Научная статья на тему 'Трудовые ресурсы Восточного Донбасса и создание экономических зон в регионе'

Трудовые ресурсы Восточного Донбасса и создание экономических зон в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ЗАНЯТОСТИ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветкова Светлана Николаевна

Рассмотрено современное состояние трудовых ресурсов Восточного Донбасса, сформировавшихся в процессе кризиса угольной отрасли и последующей ее реструктуризации. Определены задачи развития рынка труда региона для обеспечения деятельности резидентов особых экономических зон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state of a manpower of East Donbass generated in the course of crisis of coal branch and its subsequent re-structuring is considered. Problems of development of a labour market of region for maintenance of activity of residents of special economic zones are defined

Текст научной работы на тему «Трудовые ресурсы Восточного Донбасса и создание экономических зон в регионе»

Региональная и отраслевая экономика

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гранберг А., Артоболевский С., Ковалева Г., Россель Э. Реструктуризация старопромышленных регионов: опыт России и мира // Региональное развитие и сотрудничество. 1998. № 1-2. С. 4-23.

2. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М., 2007.

3. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государс-

твенного регулирования. М., 2005.

4. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М., 2004.

5. Региональная стратегия экономического роста / отв. ред. В.А. Ильин. М., 2007.

6. Татаркин А., Юрганова Л. Старопромышленный регион: трудности и преспективы // Федерализм. 2000. № 1. С. 65-92.

7. Швец С.М Экономическая устойчивость регионов России. М., 2005.

Цветкова С. Н.

Трудовые ресурсы Восточного Донбасса и создание особых экономических зон в регионе

Трудовые ресурсы - это часть населения, обладающая необходимыми физическими и умственными способностями, профессиональной подготовкой и квалификацией для работы в общественном производстве. В России к трудовым ресурсам относятся мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16 - 54 лет, за исключением инвалидов определенных категорий и лиц, получающих пенсии на льготных условиях. Традиционно в состав трудовых ресурсов включают занятое население, находящееся за пределами рабочего возраста (подростки 14-15 лет, мужчины от 60 лет и женщины от 55 лет, если они работают). Численность трудовых ресурсов характеризует потенциальную массу живого труда, которой в данный момент располагает общество [1, с. 8].

Современное состояние трудовых ресурсов Российского Восточного Донбасса, включающего в себя семь городов Ростовской области в значительной мере является следствием кризиса и последующей реструктуризации угольной отрасли региона. С социальных позиций пятнадцатилетний период реструктуризации угольной отрасли можно разделить на три периода: технократический (1994-1997 гг.), когда основное внимание уделялось вопросам, связанным с техническими работами по ликвидации убыточных предприятий отрасли; социально-ориентированный (1998-2004 гг.), когда были внедрены механизмы социальной защиты высвобождаемых работников, реализованы программы местного развития с целью обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и завершающий (2005-2007 годы) - фор-

мирование перспективных направлений на рынке труда шахтерских городов в соответствии с новыми направлениями хозяйственной специализации Восточного Донбасса.

Важным направлением снижения негативных последствии реструктуризации угольной промышленности являлась реализация программ стимулирования занятости, предусматривающих широкий комплекс мер по содействию трудоустройству высвобождаемых работников угольной отрасли, а также жителей шахтерских городов и поселков.

Регион Восточного Донбасса в период реструктуризации занимал ведущие позиции по объемам финансирования комплексных мероприятий, связанных с социальной защитой высвобождаемых работников угольной отрасли, их трудоустройством, поддержкой шахтерских городов. Так, за период 1998-2003 гг. в Ростовскую область на социальную защиту высвобождаемых работников было перечислено из средств государственной поддержки угольной отрасли 3479,1 млн.руб. (включая выплаты из централизованного резервного фонда), в том числе:

— на погашение задолженности по заработной плате 67,3 тыс. человек - 1378 млн.руб.;

— на выплату выходных пособий и компенсаций 48,3 тыс. человек - 191,3 млн.руб.;

— на дополнительное пенсионное обеспечение 12,4 тыс. человек - 422,7 млн.руб.;

— на обеспечение бесплатным (пайковым) углем ежегодно около 50 тыс. человек - 1487,1 млн.руб. [2, с. 26].

