Научная статья на тему 'Проблемы формирования инфраструктуры обеспечения инновационного развития депрессивных территорий Ростовской области'

Проблемы формирования инфраструктуры обеспечения инновационного развития депрессивных территорий Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ДЕПРЕССИВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE SYSTEMS / DEPRESSED TERRITORY / PROBLEMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова О. А.

Анализируется современное состояние инфраструктуры обеспечения инновационного развития Ростовской области, имеющей в своем составе депрессивные шахтерские территории. Предлагаются основные направления развития инновационной инфраструктуры и рассматриваются проблемы, связанные с реализацией данных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzes the current state of infrastructure for the innovative development of Rostov Region, which is a depressed mining territory. There are basic directions for the development of innovative infrastructure and addresses the problems associated with the implementation of these reforms.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования инфраструктуры обеспечения инновационного развития депрессивных территорий Ростовской области»

О .А. ЧЕРНОВА

Проблемы формирования инфраструктуры обеспечения инновационного развития депрессивных территорий Ростовской области

Анализируется современное состояние инфраструктуры обеспечения инновационного развития Ростовской области, имеющей в своем составе депрессивные шахтерские территории. Предлагаются основные направления развития инновационной инфраструктуры и рассматриваются проблемы, связанные с реализацией данных преобразований.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инновационная система, депрессивные территории, проблемы инновационного развития.

Problems of Forming Infrastructures for the Innovative Development of Depressed Regions in Rostov Region. O.A. CHERNOVA

Analyzes the current state of infrastructure for the innovative development of Rostov Region, which is a depressed mining territory. There are basic directions for the development of innovative infrastructure and addresses the problems associated with the implementation of these reforms.

Key Terms: Innovative Infrastructure, Innovative Systems, Depressed Territory, Problems of Innovative Development.

Развитие инновационных процессов характеризуется сложным комплексным характером и предполагает соответствующие изменения институционального пространства, прежде всего - развитие инновационной инфраструктуры, призванной обеспечивать удовлетворение потребностей предприятий в инновационных ресурсах, технологиях, квалифицированных деловых услугах. Особое значение развитие инновационной инфраструктуры имеет для депрессивных территорий, поскольку позволяет максимально полно вовлечь в процессы инновационного развития отсталые территориальные образования путем установления рациональных связей между отдельными потенциально инновационными субъектами и создания условий для стимулирования инновационной активности.

Нами поставлена задача проанализировать проблемы инновационного развития бывших шахтерских городов Ростовской области, таких как Новошахтинск, Гуково, Белая Калитва, Донецк, Зверево. Данные муниципальные образования отличаются отсутствием деловой активности и низкими показателями социально-экономического

развития по сравнению с промышленно развитыми центрами - Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Волгодонском, Новочеркасском. Сравнительные показатели социально-экономического положения шахтерских городов (табл. 1) свидетельствуют о значительной неоднородности процессов экономического развития в регионе, что говорит о недостаточно эффективном использовании его инновационного потенциала.

Стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов, расположенных в отсталых муниципальных образованиях, осуществляется путем формирования новых организаций и учреждений рыночного типа, обслуживающих и содействующих инновационному развитию, и в первую очередь развитию малого инновационного бизнеса. Закрепление за малым бизнесом ведущей роли в Областной целевой программе развития инновационной деятельности Ростовской области, а также в программах региональной поддержки хозяйствующих субъектов шахтерских территорий обусловлено в определенной мере отсутствием на депрессивных территориях интересов крупного бизнеса. У крупных предприятий нет достаточных стимулов вкладывать средства в продвижение наукоемких инновационных проектов в муниципальных образованиях, отличающихся недостатком квалифицированной рабочей силы, где бывшие горняки длительное время не имели работы или являются ограничено трудоспособными.

Для решения задачи инновационного развития шахтерских территорий в Ростовской области формируется инновационная система, на которую возложены функции регулирования экономических отношений по производству, обмену, распределению и потреблению инноваций.

В первые годы реализации Программы развития инновационной деятельности в Ростовской области большая доля затрат выделялась на создание и развитие технопарков, бизнес-инкубаторов в муниципальных образованиях. Об этом свидетельствует соотношение затрат на реализацию отдельных мероприятий Программы за 2004-2007 гг. (рис. 1). В настоящее время на территории Ростовской области действуют 13 инновационно-технологических центров, 48 потребительских кредитных кооперативов, 11 фондов поддержки малого предпринимательства, 20 агентств поддержки малого и среднего бизнеса,

19 информационно-консалтинговых центров, бизнес-инкубаторы и технопарки. В 2007 г. основным направлением реализации Программы становится финансовое обеспечение инновационной деятельности субъектов хозяйствования (96,8 % затрат в их общем объеме). Несмотря на то что по сравнению с 2006 г. абсолютный прирост затрат на развитие объектов инфраструктуры составил 9855,6 тыс. руб., доля этих затрат в общем объеме выделенных финансовых средств не превышает 3 %.

