным кредитам и займам;

• субсидии на организацию собственного дела;

• субсидирование части затрат на лизинг оборудования.

В целом по Ростовской области фондами поддержки малого предпринимательства и фондами местного развития в 2009 г. было предоставлено 108 займов на сумму 57 719,654тыс. руб.; потребительскими кредитными кооперативами — 4 622 займа насумму475 151,75тыс. руб.

Некоммерческое партнерство «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» предоставило займы 74 субъектам малого предпринимательства на сумму 5 000тыс. руб.2.

2 По данным администрации Ростовской области: URL: http: // www.donland.ru.

Помимо форм прямой финансовой поддержки малому предпринимательству предусматривается также организационная, информационная и образовательная поддержка. Эффективное использование финансовых средств для ведения предпринимательской деятельности тесно взаимосвязано со знанием предпринимателями законодательства и нормативных документов. Поэтому с целью расширения информационного обеспечения предпринимательского сообщества о возможностях получения государственной поддержки, изменениях в законодательстве и многих других вопросах проводятся выездные информационно-обучающие семинары в сельских и городских поселениях региона.

Имущественная поддержка предпринимательства осуществляется в форме предоставления в аренду областного и муниципального имущества на основании принятых постановлений администрации области и муниципальных образований. Так, для организации деятельности Ростовского регионального агентства поддержки малого и среднего бизнеса и Ростовского регионального фонда поддержки малого предпринимательства им передана в безвозмездное бессрочное пользование часть помещений, относящихся к областной собственности. Помимо этого областные бизнес-инкубаторы располагают площадью около 6 тыс. м2 для предоставления помещений малому бизнесу на условиях льготной аренды и оказания комплекса консультационных услуг. Кроме того, малому предпринимательству оказывается информационная поддержка по следующим направлениям: проведение семинаров, круглых столов и конференций; проведение выставок-ярмарок; разработка и издание методической, информационной и методологической литературы; информирование посредством СМИ и Интернета.

Для повышения образовательного уровня предпринимателей из бюджета области выделены средства на подготовку кадров для сферы малого бизнеса. Помимо уже доказавшей свою эффективность губернаторской программы подготовки управленческих кадров для сферы малого бизнеса внедряются обучающие программы по основам малого предпринимательства в учреждениях среднего профессионального образования области, профинансированы предпринимательские проекты учреждений профессионального образования по созданию мастерских, предприятий торговли, ателье и других центров по обслуживанию населения; разработаны и внедрены типовые учебные планы профессиональной подготовки кадров по рабочим

профессиям с элементами основ малого предпринимательства. Также выделяются средства на организацию обучающих программ для кредитных кооперативов, других микрофинансовых организаций, объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, содействующих проведению примирительных процедур.

Как показывает мировой опыт, современная рыночная экономика отличается развитыми производственными связями между крупными и малыми фирмами — кооперацией в условиях конкуренции. Взаимодействие малого бизнеса с крупными фирмами выражается в его основных моделях — субконтрактации, аутсорсинге и инсорсинге.

Важную роль в развитии субконтрактации в Ростовской области играет создаваемая система центров субконтрактации — Ростовский областной центр субконтрактации, который предоставляет комплекс услуг по поиску и привлечению заказчиков и поставщиков по производственной кооперации, установлению надежных кооперационных связей и сети социальных связей малого предпринимательства. Если взаимодействие малой и крупной фирм базируется на получении взаимной выгоды и носит устойчивый характер, то формируется экономический симбиоз, союз малых и крупных предприятий — партнеров по бизнесу. Он взаимовыгоден для обеих сторон. Образуется устойчивое экономическое взаимодействие, дающее положительный синергетический эффект, реализующийся в том, что его величина от совместной деятельности оказывается больше, чем сумма экономических эффектов отдельно действующих предприятий. Так, в Ростовской области на 01.01.2009 различные услуги субъектам малого бизнеса оказывали 73 организации, в том числе:

• фонды поддержки малого предпринимательства и местного развития — 10;

• агентства поддержки малого и среднего бизнеса — 24;

• бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры — 12;

• информационно-консалтинговые центры — 21;

• лизинговые компании — 6.

