Научная статья на тему 'Инновационные учебные мультимедиа ресурсы в подготовке студентов-информатиков'

Инновационные учебные мультимедиа ресурсы в подготовке студентов-информатиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ УЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ / МУЛЬТИМЕДИА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ / INNOVATIVE EDUCATIONAL RESOURCES / MULTIMEDIA EDUCATIONAL RESOURCES / TRAINING OF INFORMATICS STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыскова Вероника Юрьевна, Королева Наталья Леонидовна, Лысков Алексей Михайлович

В статье рассматриваются особенности и составляющие инновационного учебного ресурса как компонента образовательного процесса. Приводятся разработанные студентами-информатиками кафедры информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина инновационные мультимедийные ресурсы трех типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лыскова Вероника Юрьевна, Королева Наталья Леонидовна, Лысков Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative educational multimedia re-sources in training of informatics students

In the article, the features and components of innovative educational resource as a component of educational process are considered. Innovative multimedia resources of three types, elaborated by informatics students of the Department of Informatics and Information Technologies of TSU named after G.R. Derzhavin, are resulted.

Текст научной работы на тему «Инновационные учебные мультимедиа ресурсы в подготовке студентов-информатиков»

cos(iJ0t + msinlït)

Моделирование полученного сигнала в среде Мар1е по полученному спектру подтверждает формирование ОПС с угловой модуляцией с нижней боковой полосой (рис. 1).

Рис. 1. Моделирование сигнала в среде Maple

ЛИТЕРАТУРА

1. Степаненко И.Т., Савельев М.А. Формирование однополосного сигнала // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. Тамбов, 2003. Т. 8. Вып.1. С. 219.

2. Теория электрической связи: учебник для вузов / А.Г. Зюко и др.; под ред. Д. Д. Кловского. М.: Радио и связь, 1998. 432 с.

Поступила в редакцию 15 ноября 2008 г.

Stepanenko I.T., Savelyev M.A, Stepanenko E.V., Maistrenko E.V. Application of Hilbert's transformation for receiving signal with single-band angular modulation. The way of reception of single-band signal with angular modulation on the basis of analyt-

ical signal is considered. The expression for reception of singleband signal at modulation with one-voice-frequency signal is resulted.

Key words: single-band signal, Hilbert's transformation, angular modulation.

LITERATURE

1. Stepanenko I. T., Savelyev M.A. Single-band signal formation // Reporter of Tamb. Univ. Ser. Natural and Technical Sciences. Tambov, 2003. V. 8. Iss.1. P. 219.

2. Theory of electric coupling: textbook for institutions of higher professional education / А.G. Zyuko et al.; Edited by D.D. Klovsky. М.: Radio and Communication, 1998. 432 pp.

УДК 378.147

ИННОВАЦИОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МУЛЬТИМЕДИА РЕСУРСЫ В ПОДГОТОВКЕ

СТУДЕНТОВ-ИНФОРМАТИКОВ1

© В.Ю. Лыскова, Н.Л. Королева, А.М. Лысков

Ключевые слова: инновационные учебные ресурсы, мультимедиа образовательные ресурсы, подготовка сту-дентов-информатиков.

В статье рассматриваются особенности и составляющие инновационного учебного ресурса как компонента образовательного процесса. Приводятся разработанные студентами-информатиками кафедры информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина инновационные мультимедийные ресурсы трех типов.

Создание образовательных электронных изданий определено в качестве одного из основных направлений стратегии информатизации всех форм и уровней образования в России.

Требования повышения качества и эффективности высшего образования обусловливают интерес к различным формам электронного обучения. Одним из путей разрешения этой проблемы нам представляется создание концепции использования в процессе подго-

1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

товки специалистов-информатиков инновационных образовательных ресурсов.

Применение в учебном процессе компьютерных средств и информационных технологий позволит:

- перевести учебный процесс на качественно более высокий уровень;

- предоставить обучаемому возможность выбора стратегии усвоения учебного материала;

- дифференцированно и индивидуализированно организовать учебный процесс (например, за счет возможности выбора степени сложности и темпа изучения материала);

- осуществлять контроль и оценку результатов обучения с обратной связью и диагностикой ошибок;

- оптимизировать самостоятельную учебную работу студентов;

- высвободить учебное время;

- визуализировать учебную информацию (наглядно представлять на экране компьютера процессы, их графические интерпретации, динамику; объекты и их составные части, взаимное расположение, различные ракурсы и т. д.);

- проводить лабораторные работы с применением компьютерных программ;

- получать доступ к различной справочной информации;

- повысить интерес к предмету, усилить мотивацию обучения;

- развивать определенные виды мышления (например, логическое, алгоритмическое, образное);

- формировать культуру учебной деятельности, информационную культуру обучаемых (например, за счет использования электронных таблиц, баз данных, интегрированных пользовательских пакетов, системы подготовки текстов, ресурсов сети Интернет и др.).

