Научная статья на тему 'Методологические подходы к оценке МСФО'

Методологические подходы к оценке МСФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворов А.В.

Применение МСФО в банках явилось новым не только для России, но и для банковских систем других стран, причем применение данных стандартов осуществляется в ходе их совершенствования. Международные стандарты финансовой отчетности за рубежом предназначаются для использования в различных секторах экономики, в том числе и в банковском. Российская Федерация официально не присоединилась к странам, применяющим МСФО, тем не менее российскому банковскому сектору первому предоставлено право использовать их. В статье автор рассматривает вопросы оценки МСФО, затраты на подготовку финансовой отчетности, особенности аудита финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, деятельность КМСФО по совершенствованию стандартов, а также влияние МСФО на результаты финансовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к оценке МСФО»

КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ МСФО

А. В. СУВОРОВ,

доктор экономических наук, председатель ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Феникс»

Характеристика МСФО

При переходе российских хозяйствующих субъектов на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности за основу принимаются:

— стандарты, разработанные Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета, которые являются едиными для основных промышленно развитых стран мира;

— учетные директивы, которые принимаются путем согласования законодательных актов стран — членов Европейского Экономического Сообщества.

Следует также учесть, что международные стандарты унифицируют такие основополагающие требования бухгалтерского учета, как:

— содержание отчетности;

— критерии внесения в отчетность различных элементов;

— правила оценки элементов отчетности;

— объем предоставляемой в отчетности информации.

В МСФО нашли свое отражение все важнейшие вопросы бухгалтерского учета: учетная политика, консолидированная финансовая отчетность, налогообложение и другие. Каждый стандарт содержит следующую информацию:

— объект учета (дается определение объекта учета и основных понятий, связанных с этим объектом);

— признание объекта учета (дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности);

— оценка объекта учета (приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требований к оценке различных элементов отчетности);

—отражение в финансовой отчетности (раскрывается информация об объекте учета в различных формах финансовой отчетности).

Однако возникает вопрос: все ли МСФО применимы в банковской отчетности. Банковский комитет по унификации стандартов финансовой отчетности по просьбе министров финансов и руководителей центральных банков развитых стран в 2000 г. проанализировал 15 Международных стандартов финансовой отчетности, имеющих, по мнению Комитета, самое непосредственное отношение к банкам, среди которых специалисты уделили особое внимание МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовых отчетах банков и аналогичных финансовых учреждениях» (в настоящее время отменен) и МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

Применение МСФО в банках явилось новым не только для России, но и для банковских систем других стран, причем применение этих стандартов осуществляется в ходе совершенствования самих стандартов. Международные стандарты финансовой отчетности предназначаются за рубежом в целом для использования в различных секторах экономики, в том числе и в банковском. Заметим, что Россия официально не присоединилась к странам, использующим МСФО. Таким образом, банковскому сектору России было предоставлено право первому сделать шаг на пути к этому присоединению.

Вопросы оценки МСФО

Международные стандарты финансовой отчетности по сути являются единственно возможной и правильной методологией отражения финансового состояния любого хозяйствующего субъекта. Как только станет возможным использовать показатели баланса, подготовленные в соответствии с МСФО, для расчета нормативов достаточности капитала, то с этого момента появилась и возможность определения реального риска, который принимают на себя вкладчики банка.

Важным методологическим моментом использования МСФО является отражение доходов и расходов по методу начислений. Чистый процентный доход является значимой статьей банковских доходов. Его точное определение, выявление показателей, которые влияют на его изменения, прогноз и управление процентным доходом стали необходимыми элементами управления активами и пассивами банка и контроля рисков. При этом данные отчетности, составленной в соответствии с МСФО, позволяют выяснить реальное финансовое положение банка, но только в том случае, если эта отчетность подготовлена профессионально и достоверно.

Следует отметить, что применение управленческой отчетности в соответствии с МСФО уже существенно повысило качество управленческих решений в банках, составляющих свою отчетность по международным стандартам.