По мнению автора, тенденции постиндустриального развития Ростовской области обусловливают приоритет стратегии кластеризации малого предпринимательства. Эти кластеры как локальная форма концентрации производства на основе механизма самоорганизации создаются за счет средств частных инвесторов и последовательно вырастают из малых форм хозяйствования за

счет действия факторов конкурентоспособности фирмы, выявленных М. Портером. К ним относятся факторы производства, внутреннего спроса в районе производства, конкурентной среды, родственных и поддерживающих отраслей. Достижение взаимосоответствия всех сфер предпринимательства во многом зависит от местных и центральных органов власти и негосударственных организаций, координирующих работу отдельных групп крупных и мелких предприятий. Этот вывод позволяет предложить механизм эффективного хозяйственного взаимодействия субъектов предпринимательства и других агентов региональной экономики в целях создания конкурентной среды в Ростовской области (см. рисунок).

Формирование эффективного механизма хозяйственного взаимодействия субъектов малого предпринимательства с агентами региональной экономики обеспечивается консолидацией усилий всех составляющих сферы малого сектора и обеспечением институциональных условий для равноправного партнерства всех участников. Безусловно, сложившийся механизм взаимодействия власти и бизнеса характеризуется рядом недостатков, выявленных в экономических исследованиях.

Детальный анализ возможностей региона с оценкой следующих факторов, представленный в табл. 2, позволил выявить сильные и слабые стороны региона (преимущества и недостатки), а также тестировать возможности и угрозы для развития малого предпринимательства в регионе, т. е. экзогенные факторы, тенденции и процессы, способствующие или препятствующие развитию или формированию конкурентных преимуществ региона.

Дальнейший анализ целесообразно провести на основе Сальского района, который входит в число крупнейших промышленных и сельскохозяйственных центров Ростовской области.

Сальский муниципальный район благоприятен для развития бизнеса и находится на 3-й строчке (из тринадцати) итогового рейтинга территории. На его территории сосредоточено значительное количество крупных производств, а также функционируют 513 малых и средних предприятий, 4 209 индивидуальных предпринимателей, в том числе 196 в форме крестьянско-фермерских хозяйств. В основном малый бизнес сосредоточен в сельском хозяйстве (82 предприятия), наиболее перспективным сектором для развития предпринимательства является строительство недвижимости, которое активно развивается в районе в последнее время. В целом уровень развития малого предпринимательства в Сальском районе по сравнению с Ростовской областью в целом характеризуют показатели, представленные в табл. 3.

SWOT-aнaлиз состояния и темпов динамики экономики района позволил выделить конкурентные преимущества и сдерживающие факторы развития малого предпринимательства (табл. 4).

Проведенный группой компаний «БрендХаус» экономико-социологический опрос предпринимателей, работников районной администрации и представителей общественности, с непосредственным участием автора, позволил выявить наиболее

Государственные и муниципальные структуры:

1) федеральный уровень;

2) уровень субъекта РФ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) муниципальный уровень

Инфраструктурные организации:

1) лизинговые компании;

2) коммерческие банки;

3) информационно-консалтинговые агентства;

4) учебно-деловые центры;

5)торгово-

промышленные палаты

Сфера малого предпринимательства региона:

1) торговля, общественное питание;

2) промышленность;

3) строительство;

4) наука;

5) транспорт;

6) общая коммерческая деятельность

Институциональные организации:

1) бизнес-инкубаторы;

2) региональные агентства поддержки;

3) специализированные инновационные фонды;

4) фонды венчурного капитала;

5) микрофинансовые институты

Крупные предприятия:

1) обладающие значительным потенциалом взаимодействия с малыми предприятиями;

2) обладающие средним потенциалом взаимодействия с малыми предприятиями;

3) обладающие средним потенциалом

Механизм хозяйственного взаимодействия субъектов предпринимательства, государства и институтов инфраструктуры

Таблица 2

SWOT-aнaлиз Ростовской области и позиций развития малого и среднего предпринимательства

Сильные стороны Возможности Слабые стороны Угрозы

Хорошее географическое положение Наличие земли для сельского хозяйства Изношенность производственной структуры Высокая степень коррупции органов власти

Квалифицированный персонал Будущая Олимпиада Сочи-2014 Переоценка земли, кадров, бизнеса Власть чиновников, а не закона

Условия для агробизнеса Комплексное развитие региона (научная, производственная база) Близость к Краснодарскому краю (переток финансовых ресурсов) Изношенность производственной инфраструктуры

Транспортный узел Демографическая ситуация Риски земледелия Наличие экологических угроз (АЭС, шахты и т. п.)

