Научная статья на тему 'Государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса: региональный аспект'

Государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ / ОБЪЕМ ВЫРУЧКИ / РИСКИ / FREE ENTREPRENEURSHIP / SMALL AND MIDDLE BUSINESS / STATE SUPPORT / NUMBER OF WORKERS / VOLUME OF RECEIPTS / RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токмачева Н. В.

В статье акцентируется внимание на особенностях государственной и региональной поддержки малого и среднего бизнеса в России. Автор также говорит о зарубежных и отечественных критериях деления предприятий на микро-, малые и средние, показывает их роль в экономик, а также риски, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления свой деятельности. В статье даны дополнительные рекомендации развития предпринимательства как на государственном, так и на региональном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE SUPPORT OF SMALL AND MIDDLE BUSINESS DEVELOPMENT: REGIONAL ASPECT

The article focuses on the features of state and regional support of small and middle business. The author also speaks about foreign and domestic criteria of business division into micro-, small and middle enterprises, shows their role in economy as well as risks which they are put at in their activity. The article gives extra recommendations of free entrepreneurship both at the state and regional levels

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса: региональный аспект»

6. ЗабеллоЯ. Монокультура нефти // Слияния и поглощения. 2007. N° 6. С. 71.

7.Дырка от скважины. Кому и как достается рента в современной России // Политический журнал «Архив». 2003. № 1 (1) / [Электронный ресурс], Режим доступа: http: //www.poHtjournal. ru/preview.php?action= Artides&dirid=37&tek=268&issue=n свободный.

8. Новиков В. Рента счет любит [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал КАДИС, 31 января 2006 Режим доступа: http://www.kadis.ru/daily/dayjust.phtml?id=25869&PrintVersion=1, свободный.

9Мазур И.И. Топливно-энергетический комплекс - основа развития экономики России XXI века / Альманах «Государство Российское» // Природные ресурсы. Изд-во АСМО-пресс, 2001.

10. Субботин М. Закон «О недрах» - пейзаж перед битвой // Нефть России. 2002. № 12. С. 58.

11. Смольнякова Т. Недра без коррупции. Интервью с министром природных ресурсов Ю.П. Трутневым // РГ. 2005. 14 декабря.

12. Эксклюзив. Министр природных ресурсов Российской Федерации Юрий Трутнев: В России может появиться более 70 стратегических месторождений Interfax [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.interfax.com/, свободный.

13. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007 «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации») // РГ. 2007. 28.04.

УДК 338.366

Токмачева Н. В., к. эк. н , доц.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

State support growth of small and middle business: regional aspect

В статье акцентируется внимание на особенностях государственной и региональной поддержки малого и среднего бизнеса в России. Автор также говорит о зарубежных и отечественных критериях деления предприятий на микро-, малые и средние, показывает их роль в экономик , а также риски, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления свой деятельности. В статье даны дополнительные рекомендации развития предпринимательства как на государственном, так и на региональном уровне.

Ключевые слова и словосочетания: свободное предпринимательство,

малый и средний бизнес, государственная поддержка, численность работников, объем выручки, риски

The article focuses on the features of state and regional support of small and middle business. The author also speaks about foreign and domestic criteria of business division into micro-, small and middle enterprises, shows their role in economy as well as risks which they are put at in their activity. The article gives extra recommendations of free entrepreneurship both at the state and regional levels

Keywords: free entrepreneurship, small and middle business, state support, number of workers, volume of receipts, risks

В рыночной экономике место и роль субъектов малого и среднего предпринимательства определяются его функциями и реальным вкладом в общественное развитие. Опыт развитых стран показывает, что малое предпринимательство участвует в формировании рыночной конкурентной среды, обеспечивает занятость высвободившегося из государственного сектора населения, развивает наукоемкое производство. С экономической точки зрения, предприниматель - человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, создает новые рабочие места.

В современных условиях предприятия частного сектора являются ведущими субъектами хозяйственной деятельности и двигателем экономического роста. В них сконцентрированы основные человеческие, материальные, интеллектуальные и предпринимательские ресурсы, грамотное использование которых позволяет любой экономике поддерживать высокий уровень национальной конкурентоспособности и занимать лидирующие позиции в мире.

Предпринимателей можно найти практически везде, во всех областях - в образовании, медицине, науке, юриспруденции, архитектуре, в социальной сфере, в сферах производства и распределения. При этом предпринимательская деятельность может развиваться в рамках мелких и средних предприятий, которые в свою очередь могут быть связаны с достаточно крупными предприятиями. Многие транснациональные корпорации направляют значительную часть своего бюджета на исследования и разработки дальнейшего инновационного развития и расширения деятельности. Но именно в малом бизнесе предпринимательский дух и инициатива заставляют искать и находить самые оптимальные и эффективные с коммерческой точки зрения пути развития.

