Научная статья на тему 'Реализация проекта "мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов" как инновационная технология в вузе'

Реализация проекта "мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов" как инновационная технология в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION / ONLINE LEARNING / MULTIMEDIA LABORATORY OF EDUCATIONAL RESOURCES / APPLIED INFORMATICS IN LAW / INTELLECTUAL INFORMATION SYSTEMS / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / ПРОФИЛЬ "ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ЮРИСПРУДЕНЦИИ" / ДИСЦИПЛИНА "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везиров Т.Т.

Современный процесс образовательной деятельности трудно представить без обеспечения качественного цифрового учебного материала. В статье рассматривается технология работы мультимедийной лаборатории образовательных ресурсов, реализуемый проект в рамках гранта Главы Республики Дагестан в области внедрения инновационных технологий в образование. Как пример рассмотрена структура мультимедийного образовательного ресурса по дисциплине «Интеллектуальные информационные системы», которая имеет модульную структуру. Основу содержания мультимедийного образовательного ресурса составили идеи развивающего, проблемно-модульного и личностно-ориентированного обучения, аксиологического подхода, эвристического и исследовательского методов, направленных на формирование познавательной самостоятельности, творческого развития и саморазвития личности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF A PROJECT “MULTIMEDIA LABORATORY OF EDUCATIONAL RESOURCES” AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY IN A UNIVERSITY

The modern process of educational activities is difficult to imagine without providing high-quality digital educational material. The article discusses a technology of work of the multimedia laboratory of educational resources, the project being implemented within the framework of the grant of the Head of the Republic of Dagestan in the field of introducing innovative technologies in education. As an example, the structure of a multimedia educational resource in the discipline “Intelligent Information Systems”, which has a modular structure, is considered. The contents of the multimedia educational resource is based on the ideas of developmental, problem-modular and student-centered learning, axiological approach, heuristic and research methods aimed at the formation of cognitive independence, creative development and self-development of the student’s personality.

Текст научной работы на тему «Реализация проекта "мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов" как инновационная технология в вузе»

References

1. Aliphanova F.N., Arskieva Z.A. Pedagogicheskij optimizm kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Mir nauki kultury i obrazovaniya. 2016; 6 (61): 45 - 47.

2. Suhomlinskij V.A. Sto sovetov uchitelyu. Kiev, 1984.

Статья поступила в редакцию 22.10.18

УДК 378.2

Vezirov T.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Law and Informatics, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: telman-vezirov@yandex.ru

IMPLEMENTATION OF A PROJECT "MULTIMEDIA LABORATORY OF EDUCATIONAL RESOURCES" AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY IN A UNIVERSITY. The modern process of educational activities is difficult to imagine without providing high-quality digital educational material. The article discusses a technology of work of the multimedia laboratory of educational resources, the project being implemented within the framework of the grant of the Head of the Republic of Dagestan in the field of introducing innovative technologies in education. As an example, the structure of a multimedia educational resource in the discipline "Intelligent Information Systems", which has a modular structure, is considered. The contents of the multimedia educational resource is based on the ideas of developmental, problem-modular and student-centered learning, axiological approach, heuristic and research methods aimed at the formation of cognitive independence, creative development and self-development of the student's personality.

Key words: innovative technologies in education, online learning, multimedia laboratory of educational resources, Applied Informatics in Law, Intellectual Information Systems.

Т.Т. Везиров, канд. пед. наук, доц. каф. информационного права и информатики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

г. Махачкала, Е-mail: telman-vezirov@yandex.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ВУЗЕ

Современный процесс образовательной деятельности трудно представить без обеспечения качественного цифрового учебного материала. В статье рассматривается технология работы мультимедийной лаборатории образовательных ресурсов, реализуемый проект в рамках гранта Главы Республики Дагестан в области внедрения инновационных технологий в образование. Как пример рассмотрена структура мультимедийного образовательного ресурса по дисциплине «Интеллектуальные информационные системы», которая имеет модульную структуру. Основу содержания мультимедийного образовательного ресурса составили идеи развивающего, проблемно-модульного и личностно-ориентированного обучения, аксиологического подхода, эвристического и исследовательского методов, направленных на формирование познавательной самостоятельности, творческого развития и саморазвития личности обучающегося.

