Научная статья на тему 'МСФО - движущая сила конкурентного позиционирования'

МСФО - движущая сила конкурентного позиционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дарякин А.А.

Статья посвящена проблеме конкурентного позиционирования российских банков. Автором подробно раскрываются особенности формирования конкурентных преимуществ кредитных организаций, выступающих в различных секторах рыночной экономики в роли покупателя, продавца или финансового посредника, в период последовательного и поэтапного внедрения МСФО в российскую банковскую практику. Приводятся аргументированные выводы и предложения по использованию МСФО в качестве инструмента конкурентного позиционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МСФО - движущая сила конкурентного позиционирования»

мсфо - движущая сила конкурентного позиционирования

А. А. ДАРЯКИН

Казанский государственный финансово-экономический институт

Банковская система — одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночного хозяйства. Несмотря на то, что банкам и небанковским кредитным организациям свойственно функционировать на финансовом рынке, они не ограничиваются этим сектором рыночной экономики. Являясь полноправными хозяйствующими субъектами, они выходят и на другие рынки (например, рынок недвижимости, рынок труда и др.), выступая покупателями, продавцами, а порой и посредниками. В связи с этим правильней будет говорить, что деятельность банков ограничивается банковским рынком, который в свою очередь не имеет четких границ.

Функционируя на банковском рынке, кредитные организации неизбежно соперничают между собой. При этом этот процесс, который получил название банковской конкуренции, является объективным, непрерывным и динамичным.

Объективность подразумевает борьбу и соперничество банка с другими подобными институтами независимо от его воли и желания. С момента создания, в том числе и на подготовительной стадии, банк автоматически по объективным причинам становится участником конкурентной борьбы.

Непрерывность означает постоянное и непрекращающееся соперничество в процессе всей деятельности банка вплоть до реорганизации коммерческого банка или полной его ликвидации.

Если объективность и непрерывность — качественные характеристики банковской конкуренции, то динамичность выражает конкурентную борьбу еще и количественно. Посредством этой характеристики можно проследить динамику показателей финансово-хозяйственной деятельности кредитной организации в зависимости от изменчивости конкурентной среды. Динамичность также является связующим компонентом между банковской конкуренцией и временной составляющей.

Таким образом, банковская конкуренция — это объективное, непрерывное и динамичное соперничество банковских институтов за достижение лучших результатов работы и обеспечение прочного положения в любой области банковского бизнеса.

В процессе конкурирования банки стремятся достичь одного и того же результата: завоевать максимум конкурентных преимуществ и добиться высокого конкурентного статуса. Поэтому действия, направленные на обеспечение конкурентоспособного положения (позиции) на рынке банковских услуг, получили название конкурентного позиционирования.

Чтобы найти свою «нишу» в банковском бизнесе, кредитные организации тщательно оценивают конкурентную среду и предложения услуг других банков, анализируют слабые стороны в позиционировании конкурентов, отслеживают неудовлетворенный спрос по определенным видам услуг. Все это позитивно влияет на работу банка в условиях ужесточения конкуренции.

Конкурентное позиционирование банка — вопрос принципиальной важности. От него зависит, какие именно категории потребителей банковских услуг станут клиентами банка и какие для этого продукты и услуги следует предложить «здесь» и «сейчас».

Чтобы потребитель банковской услуги выбрал именно эту, а не другую кредитную организацию , банк изучает потребности потенциальных клиентов в банковском обслуживании. Конкурентное позиционирование и определяет набор клиентских сервисов, а также качество и состав команды менеджеров, которые станут заниматься решением этого вопроса. Отсюда и проблема кадрового потенциала банка и, как следствие, конкурирование на рынке труда.

Специфика банковского бизнеса, или банковского рынка заключается в том, что это очень

сложное образование, имеющее весьма широкие и размытые границы, состоящие из множества специфических элементов.

Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей различных товаров и услуг практически во всех рыночных секторах, а не только на финансовом рынке. В каждом из них банковская конкуренция приобретает свои специфические черты.

Еще более жесткой и непредсказуемой банковская конкуренция становится в настоящее время — в период последовательного и поэтапного перехода банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО).

