Научная статья на тему 'МОТИВЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

МОТИВЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В КАРЬЕРЕ / ДИНАМИКА СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова Ирина Владимировна

Обосновывается актуальность проблемы психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности студентов, будущих учителей физической культуры, которая выражается в желании работать по выбранной специальности в соответствии с ценностными карьерными ориентациями и профессиональными мотивами. Объективными факторами профессиональной мотивации студентов в системе вузовского образования являются условия обучения в вузе, организация образовательного процесса в целом. К субъективным факторам относятся индивидуальные особенности личности, интерес к спорту и физической культуре, имеющийся опыт спортивной деятельности. Таким образом, у будущих учителей физической культуры профессиональная и спортивная мотивация связаны между собой. Представлены результаты исследования спортивной мотивации студентов, подтверждающие высокую значимость мотивов физического самоутверждения, эмоционального удовольствия, достижения успеха в спорте, гражданско-патриотического воспитания. Среди карьерных ориентаций для студентов высока ценность стабильности работы педагогом, что обеспечивает потребность в безопасности и уверенности в будущем, ценность работы с людьми, стремление оказывать помощь людям («служение»), равнозначны ценности семьи, профессиональной карьеры, саморазвития («интеграция стилей жизни»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мешкова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES OF SPORTS ACTIVITY AS A FACTOR OF CAREER ORIENTATIONS OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

The relevance of the problem of psychological readiness for professional pedagogical activity of students, future teachers of physical culture, which is expressed in the desire to work in the chosen specialty in accordance with value career orientations and professional motives, is substantiated. The objective factors of professional motivation of students in the system of higher education are the conditions of study at the university, the organization of the educational process as a whole. Subjective factors include individual personality traits, interest in sports and physical culture, and experience in sports activities. Thus, professional and sports motivation of future teachers of physical culture are interconnected. The results of a study of students' sports motivation are presented, confirming the high importance of the motives of physical self-affirmation, emotional pleasure, success in sports, and civic-patriotic education. Among the career orientations for students, the value of the stability of work as a teacher is high, which provides the need for security and confidence in the future, the value of working with people, the desire to help people ("service"), are equivalent to the values of the family, professional career, self-development ("integration of lifestyles").

Текст научной работы на тему «МОТИВЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Таблица 3

Корреляции между типами-стадиями формирования функциональной системы и профессиональными типами

личности

Типы-стадии формирования функциональной системы Профессиональные типы личности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Типы-стадии формирования функциональной системы 1 1,00 0,03 0,29 -0,04 0,05 0,15 0,71 0,21 -0,12 0,04 0,19 0,35

2 1,00 -0,17 0,15 -0,04 0,14 0,05 0,59 -0,20 0,21 0,14 -0,18

3 1,00 0,03 -0,07 0,16 0,21 0,30 0,42 -0,12 -0,06 0,21

4 1,00 0,17 -0,06 0,13 -0,07 0,21 0,52 -0,13 0,17

5 1,00 0,16 0,18 -0,05 0,13 -0,11 0,57 -0,05

6 1,00 0,18 0,21 -0,01 0,14 0,18 0,65

Профессиональные типы личности 7 1,00 -0,23 0,15 -0,06 0,28 0,14

8 1,00 0,19 0,13 -0,08 0,13

9 1,00 0,05 -0,06 0,19

10 1,00 0,31 0,21

11 1,00 -0,24

12 1,00

Цель была достигнута, задачи решены и гипотеза подтвердилась.

Выводы. Перепроверена на «базисность» (т.е. на «полноту» и «упорядоченность») типология стадий формирования функциональной системы личности с помощью сопоставления ее с эталонной системно-базисной профтипологией личности по Д. Голланду. Создан тест для определения профиля типов-стадий формирования функциональной системы личности. Валидизация новой методики на измерение типов-стадий формирования функциональной системы личности проводилась в направлении конструктивной валидности. Этот тип валидности отражает степень репрезентации исследуемого типологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта выступали типы-стадии формирования функциональной системы личности. Эталонный трехмерно-базисный валидный тест Д. Голланда является независимым критерием и в данном случае позволил проверить критериальную валидность вновь созданного теста. Использование принципа семантической близости позволило установить взаимно-однозначное соответствие психологических характеристик типов-стадий формирования функциональной системы личности и типов профнаправленности личности («типологический изоморфизм»). Литература:

1. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. - Санкт-Петербург: Медицина,

2016. - 149 с.

2. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии / Б.Ф. Ломов // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 31-45.

3. Мазилов, В.А. Методология психологической науки: история и современность / В.А. Мазилов. - Ярославль: ЯГПУ,

2017. - 419 с.

4. Малышев, К.Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях / К.Б. Малышев. -Вологда-Курск, Изд-во ЗАО «Университетская книга». - 2020. - 215 с.

5. Малышев, К.Б. Основы психоалгебры / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, Изд-во «Университетская книга». - 2021. - 157 с.

6. Малышев, К.Б. Системно-факторный анализ в психологии / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, Изд-во ЗАО «Университетская книга». - 2019. - 180 с.

7. Поваренков, Ю.П. Психология становления профессионала / Ю.П. Поваренков. - Ярославль, ЯГПУ, 2000. - 98 с.

Психология

УДК 159.9:378.172

кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

МОТИВЫ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности студентов, будущих учителей физической культуры, которая выражается в желании работать по выбранной специальности в соответствии с ценностными карьерными ориентациями и профессиональными мотивами. Объективными факторами профессиональной мотивации студентов в системе вузовского образования являются условия обучения в вузе, организация образовательного процесса в целом. К субъективным факторам относятся индивидуальные особенности личности, интерес к спорту и физической культуре, имеющийся опыт спортивной деятельности. Таким образом, у будущих учителей физической культуры профессиональная и спортивная мотивация связаны между собой. Представлены результаты исследования спортивной мотивации студентов, подтверждающие высокую значимость мотивов физического самоутверждения, эмоционального удовольствия, достижения успеха в спорте, гражданско-патриотического воспитания. Среди карьерных ориентаций для студентов высока ценность стабильности работы педагогом, что обеспечивает потребность в безопасности и уверенности в будущем, ценность работы с людьми, стремление оказывать помощь людям («служение»), равнозначны ценности семьи, профессиональной карьеры, саморазвития («интеграция стилей жизни»).

Ключевые слова: профессиональная мотивация студентов, мотивы занятий спортом, ценностные ориентации в карьере, динамика спортивной мотивации, студенты педагогического вуза.

Annotation. The relevance of the problem of psychological readiness for professional pedagogical activity of students, future teachers of physical culture, which is expressed in the desire to work in the chosen specialty in accordance with value career orientations and professional motives, is substantiated. The objective factors of professional motivation of students in the system of higher education are the conditions of study at the university, the organization of the educational process as a whole. Subjective factors include individual personality traits, interest in sports and physical culture, and experience in sports activities. Thus, professional and sports motivation of future teachers of physical culture are interconnected. The results of a study of students' sports motivation are presented, confirming the high importance of the motives of physical self-affirmation, emotional pleasure, success in sports, and civic-patriotic education. Among the career orientations for students, the value of the stability of work as a teacher is high, which provides the need for security and confidence in the future, the value of working with people, the desire to help people ("service"), are equivalent to the values of the family, professional career, self-development ("integration of lifestyles").

Key words: professional motivation of students, motives for going in for sports, value orientations in a career, dynamics of sports motivation, students of a pedagogical university.

Введение. В современных условиях развития отечественного педагогического образования актуальной является проблема формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, которая выражается в желании работать по выбранной специальности в соответствии с ценностными ориентациями в карьере и профессиональными мотивами.

В своей жизни человек осуществляет выбор профессии на основе личных интересов и системы ценностей, не противоречащих интересам общества и общественным ценностям. Формирование профессиональных интересов и представлений о профессиях начинается еще в дошкольном возрасте, затем продолжается во время обучения в школе и к моменту ее окончания у старшеклассников должны сложиться осознаваемые мотивы выбора профессии. Многочисленные исследования показывают, что не все старшеклассники осознанно подходят в этому жизненному этапу. Как отмечает Е.В. Романова, среди студентов педагогического вуза немало тех, для кого учебное заведение - «временное пристанище», и скорее всего после его окончания они будут избегать работы в школе [3, С. 280].

Среди большого количества студентов, выбирающих профили подготовки в педагогическом вузе на основе интереса к различным областям научного знания (физика, химия, история, иностранный язык и др.), можно выделить студентов, выбирающих профиль «физическая культура». У них мотив выбора педагогической профессии определяется интересом к спорту, наличием опыта спортивной деятельности, участием в спортивных соревнованиях различного уровня, представлением о методике проведения учебно-тренировочных занятий в спортивных секциях. Таким образом, мотивы спортивной деятельности и самореализации в спорте становятся важным фактором подготовки молодежи к профессиональной деятельности [1, С. 42], способствуют формированию профессиональной мотивации будущих учителей физической культуры.