Сравнительные показатели социально-экономического положения городов Ростовской области [3]

Показатель ну - а к - в то с Ро Волгодонск Таганрог Новочеркасск к нс инт £ В о в о Н ы В в Гуково Зверево Донецк

Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций, млрд руб. 41,1 10,1 4,4 1,7 1,9 4,1 0,3 0,1 0,3

Инвестиции в основной капитал по малым предприятиям, млрд руб. 10,98 0,36 0,30 0,30 0,06 0,40 0,13 0,01 0,12

Объем отгруженных товаров собственного производства крупных и средних организаций, выполненных работ, услуг собственными силами, млн руб. 123,0 14,6 35,7 26,6 1,4 6,8 1,1 0,1 1,2

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 12,7 11,4 10,7 9,8 7,1 8,4 8,0 8,8 8,0

Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций, млн руб. 14495,5 508 4537 1361 62,5 161 -4,2 -203 1,6

Распределение предприятий и организаций, тыс. ед. 94,5 3,3 5,6 3,4 0,7 3,1 0,6 0,2 0,5

Количество малых предприятий, тыс. ед. 16,0 1,6 2,5 1,4 0,2 1,2 0,3 0,05 0,1

Оборот малых предприятий, млн руб. 305 333 14 304 24 494 9 687 1 639 10 644 2 875 151 1 014

30

20

10

0

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

В Финансовая поддержка 628065,318

□ Информационное обеспечение инновационной деятельности 587,5 500 1295,9

■ Развитие системы подготовки и переподготовки кадров 100 99 200

□ Развитие объектов инновационной инфраструктуры 1380,3 5137,3 9144,4 19000

□ Нормативно-правовое обеспечение 469

Рис. 1. Соотношение затрат на развитие инновационной деятельности в Ростовской области, тыс. руб. [4]

Рассмотрим, насколько эффективно реализуют свои функции объекты инновационной инфраструктуры на шахтерских территориях.

Информационная и экспертно-консалтинговая деятельность. Информационно-методологическое обеспечение инновационной деятельности в Ростовской области осуществляется через разработку и издание нормативных, методических, справочных и аналитических материалов по вопросам, связанным с инновационной дея-

тельностью, проведение мониторинга инновационного потенциала, освещение в СМИ результатов инновационного развития, проведение выставок-ярмарок, интернет-выставок и т. п. Однако, несмотря на предоставляемые возможности получения поддержки в вопросах стратегического инновационного развития, субъекты малого бизнеса шахтерских территорий недостаточно используют информационнообразовательный потенциал данных структур (табл. 2). Для сравнения: научно-технологическим центром «Таганрог», ИТЦ «ЮжноРоссийский техноагроцентр» и ИТЦ «ИнтехДон» в 2007 г. было предоставлено 545 услуг, а количество заключенных договоров на об-луживание составило 226 [2]. Такая ситуация объясняется «инновационной пассивностью» предпринимателей шахтерских территорий при отсутствии направленного рекламно-информационного воздействия со стороны представителей организаций инновационной инфраструктуры.

Таблица2

Информационно-методологическая поддержка, оказанная малому и среднему бизнесу в 2007г.

Организация Количество услуг по разработке бизнес-планов и оформлению документов Количество заключенных договоров на обслуживание

Агентство поддержки малого и среднего бизнеса г. Белая Калит-ва и Белокалитвинского района 5 4

Красносулинское агентство поддержки малого и среднего бизнеса 34 1

Агентство поддержки предпринимательства Красносулинского района 26 0

Шахтинское агентство поддержки малого и среднего бизнеса 13 0

ДМУ «Бизнес-инкубатор» г. Донецка 6 0

Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор 0 0

Бизнес-инкубатор при НП «Агентство поддержки малого и среднего бизнеса г. Белая Калитва и Белока-литвинского района» 5 0