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2008. Экономические науки

По инициативе ГУ «Соцуголь» и администрации Ростовской области было принято специальное распоряжение Правительства РФ от 20 декабря 2002г. № 1810-р, в соответствии с которым 19 тыс. работникам, уволенным до принятия решения о ликвидации ОАО «Росто-вуголь», погашена задолженность по заработной плате с соответствующими начислениями во внебюджетные фонды в размере 140 млн. руб. [2, с. 27].

Важнейшую роль в процессе структурных преобразований экономики шахтерских городов всех угольных районов, в том числе Ростовской области, сыграли «Программы местного развития и содействия занятости для шахтерских городов и поселков» (ПМР), которые с 1998 г. координируются ГУ «Соцуголь». Всего за период 1998-2005 гг. на ПМР было инвестировано в Ростовскую область из средств государственной поддержки 989,3 млн.руб., в том числе:

— 0,65 млн.руб. для оказания предувольнитель-ных консультационных услуг 16,3 тыс. человек;

— 5,11 млн.руб. на профессиональное консультирование и переобучение 1,7 тыс. человек;

— 201,71 млн.руб. на организацию общественных работ для обеспечения временной занятости 3,5 тыс. человек;

— 91,714 млн.руб. на трудоустройство 2,3 тыс. человек на новых рабочих местах, созданных в рамках поддержки малого бизнеса;

— 690,1 млн.руб. на содействие созданию 8,6 тыс. новых рабочих мест;

— 201,71 млн.руб. на общественные работы [3, с. 55].

Также представляет огромный интерес программа Европейского Союза ТАСИС по муниципальной социально-экономической реформе - содействие развитию шахтерских городов России - «МЕРИТ-1». Основное содержание проекта «МЕРИТ-1» состояло в разработке эффективных стратегий и программы практических действий для содействия шахтерским городам России в создании новых рабочих мест и решении социальных проблем, связанных с реструктуризацией.

Основными формами трудоустройства высвобождаемых в процессе реструктуризации угольной отрасли работников явились: перевод на действующие шахты ОАО «Гуковуголь» вместо работавших там прежде жителей соседней Украины, работа вахтовым методом на предприятиях Москвы, Сочи и Шпицберга, работа на предприятиях,

созданных в шахтерских городах с привлечением средств господдержки.

Для современного рынка труда шахтерских территорий характерны: уменьшение численности работающего населения, рост пенсионной нагрузки, продолжающаяся естественная убыль населения, недостаток рабочих мест, приводящий к конкурсности на одно рабочее место, сохраняющаяся в определенных размерах безработица (таблица 1). Наибольшая убыль на 1000 человек населения характерна для городов Белая Калитва (-7,1); Новошахтинск (-7,9), Красный Сулин (-7,6). Почти половина из зарегистрированных браков распадается, что не способствует оздоровлению демографической ситуации в регионе. Среднесписочная численность работников по городам за 1993-2007 годы уменьшилась следующим образом: г. Шахты - на 63,5 %; г. Белая Калитва - на 52,3 %; г. Новошахтинск - на 68,5 %; г. Красный Сулин - на 36,4 %; г. Донецк - на 53,5 %; г. Гуково - на 58,9 %; г. Зверево - на 60,6 %.

Одна из основных причин такой ситуации - отток экономически активного населения, особенно мужчин, в центральные районы России в поисках высоких заработков. Поэтому стабилизация на рынке труда возможна в результате возврата коренного населения в экономику региона и одновременного создания для него производств с высоким уровнем заработной платы. Это возможно в том случае, если хозяйствующие субъекты шахтерских территорий будут поставлены в более выгодные экономические условия. Одно из направлений формирования льготного режима предпринимательской деятельности -создание особых экономических зон.