Транспортная доступность Деловой туризм и использование моря как туристического объекта Неравномерное развитие территории Отсутствие ориентированных на бизнес вузов

Развитая банковская система Соседство с Украиной (дополнительные рынки сбыта, транзит) Клановые традиции Близость к «горячим точкам»

Окружной центр: имеются штаб, офисы структур и компаний «Постаревшая» власть (отсутствие новых идей) Соседство с нестабильным регионом (Украина)

Выстроенная система связей между людьми — Дефицит синих воротничков Террористическая угроза

Межнациональная толерантность — Близость к «горячим точкам» —

Крупные вузы Отсутствие профессиональной ориентации вузов на потребности бизнеса

Общественная/светская жизнь (клубы, кафе, выставки, театры и т.д.) Слабость телекоммуникаций, жилищно-коммунальной структуры

Таблица 3

Параметры развития малого предпринимательства в Сальском районе

Показатель Значение, % Среднее значение по Ростовской области, %

Доля малого предпринимательства в общем количестве предприятий и организаций 30,2 35,44

Доля занятых в малом предпринимательстве 15,11 21,7

Среднегодовой темп прироста малого предпринимательства 3,35 5,8

Среднегодовое изменение прибыли малого предпринимательства 39,49 37,88

Среднегодовой темп прироста занятых в малом предпринимательстве 7 7,51

Источник: данные администрации Ростовской области: URL: http: //www.donland.ru.

Таблица 4

SWOT-анализ факторов конкурентоспособности малого бизнеса в Сальском районе

Конкурентные преимущества Сдерживающие факторы развития малого предпринимательства

Достаточно высокий уровень платежеспособного спроса (9 653,6 руб.) Сильная конкуренция между фирмами на рынке, но при этом на некоторых отраслевых рынках сконцентрировались фирмы с доминирующей рыночной долей

Железнодорожное сообщение с Ростовом-на-Дону, Волгоградом, Краснодаром Недостаточно развитая сеть автомобильныхдорог с плотностью 165,88 м/км2

Высокая прибыль сектора малого предпринимательства, в среднем 599 711,94 руб. —

востребованные «ниши» для малого предпринимательства (табл. 5).

В Сальском районе наиболее перспективными видами малого агропредпринимательства, по общему мнению, являются: производство экологически чистых, органических сельскохозяйственных продуктов; производство сельскохозяйственных

«домашних» продуктов; разведение домашних животных и птиц; выращивание пушных зверей; выращивание грибов; выращивание и переработка лечебных трав.

Однако для развития этих видов агропредпринимательства в регионе тестируются следующие сдерживающие факторы:

Таблица 5

Наиболее востребованные направления деятельности малого предпринимательства в Сальском районе *

По мнению администрации Примечания По мнению предпринимателей Примечания

Животноводство (мясное и молочное) Производство и переработка сельхозпродукции (в том числе зерновых) Теплый климат, выгодные природно-геологические условия (степь)

Легкая промышленность Промышленная переработка продукции животноводства (переработка шкур, пошив меховых изделий) Строительство

Производство и переработка зерновых культур — — —

Бытовые услуги - - -

* Поданным администрации Ростовской области: иКЬ: Шр: //www.donland.ru.

