УДК 371.13:371.3 ББК 4440.902.7
Бухарова Галина Дмитриевна
доктор педагогических наук, профессор
Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Шагурина Елена Сергеевна Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Buharova Galina Dmitrievna Doctor of pedagogy,
Professor
the Russian State Vocational Pedagogical University Yekaterinburg Shagurina Elena Sergeevna the Russian State Vocational Pedagogical University Yekaterinburg [email protected] Активные методы обучения как фактор профессиональной социализации будущих учителей
Active learning methods as a factor in the professional socialization of future
teachers
В статье рассматриваются вопросы развития личностной и социальной активности как необходимого условия профессиональной социализации будущего учителя. В качестве методов реализации рассматриваются такие методы активного обучения как мозговой штурм, метод круглого стола, пражский метод, мастер-класс.
The article deals with the development of personal and social activity as a condition of professional socialization of future teachers. The methods of implementation are considered active learning techniques such as brainstorming, the method of the round table, the Prague method, a master class.
Ключевые слова: профессиональная социализация будущих учителей, активные методы обучения, классификация активных методов обучения, мозговой штурм, метод круглого стола, пражский метод, мастер-класс.
Key words: professional socialization of future teachers, active learning methods, classification of active learning methods, brainstorming, round-table method, the method of Prague, a master class.
В век стремительно развивающихся информационных технологий меняются требования, предъявляемые к современному информационному обществу, которое характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием граждана-
ми. Вопросы профессиональной социализации специалистов различных отраслей на сегодняшний день стоят наиболее остро.
Современный этап развития образования характеризуется постоянным увеличением требований к его качеству, к соответствию образовательных результатов запросам информационного общества. Таковыми сегодня являются не только профессиональные педагогические знания и умения, но в первую очередь способность к приобретению и развитию необходимых социальных компетенций [1]. Создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности является необходимым условием профессиональной социализации будущего учителя [3].
Выполнить данное условие нам представляется возможным используя активные методы обучения - это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе освоения учебного материала. Использование активных методов обучения выявляет творческие способности личности, позволяет научиться работать в команде, заниматься исследовательской деятельностью во время учебного процесса.
По классификации М. Новика активные методы обучения делятся на неимитационные и имитационные, в свою очередь имитационные подразделяют на неигровые и игровые. Рассмотрим следующие методы активного обучения, так как они в наибольшей степени направлены на профессиональную социализацию личности:
• мозговой штурм;
• метод круглого стола;
• пражский метод;
• мастер-класс.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - имитационный ролевой метод активного обучения, разработанный в США в 1930-е годы, который применяется как способ генерирования новых идей для решения
научных и практических проблем в ограниченное время. Его цель -организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблемы. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес студентов. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед студентами как учебная задача.
Мозговой штурм проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи преподавателю не следует скоропалительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход.
Данный метод заставляет в короткий временной промежуток активизировать мыслительную деятельность, сконцентрировать внимание и предложить идеи по незнакомой проблематике, услышать предложения оппонентов и признать свои идеи нерациональными, в случае приведения аргументированной критики, что приводит к адаптации личности в коллективе.
~Г/* Ч_/ Ч_/ ч_/
Круглый стол - имитационный игровой метод обучения, позволяющий закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы и научить культуре ведения дискуссии.
Важным условием при организации круглого стола является необходимость того, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Такое расположение участников приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого студента в обсуждение, повышает мотивацию студентов, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.
Данный метод направлен на совершенствование коммуникативных навыков между участниками семинара, в процессе которого у студентов
вырабатываются такие профессиональные умения как устная формулировка точки зрения, аргументация доводов, обоснование предлагаемых решений и своих убеждения.
Пражский метод - имитационный игровой метод активного обучения, важным аспектом которого является наличие элемента состязательности, повышающего интерес у будущих педагогов.
Данный метод формирует навыки индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики.
Мастер-класс - имитационный неигровой метод активного обучения, представляющий собой оригинальную авторскую методику, опирающуюся на свои принципы и имеющую определенную структуру, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Цель мастер-класса - создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы [2].
Проведение мастер-класса является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы обучаемых. Направлен он на рассмотрение определенного вопроса. Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы использование эмпирических методов исследования: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности мастера и обучаемых, тестирование, разработку дидактических материалов для опытно-экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности.
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для
решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы - одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми способами в решении поставленной проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчётом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчёте были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Данный метод позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, даёт им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого студента [4].
Активные формы обучения в образовательном процессе необходимы, поскольку в процессе задействованы все участники, в том числе и преподаватель. Позиция преподавателя - это, прежде всего, позиция
консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности.
Применяя активные методы обучения, преподаватель никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что им мешает в саморазвитии [6]. Все задания преподавателя и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Для будущих преподавателей необходимо уметь находится в роли участников, научиться владеть ситуацией и быть на месте преподавателя.
Таким образом, применение активных методов обучения направлено на деятельность в группе и представляет собой сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими индивидуальных качеств каждого, иными словами, происходит социализация будущих учителей (личности).
Библиографический список
1. Ващенко, Д. Г. Изучение уровня сформированности профессиональных компетенций молодого специалиста / А. В. Андриенко, Д. Г. Ващенко // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 9 (87). - С.8.
2. Организация и проведение мастер-класса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.openclass.ru/wiki-pages/51789.
3. Пахомова, Е. М. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие / Л. П. Дуганова, Е. М. Пахомова. - М. : АПКиППРО. -2006. - 168 с.
4. Плешок, А. Л. Мастер-класс: интерактивные методы в практике работы учителя / А. Л. Плешок, М. Ф. Путря // Народная асвета. - 2009. - № 1. - С. 30-35.
5. Положение о мастер-классе как форме профессионального обучения учителей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irinabelyakova.rusedu.net/post/3305/34065.
6. Роль образования в жизнедеятельности человека и общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.profile-edu.ru
Bibliography
1. Organizing and conducting master class [Electronic resource]. - Access mode: http://www.openclass.ru/wiki-pages/51789.
2. Pahomova, Е. М. Teacher in professional competition: Textbook / L. P. Duganova, Е. М. Pahomova. - М. : APKiPPRO. -2006. - 168 p.
3. The position of the master class as a form of professional teacher training [Electronic
resource]. - Access mode: http://irinabelyakova.rusedu.net/
post/3305/34065.
4. The role of education in human life and society [Electronic resource]. - Access mode: http://www.profile-edu.ru
5. Vashenko, D. G. The study of the level of formation of professional competencies of young professional / A. V. Andrienko, D. G. Vashenko // Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. - 2009. - Issue. 9 (87). - P.8.
6. Pleshok, A. L. Workshop: interactive methods in the practice of teachers / A. L. Pleshok, M. F. Putrya // People asveta. - 2009. - № 1. - P. 30-35.