Научная статья на тему 'Первокурсник химикометаллургического факультета: как он попал в Горный университет, чего хочет и к чему стремится (социологическое исследование среди студентов первого курса)'

Первокурсник химикометаллургического факультета: как он попал в Горный университет, чего хочет и к чему стремится (социологическое исследование среди студентов первого курса) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТ / ПЕРВОКУРСНИК / ГЕНДЕР / ВЫБОР МЕСТА РАБОТЫ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин С.И., Васильев Ф.А., Кремчеева Д.А.

Изложены результаты социологического исследования среди студентов первого курса химико-металлургического факультета. Вопросы исследования: мотивы поступления в Горный университет, факторы, повлиявшие на выбор профессии, удовлетворенность учебным процессом и условиями обучения, видение перспектив самореализации в выбранной профессии и факторы выбора места работы. Дан анализ полученных результатов и рекомендации по привлечению абитуриентов в Горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокин С.И., Васильев Ф.А., Кремчеева Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первокурсник химикометаллургического факультета: как он попал в Горный университет, чего хочет и к чему стремится (социологическое исследование среди студентов первого курса)»

УДК 303.6:378.151

C.И.СОРОКИН, канд.истор. наук, доцент, serg_sorokin-48@mail.ru Ф.А.ВАСИЛЬЕВ, магистрант, vafyodor@ya.ru Д.А.КРЕМЧЕЕВА, канд. техн. наук, kremzia@yahoo.com

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

S.I.SOROKIN, PhD in hist., associate professor, serg_sorokin-48@mail.ru F.A.VASILIEV, under-graduate student, vafyodor@ya.ru

D.A.KREMCHYEEVA, PhD in eng. sc., kremzia@yahoo.com

National Mineral Resources University (Mining University), Saint Petersburg

ПЕРВОКУРСНИК ХИМИКО- МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: КАК ОН ПОПАЛ В ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ЧЕГО ХОЧЕТ И К ЧЕМУ СТРЕМИТСЯ (СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА)

Изложены результаты социологического исследования среди студентов первого курса химико-металлургического факультета. Вопросы исследования: мотивы поступления в Горный университет, факторы, повлиявшие на выбор профессии, удовлетворенность учебным процессом и условиями обучения, видение перспектив самореализации в выбранной профессии и факторы выбора места работы. Дан анализ полученных результатов и рекомендации по привлечению абитуриентов в Горный университет.

Ключевые слова: абитуриент, первокурсник, гендер, выбор места работы, самореализация, трудовая мобильность.

FRESHMAN OF CHEMICAL AND METALLURGICAL DEPARTMENT: HOW HE GOT INTO MINING UNIVERSITY AND WHAT HE WANTS (SOCIOLOGICAL RESEARCH AMONG

FIRST-YEAR STUDENTS)

The article analyses the results of an opinion survey of first-year students of the Chemistry and metallurgy department of the Mining University. The attention was concentrated on their reasons for entering the university, factors affecting their choice, academic activities and the studying conditions contentment, their views on future jobs and employment possibilities. Some recommendations for attracting attention of a greater number of potential applicants were given.

Key words: freshman, gender, choice of employment, self-realization, labor mobility.

В последнее время вузы сталкиваются с серьезными проблемами при наборе студентов на первый курс. Это и уровень подготовки абитуриентов к обучению, и степень мотивации поступления, в частности, в Горный университет. По словам начальника отдела профессионального образования комитета по науке и высшей школе городской администрации Санкт-Петербурга

А.Матвеева борьба вузов за каждого абитуриента обостряется из года в год [1]. В таких условиях важно учитывать уровень подготовки поступающих в университет, ведь от этого напрямую зависит успешность Горного университета в будущем. Данное исследование является попыткой оценить подготовленность студентов, поступивших на первый курс в 2011 г.

240 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.206

При проведении социологического исследования среди первокурсников химико-металлургического факультета, нами были поставлены две цели: выяснить их мотивы поступления в Горный университет, факторы, повлиявшие на выбор вуза, а также оценить удовлетворенность учебным процессом и условиями обучения; видение перспективы собственной реализации в выбранной профессии, факторы выбора места работы.

Необходимая информация собиралась методом анкетного опроса [2]. Для достижения поставленных целей был решен ряд задач. Прежде всего, была составлена опросная карта, затем был проведен опрос студентов всех групп химико-металлургического факультета (было опрошено 120 студентов, что составляет 70 % списочной численности первокурсников факультета). Собранная таким образом информация была проанализирована и интерпретирована.