В то же время отличие при применении подходов МСФО для оценки качества кредитного портфеля, выражающееся в отсутствии каких-либо четко установленных критериев, оказывает определенное влияние на деятельность кредитных организаций, которое вряд ли можно считать положительным.

Оценка убытков в отчетном периоде зависит от решения руководства; важно, чтобы она применяла свои оценки последовательно из периода в период.

При оценке кредитного портфеля, например, применяется более консервативный подход, чем рекомендованный Банком России. Оценка качества кредитного портфеля осуществляется независимым подразделением (отделом контроля кредитных рисков) на основе рейтинга заемщика. Используется как рейтинг, полученный заемщиком при выдаче кредита, так и результаты анализа обслуживания заемщиком задолженности и

данные его финансовой отчетности (как официальной, так и управленческой).

На основе использования данных отчетности, составленной в соответствии с МСФО, в банке готовится обширный перечень управленческой отчетности для его руководства, включая управленческие отчеты верхнего и нижнего уровней. Данную отчетность на ежемесячной основе получают члены совета директоров банка, председатель правления и главный бухгалтер. Такая отчетность включает:

— активы (на конец периода и средние за период);

— статистические данные по кредитному портфелю (профиль заемщиков, сроки погашения, виды кредитов и др.);

— информацию о распределении кредитов по группам риска;

— данные по капиталу банка и обязательствам (на конец отчетного периода и средние за период);

— сведения о профиле депозитов и о крупнейших депозитах;

— отчет о прибылях и убытках;

— данные о доходах на активы и капитал, определяющие прибыльность банка;

— отчет о движении денежных средств;

— информацию о финансовых результатах, представленную в виде резюме.

На основании данных отчетности, составленной в соответствии с МСФО, рассчитываются различные коэффициенты, которые отражаются в информации о финансовых результатах деятельности банка. Они помогают понять тенденции развития банка и принимать адекватные управленческие решения. Например, по данным МСФО рассчитываются следующие коэффициенты:

— соотношение депозитов и активов;

— соотношение капитала и активов;

— соотношение обязательств и активов;

— соотношение чистого процентного дохода и средних активов;

— ROE (pre-tax);

— ROA (pre-tax);

— ROE (post-tax);

— ROA (post-tax);

— соотношение фонда оплаты труда и операционного дохода;

— соотношение просроченных кредитов и остальных кредитов, выданных банком;

— соотношение безнадежных кредитов и остальных кредитов, выданных банком;

— соотношение между созданными резервами и остальными кредитами, выданными банком;

— соотношение кредитов и депозитов и т. д.

Как показывает практика, анализ полученных коэффициентов имеет смысл только в тех случаях, когда эти коэффициенты получены на основании данных, содержащихся в отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

Благодаря применению МСФО в банке создаются четко построенная система управленческой отчетности, а также системы контроля и управления рисками (что является весьма важным для международных финансовых организаций), которые наряду с другими положительными факторами, способствует повышению кредитного рейтинга банка. Такая система учета, как правило, получает высокую оценку Международной финансовой корпорации (МФК), которая прежде чем предоставить банку гарантию, например, по облигационному займу на ту или иную сумму, проводит предварительное обследования банка. Это позволяет банку провести успешное размещение своих облигаций среди инвесторов.

Затраты на подготовку финансовой отчетности

Одним из основных вопросов, который уже решен в процессе перехода на МСФО, является вопрос о том, в каких случаях возможно отнесение на расходы хозяйствующего субъекта, учитываемые в целях налогообложения, затрат по подготовке финансовой отчетности по МСФО, включая затраты на оплату услуг по подготовке такой отчетности сторонней независимой аудиторской фирмой, а также затраты на оплату услуг аудиторской фирмы, проверяющей достоверность такой отчетности.

