Научная статья на тему 'Глобализационные тренды и конкурентные технологии позиционирования транснациональных автоконцернов'

Глобализационные тренды и конкурентные технологии позиционирования транснациональных автоконцернов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопов Николай Эдуардович

Рассматриваются различные конкурентные технологии позиционирования транснациональных автоконцернов в условиях глобализации и в частности финансового кризиса. Автор выделяет разнообразные тренды глобализации и их особенности на современном этапе развития. Он отмечает, что в настоящее время потенциальных покупателей российского авторынка волнует проблема не только снижения стоимости иностранных автомобилей, но и вопрос доступности кредитов в условиях финансового кризиса. Тем не менее позиционирование на российском рынке автоконцернов расширяется и укрепляется благодаря высокому качеству товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization trends and competitive technologies of transnational groups of auto companies' positioning

The article describes different competitive technologies of transnational groups of auto companies' positioning in the context of a financial crisis. The author underlines different globalization trends and its modem-day peculiarities. He also states that potential buyers in the Russian car market have experienced some problem described in not only precise depreciation of foreign cars, but also in a question of credits' availability in the conditions of the financial crisis. Nevertheless, the group of auto companies' positioning in the Russian auto market extends and becomes stronger because of the high quality of the offered goods and services.

Текст научной работы на тему «Глобализационные тренды и конкурентные технологии позиционирования транснациональных автоконцернов»

Н.Э. Акопов

ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ И КОНКУРЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ АВТОКОНЦЕРНОВ

Рассматриваются различные конкурентные технологии позиционирования транснациональных автоконцернов в условиях глобализации и в частности финансового кризиса. Автор выделяет разнообразные тренды глобализации и их особенности на современном этапе развития. Он отмечает, что в настоящее время потенциальных покупателей российского авторынка волнует проблема не только снижения стоимости иностранных автомобилей, но и вопрос доступности кредитов в условиях финансового кризиса. Тем не менее позиционирование на российском рынке автоконцернов расширяется и укрепляется благодаря высокому качеству товаров и услуг.

Важнейшими факторами, определяющими развитие современной экономики, являются глобализационные процессы и финансовый кризис, вызванный усилившимися факторами риска и неопределенности взаимодействия экономических агентов. Экономическую основу глобализационных трендов составляют интеори-зация международного разделения труда, рост взаимозависимости национальных экономик и все более тесная их интеграция.

Усиление глобализационных трендов, рост рефлексивности рынков и обострение конкуренции между глобальными игроками увеличивают процессы концентрации капитала, консолидации бизнеса, повышают значение процесса унификации и гармонизации национальных стандартов.

На глобальном рынке, наряду с причинно-следственными связями, возникают и развиваются недетерминированные связи, когда следствие проявляется раньше причины. Глобальная экономика не проявляет склонность к равновесию, регулирование рынков происходит на основе взаимодействия доминирующей тенденции и ее асимметричной интерпретации. Транснациональные корпорации, конкурирующие на глобальном рынке, реализуют когнитивную функцию и манипулятивную функцию, которые взаимодействуют при их динамическом развитии.

Например, когда транснациональные корпорации как участники глобального рынка используют инновационные методы работы на рынке, то экономическая система дает сбой, пытаясь вернуться в прежнее состояние, которое согласуется с моделью экономического поведения большинства акторов и является оптимальным на данный момент времени для их устойчивого позиционирования.

Современный финансовый кризис можно рассматривать как метод, способствующий возврату стабильности глобальной мировой системе. Кризис выступает как информационно-финансовый механизм очищения экономики от рисков и диспропорций. Е. Гайдар рассматривает кризис как способ очищения экономики от слабостей [1. С. 4]. Кризисный механизм пытается вытеснить из глобальной системы слабых участников рынка, обеспечивая тем самым информационнофинансовую координацию действий лидирующих экономических агентов.

Транснациональные корпорации развиваются в современных условиях путем конструирования новых финансовых инструментов через управление определенными информационными параметрами в глобальном масштабе.

В качестве факторов развития современной глобальной экономики ученые выделяют такие важные инструменты, как денежно-кредитная политика, информационные инструменты оценки рисков, ставки процента и технологические инновации, зависящие в высокой степени от глобальных тенденций [2. С. 102].

Методологической основой системы переструктури-рования управляющих параметров в условиях системного кризиса в глобальной экономике выступает приоритет организационно-экономических отношений. Исследование организационно-экономических отношений глобального рынка необходимо проводить на основе системного подхода, позволяющего конструировать новые модели поведения экономических агентов. Глобальная экономика способствует формированию новой модели развития транснациональных компаний, интегрирующей конкурентные технологии экономических агентов, реализующих различные продукты.

Взаимосвязанность и взаимообусловленность трансакций транснациональных концернов как акторов глобального рынка определяют необходимость использования институционального анализа и системного подхода в процессе выявления особенностей стратегий их конкурентного позиционирования на основе развития маркетинговых технологий.

Связи финансовых и нефинансовых транснациональных корпораций на глобальном рынке формируются на основе информационного взаимодействия, основанного на стратегическом маркетинге и информационно-финансовом менеджменте. Стратегия информационно-финансового менеджмента транснациональных корпораций основана на разработке и продвижении новых продуктов.