Предприятия малого и среднего бизнеса стали по существу основой экономики наиболее развитых стран. Ярким примером тому служат США, страны ЕС и Япония, в которых на долю малого и среднего бизнеса приходится 50-70% ВВП и 50-70% в общей численности занятых. Так, в США ежегодно возникает 600-800 тыс. новых предприя-

тий, благодаря которым появляются новые рабочие места. При этом на долю малых предприятий приходится от 60% до 80% новых рабочих мест на протяжении последнего десятилетия. Здесь следует учесть, что вновь созданные деловые предприятия (их ежегодно регистрируется от 500000 до 1000000), которые не создают новые рабочие места, приходятся на те, в которых и хозяин и работник представлены в одном лице [1].

Таким образом, субъектами малого бизнеса могут быть как самозанятые граждане, так и граждане, привлекающие дополнительные трудовые ресурсы к своему бизнесу. При этом критерии отнесения предприятия к малым и средним весьма различны: величина капитала и объем продаж; положение на рынке, форма собственности, сфера деятельности и т.д.

Например, в материалах, подготовленных комиссией по инвестициям к заседанию Совета по торговле и развитию в рамках 17-й сессии ООН (2000 г.), была предложена следующая схема разделения субъектов малого предпринимательства, исходя из численности штатных работников: субъекты микробизнеса - не более 5 чел.; субъекты малого бизнеса - от 6 до 50 чел.; субъекты среднего бизнеса - от 51 до 250 чел [2]. Вместе с этим, между европейскими странами существуют различные подходы к определению секторов микро-, малого и среднего бизнеса (БМЕ), общеевропейские программы фактически адресованы лишь части БМЕ в каждой отдельной стране. Свои собственные определения БМЕ использовали такие организации, как Европейский инвестиционный банк и Европейский инвестиционный фонд. В целях приведения определений БМЕ, применяемых на территории Европейского союза, в единый, унифицированный вид, Европейская комиссия приняла следующее определение микро-, малых и средних предприятий, которые в совокупности составляют сектор малого и среднего бизнеса в экономиках западноевропейских стран. Так, в соответствии с определениями Еврокомиссии от 6 мая 2003года малыми предприятиями считаются предприятия со штатной численностью сотрудников менее 50 человек, среднегодовым оборотом не более 10 млн. евро и суммой баланса не более 10 млн. евро. К средним предприятиям относятся предприятия со штатной численностью сотрудников до 250 человек и среднегодовым оборотом до 50 млн. евро и суммой баланса 43 млн. евро (табл. 1) [3].

Таблица 1

Критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу, принятые в странах -членах Европейского союза

Показатели Средние предприятия Малые предприятия Микро- предприятия

Максимальное, чел. 250 50 10

Максимальная величина годового оборота: млн евро. 50 10

Максимальная величина балансовой стоимости: млн евро, млн руб. 43 10

В отличие от развитых стран, в России до недавнего времени отсутствовала многоуровневая классификация хозяйствующих субъектов для целей налогообложения и налогового контроля, статистического наблюдения и международного анализа. Утративший силу федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», не давал качественной характеристики деятельности предприятий, отражающей эффективность такой деятельности. С 1 января 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Теперь, основными критериями, на основе которых предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, являются численность работников и объем оборота. Для среднего предприятия средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250 человек включительно, для малого предприятия - от 16 до 100 человек и для микропредприятия - до 15 человек включительно (п.2 ч.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ). Согласно критериям, по которым в настоящее время российские предприятия относятся к малым, субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не более 25%, и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующие предельные уровни: в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научнотехнической сфере - 60; оптовой торговле - 50; розничной торговле -30; в остальных отраслях - 50 человек [4]. Средняя численность работ-

ников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. Также в качестве критериев используется выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год. На сегодняшний день установлены следующие размеры выручки: для микробизнеса - 60 млн. руб., для малого бизнеса - 400 млн. руб., для среднего бизнеса - 1 млрд. руб.

