22 (325) - 2013
Инновациииинвесшиции
УДК 338.49
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЕДРЕНЧЕСКОГО БИЗНЕСА
О. А. ЧЕРНОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учета E-mail: chernovaolga71@mail. ru Новошахтинский филиал Южного федерального университета
Низкий уровень коммерциализации научных разработок в России предполагает необходимость переосмысления показателей оценивания деятельности объектов инновационной инфраструктуры. В статье обоснована необходимость дополнения критериев оценивания показателями, характеризующими эффективность применяемых форм и способов деятельности объектов инновационной инфраструктуры в сфере коммерциализации инноваций.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, показатель, оценка, деятельность, объект, эффективность, результативность.
Смещение парадигмы общественно-экономического развития в сферу науки и инноваций неизбежно приводит к переосмыслению критериев оценки деятельности объектов инновационной инфраструктуры с точки зрения ее ориентированности на материализацию научных исследований и разработок в продукты и технологии. Современная ситуация характеризуется низким уровнем коммерциализации научных разработок, что, с одной стороны, обусловлено отсутствием способностей «создателей новых знаний» (ученых, изобретате-
лей) продвигать свой продукт бизнесу, с другой -невысокой способностью отечественного бизнеса продуктивно потреблять новые знания. Как отмечают В. И. Беляев и О. Н. Пяткова, создатели знаний могут и не догадываться о формах их практического приложения, следовательно, в производстве инноваций должны участвовать два взаимозависимых звена: одно из них создает новые знания, другое -находит им практическое применение [1, с. 23]. В данном процессе коммерциализации инноваций опосредующим звеном должны стать объекты инфраструктуры внедренческого бизнеса.
Функции инфраструктуры внедренческого бизнеса призваны выполнять инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-промышленные комплексы, бизнес-инкубаторы, технологические и научные парки, которые позволяют на основе объединения на корпоративной основе крупных предприятий, инновационных структур и вузов решать проблемы высокотехнологичных секторов экономики. Например, в Ростовской области в настоящее время функционируют 1 ИТЦ (НП ИТЦ «Ин-Тех-Дон»), 19 информационно-консалтинговых центров, 7 бизнес-инкубаторов, агентства под-
держки малого и среднего бизнеса, 4 технопарка. Результатом деятельности данных структур стало создание ряда малых инновационных предприятий, наиболее известными из которых являются ООО научно-производственно-конструкторская фирма «Медиком МТД», ЗАО «Диаком-Авто», ЗАО НПП «НЕЛАКС», ООО НКБ «Миус-2» и др.
Тем не менее следует отметить, что развитие инновационного взаимодействия науки и бизнеса не находит широкого распространения в российской практике. Так, в той же Ростовской области показатель инновационной активности предприятий имеет устойчивую тенденцию к снижению и в 2011 г. оказался ниже уровня 2000 г. (рис. 1). Аналогичная ситуация характерна для большинства российских регионов, имеющих в целом достаточно высокие показатели социально-экономического развития. Например, уровень инновационной активности организаций в 2011 г. оказался на уровне 2000 г. и ниже для Московской, Воронежской, Смоленской, Тамбовской, Вологодской, Калининградской, Волгоградской, Самарской, Саратовской, Кемеровской областей, Ставропольского, Пермского и Хабаровского краев и ряда других регионов. Одновременно можно отметить значительный рост инновационной активности предприятий (более чем в 2 раза по сравнению с 2000 г.) в Курской области, Ямало-Ненецком автономном округе, республиках Алтай и Бурятия, в Магаданской области, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе и некоторых других.
Большинством ученых это объясняется тем, что деятельность объектов инновационной инфраструктуры оказывается наиболее эффективной на этапе становления инновационной экономики. В дальнейшем их функциональная роль сводится
к инертной позиции в поддержке малого бизнеса, в основном выражающейся в предоставлении площадей субъектам предпринимательства на льготных условиях, а также преодолении административных барьеров при регистрации, оформлении документации на получение кредитов, решении вопросов заполнения бухгалтерской и налоговой отчетности и т. п. При этом практически не ведется работа по привлечению к инновационной деятельности уже состоявшегося бизнеса. Как справедливо отмечает исполнительный директор Пермского фонда содействия венчурным инвестициям А. К. Мущинкин, деятельность объектов инновационной инфраструктуры должна быть смещена в сторону стимулирования перетекания ресурсов состоявшихся предпринимателей из традиционных отраслей экономики в ее инновационные сегменты [7]. Для обеспечения системообразующей роли объектов в конструировании инновационного потенциала территории необходимо, чтобы в их деятельности преобладали механизмы, направленные на сближение науки и бизнеса через трансферт технологий [13].