Особая экономическая зона - это часть территории России, где действует особый, льготный режим ведения предпринимательской деятельности [4, с. 167]. Действующее законодательство, основу которого составляет Федеральный закон № 116-ФЗ, предусматривает создание зон четырех типов: технико-внедренческих; промышлен-но-производственных; туристско-рекреационных и портовых.

На территории особой экономической зоны действует система льгот и преференций; особый административный режим, особый налоговый и таможенный режим, что создает более широкие возможности для резидентов ОЭФ в области формирования средств на оплату труда [4, с. 78].

Таблица 1

Показатели рынка труда шахтерских городов Ростовской области за 1993 - 2007 годы*

Показатели 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

г. Шахты

Демографические показатели на 1000 человек населения

Естественный прирост (убыль) населения, чел. -12,8 -8,8 -10,0 -9,3 -8,9 -8,5 -10,5 -10,4 -10,6 -10,0 -9,7 -9,0 -9,4 -7,8 -4,8

Число зарегистрированных браков, ед. 7,8 7,5 7,5 5,2 5,5 5,0 5,5 5,4 6,6 6,2 6,5 5,2 5,3 5,7 7,8

Число зарегистрированных разводов, ед. 4,5 4,9 4,7 3,9 3,6 2,7 2,8 3,7 5,0 6,2 5,3 5,3 4,0 4,0 4,1

Показатели занятости

Среднесписочная численность работников на 1000 человек населения, чел. 422,5 393,1 394,0 361,9 419,0 350,0 292,1 286,4 242,0 219,9 192,6 170,6 169,6 171,5 154,2

Число пенсионеров на 1000 работников, чел. 284,7 303,1 314,5 318,2 320,7 324,5 328,5 334,3 343,0 347,8 329,2 329,7 328,0 323,9 320

Уровень зарегистрированной безработицы, % 0,2 0,55 1,13 1,24 1,03 1,55 0,92 1,07 1,5 2,7 1,7 2,3 1,6 1,5 1,2

Число не занятых трудовой деятельностью граждан, претендующих на одну вакансию, чел. 1,1 1,4 1,2 1,5 2,2 3,3 3,0 2,7 0,9 1,2 1,1 1,0 1,2 1,3 0,9

г. Белая Калитва

Демографические показатели на 1000 человек населения

Естественный прирост (убыль) населения, чел. -6,3 -5,2 -7,0 -7,0 -7,5 -8,5 -8,8 -9,4 -10,1 -10,0 -10,1 -8,5 -9,8 -8,3 -7,1

Число зарегистрированных браков, ед. 7,5 7,3 8,6 6,0 6,4 5,6 6,3 6,0 6,7 6,3 8,8 6,6 7,1 7,2 7,4

Число зарегистрированных разводов, ед. 5,9 6,0 4,4 3,7 4,4 2,8 3,4 4,1 5,3 5,9 5,9 5,6 5,1 4,9 4,7

Показатели занятости

Среднесписочная численность работников на 1000 человек населения, чел. 415,5 366,3 357,0 334,3 311,2 308,2 283,1 284,9 267,1 314,9 239,5 229,4 247,3 246,5 198,1

Число пенсионеров на 1000 работников, чел. 274,3 290,5 310,7 320,8 431,5 343,0 357,6 362,4 367,6 370,8 367,9 364,9 363,7 360,8 359,3

Уровень зарегистрированной безработицы, % 0,8 1,52 1,9 2,86 2,16 3,56 2,93 1,52 2,2 3,6 3,5 4,1 4,2 0,72 1,83

Число не занятых трудовой деятельностью граждан, претендующих на одну вакансию, чел. 7,1 6,6 4,3 4,7 8,8 10,6 4,9 6,7 2,6 3,8 3,2 3,1 2,8 4,8 3,9

Показатели 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

г. Новошахтинск

Демографические показатели на 1000 человек населения

Естественный прирост (убыль) населения, чел. -5,3 -8,9 -9,7 -9,4 -10,2 -8,8 -11,1 -11,9 -11,4 -10,8 -10,0 -9,7 -10,2 -8,8 -7,9