В настоящее время для России малое предпринимательство представляет собой тот сектор экономики, развитие которого способно оказать в будущем самое позитивное воздействие на социальноэкономическое положение как страны в целом, так и ее регионов. Однако удельный вес малых предприятий в структуре валового внутреннего продукта в целом по России невелик - порядка 12%. А число индивидуальных предпринимателей на 1 января 2008г. по России составило 3434,2 тыс. человек [5]. Если взять показатели по Ростовской области, то доля продукции малых и средних предприятий в общем объеме ВРП в 2007 году составила 20,2 процента. Это говорит о положительной динамике. Кроме этого, к 2008 году Ростовская область по числу малых предприятий занимала шестое место в рейтинге регионов России [6]. На сегодняшний день ситуация, характеризующая основные показатели деятельности малых и средних предприятий по региону такова (табл. 2).

Таблица 2

Основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий в Ростовской области в 2009 году [7].

Показатели Средние предприятия Малые предприятия Микро- предприятия

Число предприятий на конец года 687 7334 39259

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. чел 61,6 187,5 79,5

Среднесписочная численность внешних совместителей, тыс. чел 0,6 12,2 9,9

Среднесписочная численность 1,4 6,1 0,8

работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. чел

Оборот предприятий, млрд руб. 92,1 261,3 137,8

Инвестиции в основной капитал 4,5 13,3 1,8

Удельный вес в основных экономических показателях, в п зоцентах

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) 5,1 15,6 6,6

Среднесписочная численность внешних совместителей 3,3 25,3 20,5

Среднесписочная численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера 4,8 21,5 2,7

Оборот предприятий 7,7 22,0 11,6

Инвестиции в основной капитал 2,7 8,0 7,0

Это напрямую связано с всесторонней поддержкой субъектов малого и среднего бизнес на уровне управления нашим регионом. В первую очередь с рядом нормативно-правовых актов, которые направлены на развитие малого и среднего бизнеса Дона. В первую очередь это Областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РО» от 13.05.2008 г. № 20-ЗС (с последующими редакциями). Это также областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области, реализуемая на протяжении ряда лет. Это и другие акты способствующие этому процессу.

Так, благодаря вышеназванной программе сформирована инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей малого бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки.

В Ростовской области действуют: 9 бизнес-инкубаторов; 10 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития; 21 агентство поддержки и развития малого и среднего предпринимательства; 2 технопарка; 3 инновационно-технологических центра; 21 информационно-консалтинговый центр по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств.

Финансирование всех мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса ведется как на бюджетной, так и на внебюджетной основе.

Все эти меры позволили Ростовской области стабильно удерживать ведущие позиции в развитии малого предпринимательства. Кроме того, Ростовская область уже не раз награждалась дипломами как лучший регион по развитию малого предпринимательства, созданию для этого наиболее благоприятных условий, формированию законодательной базы в указанном секторе экономики.

Однако, как показывает практика деятельности субъектов малого бизнеса, в их повседневной жизни достаточно хватает проблем и рисков, которые в период экономического кризиса усугубляются и негативно сказываются на развитии предпринимательства. Подробный анализ рисков, путем проведения мониторинга на протяжении всего 2009 года осуществлялся Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Руководители и/или владельцы 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России ежемесячно отвечали на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности [8]. Риски в основном были следующего характера: «достаточно высокие» или «очень высокими» цены поставщиков, обременительность «неформальных платежей», падение объемов продаж, снижение рентабельности, и как следствие рост задолженностей административное давление со стороны налоговых органов, а также увеличение количества рейдерских захватов .

Однако на первом месте стоит проблема доступа к кредитным ресурсам. Исследования последних лет показывают, что спрос на финансовые ресурсы в малом бизнесе не удовлетворен. Наравне с небольшими по объему и короткими по срокам займами требуются крупные долгосрочные вложения в данном секторе экономики. Развитие кредитования и микрофинансирования, появление разнообразных кредитных продуктов, упрощение доступа к финансовым ресурсам не решают главную проблему - недостаток обеспечения.

Особое место имеют налоговые риски. При этом трактовка налогового риска как такового может быть представлена следующим образом - сопутствующая осуществлению предпринимательской деятельности измеримая неопределенность наступления неблагоприятных материальных последствий для субъектов налоговых правоотношений

[9].

Среди таковых можно выделить: риск неправильного выбора специального налогового режима; риск неуспешной оптимизации налогообложения; риск переплаты налогов; риск неуплаты или не-

полной уплаты налогов и возникновение в связи с этим ответственности за совершение налогового правонарушения и др.