Важнейшей особенностью мультимедиа ресурсов является интерактивность, т. е. то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль.

Графический интерфейс мультимедийных ресурсов обычно содержит различные управляющие элементы (кнопки, текстовые окна и т. д.). Лекции в инновационных учебных мультимедиа ресурсах обычно создаются нами двумя способами:

1) с помощью языка HTML, DHTML, используя визуальные редакторы Macromedia Dream Weaver или Microsoft Office FrontPage,

2) представляя материал в виде мультимедийных презентаций, созданных с помощью программ Movie Maker или Microsoft Office PowerPoint.

Динамические изображения создаются и обрабатываются с помощью редактора Macromedia Flash.

Особенностью разработанных мультимедиа ресурсов является возможность использования их как для чтения аудиторных лекций, так и для самостоятельного обучения.

Внедрение инновационных мультимедиа ресурсов предполагает сокращение персональных контактов преподавателя и учащегося с увеличением доли самостоятельной подготовки. Поэтому электронные учебные материалы принимают на себя поддержку многих компонент обучения, которые в стандартном учебном процессе обеспечиваются очным общением преподавателя и студента.

Рассмотрим основные составляющие инновационного учебного ресурса как компонента образовательного процесса.

Дидактическая составляющая. Основная цель учебного материала, будь он в бумажной или электронной форме, остается неизменной: способствовать освоению новых знаний. Средства достижения этой цели у инновационного электронного учебного ресурса в значительной степени отличаются от средств бумажного варианта. Хорошо известно, что чтение с экрана монитора по сравнению с чтением книги - менее приятный процесс.

Инновационный электронный ресурс позволяет реализовать такие дидактические схемы и формы представления материала, которые совершенно недоступны

традиционным учебным пособиям. При этом успех инновационного электронного учебного ресурса во многом зависит от того, насколько удачно удалось спроецировать методы и приемы обучения на информационные возможности компьютера.

Только взвешенное и продуманное привлечение навигационных, мультимедийных и других средств, предоставляемых информационными технологиями, превращает учебный материал в электронном виде в эффективное средство обучения.

Информационно-технологическая составляю-

щая. Дидактическая компонента электронного образовательного ресурса неразрывно связана с его информационно-технологической базой. Именно применение в разработке ресурса информационных и мультимедийных технологий позволяет использовать недоступные для бумажных форматов дидактические схемы.

Сегодня в области информационных образовательных технологий происходит процесс существенных перемен. Это объясняется, в первую очередь, появлением расширяемых языков разметки, продвижением объектно-ориентированного подхода и концепции разделения представления и содержания документа. В практике кафедры информатики и информационных технологий внедряются инновационные подходы к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов, что очень существенно, поскольку именно инновация является залогом целостности образовательного информационного пространства.

Нормативно-правовая составляющая. Для эффективного использования инновационных ресурсов в обучении необходимо, чтобы инновационный ресурс был правильно «встроен» в систему образования, в учебный процесс. Следует решить ряд вопросов, связанных с корректностью использования ресурса с позиции нормативных актов Министерства образования и науки Российской Федерации, учесть авторские права разработчиков ресурса, определить порядок использования электронного пособия студентами-

информатиками.

Все эти вопросы должна решить система нормативно-правового обеспечения работы с инновационными электронными образовательными ресурсами. Работа по созданию такой системы только начинается. Безусловно, требуется определенное время для ее создания и настройки. Эта работа разворачивается параллельно с процессом внедрения инновационных электронных ресурсов в практику преподавания на специальностях «Прикладная информатика в гуманитарной области» и «Организация и технология защиты информации».

Каждый ресурс в образовательном процессе играет свою определенную роль. Часть из них посвящена последовательному изложению материала, некоторые ресурсы служат для оценки знаний учащихся, другие моделируют практические занятия и т. д.

Моделирование процесса обучения в инновационных электронных образовательных средах является, по сути дела, моделированием взаимодействия преподавателя и студента. Можно построить иерархию учебных ресурсов по степеням их соответствия традиционному процессу обучения: от примитивных тестовых программ типа «выбери ответ» до утонченных интеллектуальных систем. Правильный выбор уровня моделирования при реализации того или иного образовательного

процесса является важным методологическим моментом, позволяющим обеспечить адекватность и эффективность использования ресурсов, а также оптимизировать соотношение цена/качество при их разработке.