Опросная карта состоит из двух частей [3]. В первой части студентам необходимо было ответить на закрытые вопросы с заранее подобранными вариантами ответов, а также дать свой вариант ответа на открытые вопросы. Всего в первой части содержится двенадцать основных вопросов, разделенных на три блока:

• выяснение мотивации поступления в Горный университет;

• оценка удовлетворенности процессом обучения;

• выяснение видения первокурсниками перспектив собственной реализации.

Во второй части содержатся вопросы для сбора информации о респондентах, социальном статусе их родителей и уровне их достатка.

Собранная информация о респондентах показала, что на первом курсе химико-металлургического факультета учатся в основном 18-летние (63 % опрошенных), 17- и 19-летние - 18 % и всего двум студентам к моменту опроса исполнилось 20 лет. При этом девушек оказывается почти в 2 раза меньше, чем юношей (34 % против 66 % юношей).

Относительное большинство опрошенных выросли в семьях рабочих специали-

стов (34 %), у значительного количества опрошенных студентов родители работают на руководящих должностях (29 %) и еще менее чем у 1/5 родители являются служащими (рис.1). При этом половина опрошенных студентов ответили, что живут в семьях со средним доходом 20-40 тыс.руб. в месяц. У пятой части студентов доходы семьи ниже 20 тыс.руб., столько же утверждает, что доход их семей в месяц составляет 40100 тыс.руб., и лишь у 12 % семья имеет ежемесячный доход более 100 тыс.руб.

Как оказалось, четверо из пяти студентов химико-металлургического факультета приехали поступать в Горный университет из регионов. При этом география довольно широкая: от Ростова-на-Дону до Мурманска и от Калининграда до Улан-Удэ.

Достаточно интересно было проанализировать то, из каких источников абитуриенты получали информацию о Горном университете: почти 1/3 ответили, что впервые услышали о нем от своих родителей; 21 % респондентов - от друзей, 14 % - из справочника вузов и 12 % - от знакомых. Из СМИ и ресурсов сети Интернет узнали о Горном университете лишь 8 и 9 % соответственно. К сожалению, очень немногие из тех, кто не связан с минерально-сырьевым комплексом и горной промышленностью, знают о нас. В связи с этим стоит прикладывать дополнительные усилия по распространению информации о деятельности университета и увеличивать присутствие информации в глобальной сети. Это стало особенно актуально после переименования вуза.

Интересно было посмотреть и на то, чем руководствовались вчерашние школьники, определяясь с местом получения высшего образования. Треть респондентов (33 %) ответили, что поступили именно в Горный университет по совету родителей, 10 % - по совету друзей, столько же сказали, что учиться в этом вузе престижно, еще для 5 % опрошенных определяющим стало наличие военной кафедры; 22 % респондентов сказали, что поступили в Горный университет потому, что всегда хотели работать в горной промышленности, и лишь 4 % поступили случайно.

Безработные Пенсионеры

Рабочие специалисты 34 %

Рис.1. Социальный статус родителей

Рис.2. Трудности, с которыми сталкиваются студенты первого курса химико-металлургического факультета

во время учебы

Для оценки удовлетворенности процессом обучения студентам первого курса задавались вопросы: «Нравится ли Вам учиться в этом вузе?»; «Что вызывает у Вас наибольшие трудности»? (рис.2). На первый вопрос почти все ответили положительно, лишь 2 % сказали, что им скорее не нравится. Проблемы, названные в ответах на второй вопрос, можно разделить на две категории: непосредственно связанные с учебой и напрямую к ней не относящиеся. Достаточно велика (22 %) доля тех, кто проблем в учебном процессе не испытывает. Стоит от-

242 _

метить, что весьма много тех, кто сталкивается с проблемами при освоении учебной программы по дисциплине «Химия». Сюда относятся студенты групп «Автоматизации производственных процессов (в металлургии)» практически в полном составе, что свидетельствует о недостаточной довузовской подготовке по данному предмету.

