Научная статья на тему 'МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ В ПАРИЖСКОМ ПРИГОРОДЕ ОБЕРВИЛЬЕ'

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ В ПАРИЖСКОМ ПРИГОРОДЕ ОБЕРВИЛЬЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕРВИЛЬЕ / ПРИГОРОДЫ / ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КИТАЙСКАЯ ОБЩИНА / МОЛОДЕЖНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ / ИСЛАМОГОШИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гордон Александр Владимирович

Обострившиеся в последнее время в европейских странах проблемы интеграции мигрантов с Востока, межконфессиональных и межкультурных отношений рассматриваются на примере мультикультурного пригорода Парижа. Динамика общенациональных процессов характеризуется сопоставлением двух периодов локальной истории: начала нулевых и конца второго десятилетия XXI в. Отмечается влияние глобализации в превращении города в центр торговли с Китаем и появлении в китайской общине торговцев-оптовиков. Параллельно обращается внимание на ухудшение городской структуры занятости вследствие деиндустриализации и сопутствующий рост бедности. В таком контексте рассматривается рост преступности молодежи из афро-магрибинских общин. Активизация во Франции исламского радикализма и концепт «исламогошизма» характеризуются на материале муниципальной политики. В заключение автор указывает на позитивные процессы 2020-2021 гг., обусловленные улучшением социально-экономической структуры и надеждами жителей на рост инвестиций в связи с Олимпиадой-2024 в Париже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUBERVILLIERS: MULTICULTURALITY IN THE SUBURB OF PARIS

The problems of integration of migrants from the East and inter-confessional and intercultural relations, which have recently become more acute in European countries, are examined in the article taking as the example the multicultural suburb of Paris. The dynamics of national processes of the country is shown by the comparison of two periods of local history: the beginning of the first and the end of the second decade of the 21 st century. The influence of globalization in the transformation of the city into a center of trade with China and the emergence of wholesalers in the Chinese community is underlined. In contrast, attention is drawn to the deterioration of the urban employment structure due to de-industrialization and the concomitant increase in poverty. In this context, the rise of crime among young people from Afro-Maghrebi communities is examined. The rise of Islamic radicalism in France and the concept of «islamo-gauchism» are characterized on the material of municipal politics. The author concludes by pointing out the positive processes of 2020-2021, due to the improvement of socio-economic structure and residents' hopes for increased investment in connection with the Olympics 2024 in Paris.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ В ПАРИЖСКОМ ПРИГОРОДЕ ОБЕРВИЛЬЕ»

ФОРМАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИИ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

А.В. ГОРДОН*. МУЛЬТИКУЛЬТУРНОСТЬ В ПАРИЖСКОМ ПРИГОРОДЕ ОБЕРВИЛЬЕ.

Аннотация. Обострившиеся в последнее время в европейских странах проблемы интеграции мигрантов с Востока, межконфессиональных и межкультурных отношений рассматриваются на примере мультикультурного пригорода Парижа. Динамика общенациональных процессов характеризуется сопоставлением двух периодов локальной истории: начала нулевых и конца второго десятилетия ХХ1 в. Отмечается влияние глобализации в превращении города в центр торговли с Китаем и появлении в китайской общине торговцев-оптовиков. Параллельно обращается внимание на ухудшение городской структуры занятости вследствие деиндустриализации и сопутствующий рост бедности. В таком контексте рассматривается рост преступности молодежи из афро-магрибинс-ких общин. Активизация во Франции исламского радикализма и концепт «исламогошизма» характеризуются на материале муниципальной политики. В заключение автор указывает на позитивные процессы 2020-2021 гг., обусловленные улучшением социально-экономической структуры и надеждами жителей на рост инвестиций в связи с Олимпиадой-2024 в Париже.

Ключевые слова: Обервилье; пригороды; локальная история; мультикультурализм; социальная интеграция; китайская община; молодежная преступность; исламский радикализм; исламогошизм.

* Гордон Александр Владимирович - доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела Азии и Африки Института научной информации по общественным наукам РАН.

A.V. GORDON. Aubervilliers: Multiculturality in the Suburb of Paris.

Abstract. The problems of integration of migrants from the East and inter-confessional and intercultural relations, which have recently become more acute in European countries, are examined in the article taking as the example the multicultural suburb of Paris. The dynamics of national processes of the country is shown by the comparison of two periods of local history: the beginning of the first and the end of the second decade of the 21 st century. The influence of globalization in the transformation of the city into a center of trade with China and the emergence of wholesalers in the Chinese community is underlined. In contrast, attention is drawn to the deterioration of the urban employment structure due to de-industrialization and the concomitant increase in poverty. In this context, the rise of crime among young people from Afro-Maghrebi communities is examined. The rise of Islamic radicalism in France and the concept of «islamo-gauchism» are characterized on the material of municipal politics. The author concludes by pointing out the positive processes of 2020-2021, due to the improvement of socio-economic structure and residents' hopes for increased investment in connection with the Olympics 2024 in Paris.

Keywords: Aubervilliers; suburbs; local history; multiculturality; social integration; Chinese community; young criminality; islamism; islamo-gauchism.

Для цитирования: Гордон А.В. Мультикультурность в парижском пригороде Обервилье // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. -2022. - № 1. - С. 5-37. DOI: 10.31249/rva/2022.01.01

Обервилье - город непосредственно за Бульвар периферик, парижской МКАД, со 100-тысячным без малого населением (87 572 по данным 2018 г.) и богатой историей, в том числе межкультурных отношений1. Прожив в 2002 г. месяц в этом городе, я остался впечатлен его социальным и культурным многообразием. «Перекресток четырех дорог между Обервилье и Пантеном», как

1 Благодарю за помощь в переводе бытовой лексики с английского С.В. Зи-нина (Массачусетский университет) и с французского Е.Л. Ушкову (ИНИОН РАН) и за полезные критические замечания заведующую Отделом глобальных проблем ИНИОН Н.Ю. Лапину.

можно перевести название станции метро «Aubervilliers-Pantin Quatre Chemins», с которой началось мое знакомство с городом, оказался поистине культурно-историческим перекрестком.

Трущобы начала ХХ в. и элитное жилье последних десятилетий; одноэтажные домики на узкой и извилистой улочке Роз, где хозяева оставляют обувь на пороге, и многоэтажные комплексы на широком прямом проспекте Жореса с подземными гаражами, скверами, спортплощадками; стандартные супермаркеты консъю-меризма и почти традиционный базар, где хватают за руки, навязывая свой товар. «Различные социальные уклады, отчетливое различие образа жизни и несопоставимость ее качества, а еще перекресток этнических и конфессиональных традиций, где сошлись Европа и Африка, Ближний и Дальний Восток» - таким было общее впечатление [2, c. 48].

Истоки Обервилье находят в глубокой древности, в поселении («вилла») на пути, соединявшем Лютецию (Париж) с римскими владениями на северных рубежах (Фландрией). Сейчас эта «римская дорога» (Voie Romane), ныне национальная автотрасса № 2, является центральной улицей города и носит имя Жана Жореса, а до переименования сохраняла историческое название «Фландрская дорога». Наследие Древнего Рима видят и в первом упомянутом в источниках названии города, запечатлевшем, видимо, имя владельца «Albertivillare» (1059). Отсюда наименование жителей Albertivillariennes и Albertivillariens.

Памятником раннего периода осталась церковь Богородицы Милостивой - Notre Dame des Vertus1. Была сооружена в старом центре города (1626) в знак преданности Ей и благодарности за дарованную над гугенотами победу2 (в память чего ежегодно совершается крестный ход). Между тем при осаде католического Парижа (1590) здесь находился лагерь Генриха IV, тогда предводителя гугенотов, а колокольня была воздвигнута до начала войн в 1541 г. на месте храма Х111 в.

Оставили стед и войны ХК-ХХ вв. При Луи-Филиппе по инициативе тогдашнего премьер-министра Адольфа Тьера был

1 Памятник культурного наследия с 1908 г.

2 Протестанты не признавали сакральность этого персонажа Нового Завета.

7

сооружен форт оборонительного вала вокруг Парижа1. Левая оппозиция в Палате депутатов выражала опасение, что укрепления будут не защищать Париж, а блокировать его в случае народных восстаний. Так и произошло во время Парижской коммуны2, между тем Фландрская дорога, на которой построили форт, одно время носила имя Тьера. О пребывающих в развалинах укреплениях напоминает название станции метро «Фор Обервилье».

Промышленная революция изменила Обервилье, превратив его из аграрного пригорода, снабжавшего рынки Парижа огородной продукцией (похоже, с тех пор сохранилась сельская экзотика улицы Роз), в средоточие крупной по тем временам промышленности: мануфактура спичек (750 рабочих), хлопчатобумажное предприятие Картье-Брессон (450 работников), металлургическое производство. В конце Первой мировой войны Фландрскую дорогу обстреливала германская сверхгаубица «Большая Берта», видимо, целившая в производивший порох химический завод.

С превращением в индустриальный центр в Обервилье устремляются потоки иммиграции. После аннексии Эльзаса и Лотарингии сюда из Кольмара перемещается большой стекольный завод вместе с персоналом. Образуется поселение, где люди говорили на эльзасском наречии немецкого языка. Горожане назвали его «Малая Пруссия». Прибывают мигранты из Бельгии, Испании, Италии. За полвека (1851-1896) промышленной революции его население выросло в 10 раз: с 2611 до 27 332 человек. Обервилье стал городом, который в следующие полвека (к 1954 г.) с удвоившимся населением (58 740) обрел почти современные масштабы.