Здесь речь идет об экономической обоснованности или оправданности произведенных банком расходов. Данный критерий предусмотрен ст. 252 «Расходы. Группировка расходов» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), где сказано, что налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов в том случае, если эти расходы обоснованы и документально подтверждены. В свою очередь, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Будут ли являться расходы на подготовку отчетности в соответствии с МСФО и подтверждение ее достоверности независимой аудиторской компанией экономически обоснованными, если субъект осуществляет свои операции исключительно на территории Российской Федерации, не размещает свои ценные бумаги на зарубежных рынках ценных бумаг, в его уставном капитале отсутствует доля иностранного акционера или участника и представление такой отчетности не требует от него ни один его контрагент? Ответить на этот вопрос однозначно весьма сложно, поскольку в настоящее время надлежащее нормативное закрепление основ для подготовки отчетности в соответствии с МСФО для всех российских хозяйствующих субъектов отсутствует.

Вопрос об экономической обоснованности подобных расходов, скорее, относится к компетенции ФНС России, как это предусмотрено подп. 2 п. 1 ст. 21 и подп. 4 п. 1 ст. 32, НК РФ, определяющими права налогоплательщика получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, а также определяющих обязанность налоговых органов проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов и т. д.

Для тех случаев, когда нет оснований для признания расходов на подготовку отчетности в соответствии с МСФО и подтверждение ее достоверности независимой аудиторской компанией экономически обоснованными, логично поставить вопрос о компенсации хозяйствующему субъекту этих расходов в полном размере.

Особенности аудита финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО

Организация, проводящая аудит финансовой отчетности на предмет ее соответствия МСФО, должна иметь среди своих сотрудников специалистов с дипломами международно-признанных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций и организаций. Желательно, чтобы такие дипломы

были у руководителя аудиторской компании, его заместителя и у двух-трех специалистов, отвечающих за управление рисками и качество подготовки заключения. Кроме того, рекомендуется, чтобы руководитель аудиторской компании и его заместитель одновременно являлись бы и ее собственниками: предполагается, что тем самым они будут отвечать за подпись под заключением всем своим имуществом. Однако специалистов-аудиторов с международными дипломами в России очень мало, к тому же не все руководители компаний находят время на сдачу экзаменов и не все они (хотя и большинство) являются собственниками компании. Сегодня таким условиям соответствуют лишь аудиторские компании «большой четверки», услуги которых стоят от 150 тыс. долл. США (заключение российского аудитора — около 20 тыс. долл.).

Трудности аудита отчетности, составленной в соответствии с МСФО, связаны с несовершенством нормативной базы. Минфин России уже достаточно давно занимается разработкой нормативных документов, касающихся реформирования бухгалтерского учета и отчетности, однако и у него порой возникают вопросы, связанные с несовершенством нормативной базы. Так, например, в тексте Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в п. 1 ст. 5 говорится, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется правительством Российской Федерации. В п. 2 этой статьи сказано, что органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

— планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

— положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления отчетности;

— другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

— положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

Поскольку данной статьей не установлено иное, т. е. основание полагать, что все органы, занимающиеся регулированием бухгалтерского учета, могут это делать только в том случае, если это право им предоставлено соответствующим федеральным законом.

деятельность комитета по международным стандартам

финансовой отчетности по совершенствованию МОФо

Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Созданный в 1973 г. в Лондоне в результате соглашения между профессиональными ассоциациями и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексики, Соединенных Штатов Америки, Франции и Японии, Комитет с того времени превратился в мощную международную организацию. В настоящее время Комитет насчитывает порядка полутора сотен действительных, ассоциированных и аффилированных членов.

В период с 1999 по 2001 гг. Комитет был реорганизован. В результате такой реорганизации функции разработки, распространения международных стандартов финансовой отчетности и содействия сближению национальных стандартов были возложены на Совет по международным стандартам финансовой отчетности, также находящийся в Лондоне (International Accounting Standards Board, IASB). Организационными вопросами, вопросами членства и сбора членских взносов и пожертвований в настоящее время занимается Фонд Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, зарегистрированный в штате Делавэр, США (International Accounting Standards Committee Foundation, IASCF).

