УДК 371.14
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
С. М. Босова
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования, развития их личностно-профессиональных качеств в условиях дошкольного образовательного учреждения средствами активных методов обучения. Автор рассматривает вопрос активных и интерактивных форм и методов обучения педагогов, роль методической службы, содействующей эффективному развитию профессиональной компетентности педагогов, их интереса к профессиональной деятельности. Раскрываются отдельные интерактивные формы, методы обучения педагогов, обосновывается их практическая значимость для развития активности педагогов при рассмотрении ими актуальных проблем профессиональной практики. Особое внимание автор уделяет приёмам формирования у педагогов рефлексивных умений для осуществления контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Автор статьи при рассмотрении вопросов применения интерактивных форм и методов обучения педагогов основывается на теоретических источниках, приведённых ниже, а также на результатах опытно-поисковой работы по данному направлению методической службы МБДОУ ДС № 43 Озёрского городского округа Челябинской области.
The article is devoted to the actual problem of improving preschool teachers vocational training, of developing their personal and professional qualities using the active methods of training in preschool educational institutions. The author considers active and interactive forms and methods of teachers training, the role of methodical service promoting effective development of teachers professional competence, their interest to professional activity. The article reveals the interactive forms and methods of teachers training, substantiates their practical importance for teachers activity development when they consider the actual problems of professional practice. The author pays spe-
cial attention to methods of formation of the teachers reflexive skills, that are need to control and evaluate themselves. The author when considering the application of interactive forms and methods of teachers training relies on the theoretical sources given below and also on results of the work of methodical service of preschool educational institution kindergarten № 43.
Ключевые слова: активность педагога, современный педагог, активные методы обучения, интерактивные методы обучения, личностная рефлексия, мотивация педагогов к творческому труду, диалогичность взаимодействия, мастер-класс, творческая мастерская.
Teachers activity, the modern teacher, active methods of training, interactive methods of training, personal reflection, teachers motivation to creative activity, dialogicity of interaction, master class, creative workshop.
Стремительно меняющая ситуация в образовании не позволяет педагогу не реагировать на неё. Формируется новая информационная культура в обществе, возрастает роль информационных технологий во всех направлениях деятельности человека, изменяется законодательная база.
Современному дошкольному учреждению нужен педагог, который позитивно оценивает происходящие изменения, готовый измениться сам; педагог, который стремится планировать и организовывать образовательный процесс на основе субъект - субъектных взаимоотношений с детьми, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности дошкольников; педагог, активный в своей профессиональной деятельности.
Что мы понимаем под активностью педагога в его профессиональной деятельности? Активность педагога мы рассматриваем как его интенсивную деятельность в процессе обучения (сформированные умения и навыки) и применение полученных знаний в практике рабо-
Современная школа ЧИППКРО
ты. Педагогическая наука рассматривает активность в обучении как условие сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
В связи с этим возрастает роль методической службы дошкольного образовательного учреждения, которая сегодня должна быть мобильной, открытой, оптимальной и эффективной. Одной из важнейших задач методической деятельности в МБДОУ ДС № 43 мы считаем развитие творческого потенциала педагогов, ибо только творчески работающий педагог может обеспечить качество образования воспитанников, быть интересным и востребованным для всех участников образовательного процесса, долго сохранять себя, как личность, разделяющую ценности, приоритеты, уважающую и умножающую традиции МБДОУ.
В МБДОУ ДС № 43 Озёрского городского округа методическая служба представлена шестью заместителями заведующего, двумя старшими воспитателями, один из которых является координатором всей методической работы МБДОУ, кроме того, в её состав входят руководители методических объединений, творческих групп. Такая структура позволяет ей функционировать во взаимосвязи трёх основных управленческих уровнях - стратегическом, тактическом, информационно-аналитическом -и оперативно и эффективно решать многие методические вопросы.
Педагогический коллектив учреждения стабильный, 54,5% педагогов имеют специальное высшее образование, 48,7% педагогов с высшей квалификационной категорией.
Методическая служба МБДОУ ДС № 43 ориентирована на оказание качественных услуг педагогам по удовлетворению их образовательных потребностей, создаёт условия для непрерывного профессионального образования, активной самообразовательной деятельности, оперативно реагирует на запросы педагогов. Один из запросов педагогов при подготовке их к аттестации - освоение интерактивных форм и методов профессионального общения.
