Научная статья на тему 'Особенности развития банковского сектора российской Федерации в связи с переходом на МСФО'

Особенности развития банковского сектора российской Федерации в связи с переходом на МСФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворов А. В.

В статье раскрываются предпосылки перехода на МСФО, их методологические особенности, дается углубленная характеристика текущего состояния российской банковской системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития банковского сектора российской Федерации в связи с переходом на МСФО»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА МСФО

A.B. Суворов,

кандидат экономических наук

ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА НА МСФО

Важнейшей предпосылкой повышения эффективности регулирования и банковского надзора является переход на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Переход кредитных организаций на МСФО определяет меры организационно-правового характера, необходимые для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. Прежде всего, необходимы изменения нормативной базы, организации бухгалтерского и управленческого учета, разработка, апробация и внедрение новых программных комплексов, обучение и переподготовка бухгалтерских, управленческих и аудиторских кадров, а также специалистов банковского надзора. Решение данной задачи предполагает принятие Федерального закона «О бухгалтерском учете» в новой редакции и внесение определенных поправок в налоговое законодательство, которые должны создать возможности для практического внедрения учетных принципов, основанных на международных стандартах финансовой отчетности.

Следует отметить, что проблема качества финансовой информации остается по-прежнему актуальной для российской экономики. Финансовые отчеты, которые составляются по действующим в Российской Федерации правилам (во многом сохраняющимся со времен плановой экономики), в значительной степени не подходят для принятия эффективных экономических решений и не соответствуют общепринятым критериям раскрытия информации в условиях рыночной экономики. Непрозрачность экономики в целом и каждого хозяйствующего субъекта в частности, препятствует осуществлению инвестиций в реальный сектор и доступу российских экономических агентов на международные рынки капитала, развитию финансовой системы и, как следствие, экономическому росту в целом.

Что касается банковского сектора, то, прежде всего, невозможно установление полноценных корреспондентских отношений с зарубежными банками без представления финансовой отчетности, составленной в соответствии с официально признанными в мире стандартами, каковыми являются МСФО, или общепризнанными стандартами бухгалтерского учета в США - GAAP. Привлечение капитала на фондовый рынок сдерживается недостатком и сомнительной достоверностью информации об эмитентах.

Кроме того, происходящие процессы глобализации мировой экономики делают необходимой выработку единых принципов составления финансовой отчетности во всех странах, участвующих в интеграции. Международные стандарты финансовой отчетности уже получили официальное признание в качестве будущих глобальных стандартов. Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ США), которая принимает самое непосредственное участие в реорганизации Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), активно выступает за объединение двух систем бухгалтерского учета: GAAP США и МСФО. Международная организация комиссий по ценным бумагам (МОКЦБ) приняла решение рекомендовать применение МСФО в качестве одного из условий прохождения процедуры листинга на международных фондовых биржах и уже пред-приняларяд шагов в этом направлении.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МСФО

Международные стандарты финансовой отчетности, по сути, являются единственно возможной и правильной методологией отражения финансового состояния любого хозяйствующего

субъекта. Для банковской отчетности это представляется особенно важным, так как только показатели баланса, подготовленные в соответствии с МСФО, могут использоваться для расчета нормативов достаточности капитала и, соответственно, определения реального риска, который принимают на себя вкладчики банка.

Важным методологическим моментом использования МСФО является отражение доходов и расходов по методу начислений. Чистый процентный доход является значимой статьей банковских доходов. Его точное определение, выявление показателей, которые влияют на его изменения, прогноз и управление процентным доходом, являются необходимыми элементами управления активами и пассивами банка и контроля рисков.

При этом данные отчетности, составленной в соответствии с МСФО, позволяют выяснить реальное финансовое положение банка, но только в том случае, если эта отчетность подготовлена профессионально и достоверно.

Следует отметить, что применение управленческой отчетности в соответствии с МСФО уже существенно повысило качество управленческих решений в тех банках, которые составляют свою отчетность по международным стандартам.

В то же время отличие при применении подходов МСФО для оценки качества кредитного портфеля, выражающееся в отсутствии каких-либо четко установленных критериев, оказывает определенное влияние на деятельность кредитных организаций, которое вряд ли можно считать положительным. Так, в соответствии с МСФО 30 банки должны признавать в качестве расхода и вычитать из общей балансовой суммы ссуд и кредитов суммы потенциальных убытков, которые не были конкретно установлены, но о наличии которых в портфеле ссуд и кредитов свидетельствует предыдущий опыт.

