Научная статья на тему 'Особенности критериев отнесения к малому и среднему бизнесу и их отличия в Беларуси, России и Польше'

Особенности критериев отнесения к малому и среднему бизнесу и их отличия в Беларуси, России и Польше Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1723
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук
Ключевые слова
КРИТЕРИИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / БЕЛАРУСЬ / РОССИЯ / ПОЛЬША

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козел К.П.

Существуют определенные критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса индивидуальных предпринимателей и организаций. В некоторых странах определение субъекта хозяйствования как малого предприятия или индивидуального предпринимателя дает возможность получения налоговых льгот и других преференций.Рассмотрены особенности критериев отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему бизнесу в Беларуси, России и Польше. Сравнение проводилось по таким критериям, как среднесписочная численность работников, вид деятельности, годовой оборот, цель деятельности и состав учредителей.В процессе сравнительного анализа выявлены сходства и существенные различия между критериями отнесения к малому предпринимательству в названных странах. Сделаны соответствующие выводы относительно Беларуси, дана оценка применения некоторых критериев в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiar Features of Criteria Pertaining to Small and Medium Business and Their Difference in Belarus, Russia and Poland

There are definite criteria that help to classify individual entrepreneurs and organizations as small and medium business categories. Definition of an economic management subject as a small enterprise and an individual entrepreneur provides possibilities to obtain tax privileges and other preferences in some countries.The paper considers peculiar features of criteria that allow to define an economic management subject as a small and medium business in Belarus, Russia and Poland. Comparison has been carried out according to such criteria as average manpower, type of economic activity, annual turnover, purpose of the activity and founder staff.The comparative analysis has made it possible to reveal similar features and significant differences between criteria used for definition of small entrepreneurship in the above-mentioned countries. Corresponding conclusions in respect of Belarus are made in the paper. The paper also contains evaluation of application of some criteria in our country.

Текст научной работы на тему «Особенности критериев отнесения к малому и среднему бизнесу и их отличия в Беларуси, России и Польше»

УДК 334.723

ОСОБЕННОСТИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ К МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ БИЗНЕСУ И ИХ ОТЛИЧИЯ В БЕЛАРУСИ, РОССИИ И ПОЛЬШЕ

Асп. КОЗЕЛ К. П.

Белорусский национальный технический университет

В разных странах существуют определенные критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса индивидуальных предпринимателей и организаций. В некоторых странах определение субъекта хозяйствования как малого предприятия или индивидуального предпринимателя дает возможность получения налоговых льгот и других преференций.

Критериями отнесения к малому предпринимательству могут выступать:

среднесписочная численность работников - количество работников по списку за все календарные дни отчетного периода [1];

вид деятельности - дополнительный признак к среднесписочной численности работников, т. е. ограничивается количество работников по определенному виду деятельности; не может рассматриваться как самостоятельный критерий;

годовой оборот или баланс за предыдущий год - данные, которые отражаются в бухгалтерском балансе за отчетный год;

цель деятельности малых и средних предприятий - это извлечение прибыли;

• состав учредителей - процентное отношение участия учредителей в формировании уставного фонда малого или среднего предприятия.

В данной статье рассматриваются особенности критериев отнесения к малому и среднему бизнесу и их отличия в Беларуси и некоторых соседних странах, а именно в России и Польше.

Республика Беларусь. В Беларуси согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» (далее - Закон № 685-ХШ) под субъектами малого предпринимательства

понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

в промышленности и на транспорте - до 100 чел.;

• в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере - до 60 чел.;

• в строительстве и оптовой торговле - до 50 чел.;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 чел.;

в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 чел.

Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал [2].

При превышении установленной среднесписочной численности работников субъект малого предпринимательства лишается льгот, предусмотренных законодательством о поддержке малого предпринимательства, на тот период (квартал), в течение которого допущено указанное превышение, и на следующий за этим периодом квартал [3].

В Беларуси к малому бизнесу относятся также индивидуальные предприниматели, у которых согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 760 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 "О некоторых мерах по регулированию

предпринимательской деятельности"» число наемных работников не должно превышать трех человек из числа близких родственников [4].

Таким образом, в Беларуси существуют два критерия отнесения к малому бизнесу: по численности и виду деятельности в отрасли народного хозяйства, т. е существуют количественные ограничения среднесписочной численности работников в различных сферах деятельности. В белорусском законодательстве не закреплены критерии отнесения к среднему бизнесу.

Стоит отметить, что в списочную численность работников в Беларуси включаются работники, заключившие трудовой договор (контракт) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу. В списочную численность работников включаются как фактически работающие, так и временно неработающие по каким-либо причинам. Не включаются в списочную численность работников внешние совместители и лица, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам [5].

