методик. Результаты исследовательской работы обсуждены на методическом объединении психологов. Из представленных Киселевой Е.Ю. методик экспертным сообществом было предложено использовать в практической работе следующие методики: «Измерение техники общения» Н.Д. Твороговой, «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна, бланковая методика «Самооценка-25» (В.Н. Куницына), шкала локуса контроля Дж. Роттера, опросник личностных ориентацию» Э. Кострома в адаптации Л.Я Гозмана, М.В.Кремеза, М.В. Латинской [2].
Кроме представленных методик на заседании методического объединения была проанализирована комплексная психологическая диагностика общения (КПДО), авторы Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. Данная методика примечательна тем, что основывается на концепции многоуровневого общения (Г.В. Акопов) [6]. Каждый уровень общения соответствует определенной модели поведения. В методике рассматриваются следующие уровни общения: контактный (простой, поверхностный), информационный (приспособляемый), смысловой (усложненный) и рефлексивный (перспективный) уровни общения. Содержание общения в методике КПДО изучается в когнитивном (познавательном), аффективном (эмоциональном), организационном (прагматическом), эгоцентрическом и альтруистическом направленностях. Взаимодействие во время общения авторами рассматривается также в нескольких стилях: авторитарном (доминирующем), конвенциональном (на основе общепринятых моделях поведения и с учетом норм общества), консолидирующем (на основе выстраивания собственной личностной позиции с учетом мнения других). Параметр «диалогичность» в методике КПДО рассматривается как умение вести диалог внешний и внутренний, с проявлениями вариативности и гибкости во время общения [6].
Методика КПДО позволяет проводить исследование с точки зрения различных особенностей общения, перечисленных выше.
Методика, предложенная исследователем А.Г. Самохваловой, «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» - новый инструмент для измерений коммуникативных трудностей в подростковом возрасте [7]. Автор выделяет четыре группы трудностей - базовые, содержательные, рефлексивные. Первая группа связана с личностными качествами подростка, вторая - с неумением подростка эффективно реализовывать на практике намеченные планы общения, последняя группа трудностей связана с неумением подростка анализировать свое общение, признавать имеющиеся трудности и исправлять ошибки [7].
Выводы. Таким образом, анализ методик для исследования общения, коммуникативных трудностей, в том числе у детей и подростков, показал достаточный выбор, который зависит от целей эмпирических исследований и практик, осуществляемых в условиях образовательной организации.
Литература:
1. Акопов Г.В. Семенова Т.В. Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО): методическая разработка для бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Социальная психология». -Самара: ООО «Порто-принт», 2016. 32 с.
2. Е.Ю. Киселева Диагностика затрудненного общения личности подростка // Вестник Омского университета.2008, №2. С. 113-117
3. Куницына В.Н. Межличностное общение /В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер, 2001. С. 502-504, 506, 524.
4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов на Дону.: Феникс, 1999. С. 592
5. Лабунская В.А. Менджерицкая Ю. А. Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
6. Психология общения. Энциклопедический словарь /Под общ. Ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011.
7. Самохвалова А.Г., Екимчик О.А. Коммуникативные трудности подростка: исследование психометрических качеств опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми» // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.12.2018г.).
8. Творогова Н.Д. Измерение техники общения // Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Беляковой. М.: МГУ, 1992. С. 27-48
9. Юсупов И.М. Шкала эмоционального отклика /И.М. Юсупов, Т.А. Верняева, С.Г. Тарасов // Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб., 2003. С. 295-298
Психология
УДК 159.95+378.6
преподаватель Кузнецов Андрей Владимирович
Новосибирский военный институт имени генерала армии
И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)
ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО У СТУДЕНТОВ, СОЧЕТАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ С АКТИВНОМ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Аннотация. Цель работы состоит в выявлении взаимосвязи между содержанием образа профессионального будущего и степени вовлеченности в спортивную деятельность у студентов. В исследовании приняли участие студенты вузов в количестве 29 человек, которым было предложено написать сочинение на тему «Мое профессиональное будущее». Тексты сочинений анализировались с помощью качественного психосемантического анализа. Показано, что образ профессионального будущего у студентов, занимающихся спортом, значимо отличается большей ориентацией на предпринимательскую деятельность нежели развитие в профессии и карьерный рост, большей ориентацией на собственные силы и личные качества, нежели обоазование. В целом, образ профессионального будущего у студентов-спортсменов выглядит более интернальным, реалистичным и осмысленным. Это рекомендовано учитывать при разработке организационно-методических решений по включению студенческого спорта в образовательную среду вуза.
