Научная статья на тему 'Система поддержки инновационных проектов от идеи до организации серийного производства инновационной продукции. Опыт Томской области'

Система поддержки инновационных проектов от идеи до организации серийного производства инновационной продукции. Опыт Томской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОФИСЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТОК / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / ЦЕНТРЫ ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пушкаренко А. Б., Ботаева Л. Б.

В статье рассмотрен процесс создания инновационной инфраструктуры в Томской области, а также подходы к оценке эффективности её деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пушкаренко А. Б., Ботаева Л. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система поддержки инновационных проектов от идеи до организации серийного производства инновационной продукции. Опыт Томской области»

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

Система поддержки инновационных проектов

от идеи до организации серийного производства инновационной продукции. Опыт Томской области

А.Б. Пушкаренко

к. т. н., доцент, председатель Комитета по науке и инновационной политике Администрации Томской

области

Л.Б. Ботаева

к. т. н., консультант Комитета по науке и инновационной политике Администрации Томской области

lora@tomsk.gov.ru

В статье рассмотрен процесс создания инновационной инфраструктуры в Томской области, а также подходы к оценке эффективности её деятельности.

Ключевые слова: инновационная система Томской области, инновационная инфраструктура, офисы коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторы, Центры трансфера технологий.

В рамках реализации Инновационной Стратегии Томской области в период 2002-2010 годы, в регионе практически завершилось формирование системы продвижения инновационной деятельности по этапам инновационного процесса начиная от стадии формирования идей, далее классификации инновационных проектов с точки зрения перспектив их коммерциализации и до стадии освоения производства промышленной серии инновационной продукции (товар, работа, услуга). Созданная в Томской области инфраструктура поддержки инновационной деятельности и механизмы финансирования инновационных проектов представлены на рис. 1.

Всего в инновационной сфере области работает 39 элементов инновационной инфраструктуры: 13 офисов коммерциализации разработок в вузах и академических институтах, 8 инновационных бизнес-инкубаторов, 4 инновационно-технологических центра, 3 центра трансфера технологий, особая экономическая зона технико-внедренческого типа г. Томска, межведомственный центр нанотехнологий «Томскнанотех», Томский венчурный фонд, сеть рискового финансирования, 7 консалтинговых компаний, работающих в сфере поддержки инновационной деятельности и другие организации.

Сформированная в области инфраструктура обеспечивает системную поддержку инновационной деятельности, включая коммерциализацию результатов научной деятельности (офисы коммерциализации разработок и центры трансфера технологий),

генерацию наукоемкого бизнеса (бизнес-инкубаторы и инновационно-технологические центры) и заканчивая широким спектром консалтинговых услуг инновационно-активным организациям (в сфере инновационного бизнеса).

Рассмотрим деятельность основных элементов инновационной инфраструктуры.

1. Офисы коммерциализации разработок

В соответствие с Законом Томской области от

04.09.2008 № 186-ОЗ «Об инновационной деятельности Томской области» — «Офис коммерциализации разработок — специализированное структурное подразделение организации, созданное для введения результата интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот».

Офисы коммерциализации начали создаваться в организациях научно-образовательного комплекса Томской области (далее — НОК ТО) с 2002 года. Динамика работы офисов коммерциализации за 20062010 годы показана в табл. 1.

На что хотелось бы обратить внимание:

1. Наличие таких структур позволяет держать в «орбите» непрерывного мониторинга от 800 до 950 разработок в год. Из которых благодаря их классификации на предмет перспективности коммерциализации отбирается от 100 до 170 проектов.

