Научная статья на тему 'Мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов: инновационные технологии в образовании'

Мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов: инновационные технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
951
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / MULTIMEDIA LABORATORY / WEB-САЙТ / WEBSITE / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА / INTERACTIVE TOOLS / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЯ / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Тельман Тимурович

В статье рассматривается технология работы мультимедийной лаборатории образовательных ресурсов, которая выступает как инновационная технология в образовании. Для реализации данной технологии выделены пять задач: исследовать, с учетом педагогических, организационных, технологических возможностей, использование мультимедийной лаборатории в образовательном процессе вуза; разработать web-сайт для поддержки мультимедийной лаборатории образовательных ресурсов; разработать методические рекомендации по созданию и использованию мультимедийных интерактивных средств обучения для работы в лаборатории с целью оптимизации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов и учебно-методической деятельности преподавателей; провести мониторинг эффективности мультимедийной лаборатории образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia laboratory of educational resources: innovative technologies in education

The article considers the technology of work in a multimedia laboratory of educational resources which acts as an innovative technology in education. Five tasks have been identified for the implementation of this technology: to study, taking into account pedagogical, organizational, technological capabilities, the use of a multimedia laboratory in the educational process of the university; to develop a website to support multimedia laboratory of educational resources; to develop methodical recommendations for the creation and use of multimedia interactive teaching aids for working in the laboratory with the aim of optimizing the independent auditor and extracurricular educational and cognitive activities of students and the teaching and methodological activity of teachers; to monitor the effectiveness of the multimedia laboratory of educational resources.

Текст научной работы на тему «Мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов: инновационные технологии в образовании»

литература

1. Аминул Л.Б., Чайка Л.В. Электронное дистанционное обучение с использованием сервисов Web 2.0.//Вестник АГтУ Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2016. №1.

2. Кленина В.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности юриста // Ученые записки РГСУ 2010. №7. С. 99-102.

3. Самохвалов И.Ю. Внедрение информационных технологий в систему преподавания юридических дисциплин в ВУЗЕ. Приволжский научный вестник. 2014. № 12-2 (40). С. 65-68.

4. тунда, В.А. Руководство по работе в Moodle 2.5: для начинающих/В.А. тунда. томск: [б. и.], 2015.

5. Удовиченко О. Н. Электронный учебник как современное средство обучения: анализ определений //Вестник тульского государственного университета. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2013. т. 1.№. 1. С. 197-202.

Везиров Т.Т.

мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов: инновационные технологии в образовании

Введение

Все более пристальное внимание привлекают вопросы разработки современных эффективных методик с использованием современных средств обучения, информационно-коммуникационных технологий (ИКт), в частности мультимедийных технологий. Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и нормативно-правовые акты [1, 2, 3] ориентируют вузы на системное включение ИКт в образовательный процесс, повышение на этой основе уровня учебной автономии студентов, увеличение доли самостоятельной работы по отношению к работе аудиторной, но при этом не прописывают возможные пути и средства достижения данных целей.

Использование мультимедийных технологий в обучении обусловлено данными многолетних исследований о влиянии аудиовизуального ряда на усвоение и воспроизведение полученной информации, которые открывают новые

возможности в организации учебного процесса, а также в развитии творческих способностей студентов.

Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер должен увеличить потенциал человеческого мышления, вызвать определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. В открытой и дистанционной обучающей среде, созданной ИКт, основными являются процессы организации и интерпретации мультимедийной информации [4].

мультимедийные технологии, обогащая процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонент обучающегося, являются одним из перспективных направлений информатизации учебного процесса. Успешность применения современных технологий в образовании напрямую зависит от уровня программного и методического обеспечения учебного процесса, а также от уровня квалификации преподавательского состава. Современная система образования подразумевает оснащение учебных помещений средствами интерактивного мультимедийного оборудования и информационными системами для активного выступления преподавателя и эффективного восприятия изложенной информации студентами.

Применение мультимедийных технологий на занятии через визуализацию и интерактивность активизирует познавательную деятельность обучаемого и развивает алгоритмический стиль мышления. Проведение занятия с использованием технических средств, поддерживающих мультимедийными технологиями, позволяет рассматривать проблемные вопросы в интерактивном режиме. Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на понимание содержания учебного занятия, положительно влияет на эмоциональный фон занятия. Как показывают тесты, проводимые 72 часа спустя, если данные подаются в устной форме, человек запоминает из них около 10 процентов, а в случае с изображениями данный показатель повышается до 50 процентов.

Образовательные ресурсы на основе мультимедийных технологий способствуют формированию среды, которая позволяет обеспечить условия для достижения целей современного образования, заключающихся в формировании ключевых компетенций (в первую очередь ИКт-компетенций).

