Научная статья на тему 'Основные направления повышения эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на региональном уровне'

Основные направления повышения эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2015
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ БРЕМЯ / REGION / BUSINESS / GOVERNMENT SUPPORT / INVESTMENT CLIMATE / INNOVATIVE DEVELOPMENT / COMPETITION / ADMINISTRATIVE BURDENS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колычева Жанна Ярославовна, Ячник Наталья Станиславовна

В данной статье рассматриваются основные направления повышения эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, которые позволят повысить устойчивость региональной экономики, улучшить инвестиционный климат, обеспечат социальное и инновационное развитие, добросовестную конкуренцию, поддержку высокотехнологичных секторов экономики, снизят административное давление на бизнес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANT DIRECTIONS OF IMPROVING THE STATE SUPPORT EFFECTIVENESS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AT THE REGIONAL LEVEL

This paper discusses the main ways of increasing the effectiveness of government support measures for small and medium-sized businesses at the regional level which will increase the stability of the regional economy, improve the investment climate, ensure social and innovative development, fair competition, support for high-tech sectors of the economy, reduce the administrative burden on business.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на региональном уровне»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

www.hjournal.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

КОЛЫЧЕВА ЖАННА ЯРОСЛАВОВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: ruhnjak@mail.ru

ЯЧНИК НАТАЛЬЯ СТАНИСЛАВОВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства, Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: yachnika@mail.ru

В данной статье рассматриваются основные направления повышения эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, которые позволят повысить устойчивость региональной экономики, улучшить инвестиционный климат, обеспечат социальное и инновационное развитие, добросовестную конкуренцию, поддержку высокотехнологичных секторов экономики, снизят административное давление на бизнес.

Ключевые слова: регион; предпринимательство; государственная поддержка;

инвестиционный климат; инновационное развитие; конкуренция; административное бремя.

THE IMPORTANT DIRECTIONS OF IMPROVING THE STATE S U P P O RT E F F E C TI VE N E S S O F S M AL L AN D M E D I U M -SIZED BUSINESSES AT THE REGIONAL LEVEL

KOLYCHEVA ZHANNA, YA.,

Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor of the Department «Economy and Management», Rostov state university of means of communication, Rostov-on-Don,

e-mail: ruhnjak@mail.ru

YACHNIK NATALYA, S.,

Candidate of Economic Sciences (PhD), Associate Professor of the Department «Economy and Business», Rostov state university of means of communication, Rostov-on-Don,

e-mail: yachnika@mail.ru

This paper discusses the main ways of increasing the effectiveness of government support measures for small and medium-sized businesses at the regional level which will increase the stability of the regional economy, improve the investment climate, ensure social and innovative development, fair competition, support for high-tech sectors of the economy, reduce the administrative burden on business.

Keywords: region; business; government support; investment climate; innovative development; competition; administrative burdens.

JEL: B52, M21.

© Колычева Ж. Я., Ячник Н. С., 2014

Постановка проблемы

Основа системы обеспечения социально-экономического развития российских регионов в настоящее время нуждается в модернизации и реформировании к условиям создания конкурентоспособной среды для развития всех видов

деятельности и достижения состояния экономики устойчивого развития. Основным источником, позволяющим осуществить предполагаемую трансформацию в условиях рыночного взаимодействия всех субъектов жизнедеятельности, является предпринимательская деятельность.

Изучение вопроса эффективности социально-экономического развития

региона в области стимулирования развития малого и среднего

предпринимательства предполагает анализ существующих ограничений и проблем, проявляющихся в основном в виде административных барьеров.

На наш взгляд, малое и среднее предпринимательство обладает сложным и противоречивым характером, это связано с несовершенством нормативно-правовой базы в области государственного регулирования предпринимательской деятельности, проблемами организационного характера в направлении обеспечения государственной поддержки, недоступностью банковского кредитования для вновь создаваемых малых предприятий, дефицитом финансовых средств в местных бюджетах на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства; остаются не доступными общеэкономические и специализированные консультации для предпринимателей, по-прежнему отсутствует взаимодействие органов власти и представителей бизнес-элит, наличие высоких административных барьеров и отсутствие производственной инфраструктуры для развития предприятий малого и среднего бизнеса.