Ключевые слова: инновационные технологии в образовании, онлайн-обучение, мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов, профиль «Прикладная информатика в юриспруденции», дисциплина «Интеллектуальные информационные системы».

Все большее внимание уделяется разработке эффективных образовательных технологий с использованием современных средств обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Современные образовательные стандарты и нормативно-правовые акты ориентируют университеты на возможность и необходимость использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вместе с печатными (или вместо них), при этом повышая на этой основе уровень учебной автономии студентов и увеличивая долю самостоятельной работы по отношению к аудиторной работе [1].

Представляя приоритетный проект в структуре Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что формирование цифровой образовательной среды - это стратегическая государственная задача. Цель проекта: создать условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства [2].

Для достижения этой цели выбран путь широкого внедрения онлайн-обуче-ния, в том числе, массовых открытых онлайн-курсов - обучающих курсов с интерактивным участием и открытым доступом через Интернет Это должно привести к концу 2025 года увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн. человек [3].

Как следует из вышеизложенного, в настоящее время обучение с использованием электронных образовательных ресурсов - необходимый элемент для реализации ФГОС, а именно - реализации компетентностного подхода.

В образовательной среде, созданной информационными и коммуникационными технологиями, основными процессами являются организация и интерпретация мультимедийной информации. Мультимедийная информация как эффективный инструмент получения, закрепления и применения знаний позволяет достичь высокого качества образования, что значительно повышает интерес студентов.

Мультимедиа, обогащая процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия информации большинство чувственных компонент обучающегося, является одним из перспективных направлений информатизации, массовой коммуникации и глобализации образования.

Успех использования современных технологий в образовании зависит от уровня программного обеспечения и методологического обеспечения учебного

процесса, а также от уровня квалификации преподавательского состава. Современная система образования предусматривает оснащение учебных заведений интерактивным мультимедийным оборудованием и информационными системами для активной работы преподавателя и эффективного восприятия информации, представленной студентам.

Применение мультимедиа в учебном процессе через визуализацию и интерактивность активизирует познавательную деятельность обучаемого и развивает алгоритмический стиль мышления. Проведение занятия с использованием мультимедийных технических средств, позволяет рассматривать проблемные вопросы в интерактивном режиме. Грамотно подобранное мультимедиа усиливает внимание, положительно влияя на понимание содержания учебного занятия и на эмоциональный фон занятия. Как показывают тесты, проводимые спустя 72 часа, после объяснения нового материала, если эти данные подаются в устной форме, человек запоминает из них около 10 процентов, а в случае с мультимедиа данный показатель повышается до 50 процентов [5].

Общая характеристика

Цель исследования

Для решения этих задач нами реализуется проект по созданию мультимедийной лаборатории образовательных ресурсов в вузе.

Мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов - это проект реализуемый на кафедре «Информационное право и информатика» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» в рамках гранта Главы Республики Дагестан по результатам конкурса, проведенного в 2017 году: в области образования на поддержку педагогических работников образовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии.

Целью нашего проекта является разработка и массовое внедрение качественных мультимедийных образовательных ресурсов в подготовке высококвалифицированных кадров, т.к. использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, активизации познавательной деятельности обучаемого через визуализацию и интерактивность, а также в развитии его творческих способностей.

Материал и методы исследования

Для реализации этой цели мы предлагаем создание временных творческих коллективов, представляя его в виде модели, в состав которых входят преподаватели дисциплин, по которым разрабатываются мультимедийные образовательные ресурсы, (преподаватель-разработчик) и технический персонал лаборатории для разработки мультимедийных образовательных ресурсов (программист-разработчик, экранный дизайнер и т. д.), в основном студенты старших курсов, с

Рис.1.Модельсоздания мультимедийныхобразовательныхресурсов

чётким различием между задачами и функциями каждого члена команды (рис. 1).

