РЕФОРМИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В МИРОВУЮ В РАМКАХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО И ПЕРЕХОД НА МСФО
A.B. СУВОРОВ, кандидат экономических наук Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Феникс»
Речь о вступлении России в ВТО ведется с 1993 г. Очень важно, что в обсуждении этой темы принимают участие различные государственные и общественные организации, включая Государственную Думу.
При вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) самым главным, с точки зрения дальнейшего развития национальной банковской системы, является обеспечение равенства условий для российских и зарубежных банков. Для этого потребуется:
• четко определить национальные интересы России в области банковского бизнеса;
• выделить сегменты национальной банковской системы, требующие защиты;
• повысить конкурентоспособность коммерческих банков за счет развития банковских технологий и наращивания капитализации банковского сектора.
Национальные интересы России в области банковского бизнеса
Российское банковское сообщество заинтересовано в выработке четкой и сильной позиции государства по условиям присоединения России к ВТО. Сегодня не само вступление в ВТО вызывает опасения, а отсутствие ясной государственной политики в отношении иностранного капитала и национальной банковской системы. При вступлении в ВТО, по мнению специалистов, главной задачей станет необходимость сохране-
ния финансовых рычагов в руках национальных кредитных организаций, и прежде всего Банка России.
Предполагается, что для вхождения российской банковской системы в ВТО необходим переходный период в 7 — 10 лет. Полное открытие национального финансового рынка возможно только тогда, когда окончательно сложится и будет эффективно функционировать национальная банковская система. В противном случае Россия может повторить путь ряда стран Восточной Европы, столкнувшихся с денационализацией банковского сектора. Так, например, в ходе оценки устойчивости финансового сектора в Польше и Литве, проведенной совместно МВФ и МБРР, в обеих странах выявлена ликвидность банков при значительном оттоке ресурсов за границу. При этом крупнейшие литовские и польские корпорации в основном привлекают необходимые им ресурсы непосредственно из-за рубежа, а не от местных банков. Необходимо отметить, что в настоящее время из более чем 140 стран - членов ВТО 110 сохраняют различные ограничения на доступ зарубежного капитала.
Следует также отметить, что если сравнивать текущую ситуацию в России с регулированием деятельности иностранных банков в Китае, который является членом ВТО, то российский рынок уже сейчас можно назвать полностью открытым. Это касается, прежде всего, таких видов деятельности, как кредитование нерезидентов в
иностранной валюте и открытие филиалов зарубежных банков.
Среди негативных последствий неконтролируемого движения капитала и иностранных банковских услуг на российский национальный рынок следует отметить следующие:
• отсутствуют гарантии того, что активы зарубежных банков будут задействованы, в том числе в кредитовании реального сектора экономики, и они не сведут всю свою активность к операциям на рынке ценных бумаг;
• иностранные банки будут учитывать, в первую очередь, собственные национальные интересы и требования национальных регулирующих органов;
• контролируя потоки крупнейших производителей, включая, в первую очередь, экспортные поставки, иностранные банки смогут получить контроль за финансовыми потоками и состоянием платежеспособности основных субъектов российской экономики уже не только по экспортным, но и по внутренним платежам. В этом случае существует вероятность перетока финансовых ресурсов за рубеж.
Сегменты национальной банковской системы, требующие защиты
При выработке позиции России на переговорах по вступлению в ВТО особое внимание должно быть уделено защите тех сегментов финансового рынка, которые в настоящее время наименее развиты и доминирующее положение на которых могут занять иностранные банки.
Национальный бизнес наименее готов к конкуренции, поскольку она просто отсутствует на таких сегментах, как биржевая торговля, ипотека, негосударственное пенсионное обеспечение и др. Таким образом, появление иностранных пенсионных инвестиционных фондов полностью лишит отечественные кредитные институты конкурентных преимуществ. Отсутствие адекватных норм регулирования рынка ипотечного кредитования и ипотечных ценных бумаг ограничивает направления деятельности российских банков и делает заранее более устойчивыми позиции иностранных кредитных организаций.
В то же время иностранный банковский капитал, несомненно, может привнести на российский рынок современные банковские тех-
нологии, новые финансовые продукты, а также значительный опыт банковского корпоративного управления. Бесспорно, дозированный допуск иностранного банковского капитала следует приветствовать как меру, повышающую конкуренцию на рынке банковских услуг и позволяющую привлечь средства российских граждан, мотивом предпочтения для которых послужат стабильность и финансовая устойчивость иностранных кредитных организаций.