В то же время зарубежный опыт развития инновационного предпринимательства убедительно свидетельствует о том, что одним из основополагающих условий становления инновационной экономики является наличие инфраструктуры, способной обеспечить площадку для взаимодействия науки с малым и крупным бизнесом. Для развития инфраструктуры технико-внедренческих зон предусмотрено выделение в 2010 г. 11,8 млрд руб., в 2012 г. - 7,7 млрд руб., в 2020 г. - 10 млрд руб. [6]. Общие затраты на развитие инновационной инфраструктуры, включая направления развития системы венчурного финансирования, формирование
14" 12" 10" 8 "
2000
2001
2002 2003
2004
2005 2006
2007
2008 2009
2010
2011
Рис. 1. Динамика уровня инновационной активности предприятий Ростовской области, % [10]
6
4
2
0
1 000 -900" 800" 700" 600500" 400" 300" 200" 100" 0
31 2
45,5
13,8 ш 21,1 8,2 ШШ 31,5 11,2 15,1 182
¿шш 4 5 59,1 6,1 79,6 113 144
64,1 19,7
228.
89,9 Тб-
276
125
31
329
37,8
386
445
50
2005 2006 2007
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ ИД Внебюджетные источники
Рис. 2. Структура источников финансирования развития инновационной инфраструктуры в РФ
в 2005-2015 гг., млрд руб. [12]
технико-внедренческих зон, технопарков и иннова- 1
ционно-технологических центров, по источникам финансирования представлены на рис. 2.
Значительные средства на развитие инновационной инфраструктуры выделяются региональными программами социально-экономического развития. Например, долгосрочной целевой программой инновационного развития Ростовской области на 2010-2013 гг. общий объем финансовых ресурсов на развитие инновационной инфраструктуры на указанный период составил 82 038,2 тыс. руб. [7].
При этом позиция России в международном сопоставлении уровня развития науки и инноваций выглядит довольно слабо (рис. 3).
Причем, несмотря на то, что в абсолютном выражении объемы инновационной продукции повышаются, сопоставление данных объемов с величиной затрат на развитие инновационной инфраструктуры свидетельствует том, что затраты растут быстрее, чем объемы инновационных товаров и услуг (рис. 4).
Как следствие, на рубль таких затрат в 2005 г. приходилось 7,5 руб. инновационной продукции, а в 2011 г. - 5,4 руб. (рис. 5).
Для принятия управленческих решений в отношении повышения уровня «отдачи» от деятельности создаваемых инфраструктурных объектов необходимо наличие адекватной экономической оценки эффективности их функционирования. Несмотря на отсутствие единого подхода к оценке деятельности объектов
6
Россия
О ОЭСР
Рис. 3. Позиция России в международном сопоставлении развития науки и инноваций (ОЭСР - 100 %) [5]: 1 - численность исследователей на 1 000 занятых; 2 - внутренние затраты на исследовательские работы, от ВВП, %о; 3 - внутренние затраты в предпринимательском секторе, от ВВП, 0%;
4 - число триадных патентных семей на 1 млн населения; 5 - внутренние затраты на 1 публикацию,
тыс. долл.; 6 - число научных публикаций на 1 млн населения; 7 - удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, %; 8 - инновационные товары, работы, услуги, новые для внутреннего рынка, %; 9 - участие населения в непрерывном образовании, %
5
3
2 500
2 000
1 500
1 000
500
2005
2007
2008
2009
2010
2011
| Объем финансирования развития инновационной инфраструктуры I I Объем инновационных товаров, работ, услуг
Рис. 4. Сопоставление динамики объемов финансирования развития инновационной инфраструктуры с динамикой объемов инновационных товаров, работ, услуг в РФ в 2005-2011 гг, млрд руб. [8, 10]
2009
2010
2011
2005 2007 2008
Источник: рассчитано автором по материалам [8, 10].
Рис. 5. Величина объема инновационной продукции, работ, услуг, приходящаяся на 1 руб. затрат на развитие инновационной инфраструктуры в 2005-2011 гг, руб. /руб.
