Научная статья на тему 'Российские коммерческие банки: к вопросу об инструментарии обеспечения конкурентоспособности'

Российские коммерческие банки: к вопросу об инструментарии обеспечения конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ БАНКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УРОВНИ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИНСТРУМЕНТЫ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / RUSSIAN BANKS / COMPETITIVENESS / LEVELS OF THE COMPETITIVE RELATIONS / TOOLS / COMPETITIVENESS FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степичева Ольга Александровна, Юрина Елена Александровна

предлагаемой статье дано определение понятия «конкурентоспособность банка», выделены три основных уровня конкурентных отношений, а также показатели и факторы, их определяющие. Предложены меры по повышению конкурентоспособности российских банков не только на национальном, но и на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN COMMERCIAL BANKS: TO THE ISSUE ABOUT TOOLS OF ENSURING COMPETITIVENESS

In this article concept definition «competitiveness of bank» is made, three main levels of the competitive relations, and also indicators and factors, which define them, are allocated. Measures for increase of competitiveness of the Russian banks not only at national, but also at the world market are offered

Текст научной работы на тему «Российские коммерческие банки: к вопросу об инструментарии обеспечения конкурентоспособности»

РОССИЙСКИЕ КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ: К ВОПРОСУ ОБ ИНСТРУМЕНТАРИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

О. А. СТЕПИЧЕВА, Е. А. ЮРИНА

В предлагаемой статье дано определение понятия «конкурентоспособность банка», выделены три основных уровня конкурентных отношений, а также показатели и факторы, их определяющие. Предложены меры по повышению конкурентоспособности российских банков не только на национальном, но и на мировом рынке.

Ключевые слова: российские банки, конкурентоспособность, уровни конкурентных отношений, инструменты, факторы конкурентоспособности.

Трансформация российского банковского рынка из рынка продавца в рынок покупателя (клиента), усиление интенсивности конкуренции на банковском рынке, в том числе с иностранными кредитными организациями, повышение финансовых потребностей клиентов приводят к необходимости применения новых инструментов управления и рычагов повышения конкурентоспособности банков. Без этого становится невозможным достижение цели банковского предпринимательства — стабильного получения прибыли при обеспечении долговременного и устойчивого положения на рынке, т. е. его конкурентоспособности.

На современном этапе социально-экономического и политического развития российского общества усложнилось развитие банковской сферы, появились новые источники и области конкуренции, расширился спектр конкурентных преимуществ. На банковскую конкуренцию большое воздействие оказывает глобализация мировой экономики - расширение масштабов участия российских банков в международном разделении труда, усиление межстрановой трудовой миграции, либерализация трансграничного движения капиталов, стимулирующие государство к повышению конкурентоспособности важнейшего финансового института страны. Актуализирует конкурентную составляющую в деятельности банков, ожидание скорейшего вступления России в ВТО.

Банковский сектор экономики после кризисных событий 2008 г. претерпел значительные изменения, характеризующиеся глобализацией финансовых рынков, консолидацией финансового сектора. В результате чего имеет место сокращение числа банков, их слияние и поглощение, кон-

центрация банковского капитала, расширение сферы бизнеса банков, интернационализация банковской деятельности, расширение предложения небанковских продуктов и услуг. Что повышает значимость исследования проблемы роста конкурентных преимуществ российских банков как на внутреннем, так и внешних рынках.

Обобщая теоретические подходы к понятию «конкурентоспособность банка», можно констатировать, что его сущность заключается в эффективной реализации потенциальных и реальных возможностей банка по созданию конкурентоспособных продуктов и оказанию услуг, формированию имиджа устойчивого и надежного банка, адекватно отвечающего современным требованиям клиентов. Рассматривая конкурентоспособность банка на международном уровне, необходимо помнить о таком критерии, как способность банка эффективно использовать свои возможности и противостоять опасностям глобализирующихся рынков для обеспечения потребностей национальной экономики в финансовых ресурсах [3]. Это обусловлено тем, что банк надо рассматривать как элемент финансово-банковской системы, обеспечивающей динамичное и эффективное развитие экономики страны. В этом случае важно, чтобы банк соответствовал международным требованиям ведения бизнеса, управления активами и обладал всеми возможностями, в том числе техническими, для участия в международных финансово-банковских операциях.