Ни для кого не секрет, что процесс перехода на МСФО может стать финальной точкой в дальнейшей деятельности для некоторых мелких банков. Учитывая, что их в банковской системе большинство (64,5 % кредитных организаций на 1 января 2006 г. имели уставный капитал ниже 150 млн руб.), становится ясным, что в ближайшие годы будет наблюдаться интенсивная консолидация банковской системы России со всевозможными поглощениями и слияниями.

К тому же новая поправка в Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», которая устанавливает с 01.01.2007 минимальный размер капитала абсолютно для всех банков в сумме 5 млн евро, усиливает эти тенденции , обостряя конкуренцию _

среди кредитных организаций и усложняя коммерческим банкам поиск собственных конкурентных позиций.

Чтобы понять, как происходит конкурентное позиционирование кредитных организаций в различных секторах рыночной экономики и как международные стандарты финансовой отчетности определяют формирование конкурентных преимуществ банков в различных сферах экономической действительности, представим рыночную экономику как совокупность следующих системообразующих и связанных между собой элементов:

а) рынок средств производства и производственных услуг;

б) рынок предметов потребления и потребительских услуг;

в) рынок недвижимости;

г) рынок интеллектуально-информационных продуктов;

д) рынок труда;

е) финансовый рынок, который в свою очередь состоит из:

— рынка ссудных капиталов;

— рынка ценных бумаг (фондового рынка);

— рынка валют и драгоценных металлов (валютного рынка).

Условно структуру рыночной экономики можно представить так, как показано на рисунке.

Рассмотрим каждый элемент рыночной экономики (рыночный сектор) подробней через призму конкурентного позиционирования коммерческих банков в условиях перехода на МСФО.

Рынок средств производства (производственных услуг). На него коммерческие банки выходят в роли продавцов банковских услуг для предприятий (управление финансами корпораций, ведение счетов, расчетное обслуживание), финансовых посредников (кредитование производственных объектов), а также в роли покупателей производственных ресурсов (приобретение офисного оборудования).

При приобретении офисного оборудования международные стандарты не являются значи-

Рынок средств производства и производственных услуг

Рынок труда

Рынок предметов потребления и потребительских услуг

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Рынок интеллектуально-информационных продуктов

Финансовый рынок

Элементы рыночной экономики во взаимодействии и в системе

мым фактором конкурентного позиционирования. Существенную роль на указанном рынке МФСО играют в случае, когда банк представлен как продавец услуг и финансовый посредник, так как данные отношения относятся непосредственно к банковским правоотношениям.

Кредитуя производственные объекты, банк, учитывающий требования МСФО, должен оценивать объект кредитования согласно международным правилам и делать основной упор на отражении экономической сути кредитной сделки (не определяя юридическую форму как приоритетную задачу). Это непременно отражается на формировании финансового результата и в конечном счете конкурентном статусе банка на рынке услуг.

Есть еще один аспект влияния МСФО на кредитные операции: согласно данным стандартам кредитование относится к финансовым инструментам и несет в себе высокий банковский риск. Создание так называемых «страховых» резервов (в нашем законодательстве — резервы на возможные потери по ссудам) является одним из способов управления банковским риском. Кредитные организации постоянно выбирают и балансируют между консервативной (осторожной) и агрессивной политикой, между политикой минимизации риска и политикой роста доходности банковских операций. Тот банк, который использует в своей деятельности международный опыт создания резервов, страхующих его от невозврата кредитов (требования МСФО 39), имеет больше шансов занять достойное место на банковском рынке не только среди отечественных банков, но и среди иностранных финансовых организаций.

Таким образом, международные стандарты финансовой отчетности помогают раскрывать отдельные негативные стороны как в деятельности заемщика при оценке его кредитоспособности, так и в деятельности самого банка при последующем мониторинге кредитных сделок. Кредитная организация, умело варьирующая между риском и доходностью с учетом требований МСФО, будет опережать в конкурентном позиционировании коммерческие банки, неумело использующие международные стандарты в своей работе или вовсе их не использующие.

Рынок предметов потребления (потребительских услуг). Здесь банки выступают как продавцы банковских услуг населению (расчеты по чековым книжкам, денежные переводы, обслуживание депозитарных ячеек), как финансовые посредники (выдача ссуд на потребительские цели), а иногда

и как покупатели (организация приемов в рамках работы с общественностью).