В состав нынешних руководящих органов КМСФО входят представители Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Канады, Швейцарии, Японии, Китая, Аргентины, Нидерландов, ЮАР, Бразилии, Дании, но наибольший удельный вес в нем имеют представители США. По своей сути КМСФО уже давно представляет собой транснациональную корпорацию, которая по мере возможности старается учитывать национальные устремления и приоритеты в области бухгалтерского учета и отчетности.

Комитет по международным стандартам достаточно мощная в финансовом отношении организация. В числе аудиторских фирм, перечисливших в этот период Комитету суммы, превышающие 1 млн долл. США (конкретная сумма взносов по понятным причинам не разглашается), находятся такие транснациональные корпорации, как Andersen, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst & Young, KPMG, PricewaterhouseCoopers. Неудивительно, что компанией, выигравшей тендер по второму этапу проекта ТАСИС, касающегося реформирования российского бухгалтерского учета, стала PricewaterhouseCoopers при участии Росэкспертизы. Для российских компаний самостоятельное участие в проектах ТАСИС — достаточно редкое явление.

Выигравшие тендер иностранные компании, в числе которых и PricewaterhouseCoopers, получат 3 млн евро на реализацию проекта, связанного с переходом на МСФО различных типов предприятий.

Что касается перспектив работы Комитета, то в результате обсуждения рекомендовано продолжить работу над следующими проектами:

1. Финансовые инструменты (улучшение и раскрытие финансовых рисков).

2. Конвергенция.

3. Страхование (Фазы I и II).

4. Отчет о результатах деятельности (отчет о полном доходе).

5. Выручка и относящиеся к ней обязательства.

6. Выплаты долевыми инструментами.

7. Объединения бизнеса (ОБ-I и ОБ-II).

8. Консолидация отчетности и компании специального назначения.

9. Компании малого и среднего бизнеса.

10. Прекращение признания.

11. Аренда.

12. Оценка.

13. Учет взаимосвязанных сделок.

Международные стандарты финансовой

отчетности отличаются многовариантностью подходов к решению учетных проблем (например, возможность использования различных вариантов оценки инвестиций), они постоянно дорабатываются, изменяются, появляются новые. В последние годы этот процесс протекает более интенсивно.

Влияние МСФО на результаты финансовой деятельности

Результаты аудиторских проверок банков, составляющих свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО, свидетельствуют об устойчивой тенденции роста этих банков по таким показателям, как «Собственный капитал», «Активы» и «Чистая прибыль». Как показало проведенное исследование, успешные результаты работы этих банков обусловлены тем, что в процессе кредитования они основное внимание уделяют анализу и управлению рисками. В то время как средний уровень риска кредитных операций в большинстве российских банков составляет порядка 30 %, в банках, составляющих отчетность в соответствии с требованиями МСФО, риск кредитного портфеля не превышает 10 %.

В России к началу 2004 г. отчетность по МСФО составляли около 120 банков. Фактически эти банки охватывали 70 % активов всего банковского сектора и капитала, причем для проверки соответствия составленной отчетности требованиям МСФО эти банки привлекали международные аудиторские компании. Как показывает опыт, эти банки высоко оценивают помощь аудиторов международных компаний в области независимого анализа внутрибанковских процессов и процедур. За время работы по подготовке составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО банки, как правило, получают целый ряд рекомендаций по совершенствованию отдельных сфер управления (таких, как оптимизация организационной структуры банка, совершенствование управления филиальной сетью, развитие системы внутреннего контроля, безопасность и совершенствование информационных технологий, оптимизация клиентской политики). Кроме того, у персонала банков появилась возможность повысить квалификацию за счет изучения МСФО и методов составления отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов.

Успешным результатам работы банков сегодня также способствует стремление инвестировать значительные финансовые ресурсы в развитие инфраструктуры, позволяющей обеспечить доходность и стабильность деятельности в долгосрочной перспективе. Инфраструктура этих банков включает консалтинговую, страховую и

лизинговую сферы деятельности, клиринговые центры по расчетам в сфере топливно-энергетического комплекса и целый ряд других видов деятельности, для участия в которых эти банки создали собственные компании. Главная цель и преимущество созданной при этих банках инфраструктуры заключается в комплексном обслуживании клиентов в интересах эффективного развития бизнеса.