Следовательно, все многообразие возникающих конкурентных отношений в банковской системе можно рассматривать на следующих уровнях (табл. 1).

Таблица 1

Уровни конкурентоспособности в банковской системе

На микроуровне банковской системы конкурентоспособность может рассматриваться в трех направлениях:

— функциональная - разные банковские продукты и услуги удовлетворяют одну и ту же потребность;

— видовая - банковский продукт или услуга с определенными потребительскими качествами удовлетворяет потребность;

— межбанковская - преимущество на рынке имеет тот банк, который своими услугами привлек внимание потенциальных потребителей.

Под мезоконкурентоспособностью в банковской системе следует понимать эффективность работы банковских групп, оцениваемую помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данных групп и описывающим степень их надежности и динамичности при различных вариантах развития экономики России и мировой финансовой системы. При этом банковская группа может включать и банки с низкой микроконкурентоспособностью, используя при этом их имеющиеся конкурентные преимущества по отдельным направлениям.

Решение проблем макроконкурентоспособности отличается особой сложностью, обусловленной масштабностью и многосторонностью национальной банковской системы. Под макроконкурентоспособностью понимается эффективность национальной банковской системы России.

Из данных определений следует, что кредитная организация, решая задачу повышения собственной конкурентоспособности, должна перейти на качественно новый уровень развития. Для этого необходимо обеспечить перестройку внутри-

банковских процессов и усовершенствовать подходы к построению систем корпоративного и внутреннего контроля, управления рисками.

В качестве главных направлений конкуренции традиционно выступают капитализация, освоение новых сегментов банковского рынка, усиление трансформации сбережений, профессионализм кадров, совершенствование управленческой деятельности и банковских технологий в целях снижения трансакционных издержек и повышения качества оказываемых услуг.

Известно, что фактором, увеличивающим конкурентоспособность банка, является улучшение показателей рентабельности его деятельности. Один из путей решения данной задачи - уменьшить расходы на составление отчетности. Количество отчетных форм, по каждой из которых существуют жесткие сроки их представления в Банк России и другие контролирующие органы, постоянно растет, их получением в крупном банке, как правило, занимается одно или несколько штатных подразделений. На текущий момент увеличилось не только количество отчетных форм, но и ужесточились сроки их предоставления. Сбор и обработка информации для подготовки консолидированной отчетности - это типичная задача, которую необходимо решить каждому многофилиальному банку.

Стоит учитывать, что с изменением экономической ситуации в стране должно корректироваться содержание государственного регулирования конкуренции посредством расширения рамок взаимодействия государства и банков, которое включает: усиление контроля за теневым оборотом капитала; совершенствование системы обязательного страхования вкладов физических лиц; обеспечение транспарентности деятельности банков; активизацию деятельности бюро кредитных историй.

Отметим и влияние банков с государственным участием на конкурентные отношения в банковском секторе. События последних четырех лет показали, что доминирование государственных банков тормозит развитие конкуренции в банковской сфере, в то время как уход государства из капитала банков лишает государство важных рычагов проведения своей политики как в банковской сфере, так и в других сферах.

Важным инструментом развития конкурентоспособности является использование унифицированных технологий предоставления услуги клиенту независимо от того, каким подразделением банка она предоставляется. Это наиболее эффективно позволяет удовлетворить потребности крупных корпоративных клиентов, а также обеспечить обслуживание массового сегмента роз-

Уровень Объект Факторы, определяющие конкурентоспособность

Микроуровень Вид банковских продуктов и услуг Качество банковского продукта, услуги, цены

Банк в целом Надежность и стабильность банка

Мезоуровень Объединения банков (ассоциации, холдинги, группы) Устойчивое улучшение показателей эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов

Макроуровень Национальная банковская система в целом Общее состояние банковской системы, ее сбалансированность, инвестиционный климат, кредитная политика и т. п.