Становясь полиэтническим, город начинает приобретать опыт мультикультурности. От периода промышленной революции сохранилась церковь св. Марты, сооруженная для окармливания нарождающегося полиэтнического пролетариата, еще не порвавшего со своими крестьянскими корнями [14, с. 291-314]. О ее социальном адресате свидетельствовала надпись на входе при освящении «Блаженны бедняки (Heureux vous les pauvres)», многозначительный перифраз евангельской заповеди Блаженны

1 Реминисценция попытки обороны Парижа от антинаполеоновской коалиции в 1814 г.

2 Enceinte de Thiers. - URL : https://fr.wikipedia.Org/wiki/Enceinte_de_Thiers#

Origine

нищие духом (по-французски Heureux les pauvres en esprit). Изящный образец неоготики, при моем пребывании в Обервилье церковь была местом, где периодически собиралась китайская община.

В межвоенное время рабочее население Обервилье начинает проявлять себя политически. В 1923 г. мэром города становится близкий в то время к рабочему движению и профсоюзам Пьер Ла-валь, удерживавший этот пост вплоть до краха режима Виши в 1944 г. Городское население сохранило левую ориентацию и в послевоенный период. Характерна местная ономастика: квартал им. Ленина, улицы Парижской коммуны, Прудона, Сен-Жюста, Валь-дека Роше (бывшего генсека ФКП), площадь Народного фронта, учебные заведения им. Робеспьера, Бабефа, Розы Люксембург, Анджелы Дэвис. Коммунисты по преимуществу в борьбе с социалистами становились мэрами Обервилье.

В 1960-х город, как и всю Францию, накрыла волна массовой миграции с Африканского континента, воспринявшая и воссоздавшая все универсальные прелести трущоб ранней индустриализации. Однако в отличие от времен, описанных в романах Золя или Диккенса, Франция вместе с остальным западным миром создавала общество всеобщего благоденствия.

Когда в «резиденции для мигрантов» в новогоднюю ночь 1970 г. задохнулись из-за дефектности самодельной отопительной системы пятеро африканцев, их похороны превратились мощную демонстрацию, которую поддержали Сартр, Рокар, Катеб Ясин. «Бидонвиль» французского образца посетил премьер-министр Шабан-Дельмас. Прошла гневная кампания в прессе, ужасы нового парижского «дна» изобразило телевидение. Как следствие общественного возмущения начался снос трущоб, и к концу 1972 г. они в своей наиболее вопиющей части исчезли. Взамен в Оберви-лье развернулось энергичное строительство современного жилья, которое, однако, отстает от потребностей населения, структура которого начала меняться с продлением в 1979 г. седьмой линии метро, обеспечившим удобную связь с Парижем.

Параллельно дезиндустриализация, свершившаяся с вступлением Франции в современную глобальную экономику, привела к отливу из города части жителей. Конец ХХ в. стал временем демографической стагнации (1962 г. - 70 632 жителя, 1982 г. - 67 719, 1999 г. - 63 136). Новый подъем (2006 г. - 73 506, 2011 г. - 75 598,

2016 г. - 86 061) пришелся на начало XXI в. и проявил себя возрастанием численности мигрантов, главным образом из Магриба.

Город уже в нулевых считался «арабским»: так меня известили в Министерстве сельского хозяйства, которое в лице Надин Мирошникоф из Центра документации шефствовало надо мной1. Иммигранты из Магриба, главным образом алжирцы, представляли большинство пришлого люда, являя отчетливо выраженную этнокультурную идентичность. Выделялись арабской речью, знаменитыми темными платками (хиджаб) и плотными, скрадывающими фигуру тоже темными одеяниями женщин. Магрибинцев трудно было обнаружить в супермаркетах2, они закупались в небольших магазинах и мясных лавках с вывеской халяль. Кроме общепита, бросалась в глаза этническая сфера торговли (овощи, хозтовары) и бизнеса (автосервис).

Заметно выделялась община уроженцев Западной Африки, она выглядела гораздо живописней и жизнерадостней благодаря многоцветному одеянию женщин, их разноцветным и величественным головным уборам, напоминавшим тюрбаны. А еще сикхи и тамилы, магазины индомусульман и турецкая кухня, вьетнамский отель («дядюшки Хо») и рядом, возвышаясь тогда над всей округой, небоскреб корейского автоконцерна.

Китайцы в сравнении с магрибинцами и африканцами держались скромнее (недаром получили в прессе того времени наименование «невидимого меньшинства»). Притом кратно уступавшая арабо-мусульманской по численности (в мое время не более четырех тысяч против 15-20 тыс. магрибинцев) китайская община выделялась аналогичными признаками идентичности в виде обособления сферы питания и бизнеса: рестораны, магазины, прачечные, парикмахерские, пошивочные мастерские. Текстиль и остался основной сферой китайского бизнеса в Обервилье, притом что в мою бытность преобладали небольшие магазины и мастерские, а портные в своей массе представляли классический «ремесленный пролетариат».

1 Я проникся этим предостережением и по водворении на место сообщал в Москву: «Нахожусь за Сталинградом в глубоком арабском тылу» (поскольку моя станция метро находилась вслед за «Площадь Сталинград»).

2 Как-то застал молодых арабов, интересовавшихся вином.

Бросались в глаза иероглифы на вывесках различных заведений, тогда как арабской вязи не видел. Хотя магрибинцы говорили между собой по-арабски, они свободно переходили на французский, тогда как среди китайцев в первом поколении мигрантов (кое я застал) знание французского едва сводилось к стандартным фразам бытового общения. Отсюда и необходимость в иероглифах. Зато китайцы не отличались в одежде от европейцев и в целом выглядели более обеспеченной частью населения. Дальнейшая социальная история Обервилье резче очертила экономическую грань между арабо-африканской и китайской общинами.

Европейцы, или «белые», если обойтись без политкоррект-ности, составляли значительную часть населения, чувствовавшую себя вполне уверенно. На первый взгляд, это были люди средней руки, обжившиеся в городе благодаря программам HLM, «предоставления жилья за умеренную плату»1. Должен сказать, что последнее было вполне комфортабельным, на порядок выше по классу строившихся у нас в ту пору «хрущевок». Собственно, секретарь Дома наук о человеке Соня Кольпар2 и сняла мне жилье в этом секторе, и должен сказать: «студия» в Обервилье была наиболее комфортным местом обитания за время поездок в Париж. Те, кто побогаче, обзаводились жильем в résidence, упомянутых выше огороженных территориях (вроде «клубных домов» в Москве).

В общем Обервилье счастливо избежал геттоизации, постигшей многие коммуны северных и восточных пригородов Па-рижа3, оставаясь поистине «мультикультурным» с населением, представляющим 108 народностей (nationalités) [17]. Cудя по последним материалам из Сети, город не изменил своего мульти-культурного облика, запечатлевшегося в экономической динамике и расширении культурной инфраструктуры.

1 Habitation à loyer modéré (HLM) est un logement géré par un organisme d'habitations à loyer modéré, public ou privé, qui bénéficie d'un financement public partiel.

2 Необыкновенно внимательная к россиянам, которых тогда было большинство среди грантополучателей фонда, Кольпар осуществляла всестороннюю опеку надо мной.

3 Проезжая по северному полукольцу этого пояса и глядя в окно автобуса, не удержался от метафоры: Красный пояс стал Темно-Коричневым.

Наряду с сохранением традиционной для арабской общины сферы мелкого бизнеса («экономика базара»), создавались в Обер-вилье новые отрасли промышленности, в частности средств телекоммуникации, государственные предприятия транспорта и связи (Франс-Телеком, ныне Оранж, Документасьён Франсез). Немало возникло отраслевых промышленных лабораторий, центров подготовки инженерных кадров («Сен-Гобен»), офисов крупных кампаний, таких как «Родия» с 730 человек персонала. Понятно, это способствует расширению присутствия в городе «белого» населения.

Формируется Кампус Кондорсе, куда переводится Новая Сорбонна в составе различных образовательно-исследовательских институтов гуманитарных и социальных наук (включая африканистику и арабистику, изучение Латинской Америки и Ближнего Востока). Городок рассчитан на пребывание 1 5 тыс. студентов различного уровня обучения. Связан с городской жизнью и при посредничестве мэрии Обервилье проводит научно-просветительские мероприятия в Театре коммуны и лицее Ле Корбюзье.

Театр коммуны стал первым учреждением, созданным по программе культурного обустройства пригородов Парижа, основан в 1960 г., получил статус национального драматического центра в 1971 г. Приобрел знаменитость в городе постановкой спектаклей на злободневные темы, в том числе межкультурных отношений.

Обервилье обладает разветвленной сетью образовательно-культурных учреждений: библиотеки, детские сады, школы, коллежи, лицеи. Есть три частные школы религиозного профиля: католической, иудейской и мусульманской конфессий. Четыре лицея дают профессионально-техническую подготовку для тех, кто не стремится к высшему образованию, что отвечает, очевидно, настроениям многих выходцев из иммиграции. И, отвечая, видимо, тем же запросам, в городе широко представлены клубы и секции для занятия многообразными видами спорта: из наиболее популярных - восточные единоборства, плавание, мото-вело, спортивные игры. Распространены танцевальные кружки, театральные и музыкальные студии, а из спортивных игр нет конкуренции футболу1.