2. Разработка сотрудниками офисов индивидуальных стратегий коммерциализации инновационных проектов, проведение предварительных

Офисы коммерциализации разработок

Т

Бизнес-инкубаторы

(студенческие,

технологические)

Инновационно

технологические

центры

ОЭЗ г. Томск

Образец \ Пробная \

серия /

Промышленная серия

Авторский коллектив, Ч^научная организация '

ПРЕДПРИЯТИЕ

Р

Ы

Н

О

К

/ / / Г арантии областного бюджета, су бс идирование процентной ставки по кредитам 1 \

Областные конкурсы НИР Областные конкурсы иннова- ционных Сеть частного рискового финансирования Региональные венчурный, гарантийный фонды

Поддержка экспорта

[Мквгшямзвды фмнамзмозкэшаммя]

Рис. 1. Система поддержки развития инновационной деятельности в Томской области

Динамика показателей работы офисов коммерциализации разработок в 2006-2010 годах

Таблица 1

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010

Количество штатных сотрудников 43 36 44 41 37

Количество разработок находящихся в базе ОКР, ед. - - 829 946 927

Количество разработок, принятых ОКР к работе, ед. 152 96 178 113 110

Проведение маркетинговых исследований, ед. - - 39 36 49

Количество проектов, поданных на конкурсы, всего: - - 338 262 306

в том числе в венчурные фонды: 4 1

в том числе проектов-победителей: 200 74 99

Создано малых предприятий, всего 13 31 14 18 41

в том числе в соответствии с Федеральным законом 217-ФЗ от 02.08.2009 г. - - - 14 37

Заключено лицензионных соглашений 20 28 18 25 51

Объем финансирования ОКР из областного бюджета, млн. руб. 2,5 3,7 3,8 1,95 3,25

маркетинговых исследований позволило за 5 лет создать 121 малое предприятие (в том числе предприятий в соответствии с новым федеральным законом от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ — 51) и заключить 142 лицензионных соглашений с промышленными организациями.

2. Инновационные бизнес-инкубаторы

В соответствие с Законом Томской области от

04.09.2008 № 186-ОЗ «Об инновационной деятельности Томской области» — «Бизнес-инкубатор — организация или структурное подразделение организации, созданная для поддержки инновационных проектов на ранней стадии их выполнения, превращения результатов проекта в коммерческий продукт и вывод его на рынок через создание новых инновационных производств».

В Томской области создана система инновационных бизнес инкубаторов, основу которой составляют студенческие бизнес-инкубаторы томских вузов.

Основная цель студенческих бизнес-инкубаторов — подготовка будущих предпринимателей наукоемкого бизнеса.

Начиная с 2004 года в Томской области открыто 8 бизнес-инкубаторов по разным технологическим направлениям:

Студенческие:

2004 год — Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Дружба» (ТУСУР);

2006 год — Инновационно-технологический бизнес инкубатор Томского государственного университета (ТГУ);

2008 год — Молодежный бизнес-инкубатор Северского технологического института — филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (СТИ НИЯУ МИФИ);

2009 год — Архитектурно-строительный бизнес-инкубатор Томского государственного архитектурностроительного университета (ТГАСУ);

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

2009 год — Студенческий технологический бизнес-инкубатор Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ).

Технологические:

2005 год — Инкубатор инновационных технологий «Аккорд» (Томский Академгородок);

2005 год — Конструкторско-технологический бизнес-инкубатор Томской области.

2008 год — Северский городской бизнес-инкубатор инновационной направленности

2.1. Студенческие бизнес-инкубаторы:

В 2004 г. на базе ТУСУР был открыт первый в России межвузовский студенческий бизнес-инкубатор, который стал одной из составляющих новой модели системы подготовки инновационных кадров. Бизнес-инкубатор рассчитан на 220 рабочих мест и ориентирован на поддержку наукоемких проектов главным образом по информационным технологиям и радиоэлектронике. В 2010 году в томских вузах работало уже пять студенческих бизнес-инкубатора. Итоги работы студенческих бизнес-инкубаторов в 2008-2010 годах представлены в табл. 2.

Эффективность работы студенческих бизнес-инкубаторов по итогам 2008-2010 годов оценивалась по двумя основными показателями:

количество проектов подготовленных и размещенных для их реализации в бизнес-инкубаторах — 452, в том числе по годам: 2008 год — 60,

2009 год — 171, 2010 год-221;

— количество созданных инновационных предприятий на основе сформированных студенческих бизнес-команд — 18 (2008 год — 4, 2009 год — 8,

2010 год — 6), в том числе предприятий в соответствии с Федеральным законом 217-ФЗ от 02.08.2009 г. — 7.

