Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на выбор профессии студентов из числа коренных малочисленных народов cевера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры'

Факторы, влияющие на выбор профессии студентов из числа коренных малочисленных народов cевера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
356
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / СТУДЕНТЫ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРО-ДОВ СЕВЕРА / РОЛЬ СЕМЬИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / A TRADE CHOICE / STUDENTS FROM AMONG THE RADICAL SMALL PEOPLE OF THE NORTH / A FAMI-LY ROLE / VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ткачук Н. В.

Данная статья подготовлена на основе данных, полученных в результате проведенного социологического исследования среди учащихся и студентов из числа корен-ных малочисленных народов Севера на тему «Мотивы выбора профессии и способности к адаптации в условиях современного рынка труда». На фоне всех социально-экономических перемен в экономике Ханты-Мансийского автономного округа проблема безработицы среди молодежи представителей КМНС актуальна и является одним из показателей качества жизни малочисленных народов Югры. В вопросах выбора профессии и дальнейшего трудоустрой-ства наиболее уязвимой группой является молодежь из числа коренных малочисленных на-родов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS INFLUENCING AT A CHOICE OF A TRADE BY STUDENTS FROM AMONG THE RADICAL SMALL PEOPLE OF THE NORTH KHANTY-MANSIYSK OF AUTONOMOUS REGION - YUGRA

Given article is prepared on the basis of data received as a result of the carried out sociological research among pupils and students from among the radical small people of the North on a theme «Motives of a choice of a trade and ability to adaptation in the conditions of a modern labour market». Against all social and economic changes in economy Khanty-Mansiysk of auto-nomous region the problem of unemployment among youth of representatives the North is actual and is as one of indicators of quality of a life of small people Yugra. In questions of a choice of a trade and the further employment by the most vulnerable group the youth from among the radical small people of the North is.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на выбор профессии студентов из числа коренных малочисленных народов cевера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Ткачук Н. В.

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, Ханты-Мансийск

Факторы, влияющие на выбор профессии студентов из числа коренных

малочисленных народов севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

The factors influencing at a choice of a trade by students from among the radical small people of the North Khanty-Mansiysk of autonomous region - Yugra

УДК 331.5; 159.922; 316.3 ; 908

Аннотация. Данная статья подготовлена на основе данных, полученных в результате проведенного социологического исследования среди учащихся и студентов из числа коренных малочисленных народов Севера на тему «Мотивы выбора профессии и способности к адаптации в условиях современного рынка труда». На фоне всех социально-экономических перемен в экономике Ханты-Мансийского автономного округа проблема безработицы среди молодежи представителей КМНС актуальна и является одним из показателей качества жизни малочисленных народов Югры. В вопросах выбора профессии и дальнейшего трудоустройства наиболее уязвимой группой является молодежь из числа коренных малочисленных народов Севера.

Summary. Given article is prepared on the basis of data received as a result of the carried out sociological research among pupils and students from among the radical small people of the North on a theme «Motives of a choice of a trade and ability to adaptation in the conditions of a modern labour market». Against all social and economic changes in economy Khanty-Mansiysk of autonomous region the problem of unemployment among youth of representatives the North is actual and is as one of indicators of quality of a life of small people Yugra. In questions of a choice of a trade and the further employment by the most vulnerable group the youth from among the radical small people of the North is.

Ключевые слова: выбор профессии, студенты из числа коренных малочисленных народов Севера, роль семьи, профориентация.

Key words: a trade choice, students from among the radical small people of the North, a family role, vocational guidance.

Выпускники школ и абитуриенты стоят перед нелегким выбором будущей профессии. Не всем легко осознать значимость и важность данного выбора. К сожалению, для большинства это необдуманный шаг. В данном случае нас интересует социальный процесс, а именно выбор профессии.