Ситуация с выдачей потребительских ссуд подобна кредитованию юридических лиц (это было рассмотрено ранее), единственное отличие заключается в том, что проверить, проконтролировать и обеспечить возврат кредита на потребительные нужды намного сложнее. Это связано со спецификой деятельности заемщика — физического лица. Однако необходимо отметить, что спрос на потребительские кредиты со стороны населения недостаточно насыщен, поэтому рынок потребительского кредитования представляется прибыльным, а значит остроконкурентным. В то же время наблюдается устойчивая тенденция роста невозврата потребительских кредитов, в связи с чем важный аспект приобретает оценка кредитного потенциала населения и переоценка потребительского кредитного портфеля с использованием зарубежных моделей и методик, основанных на международных стандартах учета и отчетности. Острой и актуальной задачей является не завоевание на рынке потребительских услуг собственной «ниши», а отбор и удержание постоянной и действительно платежеспособной клиентуры. Это является главным на сегодня фактором конкурентного позиционирования наряду с применением международных стандартов финансовой отчетности.

Помимо финансового посредничества на рынке предметов потребления и потребительских услуг, коммерческие банки выступают в качестве покупателей отдельных потребительских услуг, например, при организации приемов и проведении различных PR-акций в рамках работы с общественностью. Казалось бы, что влияние международных требований в данном случае несущественно, но это не так. Представление полной, открытой и доступной информации о деятельности — обязательное условие привлечения новых клиентов и удержания старых. Этому способствует внедрение международных стандартов в практику российских банков.

Международные стандарты финансовой отчетности преследуют цель полного раскрытия сведений о деятельности коммерческого банка настоящим и потенциальным клиентам. Эти сведения должны быть максимально полезны, а деятельность — прозрачна. Банк, учитывающий международные требования по раскрытию информации, должен грамотно пользоваться этим требованием себе на

пользу. Конечно, особой выгоды в настоящее время от раскрытия полной и существенной информации банкиры не видят, но это связано со слабой корпоративной культурой не только в банковском секторе, но и во всей экономике страны. Однако интенсивное налаживание международных связей российских компаний и отечественных банков, в том числе скорейшее вступление России во Всемирную торговую организацию, приведет к необходимости всем хозяйствующим субъектам пересмотреть свою культуру корпоративного управления.

Учитывая, что МСФО нацелены на формирование мощной системы управления организацией, в том числе механизма взаимодействия организации с окружающей средой (общественностью), можно ожидать, что в самое ближайшее время банки начнут пересматривать свои стратегические задачи, а также свое мышление с учетом мировой практики обычаев делового оборота. Эта тенденция уже наблюдается в ряде крупных московских и региональных банков, осознавших важность и неизбежность влияния международных норм на формирование конкурентного статуса банка.

Рынок недвижимости. Рассматривая данный аспект, можно заметить, что банки на рынке выступают чаще всего как финансовые посредники (ипотечное кредитование) и лишь относительно редко — как покупатели (приобретение земельных участков и помещений для офиса) или продавцы (реализация залога по невозвращенному ипотечному кредиту).

Рассмотрим, что происходит с банковской деятельностью на рынке недвижимости через призму МСФО. Выступая в роли финансовых посредников, банки осуществляют специфическое кредитование, которое базируется на двух основополагающих условиях: длительные сроки кредитных отношений (кредитного договора) и наличие недвижимости (квартиры, коммерческая недвижимость, дома и так далее) в качестве обеспечения залога. Оба условия вынуждают банки с большей осторожностью относиться как к выдаче кредита, так и его обслуживанию и возврату. Особую актуальность здесь приобретает вопрос привлечения долгосрочных ресурсов. В результате помимо проблемы оценки связанных с кредитованием рисков возникает вопрос повышения инвестиционной привлекательности самого банка в целях привлечения долгосрочных ресурсов. В решении данного вопроса призваны помочь МСФО. Это связано с тем, что значимым

источником долгосрочных кредитов может и должен стать иностранный капитал.

В настоящее время отечественный рынок достаточно интересен для иностранных компаний. Внедрение МСФО в практику российских банков еще больше повышает привлекательность инвестиций в российскую экономику, предоставляя отечественным кредитным организациям доступ к сравнительно дешевым и долгосрочными источникам финансирования.

