Научная статья на тему 'Мотивы выбора вуза и профессии современной молодежью (на примере первокурсников югу)'

Мотивы выбора вуза и профессии современной молодежью (на примере первокурсников югу) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4323
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / MOTIVES OF PROFESSIONAL CHOICE / CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошкина М.В., Наумова М.В.

Статья посвящена исследованию мотивов выбора вуза и профессии. В ходе проведенного социологического исследования было выявлено, что в большинстве случаев выбор профессии происходит поверхностно, без должного представления о предстоящей трудовой деятельности. В связи с этим необходимо корректировать систему профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошкина М.В., Наумова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motives of choice of high school and the profession of modern youth (on the example of Ugra state University’s freshmen)

The article touches upon the motives of choice of high school and the profession. In the sociological research it was revealed that in most cases the choice of profession takes place superficially, without adequate representation of the work. That is why it is necessary to adjust the system of career guidance.

Текст научной работы на тему «Мотивы выбора вуза и профессии современной молодежью (на примере первокурсников югу)»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

_2016 г. Выпуск 1 (40). С. 152-157_

УДК378.1:331.5; 316

МОТИВЫ ВЫБОРА ВУЗА И ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРВОКУРСНИКОВ ЮГУ)

М. В. Тимошкина, М. В Наумова

Профессиональное самоопределение - это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска и приобретения профессии [3]. Самоопределение должно реализовываться в процессе анализа личных возможностей, способностей и соотноситься с потребностями рынка труда.

Профессиональная деятельность охватывает весь жизненный путь человека от начала профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Пиком данного процесса и переломным моментом является выбор профессии. Время данного выбора совпадает с окончанием школы [2].

Выбор выпускниками школ высшего учебного заведения является задачей со многими неизвестными переменными, от успешного решения которой зависит успех профессионального будущего молодых. Каждый школьник понимает, что образование является в настоящее время неотъемлемой составляющей всей его жизни.

Современный образовательный рынок изобилует количеством предложений, а модернизация образования, экономическая обстановка в стране обязывает вузы четко отслеживать все тенденции, связанные с мотивацией абитуриентов, предлагать новые формы и методики обучения, придумывать «горячие» предложения в борьбе за потенциальных абитуриентов.

Таким образом, изучение мотивации профессионального выбора может позволить выявить факторы, которые оказывают решающее влияние на выбор учебного заведения оптантами, и спроектировать агитационную компанию вуза.

Вопрос мотивации, по существу, является вопросом о качестве учебной деятельности, успешности социально-психологической адаптации студента к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста [1].

В рамках изучения данной актуальной темы лабораторией социальных, психолого-педагогических исследований Гуманитарного института было проведено социологическое исследование первокурсников Югорского государственного университета.

В опросе приняло участие 617 первокурсников университета. Опрос проводился с помощью электронной анкеты в октябре 2015 года1. Было опрошено 50,9 % юношей и 49,1 % девушек в возрасте 17-19 лет, обучающихся на первом курсе Югорского университета по всем направлениям подготовки (Таб. 1, 2).

Таблица 1

Институт, %

Число опрошенных % опрошенных

ИСУиИТ 57 9,2

ИПП 165 26,7

ГУМИ 96 15,6

ИМЭК 163 26,4

ИПТ 85 13,8

ЮРиС 51 8,3

Всего 617 100,0

Доверительный интервал ±0,42 %, при доверительной вероятности 95-97 %.