Итоги работы студенческих

2.2. Технологические бизнес-инкубаторы: Основная задача технологических инкубаторов создание льготных условий для развития инновационных производственных компаний. Итоги работы технологических бизнес-инкубаторов в 2008-2010 годах представлены в табл. 3.

Основные результаты работы технологических бизнес-инкубаторов (БИ) в 2008-2010 годах: на площадях БИ размещено 85 проектов, в том числе по годам: 2008 год — 39, 2009 год — 15,

2010 год — 31;

— созданы 15 инновационных предприятий, в том числе по годам: 2008 год — 8, 2009 год — 3,

2010 год — 4;

— создано 250 новых рабочих мест, в том числе по годам: 2008 год — 44, 2009 год — 75, 2010 год — 131;

объем выпуска продукции предприятиями, размещенными в бизнес-инкубаторах составил 159,08 млн. руб., в том числе по годам: 2008 год — 20,

2009 год — 30,68, 2010 год — 108,4.

Общие итоги работы инновационных бизнес-инкубаторов Томской области в 2008-2010 годах приведены в табл.4.

Эффективность работы сети бизнес-инкубаторов на конец 2010 года можно оценить следующими основными индикаторами:

1. Значительностью количество проектов, размещенных в бизнес-инкубаторах — 252. Такое массовое размещение проектов позволяет решать две фундаментальных задачи:

— первая, как это записано в определении бизнес-инкубатора в вышеуказанном областном законе, а именно превращать результаты инновационного проекта в коммерческий продукт

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

'-инкубаторов в 2008-2010 годах

Показатель 2008 2009 2010

Площадь инкубаторов, м2 4827 5705,6 5352,3

Количество штатных сотрудников, чел. 57 35 34

Количество проведенных конкурсов для размещения проектов в инкубаторе, ед. 5 12 11

Количество проектов, размещенных в инкубаторе, всего: 60 171 221

в том числе, размещенных в текущем году: 28 37 62

Количество созданных предприятий, всего: 4 8 6

в том числе в соответствии с Федеральным законом 217-ФЗ от 02.08.2009 г. 3 4

Объем выпуска продукции инкубируемыми предприятиями, млн руб. 88 39,65 39,1

Объем выпуска продукции предприятиями, выпущенными из бизнес-инкубатора, 71,75 118,7

млн. руб.

Количество созданных рабочих мест на инкубируемых предприятиях, чел. 59 142 37

Объем финансирования инкубатора, млн руб.: всего в том числе:

— из средств фед. бюджета: 40,55 9,75 14,3

— из средств обл. бюджета: 21,85 2,5 4,9

1,6 0,8 2,0

Количество проектов, поданных на конкурсы, всего: 48 51

в том числе в венчурные фонды: 1 0

в том числе проектов-победителей 17 19

Таблица 3

Итоги работы технологических бизнес-инкубаторов в 2008-2010 годах

Показатель 2008 год 2009 год 2010 год

Площадь инкубаторов, м2 1520 2295 3742

Количество штатных сотрудников, чел. 10 12 16

Количество проведенных конкурсов для размещения проектов в инкубаторе, ед. 7 4 5

Количество проектов, размещенных в инкубаторе, всего: 39 15 31

в том числе, размещенных в текущем году: 17 7 15

Количество созданных предприятий, всего: в том числе в соответствии с Федеральным законом 217-ФЗ от 02.08.2009 г. 8 3 4

Объем выпуска продукции инкубируемыми предприятиями, млн руб. 20 30,68 108,4

Объем выпуска продукции предприятиями, выпущенными из бизнес-инкубатора, млн. руб. 33,396 80,92

Количество созданных рабочих мест на инкубируемых предприятиях, чел. 44 75 131

Объем финансирования инкубатора, млн руб.: всего в том числе: 3,9 1,24 12,1

— из средств фед. бюджета: 1,2 -

— из средств обл. бюджета: 1,6 1,2 7,2

Количество проектов, поданных на конкурсы, всего: 13 17

в том числе в венчурные фонды: 5 3

в том числе проектов-победителей 5 11

Таблица 4

Общие итоги работы инновационных бизнес-инкубаторов Томской области

Показатель Студенческие Технологические Итого:

2008 2009 2010 2008 2009 2010 2008 2009 2010

Площадь инкубаторов, м2 4827 5705,6 5352,3 1520 2295 3742 6347 8000,6 9094,3

Количество штатных сотрудников, 57 35 34 10 12 16 67 47 50

чел.

