ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ШАХТЕРСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
с.н. цветкова,
кандидат экономических наук, профессор Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса
К шахтерским территориям Ростовской области традиционно относят семь городов: Шахты, Ново-шахтинск, Белая Калитва, Красный Сулин, Донецк, Гуково, Зверево. Угольная отрасль для этих городов до начала ее кризиса в 1993 г. являлась градообразующей, большинство населения прямо или косвенно было связано с ней. Инфраструктура также была жестко ориентирована на угольное производство.
Кризис угольной отрасли явился закономерным результатом несбалансированной ценовой политики естественных монополий, отсутствия рационального государственного регулирования рынка топливно-энергетических ресурсов, дефицита средств на развитие отрасли, роста долгов по выплате заработной платы шахтерам.
С целью преодоления кризиса угольной отрасли в 1993 г. был начат процесс ее реформирования, реструктуризации, который был инициирован на федеральном уровне, финансировался, координировался в соответствии с постановлениями Правительства РФ и другими нормативными документами, принятыми федеральными структурами.
Как утверждают авторы фундаментального исследования «Уголь и шахтеры в Государстве Российском» В. Д. Катальников и А. А. Кобяков: «Разработка замысла реструктуризации осуществлялась под иностранным влиянием. В частности, организация «Партнеры по экономической реформе» (ППЭР) была официально основана в США для оказания технического содействия и обучения технике безопасности, производительности и эффективности производства в угольных бассейнах России, Украины и Казахстана. В 1989 г. лидеры ППЭР посетили ряд угледобывающих регионов ССС. В июне 1991 г. группа деятелей, представляющих интересы угольной промышленности США, также посетила СССР. В результате этих визитов был разработан так называемый
«угольный проект», который в январе 1992 г. на президентской конференции по содействию развитию СНГ был поддержан правительством США» [1, с. 17]. Также указанные авторы отмечают, что: «В октябре 1992 г. правительство Великобритании выделило 280 млн долл. на развитие угольной промышленности России» [2, с. 179].
Применительно к процессу реформирования, нацеленному на выход из кризиса, реструктуризация — это комплекс мер, направленных на повышение эффективности объекта реформирования, внедрение коммерчески ориентированной системы управления, развитие навыков управления изменениями, ведущих, в конечном итоге, к повышению инвестиционной привлекательности объекта.
Реструктуризация является основным и нередко даже единственным средством реформирования. Кроме того, реструктуризацию можно определить как явление и категорию, связанную с изменением структуры промышленного производства, хозяйственной деятельности предприятий и прочих структурных характеристик.
Все процедуры реструктуризации могут быть систематизированы различными способами и в целом они распадаются на две четкие группы: текущее (краткосрочное) реструктурирование; стратегическое (долгосрочное) реструктурирование.
Текущее реструктурирование направлено на стабилизацию предприятия (отрасли) и выживание в краткосрочной перспективе.
Стратегическое реструктурирование связано с принятием долгосрочных финансовых решений, касающихся всех сфер деятельности предприятия (отрасли). Для стратегического (долгосрочного) реструктурирования требуются финансовые ресурсы не только под текущие оборотные средства, но и для капитальных инвестиций.
По отношению к угольной отрасли имела место стратегическая (долгосрочная) реструктуризация, которая была обусловлена ее убыточностью.
В период осуществления реструктуризации шахтерские территории являлись депрессивными, в наибольшей степени пострадавшими от кризисных процессов (прежде всего, роста безработицы, спада производства и снижения реальных доходов населения) , вследствие особенностей своей специализации и структуры хозяйства.
Реструктуризация угольной отрасли проводилась по следующим направлениям:
• формирование конкурентоспособных угольных компаний с созданием прибыльного производства на базе перспективных и стабильно работающих предприятий;
• ликвидация убыточных и неперспективных предприятий;
• социальная защита работников, высвобожденных в связи с реструктуризацией;
• выделение непрофильных производств;
• приватизация угольных компаний и создание конкурентного угольного рынка;
• социально-экономическое, экологическое оздоровление в угледобывающих регионах и обеспечение в них социальной стабильности;
• совершенствование системы управления угольной промышленностью и механизма государственной поддержки отрасли.