Ключевые слова: образ профессионального будущего, спортивная деятельность, учебная деятельность, студенты-спортсмены, психология спорта, ценностно-смысловая сфера, высшее образование.
Annotation. The aim of the work is to identify the relationship between the content of the image of the professional future and the degree of involvement in sports activities of students. Methods. The study involved University students in the number of 29 people invited to write an essay on "My professional future". The texts of the works analyzed with the help of qualitative psychosemantic analysis. Results. The image of the professional future of students not involved in sports, and students with different degrees of involvement in sports, significantly different in a number of semantic categories: career orientation, development in the profession, focus on business, personal moral and volitional qualities as a means of achieving goals, etc. Conclusions. The image of the professional future of student athletes looks more internal, realistic, responsible, but less focused on the profession. It is recommended to take this into account when developing organizational and methodological solutions for the inclusion of student sports in the educational environment of the University.
Keywords: image of professional future, sports activity, educational activity, students-athletes, psychology of sports, value-semantic sphere, higher education.
Введение. Студенты высших учебных заведений, активно занимающиеся спортом, затрачивают на спортивную деятельность не меньше времени и усилий, чем на учебную, и в процессе обучения развиваются как спортсмены высокого уровня мастерства, нередко участвующие в соревнованиях самого высокого уровня, одновременно с получением профессионального образования. Вовлеченность студента в активную спортивную деятельность создает совершенно другую деятельностно-организационную основу получения образования, другое субъективное образовательное пространство, когда студент-спортсмен больше включен в организацию своего собственного процесса обучения, более самостоятелен, организован, поскольку иначе не возможно сочетать две столь масштабные, самостоятельные деятельности - учебную и спортивную, каждая из которых имеет свою структуру, мотивы, цели, смыслы, далеко не всегда совпадающие, а иногда и противоречащие друг другу.
Изучение образа профессионального будущего при разных вариантах сочетания и согласованности «спортивной» и «профессиональной» идентичности у студентов-спортсменов, представляет интерес для психологической науки, поскольку обращает к целому ряду современных и актуальных проблем психологии
- идентичность, образ будущего, стратегии самореализации, профессиональное самоопределение.
Немалое практическое значение проблема студенческого спорта имеет для вузов, заинтересованных, с одной стороны, в поддержке студентов-спортсменов, представляющих вуз на спортивных мероприятиях, с другой - в обеспечении необходимого качества профессиональной подготовки студентов-спортсменов, их благополучного профессионального самоопределения и трудоустройства после окончания вуза.
При этом занятия спортивной деятельностью в современных вузах почти никак не включены в образовательный процесс - ни формально, ни фактически. Студент-спортсмен со своей спортивной деятельностью предоставлен сам себе - и это проблема современного высшего образования.
Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогической литературе физическая подготовка и спортивная деятельность часто объединяются под общим термином физкультурно-спортивная деятельность, большинство исследований в этой области связано с изучением мотивации вовлечения студентов и курсантов в эту деятельность [2, 3]. Сравнивая психолого-педагогические показатели курсантов военного вуза, занимающихся и не занимающихся спортом, Е. Л. Комаровская и В. В. Маркелов отмечают, что у курсантов-спортсменов выше успеваемость, ниже склонность к риску и агрессивность, чем у их коллег, не занимающихся спортом [5]. Изучая личностную организованность курсантов-спортсменов, Н. А. Фомина приходит к выводу, что их поведенческая активность и подвижность снижают тревожность и беспокойство, блокируют переживание негативных эмоций, что способствует выработке умений и навыков, необходимых для планирования и четкой организации своей деятельности [10]. Многие авторы отмечают, что спортивная деятельность, особенно спорт высших достижений, захватывает личность целиком, подчиняя себе ее мотивы и цели, формируя соответствующие ценности и смыслы, образ жизни и стратегии самореализации [6; 7]. Н. Б. Стамбулова отмечает, что наиболее сложным с точки зрения «увязывания» спортивной карьеры и жизни выступает третий по счету из семи кризисов - кризис перехода из массового спорта в спорт высших достижений. Именно здесь, по мнению автора, обостряется «необходимость согласования спортивных целей с другими жизненными целями (выбором профессии, например), соответствующая перестройка образа жизни, его подчинение целям спортивной карьеры» [9].
