Восточный Донбасс на протяжении десятилетий был и поныне остается основной угольной сырьевой базой Северо-Кавказского экономического региона. Угольные предприятия сосредоточены в Донецке1 и шести административных районах Ростовской области с населением около 1,2 млн. человек. Это города Шахты, Новошахтинск, Гуков, Белая Калитва, Красный Сулин, Зверево. Угольная промышленность для этих городов и нескольких десятков расположенных вокруг поселков являлась до недавнего времени градообразующей; традиционно большинство населения прямо или косвенно было связано с угольной отраслью, инфраструктура также была жестко акцентирована на угольное производство.
Цветкова С.Н.
кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса
«там, на шахте угольной...»
через создание зон приоритетного развития к активизации предпринимательской деятельности: опыт угледобывающих территорий
Восточного Донбасса
Период 1993-2000 годов характеризовался глубоким экономическим кризисом, который привел шахтерские территории Ростовской области в депрессивное состояние. В это время предпринимательская активность находилась на крайне низком уровне.
Одной из форм административно-правового воздействия с целью преодоления социально-экономической депрессии является принятие субъектами РФ законов о приоритетном развитии их отдельных территорий.
Так, развитию некоторых позитивных тенденций в экономике шахтерских территорий, предпринимательской деятельности послужил Закон Ростовской области «О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области», вступивший в силу с 1 июля 2004 года. Примерный список льгот, предоставляемых этим законом предприятиям и индивидуальным предпринимателям, включает в себя: полное освобождение от уплаты налога на имущество, транспор-
1 Донецк - город на Украине
тного налога, а также земельного налога в части сумм, зачисляемых в областной бюджет. На четыре процентных пункта снижена ставка налога на прибыль в части сумм, зачисляемых в областной бюджет. Единственный налог, который остается, это подоходный. Закон также предусматривает инвестиционные налоговые кредиты, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитным займам. Чтобы избежать появления предпринимателей, которых интересует исключительно получение льгот, а не создание в шахтерских городах и поселках рабочих мест и новых производств, в законе предусмотрено, что региональной поддержкой смогут воспользоваться только те хозяйствующие субъекты, которые зарегистрированы в налоговых органах шахтерских террито-
одной из форм административно-правового воздействия с целью преодоления социально-экономической депрессии является принятие субъектами РФ законов о приоритетном развитии их отдельных территорий
рий, осуществляют свою деятельность и имеют имущественный комплекс непосредственно в муниципальных образованиях, подпадающих под действие закона. Кроме этого, они должны увеличить не менее чем на двадцать процентов фонд оплаты труда на последнюю отчетную дату (по итогам квартала или года) по сравнению с соответствующим отчетным периодом прошлого года (без учета изменения индекса потребительских цен на товары, работы, услуги, определенного в целом по Российской Федерации); среднесписочная численность работников в сравнении с соответствующим отчетным периодом (кварталом) прошлого года должна сохраниться или увеличиться. Также должна отсутствовать просроченная задолженность по заработной плате работникам, налогам и обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
Основанием для предоставления льгот по налогам должен быть договор о региональной поддержке, заключаемый сроком на пять лет между Администрацией Ростовской области и хозяйствующим субъектом.
Действие рассматриваемого закона длится уже более трех с половиной лет, в течение которых наблюдается положительная динамика развития городов Восточного Донбасса. Так, в качестве примера можно привести следующие данные за I полугодие 2007 года. Уровень регистрируемой безработицы снизился в большинстве шахтерских территорий, а в г. Шахты этот уровень длительное время
ниже среднеобластного показателя. Количество граждан, состоящих на учете в центрах занятости, в I полугодии 2007 года по сравнению с I полугодием 2006 года снизилось на 745 человек (11 %) и составило на 01.07.2007 года 5833 человек. Среднемесячная зарплата работников по полному кругу предприятий на шахтерских территориях в I полугодии 2007 года в сравнении с I полугодием 2006 года выросла на 1480 руб., или 26 %, и составила на 01.07.2007 7 276 рублей. Общий объем производства крупных и средних организаций шахтерских территорий за I полугодие 2007 года в сравнении с I полугодием 2006 года вырос на 3 322 млн. руб. (28 %) и составил 15 074 млн. рублей. Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям на шахтерских территориях в I полугодии 2007 года по сравнению с I полугодием 2006 года вырос на всех территориях и составил 13% от областного показателя.