Количество проведенных конкурсов для размещения проектов в инкубаторе, ед. 5 12 11 7 4 5 13 16 16

Количество проектов, размещенных в инкубаторе, ед., всего, В том числе в 2010 году 60 171 221 39 15 31 99 186 252

Количество созданных предприятий, всего: 4 8 6 8 3 4 12 11 10

в том числе в соответствии с Федеральным законом 217-ФЗ от 02.08.2009 г. 3 4 - - 3 4

Объем выпуска продукции инкубируемыми предприятиями, млн руб. 88 39,65 39,1 20 30,68 108,4 108 70,36 147,5

Объем выпуска продукции предприятиями, выпущенными из бизнес-инкубатора, млн. руб. 71,75 118,7 - 33,2 80,92 104,92 199,62

Количество созданных рабочих мест на инкубируемых предприятиях, чел. 59 142 37 44 75 131 103 217 168

Объем финансирования инкубатора, млн руб., всего в том числе: — из средств фед. бюджета: — из средств обл. бюджета: 40,55 21,85 1,6 9,75 2,5 0,8 14,3 4,9 2,0 3,9 1,2 1,6 1,24 1,2 12,1 7,2 44,45 23,05 3,2 4,54 2,5 2,0 26,4 4,9 9,2

Количество проектов, поданных на конкурсы, всего: в том числе в венчурные фонды: в том числе проектов-победителей: 48 1 17 51 0 19 13 5 5 17 3 11 61 6 22 68 3 30

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

и выводить его на рынок через создание новых инновационных производств (количество созданных инновационных предприятий — 33 (2008 год — 12, 2009 год — 11, 2010 год — 10); вторая, осуществлять образовательный процесс по формированию специалиста не наемного труда, а специалиста-предпринимателя на реальных инновационных проектах.

2. Наращивание объема выпуска продукции инкубируемыми предприятиями — 325,5 млн. руб., в том числе по годам 2008 год — 108, 2009 год — 70,36, 2010 год — 147,5;

3. Наращивание объема выпуска продукции предприятиями, выпущенными из бизнес-инкубаторов — 304,54 млн. руб., в том числе по годам

2009 год — 104,92, 2010 год — 199,62;

4. Создание 168 новых рабочих мест на предприятиях, размещенных в бизнес-инкубаторах.

3. Развитие центров трансфера технологий

В соответствие с Законом Томской области от

04.09.2008 № 186-ОЗ «Об инновационной деятельности Томской области» — «Центр трансфера технологий — это организация или структурное подразделение организации, созданная для перемещения результатов научной деятельности, новых технологий от ее разработчика или владельца к новому владельцу или пользователю в процессе выведения ее на рынок с целью получения прибыли».

Начиная с 2005 года, в Томске создана сеть центров трансфера технологий (ЦТТ):

2005 год — Томский региональный центр трансфера технологий (ТРЦТТ) при ОАО ТМДЦ Технопарк»;

2006 год — АНО «Томский центр трансфера технологий» (ТЦТТ);

2006 год — Международный центр трансфера технологий (МЦТТ) Томского государственного университета.

За период 2008-2010 годы сетью центров трансфера технологий была проведена следующая работа:

1. Количество организаций, которым были оказаны консультационные услуги более 200.

2. Количество предварительных исследований рынка для инновационной продукции, в том числе международного — 285.

3. Количество трансфера технологий — 10, в том числе по годам: 2008 — 4, 2009 год — 4, 2010 год — 2. Как видно из приведенных данных основная задача ЦТТ определенная в Законе Томской области по перемещению результатов научной деятельности за пределы Томской области пока решается не очень эффективно. Здесь предстоит еще много работы, есть и перспективы, так в декабре 2010 года Национальный исследовательский Томский государственный университет стал одним из трех российских университетов — победителей в конкурсе Европейского Союза на создание регионального Центра ЕС в Сибири (ЦЕСС).