В связи с этим, одной из методических тем, разработкой которой методическая служба МБДОУ ДС № 43 занимается постоянно, является создание условий для активного и интерактивного обучения педагогов, получения ими опыта самопрезентации в активных формах
взаимодействия с коллегами, родителями воспитанников.
Интерактивное обучение позволяет решить многие задачи: учебно-познавательные, коммуникационно-развивающие, социально-ориентационные.
При определении смысла обозначенных задач, мы придерживаемся точки зрения Е. Коро-таевой, д. п. н., профессора Уральского государственного педагогического университета.
В связи с этим учебно-познавательную задачу мы понимаем как задачу, направленную на понимание, осознание и разрешение учебной, проблемной, творческой ситуации. Коммуникативно-развивающая задача предполагает отработку навыков интроактивного и интерактивного общения в процессе совместного познания. Социально-ориентированная задача направлена на воспитание гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида [2, с. 106].
На наш взгляд, интерактивное обучение даёт педагогам опыт активного освоения проблем дошкольного воспитания, развивает его личностную рефлексию, помогает освоить опыт взаимодействия с коллегами во время обсуждения различных тем, проблем, развивает профессиональные и личностные качества педагога.
Под интерактивным обучением мы понимаем «... обучение, основанное на межличностном взаимодействии субъектов, направленное на обеспечение их само- и взаимоактивности в процессе решения учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-ориентационных задач» [3, с. 45].
Опыт работы нас убеждает в том, что традиционные формы методической работы сегодня мало эффективны и не обеспечивают обратной связи с педагогами.
Сегодня важен диалог с педагогом, выстроенный на свободном обмене мнениями, творческими идеями, на самостоятельном поиске путей решения обсуждаемой проблемы.
В методике проведения таких форм, как мастер-класс, педагогическая мастерская, педагогический тренинг, уже заложены принципы интерактивности.
Так, например, мастер-класс отличается от других форм представления передового педагогического опыта тем, что на нём идёт непо-
средственное обсуждение полученного методического продукта деятельности педагога, поиск творческого решения различных путей при его создании. Таким образом, от активности педагогов зависит успешность восприятия, осознания идей, путей решения проблем при обсуждении авторского опыта работы.
Особо востребована педагогами МБДОУ такая форма, как творческая мастерская. В ней «...не просто пишется план предстоящей деятельности педагога, скорее партитура, по которой предстоит играть учителю-дирижёру и учащимся педагогам» [4, с. 20]. Педагоги научились продумывать методы, средства обучения коллег при рассмотрении достигнутого ими опыта работы по определенным направлениям, подбирать наиболее эффективные приёмы активизации, выстраивать диалог в процессе обсуждения проблем, анализировать, обобщать и делать выводы.
В практике методической работы мы используем не только разнообразные активные и интерактивные формы взаимодействия с педагогами по решению насущных проблем, такие как педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, практикумы, педагогические проекты и др., но и ищем наиболее эффективные методы и приёмы обучения на них педагогов.
Под активными методами обучения мы понимаем «.способы активизации учебно-познавательной деятельности педагогов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. » (А. М. Смолкин).
Под интерактивными методами в педагогике понимают «.методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой», а под интерактивным обучением понимают «.обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога» [1, с. 12].
Использование активных и интерактивных методов обучения повышает мотивацию педагогов к творческому труду, их инновационный потенциал, расширяет кругозор, формирует умение работать самостоятельно и в подгруппах. Кроме того, использование этой группы методов обучения стимулирует упрочение основных психологических потребностей педагогов: приобретать и применять на практике что-то новое, прогрессивное и потребность в понимании, заключающаяся в удовлетворении желания знать, что тебя окружает, формулировать
и воплощать в практике работы свои идеи. Педагог, ведущий процесс обучения, выступает в роли организатора, лидера группы, фасилита-тора, создателя условий для проявления инициативы и активности участников той или иной формы методической работы.
Применяя классификацию методов активного обучения, предложенную А. М. Смолкиным, мы используем их на различных этапах освоения педагогами изучаемых тем. При первичном ознакомлении с темой нами используются семинары, самостоятельная работа с литературой с последующим обсуждением, дискуссии и др. На этапе закрепления знаний, формирования профессиональных умений мы используем деловые игры, решение педагогических ситуаций, коллективную мыслительную деятельность и т. п.