Проблема образа имеет глубокие корни и традиции изучения в отечественной психологии. «Образ мира»
- понятие, введенное А. Н. Леонтьевым для описания интегральной системы значений человека. Образ мира построен на основе выделения значимого (существенного, функционального) для системы реализуемых субъектом деятельностей опыта (признаков, впечатлений, чувств, представлений, норм и пр.). Образ мира не приписывается миру субъективно, это наполнение образа реальности значениями и, тем самым, построение его. Как отмечает в данном контексте В. П. Серкин, «проводя аналогию, можно сказать, что как понятие «образ» является интегрирующим для описания восприятия предмета (в широком смысле слова), так понятие «образ мира» является интегрирующим понятием для описания всей феноменологии восприятия мира [8].
Анализируя состояние проблемы образа профессионального будущего, Т. Г. Бохан с соавторами отмечает, что «специальных исследований, посвященных собственно образу профессионального будущего, относительно немного» и определяет его как применение понятия образа будущего «в контексте проблем профессионального становления в процессе вузовского образования, акмеологии личности, субъекта профессиональной деятельности» [1]. В современной психологической науке конструктом, обозначающим направленность развития человека, признается образ будущего. В литературе он трактуется как результат внутренней проективной деятельности человека, в котором отражаются возможности, жизненные стремления, ценностные ориентации человека, перспективы его развития и самореализации. В исследовании образа профессионального будущего у студентов-медиков С. Г. Заболотная понимает его как интегративное профессионально-личностное образование, самопроектируемое в процессе профессионального развития личности, характеризующееся совокупностью ценностных представлений о будущей профессиональной деятельности [4].
Методы исследования. Базой эмпирического исследования выступил Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления, г. Новосибирск. В качестве основного метода исследования выступил
метод решения задачи на вербализацию, в форме сочинения на тему «Мое профессиональное будущее» с опорой на план, с последующим психосемантическим анализом текстовых описаний образа профессионального будущего. При обработке данных применялся частотный (процентный анализ), сравнительный анализ ^критерия Стьюдента. В исследовании приняли участие 29 студентов-бакалавров, обучающихся по специальностям экономика, юриспруденция, реклама, международные отношения, из которых 69% мужского пола, 31% женского пола; студентов 1 курса 14%, 2 курса 32%, 3 курса 46%, 4 курса 7%. Возраст испытуемых от 18 до 23 лет, средний возраст 20 лет. Среди студентов-спортсменов 8% имеют I спортивный разряд, 8% - II разряд, 84% - без разряда; победителей или призеров международных и всероссийский соревнований 4%, региональных 16%, местных 8%.
Основные результаты. Анализируя показатели вовлеченности в спортивную деятельность, к которым относятся ее результативность (уровень спортивного мастерства и результаты выступления на соревнованиях) и интенсивность (количество и продолжительность тренировок, частота участия в соревнованиях), испытуемые-спортсмены были разделены на две группы, в зависимости от вовлеченности в спортивную деятельность: 1) в группу с низкой вовлеченностью в спортивную деятельность вошли студенты-спортсмены, характеризующиеся низкими спортивными достижениями (не имеют спортивного разряда, не имеют значимых соревновательных результатов), низкой интенсивностью тренировочной деятельности (тренирующиеся 3 раза в неделю, не более 8 часов в неделю), низкой соревновательной активностью (участвующие в соревнованиях не более 5 раз в год) (34 % от общего числа испытуемых); 2) в группу со средней вовлеченностью вошли студенты-спортсмены, характеризующиеся спортивными достижениями (имеют спортивный разряд, значимые соревновательные результаты), и/или существенной интенсивностью тренировочной деятельности (тренирующиеся 4 и более раз в неделю, более 8 часов в неделю), и имеющие, как правило, существенную соревновательную активность (участвующие в соревнованиях 6 и более раз в год) (52 % от общего числа испытуемых). Предполагается, что могут быть студенты-спортсмены с высокой вовлеченностью в спортивную деятельность (спортсмены высокого уровня мастерства), но в нашей выборке таких спортсменов не оказалось.