Отчетность, составленная в формате МСФО, более понятна и прозрачна для иностранных кредиторов и инвесторов, поэтому банк, использующий международные стандарты в своей деятельности, имеет больше шансов, что именно ему доверят свои средства иностранные инвесторы. Следовательно, такой банк более конкурентоспособен.

Естественно, формирование отчетности в соответствии с МСФО не дает кредитной организации автоматически дополнительных ресурсов. Однако при соблюдении прочих условий банк сможет рассчитывать на иностранное финансирование. Многие финансовые институты уже сейчас осуществляют кредитование только при предоставлении отчетности, составленной по МСФО. Например, при предоставлении кредита Европейский банк реконструкции и развития требует заверенную аудитором годовую финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО.

Таким образом, эффективность работы банка и его конкурентное позиционирование на рынке ипотечных кредитов уже сейчас определяется активностью и заинтересованностью руководства коммерческого банка в вопросе внедрения международных стандартов в свою деятельность.

Участие кредитной организации на рынке недвижимости как покупателя или продавца достаточно редкое явление, тем не менее использование МСФО помогает банку надежно оценить вложения в приобретаемую недвижимость, действенно определить достаточную сумму залога по ипотечной сделке, а также минимизировать потери в случае реализации залога по невозвра-щенному ипотечному кредиту.

Рынок интеллектуально-информационных продуктов. Используя данный рынок, банки могут действовать и как продавцы банковских услуг (финансовое консультирование), и как покупатели производственных ресурсов (программное обеспечение для ЭВМ).

Внедрение МСФО в банковскую деятельность имеет непосредственное отношение к этому рынку. Банкам предоставляется на выбор два пути формирования отчетности по МСФО: ручным способом или с использованием программного обеспечения. Для небольших и средних банков с ограниченным набором выполняемых операций рациональным представляется первый способ, так как он наименее затратен и не требует существенных или усложненных корректировок отчетных данных. Для средних банков с большим объемом банковских операций и сделок, а также для крупных банков ручная трансформация отчетности либо невозможна, либо достаточно громоздка. Для них рациональней и эффективней будет использование программных продуктов.

В настоящее время рынок интеллектуально-информационных продуктов, позволяющих трансформировать отчетность в формат МСФО, достаточно развит. Однако острой конкуренции на нем нет, поэтому продукты, применяемые в банковской деятельности, достаточно дороги. В связи с этим некоторые банки начали самостоятельно разрабатывать программные решения по трансформации, при этом они столкнулись с рядом проблем. В первую очередь, это отсутствие достаточного уровня знаний международных стандартов учета и отчетности, навыков и опыта в формировании отчетности в соответствии с международными требованиями. В решении этого вопроса должны помочь поиск и подбор профессиональных кадров — экономистов и программистов.

Таким образом, кредитная организация, интегрирующая программные продукты в своей деятельности, должна выглядеть более конкурентоспособной, но при условии выполнения принципа соотнесения «затраты — выгоды». Данный принцип означает, что затраты на выполнение определенной операции, предоставление услуги, разработку и создание определенного продукта должны покрываться сопутствующими доходами и (или) быть эффективно обоснованы и аргументированы посредством профессионального суждения. Например, если вхождение банка на международный рынок капитала посредством еврооблигаций не принесет ему эффекта, который определяется как достаточный уровень инвестиций в его деятельность, то с экономической точки зрения этот шаг не оправдан. С учетом принципа

«затраты — выгоды» работник банка с учетом своего профессионального суждения должен определять источники привлечения ресурсов с наименьшими затратами, а направления размещения — с максимальной выгодой.

Что касается интеллектуально-информационных продуктов, то зачастую банки перестраховываются, приобретая все модули продукта и даже те, которые пока не могут быть применены, так как банк не осуществляет ряд банковских операций. В результате весь продукт или отдельные его модули могут быть убыточны для банка. Международные стандарты требуют, чтобы руководство банка определяло необходимость и адекватность применения в своей деятельности отдельных программных решений согласно принципу «затраты — выгоды». Иными словами, приобретение (разработка) отдельных модулей или всего программного продукта должно сопоставляться с конечными целями его внедрения.