На протяжении всей профессионально-трудовой деятельности человек неоднократно встает перед выбором профессии - в связи с изменениями техники, технологии и организации производства, социально-экономической ситуации в обществе, переменами в интересах и склонностях индивида, его физических и умственных способностях и возможностях, его семейном и материально-бытовом положении и т. д. Поэтому необходим социологический анализ выбора профессии на стадии как первичного выбора, в момент вступления человека в самостоятельную трудовую жизнь, так и на последующих стадиях его жизненного цикла... [1, 79-80]. В нашем социологическом опросе мы затрагиваем вопрос выбора профессии «на стадии первичного выбора».

В середине 2009 г. был проведен анкетный опрос среди студентов, обучающихся на базе Ханты-Мансийского Технолого-педагогического колледжа (ТПК) по специальности «Родной язык и литература». Опрошено 65 студентов. Возраст студентов составил от 15 до 19 лет.

Также в 2010 г. были опрошены студенты Югорского государственного университета (ЮГУ) - 42 человека. Всего в опросах приняли участие 109 респондентов. На базе ЮГУ: манси - 73,8%, ханты - 21,4%, другие КМНС - 4,8%. Юношей - 14,3%, девушек - 85,7%. На базе колледжа: манси - 46,2%, ханты - 49,2%, другие КМНС - 4,6%. Юношей - 7,8%, девушек - 92,2%.

Инструментарием исследования для опросов являлась анкета, которая содержала в себе 18 вопросов с вариантами ответов, соответствующих исследовательскому интересу. Дополнительно к анкетному опросу было проведено глубинное интервью по теме «Мотивы выбора профессии и способности к адаптации в условиях современного рынка труда». Интервью дополняло ответы студентов и дало основание не усомниться во вдумчивых высказываниях молодых людей.

По результатам социологических исследований студенты ЮГУ и ТПК, отвечая на вопрос «При Вашем выборе будущей профессии сыграли свою роль...» ролевую значимость при выборе профессии отдали семье - 40,5% и 52,3% соответственно, затем друзьям - 3% и 4% соответственно, учителям - 4,8% и 6,2% соответственно. Результаты ответов весьма порадовали, так как лидирующее место занимает семья, что немаловажно играет при выборе профессиональной деятельности, но по нашим ожидаемым результатам, школа должна была бы занять лидирующее место, но и не последнее (табл. 1).

Таблица 1. Ответы респондентов на вопрос «При Вашем выборе будущей профессии

сыграли свою роль», п**=107

Варианты ответов Студенты ЮГУ Студенты Технолого-педагогического колледжа

Число ответивших % от числа опрошенных Число ответивших % от числа опрошенных

Семья 17 40,5 34 52,3

Друзья 4 9,5 3 4,6

Учителя 2 4,8 4 6,2

Другое 18 42,9 25 38,5

Итого ответивших 41 97,6 64 98,5***

Затруднялись ответить 1 2,4 1 1,5

Итого 42 100,0 65 100,0

**Число респондентов

***В данном случае рассчитана не сумма, а отношение числа ответивших к числу опрошенных

Таким образом, можно допустить, что система профориентаций выпускников в сельских школах* отсутствует, а вот влияние семьи на ребенка в выборе профессии существенно. По нашим предварительным оценкам, профессиональному становлению абитуриента могли послужить профессиональные традиции, которые сложились в конкретной семье. Но следующие ответы не оправдали наших ожиданий. Вариант ответа «традиции семьи» выбрали

* Все респонденты были выпускниками сельских школ.

86

лишь 7,1% студентов Югорского университета и 3,1% студентов Технолого-педагогического колледжа. По мнению студентов ЮГУ, немаловажную роль при поступлении в учебное заведение играла доступность специальности (табл. 2). Под словом «доступность» подразумевали: невысокие требования при сдаче вступительных экзаменов; невысокий конкурсный отбор; возможность поступить на бюджетное место. Во время интервью на тему профессионального выбора студенты выпускного курса по специальности «Преподаватель родного языка и литературы» высказывались следующим образом: «Лишь бы провести время», «Хочу остаться работать в городе» и пр.