Число зарегистрированных браков, ед. 7,3 7,0 6,8 4,5 5,7 3,8 5,0 4,2 5,6 5,7 6,3 5,1 5,6 6,5 6,7

Число зарегистрированных разводов, ед. 4,3 4,4 4,5 3,7 3,1 2,5 2,9 3,5 4,4 5,0 4,7 3,9 3,2 3,9 3,5

Показатели занятости

Среднесписочная численность работников на 1000 человек населения, чел. 387,3 373,5 379,4 287,6 273,2 244,1 224,5 210,0 203,2 202,9 194,9 169,8 161,8 162,0 121,8

Число пенсионеров на 1000 работников, чел. 290,5 301,4 307,8 310,5 314,7 318,9 323,2 322,1 320,7 312,4 308,6 307,1 303,5 298,2 297,4

Уровень зарегистрированной безработицы, % 0,54 0,79 0,85 0,7 0,68 1,45 1,39 1,1 1,2 2,2 2,3 5,5 3,7 3,1 2,0

Число не занятых трудовой деятельностью граждан, претендующих на одну вакансию, чел. 0,2 0,4 2,5 2,1 2,0 2,0 2,4 1,7 1,6 1,5 4,2 7,2 3,4 1,5 1,2

г. Красный Сулин

Демографические показатели на 1000 человек населения

Естественный прирост (убыль) населения, чел. -5,6 -8,5 -9,3 -7,9 -6,7 -7,3 -10,2 -9,1 -10,3 -12,5 -11,6 -10,4 -10,9 -8,8 -7,6

Число зарегистрированных браков, ед. 8,7 8,9 8,4 6,1 7,7 5,5 6,9 5,7 7,1 5,3 5,9 4,1 4,6 5,1 5,7

Число зарегистрированных разводов, ед. 5,8 6,0 5,2 4,0 3,9 2,9 2,9 4,2 4,6 4,6 4,3 4,8 3,5 4,5 4,2

Число зарегистрированных браков, ед. 7,3 7,0 6,8 4,5 5,7 3,8 5,0 4,2 5,6 5,7 6,3 5,1 5,6 6,5 6,7

Число зарегистрированных разводов, ед. 4,3 4,4 4,5 3,7 3,1 2,5 2,9 3,5 4,4 5,0 4,7 3,9 3,2 3,9 3,5

Показатели занятости

Среднесписочная численность работников на 1000 человек населения, чел. 387,3 373,5 379,4 287,6 273,2 244,1 224,5 210,0 203,2 202,9 194,9 169,8 161,8 162,0 121,8

Число пенсионеров на 1000 работников, чел. 290,5 301,4 307,8 310,5 314,7 318,9 323,2 322,1 320,7 312,4 308,6 307,1 303,5 298,2 297,4

Уровень зарегистрированной безработицы, % 0,54 0,79 0,85 0,7 0,68 1,45 1,39 1,1 1,2 2,2 2,3 5,5 3,7 3,1 2,0

Число не занятых трудовой деятельностью граждан, претендующих на одну вакансию, чел. 0,2 0,4 2,5 2,1 2,0 2,0 2,4 1,7 1,6 1,5 4,2 7,2 3,4 1,5 1,2

г. Красный Сулин

Демографические показатели на 1000 человек населения

Естественный прирост (убыль) населения, чел. -5,6 -8,5 -9,3 -7,9 -6,7 -7,3 -10,2 -9,1 -10,3 -12,5 -11,6 -10,4 -10,9 -8,8 -7,6

Число зарегистрированных браков, ед. 8,7 8,9 8,4 6,1 7,7 5,5 6,9 5,7 7,1 5,3 5,9 4,1 4,6 5,1 5,7

Число зарегистрированных разводов, ед. 5,8 6,0 5,2 4,0 3,9 2,9 2,9 4,2 4,6 4,6 4,3 4,8 3,5 4,5 4,2

