Научная статья на тему 'Кэптивные банки автопроизводителей на российском рынке автокредитования'

Кэптивные банки автопроизводителей на российском рынке автокредитования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1293
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОКРЕДИТ / КЭПТИВНЫЙ БАНК / АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / РОЗНИЧНЫЕ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / АВТОКРЕДИТНЫЙ РЫНОК / РОЛЛАУТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазурин Владимир Викторович

В статье речь идет об одной из тенденций на российском рынке автокредитования, а именно экспансии кэптивных банков иностранных автоконцернов. Для подобного рода структур отечественный рынок довольно привлекателен, поскольку, если сравнивать с развитыми странами, российский рынок автокредитования не достиг насыщения, а лояльность населения к автокредитам растет. В работе раскрывается понятие кэптивного банка, дается перечень функционирующих в настоящее время в России кэптивных структур, занимающихся автокредитованием, а также обозначаются их позиции среди крупнейших игроков автокредитного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPTIVE BANKS OF AUTOMAKERS IN THE RUSSIAN CAR LOANS MARKET

The article is about one of the tendencies in the Russian car lending market: expansion of captive banks created by foreign carmakers. National market is attractive for such organizations because the Russian car lending market hasn’t reached saturation in comparison with the developed countries, however consumers’ loyalty is at high level. The article reveals the definition of captive bank, provides a list of currently operating in the Russian captive structures dealing with car loans. Besides in this item are designated positions among the largest car lending market players.

Текст научной работы на тему «Кэптивные банки автопроизводителей на российском рынке автокредитования»

УДК 336.717.061:629.33

ВВ. Мазурин КЭПТИВНЫЕ БАНКИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ

Аннотация. В статье речь идет об одной из тенденций на российском рынке автокредитования, а именно экспансии кэптивных банков иностранных автоконцернов. Для подобного рода структур отечественный рынок довольно привлекателен, поскольку, если сравнивать с развитыми странами, российский рынок автокредитования не достиг насыщения, а лояльность населения к автокредитам растет. В работе раскрывается понятие кэптивного банка, дается перечень функционирующих в настоящее время в России кэптивных структур, занимающихся автокредитованием, а также обозначаются их позиции среди крупнейших игроков автокредитного рынка.

Ключевые слова: автокредит, кэптивный банк, автопроизводитель, розничные банковские услуги, автокредитный рынок, роллаут.

Mazurin Vtodimir CAPTIVE BANKS OF AUTOMAKERS

IN THE RUSSIAN CAR LOANS MARKET

Annotation. The article is about one of the tendencies in the Russian car lending market: expansion of captive banks created by foreign carmakers. National market is attractive for such organizations because the Russian car lending market hasn't reached saturation in comparison with the developed countries, however consumers' loyalty is at high level. The article reveals the definition of captive bank, provides a list of currently operating in the Russian captive structures dealing with car loans. Besides in this item are designated positions among the largest car lending market players.

Keywords: car loan, captive bank, automaker, retail banking, car lending market, rollout.

Автокредит - одна из самых популярных форм банковских ссуд, которые занимают в последнее время значительную долю отечественного рынка кредитования. В пользу популярности данного вида кредитования говорит тот факт, что практически каждый второй автомобиль в России, будь то новый или бывший в употреблении, приобретается по кредитным программам. Автокредит - это выгодно, удобно: данный продукт позволяет получить желаемое транспортное средство во многих банках при минимальном пакете документов и с достаточно небольшим заявленным доходом в том случае, если совершить единовременную оплату автомобиля за свой счет не представляется возможным.

Как бы то ни было, влияние кредитования на продажи автомобилей возрастает. По итогам первого полугодия 2013 г. 44,13 % автомобилей было приобретено на заемные средства, тогда как год назад данный показатель не превысил отметки в 34,2 %. Это говорит о возрастающей зависимости товарных рынков от заемных средств. Доля кредитных автомобилей в нашей стране растет, однако нельзя сказать, что отечественный рынок ссуд на покупку автомобилей перенасыщен. Достаточно сказать, что в развитых странах в кредит продается в среднем до 70-80 % машин [1]. При этом качество кредитных портфелей в автокредитовании остается высоким, кредитная дисциплина граждан в этом секторе улучшается. Так, по словам директора коэффициент просроченной потребительской задолженности с 1 января 2013 г. улучшился с 4 % до 3,6 % по состоянию на ту же дату 2014 г. [7]. Все это, безусловно, стимулирует развитие данного вида кредитования в нашей стране и привлекает на рынок новых участников, создавая при этом конкурентную почву для развития субъектов и формирования предложений по данному банковскому продукту на отечественном рынке.