Под профессиональной мотивацией студентов в системе вузовского образования понимается совокупность факторов и процессов, побуждающих и направляющих индивида к изучению будущей профессиональной деятельности [цит. по: 4, С. 67]. К объективным факторам профессиональной мотивации студентов относятся условия обучения в вузе, параметры образовательной среды, организация образовательного процесса в целом. К субъективным факторам можно отнести индивидуальные особенности личности (физические качества, особенности психики, субъектные свойства), имеющийся опыт спортивной деятельности, значимость спортивной мотивации в формировании профессиональной направленности студентов. Особенность профессиональной мотивации студентов заключается в том, что она «не только выполняет побуждающую, направляющую и регулирующую функции, но и сама формируется в процессе учебно-профессиональной деятельности» [3, С. 281]. Итак, у студентов, будущих учителей физкультуры профессиональная и спортивная мотивация связаны между собой.

Мотивы спортивной деятельности имеют свою динамику. Е.П. Ильин выделяет несколько групп мотивов в зависимости от этапа занятий спортом [2]. Обучающиеся подросткового возраста самостоятельно приходят в спортивные секции, поэтому на начальном этапе (первая стадия) их мотивы могут быть как внутренними (развитие физических качеств, воли, стремление к самоутверждению, общению со сверстниками и др.), так и внешними (подражание известным спортсменам, учителю физкультуры, близость спортивной секции и др.). Особенность спортивной мотивации подростков проявляется в диффузности интересов к разным видам спорта с учетом склонностей и физических качеств. Поэтому в поиске своего вида спорта подростки часто меняют спортивные секции, пытаясь получить эмоциональное удовлетворение от занятий спортом, раскрыть свои способности, сформировать личностную идентичность.

До окончания обучения в школе юные спортсмены проходят вторую стадию «специализации», которая характеризуется устойчивым интересом к выбранному виду спорта, стремлением достичь высоких спортивных результатов.

Третьей стадии «спортивного мастерства» достигают только те, кто начинает профессионально заниматься спортом, участвует в спортивных соревнованиях высокого уровня, ориентирован на достижение призовых результатов в избранном виде спорта.

Последняя четвертая стадия связана с завершением участия на соревнованиях по разным причинам: по состоянию здоровья, из-за снижения спортивных результатов, эмоционального выгорания и др.

К 17-18 годам спортсмены могут пройти все стадии занятий спортом, но имеющийся опыт спортивной деятельности является личностным ресурсом и мотивом выбора педагогической профессии.

Сохраняющийся интерес к спорту, отношение к спорту как к ценности, является не только мотивирующим фактором обучения в педагогическом вузе, но и помогает студентам прогнозировать профессиональное будущее, строить реалистичные профессиональные планы. Ценностные ориентации в карьере, связанные с интересом к физической культуре и спорту, достаточно устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время.

Изложение основного материала статьи. Исследование мотивов спортивной деятельности и профессиональных карьерных ориентаций студентов педагогического вуза проводилось в январе-марте 2022 г. на базе Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) Российского государственного профессионально-педагогического университета (НТГСПИ). В исследовании приняли участие студенты 3 и 4 курсов, обучающиеся по направлению Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Безопасность жизнедеятельности и физическая культура». Общее количество участников исследования составило 46 человек, из них 30 юношей, 16 девушек в возрасте от 19 до 24 лет.

Для диагностики были выбраны два теста: 1) Мотивы занятий спортом (автор А.В. Шаболтас); 2) Якоря карьеры (Э. Шейн). Кроме тестирования проводился письменный опрос студентов на тему «Динамика мотивов занятий спортом на разных этапах спортивной карьеры».