1 Замечу, что в Токио отличились гандболистки из Обервилье, завоевавшие в составе национальной сборной золотые олимпийские награды, а также фехтовальщица, награжденная серебряной медалью (Olympic https://www.msta gram.com/p/CSU28l_A90O/).

Городской стадион вмещает большое количество зрителей, а поле имеет искусственное покрытие, рассчитанное на матчи высокого уровня. Есть профессиональная футбольная команда, носящая имя города. Около 20 известных футболистов Франции афро-арабского происхождения - уроженцы Обервилье. Разумеется, при пребывании в городе обратил внимание на мальчишек, гоняющих мяч во дворах. Знаю по своему детству, как дворовый футбол оздоровляет морально-психологическую обстановку в молодежной среде, способствует не только физическому, но и нравственному развитию. Мальчишки из пригородов, мечтающие стать будущими Зиданами и Мбаппе, думается, немалый резерв истинно полиэтнического французского футбола.

Естественно, далеко не все попадают в национальную сборную, топ-команду мирового футбола. Однако в целом футбол становится для молодежи афро-арабского происхождения одним из немногих путей позитивной социализации в современном французском обществе [33]. К сожалению, реализация себя в спорте привлекает далеко не всю молодежь из пригородов. Да и объективно такой канал социальной мобильности не может стать универсальным, и в современной полиэтнической ситуации мы сталкиваемся с криминальными проявлениями молодежной самореализации.

Не стоит, конечно, сводить историю двух десятилетий, прошедших со времени моего пребывания, к заставившим о себе говорить коллизиям, возникшим на почве расширения «китайского присутствия»; однако в плане межэтнических отношений наиболее заметным оказалось вторжение в Обервилье китайского капитала, превратившего город в «экономический эпицентр», по выражению Ариан Перес, китайской диаспоры Парижа и Франции [38]. Центральной фигурой сделались торговцы-оптовики, а наиболее выразительными признаками их присутствия - открытие торговых комплексов: в 2006 г. Франко-Азиатского международного центра (Centre international France-Asie - CIFA)1 и в 2015 г. Центра моды (Fashion Center), ставшего одним из крупнейших центров оптовой торговли в Европе.

1 C годовым оборотом около 1 млрд евро (2015). - URL: https://www. liberation.fr/planete/2020/02/25/grossistes-a-aubervilliers-il-n-y-a-plus-de-clients-ca-de vient-grave_1779638

Образовался обширный комплекс магазинов и складов, вбирающих все, что относится к ширпотребу прет-а-порте (одежда, обувь, кожевенные изделия). Здесь сосредоточивается оптовая торговля товарами, импортируемыми из Китая (кроме текстиля, часы, бижутерия, игрушки и, понятно, гаджеты). Отсюда они развозятся грузовиками по всей стране, а также соседним странам.

Вторжение китайского капитала имело определенную логику и даже две, так как, по выражению автора специального исследования Чжуан Яхань, сошлись «две динамики» [18]. Во-первых, расширение рынка текстиля в 1 1-м округе столицы за счет наплыва китайских коммерсантов вызвало протесты местных торговцев и постоянных жителей, за которых вступились муниципальные власти. К тому же возросла стоимость жилья, и китайцы сами сочли за благо оставить Париж и переместиться в пригороды, где аренда была значительно дешевле. Обервилье был выбран благодаря удобной связи с Парижем, близости к международному аэропорту Руасси-де Голль и не в последнюю очередь - благодаря социальному климату (видимо, подобное впечатление относительно его благополучия складывалось не только у меня).

А близость к Руасси возымела особую ценность благодаря, во-вторых, вступлению КНР в ВОЗ, которое сопровождалось резким сокращением ограничений на импорт китайских товаров, что и привело к формированию обширного и динамичного оптового рынка. Оптовиками, как установила Чжуан Яхань, проводившая в городе полевые исследования для своей диссертации в Сорбонне, стали уроженцы округа Вэньчжоу (провинция Чжэцзян, КНР), известные свой предприимчивостью и мобильностью [4]. «Ремесленный пролетариат» Обервилье, который и стал в основном объектом нападений - тоже Вэньчжоуская община.

Действовал и третий фактор - логика муниципальных властей Обервилье, надеявшихся, что коммерческая активность китайской общины поможет оздоровить экономику коммуны, впавшей в ходе дезиндустриализации в депрессивное состояние вместе со всей промышленной округой Большого Парижа. Приоритет принадлежит ставшему мэром Обервилье в 2008 г. социалисту Жаку Сальватору, который лично отправился с делегацией муниципальных чиновников и местных коммерсантов в Китай, чтобы наладить торговые связи. Он же, заботясь о внешнем виде города,

выступал поборником вертикальной концентрации оптовой торговли сооружением крупных торговых центров.

Оборотной стороной бесспорного коммерческого успеха этого проекта стало обострение социальных контрастов. Оптовый текстильный рынок далеко не только экономическая зона. Fashion СеПег со своими бьющими в глаза обывателей витринами в полном смысле соблазнительных предметов роскоши (начиная с женского белья) сделался символом китайской диаспоры, и этот символ разительно отличает ее от прежних потоков иммиграции, став, по замечанию Перес, для китайской общины Обервилье «истоком агрессии, которой она подвергается в возрастающей степени в последнее десятилетие с лишним» [38].

В начале нулевых актов «агрессии» против китайской общины не фиксировалось, да и напряженности в межобщинных отношениях в целом не ощущалось. Даже в области более острых антагонизмов, связанных с еврейской общиной: «Прослушав сводку очередных актов на Святой земле, выходишь на улицу Республики и видишь, как спокойно и даже торжественно, отмечая шабад, пересекает арабский квартал еврей в лапсердаке, с пейсами, кипа на голове, а поодаль на бульваре Фландрен над рядом магазинов кошерной пищи разносится "алла-бисмилла". Это молодой сосед-торговец включил погромче голос муллы, совершающего утренний намаз» [2, с. 49].

Итак, Обервилье виделся мне «оазисом сосуществования». Думается, и тем патронам китайского бизнеса во Франции, кто принимал решение о переносе в город своих коммерческих операций и создании здесь макроцентров оптовой торговли. Характерно, что присутствие полиции я лицезрел только дважды. Первый раз при разборке ДТП, который мгновенно «разрулили» подъехавшие на нескольких машинах полицейскиеВторой, столкнувшись с полицейским патрулем, «прочесывавшим» квартал на... велосипедах.

Потенциальные угрозы стабильности и безопасности в Обервилье я зафиксировал: и социальные (по литературе) - неудо-

1 Инцидент был интересен еще и тем, что приобрел расовый оттенок столкновения между «черным» и «белым» водителями, причем первый отчаянно жестикулировал и вопил на всю улицу, собрав зрителей, однако никакой поддержки не получил.

влетворенность арабской молодежи своим положением; и политические (с добавлением собственных впечатлений) - «Арабская община Обервилье-Пантена выглядит наиболее политизированной частью населения района. Я не замечал ее представителей в местной библиотеке, зато они самые заядлые читатели газет» [2, с. 56]. Наблюдал жаркое обсуждение процесса над участниками теракта на станции метро Сен-Мишель в 1995 г. (8 погибших, 150 раненых).

К сожалению, французская экономика с тех пор попала в сокрушительную сшибку глобалистского неолиберализма и популистского социализма, и в этих условиях духовное самочувствие общества эволюционировало между «упадничеством (déclinismе)» и «пораженчеством (défaitisme)». Необходимые экономические реформы торпедируются протестными движениями, требующими сохранения государственного патернализма («желтые жилеты» как пример). Катастрофически деградировала обстановка и в арабской общине, оказавшейся между молотом лаицизма1 и наковальней исламского радикализма.

При моем пребывании в Обервилье об «исламской угрозе» говорили в самых общих тонах; и «исламизм», если так назвать подобные обычаи (вношу эту коррекцию, чтобы дистанцироваться от распространенного в популярном толковании отождествления бытовой традиции с идеологией салафизма), выявлялся преимущественно гендерной сегрегацией. Ни разу не видел среди магри-бинцев пар или смешанных групп, притом что женские компании нередко состояли из представительниц разных возрастных категорий, выделявшихся кстати и различием в одежде. Скрывавшую лицо бурка (паранджу) не встречал, хотя уже это явление, по рассказам, имело место; но женщины в возрасте, как правило, были в

1 Термин «лаицизм» (букв. светскость) впервые появляется в «Педагогическом словаре» Ф. Бюиссона (1887). Обозначая французскую разновидность секуляризма, он отразил ожесточенную борьбу с влиянием католической церкви, начатую во время Великой французской революции (Первая республика) и закрепленную в Третьей республике законом об отделении государства от церкви и церкви от школы. В Пятой республике принципы, утвердившиеся в борьбе с монополией католицизма, стали использоваться в борьбе с влиянием ислама, сделавшись основой унитаристской модели интеграции инокультурных сообществ [3; 6; 10].

описанных одеяниях, спускавшихся почти до щиколотки. У девушек попадались хиджабы и притом в той же женской компании нередко мелькала довольно короткая, до колен юбка.

Вечерняя компания в кафе - излюбленная форма препровождения в арабской общине - исключала женское присутствие (хотя обслуживали обыкновенно женщины, но европейского облика). Такая «бытовая» традиция сохраняется до сих пор, и местные феминистки борются за право посещать кафе женской компанией. Активистки из общества «Место женщинам (Place aux femmes)» предлагают владельцам принять своеобразный кодекс поведения: «1. Обязуюсь принять благожелательно и с уважением женщин, которые будут посещать мое заведение. 2. Обязуюсь поддерживать обстановку спокойствия, вмешиваясь в случае необходимости, чтобы сохранить взаимное уважение» [31].

