Научная статья на тему 'Формы, методы и средства методического руководства работой педагогов в дошкольном образовательном учреждении'

Формы, методы и средства методического руководства работой педагогов в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3869
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
PRE-SCHOOL TEACHER / METHODOLOGICAL GUIDANCE / FORM / METHOD / MEANS / THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER / SENIOR EDUCATOR / EDUCATIONAL PROCESS / ПЕДАГОГ ДОУ / МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / ФОРМА / МЕТОД / СРЕДСТВА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА / СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Сучкова Мария Николаевна

В статье рассматриваются различные формы, методы и средства методического руководства, которые способствуют эффективному развитию и повышению квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения. Дана характеристика основных форм методической работы в условиях ДОУ: коллективные и индивидуальные. Описаны традиционные и интерактивные методы методической работы с педагогам по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса. Раскрыто содержание основных средства методической работы с педагогическим коллективом, а также выделены средства обучения педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Сучкова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы, методы и средства методического руководства работой педагогов в дошкольном образовательном учреждении»

FORMS, METHODS AND MEANS METHODOLOGICAL GUIDE THE WORK OF EDUCATORS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL

INSTITUTION 1 2 Zotova I.V.\ Suchkova M.N.2 (Russian Federation)

Email: Zotova443@scientifictext.ru

1Zotova Irina Vasilivna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Suchkova Maria Nikolaevna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article discusses various forms, methods and means of methodological guidance that contribute to the effective development and advanced training of teachers in preschool educational institutions. The characteristic of the main forms of methodical work in DOW conditions is given: collective and individual. The traditional and interactive methods of methodical work with teachers to improve the effectiveness of the educational process are described. The content of the main means of methodical work with the pedagogical team is disclosed, and the means of teaching teachers are allocated. Keywords: pre-school teacher, methodological guidance, form, method, means, the professional development of the teacher, senior educator, educational process.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА МЕТОДИЧЕСКОГО

РУКОВОДСТВА РАБОТОЙ ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 12 Зотова И.В. , Сучкова М.Н. (Российская Федерация)

1 Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Сучкова Мария Николаевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассматриваются различные формы, методы и средства методического руководства, которые способствуют эффективному развитию и повышению квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения. Дана характеристика основных форм методической работы в условиях ДОУ: коллективные и индивидуальные. Описаны традиционные и интерактивные методы методической работы с педагогам по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса. Раскрыто содержание основных средства методической работы с педагогическим коллективом, а также выделены средства обучения педагогов.

Ключевые слова: педагог ДОУ, методическое руководство, форма, метод, средства, повышение квалификации педагога, старший воспитатель, образовательный процесс.

В настоящее время в педагогической литературе многие исследования направлены на изучение проблем методического руководства, раскрытие разнообразных, эффективных форм, методов и средств, которые значительно помогут в работе как педагогам ДОУ так и самим руководителям. (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Радионова, К.Ю. Белая, М.В. Дубцова).

Организатором методического руководства в дошкольном образовательном учреждении является методист или старший воспитатель. Вместе с заведующим дошкольным образовательным учреждением (ДОУ) он осуществляет руководство дошкольным учреждением и педагогическими кадрами. Для повышения качества образования и улучшения компетентности педагогов используются различные формы, методы и средства. Главной задачей руководящего органа является правильный выбор форм, методов и средств методического руководства.

В каждом ДОУ повышение квалификации педагогов строится через самообразование и все формы методической работы. Также вместе с формами в современных образовательных организациях используются методы и средства организации методического руководства.

Рассматривая разнообразие всех эффективных форм методической работы, их можно разделить на коллективные и индивидуальные.

К коллективным формам методического руководства работой педагогов относятся такие формы как:

Педагогический совет, который является наиболее распространённой формой управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения. Он дает возможность сотрудникам приобретать умения решать трудные вопросы. Педагогический совет, как высший орган руководства всем воспитательно -образовательным процессом. Он ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Педагогический совет имеет две организационные формы: традиционные и нетрадиционные. Разные формы педагогических советов определены в работах Волобуевой Л.М., Газина О.М., Фокина В.П.