Все эти барьеры формируют предпосылки для развития негативных тенденций в сегменте малого и среднего предпринимательства, препятствуют его развитию, и за счет их снижения или устранения возможно регулировать уровень развития малого и среднего предпринимательства.

Следствием государственного регулирования и законодательства нередко выступают административные барьеры, если оно характеризуется неупорядоченностью отношений субъектов малого и среднего предпринимательства и органов государственной власти при доступе к материальным ресурсам. В целом административные барьеры можно сгруппировать следующим образом (см. рис. 1):

Рис. 1. Классификация административных барьеров Источник: составлено автором на основе анализа научной литературы (Тяглов и Колычева, 2013).

Помимо сокращения административных барьеров, необходимо

проанализировать и другие трудности, которые могут возникнуть у

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

предпринимателей в процессе своей деятельности. Так, например, опрос предпринимателей Ростовской области показал, что помимо высоких ставок арендной платы и ограниченности финансовых средств, в торговле актуальность имеет проблема с лицензированием, ее отметили 17,3% респондентов сферы торговли.

В строительстве 28,5% опрошенных представителей компаний отметили лицензирование как проблему. Помимо высоких ставок аренды (28,8%), проблемой для строительного бизнеса является криминальная обстановка (19,6%) в регионе.

Представители сферы услуг выделили в тройку лидеров как проблему высокие ставки арендной платы (36,0%), ограниченность финансовых средств (20,9%) и процесс регистрации (13,5%).

Для сельского хозяйства основными препятствиями развития являются ограниченность финансовых средств (49,5%), высокие ставки арендной платы (24,7%) и трудности с получением кредита (15,6%).

В деятельности малых предприятий пищевой промышленности проблемными являются процесс регистрации (4,8%), ограниченность финансовых средств (21,9%) и проверки контрольно-надзорных органов (16,1%).

Для сферы ЖКХ основной проблемой является коррупция в органах власти и управления. Ее отметили 75% опрошенных представителей бизнеса в отрасли ЖКХ.

В промышленности тройка проблем-лидеров совпадает с проблемами, которые отметили представители сельского хозяйства. Таковыми для них являются высокие ставки арендной платы, ограниченность финансовых средств и трудности с получением кредита.

В сфере культуры, науки и спорта все опрошенные предприниматели отметили как проблему процесс лицензирования.

Анализ проблем малого и среднего предпринимательства показывает, что в общей своей массе самыми актуальными проблемами для предпринимателей остаются высокие ставки арендной платы, ограниченность финансовых средств и процесс регистрации.

Детерминантой модернизации предпринимательской деятельности в рамках обеспечения социально-экономического развития региона является его инфраструктура, позволяющая трансформировать процессы реформирования на различные объекты достижения благополучия в российских регионах с позиции интересов государства, общества и бизнеса, что позволит сформировать сбалансированную структуру сопряженных подсистем и всей социальноэкономической системы региона в целом.

Диагностика состояния малого и среднего предпринимательства в сложившейся ситуации может рассматриваться как средство анализа состояния всей региональной экономики, отражающее несовершенство институциональных условий, складывающихся в регионе, и неэффективное использование ресурсов.