В Законе № 685-ХШ при определении субъектов малого предпринимательства такой критерий, как «цель деятельности», отдельно не выделяется. Согласно ст. 132 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З «предприятием как объектом прав

признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». Обращаясь к ст. 1 Гражданского кодекса, в котором дается определение предпринимательской деятельности как деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, можно утверждать, что в Беларуси критерий отнесения к субъектам малого предпринимательства по цели деятельности существует [6].

Таким образом, критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса в Беларуси можно представить следующим образом (табл. 1).

Российская Федерация. В Российской Федерации основным действующим документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, является Федеральный Закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 88-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 1 ст. 3 Закона № 88-ФЗ субъектами малого предпринимательства являются коммерческие организации, соответствующие определенным критериям, а также физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Таблица 1

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса в Беларуси

Критерий Среднесписочная численность работников, чел. Цель деятельности

Малый бизнес Средний бизнес Малый бизнес

Сфера деятельности Индивидуальные предприниматели с учетом занятости работников только по признаку родства не более трех

Промышленность До 100

Транспорт До 100

Строительство До 60

Сельское хозяйство До 60 - Извлечение прибыли

Научно-техническая сфера До 60

Оптовая торговля До 50

Бытовое обслуживание населения, розничная торговля До 30

Другие отрасли непроизводственной сферы До 25

Примечание. «-» - признаки отсутствуют. Вестник БНТУ, № 1, 2009

Критерии, в соответствии с которыми организации могут рассматриваться в качестве субъектов малого предпринимательства, также определены Законом № 88-ФЗ [7] и подразделяются по:

цели деятельности. Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Согласно ст. 116-121 Гражданского кодекса Российской Федерации к некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Следовательно, все эти организационно-правовые формы не могут относиться к малому предпринимательству [8];

• составу учредителей. Малыми предприятиями могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 50 %.

Кроме того, доля иностранных юридических лиц в уставном капитале предприятия также не должна превышать 25 %. При участии в уставном капитале иностранных физических лиц организация может являться субъектом малого предпринимательства независимо от доли иностранного капитала.

Следует обратить внимание на то, что согласно данному критерию не предусмотрено никаких ограничений в аспекте организационно-правовой формы предприятия;

средней численности работников за отчетный период. Малыми предприятиями могут считаться только коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности - 100 чел.; в строительстве - 100 чел.; на транспорте - 100 чел.;

в сельском хозяйстве - 60 чел.; в научно-технической сфере - 60 чел.; в оптовой торговле - 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел. [7].

Многопрофильные малые предприятия, т. е. осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предоставляемая законодательством альтернатива - годовой объем оборота или годовой объем прибыли означает, что предприятие самостоятельно определяет, каким из этих показателей оно будет руководствоваться [9].

В России в отличие от Беларуси в среднесписочную численность работников помимо работников по списку за все календарные дни отчетного периода включаются работающие по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений конкретного юридического лица [8].

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса в России представлены в табл. 2.

Несмотря на то, что в России существуют четкие критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому бизнесу, на сегодняшний день это не имеет практической значимости. После изменений Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогу на прибыль для малого предпринимательства отменены, а специальные режимы налогообложения могут применять все предприятия и предприниматели без образования юридического лица, отвечающие определенным критериям, независимо от их принадлежности к малому бизнесу.

Польша. В Польше определение малого предпринимательства в целом соответствует критериям отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в Европейском Союзе.

Таблица 2

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса в России

Критерий Сфера деятельности^- Среднесписочная численность работников, чел. Цель деятельности Состав учредителей

Малый бизнес Средний бизнес Малый бизнес Малый бизнес

Промышленность До 100 - Извлечение прибыли Не менее 75 % доли в уставном капитале должно принадлежать самому малому предприятию; не более 25 % доли уставного капитала может принадлежать Российской Федерации, ее субъектам, общественным и религиозным организациям, одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, иностранным юридическим лицам. При участии в уставном капитале иностранных физических лиц организация может являться субъектом малого предпринимательства независимо от доли иностранного капитала

Строительство До 100

Транспорт До 100

Сельское хозяйство До 60

Научно-техническая сфера До 60

Оптовая торговля До 50

Бытовое обслуживание населения, розничная торговля До 30

Другие отрасли непроизводственной сферы До 50

Примечание. «-» - признаки отсутствуют.

В Европейском Союзе, помимо малых и средних предприятий, выделяют микропредприятия, для которых устанавливаются количественные ограничения среднесписочной численности работников. Так, согласно Европейскому обозрению малых и средних предприятий № 6 (далее - Обозрение № 6) [1] указываются представленные в табл. 3 количественные ограничения работников.