Волобуева Л.М. определяет педагогический совет как «постоянно действующий орган самоуправления, выразитель коллективной педагогической мысли, своеобразная школа мастерства и трибуна педагогического опыта» [1].

Белая К.Ю. дает следующую характеристику педагогическим советам ДОУ: педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения, трибуной передового педагогического опыта. Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения [2].

Следующая форма методического руководства - это семинары и семинары практикумы. Они были и остаются самой эффективной и распространённой формой методического руководства в ДОУ. Одной из главных задач семинаров и семинаров-практикумов является усовершенствование умений педагогов. На таких семинарах воспитатели обобщают и систематизируют опыт, показывают в действии нужные приёмы и методы работы, которые затем анализируются и обсуждаются.

Темы для семинаров подготавливают в начале учебного года, затем вносят в годовой план. Руководством семинара может заняться старший воспитатель, методист, заведующий либо приглашенный специалист. Семинар может проходить в методическом кабинете, в музее и в любом установленном месте. Выбор места проведения семинара зависимости от целей и задач, которые поставил руководитель семинара. Семинар включает в себя как одно занятие, так и несколько. Он является обучающей деятельностью и одновременно работой по формированию умений. Семинар помогает быстро и вовремя внести изменения в учебно-образовательный процесс.

Не менее эффективна такая форма методической работы как консультация. Темы консультаций подбирает старший воспитатель, ставя акцент на затруднения, которые испытывают педагоги во время воспитательно-образовательного процесса.

Следующая форма - это открытые показы. Они предоставляют возможность лицезреть и изучить педагогическое мастерство более опытных и квалифицированных педагогов. Во время открытого показа появляется возможность получить ответы на

интересующие вопросы, посмотрев и изучив открытый показ, появляется возможность устранения ошибок в деятельности малоквалифицированных педагогов и педагогов-новичков. Во время показов происходит обмен опытом.

Одна из форм общения и дискуссий педагогов круглый стол. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников, круговое размещение участников позволяет сделать коллектив самоуправляемым. Такая форма как круглый стол дает возможность поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов для обсуждения, которые нацелены на достижение конкретной и определенной цели.

К индивидуальным эффективным формам, методического руководства относятся:

- Беседы с воспитателями - данная форма используется при подведении итогов проверки педагогической работы, при изучении, обобщении передового опыта. Для беседы заранее определяется цель и продумывается вопросы для обсуждения. Непринужденный разговор подталкивает воспитателя к откровенности и легкости во время своих ответов. Данная форма методической работы требует умения доброжелательно принимать критику, внимательно выслушать собеседника, поддержать диалог и поступать так, чтобы оказать положительное влияние на педагога, прежде всего своим поведением.

- Стажировка охватывает сразу несколько дошкольных учреждений. Для эффективного решения педагогических проблем согласно программе стажировки, в ДОУ раз в месяц или неделю проводятся занятия. Каждое учреждение самостоятельно выбирает форму организации и тему занятия. Заинтересованные воспитатели могут зарегистрироваться в программе и стать стажёрами. По окончанию все воспитатели, принявшие участие в стажировке, получают сертификат, который может быть приравнен к модульным курсам или повышению квалификации.

- Наставничество - для этой формы наставником может выступать не только руководитель, но и любой опытный педагог. Достаточно лишь чтоб он отлично ориентировался и знал проблему либо тематику, в которой необходимо разобраться воспитателю.

В связи с тем, что педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. объем научных знаний с каждым годом увеличивается - это обязывает каждого педагога независимо от полученного образования заниматься самообразованием.

- Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Самообразование является первой ступенькой к совершенствованию профессионального мастерства. В методическом кабинете для этого создаются все необходимые условия: постоянно обновляется и пополняется библиотечный фонд справочной и методической литературой. Методические журналы не просто

изучаются, а используются для составления тематических каталогов, помогают педагогу, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему.

В современных образовательных организациях используются и методы организации методической работы.

Метод - это способ взаимодействия старшего воспитателя (методиста) и педагогов.

Для методического руководства работой педагогов наиболее подходящим является метод по способу получения знаний (объяснительно-иллюстрированный, программированный, эвристический, проблемный, модельный) и по способу предъявления информации (словесные, наглядные, практические).