Повышение конкурентоспособности коммерческих банков за счет развития банковских технологий и наращивания капитализации банковского сектора
Сегодня существуют два основных пути повышения конкуренции в банковском бизнесе: во-первых, это либерализация условий выхода новых участников-нерезидентов на рынок банковских услуг; во-вторых, создание условий внутри страны для формирования рынков и институтов (например, страховые и пенсионные фонды), которые смогли бы конкурировать с иностранными и отечественными банками за возможность управления сбережениями в экономике. Если подобного рода организации действительно получат должное развитие, хотя бы отчасти сопоставимое с той ролью, которую они играют в странах с развитой экономикой, то это существенно укрепит стабильность и надежность финансовой системы страны. В данном случае, при вступлении России в ВТО необходимо акцентировать особое внимание на защитных мерах и внутренних условиях развития конкуренции в финансовом секторе.
Цели и предпосылки перехода российского банковского сектора на МСФО
Важным фактором, свидетельствующим об увеличении степени интеграции России в мировой хозяйственный процесс, является переход ее экономики, и в частности банковского сектора, на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Основной целью перехода российского банковского сектора на МСФО является повышение его устойчивости за счет увеличения степени транспарентности кредитных организаций. Внедрение МСФО создаст предпосылки для ускоренного
роста внутренних и внешних инвестиций в отечественную банковскую систему, что, в свою очередь, должно выразиться в увеличении капитализации и росте темпов развития российских банков.
Необходимость осуществления комплекса мер по совершенствованию действующей системы российского бухгалтерского учета вызвана новым этапом в развитии рыночных отношений в стране. Можно выделить несколько факторов, обусловливающих необходимость реформирования бухгалтерского учета:
♦ изменение экономической среды деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе расширение взаимоотношений с субъектами мирового рынка;
♦ появление новых объектов приложения предпринимательской деятельности;
♦ изменение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов.
Мировая практика унификации стандартов финансовой отчетности
Процесс внедрения единых стандартов финансового учета и отчетности носит общемировой характер. В последние годы европейским странам и США удалось достичь существенных положительных результатов в деле унификации и взаимного признания МСФО и СААР. Тем не менее на сегодняшний день международные стандарты как таковые не существуют ни в одной европейской стране. В каждой имеются различия между национальными стандартами и международными.
Следует, однако, отметить, что национальные стандарты учета и отчетности в европейских странах не так серьезно отличаются от международных, как российские, поэтому задача перехода на новые стандарты учета и отчетности в России носит комплексный характер. Именно с данной проблемой связаны более жесткие сроки перехода на МСФО российских банков по сравнению с кредитными организациями Европейского союза. Если европейские банки должны перейти на составление финансовой отчетности по международным стандартам с 2005 г., то в России данный процесс начался уже в 2004 г.
Подготовка отчетности по МСФО
Вместе с тем задолго до объявления официальных сроков перехода на МСФО, придерживаясь принципов обеспечения максимальной
прозрачности своей деятельности, многие российские банки готовили отчетность по международным стандартам. Некоторые крупнейшие национальные банки начиная с 1996 г. одними из первых стали ежегодно составлять заверенную признанными аудиторскими компаниями годовую отчетность по МСФО. Отчеты по международным стандартам размещаются в открытом доступе на Интернет-сайтах и включаются в годовые отчеты этих банков.
В 2002 г., в преддверии перехода российской экономики на МСФО, несколько банков подготовили в рамках специального пилотного проекта отдельные формы промежуточной финансовой отчетности по международным стандартам. В организационной структуре некоторых крупных банков появились специальные самостоятельные структурные подразделения, отвечающие за подготовку финансовой отчетности по международным стандартам.
Обладая достаточным опытом подготовки отчетности по МСФО и квалифицированными специалистами, ведущие банки страны рассматривают внедрение международных стандартов в отечественном банковском секторе как фактор, который будет способствовать укреплению доверия к кредитным организациям со стороны акционеров, инвесторов и клиентов.
Основные этапы подготовки к внедрению МСФО
Банк России работал над проблемой перехода банковского сектора на МСФО уже давно. В данном процессе можно условно выделить три этапа.
На первом этапе (начиная с 1993 г.) в нормативные документы Банка России, регламентирующие процедуры составления финансовой отчетности коммерческими банками, постепенно вносились изменения, приближающие их к принципам МСФО (инструкция "По составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками").
Второй этап начался (1997 г.) с введением в действие нового Плана счетов кредитных организаций, ориентированного на возможность составления по нему отчетов по международным стандартам.
На третьем этапе (2002 г.) в ряде российских банков был проведен пилотный проект по подготовке отчетности по МСФО.
Сам Банк России еще в 1999 г. составил свою отчетность по МСФО (за исключением МСФО 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" и МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка"), а в 2001 г. был составлен отчет уже с использованием всех стандартов.