Моделирование и автоматизация учебного процесса через разработку электронных образовательных ресурсов началась. Для стабилизации процесса необходимо время и значительные интеллектуальные, трудовые и финансовые инвестиции.

Инновационные образовательные ресурсы играют ключевую роль в моделировании основных этапов учебного процесса в случае дистанционной, самостоятельной работы учащихся в рамках системы не только открытого, но и традиционного образования.

Современные инновационные учебно-методические комплексы ^ЕВ включают - электронные учебники, системы тестов, сетевые образовательные технологии, Интернет-ресурсы образовательного процесса, многоуровневые лабораторные задания, многоуровневые комплексы тестирования.

На кафедре информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в рамках национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 20072008 гг., разработаны инновационные мультимедийные ресурсы трех типов.

1. Мультимедийные электронные экскурсии, отражающие историю и современность Тамбова и Тамбовской области. В экскурсиях описываются географическое, экологическое и прочие особенности; рассматриваются флора и фауна Тамбовской области; ресурсы, посвященные выдающимся деятелям науки, культуры и искусства родного края.

2. Инновационные учебно-методические комплексы ^В.

3. Информационно-поисковые системы и словари-справочники.

Перечисленные ресурсы разрабатываются студен-тами-информатиками в рамках выпускных квалификационных работ и позволяют определить практическую и теоретическую подготовленность специалиста-иформатика к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом 080801 «Прикладная информатика (по областям)».

В 2007-2008 гг. студентами-информатиками и преподавателями кафедры информатики и информационных технологий разработаны 7 мультимедийных энциклопедий (экскурсий). Среди них: «Архитектура Тамбовской области», «Природа Тамбовского края», «Тамбововедение», «Фотохудожник Л.Х. Андреева», «Тамбовский Трегуляевский монастырь» и др.

Наибольший объем работ выполнен по разработке инновационных учебно-методических комплексов

^ЕВ. В настоящее время практически все курсы блока общепрофессиональных и специальных дисциплин обеспечены электронными учебниками, системами тестов, сетевыми образовательными технологиями, Интернет-ресурсами образовательного процесса, многоуровневыми лабораторными заданиями и др. Например, для курса «Технологии компьютерной графики» разработаны: электронный практикум «МасгошесИа

flash MX», электронный методический практикум «PhotoShop», электронно-методический практикум по графическому редактору Paint; для курса «Методика преподавания информатики» - электронное пособие «Решение задач по курсу логики», электронное пособие «Решение задач на языке Pascal», электронное пособие «Построение логических схем», электронный учебнометодический комплекс «Методика преподавания информатики», «Тренажеры по информатике», электронное учебное пособие «Практикум по информатике». Дистанционный курс «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации», разработанный в среде Moodle, второй год успешно применяется в подготовке студентов-

информатиков как очной, так и заочной форм обучения.

Всего в течение последних двух лет на кафедре информатики и информационных технологий разработано 30 объектов интеллектуальной собственности в области информатики. В настоящее время эта работа продолжается для обеспечения программы магистерской подготовки по направлению «Прикладная информатика».

Предполагается апробация абсолютно всех разрабатываемых ресурсов, в том числе информационных источников, инструментов образовательной деятельности, цифровых дополнений к существующим учебнометодическим комплектам, инновационных учебнометодических комплексов, средств организации учебного процесса.

Важным отличием процедуры апробации разработанных материалов на кафедре информатики и информационных технологий является организация апробации непосредственно в процессе разработки учебных материалов. Это позволит своевременно вносить коррективы по ходу реализации проекта, исправляя обнаруженные недостатки и повышая качество конечного продукта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кластерная модель инновационного развития университета: коллективная монография / авт. кол.; отв. ред. Е.А. Юрина; Федеральное агентство по образованию, ГОУВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2008. 706 с.

Поступила в редакцию 16 ноября 2008 г.

Lyskova V.Yu, Koroleva N.L., Lyskov A.M. Innovative educational multimedia resources in training of informatics students . . In the article, the features and components of innovative educational resource as a component of educational process are considered. Innovative multimedia resources of three types, elaborated by informatics students of the Department of Informatics and Information Technologies of TSU named after G.R. Derzhavin, are resulted.

Key words: innovative educational resources, multimedia educational resources, training of informatics students.

LITERATURE

1. Cluster model of innovational development of university: collective monograph / composite authors; editor-in-chief. Е.А. Yurina; Federal Educational Agency, SEIHPE «Tambov State University named after G.R. Derzhavin». Tambov: The Publishing House of TSU named after G.R. Derzhavin, 2008. 706 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.