Помимо указанных преимуществ, необходимо отметить высокое значение мультимедийных технологий при реализации принципов личностно-ориентированного обучения, где на первое место ставится личность обучающегося, ее самоопределение, самоценность, субъектный (личностный) опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием учебной дисциплины.

Актуальность использования мультимедийного оборудования в процессе обучения в вузе сегодня не вызывает сомнения как со стороны преподавателей, так и со стороны студенческой аудитории.

Среди студентов 1-4 курсов Дагестанского государственного университета по направлению «Прикладная информатика в юриспруденции» и студентов Дагестанского государственного университета народного хозяйства по направлениям «Прикладная информатика в экономике», «Информационная безопасность», «Бизнес-информатика» нами был проведен опрос, задачей которого было узнать отношение студентов к использованию преподавателями мультимедийного оборудования на занятиях. По данным статистики из 231 опрошенных студентов (95 %) положительно относятся к занятиям с использованием мультимедийного оборудования, (0,5 %) — отрицательно воспринимают современные технологии в силу ряда причин, и только (4,5 %) имеют нейтральную позицию по отношению к материалам демонстрационного характера.

Использование технологии мультимедиа активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала, вносит существенные изменения в деятельность преподавателя, изменяет его роль и функции. Однако ее использование требует чрезвычайной продуманности и обоснованности.

Для решения этих проблем нами реализуется проект по созданию мультимедийной лаборатории образовательных ресурсов в вузе.

В перспективе мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов должна быть оснащена видеосъемочно-монтажным аппаратным и профессиональным программным комплексом, который позволит создавать учебные, информационные и рекламные видеопродукты.

В видеостудии лаборатории будет производится съемка видеолекций для дистанционного обучения, озвучивание видеоматериалов и подготовка их для размещения в среде электронного обучения. Также лаборатория будет обеспечивать прямые трансляции в Интернет лекций и выступлений на конференциях преподавателей университета и приглашенных лекторов.

технология реализации мультимедийной лаборатории образовательных ресурсов

Основной подход, принятый нами при разработке проекта, заключается в том, что методика развития профессиональной компетентности педагога может быть основана на деятельности по решению исследовательской задачи - это разработка профессиональных мультимедийных образовательных ресурсов с помощью специалистов мультимедийной лаборатории и размещением на учебном web-сайте.

Для реализации проекта нами выделены следующие задачи:

Задача 1. Исследовать, с учетом педагогических, организационных, технологических возможностей, использование мультимедийной лаборатории в образовательном процессе вуза.

При решении задачи внедрения активно-деятельностных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе на первый план вы-

ходит используемое для организации учебного процесса программное обеспечение, современные мультимедийные образовательные ресурсы, повышающие эффективность самостоятельной работы студентов и в целом способствующие становлению и функционированию электронной информационно-образовательной среды вуза, к которой каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом.

В современном мире неотъемлемой частью образовательного процесса является активное развитие и использование средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, где основной составляющей являются мультимедийные образовательные ресурсы, во всех сферах профессионально-педагогической деятельности.

Практика показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Современные образовательные технологии дают возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время. Они ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность студентов, независимо от возраста и уровня образования.

В науке наметились определенные тенденции, направленные на решение данной проблемы - интенсивно исследуются отдельные направления процесса проектирования мультимедийных образовательных ресурсов (Т.Г. Везиров, С.Г. Григорьев, С.В. Зенкина, О.А. Козлов, А.В. Осин, И.В. Роберт, Н.В. Софронова, В.А. Трайнев, С.А. Христочевский и др.), роль мультимедийных образовательных ресурсов в формировании единого образовательного пространства (В.И. Жог, М.Н. Панкина, С.В. Панюкова), создание мультимедийных образовательных ресурсов для дистанционного обучения (М.А. Евдокимов, О.А. Захарова, А.В. Петров, Е.С. Полат и др.).

Задача 2. Разработать web-сайт для поддержки мультимедийной лаборатории образовательных ресурсов.

Главным аспектом в современной системе образования считается создание условий для самостоятельной работы обучающегося с предоставлением свободного доступа к различным информационным ресурсам в сети Интернет и на различных сайтах и порталах страны и других вузов, а также внедрение сетевых технологий и в своем вузе, на своей кафедре.

Сайт мультимедийной лаборатории - информационная, научная, образовательная и коммуникационная основа модернизации педагогической деятельности вуза, способствующая созданию новой модели подготовки студентов в условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации образования.

Задачи сайта лаборатории:

1) обеспечить своевременный доступ студентам и преподавателям к постоянно обновляемой информации;

3) сконцентрировать на сайте ссылки на тематические образовательные сайты и порталы других вузов;

4) обеспечить студентам и преподавателям доступ ко всем мультимедийным

образовательным ресурсам лаборатории;

5) создать условия для внедрения инновационных технологий обучения в педагогическую деятельность преподавателя;

6) предоставить фотоматериалы о деятельности лаборатории;

7) обеспечить непрерывный мониторинг научной и педагогической деятельности кафедры;

8) вести текущую информационную и рекламную работу.