инновационной инфраструктуры, значительные различия в определении состава показателей и методики их расчета (табл. 1), практически все авторы выделяют в системе оценок результативную компоненту, отражающую уровень достижения поставленных целей инновационного развития. Результативные показатели увязаны с целями и задачами, обозначенными в программных документах региона. Методики оценки Benchmarking of Business Incubators, а также Национального института системных исследований проблем предпринимательства, кроме того, предполагают оценивать потенциал (жизнеспособность, устойчивость) самого объекта инновационной инфраструктуры.
В целом, можно отметить, что данные методики представлены группами показателей, сгруппированными по принципу «черного ящика», отражая ин-
дикаторы входа (ресурсную компоненту) и выхода (результативную компоненту). Некоторые авторы в систему оценок включают также показатели, позволяющие дать оценку возможностей объекта инфраструктуры (финансовый, кадровый, материально-технический потенциал и др.). Однако, как именно объекты инновационной инфраструктуры реализуют свой потенциал, какими способами достигают поставленные перед ними цели и задачи, не оценивается. Кроме того, в представленных методиках нет четкого разделения понятий «результативность» и «эффективность», тогда как П. Друкер считает принципиально важным различать данные показатели [4]. Становится очевидным, что такой подход не позволяет дать адекватную оценку эффективности деятельности объектов ин-
0
3
2
Таблица 1 Методические подходы к оценке инновационной инфраструктуры
Методика (автор)
Методика оценки Benchmarking of Business Incubators [15], применяемая в странах ЕС
Комплексная оценка соответствия инновационной инфраструктуры процессам развития инновационного пре дпринимательства (А. А. Иванцов) Оценка инновационной инфраструктуры через имеющийся инновационный потенциал региона
(И. В. Шляхто) [14]_
Оценка эффективности инновационной инфраструктуры на отдельных стадиях инновационного процесса, реализуемого в рамках отдельного предприятия (А. М. Пантелеев) Методика Национального института системных исследований проблем предпринимательства [2]
Оценка с позиций учредителей и с позиций малого предприятия (Н. Г. Иванова)
Оценка на основе расчета интегрального показателя ОИИРКР (Т. Н. Кашицына)
Показатель
Финансовая эффективность. Степень достижения цели. Степень влияния на региональное развитие. Полезность и жизнеспособность (устойчивость) Статические показатели оценки содержания планов инновационного развития. Динамические оценки содержания планов инновационного развития Составляющие инновационного потенциала региона
Результативно сть.
Экономичность.
Время
Показатели оценивания с позиций обследования организаций инфраструктуры. Показатели оценивания с позиций обследования малого предпринимательства Система показателей, характеризующих отдельные аспекты деятельности организации на разных стадиях развития наукоемкого предпринимательства Уровень коммерциализу-емости инновационных проектов.
Коэффициент результативности внедрения инновационных технологий. Коэффициент сравнительной активности. Конкурсная деятельность в регионе в сфере инноваций и т. д.
Источник: систематизировано автором по материалам [3].
новационной инфраструктуры внедренческого бизнеса, поскольку эффективной или неэффективной может быть не цель, а средство, которое способствует достижению данной цели или нет [13].
Таким образом, для адекватной оценки деятельности объектов инновационной инфраструктуры и в целях последующей выработки управленческих решений, направленных на повышение их роли в сфере коммерциализации инноваций, необходимо дополнение критериев оценивания показателями, позволяющими дать оценку эффективности применяемых форм и методов осуществления данными объектами инфраструктуры своих функций.
Выбор данных показателей должен осуществляться исходя из следующих соображений:
- возможность применения показателей для различных типов объектов инфраструктуры внедренческого бизнеса;
- возможность выявления сильных и слабых сторон организации;
- возможность оценки степени соответствия используемых форм и методов деятельности на достижение целей коммерциализации научных разработок;
- возможность оценки эффективности использования собственного потенциала организации на достижение поставленных перед нею целей;
- возможность оценки «прогрессивности» используемых методов работы с субъектами инновационных отношений.
При этом необходимо, чтобы выбранные критерии оценивания отражали, в какой мере результаты функционирования объекта инновационной инфраструктуры отвечают тем задачам, для решения которых они предназначены. В связи с изменениями в приказе Минэкономразвития России [9], предусматривающими разделение бизнес-инкубаторов на обычные и инновационные, представляется методологически важным выделение в комплексе показателей тех, которые отражают ориентированность объекта инновационной инфраструктуры на популяризацию предпринимательской деятельности и формирование ядра предпринимателей, и тех, которые отражают ориентированность на развитие инновационного предпринимательства.