Бизнес-инкубатор при муниципальном фонде местного развития г. Гуково 4 0

Итого 93 5

Кроме того, важной проблемой деятельности агентств поддержки малого и среднего бизнеса, а также бизнес-инкубаторов является то, что так называемое информационное и экспертно-консалтинговое сопровождение инновационного предпринимательства в шахтерских городах, как правило, выражается в трансфере уже известных и апробированных технологий без внесения каких-либо доработок и изменений. Несомненно, что в краткосрочном периоде «заимствование» инноваций в определенной мере решает задачи социально-экономического развития и роста благосостояния населения территории. Положительный эффект проявляется и в том, что такое «догоняющее развитие» дает возможность хозяйствующим субъектам получить опыт организации взаимодействия и открыть экономическую систему к инновациям. Однако для обеспечения стимулирования инновационного бизнеса в основе стратегических исследований должен лежать принцип конструктивизма, который исходит из понимания того, что инновационные знания нельзя насаждать в готовом виде (заимствовать). Информационная и экспертно-консалтинговая подсистемы инновационной инфраструктуры должны не только обеспечивать целенаправленное и оперативное информационное сопровождение предпринимателей по вопросам регистрации бизнеса и разработки необходимой документации, но и предоставлять консалтинговые услуги по вопросам концентрации ресурсов в тех направлениях деятельности, которые позволят им выступить в роли мощного катализатора для са-моконструирования инновационного потенциала, накопления и синтеза внутренне генерируемых знаний.

Кадровое обеспечение инновационного развития. В целом научный потенциал и потенциал высшего профессионального образования Ростовской области являются достаточно высокими: 22 крупные и средние научные организации, 21 государственный вуз, 28 филиалов вузов, 38 негосударственных высших и средних профессиональных учреждений, 350 образовательных учреждений дополнительного образования для взрослых. Важным элементом развития инновационного потенциала региона является функционирование на территории пяти шахтерских городов 12 филиалов ведущих высших учебных заведений области, осуществляющих подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с потребностями местного и регионального рынка труда, в том числе и в сфере инновационной деятельности (табл. 3). Помимо основных образовательных программ населению предлагаются программы повышения квалификации и обучающие программы в сфере управления инновациями, по основам малого предпринимательства, в том числе через дистанционное обучение. Как правило, выпускники данных учебных заведений остаются работать в своем городе.

Однако развитие кадрового потенциала инновационной сферы шахтерских территорий осложнено следующими факторами:

- нехватка квалифицированных преподавателей по инновационным образовательным программам;

- отсутствие единого понимания со стороны органов власти и работодателей содержания программ подготовки кадров в области организации и управления инновационной деятельностью;

- низкий спрос со стороны населения шахтерских территорий на обучение в сфере инноваций вследствие отсутствия внутренних мотиваций к инновационной активности.

Перечисленные проблемы, а также специфические характеристики населения шахтерских территорий обусловливают необходимость решения задачи вовлечения его в инновационные процессы в комплексе с мерами по созданию условий для социально-экономического развития территории.

Таблица3

Учреждения высшего профессионального образования шахтерских городов Ростовской области [7]

Муниципальное образование Высшее учебное заведение

Гуково Гуковский институт экономики и права (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Донецк Филиал института управления, бизнеса и права

Красный Сулин Донской институт дистанционного образования Филиал Южно-Российского технического университета

Новошахтинск Новошахтинский филиал Южного федерального университета Новошахтинский филиал Южно-Российского государственного технического университета

Шахты Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса Шахтинский институт Южно-Российского государственного технического университета (НПИ) Институт открытого образования Филиал Московского гуманитарного института Филиал Южного федерального университета Шахтинский филиал Южно-Российского гуманитарного института

Развитие интеграционного взаимодействия. Важную роль в обеспечении интеграции науки и производства призваны играть инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, технологические и научные парки, выполняющие функции инфраструктуры внедренческого бизнеса (рис. 2).

Рис. 2. Инфраструктура внедренческого бизнеса

Объединение на корпоративной основе крупных предприятий, инновационных структур и вузов позволяет решать проблемы высокотехнологичных отраслей [5]. В промышленно развитых городах Ростовской области результатом такого взаимодействия является создание малых инновационных предприятий, из которых наиболее известны следующие:

• Медиком Мтд - разработка и поставка сложной компьютерной медицинской техники для исследования деятельности головного мозга (электроэнцефалография);

• ДиакомАвто - исследования и разработка приборов для качественного анализа состояния узлов автомобиля, проведение контрольно-диагностических работ;

• НЕЛАКС - разработка и изготовление акустических и ультразвуковых приборов различного назначения, обслуживание электронных и акустических приборов;

• Научно-техническая фирма «ТАКОН» - усовершенствование и создание новых методов и средств неразрушающего контроля конструкций и материалов, научно-техническое прикладное обслуживание и оказание услуг в области неразрушающего контроля;

• Научно-конструкторское бюро «Миус-2» - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области радиоэлектроники и медицинской техники;

• ДэйтаМикро - исследования и разработки в области электроники, систем управления и автоматики, вычислительной техники, программное обеспечение;

• Визард - системы управления, автоматики, вычислительной техники, разработка программного обеспечения;

• НИЦ ЭР ГОРО - специализация в области сверхкритических технологий.