Несмотря на то, что базовый принцип МСФО — принцип приоритета содержания над формой — использовался банками при составлении управленческой отчетности и принятии решений и до момента составления отчетности в соответствии с МСФО, ценность опыта работы с международными аудиторскими компаниями трудно переоценить. Вместе с тем следует признать, что для достижения реального эффекта от перехода банковской системы Российской Федерации на МСФО (в первую очередь — для достижения прозрачности финансовой отчетности) необходимо определенным образом изменить существующие положения по бухгалтерскому учету и некоторые нормативные акты Банка России (что и происходит в настоящее время), определяющие порядок формирования специальных резервов. Прежде всего, это касается формирования резервов на возможные потери по ссудам. Кроме того, следует урегулировать отдельные вопросы налогового законодательства.

В частности, для устранения наиболее серьезных расхождений между РПБУ и МСФО необходимо ввести учет доходов и расходов по методу начислений, доработать правила учета ценных бумаг, а также правила учета имущества и начисления амортизации.

Гораздо более серьезной проблемой, с которой сталкиваются банки при составлении отчетности по МСФО, является проблема несоответствия некоторых подходов, заложенных в НК РФ, принципам международных стандартов. В частности, МСФО предполагают весьма консервативный подход к формированию банками специальных резервов и оценке получаемой прибыли. Напомним, что согласно МСФО доход может признаваться только в том случае, если он реально получен или нет никаких сомнений в том, что он будет получен в будущем. В то же время налоговое законодательство Российской Федерации стоит на позициях чрезмерного оптимизма в отношении

будущих доходов. Кроме того, в соответствии с действующим налоговым законодательством в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не включается существенная часть формируемых банками специальных резервов, а именно: на потери по ссудам первой группы риска. Определенные расхождения с принципами МСФО наблюдаются также в законодательно установленных правилах амортизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При наличии такого рода расхождений между налоговым законодательством, РПБУ и принципами МСФО отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами, может оказаться лишь еще одним видом внешней отчетности банков. Поэтому практические результаты перехода на МСФО целиком зависят от позиции Банка России и аудиторских компаний, использующих собственные методологии проверки отчетности на предмет соответствия МСФО. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнений, что перевод банковской системы Российской Федерации на международные стандарты является необходимым шагом в деле интеграции России в международное экономическое сообщество и способствует формированию чувства доверия у зарубежных инвесторов к российским финансовым институтам, тем более, что в последнее время достигнут целый ряд основополагающих соглашений по поводу вступления России в ВТО. В этом смысле такой переход, безусловно, соответствует государственным интересам страны.

И еще одним важным моментом, на который следует обратить внимание в процессе перехода кредитных организаций на МСФО, является учет интересов инвесторов. Специалистами неоднократно отмечалось, что в результате применения МСФО кредитная организация становится более привлекательной для инвесторов. Наличие в банке четко построенной системы управленческой отчетности в соответствии с МСФО, а также системы контроля и управления рисками является важным положительным фактором для международных финансовых организаций. С позиции эффективного управления кредитной организацией при переходе на международные стандарты потребуется наличие четких инструкций Банка России, которые отвечали бы международным требованиям.

В процессе перехода банков на международные стандарты следует иметь в виду, что нужную

отчетность пришлось составлять параллельно с отчетностью в соответствии с российскими положениями. Параллельное ведение бухгалтерского учета в соответствии с РПБУ и по международным стандартам необходимо было осуществлять в переходный период, что требовало больших затрат времени и трудовых ресурсов. При этом важно было, чтобы та или иная кредитная организация обладала необходимыми возможностями для составления двойной отчетности.