С точки зрения институциональной структуры, рынок автокредитования хорошо представлен в исследовании И.С. Воробьевой [3]. Автор упомянутой работы предлагает рассматривать автокредитный рынок как двухзвеньевую структуру (см. рис.). К первому звену следует отнести непосредст-

© Мазурин В.В., 2015

венно кредитные организации, занимающиеся автокредитованием, а ко второму - вспомогательные организации, которые поддерживают деятельность первого звена. К ним относятся страховые компании, коллекторские агентства, кредитные брокеры и, конечно же, бюро кредитных историй.

Страховые компании

Коллекторские агентства

Бюро кредитных историй

Рис. Институциональная структура рынка автокредитования в России

В целом, по нашему мнению, данная схема отражает реальную структуру участников автокредитного рынка. При этом кэптивные банки выделяются отдельно в качестве одного из основных участников последнего. Кэптивный банк - вид кредитной организации, созданной финансово-промышленной группой или частными лицами для обслуживания своих интересов. Название происходит от английского слова captive - «пойманный», «пленный». В мировой практике кэптивные банки могут учреждать оффшорные кредитные организации, обслуживающие вплоть до всего одного клиента - их собственника [4].

Практика функционирования данных финансовых организаций на территории нашей страны получила широкое распространение еще в начале 1990-х гг. По словам гендиректора ЦЭА «Интерфакс» Михаила Матовникова, практически все промышленные компании создавали «карманные» банки, которые обслуживали бизнес, в том числе привлекая средства западных инвесторов, считавших банковский сектор более прозрачным. Эксперт признает, что в кризис 1998 г. большинство промышленных компаний не поддержали свои банки, мнение западных кредиторов изменилось, и они стали кредитовать компании напрямую. В такой ситуации многие компании либо избавились от своих банков, либо заставили их «пойти в рынок» и приносить прибыль [5]. Таким образом, речь идет о том, что в настоящее время кэптивных структур в чистом виде практически не встречается.

В России кэптивные банки используются преимущественно автопроизводителями для предоставления кредитных услуг на конкретные марки автомобилей и специальных программ с очень привлекательными условиями для дилеров. В данном случае целью работы такой финансовой структуры будет привлечение большего числа клиентов и увеличение объемов продаж конкретного автопроизводителя.

На сегодняшний день в нашей стране функционируют семь дочерних банков иностранных автоконцернов, среди которых Тойота-банк (работает в интересах автоконцерна Toyota), Мерседес-Бенц Банк Рус (Mercedes-Benz), БМВ-банк (BMW), банк «ПСА финанс Рус» (Peugeot Citroen), Банк оф Токио-Мицубиси ЮЭфДжей (Mitsubishi), Фольксваген Банк Рус (Volkswagen), а также начавший свою операционную деятельность с конце 2013 г. совместный автокредитный банк альянса RenaultNissan и группы Unicredit - РН Банк.

Ранее всех обозначил свое присутствие на рынке ЗАО «Тойота банк», получивший лицензию на осуществление банковских операций 21 июня 2007 г., 99,937 % акций которого принадлежат Toyota Kreditbank GmbH (Германия), 0,063 % акций владеет Toyota Leasing GmbH (Германия). Позднее всех из вышеупомянутых автопроизводителей вывела на рынок собственный карманный банк

компания Mitsubishi. У корпорации уже есть банковская «дочка» в России - Банк оф Токио-Мицубиси, однако он не занимается розничным кредитованием. С апреля 2014 г. в рамках программы Mitsubishi Motors Finance (Митсубиши Моторс Финанс) начал свою деятельность по кредитованию физических лиц на покупку автомобилей во всех салонах официальных дилеров автомобилей Mitsubishi ЗАО МС Банк Рус (бывший коммерческий банк «Капитал-Москва).

Сравнительно недавно - в конце 2013 г. - вышел на рынок РН Банк - российское подразделение французского RCI Banque. Оно на 60 % принадлежит Альянсу Renault-Nissan и на 40 % - банку Юникредит. Созданная кредитная организация активно наращивает свое присутствие в нашей стране. Так, в рамках роллаут-проекта по запуску новых дилеров к июлю 2014 г. насчитывалось уже 300 автодилеров-партнеров банка. Проект по развертыванию партнерской дилерской сети еще не завершен, однако Альянс Renault-Nissan установил конкретные цели стратегического развития на российском автомобильном рынке: захват 40 % автомобильного рынка к 2016 г. При этом ожидается, РН Банк будет финансировать 1/3 всех продаж.

Попутно заметим, что позиции трех действующих кэптивных банков обозначены в рейтинге 15 крупнейших игроков рынка автокредитования (см. табл.).

Таблица 1

Крупнейшие игроки рынка автокредитования на 01 мая 2014 г.