Таблица 2. Ответы респондентов на вопрос «Мотивация Вашего выбора специальности?», п*=107

Варианты ответов Студенты ЮГУ Студенты Технолого-педагогического колледжа

Число ответивших % от числа опрошенных Число ответивших % от числа опрошенных

Престижность 0 0,0 9 13,8

Потребность 6 14,3 24 36,9

Традиции семьи 3 7,1 2 3,1

Доступность 20 47,6 18 27,7

Другое 13 31,0 10 15,4

Итого ответивших: 42 100,0 61 93,8**

Затруднялись ответить 0 0,0 4 6,2

Итого 42 100,0 65 100,0

* Число респондентов

** В данном случае рассчитана не сумма, а отношение числа ответивших к числу опрошенных.

При этом респонденты понимали, что при трудоустройстве по выбранной специальности они могут столкнуться с рядом проблем. Отвечая на вопрос «После окончания учебного заведения насколько оцениваете вероятность Вашего трудоустройства?» 57,1% респондентов ЮГУ отметили, что не уверены в своем быстром трудоустройстве (табл. 3).

Таблица 3. Ответы респондентов на вопрос «После окончания учебного заведения насколько оцениваете вероятность Вашего трудоустройства?», п*= 42

Варианты ответа Число ответивших % от числа опрошенных

Уверен, что трудоустроюсь сразу 8 19,0

Не уверен, что трудоустроюсь сразу 24 57,1

Уже работаю 8 19,0

Другое 3 7,1

Итого ответивших: 42 100,0**

Нет данных 0 0,0

Итого 42 100,0

* Число респондентов

**В данном случае рассчитана не сумма, а отношение числа ответивших к числу опрошенных.

Отметим, что выпускники в лучшем случае трудоустроятся, но не по специальности, на которую потратили 3-5 лет, а так необходимые опыт и навыки трудовой деятельности придется приобретать в новой профессии, чаще всего в сфере услуг (продавцы-консультанты, официанты, охранники и пр.).

Таким образом, в определении будущей профессии роль семьи немаловажна, но при этом родители чаще всего ориентируют детей на «доступность», исходя из материальных (социальных) факторов. В данном социологическом опросе и в интервью с молодыми людьми показано, что при выборе профессиональной деятельности своего ребенка семья не всегда рассматривает первостепенные внутренние факторы - увлечения, творческие способности ребенка, склад ума, темперамент, а также рейтинг учебных заведений по качеству образования. Выбор специальности, учебного заведения, города, где будет учиться ребенок, диктуется не желанием ребенка, а материальной возможностью семьи.

Важно отметить несколько фактов, которые существуют при выборе специальности студентами. Большинство студентов, участвовавшие в опросе, по национальности манси, ханты предпочли специальность «Преподаватель родного языка, литературы» - 59,5%. Но неуверенность в своем выборе показали ответы на вопрос о предпочитаемом месте жительства и работы. Результаты ответов на вопрос «После окончания ВУЗа где бы предпочли работать?» таковы: в городе - 71,4%, в сельской местности - 23,8%. То есть, останутся жить в городе, но работать, вероятнее всего, придется не по специальности, так как специальность выбирали по доступности - 47,6%, и не уверены, что трудоустроятся -57,1%. Для сравнения отметим, что всего 19% респондентов уверены, что трудоустроятся сразу (табл. 2 и 3).

Полученные данные анкетного опроса, высказывания во время коротких интервью, дают основание думать, что многим юношам и девушкам, вероятно, придется столкнуться с проблемами трудоустройства. В перспективе не для всех выпускников окончание ВУЗа и получение дипломов есть гарантия в трудоустройстве и возможность реализовать себя в конкурентной среде.