Используя различные формы и методы интерактивного обучения педагогов, мы выстраиваем работу в соответствии со следующими принципами: диалогичность взаимодействия, работа в малых группах на основе кооперации, сотрудничества, использовании активно-ролевой деятельности, тренинговой организации обучения.
Изучая дидактические основы интерактивного обучения, мы определили для себя направления деятельности в повышении собственной компетентности по вопросам теоретической и методологической проработки вопроса, изучили многочисленные классификации методов обучения, создали банк данных по интерактивным формам и методам обучения. Определили задачи интерактивного обучения: учебно-познавательные, коммуникационноразвивающие и социально - ориентированные.
Кроме этого, мы обозначили комплекс активности действий педагога в применяемой интерактивной форме методического мероприятия: при поиске и вычленении проблем, их анализе и ранжировании, определении целей и задач, направлений и способов деятельности, выработке возможных вариантов решений, проектировании и создании определенных методических продуктов и т. д.
Для этого нами используются творческие задания, групповая и подгрупповая работа с иллюстративным материалом, заданиями различного уровня, метод «мозгового штурма», деловые, организационно-деятельностные и ролевые игры, разбор и анализ различных си-
Современная школа ЧИППКРО
туаций из практики работы, моделирование и т. п. Особо востребован в нашем коллективе метод КМД (коллективная мыслительная деятельность), описанный Е. А. Михайловой, старшим воспитателем МДОУ № 79 г. Иркутска [5, с. 53]. Мы используем его, когда необходимо обсудить и принять соответствующее решение, составить план или программу действий. Уместным бывает использование такого метода, как аукцион идей, где необходимо «купить» соответствующую идею, обосновать свою покупку и её дальнейшее применение.
Возможности этих методов в плане активизации педагогов различны и во многом зависят от их содержания, способов применения и мастерства обучающего педагога.
Сегодня невозможно представить процесс обучения без использования ИКТ, которые делают его наглядно привлекательным, интересным, информативным. Но использование ИКТ должно не просто сопровождать картинками, текстами рассмотрение какой-либо проблемы, а должно способствовать продуктивному общению педагогов. В связи с этим, мы продумываем приёмы, которые позволяют педагогам активно включаться в процесс познания темы, например, выделяем ключевые слова и объясняем, почему они являются «ключом раскрываемой темы» [2, с. 18]. Такие задания, как выстроить определение понятия из набора предлагаемых слов, позволяют активно включиться в процесс осмысления излагаемого материала и др. Используем ИКТ и для контроля полученных знаний (тесты, вопросы, задания), а также для проведения рефлексии.
Безусловно, ИКТ привлекательны, вызывают живой интерес у педагогов, но очень важно осмысленно, дозировано, с использованием оправданного дизайна применять их.
В результате этой работы наши педагоги научились выделять ведущие проблемы своей профессиональной деятельности, выстраивать их по значимости, анализировать проблемы, определять цели и задачи направлений деятельности, находить варианты решений проблем, составлять программы действий.
Для анализа инициативы педагогов, проявляемой ими при проведении различных форм методической работы, мы использовали методику выявления инициативы педагогов в коллективе и ближайшем круге, которую предло-
жил К. М. Ушаков, д. п. н., профессор Института развития образования НИУ ВШЭ [6, с. 2123]. Исследования показали, какие способы инициативы проявляют наши педагоги при обсуждении выдвинутых проблем, какие способы являются господствующими в ближнем круге и в коллективе. Полученные результаты помогли нам продумать дальнейшую тактику работы по обозначенной проблеме.
Современный педагог должен обладать рефлексивными умениями для осуществления контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Это позволит ему, прежде всего, ставить реальные цели, прогнозировать последствие своих педагогических воздействий, осознавать выполненную педагогическую деятельность, анализировать свои мысли, действия, психологическое состояние и т. п. По сути дела, педагог становится только тогда профессионалом, когда научается осмыслению своей профессиональной деятельности, научается оценивать себя, когда находит смысл в том, что и как он делает и какие результаты получает.
Методическая служба МБДОУ ДС № 43 уделяет серьёзное внимание формированию выше перечисленных рефлексивных умений, используя для этого различные интерактивные методы рефлексивных технологий. Для введения педагога в рефлексивную позицию нами используются следующие формы и приёмы: имитационные игры, мини-сочинения, тесты, притчи, групповое интервью, задания «закончи предложение» и др.