В целях разработки методологической базы перехода на МСФО по инициативе Банка России был создан Комитет по внедрению международных стандартов учета и отчетности. В его состав вошли представители департаментов Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ, представители законодательных органов. Комитет также призван решать вопросы изменения закона о бухгалтерском учете и Налогового кодексаРФ в целях их адаптации к ведению учета по международным стандартам.
Центральный банк РФ готовил инструктивные материалы для российских банков по переходу на МСФО и передавал их на экспертизу в Европейский союз. Для Центрального банка РФ получение одобрения со стороны международных организаций является принципиальным вопросом. Такое одобрение позволяет в последующем избежать претензий со стороны международных организаций в несовпадении новых российских стандартов с МСФО. При этом в первую очередь представляется необходимым обеспечить единство используемого при подготовке отчетности понятийного аппарата.
Касательно сроков перехода на МСФО можно отметить следующее. Комитет по внедрению международных стандартов учета и отчетности определил, что отчетность по МСФО, готовящаяся методом трансформации, будет составляться в период с 1 января по июнь 2004 г. Первый отчет будет использован для анализа правильности составления отчетности. То же самое будет сделано за 9 мес. А за весь 2004 г. отчетность уже будет представлена аудиторам, которым предстоит дать заключение о правильности составления годовой отчетности. После этого в течение 2005 г. отчетность будет составляться параллельно. Предполагается, что в обозначенный период банки, которые выявят недостатки в своей структуре баланса, будут иметь возможность его реструктуризировать.
В период с 2004 по 2006 гг. важным направлением работы также станет составление международной отчетности и ее использование для целей банковского надзора по базельским принципам.
Готовность банковского сектора к внедрению МСФО
Принципы перехода на МСФО были приняты решением совета директоров Центрального банка РФ и одобрены Правительством РФ. Несмотря на то, что жесткий график перехода кредитных организаций на МСФО с 1 января 2004 г. связан с существенными сложностями, он представляется вполне выполнимым, так как активы банков, уже работающих по МСФО, весьма значительны. В то же время в реальном секторе экономики на МСФО будут переходить только те компании (их около 100), акции которых котируются на открытом рынке.
В настоящее время в России отчетность по МСФО составляют около 120 банков. Фактически они охватывают около 70 % активов банковского сектора и капитала. Многие из них уже достаточно давно готовят отчетность по международным стандартам и проводят ее аудит с привлечением международных аудиторских компаний. Это сотрудничество очень полезно для банков, поскольку на основании отчетности, составленной по МСФО и проверенной международными аудиторами, они могут увидеть, что, например, банку не хватает капитала или у него ухудшилось качество активов. Таким образом, у этих банков было время подготовиться к переходу на МСФО, улучшить свои показатели, снизить риски, связанные с переходом. Поэтому с точки зрения применения мер регулирования и надзора переход на МСФО остальных банков не грозит банковскому сектору риском системного кризиса.
Кроме того, в российском бухгалтерском учете многое уже сделано по приведению отечественной системы учета в соответствие с принципами, заложенными в международных стандартах. Решения о внесении изменений в эту систему учета в последние три года координировались с авторитетными аудиторскими компаниями. В рамках перехода на МСФО Центральный банк РФ разработал ряд инструкций, которые, по мнению анализировавших их европейских экспертов, полностью соответствуют действующим в настоящее время международным стандартам.
Различие между ведением учета и подготовкой отчетности по МСФО
В контексте исследования вопросов о переходе российского банковского сектора на международные стандарты следует отдельно обозначить
различие между составлением отчетности по МСФО и ведением бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Если отчет, начиная с 1 января 2004 г., можно составить по МСФО методом трансформации, основываясь на большом количестве корректировок, связанных с некими алгоритмами, профессиональными суждениями, косвенными расчетами, основанными на другой финансовой информации, то в бухгалтерском учете, являющемся основой этих отчетов, остается еще много вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы он по своим принципам отвечал международным стандартам.
Работа по приведению бухгалтерского учета в соответствие с международными нормами может занять много лет. Это связано с тем, что многие нормы учета основаны на учете сделок и операций, которые трактуются в российском законодательстве не так, как в международном. Для их унификации потребуется внести изменения в Гражданский кодекс РФ, в законы о рынке ценных бумаг, об ипотеке, о банках и банковской деятельности, т. е. предстоит изменить целый комплекс законов, чтобы приблизить понятия операций и сделок и, соответственно, их учета к международному пониманию. Причем эта работа должна проводиться одновременно и в реальном секторе экономики, и в банковском.
Юридический статус отчетности, составленной по международным стандартам, связан с изменением законодательства. Это одна из самых главных проблем перехода на МСФО. Дело в том, что на сегодняшний день МСФО в России не являются юридически значимыми. В настоящее время ведется работа по подготовке проекта закона, который должен установить, что на территории Российской Федерации отчетность, составленная методом трансформации, в том числе консолидированная отчетность, соответствующая МСФО, является юридически значимой.