Банк Портфель, млрд руб. Доля рынка, %

1 ВТБ 24 122,5 12,80

2 Сбербанк 91,3 9,50

3 ЮниКредит 89,1 9,30

4 Русфинанс Банк 83,9 8,70

5 Росбанк 65 6,80

6 Сетелем 52,6 5,50

7 Кредит Европа Банк 44,3 4,60

8 Тойота банк 43,5 4,50

9 Райффайзенбанк 41,5 4,30

10 Уралсиб 28,4 3,00

11 БМВ Банк 20,7 2,20

12 Фольксваген Банк РУС 19,7 2,00

13 Газпромбанк 17,9 2,00

14 МКБ 17,7 1,90

15 Российский капитал 15,1 1,80

Источник: [5].

Примечательно, что на рынке автокредитования как составляющей рынка розничных банковских услуг доли рынка распределены между основными участниками наиболее равномерно, чего нельзя сказать, к примеру, о рынке ипотечного кредитования, рынке срочных вкладов и т.д., где господствует Сбербанк России с результатами 46,3 % и 44,5 % соответственно (по состоянию на 1 мая 2014 г.). Это позволяет нам говорить о том, что рынок автокредитования в настоящее время представляет собой наиболее конкурентное для банков поле деятельности, где немалую роль играют кэп-тивные банки автопроизводителей. Популярность кэптивных кредитных организаций обусловлена

выгодностью продуктовых предложений на рынке, что позволяет им удерживать свои конкурентные позиции. К преимуществам, выгодно отличающим кэптивные структуры от универсальных банков, можно отнести следующие.

1. Взаимодействие с автопроизводителем в роли финансовой инфраструктуры, ориентированной на продажи автомобилей данного автопроизводителя. Поскольку основная задача подобных финансовых структур - поддержать продажи автомобилей своего концерна, то уровень процентных ставок по кредитам у них ниже, чем по программам универсальных финансовых организаций.

2. Узкая специализация автобанков позволяет им формировать на рынке большое количество индивидуальных предложений. В отличие от универсальных банков, разрабатывающих свои автокредитные программы с оринтацией на рынок в целом, кэптивные кредитные организации создают привлекательные программы под конкретную модель авто и целевую группу клиентов.

3. Нетрадиционная схема автокредитования, предполагающая соединение автопроизводителя и банка как бы в одном лице с позиции заинтересованного потребителя. Представляя интересы конкретного автопроизводителя, банк перестает быть сторонним посредником кредитного процесса, ориентированного лишь на собственную выгоду. Преимущества такой схемы для заемщика есть: чем меньше посредников, тем дешевле обходится покупка машины.

Безусловно, кэптивные банки можно назвать достойными конкурентами. Однако и они обладают недостатками, поэтому об их доминировании на рынке автокредитования говорить рано. Рассуждая о слабых сторонах кэптивного банкинга, Татьяна Зворыгина, руководитель маркетинговых и коммуникационных проектов ОАО СКБ Приморья «Примсоцбанк», отмечает, что у банков автопроизводителей отсутствует, как правило, широкая филиальная сеть, и процесс погашения кредита становится для клиента неудобным и зачастую дорогим. Кроме того, признает эксперт, кэптивные банки проигрывают универсальным ввиду отсутствия комплексного подхода к обслуживанию клиентов по финансовым продуктам. Так, в обычном банке клиент, воспользовавшийся автокредитом, нередко может впоследствии рассчитывать на более выгодные условия и по другим услугам [6].

Как бы то ни было, эксперты соглашаются с тем, что рост доли кэптивных банков усиливает конкуренцию на рынке автокредитования. Это непременно приведет к улучшению качества обслуживания клиентов, а также к формированию все более разнообразных и выгодных кредитных программ, стимулирующих спрос населения на автокредиты и способствующих развитию автомобильной отрасли в целом.

Библиографический список

1. Автокредитование в массы! // Автомобильная газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.klaxon.ru/details/details.php?ELEMENT_ID=15095 (дата обращения: 20.08.2014).

2. АЛРОСА выпускает финансовый поток // Газета «Коммерсантъ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/pda/kommersant.html?id=2225681 (дата обращения: 24.08.2014).

3. Воробьева И.С. Анализ институциональной структуры российского рынка автокредитования в разрезе ключевых групп кредиторов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. Сборник статей по материалам XXIX международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск: СибАК, 2013. - № 9 (29).

4. Информационный портал Банки.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/wikibank/keptivnyiy_bank/ (дата обращения: 24.08.2014).

5. Крупнейшие игроки рынка розничных банковских услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.frankrg.com/index.php?new_div_id=145#Auto (дата обращения: 25.08.2014).

6. Кэптивные схемы автокредитования // Деловой еженедельник Конкурентки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.konkurent.ru/print.php?id=4216 (дата обращения: 25.08.2014).

7. Темпы роста автокредитования замедляются // Ежедневный финансовый журнал [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.daily-finance.ru/articles/2014-02-10/df/30165 (дата обращения: 20.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.