В первую очередь были проанализированы характеристики, имеющие отношение к учебной деятельности среди студентов с разной вовлеченностью в спортивную деятельность, и также в сравнении со студентами, не занимающимися спортом. Анализ показывает, что студенты, не занимающиеся спортом, в среднем, чаще посещают аудиторные занятия (75% посещают занятия 6-7 раз в неделю), чем спортсмены со средней вовлеченностью в спортивную деятельность (33% посещают занятия 6-7 раз в неделю). Спортсмены же с низкой вовлеченностью в спортивную деятельность почти не уступают студентам, не занимающимся спортом, по посещаемости (70%). Студенты-спортсмены в среднем чаще посещают дополнительные занятия и факультативы (73%), чем не занимающиеся спортом (50%). По частоте самостоятельных занятий студенты с низкой вовлеченностью в спортивную деятельность (80% занимаются самостоятельно почити каждый день) опережают и студентов-неспортсменов (75%), и студентов со средней вовлеченностью в спорт (67%). По академической успеваемости, как ее оценивают сами испытуемые, студенты-спортсмены несколько уступают студентам, не занимающимся спортом - среди «неспортсменов» в нашей выборке вообще не оказалось студентов, которые учатся на 3-4, а среди спортсменов с низкой и средней вовлеченностью в спорт таких 30% и 40% соответственно. Однако, по оценке отношения к учебе, лишь 25% «неспортсменов» «стараются взять от учебы максимум», а остальные «делают основное, что требуется». Среди спортсменов с низкой вовлеченностью в спорт тех, кто старается взять от учебы максимум 40%, а среди спортсменов со средней вовлеченностью в спорт 33%.
Отдельно были проанализированы особенности и проблемы совмещения студентами учебной и спортивной деятельности. Данные показывают, что студенты с низкой вовлеченностью в спортивную деятельность ощутимо отличаются от занимающихся спортом более серьезно по показателям, связанным с особенностями сочетания учебной и спортивной деятельности. Так, спортсмены со средней вовлеченностью намного чаще вынуждены пропускать учебные занятия для участия в соревнованиях (27% пропускают часто, 40% 1-2 раза, только 33% не пропускают вообще), чем студенты с низкой вовлеченностью в спорт (часто не приходится пропускать никому, 30% пропускали 1-2 раза, 70% не пропускали вообще). У студентов со средней вовлеченностью в спорт несколько чаще возникают проблемы с учебой из-за занятий спортом (20%), чем у студентов с низкой вовлеченностью (10%), также они чаще отмечают проблемы «увязывания» учебы и спорта и проблемы с пониманием преподавателями этих проблем.
Основной результат исследования представлен в таблице 1 - представленность различных семантических, смысловых категорий в описаниях образа профессионального будущего, в которых, собственно, и раскрывается содержание образа профессионального будущего.