Обычная между тем до сих пор картина: мужчины, целыми днями сидящие под навесами своих магазинов или кафе и разглядывающие, что называется, в упор (навесы занимают почти половину и без того узких тротуаров) проходящих женщин, сопровождая их, по свидетельству последних, «наглыми взглядами», «непристойными замечаниями», а то и приставанием слоняющихся молодых бездельников. «Я постоянно чувствую себя объектом чего-то угрожающего (micro-agressée)», - отметила активистка общества «Место женщинам» [там же].

В довершение к мусульманским обычаям женский вопрос оказался завязан на проблему молодежной девиантности в афро-магрибинских общинах. В масштабе страны афро-арабская иммиграция с заметным преобладанием безработной молодежи выделяет по важнейшим социально-экономическим показателям департамент Сена-Сен-Дени (в который входит коммуна Обервилье) в худшую сторону. В 2018 г. уровень бедности фиксировался здесь вдвое выше общефранцузского. Об отношении к образованию среди учащихся красноречиво свидетельствует падение уровня грамотности: в 1987 г. 5,4% учеников делали по 25 и больше ошибок, в 2015 г. - 19,8%. От 8 до 20% населения, по оценкам, были «нелегалами (sans-papiers)», не имевшими вида на жительство.

Департамент отличается самым высоким в стране уровнем преступности, 18% всех уголовных дел с наркотиками приходилось на эту территорию. В департамент входит печально известная

коммуна Клиши-су-Буа, гибель двух подростков1 из которой явилась сигналом для протестных выступлений, охвативших осенью 2005 г. всю Францию и принявших откровенно вандалистский характер (было сожжено 9000 автомобилей).

Социальная обстановка в Обервилье - в известной мере типична для этого 93-го (по дате образования) департамента Французской Республики. Среди населения коммуны наивысшая в департаменте доля иммигрантов (41,2% в 2010 г.), из них 60% с Африканского континента, в большинстве из Алжира [31]. Еще заметнее афро-магрибинская концентрация в младшем возрастном контингенте (до 18 лет): около трех четвертей иммигрантов.

Притом Обервилье - одна из экономически развитых коммун. И парадоксально остается бедной, а население в значительной степени незанятым. Это самая бедная коммуна в пределах континентальной (metropolitan) Франции: уровень бедности 44,3%, втрое выше национального (в метрополии) - 14% в 2017 г. А уровень безработицы 23,1%, что в 2,5 раза выше национального -9,4% [20, 37, 41]. Исторически промышленный город особенно пострадал от дезиндустриализации, а пришедшие на смену закрывшимся заводам современные производства требуют высококвалифицированного труда и недоступны для афро-магрибинской молодежи. Эту потерю не может компенсировать третичный сектор при преобладании мелких предприятий (до девяти занятых) и обилии самодеятельных хозяйчиков.

На общем фоне массовой безработицы выделяется, вне всякого сомнения, бурный рост крупных торговых центров оптовой экспорто-импортной торговли с преобладанием китайского персонала. Обращает на себя внимание тот факт, что при численности проживающих в городе около 5 тыс. число работающих здесь китайцев достигает (по оценкам) 10 тыс. [13].

Нападения на китайцев происходят, подчеркну, на фоне и в контексте общего роста местной преступности. По сравнению с 2014 г. в 2018 г. акты насилия в Обервилье, по данным МВД, выросли на 31,6% (1387), воровство на 18,9 (5226), преступления, связанные с наркотиками, на 46,6 (777), мошенничество (escroqe-

1 Они попытались скрыться от полицейского патруля в трансформаторной

будке.

rie) на 234% (1914) [31]. По оценке МВД за 2019 г., коммуна Обервилье по уровню насильственных преступлений занимает второе место в метрополии Франции1.

Примерно с 2011 г. преступность стала приобретать этнический оттенок, и в 2016 г. ситуация достигла кульминации: по данным префектуры полиции Сена-Сен-Дени, «с января до августа на азиатов было совершено 105 нападений, втрое больше, чем за аналогичный период 2016 г.» [25]. Прямой целью преступников становилось ограбление, что, по французской криминальной статистике, попадает в категорию «воровства с применением насилия» [15]. Даже то, что случилось 7 августа 2016 г., - со смертельным исходом. Убитым оказался портной Чжан Чаолинь, возвращавшийся домой с товарищем после работы в мастерской. Напавшими были трое подростков от 15 до 19 лет, этничность которых, по понятным причинам, не называется. Нападение носило дерзкий характер. Подростки атаковали двух мужчин среднего возраста. Смертельный исход не предвиделся. Чжан от удара упал на мостовую, стукнувшись головой. Добычей грабителей стали мобильный телефон, несколько евро и сладости.

Мэр Обервилье Мериам Деркауи тотчас же назвала случившееся - едва ли не впервые для французского должностного лица -преступлением «расистского» характера. «Это преступление, -заявила она, - является тем более одиозным, что его корыстный умысел отягчается расистской направленностью в отношении части наших сограждан» [21].

Следует отдать должное мэру-коммунистке. Она загодя предупреждала начальство об опасной ситуации, складывающейся в городе. И жалуясь о несправедливости в поддержании безопасности в «народных кварталах (quartiers populaires)2, требовала удвоения полицейских сил в городе со 150 (это на 100-тысячное население!) до 300 человек.

Адвокаты обвиняемых между тем доказывали, что жертвой оказался китаец по случайному совпадению, т.е. нападение не носило отягчающего, согласно французскому правосудию, расист-

1 Avis posté le 14-01-2021 à 16:10. Par antananarivo [15].

2 Очевидно, термин «quarties populaires» заменяет ставший одиозным термин «zones urbaines sensibles», распространившийся на фоне бунтов 2005 г.

19

ского характера. Понятно, что адвокаты пытались уменьшить вину подзащитных, однако вопрос далеко не прост. Количество ограблений китайцев действительно незначительно при общем количестве подобных преступлений в городе. В случаях нападений на китайцев, происходивших ранее, должностные лица придерживались той же версии, что в данном эпизоде адвокаты.

Считалось, что китайцы становятся жертвой малолетней шпаны, «компаний молодых людей, которые болтаются без дела и привязываются» к китайцам («bandes de petits jeunes qui traînent et déconnent») из-за двух распространенных стереотипов: «китайцы имеют обыкновение держать при себе большие суммы наличности и как нелегалы никогда не осмелятся жаловаться в случае нападения». Мэр-социалист 20-го округа (включающего частично китайский Бельвиль) Ф. Каландра уточнял тогда: не имея вида на жительство и работающие нелегально, они не могут завести счет в банках и потому осуществляют свои коммерческие сделки наличностью.

В общем, как резюмировал Р. Гийонне, президент l'Hébergement différent, общества содействия аренде жилья (главным образом среди мигрантов), в интервью газете «Монд», «мишенью становятся те, у кого есть деньги, по меньшей мере так предполагается. Это вполне могут быть негры или арабы, ибо это вопрос денег, а не расизма» [46]. «Фигаро» придерживалась сходного мнения, что и «Монд»: из-за отсутствия регистрационных документов и плохого знания французского «китайцы - легкая добыча» [19].

Итак, расовая ненависть или легкая добыча? Каковы мотивы нападений на китайцев? Переход от «ситуационной» (легкая добыча) к «фундаменталистской» (расизм) версии в СМИ очевиден. Можно, конечно, задуматься об изменениях во французском общественном мнении, менее склонном ныне к политкорректности. Но и у части специалистов «фундаменталистская» версия стала интенсивно разрабатываться. Нападения молодежных групп на китайцев с целью грабежа обобщаются в межобщинном и межэтническом контекстах.

Ариана Перес предложила называть враждебное отношение к китайской диаспоре «расизмом ресентимента», подобным антисемитизму [38]. Понятие не вошло в широкое употребление, между тем, на мой взгляд, имеет шансы на продвижение. Имеется в

виду чувство враждебности к представителям успешного сообщества. «В этих молодых людях, - замечает Е.Б. Деминцева (ВШЭ), проводившая полевые исследования среди магрибинской общины в начале нулевых, - с детства зарождается чувство обиды на окружающее их французское общество. По мере взросления оно перерастает в чувство ненависти к "другим", тем, "кто лучше живет"» [5, с. 76].

Нетрудно, конечно, культурологические предположения поддержать социологической аргументацией о конкуренции между арабским мелким бизнесом и крупным китайским капиталом. Все же я бы не стал сбрасывать со счету «ситуационную» версию (легкая добыча), да она и не противоречит «ресентименту», подразумевающему сублимацию чувства социальной неполноценности и индивидуальной фрустрации.

Грабящим китайцев арабо-африканским подросткам, казалось бы, пора было убедиться, что китайцы не носят с собой больших денег и добычей нападающих становится буквально мелочь. И если подобная агрессивность продолжается, то, очевидно, удовлетворение приносит собственно акт физического и морального насилия, который сопровождается ощущением своего, хотя бы и ситуационного превосходства над жертвой.