Показатели занятости

Среднесписочная численность работников на 1000 человек населения, чел. 407,6 391,5 377,6 361,1 343,8 291,4 280,3 335,8 335,9 308,3 274,0 261,2 256,8 258,6 259,4

Число пенсионеров на 1000 работников, чел. 273,2 284,5 337,6 338,2 340,4 342,5 344,2 344,9 346,3 332,2 328,0 324,5 318,9 316,9 315,5

Уровень зарегистрированной безработицы, % 0,3 0,71 0,63 0,86 0,64 0,78 0,73 1,7 1,2 2,5 2,2 1,9 1,7 1,5 1,4

Число не занятых трудовой деятельностью граждан, претендующих на одну вакансию, чел. 7,1 6,6 4,3 4,7 8,8 10,6 4,9 6,7 2,6 3,8 3,2 3,1 2,8 4,8 3,9

г. Донецк

Демографические показатели на 1000 человек населения

Естественный прирост (убыль) населения, чел. -3,7 -5,1 -5,9 -5,9 -6,9 -6,4 -8,1 -8,8 -7,5 -7,5 -8,4 -9,3 -10,0 -7,9 -5,5

Число зарегистрированных браков, ед. 8,7 7,7 9,3 6,6 7,1 5,9 6,9 5,6 8,0 7,2 8,5 6,3 7,4 7,4 7,6

Число зарегистрированных разводов, ед. 5,2 5,7 6,8 4,5 4,4 3,4 4,0 6,1 6,9 8,1 6,7 6,3 5,0 5,1 4,8

Показатели занятости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднесписочная численность работников на 1000 человек населения, чел. 464,3 400,6 386,7 326,5 325,6 257,1 246,7 245,6 249,2 251,0 226,2 206,3 217,5 214,0 215,8

Число пенсионеров на 1000 работников, чел. 283,4 290,2 301,6 310,7 318,4 320,5 339,2 345,4 351,2 345,1 345,8 344,1 343,2 343,4 342,7

Уровень зарегистрированной безработицы, % 1,0 2,23 3,32 2,35 2,81 3,34 1,97 1,0 1,0 1,4 1,7 1,8 2,4 1,7 1,3

Число не занятых трудовой деятельностью граждан, претендующих на одну вакансию, чел. 0,1 0,1 20,9 56,7 48,1 28,1 8,2 21,1 4,5 3,2 4,5 17,3 6,1 4,1 1,2

г. Гуково

Демографические показатели на 1000 человек населения

Естественный прирост (убыль) населения, чел. -7,3 -9,2 -8,3 -8,4 -9,1 -8,5 -9,7 -10,8 -10,3 -11,0 -10,6 -10,9 -10,5 -8,8 -5,4

Окончание табл. 1

Показатели 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Число зарегистрированных браков, ед. 8,2 8,0 7,9 5,5 6,7 5,7 6,9 5,5 6,9 7,0 7,7 5,0 6,6 7,4 7,8

Число зарегистрированных разводов, ед. 5,2 5,0 5,2 4,3 5,0 3,3 4,2 5,3 6,4 8,0 6,6 5,0 4,5 5,6 4,1

Показатели занятости

Среднесписочная численность работников на 1000 человек населения, чел. 537,1 495,4 563,4 523,5 510,8 432,4 407,4 316,1 287,8 290,3 273,9 259,1 263,0 265,7 220,7

Число пенсионеров на 1000 работников, чел. 273,5 276,7 302,5 321,4 341,7 350,4 370,7 371,8 374,1 372,3 359,5 343,6 355,9 353,1 358,7

Уровень зарегистрированной безработицы, % 0,42 0,59 1,06 1,31 0,85 0,9 0,49 0,6 0,7 1,4 1,8 2,3 2,4 3,6 2,1

Число не занятых трудовой деятельностью граждан, претендующих на одну вакансию, чел. 0,1 0,1 20,9 56,7 48,1 28,1 8,2 21,1 4,5 3,2 4,5 17,3 6,1 4,1 1,2