Принятие законов, региональных программ, в частности, целевой программы «Молодежь Югры», дают механизмы для создания учреждений и применения их деятельности, мероприятий на практике по социализации молодежи в обществе. Окружной закон № 63-оз «О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» предусматривает [2]:

1) взаимодействие с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования автономного округа по трудоустройству выпускников;

2) разработку, утверждение и реализацию программ и мероприятий по профессиональному самоопределению молодежи на рынке труда, развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, обеспечение участия молодежи в реализации федеральных программ, если иное не установлено федеральным законодательством;

3) содействие в создании центров консультирования по вопросам выбора профессии, трудоустройства и трудового законодательства;

4) создание актуализированной базы данных о свободных рабочих местах и вакансиях, в том числе временных и сезонных, для молодых граждан, обучающихся в учреждениях профессионального образования, находящихся на территории автономного округа;

5) разработку, утверждение и реализацию программ содействия временному трудоустройству молодежи;

6) содействие в социально-трудовой адаптации молодых граждан, находящихся в трудовой жизненной ситуации;

7) содействие в организации и проведении стажировок, студенческих практик и иных мероприятий с целью трудоустройства и профессиональной адаптации молодых граждан, обучающихся в учреждениях профессионального образования, находящихся на территории автономного округа;

8) осуществление иных мер, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

В рамках действия данного закона в окружном центре (2006 г.) было создано муниципальное учреждение «Молодежный центр», одним из направлений, работы которого является трудоустройство подростков и молодежи.

Вопрос системы профориентации молодежи актуален для большинства регионов России. На причины переизбытка одних профессий и дефицит других на примере Пер м-ского края С. П. Парамонова, В. А. Фирсова указывают на следующие факторы:

1) система профориентации отсутствует, осуществляются лишь отдельные мероприятия;

2) отсутствует имидж базовых рабочих профессий; 4) нет гарантии трудоустройства по той профессии, которую выпускник получает; 5) очевиден низкий уровень информированности молодого поколения о самом главном - труде, о содержании профессии, специальностей [3, 371].

Анализом проблем трудоустройства коренных малочисленных народов Севера, проживающих в ХМАО - Югре, и перспективы их решения в своих работах затрагивают исследователи В. Г. Логинов, А. В. Мельникова [4]. Т. Г. Харамзин, Н. Г. Хайруллина [5, 133] поднимают не менее актуальную проблему конкурентоспособности коренных народов на рынке труда. Авторы в своих работах делают вывод, что реализация возможности трудиться в привлекательных сферах деятельности у коренного населения Севера будет зависеть от успешности развития тех или иных отраслей, количества и качества рабочих мест и профессиональной подготовки лиц, желающих занять эти места.

В заключение еще раз отметим, что среди факторов, оказывающих влияние на выбор специальности, заметную роль играют материальные причины, сложившиеся в семьях. И в целом студенты принимают решения не всегда самостоятельно, полагаясь на окружающих. Приобретенная специальность в ВУЗе не дает возможности желаемого рабочего места. Поэтому правильнее было бы ориентировать молодежь из числа КМНС при выборе профессии на социальный спрос и государственный заказ. Также требуется активное участие школ для ведения работ по профориентации школьников и тесное сотру д-ничество учебных заведений с Центрами занятости, работодателями.

Литература

1. Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. 672 с.

2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2006 года №63 -оз «О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» // Официальный сайт органов государственной власти ХМАО - Югры: URL: www.admhmao.ru (дата обращения 10.10.11).

3. Парамонова С. П., Фирсова В. А. Молодые когорты Пермского края перед вступлением в трудовую жизнь // Регионы России: экономика, культура, история. Материалы Международной научно-практической конференции. Березники, 2009. С. 371.

4. Логинов В. Г., Мельников А. В. Трудовые ресурсы и занятость населения ХМАО - Югры: проблемы и перспективы. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2009. 78 с.

5. Харамзин Т. Г., Хайруллина Н. Г. Мониторинг социального самочувствия обских угров. СПб., ООО «Миралл», 2006. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.