Однако большей частью эти задачи оказались невыполненными и в стране, и в регионах. Программа реструктуризации изначально была не в состоянии контролировать сложную систему территориально-отраслевого взаимодействия. Органы власти не смогли отслеживать целевое использование средств, что привело к масштабным нарушениям и злоупотреблениям.
Поскольку федеральная программа реструктуризации угольной отрасли в Восточном Донбассе оказалась под угрозой срыва, в целях выхода из кризиса Администрацией Ростовской области совместно с руководством угледобывающих акционерных обществ была разработана среднесрочная программа реструктуризации угольной промышленности и социально-экономического развития Восточного Донбасса. В ней рассматривались различные варианты развития данной отрасли с учетом бюджетного финансирования. В зависимости от того, сколько средств государство вложит в угольную промышленность, было два выхода: либо полное прекращение функционирования угледобывающих предприятий, с последующей переориентацией действующих производств, расположенных в шахтерских городах и поселках, на другие отрасли промышленности, либо закрытие высокозатратных
шахт с одновременным развитием перспективных угледобывающих предприятий.
Несмотря на определенные недостатки федеральной и региональной программ реструктуризации угольной отрасли в шахтерских территориях была сформирована многоотраслевая экономика как доминирующая и по настоящее время. Большую роль в ее создании сыграли программы местного развития.
Важным технологическим преимуществом рассматриваемых программ стала их предельно четкая целевая ориентация, определяемая теми приоритетами социальной политики, которые были установлены в ходе специально организованного мониторинга региональной ситуации в шахтерских городах и поселках. К числу этих приоритетов (единственно разрешенных направлений использования средств, выделенных на программы местного развития) были отнесены:
• оказание предувольнительных консультационных услуг работникам шахт и разрезов угледобывающих компаний и шахтостроительных организаций при планируемом сокращении их штатов (средства для этого передавались территориальным органам службы занятости);
• профессиональное консультирование и переобучение высвобождаемых и высвобожденных работников вышеуказанных категорий;
• организация общественных работ;
• поддержка малого бизнеса;
• содействие созданию новых рабочих мест (причем исключалось использование средств программ местного развития для инвестирования проектов в сфере собственно угледобывающего производства);
• содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. Перечисленные приоритеты закреплялись в
структуре годовых обязательств органов местного самоуправления шахтерских городов и поселков, а затем и в заключенных на основании таких обязательств трехсторонних договорах между Минтопэнерго России, администрацией субъекта РФ и органом местного самоуправления.
Из федерального бюджета за счет средств государственной поддержки угольной отрасли шахтерскими территориями на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости получено всего 889 990,0 тыс. руб., в том числе по годам: 1996 г. - 41 465, 0 тыс. руб., 1997 г. - 47 192, 0 тыс. руб., 1998 г. - 61 724, 0 тыс. руб., 1999 г. -126 950, 0 тыс. руб., 2000 г. - 162 353, 8 тыс. руб., 2001 -2003 гг. - 450 305, 2 тыс. руб. [4, с. 43].
Анализ программ местного развития, конечно, впечатляет объемом задействованных в них финансовых ресурсов. Так, средства для создания одного рабочего места в различных городах колебались от 60 тыс. до 250 тыс. руб., причем средняя «цена» одного проекта в городе (а в каждом городе, как правило, реализовывалось несколько таких проектов) находилась в пределах — от 4,5 млн до 8,5 млн руб. В то же время средняя «цена» такого типового проекта, как «организация общественных работ», составляла 0,5 — 4,5 млн руб. [4, с. 43].