Целью гранта является создание постоянно действующего образовательного и научного центра, который бы способствовал распространению знаний и исследований о Евросоюзе на высоком профессиональном уровне.

4. Сеть рискового финансирования «Бизнес-Ангелы»

Продолжил успешно работать клуб бизнес-ангелов Томской области. В 2010 году проведены две инвестиционные сессии с презентацией 10 инновационных проектов по технологическим направлениям «Биотехнологии», «Информационные технологии и электроника» и «Новые технологии и материалы» для частных инвесторов, проведено индивидуальное представление 7 инновационных проектов более чем 10 инвесторам. Объем привлеченных инвестиций: 24,5 млн. руб.

5. Венчурный фонд

Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области был создан в 2006 году. Управляющей компанией является ЗАО «УК Мономах», оператором на территории области — ООО «Томский центр венчурных инвестиций». С момента создания, из средств Томского венчурного фонда профинанси-

Таблица 5

Вложения из ЗПИФ ВИ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Томской области» под управлением ЗАО «УК Мономах»

Наименование проекта Заявитель Начало реализации проекта Сумма вложений, тыс. руб.

Создание и организация производства аутовакцины для лечения больных онкологическими заболеваниями и туберкулезом ЗАО «Томские клеточные технологии» 2007 год 13 858,3

Зондирующая капсула для забора желчи ЗАО «Инновационная медицинская диагностика» 2009 год 3 720,00

Разработка, организация производства и продаж линейки ПЦР наборов для выявления инфекционных и неинфекционных заболеваний методом молекулярно-генетического анализа ЗАО «Биотехнологии Сибири» 2009 год 4 230,00

Производство печей оригинальной конструкции из фосфатного бетона ЗАО «ПикКерама» 2010 год 4 143,79

Итого: 25 952,09

ровано 4 проекта на общую сумму около 26 млн. руб. Перечень профинансированных проектов представлен в табл. 5.

За время работы ООО «Томский центр венчурных инвестиций» при поддержке областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности» сформирован устойчивый поток проектов для их представления российским и иностранным инвесторам (инвесторами рассмотрено более 90 проектов), налажен механизм взаимодействия с организациями инновационной инфраструктуры по формированию бизнес-предложений, их анализу, доработке для представления на различных инвестиционных сессиях.

В целом эффективность деятельности инфраструктуры, обеспечивающей развитие инновационной деятельности в Томской области интегрально можно оценить по показателю принятому в западных странах, а именно «Число создаваемых малых инновационных предприятий от числа полученных патентов». Обратимся к рисунках 2 и 3. Из данных приведенных на этих рисунках видно, что процент создаваемых малых инновационных предприятий от числа получаемых организациями НОК ТО рос последние пять лет и достиг уровня 12%, что является очень хорошим результатом (позитивный результат международного уровня начинается от 5%).

6005004003002001000

Рис. 2. Число полученных патентов организациями НОК Томской области

60 50 40 30 20 10 0

Рис. 3. Число созданных новых МП, ед.

58

47 49 50

30

22

2005 2006 2007 2008 2009 2010

453 462 513 492

369 391 —

2005 2006 2007 2008 2009 2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Система регионально-федеральной поддержки продвижения разработок от идеи до внедрения,

созданная в Томской области

Название конкурса Число проектов ед.

2008 2009 2010

Конкурсы на поддержку на- РФФИ — АТО 68 61 89

учно-техническои деятельности РГНФ — АТО 32 30 28

Молодых ученых 7 3 (Лот) 3 (Лот)

Научно-исследовательских работ 9 3 (Лот) 3 (Лот)

Предприятий, созданных по ФЗ-217 Не было Не было 50

Инновационные конкурсы Прединкубационных проектов 21 Нет Нет

Инновационных проектов, всего — технологических — инфраструктурных — на компенсацию затрат, связанных с производством инновационной продукции (МЭРТ) 20 13 7 Не было 22 Нет 22 Не было 81 Нет 59 22