Банк, который следует этому принципу, сможет не только применять интеллектуально-информационные продукты как необходимые в операционной деятельности, но и использовать программные решения в качестве конкурентных преимуществ на финансовых рынках.

Рынок труда. Данный рынок является целевой областью кадровой политики коммерческих банков, которым неизбежно приходится время от времени обновлять или пополнять свой персонал, выходя на этот рынок в роли покупателей. Функции кадровых агентств банки, как правило, на себя не берут, поэтому в роли продавцов персонала на рынке не участвуют.

Внедрение в банковскую практику МСФО еще больше определило необходимость и актуальность выхода банков на этот рынок. При этом не только коммерческие банки, но и Банк России, а также аудиторские компании, занимающиеся банковским аудитом, стали основными участниками рынка труда в поисках персонала, обладающего знаниями и опытом в области МСФО.

Несомненно, у банков существует несколько возможных путей решения проблем привлечения профессиональных кадров, владеющих навыками в вопросах ведения учета и составления отчетности в формате МСФО. Ключевыми являются следующие направления:

— самообучение персонала кредитной организации в рамках процесса повышения ква-

лификации на основе имеющейся в свободном доступе литературы;

— обучение персонала в специализированных государственных или частных организациях, имеющих соответствующую лицензию;

— заключение договоров с аудиторскими фирмами или консалтинговыми агентствами о предоставлении пакета бухгалтерских или консультационных МСФО-услуг;

— наем специалистов по МСФО на контрактной или постоянной основе.

Наиболее затратным и дорогим является второе и третье направления, однако в первом случае возникает большой операционный риск, поэтому наиболее оптимальным представляется четвертое направление, т. е. привлечение в штат специалиста по МСФО. Именно в штат, так как работа на контрактной основе не исключает операционный риск и риск потери упущенной выгоды трудового потенциала в результате ухода временного работника по окончанию действия контракта. Это вынуждает менеджеров банка находиться в постоянном поиске новых трудовых ресурсов, что вызывает определенные трудности и не всегда эффективно.

В настоящее время составление отчетности по МСФО не воспринимается многими представителями банковского сообщества всерьез. Поэтому в переходный период, когда применяется упрощенная процедура составления отчетов в формате МСФО, основанная на методе трансформации отчетности и корректировках российских данных учета, достаточной и менее затратной представляется контрактная работа специалиста по МСФО в банке либо МСФО-услуги аудиторских и консалтинговых фирм. Однако необходимо понимать, что после внедрения МСФО и перехода всех субъектов российской экономики на данные стандарты банкам потребуется нечто большее, чем привлечение специалистов по МСФО со стороны. Поэтому наиболее рациональным и стратегически необходимым условием конкурентного позиционирования является развитие банков по пути обучения уже работающего в банке персонала в специализированных организациях и наем специалистов по МСФО на постоянной основе.

Это касается не только специалистов банковского дела, но и программистов. От того, кто успешнее и оперативнее проявит себя на рынке труда в качестве продавца и покупателя специалистов по МСФО (кредитные организации, Банк

России, аудиторские и консалтинговые фирмы или компании, предлагающие программные продукты по МСФО), будет зависеть распределение конкурентных сил не только в банковском секторе, но и в экономике в целом.

В конечном счете, те банки, которые начнут готовить специалистов, обладающих знаниями и навыками в области МСФО, и определят формирование нового поколения банкиров.

Финансовые рынки. В этой сфере коммерческие банки являются одними из главных действующих лиц. Финансовые рынки для кредитных организаций — основной источник привлечения ресурсов и получения дохода. Специфика банковской деятельности заключается в том, что кредитные организации в процессе своей работы привлекают и размещают чужие денежные средства. Поэтому прибыль, которую они получают, формируется не столько средствами участников (учредителей) банка, сколько привлеченными средствами вкладчиков, кредиторов, инвесторов, т. е. в результате размещения этих ресурсов на условиях возвратности, платности, срочности и образуется доход банка, а впоследствии и прибыль.