1. Функции преподавателя-разработчика. Требования к преподавателю, участвующего в разработкемультимедийного образовательного ресурса, должны состоять из набора традиционных профессиональных компетенций и конкретных влпросов, ссззанных сксзоньоооаниемсоннеланоыоР1Увсзебном ортцессо Таким образом, необходимым условием участия преподавателя в разработке ящсетсяоомпьлсернасщамотзоатл з наеем^/^меттоотблщ^к^щвмчмтт подход к работе, а также готовность и желание использовать инструменты ИКТ в профессиональной деятельности. Преподавателю-разработчику, необходимо проенмаоь срееалтУ оеализации инуелавлвностирезраРатываемлпн мультиле-дийного образовательного ресурса.

И. OMдкцоuпpуулaммuмmщpaооaблmчulaлсmтдpздставить в три этапа:

- этап 1: проектирование согласно техническому заданию. На этом этапе проертируется кооцепоуальзаелртоарааоты мольтртединногамбратоватрль-ного ресурса и механизмы передачи данных в модели «клиент-сервер» в соот-ретсрври с соеуоеонтлпеноикевким задансвр^нем плегреммирт разррбаты-вает механизмы взаимодействия между клиентом и серверной стороной, а также блок-схемы алгоритмов программных модулей и диаграмм взаимодействия вход-ныс иоыходнех потеклв днннвк з роелткреемор систнмс.Повимо этого прел руется и модель защиты пользовательских данных от внешних помех и защиты лоноыхоерв еса ое ьозмолных потыток вкlPopтнpезильоoоo оаветов ресрах.

- этап 2: реализация мультимедийного образовательного ресурса. На этом этапе происходит основная часть производственной деятельности програм-места, оклюеaющaяrceбнсaнpееoокyдисaйоa иатрдюйса и^ризецзя его посредством аппаратного и программного обеспечения.

-этатЛ:помт-реплзеыереблты. а а зоклюалтеп ьном этапо кр^^1^ехоеир согласование проделанной работы с преподавателем, внесение поправок и из-й котзкнрерфегс кр^зл-кор пртб"*1 с уетом замечаний преподавателя.

Основу содержания мультимедийного образовательного ресурса составля-оз здeтпaзвпвaющмго,арoалбмнт-лoлyмьеoга илкчзрoтнo-еpзeзтиpивезоoro обучения, аксиологического подхода, эвристического и исследовательского мето-дов.злправеекзыхза фopмикoзaааeпoрзткaоeльзой oтюpктояпeтгзеpти , твое-ческого развития и саморазвития личности обучающегося.

По нашему мнению, мультимедийный образовательный ресурс должен бысьмодольурз асритектеты икocссoснзый по паизоиrlскaоветл терной обучающей программы. Первый - базовый уровень -должен содержать осео вные понятия, определения предмета и иллюстрации этих понятий и определений. Составляя примерно половину учебного материала и содержать подробное изложение всех вопросов учебной программы: темы, параграфа, курса. Этот уаовеоь, долоенлавать загаие^^целостбю гартиррпредлета. Второй уровень включает углубленное изложение отдельных вопросов для тех обучаю-щнхоя, кеторпе желпюс аасширитзoвpиззмзиездaезpмуpзрыpe.

Как пример рассмотрим структуру разработанного нами мультимедийного образовательного ресурса по дисциплине «Интеллектуальные информационные системы» (рис. 2).

Щнcеиклиуa«изтeллeлгаукнаle и нТгаратцсоннырриснемоь влр^т в вариативную часть образовательной программы бакалавриата по направлению п^дго^онке зэтез ПеУкюаднaрынЩеplУaрииa, профзлн<гПпикуaмздя информатика в юриспруденции». Дисциплина реализуется в юридическом институте кафеерлй енфррабцзонзого плана ьзнфарlуaсики.cpдeкжaуиемиввиплины охватывает круг вопросов, связанных с историей искусственного интеллекта, моделями представления знаний, экспертными системами, нейронными сетями и алгоринма^к^к беаакар дирципликы рмерюанриваются орзовные направления и методы, применяемые при анализе, разработке и реализации интеллектуальных систем, а также нацелена на овладение навыками логического проектирования база данных предметной области и на языке логического программирования Пролог [4].