Оценка убытков в отчетном периоде зависит от решения руководства. Важно, чтобы оно применяло свои оценки последовательно из периода в период.

При оценке кредитного портфеля, например, применяется более консервативный подход, чем рекомендованный Банком России. Оценка качества кредитного портфеля осуществляется независимым подразделением (отделом контроля кредитных рисков) на основе рейтинга заемщика. Используется как рейтинг, полученный заемщиком при выдаче кредита, так и результаты анали-

за обслуживания заемщиком задолженности и данные его финансовой отчетности (как официальной, так и управленческой).

На основе использования данных отчетности, составленной в соответствии с МСФО, в банке готовится обширный перечень управленческой отчетности для его руководства, включая управленческие отчеты верхнего и нижнего уровней. Данную отчетность на ежемесячной основе получают члены Совета директоров банка, председатель правления и главный бухгалтер. Такая отчетность включает:

1) активы (на конец периода и средние за период);

2) статистические данные по кредитному портфелю (профиль заемщиков, сроки погашения, виды кредитов и др.);

3) информацию о распределении кредитов по группам риска;

данные по капиталу банка и обязательствам (на конец отчетного периода и средние за период); сведения о профиле депозитов и о крупнейших депозитах;

6) отчет о прибылях и убытках;

7) данные о доходах на активы и капитал, определяющие прибыльность банка; отчет о движении денежных средств; информацию о финансовых результатах, представленную в виде резюме.

На основании данных отчетности, составленной в соответствии с МСФО, рассчитываются различные коэффициенты, которые отражаются в информации о финансовых результатах деятельности банка. Они помогают понять тенденции развития банка и принимать адекватные управленческие решения. Например, по данным МСФО рассчитываются следующие коэффициенты:

♦ соотношение депозитов и активов;

♦ соотношение капитала и активов;

♦ соотношение обязательств и активов;

♦ соотношение чистого процентного дохода и средних активов;

♦ ROE (pre-tax);

♦ ROA (pre-tax);

♦ ROE(post-tax);

♦ ROA(post-tax);

♦ соотношение фонда оплаты труда и операционного дохода;

♦ соотношение просроченных кредитов и остальных кредитов, выданных банком;

♦ соотношение безнадежных кредитов и остальных кредитов, выданных банком;

♦ соотношение между созданными резервами и

остальными кредитами, выданными банком;

♦ соотношение кредитов и депозитов и т.д.

Как показывает практика, анализ полученных коэффициентов имеет смысл только в тех случаях, когда эти коэффициенты получены на основании данных, содержащихся в отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

Благодаря применению МСФО, в банке создается четко построенная система управленческой отчетности, а также системы контроля и управления рисками (что является весьма важным для международных финансовых организаций), которая, наряду с другими положительными факторами, способствует повышению кредитного рейтинга банка. Такая система учета, как правило, получает высокую оценку Международной финансовой корпорации (МФК), которая прежде, чем предоставить банку гарантию, например, по облигационному займу на ту или иную сумму, проводит предварительное обследование банка. Это позволяет банку провести успешное размещение своих облигаций среди инвесторов.

В целом, проблему перехода российской банковской системы на МСФО можно разбить на две составляющие. В первой составляющей, очевидно, будет затронута только отчетность. Поэтому для внедрения международных стандартов понадобятся квалифицированные кадры и новое программное обеспечение. В этом случае переход на отчетность по МСФО в 2004 г. представляется вполне реальным.

Во второй составляющей проблемы речь идет о ведении учета в соответствии с МСФО, что, по сути дела, и будет являться реальным переходом банков на МСФО. Здесь потребуются большие материальные и временные затраты. Прежде всего, необходимы новые инструкции как по бухгалтерскому учету, так и по организации надзора. Кроме того, фирмы-разработчики банковского программного обеспечения должны переработать свои системы под новые требования. Этот процесс вряд ли будет завершен к концу 2004 г.

ХАРАКТЕРИСТИКАТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Опережающие темпы роста российской экономики нашли свое отражение и в характере развития банковского сектора. Характерной особенностью развития банковской системы стал рост

кредитов банков предприятиям и организациям, а также значительное увеличение темпов роста кредитов физическим лицам. Если в предыдущем году среднемесячные темпы прироста банковских кредитов предприятиям и организациям составляли 2,6%, то в начале текущего года они уже составляли порядка 3,0%. Еще более позитивная динамика наблюдается в отношении кредитов банков населению. Так, среднемесячные темпы роста кредитов банков физическим лицам составили в 2003 г. 3,5%, вто время как за текущий период 2004 г. среднемесячные темпы роста данного вида банковских операций увеличились до 4,5%. Такая динамика объясняется устойчивым ростом реальных располагаемых доходов населения и расширением доверия к рынку потребительского кредитования.

Расширение рынка кредитования предприятий и организаций обусловлено, в свою очередь, позитивной динамикой промышленного производства и сохранением в целом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Повышение уровня монетизации российской экономики и рост ликвидности банковской системы обеспечили достаточно высокие темпы прироста совокупных банковских активов: в ян-варе-феврале 2004 г. совокупные активы банковского сектора увеличились на 5,1% (до 5 883,9 100% -р—---------

80% ■ 60% ■

— — — — счгчгчгчтгптг^^ ооооооооооооо ■ ■ооооооооооо

К О — "=Г К О —тГ К О —

З^О — ООО — ООО — О

О Прочие требования

□ Требования к реальному сектору

Щ Требования к органам госуправления ■ Иностранные активы

□ Резервы

Структурасовокупныхактивовбанковскойсистемы, %

1 Предварительная оценка.

млрд руб.1)- За аналогичный период 2003 г. увеличение данного показателя составило 6,7%, а в IV квартале 2003 г. — 7,1%. Замедление темпов роста активов банковской системы объясняется эффектом базы — в абсолютном выражении прирост активов банковского сектора в январе-феврале 2004 г. значительно превысил показатели аналогичного периода 2003 г. (283,2 млрд руб. против 190,7 млрд руб.).

Доля требований к реальному сектору экономики2 в структуре банковских активов в янва-ре-феврале 2004 г. увеличилась до 55,4% (см. рис.), что стало возможным благодаря сохранению высокой активности банков в секторе потребительского кредитования. Среднемесячные темпы прироста данной статьи активов составили в рассматриваемом периоде 2,7%.

В начале текущего года сохранилась тенденция к увеличению доли кредитов населению в общем кредитном портфеле банков, которая возросла на 0,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако, доля кредитов, выданных корпоративным клиентам за этот период, сократилась на 1,2%.

Характерной особенностью развития активных операций банков стало постепенное сближение темпов прироста рублевых и валютных кредитов, предоставленных как физическим, так и юридическим лицам, что во многом было обусловлено реальным укреплением рубля. Так, объем рублевых кредитов предприятиям и организациям вырос по итогам 2003 г. на 46%, а валютных на 36,4%. Объем рублевых кредитов, предоставленных населению, увеличился по итогам 2003 г. в 2,1 раза, а валютных - в 2,03 раза.

В начале 2004 г. наиболее высокими темпами росли резервы банков, которые увеличились приблизительно на 9,9%. Доля данного вида активов в общей структуре банковских активов возросла до 16,0%. Рост банковских резервов в начале текущего года был обусловлен расширением денежного предложения на фоне быстрого снижения общего уровня процентных ставок на всех сегментах рынка. В этих условиях банки были вынуждены размещать привлеченные средства на счетах и депозитах Банка России.

В начале 2004 г. в совокупных активах российских банков произошло существенное сниже-

2 Требования к нефинансовым частным предприятиям и населению.

ние (на 7%) по статье «Иностранные активы». Сохранение относительно низкого уровня процентных ставок на мировых финансовых рынках, а также продолжающееся реальное укрепление курса рубля, делают малопривлекательными для российских банков вложения в иностранные активы. Снижение абсолютного объема иностранных активов составило в январе-феврале текущего года 0,82 млрд дол. США.

Прирост денежных средств по статье «Требования к органам госуправления» за четыре месяца текущего года составил 0,7 %, при этом доля этой статьи в совокупных активах банковской системы снизилась до 14,2%. В начале текущего года увеличение активности банков на рынке государственного внутреннего долга было умеренным. В то же время в структуре статьи «Требования к органам госуправления» объемы вложений банков в долговые обязательства субъектов Российской Федерации несколько возросли, хотя их доля остается весьма ограниченной. Так, например, за январь-февраль 2004 г. требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления выросли в относительном выражении на 17,6%, а их доля в структуре статьи «Требования к органам госуправления» возросла с 13,3% до 15,5%.