Однако в шахтерских городах отсутствуют действенные механизмы стимулирования интеграционного взаимодействия «малый бизнес-средний бизнес-крупный бизнес». Как уже было отмечено выше, крупные предприятия не заинтересованы в развитии своей производственно-хозяйственной деятельности на депрессивных территориях, в том числе и в виде различных форм взаимодействия с местным бизнесом. На наш взгляд, это обусловлено рядом факторов:

• предприятия депрессивных территорий не могут гарантировать постоянные положительные денежные потоки;

• крупные компании не желают брать на себя дополнительные риски, соответствующие реальной стоимости активов местного бизнеса;

• крупные компании не ставят задачу развивать и увеличивать инновационный потенциал отсталых территорий.

Очевидно, что в этих условиях необходимо форсировать сотрудничество малых и крупных предприятий, создавая структуры, обеспечивающие на постоянной основе их научно-производственное взаимодействие. Данный процесс должен стать магистральным направлением государственной политики регионального инновационного развития.

Финансовая поддержка инновационной деятельности в Ростовской области реализуется по следующим направлениям:

- краткосрочное и долгосрочное банковское кредитование, бюджетные кредиты муниципальных образований, кредиты из средств фондов поддержки малого предпринимательства и местного развития;

- займы Ростовского регионального государственного фонда поддержки предпринимательства, Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства и кредитных кооперативов;

- субсидирование части затрат и процентной ставки по привлеченным кредитам.

Субъекты малого предпринимательства шахтерских территорий пользовались государственной финансовой поддержкой в разной степени (рис. 3).

Е31 И 2 И3 Ш4 Ш5 Ш

Рис. 3. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства шахтерских территорий Ростовской области, тыс. руб. (данные на 01.10.2007 г.) [6]: 1 - субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам; 2 - компенсация части расходов на оплату услуг по землеустроительным работам; 3 -субсидирование на возмещение части стоимости арендных платежей; 4 - субсидирование лизинговых платежей; 5 - субсидии на развитие в малом секторе экономики приоритетных сфер деятельности; 6 - субсидирование проектов начинающих предпринимателей

Благодаря субсидированию процентной ставки развивается сотрудничество субъектов предпринимательства с банками. Так, в 2007 г. соисполнителями Программы развития Ростовской области выступали 17 банков, предоставившие более 25 тыс. кредитов малому бизнесу на общую сумму около 55 млрд руб. В дополнение к банковскому кредитованию активно развивается система кредитной кооперации, ориентированная на бизнес с относительно низким уровнем дохода. В Ростовской области действуют 48 кооперативов, выдавших займов на сумму более 700 млн руб. Важной формой финансовой поддержки малого бизнеса является микрофинансирование через систему фондов поддержки местного развития и сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов - СПКК (рис. 4).

За 2005-2007 гг. 314 субъектов малого предпринимательства получили займы на общую сумму более 90 млн руб. Однако, как правило, путем привлечения банковских кредитов и займов финансируется стадия производства, в то время как наибольшие затраты инновационный бизнес требует на стадии проведения исследований. В связи с этим на шахтерских территориях в рамках развития институтов финансовой поддержки инноваций необходимо развивать венчурное финансирование.

1---------1---------1--------1---------1--------1--------1---------1--------1--------

0 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 9000

Рис. 4. Услуги микрофинансирования малого бизнеса в шахтерских городах Ростовской области в 2007 г. (тыс. руб.): 1 - СПКК «Надежда», 2 -СПКК «Содействие», 3 - СПКК «Белокалитвинский», 4 - Муниципальный фонд местного развития Белокалитвинского района, 5 - Фонд местного развития г. Красный Сулин, 6 - Муниципальный фонд местного развития г. Зверево, 7 - Шахтинский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства, г. Шахты, 8 - Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства г. Донецка, 9 - Муниципальный фонд местного развития г. Гуково, 10 - НО «Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства» г. Новошахтинска