Для преподавателей сайт лаборатории должен стать необходимым, жизненно важным компонентом педагогической деятельности. Он должен обеспечивать, прежде всего, информационный обмен между преподавателем и студентом, облегчая взаимодействие между ними через предоставление необходимой учебной информации (учебно-методических материалов).

Сайт в Интернете позволяет пользователям оперативно получать от лаборатории новую информацию ежедневно, которая эффективно воздействует на учебно-познавательную деятельность студентов.

В рамках данного сайта в последующем планируется вести сетевое взаимодействие с другими вузами.

Задача 3. Разработать методические рекомендации по созданию и использованию мультимедийных интерактивных средств обучения для работы в лаборатории с целью оптимизации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной учебно-познавательной деятельности студентов и учебно-методической деятельности преподавателей.

Проведенные опросы педагогов Республики Дагестан показали, что 76% из них не состоят в педагогических сетевых сообществах, 94% - не организуют сетевое сотрудничество обучающихся на основе веб-сервисов, 72% - предполагают сложности в использовании сетевых сервисов в педагогической деятельности, в частности, для создания мультимедийных образовательных ресурсов. Результаты опросов свидетельствуют о недостаточном понимании способов и средств достижения новых образовательных результатов, основанных на проектировании учебных занятий с учетом возможностей мультимедийных образовательных ресурсов и уникальных возможностей сетевых сервисов.

Поэтому в рамках выполнения данной задачи нами предусмотрены 2 этапа:

1) Разработка методики создания и размещения мультимедийных образовательных ресурсов в едином информационном пространстве Республики Дагестан.

2) Проведение курсов повышения квалификации педагогических кадров по программе «Создание и размещение мультимедийных образовательных ресурсов в едином информационном пространстве региона».

Задача 4. Разработать мультимедийные образовательные ресурсы с размещением на Web-сайте.

Для реализации данной задачи нами предлагается создание временных творческих коллективов, в состав которых входит преподаватель-разработчик (специалист по дисциплине/курсу) и технический персонал лаборатории для разработки мультимедийных образовательных ресурсов (программист-

разработчик, дизайнер экрана и т.д.), с четким разграничением задач и функций каждого члена коллектива.

1. Функции преподавателя-разработчика. Требования к преподавателю, использующему мультимедийные образовательные ресурсы в образовательном процессе, должны складываться из совокупности традиционных профессиональных компетенций и специфических, связанных с использованием современных ИКт. таким образом, необходимым условием успешной деятельности педагогов является компьютерная грамотность, знание предметной области, творческий подход к работе, а также готовность и желание использовать ИКТ-инструментарий в профессиональной деятельности. Преподаватель - разработчик ресурса продумывает и разрабатывает сценарий интерактивного ресурса, а также составляет методические указания по работе с ресурсом и предлагает обучающимся порядок выполнения работы.

Обязательными элементами структуры методических указаний являются:

• цель работы;

• задачи, решаемые обучающимися для достижения цели;

• краткие теоретические сведения (информационная часть - ссылки на нормативные материалы, или материалы, содержащие теоретические требования);

• порядок выполнения задачи;

• методы анализа полученных результатов;

• требования по оформлению отчета (если есть).

В задачу преподавателя-разработчика курса входит создание подробного технического задания для программиста, осуществляющего реализацию интерактивного ресурса (интерактивной модели, компьютерной симуляции, интерактивного стенда).

Основу содержания мультимедийного образовательного ресурса (МОР) составили идеи развивающего, проблемно-модульного и личностно-ориентированного обучения, аксиологического подхода, эвристического и исследовательского методов, направленных на формирование познавательной самостоятельности, творческого развития и саморазвития личности обучающегося.

Логика построения МОР (рис. 1) такова, что используемые элементы находятся в следующей взаимосвязи между собой: переход на следующий элемент курса не возможен без выполнения «Критерия выполнения» предыдущего элемента.

Например: «ПЗ - Практические задания» не будет открыт, пока обучающийся не пройдет тестирование и в зависимости от того, сколько балов наберет, переходит на соответствующий уровень (минимальный проходной балл - 50, «ПЗ-Б» - базовый уровень 50 - 80, «ПЗ-У» - углубленный 81 - 100). В свою очередь выполнение практических заданий открывает возможность изучения следующей лекции. В завершении каждого модуля предусмотрено тестирование.

2. Функции программиста-разработчика.