ничных клиентов. Использование интегрированной системы позволяет организовать работу по принципу «сквозного обслуживания», когда клиент, обращаясь в любой офис банка, имеет возможность воспользоваться одним и тем же набором услуг, и по принципу «единого окна», когда все виды услуг могут быть оказаны в комплексе. Это является важным конкурентным преимуществом для банка [1].

Одним из важнейших составляющих успеха банка в современной экономике является комплексное развитие системы финансового менеджмента и, в частности, совершенствование модулей, связанных с управлением риском. Возможность для банка применять более продвинутые подходы к оценке кредитного риска становится существенным фактором обеспечения его конкурентоспособности.

Отечественная и зарубежная прикладная экономическая наука предлагает целый набор управленческих технологий, дающих возможность осуществлять построение системы риск-менеджмента, обеспечивающей оценку уровня риска как в оперативно-тактическом плане, так и в стратегической перспективе, а также управление уровнем риска.

На данном этапе предлагается следующая система оценки риска банка: оценка совокупного риска (анализ технологического и операционного риска; анализ рыночного, ценового, процентного и кредитного рисков, риска ликвидности; анализ риска совершения стратегических ошибок); оценка кредитного риска; оценка ценового, фондового и валютного риска; оценка процентного риска; оценка риска потери ликвидности; оценка риска неоптимального управления портфелем ценных бумаг.

Взвешивание отдельных рисков с учетом оценки возможности одновременного наступления различных событий позволяет пересчитать совокупный риск и сократить размер создаваемых резервов.

Одним из эффективных инструментов управления банком является стратегический маркетинг, который включает стратегическое планирование деятельности и нахождение путей роста конкурентоспособности. Анализ и оценка конкурентоспособности банка в сравнении с конкурентами предоставляют необходимые данные для стратегического планирования и дают возможность разработать эффективную конкурентную стратегию, повышающую уровень конкурентоспособности [2].

Формирование предложения банковских услуг возможно и за счет развития института финансового посредничества. Одной из перспективных форм развития института финансового посредничества является усиление позиций кредит-

ных кооперативов. Данный вид парабанковских учреждений может способствовать решению проблемы кредитования конечных сельхоз производителей, являющихся типичными представителями малого бизнеса и работающих в секторе экономики, подверженном высокому риску.

Кредитные кооперативы являются достаточно распространенным видом института, выполняющего функции финансового посредника. Основной задачей их деятельности является формирование удобной и понятной потребителю, в первую очередь мелкому сельхозпроизводителю, системы доступа к кредитным ресурсам. В России функционирует всего около 600 кредитных кооперативов и они сосредоточены в основном на юге страны. Стимулирование создания и упрощение процедуры регистрации обществ взаимного кредитования и касс взаимопомощи будет стимулировать процесс формирования цивилизованного рынка финансирования мелких сельхозпроизводителей.

Конкурентоспособность во многом определяется возможностью не только следовать за рынком, но и во многом предсказывать направления его развития. Одними из потенциально важных направлений в настоящее время являются prívate banking (банковское обслуживание состоятельных частных клиентов) и asset management (управление активами). По мере стабильного развития экономики в обществе сокращается страх перед финансовыми вложениями, и на первый план выходит потребность в извлечении повышенного дохода. К вложениям в более рискованные финансовые инструменты, как показывает практика, готова незначительная часть клиентуры.