Совокупность возможных показателей оценки деятельности объектов инфраструктуры внедренческого бизнеса представлена в табл. 2.
Приведенный перечень показателей не является исчерпывающим и может быть дополнен и скорректирован в зависимости от целей исследования и конкретных региональных условий.
Полученные показатели оценивания позволяют определить «профиль» деятельности объекта
Таблица 2
Показатели оценивания деятельности объектов инновационной инфраструктуры
Ориентированность Направление деятельности Показатель
На популяризацию Оценка результативности
предпринимательства Повышение предпринимательской активности населения Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе. Число малых предприятий на 1 000 чел. населения. Численность созданных рабочих мест на инкубируемых субъектах предпринимательства
Оценка эффективности
Комплексность и содержание предоставляемых услуг Количество мероприятий, проводимых для стимулирования предпринимательской деятельности (выставки-ярмарки, семинары и др.). Количество разработанных бизнес-планов. Количество разовых консультаций по вопросам организации предпринимательской деятельности (финансовых, организационных, правовых и пр.). Количество оформленных документов на регистрацию. Количество оформленных документов на получение финансово-кредитной поддержки
Оценка результативности
На развитие инновационного предпринимательства Успешный рост стар-тапов Доходы бизнес-инкубатора, получаемые от продажи доли в успешной инновационной компании. Количество самостоятельно функционирующих более одного года инновационных компаний, выращенных в бизнес-инкубаторе. Величина налоговых поступлений самостоятельно функционирующих инновационных компаний, выращенных в бизнес-инкубаторе. Количество патентов, зарегистрированных инкубируемыми компаниями
Оценка эффективности
Наличие партнерских отношений с вузами и научно-исследовательскими организациями, бизнесом Количество научных работников, привлекаемых для проведения исследований, оказания услуг бизнес-инкубатору. Количество студентов вузов, привлекаемых для проведения исследований, оказания услуг бизнес-инкубатору. Объемы финансирования, выделяемые для проведения научных исследований вузами и научно-исследовательскими организациями. Количество проведенных совместно с вузами, научными организациями и бизнесом мероприятий (круглых столов, конференций, выставок, семинаров-тренингов и пр.). Объемы привлеченных частных инвестиций
Источник: разработано автором.
инновационной структуры, одновременно отражая уровень развития отдельной составляющей, определяющей данное направление деятельности (рис. 6). Сопоставление фактического «профиля» с множеством целевых показателей позволяет получить целеориентирующую модель, позволяющую выявить направления развития функциональных возможностей объекта.
В настоящее время официальными показателями деятельности объектов инновационной инфраструктуры являются:
- общая площадь бизнес-инкубатора;
- площадь под инкубируемыми предприятиями;
- количество размещаемых в бизнес-инкубаторе предприятий;
- численность работающих на предприятиях субъектов малого предпринимательства;
- количество оказанных консультаций.
Это значительно затрудняет проведение комплексной оценки работы объектов инновационной инфраструктуры, в частности прогрессивность применяемых форм и методов деятельности. Тем не менее учитывая, что разработанная автором методика предлагается к использованию представителями территориальных властей, заинтересованных в развитии предпринимательской активности
17 80
10 9
• Целеориентирующая модель "Фактические данные
Источник: разработано автором. Рис. 6. Профиль деятельности объекта инновационной
инфраструктуры: 1 - количество субъектов малого и среднего предпринимательства; 2 - число малых предприятий на 10 000 чел. населения; 3 - число созданных рабочих мест; 4 - количество мероприятий для стимулирования предпринимательства; 5 - количество разработанных бизнес-планов; 6 - количество консультаций;
7 - количество оформленных документов на регистрацию; 8 - количество оформленных документов на получение финансово-кредитной поддержки; 9 - доходы бизнес-инкубатора от продажи доли в компании; 10 - количество самостоятельно функционирующих компаний; 11 - величина налоговых поступлений от инновационных компаний, выращенных в бизнес-инкубаторе; 12 - количество патентов, полученных инкубируемыми компаниями; 13 - количество научных работников, привлекаемых к исследованиям; 14 - количество студентов вузов для проведения исследований; 15 - объемы финансирования, выделяемые на исследования; 16 - количество проведенных совместно с вузами и бизнесом мероприятий; 17 - объемы привлеченных частных инвестиций
населения, не вызывает сомнения возможность получения достоверных исходных данных для проведения оценки эффективности и результативности деятельности объектов инновационной инфраструктуры.