Сеть «Бизнес-ангелов» 15/6 7/4 5/3

АТО — Фонда Бортника: — Программа «Старт» — Программа «УМНИК» (всего 177 чел.) 17 87 22 24 18 66

Региональный венчурный фонд (с МЭРТ) 2 Не было 99 Нет Не было 186 1 5 191

Итого (без проктов в БИ): 269 169 337

Общий объем финансирования, млн. руб.: 250,8 389,4 566,7

В том числе: — Федеральный бюджет — Областной бюджет — Внебюджетные средства 68,0 28.9 153.9 64,8 11,2 313,4 421,3 32,8 112,6

Эффективность от вложения средств ТО — от 7,6 до 33,7

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

ИННОВАЦИИ № 11 (157), 2011

Таким образом, оценивая выполнение задач, которые были поставлены в Инновационной стратегии Томской области, в том числе через реализацию мероприятий областных целевых программ «Развитие инновационной деятельности в Томской области», можно констатировать, что в регионе создана система поддержки продвижения завершенных научно-технических разработок от идеи до запуска производства. В этой системе использованы как региональные возможности, так и возможности федеральных институтов развития.

В полном виде направления поддержки таких разработок представлены в табл. 6.

Как видно из таблицы созданная в Томской области система продвижения и поддержки инновационных проектов и идей носит непрерывный характер. И здесь хотелось бы выделить несколько результатов:

1. Создание в университетах и институтах академии наук офисов коммерциализации разработок позволяет решать одну из сложнейших задач для начала запуска всех этапов инновационного процесса — непрерывность генерации новых идей. Благодаря ежегодному сбору информации о имеющихся или только зарождающихся инновационных проектах, Томская область имеет на первом этапе инновационного процесса сотни идей, проектов с которыми в последующем осуществляется работа по выстраиванию стратегии коммерциализации наиболее перспективных из них.

2. Вкладываемые Томской областью средства в развитие инновационной деятельности дают чрезвычайно эффективную отдачу в виде привлечения на эти же цели федеральных или внебюджетных средств. Согласно таблице 6, например эффективность в целом колеблется от 7,6 до 33,7 раз, по внебюджетным средствам в 2009 году в 28,4 раза, а по федеральным средствам в 2010 году в 13 раз.

3. Важным является и тот факт, что созданная система поддержки инновационной деятельности на

всех стадиях развития инновационных проектов позволяет уже сегодня решать и социальные задачи связанные:

с созданием новых рабочих мест в инновационном секторе экономике (а это места для высококвалифицированных работников), число таких мест в ОКР и инновационных БИ составляет 87, а на инкубированных в БИ предприятиях 168.

с существенным наращиванием объемов произведенной продукции на инкубированных в БИ предприятиях со 108,4 до 147,5 млн.руб. и на предприятиях, вышедших из БИ с 80,92 до 199,62 млн.руб., что конечно же увеличивает объем налогов поступающих в бюджет Томской области Работа по развитию инновационной инфраструктуры продолжается, так в рамках реализации постановления Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 в конкурсе по отбору программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования победителями стали 4 томских университета: ТПУ, ТГУ, СибГМУ и ТУСУР. На 3 года эти вузы получат на развитие инновационной инфраструктуры господдержку в объеме 380 млн. руб.

В 2011 году запущена вторая очередь Северского городского бизнес-инкубатор инновационной направленности и Архитектурно-строительного бизнес-инкубатора Томского государственного архитектурно-строительного университета.

Задача исполнительной и законодательных ветвей власти Томской области заключается в повышении эффективности всей созданной системы поддержки инновационных проектов от момента их зарождения до организации промышленного производства инновационной продукции.

System of innovative projects support from an idea to the organization of serial manufacturing of innovative products. Case of Tomsk Region

A.B. Pushkarenko, Ph.D, senior lecturer, the chairman, Committee of science and innovative policy, Tomsk Oblast Administration L.B. Botaeva, Ph.D., the adviser, Committee for science and innovative policy, Tomsk Oblast This article discusses the process of Tomsk Region innovative infrastructure establishment as well as different approaches to the evaluation of its efficiency.

Key words: Tomsk Region innovative system and innovative infrastructure, commercialization units, business incubators, technology transfer centers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.