• административные барьеры;

• несовершенство правовой основы для развития малого бизнеса в сфере сельского хозяйства, правовых условий его государственной поддержки, отсутствие эффективной защиты земельных прав граждан;

• дефицит финансово-кредитных ресурсов, недостаточное развитие (несмотря на положительную динамику) сельской кредитной кооперации;

• неэффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания;

• существенные трудности сельского населения в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации;

• отсутствие механизма регулярного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, с одной стороны, и союзами, ассоциациями крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, сельских предпринимателей, с другой;

• недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, кормами, удобрениями и ядохимикатами;

• дефицит агрономических, ветеринарных и зоотехнических услуг, консультаций по бухучету, аудиту, эффективной организации производства;

• недостаток сельскохозяйственной техники, оборудования и их эффективного ремонта в случае поломки;

• трудности ведения производства в случае болезни и/или временной нетрудоспособности, отсутствия в хозяйстве в период отпуска и по другим причинам индивидуальных предпринимателей в сфере сельского хозяйства;

• проблемы сбыта произведенной продукции (дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции ит. д.);

• недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам;

• непривлекательность условий труда и жизни в сельских поселениях, недостаточный уровень электрификации, газификации и телефонизации жилых зданий и обеспеченности населения объектами здравоохранения, образования и культуры;

• сокращение сельского населения.

В целях компенсации выделенных препятствий развития агропредпринимательства целесообразно повышать степень участия органов местной власти в стимулировании его формирования по следующим направлениям:

• убеждение начинающих предпринимателей в необходимости создания или вступления в производственные или потребительские кооперативы, объяснение их преимуществ, способствующих организованному и управляемому процессу производства, переработке и сбыту качественной сельскохозяйственной продукции и, как следствие, увеличению занятости на селе, а значит, повышению доходов сельских жителей;

• содействие самозанятости граждан и развитию торгово-закупочной деятельности;

• создание системы информирования о ценах на животных, семена, ветеринарные препараты, быстровозводимые модели теплиц, оборудование, технику и т. д., предлагаемые различными организациями к реализации;

• содействие заключению договоров на реализацию произведенной сельхозпродукции с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, организациями Облпотреб-союза и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;

• содействие гражданам в исполнении взятых на себя обязательств в рамках программы самозанятости;

• информирование безработных и ищущих работу граждан о возможности организации самозанятости в области сельского хозяйства;

• профориентационные мероприятия для граждан, желающих организовать самозанятость, направленные на выбор сферы деятельности в области производства, переработки и сбыта продукции;

• обучающие семинары по организации бизнеса и условиям предоставления государственной поддержки;

• консультирование по условиям организации собственного дела и получения средств государственной поддержки;

• помощь в регистрации индивидуальных предпринимателей (организации службы «одного окна») и составлении бизнес-плана.

Таким образом, эффективное развитие сектора малого предпринимательства обеспечивается активизацией производственно-инновационной деятельности его субъектов и максимальным использованием их конкурентных преимуществ, в значительной степени обеспечиваемых реальной поддержкой государства, региональных и местных властей, а также успешным взаимодействием с крупными предприятиями и инфраструктурными организациями, общественными и некоммерческими частными организациями, представляющими единую социально-экономическую систему региона. Экспликация региональной экономической политики Ростовской области по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпри-

нимательства включает, по мнению автора, два основных направления:

1) развитие бизнес-образования с целью обучения начинающих предпринимателей при открытии собственного дела, повышения квалификации работающих предпринимателей через создание системы центров обучения в течение жизни, бизнес-образования населения, обеспечивающего выявление и профориентацию граждан, имеющих предпринимательские способности, распространение информационных материалов о малом предпринимательстве (налогообложение, отчетность, кредиты ит. д.);

2) стимулирование существующих предприятий (крупных, средних и малых) к развитию бизнеса на территории области, способствующее созданию новых рабочих мест, усилению конкуренции на территориях муниципальных образований, внедрению культуры и этики предпринимательской деятельности как положительного примера и опытадля местного населения.

Список литературы

1. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Б. Ясина, А. Чепуренко, В. Буева. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. С. 149.

2. Постсоветский институционализм — 2006. Власть и бизнес / под ред. Р. М. Нуреева. Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2006. С. 317—328.

3. Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Ростовской области 2008. Стат. сборник. Ростовстат, 2009. С. 216—218, 220.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 159.

5. Bateman М. Neo-liberalism, SME development and the role of business support centers in the transition economies of central and eastern Europe // Small Business Economics. 2001.Vol. 14. Iss. 4. P. 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.