В частности, для построения профиля деятельности Новошахтинского зонального бизнес-инкубатора (НП «НЗБИ») были использованы данные официального отчета о результатах деятельности НП «НЗБИ» за 2011 г., представленного на сайте г. Новошахтинска (рис. 7).
3
Рис. 7. Результаты деятельности НП «Новошахтинский
зональный бизнес-инкубатор» за 2011 г [11]: 1 - количество субъектов малого и среднего предпринимательства; 2 - число малых предприятий на 1 000 чел. населения; 3 - число созданных рабочих мест;
4 - количество консультаций на 1 000 чел. населения
Очевидно, что деятельность НП «НЗБИ» в основном заключается в оказании разовых консультаций населению и в целом не способствует росту предпринимательской активности населения. Например, число малых предприятий на 1 000 чел. населения составляет 2,9, в то время как в среднем по области данный показатель достигает 12,6. За 2011 г. не было разработано ни одного бизнес-плана, не оказаны услуги по оформлению документов по регистрации бизнеса, получению финансово-кредитной поддержки и пр. Тем не менее, получение доходов в размере 2 195 694 руб. (из которых 39 % доходов составляет аренда, 37,5 % - услуги по техническому сопровождению программно-методических решений и 13,5 % - консультации в рамках реализации пилотного проекта) позволяет положительно характеризовать деятельность данного объекта инновационной инфраструктуры в официальных источниках.
Таким образом, очевидно, что отсутствие в системе оценивания объектов инновационной инфраструктуры показателей, нацеленных на выявление соответствия результатов и методов их деятельности ориентирам развития инновационной экономики, затрудняет принятие решений в сфере обеспечения выполнения ими системообразующих функций в рамках триады «образование - исследования - бизнес». Предлагаемый методологический подход к
1
I
5
2
4
6
оценке деятельности объектов инновационной инфраструктуры внедренческого бизнеса базируется на определении совокупности показателей, позволяющих оценить не только уровень выполнения результативных показателей, но и эффективность выбранных методов и способов достижения поставленных результатов в разрезе целевых ориентиров модернизации и инноватизации.
Список литературы
1. Беляев В. И., Пяткова О. Н. Управленческие решения в экономике знаний: критерии обоснования в контексте инновационного развития // Вест. Томского гос. ун-та. Экономика. 2010. № 4.
2. Буев В. В., Костров А. В. Анализ состояния инновационной инфраструктуры в городе Москве и разработка предложений по совершенствованию ее деятельности. М.: НИСИПП, 2005.
3. Верховец О. А., ЛедяеваМ. А. Обзор методических подходов к оценке инфраструктуры инновационного предпринимательства. URL: http://ier. bsu. ru/public/file/verhovets_ledyaeva. pdf.
4. ДрукерП. Энциклопедия менеджмента. М.: Вильямс, 2004.
5. Инновационная Россия - 2020. (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). URL: http://www. economy. gov. ru/wps/wcm/connect/06a77680453f0daa 9dce9d4dc8777d51/proekt_strategii_innovacionnogo_ razvitiya. doc?MOD=AJPERES&CACHEID=06a776 80453f0daa9dce9d4dc8777d51.
6. Министерство экономического развития РФ -http://www. economy. gov. ru.
7. Пермская область: разработаны новые подходы поддержки развития инновационного
предпринимательства. URL: http://www.allmedia. ru/newsitem. asp?id=739925.
8. О концепции областной долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие Ростовской области на 2010-2013 годы»: решение коллегии администрации Ростовской области от 20.08.2009 № 48.
9. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации: приказ Министерства экономического развития РФ от 23.04.2012 № 223.
10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012 / стат. сб. М.: Росстат, 2012.
11. Результаты деятельности НП «Новошах-тинский Зональный Бизнес-инкубатор» за 2011 год. URL: http://www. novoshakhtinsk. org/b2b/business/ business_support/NZBI/itog/index. php.
12. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года. URL: http://www. businesspravo. ru/Docum/DocumShow. asp?DocumI D=168333&DocumType=20.
13. Чернова О. А. Методология и инструментарий формирования инновационно ориентированной стратегии сбалансированного регионального развития. Таганрог: ТИУиЭ, 2010.
14. Шляхто И. В. Оценка инновационного потенциала региона // Управление общественными и экономическими системами. 2007. № 1.
15. Benchmarking of business incubator. Final report: part 1, 2, 3. Centre for Strategy and Evaluation Services. United Kingdom, 2002.