Среди проблем, непосредственно не связанных с учебой, лидирующие позиции занимает проблема очередей. Первокурсники говорят, что с очередями им приходится сталкиваться в столовых, кафе, библиотеке,

в кассе, при получении форменных пиджаков, оформлении и получении различных документов и справок. Возникновение проблем с очередями, возможно, в первую очередь, связано с неумением первокурсников правильно выстраивать приоритеты и организовывать свое время. Но, безусловно, для решения этих проблем необходима и рациональная организация работы административных служб университета. Например, оплату за проживание в общежитии можно было бы осуществлять через платежный терминал, который следовало поставить прямо у кассы, или через банкоматы банков, с которыми сотрудничает университет. Также можно изыскать возможности для управления потоками первокурсников во время оформления ими документов и получения справок в первые месяцы их учебы.

При любой деятельности по достижению наилучших результатов необходимо четко определить цели. С этой точки зрения было интересно узнать, как видят свое будущее после окончания обучения в университете нынешние первокурсники. Оказалось, по выбранной специальности на данный момент собирается работать 86 % опрошенных, еще 3 % намерены продолжить свое образование в аспирантуре. Лишь 4 % по специальности работать не собираются, а 7 % еще не определились со своими планами на будущее.

Весьма оптимистичны ответы на вопрос: «Собираетесь ли Вы через 10 лет стать начальником»? Большинство (83 %) ответили, что они намерены занимать руководящие должности. И только 3 % выразили сомнение, а 14 % затруднились с ответом.

Значительная часть опрошенных (46 %) после окончания университета хотела бы остаться в Санкт-Петербурге, 1/4 - хотят найти работу за границей, 22 % выбор места работы связывают с уровнем предполагаемой заработной платы. Лишь 6 % респондентов собираются вернуться домой.

В результате статистического анализа значимости факторов, влияющих на выбор студентами места работы, наиболее значительными критериями являются уровень заработной платы и перспектива карьерного

роста. При рассмотрении этих же факторов с учетом гендерного признака, для юношей наибольшее значение имеет размер заработной платы, в то время как для девушек -размер компании.

Если сравнить уровень потенциальной трудовой мобильности среди первокурсников из Санкт-Петербурга и иногородних, то оказывается, что петербуржцы в меньшей степени готовы переехать на место работы в другой регион. Для них альтернативой является только работа за границей, тогда как иногородние также рассматривают работу с точки зрения размера заработной платы. При рассмотрении тех же критериев с учетом гендерного признака девушки предпочтут остаться работать в Санкт-Петербурге и только размер заработной платы может заставить их выбрать другой город. Для юношей альтернативой Санкт-Петербургу является только работа за границей.

Выводы

В результате социологического исследования, проведенного среди студентов первого курса химико-металлургического факультета, установлено, что почти половина из них поступали по совету близких и друзей, а 22 % выбрали Горный университет осознанно, желая работать в горной отрасли. Абсолютному большинству нравится учиться, при этом больше половины респондентов говорят о сложностях, возникающих во время учебы.

Перспективы самореализации в выбранной профессии первокурсники оценивают трезво и почти все собираются работать по специальности. Наиболее важными факторами выбора будущего места работы первокурсники считают размер заработной платы и перспективы карьерного роста, при этом для девушек немаловажны престиж и размеры компании. Большинство студенток собираются после окончания университета работать в Санкт-Петербурге и только существенное превышение размера предлагаемой заработной платы в другом городе может заставить их уехать, в то время как юноши согласятся покинуть

Санкт-Петербург только ради жизни и работы за границей.

Результаты данного исследования могут быть использованы приемной комиссией Горного университета для ведения работы по привлечению абитуриентов в университет, отделом по воспитательной работе со студентами при составлении комплексной программы улучшения морально-психологической обстановки в университете. Данные по предпочтениям студентов при трудоустройстве могут оказаться полезными отделу практик, а также отделам по работе с персоналом компаний горной отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петербург теряет выпускников. http: // www. vipusknoy. spb.ru / 00-1.html? id = 99

2. Гидденс Э. Социология / Ред. К.Бердсоле: Пер. с англ. Изд. 2-е перераб. и доп. М., 2005.

3. Завражин В.Н. Социология: Учеб. пособие / В.Н.Завражин, С.И.Сорокин, Л.Н.Харченко. СПГГИ. СПб, 2008.

REFERENCES

1. Petersburg loses graduates leavers. http: // www. vipusknoy. spb.ru / 00-1.html? id = 99

2. GiddensE. Sociology / Edit. by K.Berdsolle: Translation from English. Moscow, 2005.

3. Zavrazhin V.N., Sorokin S.I., Kharchenko L.N. Sociology: Textbook. SPMI. Saint Petersburg, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.