Mрльтзмeлик^^ыУ0брaз0ветлпьгыKаeсyаcкмаeтlУ0дульзвюртpуктуру и в соответствии с рабочей программой дисциплины разделена на три модуля

(рир.о

Логика построения мультимедийного образовательного ресурса по дисциплине «Интеллектуальные информационные системы» такова, что используе-мыарломезлы зaтpлатея в pллдншщрйвтaзмеpвязимeещуpДpH: пдреход на следующий элемент курса не возможен без выполнения «Критерия выполнения» предыдурего элемозоа

Например: «ПЗ - Практические задания» не будет открыт, пока обучающийся не пройдет тестирование и в зависимости от того сколько балов наберет уeрeеpдотзорpатеeуpтоyлщый ееовe^^ь(микилaаззый пРолАЗу- ррл - 50, «ПЗ-Б» - базовый уровень 50 - 80, «ПЗ-У» - углубленный 81 - 100). В свою оче-аеро вмlполуeзьeпелк■юшepнзx задезип ищош следу-

ющей лекции. В завершении каждого модуля предусмотрено тестирование.

В рррлав мн.кьримeдиуyигp PбртзавоpолмypropepyеpaеpгyрTыpы в ключе-ны РПД, справочные издания, энциклопедии, ссылки на другие образовательные ресурсы, в том числе и в сети Интернет, хрестоматии, видео-уроки и проч. РПД япреоря рузлвзымзрым apивуp-муppаичеpкимлpкyаозеpм, который определяет объем, содержание и порядок изучения учебного курса.

Щeнющущеmыuщледущлная

Для достижения поставленной цели был проведен педагогический эксперимент. На начальном этапе среди студентов бакалавриата по профилю «При-кладос кзШеpмaеикaтюpзpккнаeзвио»PЩгеppмзекproroантоpнpвeззpга университета нами был проведен опрос, задачей которого было узнать отношение студентов к использованию преподавателями мультимедийных образовательных ресурсов в учебном процессе.

По данным результата опроса студентов 1-4 курсов бакалавриата, 9P,е9%зoлижзтелузмpтзосятся амyанpемeдвйзым образевареаьоын1 ресурсам, 4,65% - имеют нейтральную позицию по отношению к ресурсам такого навакрера,итолько 1,86%отрицательсовоспрузсеакт ие.7л,е4%птудентов

Рис. 2. Структура мультимедийного образовательного ресурса по дисциплине «Интеллектуальные информационные системы»

считают мультимедийные образовательные ресурсы эффективной, поскольку учебный материал лучше воспринимается, усваивается и происходит экономия времени.

Главной задачей следующего этапа была оценка эффективности обучения студентов с введением авторского мультимедийного образовательного ресурса по дисциплине «Интеллектуальные информационные системы». На данном этапе для оценки эффективности обучения нами выбран уровень усвоения учебного материала или качества усвоения.

Для определения показателей усвоения в ходе эксперимента мы обратились к уровням усвоения, предложенным В.П. Беспалько [6, 7, 8], который выделяет несколько уровней усвоения у испытуемых, такие как: 1) знания-знакомства; 2) знания-копии; 3) знания-умения; 4) знания-трансформации.

В ходе эксперимента студенты должны были достичь третьего и четвертого уровней усвоения. Им была предложена тест-лестница (задания 4-х уровневой сложности), что дает относительно объективный материал об уровне знаний и позволяет применить шкалу оценок количественных характеристик процесса обучения.

Критерии выставления баллов по результатам выполнения заданий соответствовали уровню усвоения и определялись по двенадцатибальной шкале. Для

первого уровня нижний предел составил 1; для второго уровня - 4; для третьего уровня - 7 и для четвертого уровня - 10. В случае если средний балл, полученный студентом, оказывался ниже возможного минимального значения данного уровня, мы считали, что обучаемый не усвоил учебный материал на данном уровне. Итоговая оценка определялась средним баллом наивысшего успешно пройденного студентом уровня.