г. Зверево

Демографические показатели на 1000 человек населения

Естественный прирост (убыль) населения, чел. -3,0 -6,0 -7,5 -5,6 -5,0 -5,3 -7,6 -7,0 -7,1 -6,7 -8,6 -8,1 -8,6 -6,1 -5,6

Число зарегистрированных браков, ед. 8,6 9,4 10,4 6,8 6,8 5,4 6,9 5,4 8,0 8,0 8,5 7,7 9,8 11,0 11,7

Число зарегистрированных разводов, ед. 6,8 6,9 7,1 6,2 6,2 3,9 4,2 5,9 7,7 7,3 7,4 6,1 5,3 6,2 6,3

Показатели занятости

Среднесписочная численность работников на 1000 человек населения, чел. 512,4 461,6 445,7 375,8 325,7 275,5 264,1 248,4 245,2 260,2 243,2 231,5 256,6 246,3 202,0

Число пенсионеров на 1000 работников, чел. 284,1 298,3 327,5 321,4 315,1 310,5 299,9 306,3 309,4 302,0 297,3 299,2 311,9 314,2 315,1

Уровень зарегистрированной безработицы, % 1,0 1,1 1,4 1,8 2,0 2,43 1,79 1,2 2,0 2,4 3,3 2,5 2,4 2,2 2,0

Число не занятых трудовой деятельностью граждан, претендующих на одну вакансию, чел. 0,1 0,1 7,8 9,1 14,9 30,8 8,1 8,6 1,7 2,3 1,5 1,3 1,2 1,2 1,6

* Рассчитано автором по данным Ростовстата

4-

Региональная и отраслевая экономика

Налоговые льготы для резидентов особой экономической зоны установлены Федеральным законом от 22.07.2005 № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», вступающим в силу с 1 января 2006 года. Изменения, внесенные этим Законом, в частности, в Налоговый кодекс РФ, заключаются в следующем.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, установлена пониженная ставка единого социального налога (14 %).

При налогообложении налогом на прибыль организаций резиденты особой экономической зоны получили льготы по расчету сумм амортизации, определению расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки и по переносу убытков на будущие налоговые периоды.

Налогоплательщики-организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2.

Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-организациями, зарегистрированными и работающими на территориях особой экономической зоны, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом совокупная сумма переносимого убытка, ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 процентов налоговой базы. Установлено, что это ограничение не применяется в отношении налогоплательщиков-организаций, имеющих статус резидента промышленно-произ-водственной особой экономической зоны.

Кроме того, организации - резиденты особой экономической зоны освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет и от налогообложения земельным нало-

гом - сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, который предоставлен резиденту особой экономической зоны.

В Ростовской области уже накоплен определенный опыт по созданию особых зон. Так, достижению некоторых позитивных тенденций в развитии экономики шахтерских территорий послужил областной закон Ростовской области «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области», вступивший в силу с 01.07.2004 года.

Целью этого закона явилось создание благоприятных условий, способствующих росту доходов и платежеспособности населения, проживающего на шахтерских территориях, развитию потребительского рынка товаров и услуг, снижению уровня безработицы и повышению уровня бюджетной обеспеченности шахтерских территорий.

Хозяйствующим субъектам, то есть юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в установленном порядке на шахтерских территориях органами государственной власти, и органами местного самоуправления Ростовской области была предусмотрена региональная поддержка в следующих формах:

— льготы по налогам;

— уменьшение размера арендной платы за пользование нежилыми зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, находящимся в государственной собственности Ростовской области, путем применения понижающих коэффициентов территориального зонирования;

— уменьшение размера арендной платы за пользования земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, путем применения понижающих коэффициентов к размерам арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов;

— субсидии за счет средств областного бюджета на возмещение части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам или займам на пополнение оборотных средств.

Можно привести следующие цифры, свидетельствующие о позитивных тенденциях на рынке труда в результате действия указанного закона [5].