Глобальный рынок представляет собой комплекс взаимосвязанных локальных рынков. Отношения взаимозависимости акторов глобального рынка определяют необходимость интеграции технологий маркетингового позиционирования, основанных на общем информационном поле и единой клиентской базе. В условиях глобализации произошло преобразование принципа конкуренции транснациональных корпораций в координационный аспект взаимодействия институтов и организаций.

Регулирование стратегий проникновения транснациональных компаний на локальные рынки основано на информационных инструментах глобального масштаба, включая прогнозные оценки развития.

Поскольку сущность управления процессом формирования конкурентной среды состоит в обеспечении механизма конкуренции как принципа координации деятельности транснациональных корпораций, то в

качестве блоков управления следует оценивать три уровня системы экономической координации: глобальная координация как изменение управляющих параметров глобального рынка; централизованная экономическая координация как институциональная составляющая координации деятельности транснациональных компаний; децентрализованная экономическая координация как система адаптации глобальных корпораций к рыночным структурам локальных рынков.

Определяя глобальную экономику как основу и объект глобальной власти, Ю.М. Осипов отмечает, что «глобальная финансовая власть устанавливается над всей экономикой» [3. С. 14]. С помощью глобальных технологий транснациональные корпорации стремятся установить свой финансовый контроль над банковскими и небанковскими финансовыми институтами локальных рынков. Политика интеграции и «втягивания» наиболее ценных ресурсов, проводимая глобальными игроками, нацелена на превращение локальных рынков в территорию освоения глобальных игроков.

Политика глобальной экспансии транснациональных корпораций направлена на снятие ограничений для продвижения собственных товаров и услуг, иностранного финансового капитала и финансовых групп, создание благоприятных условий для деятельности взаимосвязанных с головной компанией экономических агентов, дилеров, финансовых организаций.

В странах базирования глобальных корпораций экономическая и финансовая политика в отношении формирующихся рынков нацелена на установление контроля над финансовыми институтами национальных государств за счет внедрения инновационных технологий управления.

Финансовая глобализация как доктрина либерализма и открытости рынков отражает интересы экономической политики стран, имеющих транснациональные компании. Глобальные технологии конкурентной борьбы транснациональных компаний развиваются под прикрытием механизма позиционирования, воспроизводимого на современных локальных рынках в современных условиях вместе с деформациями и рисками.

Развитые страны были всегда заинтересованы интегрировать страны догоняющего развития в организации, формирующие определенный институциональный порядок в глобальном пространстве, несмотря на то что сами регуляторы последние несколько лет имели серьезные проблемы с инструментами, технологиями и концепциями регулирования.

В условиях рисков глобального развития достаточно дискуссионным вопросом является стремление Правительства РФ вступить в ВТО со статусом страны с рыночной экономикой. Известно, что вступление в эту торговую организацию, которое сегодня отодвинулось на неопределенный срок вследствие реализации рисков геополитического характера, обеспечивает не только доступ к чужим рынкам, но и определяет обязанность открыть национальный рынок России для иностранных игроков.

Вместе с тем в начале сентября 2008 г. министр финансов Российской Федерации А. Кудрин на саммите ЯеШеге в Москве заявил, что Россия прекратит выполнение контрактов, достигнутых в процессе переговоров о вступлении в ВТО, если не станет членом торговой

организации в 2008 г., добавив, что членство в ВТО остается целью для России [4].

Концепция управляющих параметров глобального регулирования основывается не только на системном воздействии с помощью рычагов, но и на проектировании институционального поля. К управляющим параметрам развития глобального рынка можно отнести: прогнозные оценки (курс валют, процентная ставка за кредит, уровень риска, степень волатильности рынка); виртуальные (формы зависимости, контроль с помощью рыночных - формализованных, и нерыночных -неформализованных методов).

В глобальной экономике формируются новые институты, представляющие собой отражение взаимодействий структуры связей между субъектами рынка. В условиях кризиса возрастает значение глобальных проблем регулирования рынков, решение которых требует взаимодействия не только транснациональных корпораций, но и государств в целях снижения глобальных рисков. Современные национальные государства являются ограниченными единицами власти в глобальной системе, в которой основное место занимают транснациональные корпорации.

Например, японский концерн «Тойота» активно развивает конкурентные стратегии на автомобильном рынке. Увеличивая производство, концерн выводит на глобальный рынок новые модели, основывая свои конкурентные преимущества на маркетинговых акциях и высоком качестве товаров и услуг. Японские автомобильные корпорации выпускают автомобили под собственными брэндами, сопровождают их реализацию собственными финансовыми продуктами и расширяют сотрудничество с растущими рынками развивающихся стран.

Однако на формирующихся рынках в условиях финансового кризиса обнаруживается ограниченность ресурсов у потребителей. Удорожание заемных средств на рынках капитала в связи с мировым финансовым кризисом вызвало рост процентных ставок по банковским кредитам.