Однако, несмотря на достаточно развитую инновационную инфраструктуру и всестороннюю поддержку малого предпринимательства, позволяющую отчасти решить задачи трудоустройства высвобожденных работников горных предприятий и получить новые источники поступлений в муниципальные бюджеты, малый бизнес шахтерских территорий Ростовской области мало ориентирован на инновационную деятельность. Так, из зарегистрированных в 2006 г. 31 353 малых предприятий только 92 (0,3 %) относятся к инновационным [4]. Малый бизнес получил наибольшее развитие в тех сферах, которые не требуют большого вложения капитала и обеспечивают быструю

□ 1 Е32 ЕЗ 3 Ш4 В5 06 Ш7

Рис. 5. Распределение малых предприятий (%) в Ростовской области по экономическим видам деятельности в 2006-2007 гг. [4]: 1 - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 2 - обрабатывающие производства; 3 - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 4 - строительство; 5 - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; 6 -транспорт и связь; 7 - другие виды деятельности

окупаемость инвестиций: финансово-спекулятивная деятельность,

торгово-посреднические операции (рис. 5).

Такое положение объясняется низким уровнем развития стимулирующих механизмов в направлении формирования и продвижения промышленных инноваций в сфере малого предпринимательства. Существующие программы поддержки малого бизнеса на шахтерских территориях, а также налоговые льготы, предоставляемые в соответствии с Областным законом «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области», как правило, носят общий характер и ориентированы на содействие развитию малого предпринимательства в целом. В связи с этим необходимо сформировать и развивать инфраструктуру, обеспечивающую коммерциализацию промышленных инноваций, а также разработать меры по стимулированию к использованию данной инфраструктуры.

Кроме того, существующий финансовый и денежно-кредитный механизм, система налогообложения не обеспечивают притока инвестиций и налоговых поступлений в местные бюджеты. В результате муниципальные власти оказываются практически незаинтересованными в развитии бизнеса, в том числе инновационного, на своей территории [1]. Деятельность местных органов власти на депрессивных территориях ориентирована на решение текущих (краткосрочных) проблем: обеспечение трудоустройства высвобожденных в результате закрытия горных предприятий работников, повышение качества жизни населения, - в то время как основная задача состоит не столько в формализации уже устоявшихся отношений, обеспечивающих положительную динамику социально-экономического развития территории, сколько в изменении внутренней структуры экономики, стимулировании потребности в инновациях, позволяющей обеспечить стратегическое развитие.

Таким образом, анализ состояния инновационной инфраструктуры в Ростовской области позволяет сделать вывод о наличии предпосылок для развития инновационного бизнеса на ее территории. Дальнейшее совершенствование инновационной системы предполагает необходимость дифференцированного подхода к обеспечению функционирования ее элементов в промышленно развитых и отсталых муниципальных образованиях. Для стимулирования инновационного развития шахтерских городов необходимо учитывать слабую восприимчивость их экономики к инновациям, обусловленную низкой «ресурсной готовностью». Комплексное решение перечисленных выше проблем позволит создать на депрессивных шахтерских территориях действующие структуры, способные обеспечивать ресурсное сопровождение инновационных процессов с момента зарождения идеи до реализации ее в конкретный инновационный проект.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Агибалов Ю.В. Формирование доходов местных бюджетов: практика и проблемы / Ю.В. Агибалов // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19 (76). С. 47.

2. Аналитическая информация о деятельности инновационнотехнологических центров и технопарков в Ростовской области / Малый бизнес Дона. - Режим доступа http://www.mbdon.ru/ stat.htm [Дата обращения 05.03.2009 г.].

3. Муниципальная статистика // Территориальный орган федеральной государственной службы статистики по Ростовской области за 2007 г. - Режим доступа: http://rostov.gks.ru/munstat/Lists/List/ AllItems.aspx [Дата обращения 05.03.2009 г.].

4. Отчетные данные о реализации областных целевых программ развития инновационной деятельности Ростовской области за 2004-2006 годы и 2007-2008 годы. - Режим доступа: http://www.

^п1ап^ги/соп1еп1/т£о.а8р?рш1;И=77&тГоЫ=8084&1;орю1пГоИ=8 084 [Дата обращения 05.03.2009 г.].

5. Постановление Правительства «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий» № 651 от 18.06.1999 г. -Режим доступа: http://mfopravo.by.ru/fed1999/ch05/akt18817.shtm [Дата обращения 01.11.2008 г.].

6. Пояснительная записка к результатам рейтинговой оценки работы администраций муниципальных образований в части развития малого предпринимательства по итогам I полугодия 2007 года / Администрация Ростовской области. - Режим доступа: http://www.don1and.ru/ [Дата обращения 05.03.2009 г.].

7. Федеральный портал «Российское образование» - Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.5/rgn.60400000/index.php [Дата обращения 05.03.2009 г.].

© Чернова О. А., 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.