Библиографическийсписок

Следует сделать вывод, что результаты студентов в экспериментальной группе явились достаточно высокими, чем результаты студентов контрольной группы.

По результатам полученных данных можно утверждать, что использование мультимедийного образовательного ресурса в обучении студентов является эффективной, так как положительно влияет на уровень усвоения учебного материала или на качество усвоения, существенно повышая ее уровень, что наглядно продемонстрировано на рисунке 3.

Успешность экспериментальной группы на третьем и четвертом уровнях усвоения учебного материала объясняется, на наш взгляд, применением в обучении студентов этой группы авторского мультимедийного образовательного ресурса«Интеллектуальныеинформационные системы».

Таким образом, мультимедийный образовательный ресурс позволяет студентам качественно усвоить учебный материал по дисциплине «Интеллектуальные информационные системы». Об этом свидетельствуют и результаты промежуточной и итоговой аттестации студентов бакалавриата по профилю «Прикладная информатикав юриспруденции».

Последовательная реализация проекта «Мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов» будет содействовать формированию региональной инновационной системы профессионального образования, требующей подготовки

специалистов инновационного типа, обладающих творческим мышлением, глубокими знаниями, умениями, навыками в определенной предметной области и в смежных областях, способных осваивать наукоемкие технологии, разрабатывать, внедрять и распространять новые конкурентоспособные продукты и технологии. Формирование инновационного типа обучающегося в вузе может быть успешно реализовано вбакалавриатеимагистратуре.

Баллы

12 10 8

6

I II III IV Уровни усвоения

I контрольная группа I экспериментальная группа

Рис. 3. Показатели уровня усвоения учебного материала в контрольной и экспериментальной группах

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018). Официальный интернет-портал правовой информации. Available at: http://www.pravo.gov.ru. 30.12.2012

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 26.04.2018). Официальный интернет-портал правовой информации. Available at: http://www.pravo.gov.ru. 29.12.2017

3. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 N 9.

4. Рабочая программа дисциплины интеллектуальные информационные системы составлена в 2018 году в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) от 12 марта 2015 г. № 207.

5. Везиров Т.Т. Мультимедийная лаборатория образовательных ресурсов: инновационные технологии в образовании. Гуманизация образования. Научно-практический журнал. Сочи, 2017; 6: 120 - 128.

6. Беспалько В.П.Окритерияхкачестваподготовкиспециалиста. Вестниквысшейшколы. 1988; 1:3-8.

7. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагог третьего тысячелетия). Москва, 2002.

8. БеспалькоВ.П. Слагаемыепедагогическойтехнологии.Москва:Педагогика,1989.

References

1. Ob obrazovaniiv Rossijskoj Federacii. Federal'nyjzakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 07.03.2018). Oficial'nyj internet-portalpravovoj informacii. Available at: http://www.pravo. gov.ru. 30.12.2012

2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 N 1642 (red. ot 26.04.2018). Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. Available at: http://www.pravo.gov.ru. 29.12.2017

3. Pasport prioritetnogo proekta "Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii". Utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam, protokol ot 25.10.2016 N 9.

4. Rabochaya programma discipliny intellektual'nye informacionnye sistemy sostavlena v 2018 godu v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS VO po napravleniyu podgotovki 09.03.03 Prikladnaya informatika (uroven' bakalavriata) ot 12 marta 2015 g. № 207.

5. Vezirov T.T. Mul'timedijnaya laboratoriya obrazovatel'nyh resursov: innovacionnye tehnologii v obrazovanii. Gumanizaciya obrazovaniya. Nauchno-prakticheskij zhurnal. Sochi, 2017; 6: 120 - 128.

6. Bespal'ko V.P. O kriteriyah kachestva podgotovki specialista. Vestnik vysshej shkoly. 1988; 1: 3 - 8.

7. Bespal'ko V.P. Obrazovanie i obuchenie s uchastiem komp'yuterov (pedagog tret'ego tysyacheletiya). Moskva, 2002.

8. Bespal'ko V.P. Slagaemyepedagogicheskoj tehnologii. Moskva: Pedagogika, 1989.

Статья поступила в редакцию 18.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.