152

Таблица 2

Специальности обучения, %

Число опрошенных % опрошенных

Информатика и вычислительная техника 33 5,3

Программная инженерия 26 4,2

Прикладная геология 20 3,2

Фундаментальная и прикладная химия 24 3,9

Экология и природопользование 23 3,7

Электроэнергетика и электротехника 55 8,9

Нефтегазовое дело 38 6,2

Филология 13 2,1

Журналистика 19 3,1

Психолого-педагогическое образование 24 3,9

Лингвистика 21 3,4

Физическая культура 19 3,1

Экономика 27 4,4

Экономическая безопасность 43 7,0

Управление персоналом 28 4,5

Менеджмент 37 6,0

Туризм 27 4,4

Материаловедение и технологии материалов 19 3,1

Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов 25 4,1

Техносферная безопасность 20 3,2

Строительство 25 4,1

Юриспруденция 51 8,3

Всего 617 100,0

Большинство опрошенных первокурсников (82,8 %) до поступления в вуз обучались в обычной средней школе и оценивают уровень своей подготовки, полученной в школе, как достаточный (38,4 %) или вполне достаточный (45,4 %). Однако при этом большинство абитуриентов (58,8 %) к поступлению в вуз дополнительно готовились. Часть ребят (19,4 %) дополнительно занимались с репетитором, часть (13,1 %) занимались на подготовительных курсах, еще 26,3 % опрошенных занимались самостоятельно с дополнительной литературой. 41,3 % абитуриентов все же при поступлении полагались только на знания, полученные в школе (таб. 3).

Таблица 3

Уровень подготовки абитуриентов при поступлении в вуз, %

Число ответов % ответов

Полагались только на знания, полученные в школе, техникуме 407 41,3

Занимались дополнительно с репетитором 191 19,4

Занимались на подготовительных курсах 129 13,1

Занимались самостоятельно с дополнительной литературой 259 26,3

Всего 617 100,0

Согласно полученным данным (таб. 3) можно заключить, что уровень значимости поступления в вуз для абитуриентов достаточно высокий, т.к. большинство из них 58,8 % к поступлению в вуз дополнительно готовились.

Для выявления отношения первокурсников к значимости учебного процесса им предлагались утверждения, с которыми они могли согласиться или не согласиться (таб. 4).

Таблица 4

Отношение первокурсников к учебному процессу, %

Согласен Не согласен

Утверждения Число ответивших % ответов Число ответивших % ответов

Чтобы получить глубокие знания, необходимо регулярно заниматься 554 89,8 63 10,2

Главное - получать хорошие оценки, а знания накопятся 84 13,6 533 86,4

Можно вообще нерегулярно учиться, пропускать занятия, если это не отражается на полученных оценках 122 19,8 495 80,2

Главное - получить диплом, а какими средствами и с какими оценками - это неважно 84 13,6 533 86,4

Зачем учиться, если диплом можно купить? 21 3,4 596 96,6

Как видно из приведенной таблицы (таб. 4) большинство первокурсников осознают важность учебного процесса как такового. Они убеждены, что для получения глубоких знаний необходимо регулярно посещать занятия. При этом для большинства важны не только знания, но и получаемые ими оценки. Абсолютное большинство опрошенных мотивированы на хорошую учебу. Важным показателем при этом является тот факт, что 92,6 % респондентов нравится выбранная ими специальность (таб. 5).

Таблица 5

Отношение первокурсников к выбранной специальности, %

Число ответивших % ответов

Очень нравится 243 39,4

В общем нравится 328 53,2

Безразлично 41 6,6

Не нравится - -

Совершенно не нравится 5 0,8

Всего 617 100,0

Говоря о мотивах выбора высшего образования, большинство опрошенных полагает, что оно гарантирует им нормальные материальные условия жизни. Респонденты также считают, что специалисты с высшим образованием больше востребованы на рынке труда, имеют высокий уровень культуры и могут в полной мере реализовать свои способности. В то же время мало кто посредством получения высшего образования стремится посвятить себя научно-исследовательской деятельности или заниматься руководящей работой, организаторской деятельностью (таб. 6).