Большая часть средств государственной поддержки была направлена на создание новых рабочих мест: — 65 % от общей суммы. На общественные работы было израсходовано 19,6 % от общей суммы средств государственной поддержки; на поддержку малого бизнеса — 14,7 % на предувольнительные консультации и профессиональное обучение — 0,7 % [4, с. 45].
Однако эффект программ местного развития можно охарактеризовать как локальный, так как они не стали полноценной заменой действующему в Восточном Донбассе градообразующему угольному сектору промышленности. Совершенно очевидно, что основной эффект этих программ заключался в снижении социальной напряженности, вызванной ликвидацией угольных предприятий. Вместе с тем их реализация была недостаточна для обеспечения экономического развития шахтерских территорий.
Таким образом, реструктуризация угольной отрасли Восточного Донбасса показала, что реформирование экономики шахтерских территорий Ростовской области не закончено — пока создан только фундамент для стабилизации социально-экономической обстановки в шахтерских территориях региона.
Результатом проведенной реструктуризации угольной отрасли явилась многоотраслевая экономика шахтерских территорий.
Проявляется это, прежде всего, в многообразии форм собственности и организационно-правовых форм деятельности хозяйствующих субъектов этих территорий.
Преобладающими в экономике шахтерских городов являются предприятия, основанные на частной форме собственности. При этом наибольшую долю в общей совокупности субъектов хозяйствования они занимают в г. Шахты — 95,5 % и наименьшую в г. Новошахтинске — 51,2 %. Удельный вес государственной собственности колеблется от 0,6 % (г. Шахты) до 3,2 % (г. Зверево), а муниципальной — от 1,3 % г. Шахты — до 46,7 % (г. Новошахтинск). В экономике шахтерских территорий имеет место также и смешанная российская собственность: г. Шахты — 0,8 %; г. Новошахтинск — 0,5 %; г. Белая Калитва —
1,1 %; г. Гуково — 1,8 %; г. Красный Сулин — 2,0 %; г. Донецк - 1,2 % и г. Зверево - 2,0 % [4, с. 176].
В каждом городе Восточного Донбасса отчетливо проявляется тенденция формирования ведущих предприятий, которые с определенными допущениями можно назвать градообразующими. В г. Шахты помимо электроэнергетической наибольший удельный вес занимает промышленность строительных материалов — 17,3 % от общего объема продукции, выпускаемой в городе. Большую часть строительных материалов выпускает ОАО «Стройфарфор» -предприятие, которое на протяжении последних лет создает стабильную занятость жителей г. Шахты и близлежащих населенных пунктов [4. с. 176].
Удельный вес легкой промышленности в г. Шахты составляет 12,7 %. В легкой промышленности лидером является ООО «Глория-Джинс», обеспечивающее занятость большой части женского населения города, и ЗАО «Дон-Текс».
В городе Новошахтинске интенсивно развивается швейная промышленность, представленная головным предприятием корпорации «Глория-Джинс», продукция которого по удельному весу составляет 23,9 % от общего объема промышленного производства на предприятиях города [4, с. 176].
В городе Белая Калитва наибольший удельный вес в общем объеме промышленной продукции занимает цветная металлургия — 85,3 %, которая сосредоточена на БКМПО (Белокалитвенское металлургическое производственное объединение). В настоящее время контрольный пакет акций предприятия принадлежит американской компании А1коа [4, с. 176].
Альтернативных топливных отраслей в г. Гуково не существует. Вместе с тем, учитывая негативный опыт реструктуризации угольных шахт в ОАО «Рос-товуголь», городу нужно составить план стратегического развития, предусматривающий создание новых производств и рабочих мест в случае замедления темпов развития угольной отрасли.
В городе Донецке наибольший удельный вес в отраслевой структуре занимают: легкая промышленность — 48,5 %, а также машиностроение и металлообработка — 34,9 %. Лидером легкой промышленности является ЗАО «Донецкая мануфактура» [4, с. 177].