А это заставляет обратить внимание на психологию молодежной девиантности, которая, разумеется, не сводится к поиску инородцев - ведь объектом нападений могут стать коренные француженки, да и женщины-соплеменницы чувствуют себя угрожаемыми. И в целом на первый план выступают откровенно гендерные мотивы. Притом важны и последствия. Своими действиями молодые преступники сеют в обществе обстановку страха, и если такое злостное хулиганство, граничащее с бандитизмом, к чему-то выводит в смысле их социализации, то не к расизму, а к терроризму.

Е.Б. Деминцева закономерно поставила вопрос, в какой степени эту молодежь следует считать «арабами», этнокультурными представителями магрибинской общины [5]. Лишенная заодно с «исторической родиной» этнокультурных корней и отвергающая интеграцию во французское общество арабо-африканская моло-

дежь в своей изрядной части пополняет ряды новых «отвержен-ных»1.

И хотя аспект конфессиональной идентичности за два последних десятилетия в целом усилился, ее отстаивание мусульманской молодежью не изменило характера преступности. В меньшей степени это межобщинный антагонизм и в большей -негативная самореализация в неблагоприятных социальных условиях. Чувствуя себя отвергнутыми обществом, они пытаются навязать ему «закон джунглей», как выразился офицер полиции, занимающийся молодежным бандитизмом в парижских пригородах. Один из обвиняемых так и выразился: «Есть дичь, находятся охотники» [43].

Напоминает этот бандитизм и «ритуалы перехода» в племенных социумах (заметим, что вместе с арабской молодежью участвуют выходцы из Тропической Африки), т.е. обряды мужской социализации для молодежи. В компании, к которой они принадлежат, им говорят: «Теперь твоя очередь» [40]. И молодые ребята, не достигшие зачастую совершеннолетия, выходят на «охотничью тропу».

Замечательна характеристика преступности в Обервилье от непосредственного очевидца: «Стычки между соперничающими бандами, родео2, нападения, воровство с грабежом, трафик тяжелых наркотиков... сожженные автомобили и т.д. - повседневность жителей города». И на таком фоне «трусливая подлость этих хулиганов, которые нападают и грабят слабых: пожилых людей, женщин, китайскую общину и многих из тех, кто не оказывает сопротивления». Автор - креол и, судя по «нику», из столицы Мадагаскара. Цвет кожи до поры обеспечивал ему относительную безопасность, но в конце концов и ему довелось подвергнуться «бессмысленному», по его словам, нападению «восьмерых против

1 См.: Лапина Н.Ю. Новые отверженные: Французский контекст // Независимая газета. - 29.06.2020. - С. 12. - URL : https://www.ng.ru/style/2020-06-28/12_ 7896_style.html?id_user=Y

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Очевидно, имеется в виду бесшабашная езда на мотоциклах, на что жаловались и в других комментариях. Должен заметить, беспорядочный уличный трафик - новое явление. При моем пребывании был приятно удивлен вежливостью водителей (тогда еще в Москве не было обыкновения уступать дорогу пешеходам), да и с ДТП столкнулся только один раз.

двоих», и он счастлив, что удалось выйти из этой схватки живым. После чего он форменным образом сбежал из города, переселившись в парижский район Венсенского леса1.

Нельзя сказать, что китайская диаспора не оказывает сопротивления. По выражению авторов специального исследования, она «ставит блок». Коллективный! Китайцы с присущей этносу способностью к самоорганизации устроили в Обервилье систему оповещения об опасности, патрулируют наиболее опасные места и -наследие, очевидно, коммунистического воспитания на исторической родине - устраивают регулярные семинары по самообороне. Мобилизуются адвокаты китайского происхождения и волонтеры-молодежь, знающие французский язык и помогающие жертвам нападений с обращением в полицию. Прибегли китайцы и к массовым манифестациям по-французски с дефилированием от Площади Республики к Площади Нации с трехцветными флажками и лозунгами «Безопасность для всех».

Китайская община стремится действовать законным путем. Как заявила авторам специального исследования одна из собеседниц элегантного возраста: «Мы живем в демократическом обществе и должны уважать закон». Однако при этом ее более молодые соплеменники сетуют: «Франция не принимает нас всерьез». И потому «нужно говорить громче, быть требовательнее, перестать скромничать и продолжать выступления, пока не добьемся того, чего хотим». «Китайская община, - резюмируют авторы исследования, - рассчитывает, что ее голос будет услышан» [14].

Свои требования предъявляет властям и мусульманское сообщество, притом подобное волеизъявление принимает специфический и порой угрожающий характер, обусловленный, с одной стороны, многочисленностью выходцев из мусульманских стран (в первую очередь Алжира), а с другой - его вынужденной в значительной мере вовлеченностью в борьбу радикальных течений исламского мира против глобальной модернизации. Ось этого грандиозного противоборства, сравнимого может быть по ожесточенности с холодной войной, проходит через пригороды французских городов, и прежде всего Большого Парижа.

1 Avis postë 1е 14-01-2021 а 16:10 Раг АПяпапаггео [15].

23

C 2005 г. положение в пригородах занимает одно из первых мест в политической повестке дня. После терактов 2015 г. точно так же одно из первых мест в общественном мнении Франции стяжала проблема исламизма, толкуемого как фанатичное следование предписаниям канона и противопоставление их республиканским принципам светского государства.

Для правых радикалов французской политики совершенно логично было связать две проблемы воедино, или, как афористично сформулировала Марин Ле Пен: «Пригороды плохо управляются (sont maltraitées), поскольку предоставлены исламистам» [32]. Иначе говоря, засилье исламистов объясняется слабостями государственной политики в отношении пригородов, а эти слабости, в свою очередь, - следствие влияния левых политических сил, в том числе на местном уровне.

Постулаты «исламогошизма» имеют очевидные основания благодаря сочетанию двух факторов, оказывающихся на поверхности: мусульманское население пригородов и сохраняющаяся политическая ориентация последних на левые партии, как и ориентация последних на этот «новый пролетариат». Серьезной попыткой поддержать подобные наблюдения углубленным научным анализом оказалось университетское издание под провокационным, как признал сам руководитель проекта профессор Новой Сорбонны -Париж-3 Бернар Ружье, названием «Территории, захваченные исламистами» со специальной главой, посвященной Обервилье и преследующей цель проиллюстрировать такой «захват» в локальном разрезе [42].

Коллективный труд Ружье и его учеников вызвал своим появлением невероятный ажиотаж в прессе и, мгновенно распространившись массовыми тиражами, стал бестселлером. Между тем у специалистов концепция «захвата» вызвала серьезные возражения. Рецензентами отмечалось, в частности, что идеологическое влияние, масштаб которого авторам не удалось установить, смешивается с «овладением территории», когда складывается подобие гетто, где «бригады блюстителей нравственности силой навязывают жителям квартала строгое соблюдение религиозных норм» [24].

Солидаризируясь всецело с идеей «исламистской угрозы», многолетний мэр коммуны Монфермей, одного из центров погромных манифестаций 2005 г., Ксавье Лемуан (Христианско-

демократическая партия) счел все же необходимым уточнить: «Закрытые анклавы... пока еще редкие случаи» [30]. Относится ли к ним Обервилье? И что удалось показать автору главы о нем (Жюльен Дюран), призванной стать фактологической опорой общей концепции издания?

По словам одного из рецензентов, «крестовый поход сала-фитов против лаицизма», вынужденно облеченный в республиканские формы, становится попыткой «клиентелистского овладения городом» [29], иными словами, установления гегемонии через свою клиентуру в муниципальных органах власти. Тем самым должна подтверждаться центральная идея профессора Ружье1, что левые, прежде всего коммунисты, потеряв вследствие деиндустриализации свою социальную базу в пригородах, оказываются в зависимости от поддержки исламистов, влияние которых возросло пропорционально численности благодаря воссоединению семей мигрантов из Магриба.

Поскольку коммунисты сохраняют пост мэра с 1945 г. (за исключением шестилетнего правления социалиста Жака Сальва-тора), город становится удобным объектом для анализа. В городе с 2001 г. действует официально зарегистрированная Ассоциация мусульман Обервилье (АМО), и некоторые члены муниципалитета находятся в связи с ней и даже являются ее членами. Ассоциация выдвигает свои требования к муниципальной власти от имени местного мусульманского сообщества, такие, например, как выделение части муниципального кладбища под захоронения мусульман, т.е. погребения по религиозному обряду. Испрашивается также предоставление муниципальной земли для проведения обрядов жертвоприношения (Ураза-байрам) и строительства мечетей.

Жюльен Дюран указывает на стремление обеспечить благоприятное разрешение подобных обращений выдвижением своих представителей в муниципалитет, что он квалифицирует как формирование исламской партии на местном уровне. Главным фигурантом «исламистской» клиентуры в муниципалитете Обервилье Дюран и следовавший за ним автор расследования в «Марианне» называют Софиана ^ойеппе) Карруми. Многолетний муници-

1 Замечу, что Ружье избегает термина «исламогошизм» и подчеркивает, что речь должна идти лишь о части левых, имея в виду «Непокоренную Францию» Меланшона.

пальный советник, кабил по происхождению, замеченный в соблюдении религиозных обрядов, включая особо одиозный для светского сознания Ураза-байрам, и сотрудничавший с АМО, он предположительно стал организатором возвращения к муниципальной власти в 2014 г. члена ФКП Паскаля Боде1, при котором и сложилась объявленная в «Территориях, захваченных исламизмом» местная «исламистская сеть».