По итогам за сентябрь 2007 года в сравнении с сентябрем 2006 года средняя зарплата по полному кругу предприятий на шахтерских территориях выросла, в том числе:

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2008. Экономические науки

— в Белокалитвинском районе - на 864 руб. (12,7 %) и составила 7664 руб.;

— в городе Гуково - на 1931 руб. (31, %) и составила 8137 руб.;

— в городе Донецке - на 1706 руб. (26,6 %) и составила 8122 руб.;

— в городе Зверево - на 1243 руб. (17,8 %) и составила 8226 руб.;

— в Красносулинском районе - на 1792 руб. (24,9 %) и составила 8990 руб.;

— в городе Новошахтинске - на 1264 руб. (21,5 %) и составила 7141 руб.;

— в городе Шахты - на 1355 руб. (20,4 %) и составила 7999 руб.

Количество граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения по шахтерским территориям, по итогам за 9 месяцев 2007 года в сравнении с данными за 9 месяцев 2006 года снизилось на 757 человек и составило на 01.10.2007 года - 5732 человека, в том числе по территориям:

— Белокалитвинский район - 1676 человек (снижение на 196 человек);

— город Гуково - 654 человека (снижение на 56 человек);

— город Донецк - 312 человек (снижение на 72 человека);

— город Зверево - 340 человек (рост на 10 человек);

— Красносулинский район - 587 человек (снижение на 151человек);

— город Новошахтинск - 859 человек (снижение на 148 человек);

— город Шахты - 1304 человека (снижение на 134 человек).

На всех шахтерских территориях, за исключением г. Зверево, уровень регистрируемой безработицы, установленный на конец периода январь - сентябрь 2006 года, к уровню январь-сентябрь 2007 года снизился, и составил на 01.10.2007 года:

— в Белокалитвинском районе - 3,0 % (снижение на 0,3 %);

— в городе Гуково - 2,2 % (снижение на 0,2 %);

— в городе Донецке - 1,5 % (снижение на

0,3 %);

— в городе Зверево - 2,4 % (рост на 0,1 %);

— в Красносулинском районе - 1,4 % (снижение на 0,3 %);

— в городе Новошахтинске - 2,2 % (снижение на 0,4 %);

— в городе Шахты - 1,1 % (снижение на 0,1 %).

Индекс промышленного производства по крупным и средним организациям по итогам за 9 месяцев 2007 года к соответствующему периоду 2006 года вырос во всех шахтерских территориях, кроме г. Зверево, и составил:

— в Белокалитвинском районе - 114,4 %;

— в городе Гуково - 107,8 %;

— в городе Донецке - 136,1 %;

— в городе Зверево - 88,6 %;

— в Красносулинском районе - 103,2 %;

— в городе Новошахтинске - 120,5 %;

— в городе Шахты - 141,6 %.

По составу своего экономического потенциала (дешевые трудовые ресурсы, наличие высших учебных заведений) шахтерские территории более всего подходят для создания промышленно-про-изводственных и технико-внедренческих особых экономических зон.

Учитывая современное состояние рынка труда шахтерских территорий, проблема обеспечения предприятий и организаций - резидентов особых экономических зон в случае создания их в Восточном Донбассе станет приоритетной.

Поскольку, по всей видимости, трудовая мобильность в ближайшее время существенно не возрастет, задачу насыщения локального рынка труда особой экономической зоны кадрами нужных профессий, очевидно, придется решать за счет внутренних резервов, используя специальные формы профессионального ориентирования, формируя госзаказ на подготовку студентов определенных специальностей, осуществляя целевую подготовку, переподготовку и повышение квалификации наличных кадров. Разумеется, специфика кадровых потребностей вытекает из профильности той или иной особой экономической зоны. Развитие высоких технологий, создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, распределенных вычислений, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем обеспечат стабильный спрос на специалистов в области программирования, информационных технологий (в сфере телекоммуникаций, логистике, бухгалтерском учете, аудите и т.д.), системных администраторов.

Приведение состава и структуры трудовых ресурсов Восточного Донбасса в соответствии с требованиями особой экономической зоны позволит обеспечить в регионе точки экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.