Специализация г. Красный Сулин, помимо топливной промышленности и электроэнергетики, сосредоточена в производстве строительных материалов (10,4 %); пищевой промышленности (4,6 %), машиностроении и металлообработке (3,6 %) [4, с. 177].
Таким образом, можно сделать вывод, что на шахтерских территориях Ростовской области взамен угольной отрасли сформировались градообразующие
предприятия, которые определяют их финансовое состояние.
Достижению некоторых позитивных тенденций в развитии экономики шахтерских территорий послужил областной закон Ростовской области «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области», вступивший в силу с 01.07.2004.
Целью этого закона явилось создание благоприятных условий, способствующих росту доходов и платежеспособности населения, проживающего на шахтерских территориях, развитию потребительского рынка товаров и услуг, снижению уровня безработицы и повышению уровня бюджетной обеспеченности шахтерских территорий.
Хозяйствующим субъектам, то есть юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном порядке на шахтерских территориях, органами государственной власти и органами местного самоуправления Ростовской области была предусмотрена региональная поддержка в следующих формах:
• льготы по налогам;
• уменьшение размера арендной платы за пользование нежилыми зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, находящимися в государственной собственности Ростовской области, путем применения понижающих коэффициентов территориального зонирования;
• уменьшение размера арендной платы за пользования земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, путем применения понижающих коэффициентов к размерам арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов;
• субсидии за счет средств областного бюджета на возмещение части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам или займам на пополнение оборотных средств;
• предоставление субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам или займам на пополнение оборотных средств; государственных гарантий Ростовской области и бюджетных кредитов; инвестиционных налоговых кредитов; бюджетных инвестиций. Региональная поддержка в форме льгот по налогам была предусмотрена при следующих условиях:
• постановка хозяйствующих субъектов на учет в налоговых органах, расположенных на шахтерских территориях, соответственно по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения
принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств в порядке;
• сохранения и (или) увеличения среднесписочной численности работников по сравнению с соответствующим отчетным периодом прошлого года;
• заключения договора о региональной поддержке;
• ежегодного увеличения годового фонда оплаты труда не менее чем на 20 % после заключения договора о региональной поддержке. Хозяйствующим субъектам, зарегистрированным (вновь созданным) после вступления в силу Областного закона, были предусмотрены следующие льготы:
1) освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении вновь созданного имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг);
2) освобождение от уплаты земельного налога - в части сумм земельного налога, подлежащих зачислению в областной бюджет;
3) освобождение от уплаты транспортного налога в соответствии с Областным законом «О транспортном налоге»;
4) снижение на 2 процентных пункта ставки налога на прибыль организаций в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет.
Для решения проблем Восточного Донбасса необходима разработка консолидированной политики бюджетов всех уровней. Одним из направлений этой политики является Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Согласно ст. 2 этого закона, особая экономическая зона -определяемая Правительством Российской Федерации» часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [3, с. 167].
На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны трех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные.
В промышленно-производственной особой экономической зоне осуществляется производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, в технико-внедренческой продукции - доведение ее до промышленного применения включая изготовление, испытание и реализацию оптовых партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.
Для резидентов особых экономических зон установлены существенные льготы и преференции, позволяющие поднять уровень социально-экономического развития региона.
Существует обширная мировая практика создания особых экономических зон, в частности в США [6].
В Ростовской области уже была предпринята попытка создания Красносулинской особой экономической зоны.
Уникальные преимущества Красносулинской особой экономической зоны состоят в следующем.
Наличие высвободившихся недорогих (ежемесячная зарплата 120—200 долл. в мес.) квалифицированных кадров. Красносулинская Особая Экономическая Зона создается в «треугольнике», образуемом тремя крупными городами: Шахты, Красный Сулин и Новошахтинск, общая численность населения которых — более 400 тыс. человек. Еще 15 лет назад основной отраслью данного района была угледобыча. Отрасль пережила период болезненной реструктуризации, но донской углепром снова превратился в динамично развивающийся сектор донской экономики. Тем не менее на шахтерских предприятиях уже никогда не будет востребовано прежнее количество трудовых ресурсов.