Характерная особенность банковской деятельности — в финансовом посредничестве между владельцами капитала и хозяйствующими субъектами, нуждающимися в инвестициях и кредитных ресурсах. Это посредничество определяет специфическую ответственность руководства банка перед своими клиентами, которая проявляется в обеспечении сохранности и доходности вложений участников, вкладчиков и кредиторов банка. Однако банки не всегда прозрачны для своих настоящих и новых потенциальных клиентов. С этой целью в банковскую практику и внедряются МСФО.

Международные стандарты призваны обеспечить максимальную возможность внешнего контроля клиентов банка за его деятельностью. Ранее уже было рассмотрено, как применение МСФО в работе банков может сказаться на его имидже и конкурентном статусе. Чтобы более подробно остановиться на вопросе конкурентного позиционирования кредитной организации на финансовом рынке, выделим следующие составные части финансового рынка:

— рынок ссудных капиталов. С одной стороны, коммерческие банки покупают временные права на денежные ресурсы у своих вкладчиков и

кредиторов, с другой — выступают как продавцы при выдаче ссуд;

— рынок ценных бумаг. Выполняя поручения клиентов, а также по собственной инициативе кредитные организации осуществляют куплю-продажу ценных бумаг и играют попеременно то роль продавцов, то роль покупателей, а также выступают в качестве финансовых посредников;

— рынок валют и драгоценных металлов. Роль коммерческих банков на этом рынке подобна их роли на рынке ценных бумаг.

Рассмотрим влияние МСФО на формирование конкурентного статуса банка на каждом рынке в отдельности.

Работая в качестве покупателя денежных ресурсов на рынке ссудных капиталов, банк создает основу для своей последующей деятельности. От того, какие ресурсы, на какой срок и за какую цену будут привлечены в деятельность банка, зависит конкурентный статус банка на финансовом рынке. Если банком привлекаются «короткие» ресурсы, то появляется необходимость постоянного обновления ресурсной базы, что может создать угрозу финансовой устойчивости банка. Если банком покупаются «дорогие» ресурсы, то в условиях жесткой ценовой конкуренции возможность их безубыточного размещения под вопросом. Если коммерческий банк привлекает иностранные кредиты, то изначально предполагается достаточно консервативный подход к анализу его отчетности. При этом западными инвесторами, как правило, востребованы не российские отчеты, а отчетность, составленная с учетом международных требований.

В этой связи МСФО представляют собой движущую силу конкурентного позиционирования. Банки, реализующие концепцию активного применения и использования в управлении МСФО, могут рассчитывать на иностранный капитал. Несомненно, у таких банков растет имидж, расширяются возможности по наращиванию собственного капитала и привлечению дополнительных заемных средств, в том числе частных инвесторов. Поэтому тот банк, который активно применяет в качестве конкурентного преимущества МСФО, выступая в роли покупателя денежных средств на рынке ссудных капиталов, не только закрепляет свою конкурентную позицию, но и имеет все шансы на повышение конкурентного статуса.

Выступая в качестве продавца денежных средств, банк создает себе основу для получения

дохода и формирования финансового результата своей деятельности. Преимущества использования в банковской деятельности МСФО в процессе выдачи ссуд было рассмотрено и доказано неоднократно. Добавим лишь, что внедрение МСФО в практику банков существенно затрагивает именно процесс кредитования. Размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности — основополагающая банковская операция, служащая основой для извлечения прибыли. Определяя кредиты как финансовый инструмент, международные стандарты меняют не только подходы к оценке кредитного портфеля банка и рисков, связанных с ними, но и само мышление по поводу формирования в банках корпоративной культуры управления. Именно кредитование как экономическая категория является базой определения собственной конкурентной «ниши» отдельно взятого банка и банковской системы в целом.

Вторым по значимости направлением в банковской деятельности, на которое МСФО оказывают достаточно существенное влияние, являются активные и пассивные операции банка с ценными бумагами.

Рынок ценных бумаг представляет собой альтернативу как привлечения ссудного капитала, так и формирования портфеля кредитных требований. Если при прочих равных условиях доходность по ценных бумагам выше доходности кредитного портфеля, банки начинают активно выходить на этот рынок в роли покупателя ценных бумаг. Однако не стоит забывать и о риске, который растет вместе с ростом доходности. Подобная ситуация складывается и с привлечением средств: если банк имеет возможность дешево и с минимумом затрат разместить на фондовом рынке собственные ценные бумаги, то приоритет будет отдаваться именно этому направлению в отличие от привлечения средств на рынке ссудных капиталов, т. е. банк будет активно работать на рынке ценных бумаг в качестве продавца.