Результаты тестирования, позволяющие выявить уровень значимости мотивов спортивной деятельности у студентов, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Степень выраженности мотивов занятий спортом студентов НТГСПИ

Ранг Мотивы-категории Средний балл

1 Мотив физического самоутверждения (ФС) 16,15

2 Мотив эмоционального удовольствия (ЭУ) 13,23

3 Мотив достижения успеха в спорте (ДУ) 12,0

4 Гражданско-патриотический мотив (ГП) 11,45

5 Спортивно-познавательный мотив (СП) 10,69

6 Рационально-волевой (рекреационный) мотив (РВ) 10,15

7 Социально-эмоциональный мотив (СЭ) 9,76

8 Социально-моральный мотив (СМ) 7,69

9 Мотив социального самоутверждения (СС) 6,53

10 Мотив подготовки к профессиональной деятельности (ПД) 6,15

Наиболее значимым мотивом для студентов стал «мотив физического самоутверждения» (ср. балл 16,15), который проявляется в стремлении к физическому развитию, к реализации ценностей здорового образа жизни и красоты тела, развитию волевых качеств личности, настойчивости, целеустремленности, выдержки. Высокая значимость этого мотива обусловлена возрастными особенностями студентов, соответствующими периоду юности.

Средне значимыми являются группы мотивов:

- мотив эмоционального удовольствия (ср. балл 13,23) связан с желанием испытывать радость движения, чувство удовлетворения от физических усилий, физического напряжения, что в целом поднимает настроение, позволяет поддерживать положительное эмоциональное состояние;

- мотив достижения успеха в спорте (ср. балл 12) связан со стремлением улучшить личные спортивные результаты; такой мотив в большей степени выражен у студентов, которые, обучаясь в вузе, продолжают заниматься спортом;

- гражданско-патриотический мотив (ср. балл 11,45) выражается в стремлении к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях различного уровня с целью защитить честь своей команды, поддержать престиж города, страны;

- спортивно-познавательный мотив (ср. балл 10,69) актуализирует познавательную потребность студентов; он выражается в стремлении к более глубокому изучению вопросов технической и тактической подготовки в процессе учебно-тренировочного процесса;

- рационально-волевой (рекреационный) мотив (ср. балл 10,15) обусловлен желанием заниматься спортом для смены умственной (сидячей) работы занятиями по физической культуре, чтобы компенсировать дефицит двигательной активности, испытать прилив сил, положительных эмоций. Такой мотив актуален для студентов, которых спортивные результаты интересуют в меньшей степени, а занятия спортом являются увлечением, хобби.

Менее значимыми для студентов являются следующие группы социальных мотивов:

- социально-эмоциональный мотив (ср. балл 9,76) можно оценить, как «внешний» мотив занятий спортом, он выражается в стремлении к спорту ввиду яркой эмоционально насыщенной атмосферы спортивных соревнований, возможностей для неформального общения;

- социально-моральный мотив (ср. балл 7,69) можно охарактеризовать как «внутренний» мотив, связанный с чувством долга перед своей командой, желанием больше тренироваться, чтобы не подвести своих товарищей и тренера, внести свой вклад в победу команды на спортивных соревнованиях;

- мотив социального самоутверждения (ср. балл 6,53) - это внутренний мотив, который выражается в восприятии своих спортивных достижений с точки зрения личного престижа, спорт рассматривается как возможность заслужить авторитет среди товарищей, зрителей, быть в центре внимания;

- мотив подготовки к профессиональной деятельности (ср. балл 6,15) выражен у тех, кто планирует заниматься спортом для работы по выбранной профессии педагога (тренера), поскольку тренеру в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или учителю физической культуры в школе нужно самому быть здоровым, иметь хорошую физическую форму.

Кроме мотивов занятий спортом были диагностированы ценностные карьерные ориентации у студентов, будущих учителей физкультуры. Результаты диагностики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Степень выраженности ценностных карьерных ориентаций студентов НТГСПИ

Ранг Карьерные ориентации Средний балл

1 Стабильность работы 8,13

2 Служение 7,85

3 Интеграция стилей жизни 7,4

4 Менеджмент 6,9

5 Профессиональная компетентность 6,67

6 Вызов 6,54

7 Предпринимательство 6,41

8 Автономия 6,34

9 Стабильность места жительства 5,32

Ведущими карьерными ориентациями по результатам опроса студентов стали три: «стабильность работы», «служение», «интеграция стилей жизни». Все три ценностные ориентации, связанные с планированием профессиональной карьеры, могут быть реализованы в педагогической деятельности.

Ориентация на «стабильность работы» направлена на удовлетворение потребности в безопасности, поскольку работа в одной из государственных образовательных организаций отличается стабильностью, предсказуемостью, наличием социальных гарантий.