Таблица 6

Определяющий мотив в выборе высшего образования, % (респондент мог выбрать несколько вариантов ответов)

Число % ответов

ответов

Развитие общества ведет к тому, что в перспективе все должны будут иметь высшее образование 261 12,1

Высшее образование гарантирует нормальные материальные условия жизни 283 13,1

Высшее образование открывает путь к высокой культуре, реализации способностей человека 264 12,2

Стремление родителей устроить социально и экономически более выгодно своих детей 106 4,9

Более высокий социальный престиж работников умственного труда 208 9,6

Желание более активно участвовать в общественной, политической, культурной жизни общества 160 7,4

Боязнь школьников сразу после школы вступать в самостоятельную трудовую жизнь общества 30 1,4

Востребованность на рынке труда специалистов с высшим образованием 277 12,8

Страх безработицы 61 2,8

Интерес к данной отрасли знаний (профессии, специальности) 181 8,4

Стремление заниматься руководящей работой, организаторской деятельностью 113 5,2

Стремление заниматься научно-исследовательской деятельностью 35 1,6

Желание «перевернуть мир», открыть новое в своей отрасли, улучшить жизнь и труд других людей 55 2,5

Стремление к спокойной, уравновешенной жизни 95 4,4

Не задумывались над этим вопросом 29 1,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Говоря о причинах выбора Югорского государственного университета в качестве учебного заведения для получения высшего образования, студенты отмечают, что им интересны специальности, которые они могут получить в этом вузе (30,1 %). Равное число опрошенных (12,9 %) считают, что в ЮГУ помимо учебы хорошо организован досуг, и получаемая ими в данном вузе специальность позволит занять более высокое положение в обществе. Важно отметить также, что почти 22 % опрошенных выбор вуза совершали не так осознанно, как хотелось бы. Часть студентов поступили «за компанию» (7,9 %), другие руководствовались невысоким конкурсом при поступлении (8,0 %), а кому-то вообще не важно диплом какого вуза получать (6,5 %) (таб. 7).

Таблица 7

Почему Вы поступили в данное учебное заведение? (респондент мог выбрать несколько вариантов ответов)

Число % ответов

ответов

Вам интересна специальность, которую вы можете получить в этом вузе 375 30,1

Специальность, которую Вы получаете в данном вузе, позволит занять более высокое положение в обществе 160 12,9

Диплом данного вуза гарантирует получение работы на рынке труда 107 8,6

Вам было все равно, в каком вузе учиться, лишь бы только получить диплом о высшем образовании 81 6,5

В этот вуз поступали ваши друзья, и вырешили поступать вместе с ними 98 7,9

В этот вуз был невысокий конкурс 99 8,0

Этот вуз является более престижным учебным заведением по сравнению с другими вузами региона 96 7,7

Полученное в этом вузе образование поможет Вам в будущем открыть собственное дело 52 4,2

В этом вузе наряду с учебой хорошо организован досуг студентов 160 12,9

Учеба в этом вузе позволяет избежать призыва в армию 17 1,4

Степень осознанности выбора своей будущей профессии можно проследить, проанализировав ответы на вопрос: «Что вам было известно о выбранной профессии и специальности до поступления в вуз?». Четверть респондентов знали лишь требуемый по специальности уровень образования (25,9 %), 16,4 % опрошенных были знакомы с требованиями, предъявляемыми профессией, специализацией к человеку - способности, состояние здоровья и пр. При этом крайне мало кто из абитуриентов на момент поступления знал о содержании труда (5,2 %) или уровне конкурентности работников данной профессии на рынке труда (3,8 %) (таб. 8). Приведенные данные свидетельствуют о достаточно низком уровне профориентации выпускников школ. Здесь прослеживается другая тенденциям современности - ориентация молодежи на материальную сторону получаемой профессии, нежели на самосодержание труда. Выбирая специальность в вузе, абитуриенты имеют крайне поверхностное представление о предстоящей им трудовой деятельности, связанной с их профессией. Последние полученные данные (таб. 7, 8) являются достаточно тревожными, с нашей точки зрения, и дают основания предположить, что профориентационная работа в школах если и ведется, то недостаточно системно и носит фрагментарный характер.