Одновременно Красносулинская ОЭЗ соседствует (70—100 км) с городами и районами высокой потребительской активности, например с Ростовом-на-Дону, где средний уровень ежемесячных доходов на одного человека превышает 540 долл.
Существует мощная социальная, транспортная, коммунальная инфраструктура с большим незадейс-твованным потенциалом.
Близость «Донского Китая» (города Шахты, Новошахтинск, Красный Сулин) к основным транспортным магистралям позволяет строить эффективную логистику поставки производимых здесь товаров в европейскую часть России, Украину, другие страны СНГ, Западную Европу, Северную Африку, Азию.
В настоящее время предприятия, намеренные реализовать свои проекты в рамках Красносулинс-кой ОЭЗ, представляют машиностроение, металло-обоработку, пищевую промышленность, стройин-дустрию, легпром.
В настоящее время достигнуты договоренности с промышленными инвесторами о заполнении примерно 20 % территории Красносулинской особой экономической зоны. Приглашаются компании для переговоров о размещении заводов в Красносулинс-кой ОЭЗ, рассматриваются проекты стоимостью от 10 млн евро [5].
Среди проектов, которые предполагается реализовать в особой экономической промышленно-
производственной зоне в Красносулинском районе Ростовской области только на первом этапе, — открытие автомобильного производства, заводов по выпуску алюминиевой банки и OSB-плит. Общий планируемый объем инвестиций на этом этапе составит около 300 млн долл. [5].
Создание особой экономической производственно-промышленной зоны в Красносулинском районе для Ростовской области особенно актуально в связи с тем, что здесь планируется не только получить точку экономического роста для всей области, но и одновременно решить социальные проблемы Восточного Донбасса.
При условии включения одной из шахтерских территорий Дона в федеральную программу создания особых экономических зон Ростовская область может получить мультипликативный эффект от предоставления преференций из бюджетов всех уровней. Это обеспечит формирование в Красносулинском районе благоприятного инвестиционного климата, рост деловой активности, создание новых рабочих мест.
Перспективы социально-экономического развития шахтерских территорий связаны с развитием многоотраслевой экономики инновационного типа при сохранении ведущей роли бюджетообразующих предприятий.
В качестве главного приоритета необходимо принять стратегию прорыва, инновационного обновления экономики. Шахтерские территории имеют ряд реальных предпосылок для реализации стратегии инновационного прорыва, перехода на путь инновационного развития на основе избранных приоритетов, в числе которых: интеллектуальный, научно-технический, образовательный потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афендиков В. С. Современное состояние угольной отрасли. Проблемы и перспективы развития. / В. С. Афендиков, В. И. Шумаков // Уголь, 2004. № 1.
2. Катальников В. Д., Кобяков А. А. Уголь и шахтеры в Государстве Российском. Экономический и социально-исторический аспекты. — М.: СПЦ «Сувениры. ру», 2004. - 284 с.
3. Рыбаков С. А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества / С. А. Рыбаков, Н. А. Орлова. - М.: Вершина, 2006. - 248 с.
4. Цветкова С. Н. Угледобывающий регион в условиях снижения депрессивности: рынок труда и перспективные стратегии экономического развития: монография / С. Н. Цветкова, Г. О. Перов. — Шахты: / Изд-во ЮР-ГУЭС, 2007. - 243 с.
5. Demis Puccinelli. «Foreign Trade Zones. U. S. Customs Procédures and Requirements». Foreign Trade Zones Board, Important Information. 2003. (http: //www. export. gow)
6. http://www. ipa-don. ru/offers/projects/koez/