- проектирование согласно техническому заданию (этап 1). На этом этапе

прорабатывается концептуальная логика работы системы, механизмов передачи данных в модели «клиент-сервер» согласно полученному техническому заданию. Разрабатывается модель защиты пользовательских данных от постороннего вмешательства и защиты серверных данных от возможных попыток подбора правильного ответа. Далее программистом проектируются механизмы взаимодействия клиентской части и серверной стороны, а также составляются блок-схемы алгоритмов программных модулей и диаграмм взаимодействия потоков входных и выходных данных проектируемой системы.

- реализация разработки интерактивного мультимедиа ресурса (этап 2). Основная часть производственной деятельности программиста включает в себя подробную разработку дизайна интерфейса и реализация его посредством аппаратно-программных средств.

- пост-релизные работы (этап 3). На заключительном этапе происходит согласование проделанной работы с преподавателем, внесение поправок и изменений в программный код и интерфейс клиентской части программы согласно техническому заданию с учетом замечаний преподавателя.

Задача 5. Провести мониторинг эффективности мультимедийной лаборатории образовательных ресурсов.

Применение мультимедийных образовательных ресурсов в рамках учебного процесса должно сопровождаться последующей экспертизой и мониторингом эффективности. В этой связи, рассмотрение данного аспекта будет основано на изучении двух подходов к оценке продуктов и средств мультимедиа - А.В. Осина [5] и И.В. Роберт [6], а также на основании результатов успеваемости студентов.

В основу технологии экспертизы и критериев оценки электронных изданий и ресурсов А.В. Осина положен опыт Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России [7], опыт проведения российских фестивалей и конкурсов CD-ROM, а также принятые в мире критерии оценки на международных мероприятиях («Milia», «Festival Audiovisuel International» и др.). В части содержательной экспертизы использовался также многолетний опыт работы Федерального экспертного совета по учебному книгоизданию минобразования России.

В результате разработана технология, при которой ЭИР подвергается комплексной экспертизе, включающей: техническую экспертизу; содержательную экспертизу; экспертизу дизайн-эргономики.

Таким образом, каждое МОР должны исследовать, по меньшей мере, три эксперта разных профилей (на практике по 2-3 эксперта каждого профиля, всего от 6 до 9 человек). Каждый из них заполняет соответствующий Аттестат экспертной оценки, дает оценку рассмотренных качеств продукта в баллах.

Техническая экспертиза оценивает работоспособность МОР на программно-технических комплексах различных (по меньшей мере, трех) конфигураций.

Содержательная экспертиза направлена на оценку полноты содержания в предметной области, педагогических качеств МОР в традиционной интерпретации. Рассматривается позиционирование издания по виду, предмету, составу ма-

териала, характеристики по сравнению с ближайшими аналогами.

Экспертиза дизайн-эргономики МОР отвечает на главный вопрос: эффективен ли данный ресурс в электронном исполнении? Основное по существу этой экспертизы - искусство разработчиков, их умение использовать новые педагогические инструменты компьютерных технологий обучения - интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность, производительность в тех или иных сочетаниях.

Экспертиза осуществляется независимыми, внешними по отношению к производителю специалистами. Это относительно кратковременная процедура,

дающая достаточно объективную оценку МОР в комплексе.

Экспертиза программных средств учебного назначения с сопроводительными учебно-методическими и инструктивными материалами проводится на основе использования оценочного листа качества ПС учебного назначения.

Последовательная реализация данного проекта будет содействовать формированию региональной инновационной системы профессионального образования, требующей подготовки специалистов инновационного типа, обладающих творческим мышлением, глубокими знаниями, умениями, навыками в определенной предметной области и в смежных областях, способных осваивать наукоемкие технологии, разрабатывать, внедрять и распространять новые конкурентоспособные продукты и технологии. Формирование инновационного типа обучающегося в вузе может быть успешно реализовано в бакалавриате и магистратуре.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что результативность внедрения инновационных технологий в образование будет значимой только тогда, когда появится поколение педагогов, которое готово использовать компьютеры и мультимедийные технологии, а также тогда, когда появятся методисты, способные разработать методику применения их в учебном процессе, то есть составить довольно значительное количество примеров, на основе которых даже так называемый рядовой преподаватель сможет пользоваться компьютером и мультимедиа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы».

3. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 (ред. от 09.09.2017) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы».

4. Казачихина М.В. Мультимедийные технологии в инновационном образовательном процессе: психологический аспект / М.В. Казачихина, Д.А. Стариков // Вестник ЧГПУ 2009. №7. URL: http://cyberieninka.m/artide/n/multimediynye-tehnologii-v-innovatsionnom-obrazovatelnom-protsesse-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 22.11.2017).

5. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: 2003.- С. 113

6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ИИО РАО, 2010. -140 с.

7. Приказ Минобразования РФ от 10.08.1999 N 179 «О Федеральном экспертном совете по учебным электронным изданиям Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.