Раскрытие информации, создания программного обеспечения и изменения системы управления при внедрении МСФО
Переход на МСФО призван способствовать скорейшему вступлению России в ВТО. В качестве еще одной важной проблемы, с которой столкнется Россия и при вступлении в ВТО, и при внедрении МСФО, можно выделить нежелание
части собственников хозяйствующих субъектов в полном объеме отражать информацию о деятельности своих банков, предприятий и о себе как о владельцах данных субъектов. В этих условиях международные стандарты, призванные обеспечить увеличение прозрачности отчетности, не смогут выполнить своего предназначения, так как используемые при составлении отчетов по МСФО "обоснованные суждения" и "справедливые оценки" допускают различное толкование, и не заинтересованные в раскрытии информации владельцы смогут этим воспользоваться. Для внедрения МСФО в полном объеме необходимо коренное изменение точки зрения собственников на вопросы раскрытия информации, принятие предпринимателями определенных норм и принципов поведения, соотносящихся с международными стандартами отчетности, на что потребуется достаточно много времени.
Другой проблемой перехода на МСФО является проблема обучения бухгалтеров и аудиторов. В России мало аудиторских фирм, которые могли бы дать квалифицированное заключение по отчетности, составленной на основе международных стандартов. По сути, перед Россией стоят две большие задачи — внедрить не только международные стандарты финансовой отчетности, но и международные стандарты аудита. Раньше аудитом банковских организаций занимался Центральный банк РФ, теперь аудит перешел в ведомство Министерства финансов РФ. В оставшееся время проблема обучения аудиторов должна быть решена, иначе может получиться ситуация, когда банки отчетность составят, но аудиторское заключение дать будет некому.
Есть проблемы и с программным обеспечением, т.е. с работой по переводу его с российских стандартов на международные. Поскольку учет будет меняться постепенно, то постепенно будут вноситься изменения и в программное обеспечение.
Кроме того, по итогам пилотного проекта при внедрении новых правил учета и отчетности в кредитных организациях была выявлена необходимость перестройки системы управления банками, а также систем планирования и прогнозирования ихдеятельности. Соответствующие инструкции уже подготовлены Банком России и направлены на международную экспертизу.
Единообразие учета в реальном и банковском секторах
Несмотря на большой объем проделанной на сегодняшний день работы по переходу на МСФО предприятий реального сектора экономики, существует вероятность того, что Министерство финансов РФ и предприятия реального сектора экономики не успеют подготовиться к переходу на международные стандарты одновременно с банковским сектором к 1 января 2005 г. (хотя большинство компаний, прошедших листинг на российских биржах, уже имеют опыт составления отчетности по МСФО).
Центральный банк РФ придерживается жесткой линии одновременного перехода на МСФО российских банков и предприятий, поскольку им придется менять не только формы отчетности, но и сами принципы учета. Банк России не может допустить ситуации, когда кредиторы и заемщики отражали бы одну и ту же операцию в своих балансах в разных измерениях. Однако ситуация, о которой говорится в данном случае, действительно сложилась так, что к 1 января 2005 г. был выработан некий компромиссный вариант, промежуточное решение. Работа по подготовке альтернативного варианта также ведется в рамках Комитета по внедрению МСФО.
Между тем Центральный банк РФ рекомендовал, чтобы банки составили отчетность по МСФО уже за 2003 г. Хотя ситуация, о которой говорилось выше, сложилась так, что, возмож-
но, некоторое время, пока предприятия тоже не перейдут на МСФО, банки будут составлять отчетность по МСФО параллельно с составлением отчетности по российским стандартам. Такой вариант возможен, хотя и нежелателен.
При этом предполагается, что в 2005 г. банкам не придется работать параллельно в двух системах учета - российской и международной (в связи с опозданием в переходе на международные стандарты предприятий). Если новый закон о бухгалтерском учете, который законодательно закрепит переход на международные стандарты, принят не будет, то российские банки будут вести учет по старым российским стандартам, составляя отчетность по МСФО с помощью переводных коэффициентов.
В заключение следует отметить, что в целом, несмотря на значительное количество сложных проблем, стоящих на пути внедрения и эффективного применения международных стандартов финансовой отчетности в России, все они будут преодолены, ибо внедрение МСФО является одним из основополагающих элементов развития российской экономики и ее интеграции в мировое хозяйство.
Повышение прозрачности отечественного банковского сектора станет важным фактором, содействующим укреплению доверия к российской банковской системе, повышению уровня ее устойчивости и нивелированию элемента неопределенности при изменении рыночной конъюнктуры.