Всё чаще более активно используются новые, отличающиеся от традиционных методов работы с педагогическим коллективом, интерактивные методы. Они дают возможность одновременно решать учебно-познавательные и коммуникативно-

ориентационные задачи благодаря тому, что они позволяют организовать образовательное коммуникативное пространство, адекватно представить новое содержание образования с помощью анализа и решения конкретных педагогических ситуаций и задач, тем самым способствуют усвоению профессиональных знаний, умений и навыков. Метод, в котором участники обсуждают задачи и ситуации, взятые из практики, является методом решения и анализа педагогических ситуаций.

Зачастую после применения этого метода используются следующие методы:

- информационный метод - цитирование положений известных педагогов и ученых, которые пытались разрешить данную проблему;

- метод экспертных оценок. Это оценка ситуации с разных точек зрения педагогической, психологической, и социальной;

- метод эталонного сравнения. Он состоит из поиска эталона, чаще всего, возрастной нормы развития и ее сравнения с приведенным примером:

- метод аналогии, то есть приведение примера из практики;

- метод антиципации, который заключается в предвосхищении положительных и отрицательных результатов моделирования педагогического процесса для педагога, ребенка, родителей.

Деловая игра также является одним из методов организации методической руководства, так как это воссоздание содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений. Проведение деловой игры предполагает развертывание особой игровой деятельности педагогов-участников в рамках имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно -образовательного процесса.

К средствам методического руководства - относится в определённом смысле всё, с помощью чего осуществляется процесс методического руководства. Это такие средства как:

1. Виды деятельности - учебно-познавательный, игровой, трудовой, коммуникативный;

2. Микросреда - естественная, природная искусственная;

3. Слово - живое слово, аудиозапись, учебные пособия;

4. Образ - аудиальный, визуальный, натуральные объекты видеопродукция, макеты, иллюстрации и т.д.;

5. Орудия и приспособления - компьютеры, мебель, аудио-, видеотехника, здания, материалы, лабораторное оборудование, инструменты.

Точнее к средствам обучения относят материальные и материализованные (изображенные схемы, электронные обучающие системы воспроизведенные фильмы, и т.д.)

Средства обучения реализуют основные дидактические функции: облегчение процесса обучения, уменьшение затрат времени, сил и здоровья педагога; хранение и передача необходимой для обучения информации; безопасное и рациональное обеспечение определенных видов деятельности педагога. Учебник выступает, как одно из средств обучения и управления самостоятельной работой педагогов. К наиболее распространенным средствам относят технические средства -это компьютеры, телевизор, магнитофон и тому подобное. Их использование целесообразно для решения таких задач как: организации самостоятельного изучения и индивидуализации обучения, использованием электронных учебников.

Программным обеспечением могут выступать электронные учебники, диагностические системы проверки и контроля знаний, умений. Современные тенденции информатизации всего общества и образования зачастую сопровождаются таким минусом как абсолютизация роли компьютеров в образовательном процессе. В связи с этим следует подчеркнуть, что компьютер должен дополнять традиционные методы повышения квалификации педагога, как и любые другие технические

средства, они должны использоваться только в соответствии с основными образовательными целями.

Таким образом, изучив данные формы, методы и средства методического руководства, становится ясно, что повышение качества дошкольного образования полностью зависит от педагогических кадров. В современном образовании происходят существенные изменения, изменяется статус педагога, полностью изменились требования к уровню профессионализма, к уровню его профессиональной компетентности. В настоящий момент в дошкольные образовательные учреждения требуется не просто педагог, а творческий, компетентный, разносторонний и способный раскрыть свой личностный потенциал педагог, который принимает все преобразования в системе образования. Следует заметить, что компетентность педагогов и качество их образования в современном дошкольном учреждении полностью зависит от грамотного методического руководства старшего воспитателя (методиста), от правильного выбора форм, методов и средств, подобранных для эффективного руководства работой педагогов и повышения их компетентности, улучшения качества образовательного процесса.

Список литературы /References

1. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: ТЦ Сфера, 2008. 124 с.

2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2005. 96 с.

3. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М. МИПКРО, 2000. 81 с.

4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы // Методическое пособие. М.: Айрисс-пресс, 2008. 192 с.

5. Беляева И.В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008. № 12. С. 6-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.