Развитие профессиональной рефлексии осуществляется нами на каждом методическом мероприятии, при этом мы обращаем внимание на формирование рефлексивных умений, связанных с личностной сферой, общением и деятельностью.
Проведённый нами анализ литературы по данному вопросу показал, что сегодня достаточно сложно классифицировать интерактивные методы, так как некоторые из них содержат в себе несколько приёмов, некоторые методы затратны по времени их использования, недостаточно рекомендаций по их использованию в управлении методической работой в
ДОУ.
Вместе с тем, ценнейшим источником, из которого мы черпаем замечательные идеи, примеры использования интерактивных мето-
дов обучения педагогов, является разработка Э. М. Никитина, д. п. н., профессора, ректора ФГАОУ АПК и ППРО «Учимся учить», опубликованная в ряде номеров научнометодического журнала «Методист».
Нами создана и успешно используется картотека интерактивных приёмов, описанных
Э. М. Никитиным. Это, например, такие приёмы, как «Ассоциативный анализ ключевых понятий», «Точка зрения», «Стой - иди», «Моделирование», «Шкалы» и т. п.
Данные приёмы эффективно использовались нами при проведении педагогических советов, мастер-классов, творческих мастерских.
Такие приёмы очень хорошо воспринимаются педагогами, они легко вступают в ролевые диалоги, моделируют собственное поведение в некоторых педагогических ситуациях, наглядно представляя собственные решения, действия.
Безусловно, мы понимаем, что использование интерактивных методов обучения педагогов - дело непростое и очень многое зависит от того, насколько сам «учитель» подготовлен к использованию данных приёмов.
Одним из важных моментов, на наш взгляд, является соблюдение трёх условий позитивной мотивации к деятельности: мне интересно, чему меня учат; мне интересен тот, кто меня учит; мне интересно, как меня учат.
В связи с этим, мы стараемся привлечь внимание педагогов к изучаемой теме, используя, например, притчи.
Недаром, кто-то из мудрых сказал, что притча - это искусство слова попадать в сердце.
Притча используется нами не только как интрига в самом начале разговора с педагогами, но и как аргумент в беседе, дискуссии, в решении педагогических ситуаций, как рефлексивный момент.
Так, например, для актуализации проблемы ценности и красоты труда, человеческого счастья в труде нами использована притча «Две сохи», для организации рефлексивного момента в мастер-классах нами были использованы «Суфийская притча о мудром учителе», «Притча о старом шляпнике» и др.
Работая с притчами, мы включаем такие задания, как постановка вопросов, найти ответ
на поставленный вопрос, выделить основные мысли и ключевые понятия и т. п.
Мы отмечаем, что вопрос использования интерактивных методов обучения педагогов всегда актуален, перспективен, востребован как самими педагогами, так и теми, кто их учит. «Учить интересно и учиться интересно!» - вот девиз работы нашей методической службы.
Педагог с активной жизненной позицией, инициативный, готовый взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса в диалоговом ключе - наша идеальная цель, к которой мы будем стремиться, проявляя готовность к содействию, сотрудничеству, принимая конструктивные решения.
В связи с этим, методическая служба МБДОУ ДС № 43 будет и дальше разрабатывать заявленную тему и накапливать опыт работы по данному направлению деятельности.
Литература
1. Артюхина, А. И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе : учебное пособие / А. И. Артюхина, В. И. Чумаков. - Волгоград : ВГМУ, 2011. - 32 с.
2. Коротаева, Е. Дидактические основы интерактивного обучения / Е. Коротаева // журнал «Дошкольное воспитание». - 2013, № 2, ИД Воспитание дошкольника. - 128 с.
3. Косикова, Л. П. Инновационный потенциал педагогов ДОУ. Пути развития / Л. П. Косикова // Практика управления ДОУ. -2012, № 6, ИД Воспитание дошкольника. - 80 с.
4. Кишеев, В. А. Творческий отчёт, технология мастерской, мастер-класса : метод. пособие / В. А. Кишеев. - Москва - Калуга : ИД Авторская лаборатория образовательных систем КАЛОС, 2003. - 67 с.
5. Михайлова, Е. А. Формы повышения творческого потенциала педагогических работников / Е. А. Михайлова // Практика управления ДОУ. - 2013, № 1, ИД Воспитание дошкольника. - 80 с.
6. Ушаков, К. М. Формы проявления инициативы / К. М. Ушаков // Практика управления ДОУ. - 2013, № 1, ИД Воспитание дошкольника - 80 с.