Поскольку перед российской банковской системой решена задача перехода на МСФО, все заинтересованы в том, чтобы требования и пруденциальные нормы, предъявляемые Банком России, были едиными для всех кредитных организаций. Для этого вовсе не обязательно менять План счетов, а достаточно изменить порядок учета по таким направлениям, как оценка активов, операции с ценными бумагами, основные средства и пр.

Для перехода банков на МСФО был широко использован опыт пилотных проектов и банков, ведущих двойную отчетность. Как показала практика, основные проблемы при переходе банков на ведение учета в соответствии с МСФО связаны прежде всего с адаптацией учетных бухгалтерских систем. К сожалению, эти банки, как правило, закрыты для какого-либо обмена опытом. Хотя, например, банкам — участникам программы ТАСК удалось улучшить определенные успехи в области независимого анализа внутрибанковских процессов и процедур. За время работы над проектом персонал этих банков имел возможность повысить свою квалификацию за счет участия в семинарах по вопросам перехода на МСФО.

Внедрение международных стандартов позволило некоторым российским банкам улучшить эффективность системы финансового контроля и управления риском, что повысило качество управленческих решений и способствовало улучшению финансовых результатов. Кроме того, составление заключений аудиторских фирм по результатам работы целого ряда банков в соответствии с требованиями МСФО содействует повышению доверия к этим отечественным банкам со стороны потенциальных партнеров, особенно иностранных.

Вместе с тем приходится признать, что для достижения реального эффекта от перехода банков на МСФО (в первую очередь — для до-

стижения реальной прозрачности финансовой отчетности) необходима соответствующая корректировка существующих правил бухгалтерского учета и положений Банка России.

В настоящее время РПБУ и составленная на их основе финансовая отчетность отличаются от стандартов учета и отчетности, принятых в международной практике. Базовые отличия (например, принцип приоритета экономического содержания операции над формой ее отражения, консервативный подход при оценке рисков и т. д.) могут в значительной степени повлиять на финансовые показатели деятельности банка, определяемые по МСФО. Это позволяет банкам, составляющим отчетность в соответствии с международными стандартами, проанализировать свою деятельность с несколько иных позиций и выявить определенные проблемы (или преимущества), которые далеко не всегда очевидны при анализе отчетности, составленной с применением РПБУ.

Данные отчетности, составленной в соответствии с МСФО, действительно позволяют выяснить реальное финансовое положение банка при условии, что эта финансовая отчетность составляется в строгом соответствии с принятыми стандартами.

Одной из серьезных проблем перехода банков на МСФО является проблема представления ими достоверной информации о своем финансовом состоянии. Дело в том, что для успешного перехода на МСФО финансовую отчетность в соответствии с требованиями этих стандартов хозяйствующему субъекту рекомендуется составлять не менее двух лет.

Следует отметить, что сотрудничество банков с международными аудиторскими компаниями в деле составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО явилось чрезвычайно полезным для банков, поскольку на основании такой отчетности можно было увидеть, что тому или иному банку, например, не хватает капитала, или его активы характеризуются как «плохие». Таким образом, в процессе перехода на МСФО у банков появляется возможность улучшить свои показатели и снизить риск, связанный с расходами. Банки, составляющие отчетность в соответствии с международными стандартами, имеют возможность проанализировать свою деятельность с других позиций и выявить определенные проблемы (или преимущества), которые

далеко не всегда очевидны при анализе российской отчетности.

Международные стандарты, разрабатываемые КМСФО, признаны во всем мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности банков. Базельский комитет высказался за скорейшее и полное принятие МСФО в банков-

ском секторе, оказав значительную поддержку Комитету. Как отметили министры финансов стран «большой семерки» в своем обращении к Базельскому комитету, «стандарты, разрабатываемые КМСФО, позволяют повысить степень прозрачности и открытости экономической деятельности государств, международных финансовых институтов и предприятий».

Продолжение следует

Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и кредит»

Мы гарантируем Вам:

S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S Самые низкие цены

S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@financepress.ru

(495) 621-72-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.