Таблица 1
Представленность семантических категорий в описании образа профессионального будущего в зависимости от вовлеченности в спортивную деятельность (%)
Семантические категории в описаниях образа профессионального будущего Не занимаются спортом Низкая вовлеченность в спорт Средняя вовлеченность в спорт Различия в парах, p<0,05
1 2 3
Профессиональное будущее связано с предпринимательской деятельностью 0 40 27 1-2
Будущая профессия связана со спортом 0 10 0 -
Профессиональное будущее предполагает постоянное развитие в своей профессии 75 20 7 1-3
Упоминание семейной и других сфер при описании образа профессионального будущего 0 30 7 -
Упоминание о карьерном росте при описании образа профессионального будущего 50 0 13 1-2
Профессиональное будущее предполагает получение второго высшего образования или магистратуру 25 20 0 -
Профессиональное будущее будет достигнуто в основном за счет собственных усилий 25 0 33 2-3
Отмечена высокая роль образования в достижении профессионального будущего 50 20 13 -
Трудолюбие, усердие, дисциплина или целеустремленность указаны как средства достижения профессионального будущего 0 0 33 1-2, 2-3
Встречаемость отдельных семантических категорий, или, другими словами, элементов описания образа профессионального будущего, представленная в таблице 4 обращает внимание на ряд весьма существенных различий между студентами, сочетающими и не сочетающими обучение со спортивной деятельностью, а также между студентами-спортсменами с разной степенью вовлеченности в спортивную деятельность. Студенты-спортсмены намного чаще связывают свое профессиональное будущее с предпринимательской деятельностью, наличием собственного бизнеса (40% спортсмены с низкой вовлеченностью и 27% со средней), в то время, как среди не-спортсменов, такое будущее не выбрал никто (0%). Определяющее различие между студентами-спортсменами и не-спортсменами связано с видением себя в профессии, профессиональным развитием: 75% не-спортсменов видят свое будущее в постоянном развитии в той профессии, которую получают, среди спортсменов этот показатель существенно ниже (20% и 7%). Также существует различие по упоминании карьеры и карьерного роста в описаниях своего профессионального будущего: среди студентов не-спортсменов такие упоминания встречаются в 50% случаев, среди спортсменов с низкой вовлеченностью не встречаются вообще (0%), а среди спортсменов с высокой вовлеченностью в 13% случаев. Студенты, не занимающиеся спортом, в своих описаниях образа профессионального будущего отмечают определяющую роль образования в достижении этого будущего в 50% случаев, а среди спортсменов о роли образования не упомянул ни один испытуемый. Студенты спортсмены часто упоминают другие сферы жизни при описании профессионального будущего - чаще всего семью, иногда досуг, друзей, связывая это будущее с профессиональным в смысловом единстве (30%), в отличие от не-спортсменов (0%). Одновременно, студенты-спортсмены со средней вовлеченностью в спорт часто упоминают личные морально-волевые качества (трудолюбие, усердие, дисциплину, целеустремленность) как средства достижения успеха в профессиональном будущем (33%). Среди студентов, не занимающихся спортом и студентов с низкой вовлеченностью в спорт об этом не упомянул никто из испытуемых (0%).
Выводы. Представленные результаты исследования позволяют сделать следующие основные выводы.
1. Сочетание обучения в вузе с активной спортивной деятельностью определяет некоторые особенности организации студентом своей учебной деятельности: студентам-спортсменам приходится больше заниматься самостоятельно, чаще посещать дополнительные занятия и факультативы, чем их неспортивным товарищам. Вероятно, это формирует у них более ответственное отношение к обучению, большинство из них отмечают, что стараются брать от учебы максимум. Это более самостоятельное, говоря в терминологии локуса контроля, более интернальное, отношение к обучению, порождаемое необходимостью студенту-спортсмену самостоятельно планировать и организовывать сочетание учебной и спортивной деятельности, «увязывать», договариваться с преподавателями, в отличие от не занимающихся спортом студентов, которые просто учатся по составленному для них расписанию. Успеваемость у студентов-спортсменов несколько ниже, но не существенно.
2. Образ профессионального будущего студентов-спортсменов, особенно достаточно серьезно занимающихся спортом, также более интернальный, ориентированный на собственные усилия, самостоятельность, часто предполагающий наличие в будущем собственного бизнеса. Студенты-спортсмены не считают, что их профессиональное будущее определяется полученной в вузе профессией и вообще реже ориентируются на получаемую профессию. Они не полагаются на вуз и высшее образование как гаранта
профессиональных достижений, а чаще считают, что вуз дает не профессию, а образование, а научится зарабатывать, в том числе с помощью этого образования, они научатся сами. Их образ будущего чаще представляется более зрелым, реалистичным, осмысленным - об этом свидетельствует еще и то, что часто он описывается во взаимосвязи с другими сферами жизни, с будущим в целом.