Эти риски могут быть обусловлены, как объективными, так и субъективными факторами. В качестве объективных факторов можно назвать меняющуюся внешнюю и внутреннюю среду ведения бизнеса, в том числе: изменение политической и экономической ситуации в стране, изменение налогового законодательства, а также изменение его трактовки и формулировки. В качестве субъективных факторов могут выступать конкретные лица, которые принимают решения по поводу специфики ведения бизнеса: выбор налогового режима, выбор партнеров, ведение бухгалтерского и налогового учета и др.

Кроме этого, отметим, что предстоящее вступление России в ВТО неразрывно связано с ужесточением требований к конкурентоспособности предприятий, качеству продукции и услуг, производимых субъектами предпринимательской деятельности. Для снижения негативных последствий этого шага необходимо повышать информационный и образовательный уровень субъектов малого бизнеса. Как следствие, необходимо обеспечить высокое качество предоставления информационной и образовательной поддержки посредством расширения способов её предоставления, повышения квалификации специалистов организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого бизнеса.

В качестве дополнительных рекомендаций в развитии предпринимательства на уровне государства и субъектов Российской Федерации, исходя из тех проблем, с которыми сталкивается бизнес, можно выделить следующие [10]:

^ разработка законодательных инициатив, направленных на упрощение административных процедур осуществления предпринимательской деятельности, устранение избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора), сертификации продукции;

^ упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к электросетям путем открытия информации о свободных мощностях, установления низких фиксированных цен для присоединения к энергомощностям и электросетям;

^ упрощение доступа субъектов малого предпринимательства к недвижимому имуществу путем:

- утверждения перечней целевого регионального и муниципального имущества (здания и помещения) для аренды субъектами малого и среднего предпринимательства и публикация в интернете банка дан-

ных о помещениях государственной и муниципальной собственности (реестры имущества);

- предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства преференций (льгот) при выкупе арендуемого государственного и муниципального имущества, а также снижения ставок по аренде нежилых помещений и земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности; создание/развитие системы дополнительного (в том числе дистанционного) образования, обеспечивающей переподготовку и повышение квалификации специалистов для сферы малого предпринимательства; расширение доступа субъектов малого предпринимательства к государственному заказу путем:

> увеличения верхней границы, установленной для размеров начальной (максимальной) цены заказов, предназначенных для субъектов малого предпринимательства;

^ создания специальных электронных площадок, объединяющих государственные заказы, предназначенные для субъектов малого предпринимательства;

^ совершенствование системы финансирования проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе, включая дальнейшее развитие субсидирования процентных ставок по кредитам, получаемым субъектами малого и среднего бизнеса в кредитных организациях.

А в качестве рекомендаций по налоговому регулированию в области совершенствования государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса нами могут быть предложены следующие:

^ проведения бесплатных разъяснительных семинаров и консультаций, помогающих правильно (с минимальными потерями) осуществить выбор режима налогообложения

^ введение «налоговых каникул» для вновь созданных организаций и предприятий, относимым к субъектам малого бизнеса;

^ создание бесплатных консультационных центров, при налоговых инспекциях по поводу заполнения и сдачи налоговой отчетности.

Представленные выше рекомендации не являются исчерпывающими. Время вносит свои коррективы. Однако, работая в этих направления, осуществляя поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, как на государственном, так и на региональном уровне органы власти создают основу для улучшения социально-экономического климата в обществе. Поскольку предприниматель, приумножая свое богатство, преумножает богатство всей нации.

Литература

1. Судакова Н.А. Американские индивидуальные предприятия: современное состояние и организация // США и Канада. 2008. №5. С.93.

2. Гашенко И.В. Налоговое законодательства и его влияние на развитие малого и среднего бизнеса// Экономические науки. 2009. № 5 (54). С.207.

3. Зверев А. Меры государственной поддержки малых и средних предприятий в Германии // Экономист. 2009. №9. С. 34.

4. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Официальный сайт. - [Электронный ресурс], М. - 2009. - http://www.consultant.ru

5. Малое предпринимательство в России. 2008: Стат.сб./ Росстат. -М., 2008.

6. Администрация Ростовской области. Официальный сайт.- [Электронный ресурс], М.-2009.-www.donlend.ru

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области. Официальный сайт.- [Электронный ресурс], М.-2009.-www.rostov.gks.ru

8. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Официальный сайт. [Электронный ресурс] www.opora.ru

9.Ханафеев Ф.Ф., Ханафеев А.Ф. Налоговые риски в малом бизнесеб методические аспекты// Финансы и кредит. 2008. №35. С.56

10. Литвак Е., Мигин С., Соболь Д. Проблемы диверсификации экономики России // Общество и экономика. 2009. № 4-5. С.73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.