Основными ценностями карьерной ориентации «служение» является «работа с людьми», стремление оказывать помощь людям. Педагогическая профессия в полной мере соответствует такой системе ценностей человека.

Для студентов, ориентированных на «интеграцию стилей жизни», равнозначными являются ценности семьи, профессиональной карьеры, саморазвития. Для них очень важно, чтобы эти ценности были сбалансированы, что создает ощущение полноты жизни и отсутствия необходимости достигать успехов в одной сфере за счет другой.

Результаты письменного опроса студентов позволили выявить динамику мотивов занятий спортом на разных этапах спортивной карьеры. Общая выборка была разделена на две группы. В первую группу вошли студенты, которые продолжают заниматься спортом (п = 8), во вторую группу вошли те, кто уже завершил спортивную карьеру (п = 38).

На начальном этапе мотивы прихода в спорт у всех студентов общие - любовь к физической культуре, появление интереса к спорту. Студенты написали, что занятия спортом в младшем школьном возрасте (7-10 лет) начинались по инициативе родителей или родители становились примером, привили интерес к спорту («... мы с папой регулярно посещали Ледовый дворец, где в хоккей играл папа и его друзья»). В подростковом возрасте мотивы меняются: стремление стать сильным, здоровым, желание набрать мышечную массу, потребность в занятиях спортом, общение со сверстниками во внеурочное время; «когда учился в кадетской школе, нас привели на соревнования, мне понравилось, и я стал заниматься спортом».

На второй стадии специализации основными мотивами являются развитие интереса к данному виду спорта, стремление к достижению результата, получению разряда, развитие выявленных способностей, интерес к постоянным физическим нагрузкам и увлечение выбранным видом спортом. На этой стадии выполнение физических упражнений становится потребностью.

Третья стадия характеризуется желанием студентов поддерживать спортивное мастерство на высоком уровне, добиваться еще больших успехов на соревнованиях. Студенты отметили, что у них уже накоплен опыт участия и побед на спортивных соревнованиях разного уровня: от внутришкольного, городского, областного, федерального (Уральский федеральный округ) до всероссийских, международных. Среди студентов есть чемпионы и призеры соревнований городских, Свердловской области, России, мира, кандидаты в мастера спорта, участники молодежной хоккейной лиги (МХЛ), победители Универсиады по хоккею и др.

На основе результатов опроса студентов (82%) были выявлены основные причины завершения спортивной карьеры. Первая группа объективных причин связана с выбором между учебой и спортом, например, из-за недостаточно высокого уровня развития избранного вида спорта в городе нужно было переехать в другой город, что затруднило бы очное обучение в вузе; из-за подготовки к ОГЭ пришлось завершить спортивную карьеру в 15 лет. Вторая группа объективных причин связана с полученными травмами и невозможностью продолжать занятия спортом из-за ухудшения состояния здоровья. В качестве субъективных причин завершения спортивной карьеры студенты называют снижение спортивных результатов и, как следствие, потерю интереса к занятиям спортом, смену интересов (после травмы сменились интересы, стали интересны музыка и звукорежиссура).

Несмотря на завершение спортивной карьеры студенты отмечают значимость спортивных интересов для профессиональной мотивации, их выбор профессии педагога, тренера осуществлен осознанно.

Выводы. На основе анализа результатов исследования мотивов спортивной деятельности и ценностных карьерных ориентаций студентов педагогического вуза можно сделать следующие выводы.

1. Уровень психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности студентов, будущих учителей физической культуры, можно оценить, как достаточно высокий. Их ведущие ценностные карьерные ориентации («стабильность работы», «служение», «интеграция стилей жизни»), связанные с планированием профессиональной карьеры, могут быть реализованы в педагогической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Имеющийся опыт спортивной деятельности, интерес к спорту является личностным ресурсом и мотивом выбора педагогической профессии, что помогает студентам прогнозировать профессиональное будущее, строить реалистичные профессиональные планы.

Литература:

1. Евдокимова, В.С. Мотивация спортивной деятельности студентов / В.С. Евдокимова, А.Ю. Мусохранов, М.В. Борисова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2020. - № 6. - С. 37-42.

2. Ильин, И.П. Психология спорта / И.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2017. - 352 с.

3. Романова, Е.В. Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза / Е.В. Романова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2008. -№ 1. - С. 280-283.

4. Турбина, Е.П. Формирование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза / Е.П. Турбина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3 (35). - С. 65-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.