Немалое значение при формировании портфеля ценных бумаг имеют международные стандарты учета и отчетности, согласно которым ценные бумаги, как и кредиты, являются финансовыми инструментами и носят в себе повышенный риск. Поэтому внедрение МСФО в практику банков существенным образом может повлиять как на систему оценки ценных бумаг и фондовых рисков, так и на политику формирования инвестиционного и торгового портфеля.

В процессе выпуска ценных бумаг, в особенности акций, банк должен постоянно повышать доверие к себе, что не всегда выполняется или делается недобросовестно не только банками, но и крупными российскими компаниями. Решить эту проблему можно с помощью внедрения МСФО, которые вынуждают банки раскрывать о себе гораздо больший объем качественной информации.

Важность этого обстоятельства доказывает находящийся в настоящий момент на рассмотрении в Государственной Думе РФ проект федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». Согласно этому закону кредитные организации, а также иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, должны составлять консолидированную финансовую отчетность, представляющую собой «систематизированную информацию, отражающую финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения рассматриваемых в целях составления данной отчетности как единый хозяйствующий субъект в соответствии с МСФО организации, других организаций, иностранных организаций».

Таким образом, законодательно будет закреплено составление отчетности в формате МСФО для банков и компаний, чьи ценные бумаги обращаются на фондовом рынке. Этот шаг позволит повлиять на ограниченность информации о деятельности эмитента и, как следствие, заставит банки искать новые способы конкурентной борьбы в процессе выхода на фондовый рынок в качестве продавца собственных ценных бумаг.

Только тот банк, который станет активно раскрывать о себе информацию в соответствии с МСФО, размещая ее в открытом доступе для конечного пользователя, сможет поддержать свою деловую репутацию на достойном уровне, а значит повысить рейтинг выпущенных им ценных бумаг. В конечном счете это приведет к дополнительным конкурентным преимуществам коммерческого банка.

Участие кредитной организации на рынке валют и драгоценных металлов несущественно отражается на формировании конкурентной позиции банка. К тому же влияние МСФО в формировании валютной политики коммерческого банка не столь значимо. Поэтому рассматривать этот рынок как специфический не станем. Лишь отметим, что согласно международным требованиям банк са-

мостоятельно вправе определять валюту, в которой он будет составлять свою финансовую отчетность. Как правило, в качестве такой валюты выступает либо национальная валюта, либо валюта, в которой проводятся все или большая часть операций коммерческой организации. В соответствии с письмом Банка России от 10.02.2006 № 19-Т «О Методических рекомендациях «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности» банки формируют свою финансовую отчетность в формате МСФО в рублях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

В целом банки и небанковские кредитные организации работают и конкурируют на финансовом рынке, так как именно в этом секторе экономики они сосредоточивают основную долю своей деятельности и именно здесь они извлекают основную долю своей прибыли. Однако для кредитных институтов существует выход на другие рынки, в том числе товарные, и довольно перспективный.

Специалистам банковского дела и работникам смежных областей в условиях жесткой конкурентной борьбы нужно грамотно представлять структуру рыночной экономики и умело выделять отличительные особенности каждого из системообразующих ее элементов. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность получения прибыли и закрепления своей конкурентной «ниши» в любом желаемом сегменте банковского бизнеса.

Особую актуальность проблема конкурентного позиционирования приобретает в условиях, когда в банковскую систему Российской Федерации внедряются МСФО, которые представляют собой не только способ отражения информации о деятельности банка в качественно ином формате, но и являются движущей силой конкурентного позиционирования любой коммерческой организации, в том числе коммерческого банка.

Любые банки в борьбе за клиента, за свою финансовую устойчивость конкурируют не только между собой, но и с нефинансовыми институтами. Наличие у банковских работников представления о сочетании необходимости составления МСФО с возможностью использования международных стандартов в качестве инструмента конкурентного позиционирования поможет банкам успешно конкурировать с другими хозяйствующими субъектами, совершенствовать качество предоставляемых услуг и повышать доверие к себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.