Дальнейший ход политической борьбы на муниципальном уровне, однако, с трудом укладывается в эту концепцию. Встретившись с серьезными разногласиями внутри своей предвыборной коалиции, Боде в 2016 г. подал в отставку. На пост претендовали Карруми и член фракции левых коммунистов, муниципальный деятель с 30-летним стажем Жан-Жак Карман. Оба они были заместителями Боде, однако тот предпочел преемство первого заместителя Мериам Деркауи.

Последняя патетически опровергала заявления Ле Пен о захвате пригородов исламистами и тем самым досадила Марин настолько, что та не удержалась от грубой инсинуации. Напомнив об алжирском происхождении Деркауи, Ле Пен прозрачно намекнула, что, оказавшись во Франции по милости властей - типичная фигура речи лидера Национального объединения в осуждении миграционной политики ее политических противников, - мэр Обер-вилье будет транслировать алжирские порядки. И наглядно попала пальцем в небо: Деркауи на родине вела борьбу, в том числе подпольную, за демократический и светский Алжир и приехала во Францию с детьми как политический беженец, когда исламисты взяли верх.

Она и на практике оказалась совершенно независимой от мусульманской клиентуры в муниципалитете, продолжив начатую Сальватором политику покровительства китайской общине и даже, можно сказать, собственноручно участвовала в церемонии китайского Нового года, разрисовав одну из фигур церемониала. Да и активной поддержкой феминистского движения вряд ли могла снискать симпатии мусульманских фундаменталистов. Но, пожалуй, главное - она выстояла против давления «исламистской се-

1 Был мэром до 2008 г., когда его победил на выборах упоминавшийся социалист Жак Сальватор.

ти». Оселком конфронтации стал отказ Деркауи подписать соглашение о предоставлении АМО в аренду на 99 лет муниципальной земли под сооружение Большой мечети, по сути мусульманского духовного центра в составе ритуальных и культурно-образовательных учреждений.

«Я бесконечно уважаю эту религию», - заявила Деркауи, но проект освоения предложенного участка земли (территория бывшей промзоны) «касается всех нас, а не только АМО» и не может быть реализован одним мусульманским сообществом. Это «дело всего населения» Обервилье [34]. Соответственно Деркауи должна была лишиться поддержки мусульманского лобби, если такая и была, а заодно и части левых, ибо Карруми (DVG - Различные левые) перед вторым туром муниципальных выборов 2020 г. заручился поддержкой Кармана и социалистов.

Муниципальные выборы 2020 г. объявлялись в «Территориях, захваченных исламистами» тестом для «исламогошистской коалиции». Карруми, выступавший от имени «Объединенной левой Обервилье» (Aubervilliers rassemblée, à gauche), обошел Деркауи, которая шла на выборы под «беспартийным» девизом «Обервилье для вас (Aubervilliers est à vous)», (31 против 24% без дробей); однако то была пиррова победа. Выдвинувшаяся уже в первом туре благодаря поддержке блока центристских партий представитель Союза демократов и независимых Карин Франклет во втором туре снискала поддержку всего умеренного электората и естественно взяла верх (44,55%) над расколовшейся левой группировкой с ее дезориентированным электоратом (соответственно, уровень абсентеизма превысил 60%).

Можно заключить, что политически активная часть населения Обервилье избранием сначала Деркауи, а затем Франклет опровергла постулат о завоевании города исламистами. Избранная мэром Карин Франклет уже своим обликом являет прямой вызов радикальному исламизму. Импозантная молодая (38 лет) француженка, завуч местного профтехнического лицея, которая отнюдь не стыдится своей привлекательности, может надеть мини-юбку и не считает зазорным проехать по городским улицам на велосипеде.

Вместе с тем во время избирательной кампании агитировала за себя на местном базаре среди торговцев-мусульман. Заодно с Карруми, оставшимся в должности заместителя мэра, направила в

июле 2021 г. послание солидарности народу Алжира, страдающему от пожаров, и «особенно коммуне Bouzeguëne, с которой наш город является побратимом и среди выходцев из каждой деревни которой есть мои друзья-кабилы (курсив мой. - А.Г.)». Из муниципального бюджета обещала финансовую помощь в размере 50 тыс. евро1.

Дочь сельских учителей, вышедшая из «глубинки», небольшой деревни в долине Марны, - такие люди приходят в политику, обладая мощной энергетикой и одержимые амбициозными планами. Ступив на эту стезю, Франклет взяла за образец подражания и вдохновения Симону Вейль, легендарную женщину французской политики, узницу нацистских концлагерей, достигшую своей борьбой за равноправие женщин (в должности министра здравоохранения провела закон о легализации абортов) и европейское единство (первый председатель парламента ЕС) вершин почета и упокоенную в Пантеоне.

Франклет шла на выборы под лозунгом «обновления Обер-вилье». Рассчитывая на привлекательность новых модернизацион-ных проектов, в первую очередь Кампуса Кондорсе, она мечтает превратить Обервилье в «университетский гостеприимный и привлекательный город, где семьи могут спокойно прогуливаться, девушки распивать коктейли на террасах и ездить в юбке на велосипедах по городу. Железной рукой, но с неизменной улыбкой новый мэр рассчитывает изменить лицо города», - замечает обозреватель [27].

«Железные» свойства Франклет проявила, потребовав перемещения с берега канала Сен-Дени на окраине Обервилье большого самостийно возникшего лагеря беженцев (1500 человек, преимущественно мужчины из горячих точек Ближнего Востока). Добившись выполнения, Франклет признала, что решение не идеальное, но проблему надо решать на национальном уровне, а она исходила из безотлагательных требований санитарного состояния в городе [35].

Гораздо сложнее для муниципальной власти справиться с антисанитарией в самом городе, который, по мнению комментаторов на сайте «Мнения об Обервилье», остается грязным из-за не-

1 https://www.facebook.com/karine.franclet. 1

28

чистоплотности определенной категории обитателей (окурки, бутылки, объедки). При наличии множества урн и регулярности сбора мусора подобная нечистоплотность выступает неким историко-цивилизационным конфликтом, провалом во времени. «Эти люди будто живут в 1800-х годах»1, - замечает один из комментаторов. И он прав: модерность, зрелая урбанистическая цивилизация сталкиваются с привычками и обычаями, уходящими в глубокое прошлое.

Указанный аспект той же проблемы - разнузданное поведение праздношатающейся молодежи, особенно беспокоющее жителей по ночам, и весь сопутствующий набор негатива: наркотики, хулиганство, воровство. И в целом - небезопасность городских улиц.

Агрегированная оценка мнений на упомянутом сайте2 дает городской безопасности 4,52, ниже только экология 3,99: городу катастрофически не хватает зеленых насаждений3 на улицах и во дворах. Зато показатели по здравоохранению, спортивно-досу-говым и культурно-образовательным учреждениям значительно выше 6, а наиболее высоки по транспорту (главным образом метро). Невысоки оценки качества жизни (в целом) - 5,13 и торговли -5,634.

Последняя оценка затрагивает неразвитость и главное узость сферы мелкого бизнеса, которую называют «коммюнотаристской», т.е. ориентированной на потребление одной из этнических общин (магрибинской, африканской, китайской). Можно догадаться, что преступность тоже имеет в представлении жителей «коммюнота-ристский» аспект, хотя на сайте это не афишируется. Примечательна оценка, судя по «нику», 45-летнего жителя города: «Многие комментаторы говорят скорее о своем чувстве опасности, чем о реальной небезопасности. Это чувство возникает у некоторых

1 Avis posté le 16-03-2021 à 22:35 Par Denis [15].

2 Комментаторы, в подавляющем большинстве сами жители, должны были выставить оценку от 0 до 10, как общую о качестве жизни, так и по отдельным сферам жизни.

3 Меньше полутора кв. м на жителя при норме ВОЗ 8,58.

4 Даже люди, стремящиеся уехать из Обервилье, дают этой сфере высокие оценки - до 8 баллов (см., например: Avis posté le 14-06-2021 par Valérie12345 [15]).

комментаторов подобно павловскому рефлексу1, поскольку один вид джеллаба2 или темноватый вид кожи вызывают у них невроз (des attaques)».

Этого, очевидно, хорошо образованного жителя Обервилье мультикультурность города не беспокоит, хотя он признает, что значительно проще решать задачу поддержания порядка и обеспечения безопасности в городе при однородности социального пространства. Решение проблемы он усматривает не в культурной сфере, а в социально-экономической: «С прибытием новых жителей из средних классов» положение будет «неизбежно улучшаться» пропорционально снижению уровня бедности3.

Аналогична оценка Новосела4, приобретшего жилье в городе: он приветствует мультикультурность Обервилье, многочисленность различных «культурных ассоциаций»; но разнородность социального пространства, «коммюнотаризм» последнего (иными словами, элементы геттоизации отдельных кварталов) вызывают критику. По его мнению, для преодоления социальной разобщенности мэрия должна активизировать программы HLM. В пользу mixité sociale, т.е. соединения в одном социальном пространстве различных общин5 высказывается и уроженец Обервилье с почитаемым среди мусульман «ником» Хамза6.

«Я думаю, - полагает инвестировавший в городскую инфраструктуру Марк Лежандр, - что у мультикультурности Обервилье

1 Т.е. условному рефлексу у собак в опытах И.П. Павлова.

2 Джеллаба - традиционная одежда, длинный, с остроконечным капюшоном свободный халат с пышными рукавами, распространенная среди мужчин и женщин арабоязычных стран Средиземного моря, в основном в Магрибе.