Конкурентоспособность банковской системы заключается не только в возможности удовлетворения постоянно возрастающих потребностей экономики, но и в стимулировании спроса на высокотехнологичные услуги, предлагаемые банками, такие как организация синдицированного финансирования. В отечественной финансовой практике синдицированное финансирование при всех его осязаемых преимуществах, связанных с минимизацией рисков участников синдиката, не имеет в настоящее время широкого распространения из-за опасений участников рынка, что вовлечение большого числа операторов рынка для финансирования их крупных клиентов приведет к установлению сепаратных отношений между заемщиком и участниками синдиката. Вместе с тем, по мере развития информационной среды и унификации стандартов деятельности рынок кредитных ресурсов становится более открытым, в связи с чем финансовые институты вынуждены на-

чинать активное формирование кредитных пулов. Пионерами в этой деятельности являются представители крупнейших отечественных финансовых институтов, таких как Внешторгбанк и ЮниКредит Банк (бывший Международный Московский Банк). Постепенно накапливает опыт и ряд небольших по размеру банков.

Наилучшие перспективы бизнеса существуют у небольших региональных финансовых институтах. Они обладают, как правило, достаточно сильными позициями на региональном рынке и имеют устойчивую поддержку со стороны местных администраций и бизнес-элит. Это отражается в более устойчивых финансовых показателях. Одной из перспективных форм повышения конкурентоспособности банков является сочетание инвестиционных продуктов с другими банковскими программами. Развитие инвестиционной составляющей может предоставить возможность извлечения дополнительного дохода от традиционных банковских продуктов. Так, одной из наиболее перспективных форм инвестиционного финансирования, которая уже используется ведущими отечественными банками, является «мезонин финанс» — сочетание кредитов, выдаваемых компаниям-клиентам банка с приобретением долей в данных бизнесах и предоставлением возможности обратного опционного выкупа, что позволяет не только улучшить контроль деятельности заемщика, но и повысить общую доходность вложений.

Рассматривая проблему повышения конкурентоспособности банков, нельзя не остановиться на инновациях, которые так активно и массово обсуждают теоретики и практики всех сфер деятельности страны, поскольку это вектор модернизации всей экономики России.

Внедрение инноваций - основа конкурентной стратегии банка по различным сферам внедрения (рынки, клиентские группы, каналы сбыта, технологии и т. д.). Они формируют портфель инвестиционных проектов, содействуют органическому развитию банка, максимизируют возможности существующих бизнесов и организуют новые, увеличивают доходы.

Следует отметить, что в ведущих зарубежных банках за последнее десятилетие создана эффективная система управления и стратегического планирования инновационной деятельности для повышения гибкости и адаптивности бизнеса. Например, программа «Дух инноваций» французского банка BNP Paribas нацелена на то, чтобы инновации вошли в число важнейших активов банковской индустрии, в которой исследования и разработки начинают играть не меньшую роль, чем в других отраслях экономики. В Royal Bank of Canada созданы инновационные советы для разработки, внедрения стратегий и оценки их результативности [4].

Литература

1. Грушко А. Инструменты повышения конкурентоспособности многофилиального банка // Аналитический банковский журнал. 2005. № 7.

2. Петрищева Т. С. Конкурентоспособность коммерческого банка и его продуктов: анализ и оценка: автореф. ... канд. эконом. наук. СПб., 2005.

3. Рабинович И. В. Развитие международной деятельности российских банков как необходимое условие повышения их международной конкурентоспособности в условиях глобализации. URL:http: //www.e-rej.ru

4. Смовженко Т. С., Егорычева С. Б. Инновационные стратегии зарубежных банков, 2010. URL: http://finanal.ru

* * *

RUSSIAN COMMERCIAL BANKS: TO THE ISSUE ABOUT TOOLS OF ENSURING COMPETITIVENESS

O. A. Stepicheva, Ye. A. Yurina

In this article concept definition «competitiveness of bank» is made, three main levels of the competitive relations, and also indicators and factors, which define them, are allocated. Measures for increase of competitiveness of the Russian banks not only at national, but also at the world market are offered.

Key words: Russian banks, competitiveness, levels of the competitive relations, tools, competitiveness factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.