- общая сумма преференций по всем формам региональной поддержки, предоставленным хозяйствующим субъектам, составила 67,1 млн. руб., в том числе:
- объем налоговых льгот, предоставленных хозяйствующим субъектам, которые заключили договор о региональной поддержке, - 51,2 млн. руб.: по налогу на имущество организаций - 21,6 млн. руб., по налогу на прибыль организаций - 28,7 млн. руб., транспортному налогу - 0,9 млн. руб.;
- за счет уменьшения арендной платы за пользование нежилыми зданиями, находящимися в государственной собственности, путем применения понижающего коэффициента - 0,15 млн. руб.;
основанием для предоставления
льгот по налогам должен быть договор о региональной поддержке, заключаемый
сроком на пять лет между Администрацией Ростовской области и хозяйствующим субъектом
- за счет уменьшения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, путем применения понижающего коэффициента - 12,2 млн. руб.;
- предоставления хозяйствующим субъектам субсидий на возмещение части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам на пополнение оборотных средств - 3,55 млн. руб.
- хозяйствующими субъектами, заключившими договора о региональной поддержке, достигнуты следующие показатели деятельности:
- среднесписочная численность работников в I полугодии 2007 года в сравнении с I полугодием 2006 года выросла на 1751 человека и на 1 июля 2007 года составила 11 583 человека;
- фонд оплаты труда в I полугодии 2007 года составил 661 млн. руб.,
что на 216 млн. руб. больше фонда оплаты труда в I полугодии 2006 года;
- среднемесячная заработная плата в I полугодии 2007 года в сравнении с I полугодием 2006 года выросла на 2 043 рубля и достигла по состоянию на 01.07.2007 года 10095 руб.;
- субсидирование по инвестиционным проектам - 6,3 млн. руб.;
- предоставление субсидий субъектам малого бизнеса на возмещение части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам
- 2,7 млн. руб.;
- предоставление бюджетных кредитов сельхозпредприятиям - 48,1 млн. руб.
Как фактор активизации предпринимательской деятельности следует воспринимать создание новых предприятий и производств. В городе Шахты завершен первый этап реализации инвестиционного проекта по производству мороженого (компания «Талосто-Шахты») на 400 рабочих мест.
Там же после завершения строительства начаты пусконаладочные работы на новом электрометаллургическом заводе, где заняты 1 тысяча 20 человек. Еще 210 человек освоят профессию металлурга на строящемся предприятии по переработке металлолома мощностью 850 тысяч тонн в год. В городе Новошахтинске продолжается строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 2,5 миллиона тонн нефти в год. существенный подъем предпринимательской активности может произойти при условии создания на шахтерских территориях особых экономических зон.
С 1 января 2006 года вступил в силу закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Особая экономическая зона - это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производствен-ные особые экономические зоны, технико-внедренческие особые экономические зоны, туристско-рекреационные и портовые. Автором были проведены расчеты совокупной взвешенной оценки, характеризующей возможность создания особой экономической зоны промышленно-произ-водственного типа на территории городов Восточного Донбасса. Для этого была использована методика оценки заявок на создание особых экономических зон промышленно-производствен-ного типа, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 14 сентября 2005 г. № 223. Была получена следующая совокупная взвешенная оценка по городам Восточного Донбасса (табл. 1). Расчеты показали, что создание особых экономических зон целесообразно в городах Гуково,
Таблица 1 Совокупная взвешенная оценка заявок по городам Восточного Донбасса,баллы
Новошахтинск и Шахты. Этим городам должно быть отдано предпочтение при отборе на право участия в конкурсах на создание особых экономических зон промышленно-производственного типа. В целом, устойчивая прогрессивная эволюция предпринима-
тельства в Восточном Донбассе может быть достигнута только за счет консолидированной политики федерального центра, субъекта РФ и муниципальных образований, одним из направлений которой является создание зон приоритетного развития.
Литература
1. Рыбаков С.А., Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. - М.: Вершина, 2006. - 248 с.
2. Цветкова С.Н., Перов Г.О. Угледобывающий регион в условиях снижения депрессивнос-ти: рынок труда и перспективные стратегии экономического развития: Монография. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. - 243 с.
3. http://www.vash-capital.ru
4. http://www.novoport.ru
Города Баллы
Гуково 58
Шахты 40,25
Новошахтинск 55
Донецк 39
Красный Сулин 41,5
Зверево 29
Белая Калитва 38
Tsvetkova, S.N.
Candidate of Economic Sciences, Professor, Department of Economics and Management South-Russian State University of Economics and Services
Through the Formation of Priority Development Areas to the Promotion of Private Enterprise: the Practices of Coal-Mining Territories of East Donbass
The study examines issues of private enterprise promotion by setting up priority development territories. It reviews the results of implementation of the statutes of the Rostov Oblast Law on Priority Development of Coal-Mining Territories. It explores the option of using East Donbass municipal entities to set up special economic zones of the industrial cluster type.
The item has academic, informative and general educational value and is meant for the rp readership at large, being especially useful for all those in any way involved with business activities in special economic zones.