Основным ресурсом роста пассивов банковской системы в 2003 г. и в I квартале 2004 г. стали частные сбережения. В их структуре повышается доля «длинных» депозитов.

В начале 2004 г. обозначилась тенденция к ускорению темпов прироста рублевых депозитов населения и сокращению валютных депозитов. Так, в январе 2004 г. прирост рублевых вкладов населения составил 6,1 %, в то время как валютные депозиты населения сократились на 4,7%. На фоне реального укрепления курса рубля в 2003 г. прирост рублевых депозитов населения составил 65,7%, в то время как объем валютных вкладов вырос на 17,0%.

Начало 2004 г. было отмечено сокращением депозитов предприятий и организаций как в рублях, так и в иностранной валюте. В январе валютные депозиты предприятий и организаций сократились на 2,5%, рублевые — на 5,2%. Кроме того, в I квартале текущего года произошло сокращение средств юридических лиц на расчетных и текущих счетах в банках.

Сокращение средств корпоративных клиентов в пассивах банковской системы обусловливается, по-видимому, сезонными факторами, характерными для начала года, когда деловая активность предприятий снижается, а средства со счетов предприятий выплачиваются населению в виде зарплат и премий.

В настоящее время сохраняются достаточно высокие темпы роста кредитов(наиболее активный рост наблюдается на рынке потребительского кредитования), что обусловлено увеличением объемов основных видов пассивов и сроками, на которые привлекаются средства. На фоне снижения ставок по активным операциям банки расширяют объемы кредитных операций, что приводит к увеличению рисков, принимаемых ими на себя. Вероятность роста просроченной задолженности в текущем году значительно возрастает.

ПОРЯДОК ПЕРЕХОДА НА МСФО

В целях разработки методологической базы перехода на МСФО по инициативе Банка России был создан Комитет по внедрению международных стандартов учета и отчетности. В его состав вошли представители департаментов Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ и законодательных органов. Комитет призван решать все вопросы, связанные с внесением изменений в «Закон о бухгалтерском учете» и в «Налоговый кодекс» в целях адаптации данных законодательных документов к условиям ведения учета по международным стандартам.

Целый ряд инструктивных материалов для российских банков по переходу на МСФО уже подготовлен Банком России, а некоторые из них прошли экспертизу в Комитете по международным стандартам финансовой отчетности. Для Центрального Банка РФ получение одобрения со стороны КМСФО является принципиальным вопросом. Такое одобрение позволит в последующем избежать претензий со стороны международных организаций в несовпадении новых условий ведения учета с МСФО, причем, в первую очередь, необходимо обеспечить единство используемого при подготовке отчетности понятийного аппарата.

Комитет по внедрению международных стандартов учета и отчетности предполагал, что отчетность банков в соответствии с МСФО, готовящаяся методом трансформации, будет составляться в период с 1 января 2004 г. по июнь 2004 г. Первый отчет будет использован для анализа правильнос-

ти составления отчетности через полгода. То же самое будет сделано за 9 месяцев. А за весь 2004 г. отчетность уже будет представлена аудиторам, которым предстоит дать заключение о правильности составления годовой отчетности и ее соответствии требованиям МСФО. После этого в течение 2005 г. отчетность будет составляться параллельно: в соответствии с МСФО и Российскими правилами бухгалтерского учета (РПБУ). Предполагалось, что в указанный период банки, которые выявят недостатки в своей отчетности и в структуре баланса, будут иметь возможность их устранить и реструктурировать свои балансы. Однако, уже сегодня в силу целого ряда объективных причин произошли некоторые изменения в намеченных сроках перехода банков на МСФО. По заявлению представителей Центрального Банка РФ, российские банки должны подготовить отчетность в соответствии с международными стандартами 1 октября 2004 г.

Следует отметить, что в период с 2004 по 2006 гг. важным направлением работы станет использование банковской отчетности, составленной в соответствии с МСФО, для целей банковского надзора в соответствии с Базельскими принципами.