Таблица 8

Что вам было известно о выбранной профессии и специальности до поступления в вуз? (респондент мог выбрать несколько вариантов ответов)

Число ответов % ответов

Требуемый по специальности уровень образования (высшее, среднее специальное, начальное профессиональное) 349 25,9

Размер заработной платы 173 12,8

Требования, предъявляемые профессией и данной специализацией к человеку (способности, состояние здоровья и т. д.) 222 16,4

Условия труда 163 12,1

Содержание труда 70 5,2

Перспективы профессионального роста 168 12,4

Спрос на работников данной специальности на рынке труда 154 11,4

Уровень конкурентности работников данной профессии и специализации на рынке труда 51 3,8

Таким образом, исследуя мотивацию выбора высшего учебного заведения первокурсников ЮГУ можно сказать, что, несмотря на то, что они оценили уровень своей подготовки в школе как достаточный, все-таки вынуждены были так или иначе дополнительно готовиться к поступлению в вуз. Большинство из них ответственно относятся к учебному процессу, и осознают не только ценность диплома о высшем образовании, но в первую очередь знаний, которые они приобретают в вузе. Ценность высшего образования для студентов-первокурсников связана в первую очередь с гарантиями нормальных материальных условий жизни и востребованностью на рынке труда специалистов с высшим образованием.

Однако степень осознанности выбора вуза и специальности подготовки находится на достаточно низком уровне. Почти четверть опрошенных студентов не осознанно выбирали вуз. Они поступали в ЮГУ «за компанию», из-за не высокого конкурса или просто от безразличия в какой вуз поступать. Подобная ситуация прослеживается и при выборе специальности обучения. Большинство поступающих в вуз не знакомы с особенностями выбираемой ими профессии, с уровнем конкуренции специалистов данной квалификации на рынке труда.

Мотивы выбора вуза и профессии современной молодежью

(на примере первокурсников ЮГУ) Вышесказанное позволяет нам заключить, что первокурсники ориентированы исключительно на внешние факторы выбора вуза или на факторы, не связанные с выбором образовательной профессиональной траектории. Безусловно, такая тенденция приводит к следующим последствиям на разных уровнях:

- на личностном уровне - ведет к «профессиональному разочарованию», депрессивному настроению, внутриличностным конфликтам, потерянному времени и деньгам;

- на уровне конкретного социального института (вуза) - оборачивается потерей вузом «своего» абитуриента, возможным снижением престижа конкретного вуза и высшего образования в целом;

- на уровне общества - нерациональное использование государством денег, повышение безработицы среди молодежи, нехватке квалифицированных кадров.

Все это говорит о необходимости более качественной профориентационной работы, способной обеспечить более осознанный выбор профессии.

Считаем, что для успешной агитационной компании ЮГУ необходимо налаживать профо-риентационное взаимодействие вуза и школ города с целью организации профориентационного сопровождения, включающего как личностное, так и профессиональное самоопределение:

- профориентационное тестирование и консультирование детей и подростков;

- циклы развивающих занятий с применением активных методов обучения: мультсериалов, профориентационных настольных игр, интерактивных игр, видеофильмов;

- тематические развивающие тренинги;

- экскурсии и встречи с профессионалами по актуальным для ребят профессиям;

- психологическое сопровождение и поддержка (в том числе и родителей).

Целью дальнейшего нашего исследования является внедрение и доказательство эффективности описанной схемы профориентационного сопровождения.

Литература

1. Анализ мотивации абитуриентов 2014 года при выборе медицинского вуза [Текст] / Т. Е. Потемина, Л. В. Ловцова, Н. А. Яркова [и др.] // Медицинский альманах. - 2014. - № 3.

2. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами, на различных этапах процесса поступления [Текст] / Рыченков М. В., Рыченкова И. В., Кире-ев В. С. // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.

3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. - М. : Академия, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.