На фоне студентов-спортсменов, образ будущего студентов, не занимающихся спортом, выглядит более «ученическим», экстернальным, идеалистическим. Они чаще уповают на высшее образование, которое они получают, рассчитывают, что станут профессионалами высокого уровня, будут постоянно развиваться как профессионалы, сделают карьеру. При этом в их образе будущего часто нет ничего, связанного со средствами достижения этих целей, а также взаимосвязи профессиональной сферы с другими сферами жизни, что свидетельствует о меньшей осмысленности своего профессионального будущего, его меньшей включенности во временные контексты своей жизни и объективной реальности. В то же время, необходимо отметить, что студенты, не занимающиеся спортом, все же больше ориентированы на профессиональное развитие в выбранной профессии, более прилежны в ее изучении, что также немаловажно в становлении профессионала.
3. Результаты исследования показывают, что вовлеченность студента в спортивную деятельность существенным образом изменяет его учебную деятельность - ее организацию, отношение к ней. Занятие студента спортом нельзя игнорировать, нельзя недооценивать влияние этой вовлеченности на учебный процесс. Это даже не просто влияние, это соединение двух больших деятельностей - учебной и спортивной, в результате чего студент-спортсмен реализует уже третью, некоторую «учебно-спортивную деятельность», но продолжает обучаться по образовательным программам, никак не учитывающим столь существенную специфику. Студенты-спортсмены должны иметь возможность обучаться по специальным, индивидуальным программам, необходимо учитывать это при проектировании образовательных программ. В то же время, необходимо искать организационно-методические решения по уравновешиванию обнаруженных в ходе исследования разнонаправленных тенденций в образе профессионального будущего студентов-спортсменов -с одной стороны, поддерживать самостоятельность и ориентацию на свои силы, а с другой стороны, поддерживать и повышать осознание роли высшего образования в профессионализации - что и будет возможно, если высшее образование и спорт будут сближаться в единое спортивно-образовательное пространство.
Литература:
1. Бохан Т. Г., Алексеева Л. Ф., Языков К. Г., Шабаловская М. В., Морева С. А. Образ профессионального будущего у студентов на «кризисных» этапах обучения в вузе // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 30-37.
2. Веселов Е. А. Исследование мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом студентов (курсантов) образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № Т36. С. 8-12.
3. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2000. 288 с.
4. Заболотная С. Г. Образ профессионального будущего студентов медицинского вуза в понятийном поле педагогики // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 49-56.
5. Комаровская Е. Л., Маркелов В. В. Влияние занятий спортом на интеграцию свойств личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 1. С. 35-37.
6. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. 176 с.
7. Родионов А. В. Проблемы психологии спорта // Теория и практика физической культуры. 2006. № 6. С. 2-4.
8. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: ПЧЕЛА, 2008. 382 с.
9. Стамбулова Н. Б. Кризисы спортивной карьеры // Теория и практика физической культуры. 1997. № 10. С. 13-17.
10. Фомина Н. А., Храмов М. Ю. Связи психологических особенностей личностной организованности и темперамента курсантов-спортсменов // Человеческий капитал. 2017. № 10. С. 15-24.
Психология
УДК: 159.922.27
кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
студент психолого - педагогического факультета Новикова Екатерина Сергеевна
Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ УВЛЕЧЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫМИ
ИГРАМИ
Аннотация. В статье авторы рассматривают понятие личностных особенностей и их взаимосвязь с увлеченностью компьютерными играми. Приводится анализ литературы, включающий такие вопросы как, деятельность человека в интернет среде, игровая деятельность, увлеченность компьютерными играми. В статье так же представлены данные собственного исследования, в котором проводится сравнительный анализ личностных особенностей взрослых людей, увлеченных компьютерными играми и людей не играющих. Существует распространенное мнение, что у геймеров более высокий уровень агрессии, они имеют сниженную потребность в установлении и поддержании связи с другими людьми, и в целом, более замкнутые, в отличие от не играющих. Наше исследование опровергло данный стереотип. Между личностными особенностями играющих и не играющих испытуемых не было обнаружено статистически значимых различий, но выявлено качественное своеобразие личностных характеристик каждой выборки.