ОПЫТ БАНКОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ОТЧЕТНОСТЬ ПО МСФО

В России к началу текущего года отчетность по МСФО составляли около 120 банков. Фактически эти банки охватывали 70% активов всего банковского сектора и капитала, причем, для проверки составленной отчетности требованиям МСФО эти банки привлекали международные аудиторские компании. Как показывает опыт, банки высоко оценивают помощь аудиторов этих компаний в области независимого анализа внутрибанковских процессов и процедур. За время работы по подготовке составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО банки, как правило, получают целый ряд отчетов и рекомендаций по совершенствованию отдельных сфер управления (таких, например, как оптимизация организационной структуры банка, совершенствование управления филиальной сетью, развитие системы внутреннего контроля, безопасность и совершенствование информационных технологий, оптимизация клиентской политики). Кроме того, у персонала банков появилась возможность повысить квалификацию за счет изучения МСФО и методов составления отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов.

Несмотря на то, что базовый принцип МСФО - принцип приоритета содержания над формой - использовался банками при составлении управленческой отчетности и принятии решений и до момента составления отчетности в соответствии с МСФО, ценность опыта работы с международными аудиторскими компаниями трудно переоценить. Вместе с тем, следует признать, что для достижения реального эффекта от перехода банковской системы РФ на МСФО (в первую очередь, для достижения прозрачности финансовой отчетности) необходимо определенным образом изменить существующие Правила бухгалтерского учета и положения Банка России (что и происходит в настоящее время), определяющие порядок формирования специальных резервов. Прежде всего, это касается формирования резервов под возможные потери по ссудам. Кроме того, следует урегулировать отдельные вопросы налогового законодательства.

В частности, для устранения наиболее серьезных расхождений Правил бухгалтерского учета с МСФО необходимо ввести учет доходов и расходов по методу начислений, доработать правила учета ценных бумаг, а также правила учета имущества и начисления амортизации.

Гораздо более серьезной проблемой, с которой сталкиваются банки при составлении отчетности по МСФО, является проблема несоответствия некоторых подходов, заложенных в Налоговом кодексе РФ, принципам международных стандартов. В частности, МСФО предполагают весьма консервативный подход к формированию банками специальных резервов и оценке получаемой прибыли. Напомним, что, согласно МСФО, доход может признаваться только в том случае, если он реально получен или нет никаких сомнений в том, что он будет получен в будущем. В то же время налоговое законодательство РФ стоит на позициях чрезмерного оптимизма в отношении будущих доходов (с 2002 г. в расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль принимаются наращенные проценты к получению по ссудам, выданным банками). Кроме того, в соответствии с действующим налоговым законодательством в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не включается существенная часть формируемых банками специальных резервов, а именно: резервов на потери по ссудам первой группы риска. Определенные расхождения с принципами МСФО наблюдаются также в законодательно установленных правилах амортизации.

При наличии таких расхождений налогового законодательства с РПБУ и принципами МСФО отчетность по международным стандартам будет являться лишь еще одним видом внешней отчетности банков. Здесь все будет зависеть от позиции Банка России и аудиторских компаний, использующих собственные методологии проверки отчетности на предмет соответствия МСФО. Тем не менее, ни у кого не вызывает сомнений, что перевод банковской системы РФ на международные стандарты является необходимым шагом в деле интеграции России в международное экономическое сообщество, формирования чувства доверия у зарубежных инвесторов к российским финансовым институтам. Тем более, что в последнее время достигнут целый ряд основополагающих соглашений по поводу вступления России в ВТО. В этом смысле такой переход, безусловно, соответствует государственным интересам страны.

Следует подчеркнуть, что сотрудничество банков с международными аудиторскими компаниями в деле составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО является чрезвычайно полезным для банков, поскольку на основании такой отчетности можно увидеть, что тому или иному банку, например, не хватает капитала или его активы характеризуются как «плохие». Таким образом, в процессе перехода на МСФО у банков появляется возможность улучшить свои показатели и снизить риск, связанный с расходами. Банки, составляющие отчетность в соответствии с международными стандартами, имеют возможность проанализировать свою деятельность с других позиций и выявить определенные проблемы (или преимущества), которые далеко не всегда очевидны при анализе российской отчетности.

В заключение следует подчеркнуть, что международные стандарты, разрабатываемые Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, признаны во всем мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельности банков. Базельский комитет высказался за скорейшее и полное принятие МСФО в банковском секторе, оказав значительную поддержку Комитету. Как отметили министры финансов стран «большой семерки» в своем обращении к Базельскому комитету, «стандарты, разрабатываемые КМСФО, позволяют повысить степень прозрачности и открытости экономической деятельности государств, международных финансовых институтов и предприятий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.