Основные условия, необходимые для развития МСП Таблица 1

Недвижимость и инфраструктура

- Доступность земельных участков

- Доступность производственной недвижимости

- Доступность складских помещений

- Доступность офисных помещений

- Доступность выставочных помещений

- Качество транспортной инфраструктуры

- Качество логистической инфраструктуры

- Доступность новых энергетических мощностей

- Качество электроснабжения

- Доступность тарифов на электроэнергию

Людские ресурсы

- Доступность квалифицированных инженеров и технических специалистов

- Доступность квалифицированных рабочих

- Доступность специалистов непроизводственных подразделений

Продолжение табл. 1

Финансовые ресурсы

- Доступность краткосрочных финансовых ресурсов (до года)

- Доступность среднесрочных финансовых ресурсов

- Доступность долгосрочных финансовых ресурсов

Административный климат и безопасность

- Общий уровень административных барьеров

- Качество работы налоговых органов

- Свобода от давления со стороны проверяющих инстанций

- Свобода от давления правоохранительных органов

- Свобода от давления со стороны криминала

- Общий уровень коррупции

- Свобода от коррупции в типичных ситуациях

Система поставщиков

- Доступность поставщиков, машин и оборудования

- Доступность поставщиков комплектующих

- Доступность поставщиков бизнес-услуг

Источник: составлено автором на основе анализа научной литературы (Идрисов, 2013).

В результате проведенного анализа предпринимательской деятельности нами сделаны следующие выводы в части повышения эффективности работы по преодолению и устранению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, а также по модернизации мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

На сегодняшний день в Программах развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на период с 2009-2014 г. не включены задачи, связанные с преодолением административных барьеров, необходимо их включить в такие программы. Также отсутствует логическая связь между задачами, поставленными в Программе, и мероприятиями для их решения. Неясно, как и какие из приведенных мероприятий будут воздействовать на развитие малого бизнеса, преодоление административных барьеров.

Предприниматели указывают на серьезные проблемы, связанные с дефицитом финансовых ресурсов для приобретения недвижимого имущества и высокими ставками за пользование земельными участками. Предлагается рассмотреть возможность продажи помещений, находящихся в муниципальной собственности и используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, на льготных условиях, например в рассрочку, без увеличения их стоимости. Кроме того, используя судебную практику и рыночную статистику, пересмотреть в сторону понижения кадастровую стоимость земельных участков, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства.

Также необходимо освободить индивидуальных предпринимателей, впервые прошедших государственную регистрацию, от уплаты налогов в рамках патентной или упрощённой системы налогообложения в течение двух лет с момента регистрации, в отношении всех субъектов Российской Федерации. В настоящее время принято такое решение только в качестве пилотного проекта в отношении регионов, отобранных для эксперимента.

Механизм реализации государственных закупок должен быть усовершенствован, так как государственные заказчики при заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции (товаров, услуг) для государственных нужд по целому перечню видов продукции, отнесенным к приоритетным, могут размещать у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе у индивидуальных предпринимателей, не менее 15% общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки. Однако на практике данное требование не выполняется.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

Для повышения эффективности распределения государственной поддержки и снижения административных барьеров ввести индивидуальную карту предпринимательской структуры, отличительной особенностью которой является включение, помимо стандартных характеристик предприятия, планируемого им инвестиционного проекта, данных об уже полученной и ожидаемой поддержке, таких характеристик, как тип финансового состояния предприятия, рейтинг региона локализации предприятия по уровню развития региональной институциональной среды предпринимательства и рейтинговые оценки составляющих его показателей (уровень предпринимательской активности, реализации и результативности финансовой поддержки в регионе).

В связи с недостаточной информированностью предпринимателей о работе муниципальной (городской, районной) комиссии по устранению нормативноправовых, административных и организационных барьеров облегчить доступ предпринимателей к источникам информации, например, освещать результаты работы Комиссии путем освещения в печатных изданиях, через телевидение и т.д.

Немаловажное значение, по нашему мнению, приобретут мероприятия, позволяющие сделать государственную поддержку адресной, например, в зависимости от размера предприятия, вида деятельности, «стажа работы» предприятия, относительной эффективности предприятия и т.д.