3 Avis posté le 19-03-2021 à 15:40 Par Albertivillarien76 [15].

4 Avis posté le 08-08-2021 à 08:49 Par un Nouvel habitant [15].

5 Государственный курс создания единого социума в полиэтническом обществе, наиболее продвинутая реализация коего государственная школа, объединяющая девочек и мальчиков различного происхождения в одном классе, что вызывает немало возражений как со стороны коренных французов, так и части мусульманского сообщества. Единая образовательная программа в ее нынешнем виде вызывает недовольство и других иммигрантских диаспор, в частности китайской общины, представителей которой особенно возмущает франкоцентризм в преподавании истории с игнорированием ориенталистской (синологической) тематики.

6 Avis posté le 20-01-2021 à 10:36 Par Hamza [15].

есть шанс в долгосрочной перспективе». Обновление состава населения за счет парижан и приехавших из других городов обеспечит «положительное равновесие (un bon équilibre) в его структуре и он станет похожим на Бруклин с многообразием искусств, множеством артистов и вегетарианской еды (bars bobos)»1.

Город «изменяется с большой быстротой», город - «сплошная стройка», «позитивные изменения все более заметны», «полная трансформация». Среди подобных оценок на сайте «Мнений об Обервилье» отмечу положительную оценку усилий нового мэра (Франклет), благоустройство различных частей города и особенно джентрификацию, т.е. желаемое повышение общего имущественного уровня за счет более обеспеченных новоселов и прихода инвесторов. «Джентрификация усиливается, - констатирует один из комментаторов, - конечно, стоимость жилья повышается. Но много обновления и торговля (les commerces) начинает диверсифицироваться»2.

Сооружение различных экономических и культурных объектов форсируется появлением второй ветки метро. С продлением линии 12 парижского метро, открытием в 2012 г. станции Фрон Популер на одноименной площади Народного фронта и запланированным на 2021 г. дальнейшим движением до мэрии и станции Эме Сезэр3 связь Обервилье с Парижем становится интенсивней, и в эту связь включаются новые сферы городского развития (прежде всего Кампус Кондорсе). Город становится привлекательнее, и в него тянутся новые категории жителей среднего достатка, которых дороговизна жилья выгоняет из Парижа и других метрополий.

Дополнительные перспективы открывает 0лимпиада-2024, которая пройдет в Париже. Жители и власти Обервилье ожидают, что отдельные олимпийские объекты будут возведены в городе или по соседству с ним - ведь Обервилье находится рядом с центром будущих событий Стад де Франс. Самоощущение жителей выглядит в целом довольно оптимистичным. Агрегированная

1 Avis posté le 28-03-2021 à 09:38 Par Marc Legendre [15].

2 Avis posté le 27-06-2021 à 18:51 Par NIG [15].

3 Уроженец о-ва Мартиника, французский поэт, основатель вместе с Сен-гором негритюда, учитель Франца Фанона.

31

оценка мнений жителей за 2020-2021 гг. дает городу приличное 136-е место из 7161 учтенных (villes notées).

Во французской, да и в российской социологии распространено толкование глобализации как процесса, который обернулся для Франции «разломом» между преуспевающими крупными городами, ставшими частью глобальной экономики, и «периферийной Францией» - небольшими городами и селениями, которые не нашли своего места в ней. В связи с этим возникает вопрос, куда отнести такие пригороды, как Обервилье.

Объективно город стоило бы включить в депрессивную «периферийную» Францию, пострадавшую от глобализации с ее дезиндустриализацией и обострением интеграционно-миграционных проблем. С начала нулевых можно отметить ухудшение качества жизни по таким показателям, как безопасность, санитария, порядок на дорогах, экология. Но в последние годы заметны позитивные сдвиги, которые позволяют жителям, идущим в ногу со временем, с оптимизмом глядеть вперед. И они призывают столичную публику (включая, как видим, частично экспертное сообщество) к более взвешенной оценке положения в таких пригородах.

Образец нахожу в комментарии с «ником» Себ (Себастьян?), который делится своим впечатлением о более чем двухлетнем проживании в Обервилье: «Да, это отнюдь не идеальный город. Но когда люди говорят, что это худший из притонов (le pire des coupes gorge), притом что сами не живут здесь, или порют чушь (dire des énormités du style), что "99% людей здесь маргиналы (zonards1, это вызывает недоумение. Думаю, что и я с моим внешним видом: джинсы, кроссовки, баскет, худи2, - и моей привычкой пить кофе на вынос мог бы сойти за такого маргинала».

Себ явно иронизирует над традиционно-французскими представлениями о «комильфо», а заодно над огульным отношением к жителям пригородов. Его автопортрет замечателен соединением непривычных для столичного обывателя черт - спортивного американизма и того, что принесла арабская иммиграция. В целом

1 Может быть, от Zones urbains sensibles (жители трущоб)?

2 Баскет - вероятно, часть спортивной формы баскетболиста, худи - кофта с капюшоном.

такой стиль отнюдь не дешев и расходится с восприятием обитателей трущоб.

Себ критически оценивает безопасность и экологию, положительно отмечает медицину (амбулатории, несколько медицинских центров, госпиталь, два зубоврачебных кабинета), хотя и недостаточно (на «восемь» по принятой шкале), но «лучше, чем во многих пригородах». Еще выше (на «девять») наряду с транспортом - культурно-образовательные учреждения и на «десять» -спорт: стадионы, спортивные залы, плавательный бассейн. «Посмотрите, сколько спортсменов высшего уровня вышли из Обера в боксе, гандболе, футболе!», - заканчивает он свой комментарий1.

В аналогичном сравнительном плане интересен комментарий с красноречивым «ником» Paysandu93, обозначающим, очевидно, молодого человека крестьянского происхождения. Для него Обервилье по уровню благосостояния часть Парижа, которому он противопоставляет родной Лимузен. Сравнивая с родиной, где скорой помощи не дождаться, одна амбулатория на всю округу, да и там врач уходит на пенсию, а из спортивных заведений за тренера корова, особенно он отличает транспорт («не нужно иметь свою машину»). «Много люля-кебаба? - реагирует он на сетования обервильцев по поводу узости общепита. - Но сколько мест, где, не смейтесь, мечтают о кебабе!» Единственный негативный пункт для него экология: «Обервилье плохо пахнет». В общем для лиму-зенца «парижане, которые без устали жалуются, не отдают себе отчета в тех возможностях, которыми располагают»2.

Краткий очерк истории Обервилье позволяет заключить, что город, избегнув геттоизации, сохранил свою мультикультурность, тем самым подтвердив основательность курса на разнообразие (Diversité), осмысленного в высших органах власти в начале нулевых. Сорванный попятным движением, реализованным в законе 2010 г. о запрете одежды мусульманок, закрывающей лицо, он вновь актуализуется при президенте Э. Макроне, который продолжает объявленную еще Н. Саркози борьбу за французский ислам, иными словами, республиканскую интеграцию мусульманского сообщества при сохранении его конфессиональной идентичности.

1 Avis posté le 16-01-2021 à 11:50 Par Seb [15].

2 Avis posté le 19-01-2021 à 08:50 par Paysandu93 [15].

33

Вряд ли способствуют этому курсу различные издания, живописующие «исламистскую угрозу» и склонные расценивать традиционную мусульманскую обрядовость проявлением исламского радикализма. Оборотной стороной сведения культуры к религиозной идеологии становится деградация. На примере Обервилье отчетливо видно, что угрозу общественному порядку в городе и благополучию ее жителей несет не культура, хотя и отмеченная религиозностью ее носителей, а негативная социализация, недостаток воспитания, низкий культурный уровень отдельных категорий горожан. Очевидно и то, что к различным культурам стоит подходить с одной меркой. Плодотворно ли противопоставлять церемонию встречи Нового года по китайскому обычаю, пользующуюся поддержкой местных властей, Рамадану, ритуал коего считается предосудительным? И в том и в другом случае отстаивается идентичность и от нее вряд ли какая-либо из иммигрантских диаспор откажется при адаптации к французскому образу жизни. Францию может ожидать мультикультурная интеграция, если общество окажется достаточно зрелым, чтобы отказаться от навязывания ино-культурным диаспорам кодифицированного набора ценностей, блокирующего цивилизационную динамику. Но при нарастании угроз политической стабильности ассимиляционный курс унитаристской интеграции может ужесточиться.

Список литературы

1. Восток на Востоке, в России и на Западе : трансграничные миграции и диаспоры / ред. С.А. Панарин. - СПб. : Нестор-История, 2016. - 304 с.

2. Гордон А.В. О культуре многообразия (заметки социолога, анализ историка) // Синергетика образования : межвузовский сб. - М. ; Ростов н/Д : Южное отд. РАО, 2004. -Вып. 2. - С. 46-62.

3. Гордон А.В. Ислам во Франции : Опыт интеграции // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9: Востоковедение и африканистика. - М., 2019. - № 3. - С. 5-31.

4. Гордон А.В. Китайские общины Парижа : интегрироваться, сохраняя идентичность // Актуальные проблемы Европы. - 2021. - № 3. - С. 136-163.

5. Деминцева Е.Б. Быть «арабом» во Франции. - М. : Новое литературное обозрение, 2008. - 192 с.

6. Интеграция инокультурных мигрантов : Перспективы интеркультурализма / отв. ред. И.П. Цапенко, И.В. Гришин. - М. : ИМЭМО РАН, 2018. - 233 с.

