Научная статья на тему 'Мозговой штурм как метод активного обучения'

Мозговой штурм как метод активного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8546
1167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА / МОЗГОВОЙ ШТУРМ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Александра Платоновна

В статье рассмотрены теоретические основы мозгового штурма как метода активного обучения, изучены этапы занятия, проводимого для студентов с использованием данного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мозговой штурм как метод активного обучения»

МОЗГОВОЙ ШТУРМ КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Неустроева А.П.

Неустроева Александра Платоновна - студент, кафедра социальной педагогики, педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические основы мозгового штурма как метода активного обучения, изучены этапы занятия, проводимого для студентов с использованием данного метода.

Ключевые слова: активный метод обучения, метод мозгового штурма, мозговой штурм, студент.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм) - один из методов активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы.

Особенностью метода мозгового штурма является коллективная мыслительная деятельность по генерированию новых идей для решения научных и практических проблем посредством свободного выражения мнения всеми участниками, поиску нетрадиционных путей их реализации [1].

В процессе использования данного метода достигаются следующие педагогические задачи:

• активное усвоение учебного материала обучающимися;

• связь теории с практикой;

• формирование опыта творческой деятельности по решению нестандартных задач и проблем;

• стимулирование познавательной деятельности и интереса обучающихся;

• развитие интеллектуальных способностей, быстроты мыслительных операций, концентрации внимания обучающихся;

• формирование коммуникативных умений взаимодействия в группе, опыта коллективной деятельности [3].

Перед проведением занятия для студентов с использованием метода мозгового штурма преподавателю необходимо определить:

• тему, цель и задачи занятия;

• проблемное поле и обсуждаемую проблему;

• общий ход занятия, его этапы и время на каждый из них;

• критерии и показатели оценки идей, поступивших предложений, предлагаемых путей решения проблемы.

Этапы проведения занятия с использованием метода мозгового штурма:

1 этап - формулирование обсуждаемой проблемы. Организационный момент, включающий подготовку аудитории, создание психологического настроя, сообщение темы и формы учебного занятия, формулирование задачи (проблемы), обоснование цели предстоящей коллективной работы и правил.

2 этап - формирование рабочих и экспертной групп. При создании рабочих групп определяется количественный состав (по 3-5 чел.). Выбираются члены групп в зависимости от пожеланий и личных предпочтений студентов. Каждая из команд выбирает эксперта. В экспертную группу подбираются студенты, которые способны отобрать и оценить наиболее продуктивные идеи и предложения.

3 этап - осуществление решения обсуждаемой проблемы. В начале организатору необходимо напомнить тему, обсуждаемую проблему и поставленную задачу, критерии оценки и имеющиеся правила, после чего начинается работа, осуществляется взаимодействие участников в рабочих группах по генерации идей,

42

поиску путей решения поставленной проблемы. Задача экспертной группы -зафиксировать разумные идеи, подходы, оптимальные пути, которые выдвигают другие участники группового взаимодействия. Преподаватель следит за ходом обсуждения и выполнением правил проведения занятия.

4 этап - оценка и отбор лучших идей экспертной группой. На данном этапе эксперты объединяются в одну группу для обсуждения и оценки идей, которые поступили от участников. Их основная задача - представить лучшие идеи по решению поставленной проблемы. Идеи оцениваются по критериям и показателям, которые были представлены до проведения мозгового штурма.

5 этап - обобщение результатов, подведение итогов работы рабочих и экспертной групп [2].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение мозгового штурма как метода активного обучения способствует развитию профессионального и творческого мышления, стимулированию самостоятельной деятельности, формированию положительной учебной мотивации, умений анализировать, высказывать свою точку зрения, работать в коллективе, принимать совместные решения.

Список литературы

1. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2015. - 59 с.

2. Мордовская А.В. Интерактивные образовательные технологии в вузе: учебное пособие. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. 106 с.

3. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2015. 318 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.