Для повышения экономической жизнедеятельности малого бизнеса и преодоления административных барьеров в дополнение к общей системе льгот для малых предприятий должны разрабатываться отдельные программы льгот, имеющие характер «специальных мер», включающие в себя различные организационно-экономические, финансово-экономические льготы. В регионе необходимо установить кто, в какой мере, при каких условиях может воспользоваться дополнительными льготами, цель которых - стимулировать определенные направления предпринимательской деятельности либо повысить экономическую жизнеспособность определенной группы малых предприятий. Льготы могут устанавливаться на год или на более длительный период, что позволяет привлечь внимание предпринимателей к важным для народного хозяйства сферам деятельности либо привлечь новых людей в малое предпринимательство, снижая уровень риска, повышая возможности укрепления экономической жизнеспособности вновь начатого дела.

Главной особенностью форм оказания государственной поддержки в России является одинаковая для всех малых предприятий система поддержки. То есть упор делается на решение общих проблем — совершенствование налогообложения, развития инфраструктуры рынка и т.п., разрабатываются совместные программы развития малого и среднего бизнеса. Господдержка в России оказывается «в целом и общем» без учета факторов, определяющих экономическую жизнеспособность малых предприятий: сферы деятельности (группы отраслей), средней численности

работников на предприятии, относительной эффективности малых предприятий в конкретной сфере деятельности или отрасли, стажа работы предпринимателя.

Несмотря на улучшение деятельности регистрационных, контрольнонадзорных и фискальных органов в части регистрации, выдачи разрешений и контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, тем не менее, сохраняются отдельные проблемы. В частности, в отдельных межрайонных инспекциях ФНС РФ сохраняется порядок проведения так называемых «согласительных» комиссий, на которых регистрирующихся предпринимателей опрашивают на предмет их предстоящей деятельности, планируемых доходов и др. Кроме того, при размещении различных запросов в ФНС РФ сохраняются очереди. Предлагается отказаться от такой практики собеседования, повысить эффективность работы службы за счет реализации электронных сервисов при выдачи различного рода справок. В случаях, когда предпринимателями используются специальные режимы налогообложения (единый налог на вмененный доход, патент), предлагается исключить обязанность предпринимателя вести кассовую книгу.

Ведение кассовой книги по сути направлено на учет показателей деятельности, которые не требуются при исчислении налоговых платежей, и требует использования дополнительных квалифицированных специалистов. Кроме того, предлагается исключить проверки «кассовой дисциплины» представителями налоговых органов без предварительного предупреждения предпринимателей.

Таким образом, модернизация государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках обеспечения устойчивого развития региона должна охватывать в первую очередь его инфраструктурные отрасли и решать конкретные задачи, способствующие повышению социального и экономического благополучия населения региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Идрисов А. (2013). Стратегия развития региона. Сайт Агентства финансовой информации «Консультант». (http://www.dinform.ru/newanalit).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс Опоры 2012. (http: //new.opora.ru/projects/index).

Информационно-аналитический доклад Национального института

системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) «Малый бизнес и государственная поддержка сектора». 2010.

Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад РАРМП. М. РАРМП. 2010.

Тяглов С. Г. и Колычева Ж. Я. (2013). Пути инновационного развития малого бизнеса в системе региональной экономики. Ростов-н/Д: Изд-во «Содействие-XXI век».

(http://www.donland.ru/экономика/предпринимательство).

(http://www .gks.ru).

REFERENCES

Idrisov A. (2013). The development of regional strategy. Agency's financial information "Consultant». (http://www.dinform.ru/newanalit). (In Russian).

Support Index in 2012. (http: //new.opora.ru/projects/index). (In Russian).

Informational Analytical Report by the National Institute for System Studies of Entrepreneurship (NISIPP). «Small Business and State Sector Support». 2010. (In Russian).

Small Business in Russia. The Problems and Prospects. The Analytical Report RARMP. Moscow, RARMP Publ. 2010. (In Russian).

Tyaglov S. G. and Kolycheva Z. Y. (2013). The Ways of Innovation Development of Small Businesses in the Regional Economy. Rostov-on-Don, Publ. House «Assistance-XXI Century» (In Russian).

(http ://www.donland.ru/ economics/business).

(http://www .gks.ru).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №3. 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.