На российском рынке новая модель взаимодействия банков с клиентами характеризуется изменением условий выдачи кредитов на приобретение автомобиля: во-первых, увеличением процентных ставок, размеров комиссий; во-вторых, ростом количества отказов в выдаче кредитов вследствие низкой платежеспособности клиентов; в-третьих, информационной асимметрии сведений о заемщиках, прежде всего, на основе увеличения рисков неконтрактного поведения.

Снижение объема заключенных кредитных контрактов российских операторов на рынке финансовых услуг произошло вследствие появления на рынке банков иностранных автоконцернов («БМВ», «Тойота», «Мерседес-Бенц» и др.), которые выходят на российский рынок не с целью получения прибыли, а для стимулирования продаж автомобилей своих концернов.

До начала финансового кризиса российские и иностранные операторы рынка финансовых услуг конкурировали между собой, снижая ставки и требования к заемщикам. Сегодня стратегия взаимодействия автоконцернов и транснациональных финансовых институтов, сопровождающих их сделки, меняется на основе развития систем взаимодействия и информационных

зон снижения рисков в процессе производства и продвижения произведенных автомобилей с учетом предоставления дополнительных услуг, включая кредитование и рассрочку платежа.

В 2008 г. кризис ликвидности внес коррективы в бизнес, связанный с автокредитованием. На российском рынке банковских услуг кредитование на покупку машины было прибыльной операцией, а рост доходов от автокредитования обеспечивал позитивную динамику ежегодного роста показателей в банковской деятельности.

Одним из привлекательных и быстроразвивающих-ся сегментов хозяйства является автомобильный рынок в России. С тех пор, как на российском автомобильном рынке появились транснациональные корпорации, динамика развития рынка увеличилась на порядок. Если темпы роста реализации иностранных автомобилей будут увеличиваться, то отечественный рынок станет крупнейшим автомобильным рынком Европы.

Отметим, что российский авторынок получил позитивный импульс в росте спроса и предложения, когда на рынке банковских услуг был веден новый продукт банковских услуг - автокредитование. После введения нового продукта в банковскую систему программы автокредитования постоянно модернизировались, стремясь увеличить лояльность клиентов множество раз.

В настоящее время российский рынок продолжает показывать положительную динамику развития. Объем продаж в России автомобилей иностранных марок в 2008 г. значительно вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., при этом лидерами продаж текущего года стали транснациональные автоконцерны Chevrolet, Hyundai, Toyota, Ford, Nissan.

В настоящее время потенциальных покупателей российского авторынка волнует проблема не только снижения стоимости иностранных автомобилей, но и вопрос доступности кредитов в условиях финансового кризиса. Отвечая на запросы потребителей, транснациональные автоконцерны, работающие на локальных

рынках, разрабатывают новые инструменты привлечения клиентов, вводят маркетинговые предложения.

В 2008 г. на российском рынке автокредитования начали работать сразу два сильных участника. Дочерние банки «Тойота Мотор» и «Даймлер Крайслер» кредитуют покупку иностранных автомобилей, таких как Toyota, Lexus, Mercedes-Benz и Jeep под 10% годовых. Для привлечения новых клиентов транснациональные автоконцерны снижают цены, а банки одноименных групп удерживают ставки и снижают цены кредитования.

Для покупателей иностранных автомобилей в кредит предусмотрены специальные программы кредитования (беспроцентные кредиты, низкие ставки на отдельные модели без первоначального взноса). Специальные акции продвижения осуществляет «Даймлер Крайслер» на определенные модели, например «Мерседес-Бенц Кредит. Е - класс, 2,9% годовых».

При первоначальном взносе от 15 до 30% стоимости автомобиля кредитная ставка составляет 2,9% на срок от 3 до 5 лет. В качестве стимулирующих инструментов автоконцерны предлагают «бесплатную» страховку, полис оформляется с учетом субсидий автопроизводителя.

Отметим, что «Даймлер-Крайслер» является единственным из банков автопроизводителей, предлагающий помимо услуг по кредитованию клиентов страховой полис по программе «Мерседес-Бенц Страхование».

Страховое покрытие по этой программе включает: ответственность страховщика по всем рискам до регистрации ТС в ГИБДД, услуги «аварийного комиссара», юридическую помощь, возможность предоставления покрытия на страны СНГ и Балтии, возможность выплаты страхового возмещения без предоставления подтверждающих документов [5].

Иностранные банки, сопровождающие сделки автоконцернов, стремятся вытеснить российских операторов с рынка кредитных продаж своих автомобилей. Позиционирование на российском рынке автоконцернов расширяется и укрепляется благодаря высокому качеству товаров и услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайдар Е. Кризис - это механизм очищения экономики от слабостей // The New Times. 2008. № 42 (88). C. 4.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 102.

3. Осипов Ю. Россия: ни глобальное, ни национальное, а имперское // Философия хозяйства. 2004. № 1. С. 14.

4. Глушенкова М., Мерцалов А. Медвежья боязнь // Деньги. 2008. № 36 (691). 15 сентября.

5. Гусева И.Л., Зубков П.А. Автокредиты о финансовых подразделений мировых автопроизводителей // Банковское кредитование. 2008. № 2

(18). С. 102.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 26 октября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.