Помимо ограничения среднесписочной численности работников, в Европейском Союзе используются такие критерии отнесения к ма-

лому и среднему бизнесу, как годовой товарооборот (до 40 млн евро) или общий баланс (до 27 млн евро) [10, 11].

В Польше критериями отнесения к субъектам малого и среднего выступают:

• среднесписочная численность работников; годовой оборот или баланс за предыдущий

год;

состав учредителей. Детально ограничения по критериям представлены в табл. 4.

Таблица 3

Количественное ограничение работников при отнесении к субъектам малого и среднего бизнеса в Европейском Союзе согласно Обозрению № 6

Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие

Среднесписочная численность работников, чел. До 9 От 10 до 49 От 50 до 249

Таблица 4 Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса в Польше

Критерий Тип бизнеса Среднесписочная численность работников, чел Годовой оборот или баланс за предыдущий год, млн евро Состав учредителей

Малый До 49 До 7 или до 5 Участие в уставном фонде других субъектов не должно превышать 25 %

Средний От 50 до 249 До 40 или до 27

Таким образом, в Польше в отличие от Европейского Союза не выделяются микропредприятия. По среднесписочной численности работников на малых и средних предприятиях ограничения аналогичны. Величины годового оборота и баланса, установленные в Европейском Союзе для малого и среднего бизнеса, совпадают с величинами для средних предприятий Польши, а для малых предприятий эти цифры значительно меньше. Также в Польше существует процентное ограничение участия других субъектов в уставном капитале предприятия (не более 25 %).

В Ы В О Д Ы

В процессе рассмотрения критериев отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему бизнесу в Беларуси, России и Польше были выявлены сходства и существенные отличия.

1. В Беларуси, России и Польше общим является критерий среднесписочной численности работников. Только в первых двух странах существует дополнительный критерий «вид деятельности», по которому среднесписочная численность работников ограничивается сферой деятельности предприятия.

2. В Беларуси и России существуют различия в определении среднесписочной численности работников. В России оно шире и включает в себя внешних совместителей и лиц, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам.

3. В Беларуси и России нет определения среднего бизнеса в отличие от Польши, где различают малые и средние предприятия. В Беларуси определение значения этого критерия позволило бы расширить сферу малого и среднего бизнеса.

4. В России отдельно выделяется критерий отнесения к малому предпринимательству по цели деятельности, в Беларуси, как и в Польше, такого прямого выделения нет.

5. В Польше и России в отличие от Беларуси существуют требования к составу учредителей малого и среднего предприятия в виде процентного ограничения участия в уставном фонде.

6. В Польше используется критерий отнесения к малому и среднему бизнесу по показателям годового оборота и общего баланса за

предыдущий год, чего нет ни в России, ни в Беларуси. Централизованное определение этого критерия позволило бы привести цифры названых показателей к единым значениям для всех субъектов малого предпринимательства, что облегчило бы их обращение в банки для получения кредитов.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Словарь предпринимателя / под ред. проф. Н. Н. Пи-липенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 580 с.

2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 окт. 1996 г., № 685-ХШ // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

3. О государственной поддержке малого предпринимательства: Указ Президента Респ. Беларусь, 19 июля 1996 г., № 262: с изм. и доп. от 23.04.1999 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 33. - 1/291.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285: Указ Президента Респ. Беларусь, 29 дек. 2006 г., № 760 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

5. Основные показатели деятельности малых предприятий Республики Беларусь 2008: стат. сб. / М-во стат. и анализа Респ. Беларусь. - Минск, 2008. - 100 с.

6. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на апрель 2008 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

7. О государственной поддержке малого предпринимательства, в Российской Федерации: федер. Закон Рос. Федерации, 14 июня 1995 г., № 88-ФЗ: в ред. Закон Рос. Федерации от 02.02.2006, № 19-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2007.

8. Все о малом предпринимательстве. Регистрация. Учет. Налоги / под ред. А. В. Касьянова. - М.: Гросс Медиа, 2007. - 536 с.

9. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 536 с.

10. Малый и средний бизнес в странах с переходной экономикой, 2003 г. // Экономическая Комиссия ООН для Европы [Электронный ресурс]. 2008. - Режим доступа: http://www.unece.org/indust/sme/ece-sme.htm Дата доступа: 26.05.2008.

11. О критериях отнесения к субъектам малого предпринимательства за рубежом // Публикации \ международная деятельность, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства [Электронный ресурс]. 2008. - Режим доступа:- http://minamp.rbc.ru/ru/International_activities/Publi-сайош/319/ Дата доступа: 28.05.2008.

Поступила 08.08.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.