7. Лапина Н.Ю. Французское общество перед вызовами глобализации : аналитический обзор. - М. : ИНИОН. РАН, 2019. - 50 с.

34

8. Лапина Н.Ю. Есть ли шанс возродить французскую промышленность? // Мировая экономика и международные отношения. - 2020. - Т. 64, № 10. -С. 103-111.

9. Расизм, ксенофобия, дискриминация. Какими мы их увидели... / ред. Е.Б. Де-минцева. - М. : Новое литературное обозрение, 2013. - 384 с.

10. Религии и радикализм в постсекулярном мире. Российско-французский диалог / ред. Е.И. Филиппова, Ж. Радвани. - М. : Горячая линия-Телеком, 2017. -331 с.

11. Свои и чужие. Метаморфозы идентичности на востоке и западе Европы / ред. Е.И. Филиппова, К. Ле Торривеллек. - М. : ИЭА РАН : Горячая линия. Телеком, 2018. - 344 с.

12. Шатило Д.П. Иммиграция как фактор социального расслоения в Париже : анализ территориальной дифференциации // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2020. -Т. 13, № 1. - С. 63-83.

13. Aubervilliers : trois arrestations après l'agression mortelle d'un Chinois // Le Figaro. -2016. - 29.08. - URL: https://www.lefigaro.fr/actualite-france/2016/08/29/01016-20160829ARTFro00203-aubervilliers-trois-arrestations-apres-l-agression-mortelle-d-un-chinois.php

14. Auduc А. Une difficile construction d'église en banlieue : l'exemple de Sainte-Marthe des Quatre Chemins à Pantin (1875-1897) // Revue d'histoire de l'Église de France. - Paris, 1999. - T. 85, N 215. - P. 291-314.

15. Avis sur Aubervilliers (93300). - URL: https://www.ville-ideale.fr/aubervilliers_ 93001

16. Brancato R. Des grossistes chinois quittent Aubervilliers pour Tremblay-en-France // France Bleu. - Paris, 2018. - 22 novembre. - URL: https://www.francebleu.fr/ infos/economie-social/des-grossistes-chinois-quittent-aubervilliers-pour-tremblay-en-france-1542825825

17. (Les) «Chinois à Aubervilliers», une «pièce d'actualité» du Théâtre de la Commune // France 24. - 2018. - 18.01. - URL: https://www.france24.com/fr/20180118-chinois-a-aubervilliers-une-piece-dactualite-theatre-commune

18. Chuang Ya-Han. Aubervilliers sur Wenzhou, ou la transformation du Grand Paris par les entrepreneurs chinois // Hommes et migrations. Revue française de référence sur les dynamiquesmigratoires. - Paris, 2018. - N 1320. - P. 51-58.

19. Communauté chinoise : retour sur sept ans de manifestations contre l'insécurité // RT France. - 2017. - 28.03 - URL: https://francais.rt.com/france/35925-commu naute-chinoise-insecurite-retour-sur-7-ans-manifestations

20. Comparateur de territoire. Commune d'Aubervilliers (93001). - URL: https://www. insee.fr/fr/statistiques/1405599?geo=C0M-93001

21. Décès de M. Chaolin Zhang : Tristesse et colère ! - URL: http://www.aubervilliers. fr/Deces-de-M-Chaolin-Zhang-Tristesse-et-colere

22. De l'intégration: des Chinois de France, par DD et DH // Blog de Paul Jorion. -2016. - 4.10. - URL: https://www.pauljorion.com/blog/2016/10/04/de-lintegration-les-chinois-de-france-par-dd-et-dh/

23. En qu (o)i les Français ont-ils confiance aujourd'hui? Baromètre de la confiance politique / CEVIPOF. - 2020. - Février, Vague 11. - 126 p. - URL: https://www. sciencespo.fr/cevipof/sites/sciencespo.fr.cevipof/files/0pinionWay%20 pour%20 le %20 CEVIP0F-Baromètre%20 de%20 la%20 confiance %20 en%20 politique%20-%20 vague 11%20-%20 Comparaison-1. pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Geisser V., Seniguer H.L'islamisme en nos banlieues ? À propos de : Bernard Rou-gier (dir.), Les territoires conquis de l'islamisme, Puf. - URL: https://laviede sidees.fr/Bernard-Rougier-territoires-conquis-islamisme.html

25. Guignet E. En quête d'égalité et de sécurité. - URL: http://www.aubervilliers.fr/ En-quete-d-egalite-et-de-securite

26. (Un) Islam français est possible. - URL: https://www.institutmontaigne.org/ ressources/pdfs/publications/rapport-un-islam-francais-est_-possible.pdf

27. Karine Franclet - D'action et de terrain // Le journal de Grand Paris. - 2021. - 4.02. -URL: https://www.lejournaldugrandparis.fr/karine-franclet-daction-et-de-terrain/

28. Kepel G. «Les islamo-gauchistes, ces charlatans !» / Entretien de S. Daniel // OBS. -2016. - 3.11. - URL : https://www.laicite-republique.org/g-kepel-les-islamo-gauchistes-ces-charlatans-l-obs-3-nov-16.html

29. Lassave P. [Rec.] // Archives de sciences sociales des religions. - Paris, 2020. - N 5 (192). - P. 284-286. - Rec. ad. op.: Les territoires conquis de l'islamisme / Bernard Rougier (dir.). -Paris : Presses universitaires de France, 2020. - 360 p.

30. Le Figaro (Франция) : потерянные территории Франции - территории, которые завоевали исламисты? (Alexandre Devecchio) // ИНОСМИ. ру. Россия сегодня. - 2020. - 30.01. - URL: https://inosmi.ru/social/20200130/246735517.html

31. Lieures А. Municipales à Aubervilliers : comment améliorer la sécurité des femmes? // Le Parisien. - 2019. - 1.12. - URL: https://www.leparisien.fr/seine-saint-denis-93/municipales-a-aubervilliers-ameliorer-la-securite-des-femmes-est-de venu-un-enjeu-local-01-12-2019-8206983.php

32. Marine Le Pen : «Les banlieues sont maltraitées parce qu'on les a laissées entre les mains des islamistes» // Figaro live. - 2019. - 14.03. - URL : https://video. lefigaro.fr/figaro/video/marine-le-pen-les-banlieues-sont-maltraitees-parce-qu-on-les-a-laissees-entre-les-mains-des-islamistes/6014088593001

33. Match de l'amitié en hommage à Zhang Chaolin. - URL : http://www.aubervilliers. fr/Match-de-l-amitie-en-hommage-a-Zhang-Chaolin

34. Mathoux H. À Aubervilliers, une candidature communautaire défie la mairie communiste // Marianne. - 2020. - 14.03. - URL: https://www.marianne.net/politi que/aubervilliers-une-candidature-communautaire-defie-la-mairie-communiste

35. «Mon pays est en guerre, je n'ai pas le choix d'être là» : la Préfecture de police de Paris évacue le vaste campement de migrants d'Aubervilliers // Le Monde. - 2020. -29.07. - URL: https://www.lemonde.fr/societe/article/2020/07/29/seine-saint-denis-la-police-evacue-le-vaste-campement-de-migrants-d-aubervilliers_6047564_3224. html

36. Paoli P.F. Rencontre entre Jean-Paul Brighelli et Tariq Ramadan : Islam - Occident. Le choc, est-il fatal ? // Revue des deux mondes. - Paris, 2015. - Dec. - 2016. - Janv. -Р. 64-74.

37. Peillon L. Le nombre de pauvres progresse-t-il en France ? // Liberation. - 2019. -5.02. - URL: https://www.liberation.fr/checknews/2019/02/05/le-nombre-de-pauvres-progresse-t-il-en-france_1707309

38. Pérez A. Asiatiques de France : la «race» invisible ? // Attac. - 2019. - 3.10. -URL: https://france.attac.org/nos-publications/les-possibles/numero-21-ete-2019/ dossier-le-racisme/article/asiatiques-de-france-la-race-invisible

39. Sarkozy N. La République, les religions, l'espérance. - Paris : Ed. du Cerf, 2004. -209 p.

40. Stop à la violence, sécurité pour tous. - URL: https://www.facebook.com/ Stopalaviolencesecuritepourtous/

41. Tableaux de l'économie française (Édition 2019) // Insee references. - 2019. -16.03 - URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/3676628?sommaire=3696937

42. (Les) territoires conquis de l'islamisme / Bernard Rougier (dir.). - Paris : Presses universitaires de France, 2020. - 360 p.

43. Val-de-Marne : la bande de mineurs «chassait» les femmes d'origine asiatique à Vitry // Le Parisien. - 2017. - 20.06. - URL: https://www.leparisien.fr/val-de-mame-94/vitry-sur-seine-94400/vitry-la-bande-de-mineurs-chassait-les-femmes-d-origine-asiatique-29-06-2017-7098357.php

44. Weil P. La République et sa diversité: Immigration, integration, discriminations. -Paris ; Seuil, 2005. - 120 p.

45. Wieviorka M. La diversite: Rapport à la Ministre de l'enseignement supérieur et de la recherhe. - Paris : Laffont, 2008. - 229 p.

46. Woitier Ch. Les Chinois de Belleville se disent victimes de «fantasmes» // Le Monde. - 2010. - 22.06. - URL: https://www.lemonde.fr/societe/article/2010/06/ 22/les-chinois-de-belleville-se-disent-victimes-de-fantasmes 1376480 3224.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.