УДК 37.037: 371.314 ББК 74.48 © Н.В. Суворова, А.С. Третьяков, А.Л. Гринько, В.А. Толстикова
Н.В. Суворова, А.С. Третьяков, А.Л. Гринько, В.А. Толстикова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
Одними из важнейших факторов, побуждающих человека к определенному типу поведения, служат социальные установки, и мотивы, аккумулирующие природные задатки индивида, его социальный опыт. Поэтому для повышения уровня подготовленности выпускников к профессиональной деятельности, становится необходимым выявление особенностей мотивации студентов в период обучения в ВУЗе.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае деятельность учения. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность, то есть студент выбирает для себя, такую стратегию поведения при обучении в ВУЗе, которая наиболее совпадает с его жизненными ценностями.
Теоретические и практические занятия в высшей школе, не будучи личностно значимыми, не способствуют формированию профессиональных умений. Таким образом, ориентация студента, является ключевым понятием в формировании специалиста.
Спорт - это специфический вид деятельности. На развитие психологических особенностей личности он оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. К сожалению, большинство исследований, проведенных в области изучения мотивационной сферы спортсменов, касается изучения мотивов спортивной деятельности как таковой, и не касаются более специфических областей мотивации (например, учебной).
Таким образом, в данной области психологического знания существует недостаток эмпирических результатов. В статье представлены результаты эмпирического исследования структуры мотивов учебной деятельности студентов, занимающихся спортом. Для изучения особенностей мотивации обучения студентов, занимающихся спортом, были выбраны две методики: методика «Изучения учебной мотивации студентов» (А.А. Реан и В.А. Якунин) и методика «Оценки мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной.
На основании полученных данных разработаны рекомендации по изменению учебной мотивации студентов, профессионально занимающихся спортом.
Ключевые слова: спорт, учебная мотивация, студенты, спортсмены, виды мотивов, стрессоустойчи-вость, вуз, профессиональный спорт.
дними из важнейших факторов, побуж-
О дающих человека к определенному типу поведения, служат социальные установки, и мотивы, аккумулирующие природные задатки индивида, его социальный опыт.
Теоретические и практические занятия в высшей школе, не будучи личностно значимыми, не способствуют формированию профессиональных умений. Таким образом, ориентация студента, является ключевым понятием в формировании специалиста.
Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Различные стороны учебной мотивации изучались в разные годы Г.С. Абрамовой, Л.И. Божович, А.К. Марковой, М.В. Матюхина, П.М. Якобсоном и другими.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае деятельность учения. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность, то есть студент выбирает для себя, такую стратегию поведения при обучении в ВУЗе, которая наиболее совпадает с его жизненными ценностями [1].
В работах выдающихся психологов подчеркивается, что мотивация учения может складываеться из постоянно изменяющихся побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели,
эмоции, интересы). Таким образом, учебная мотивация может выступать одним из значимых компонентов, определяющих успешность учебной деятельности [5, с.147-188].
Кроме того, с развитием теории и практики физической культуры, процесс физической подготовки становится направленным на формирование психологической выносливости, психологической культуры, психологического просвещения личности. Основой общепедагогических и психологических подходов взаимодействия природной и социальной детерминации занятий спортом являются исследования Б. Г. Ананьева, В. К. Бальсевича, В. П. Беспалько, Л. И. Виленского, Л. И. Лубышевой, Г. Г. Наталова, В. И. Столярова, Н. Х. Хакунова и др.
Данные исследования показывают, что занятия спортом, реализующиеся параллельно с процессом обучения, способствуют всестороннему развитию личности, обеспечивая физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание человека. Они активно содействует формированию социально ценных качеств личности, которые способствуют, в том числе, успешности обучения (целеустремленность, дисциплинированность, ответственность). При этом, отличия школьной и студенческой мотивации оказались существенными [2, с. 71-95].
Учебная деятельность студентов сочетается элементами профессиональной, а значит, профессиональные мотивы, встраиваясь в структуру мотивов
учебной деятельности, способствуют формированию учебно-профессиональной мотивации.
Учебно-профессиональная мотивация студентов достаточно полно освящена в работах О.Н. Аре-стова, Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкого, М.И. Дьяченко, Л.Б. Ительсон А.А. Реан, и др.
Проблема мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов является достаточно актуальной в настоящее время. В последние годы появились работы О.С. Гребенюка, В.Я. Ляудис, А.К. Осина, А.Т. Цветковой, В.А. Яковлева и др., в которых мотивация и самоорганизация не безосновательно рассматриваются как взаимосвязанные интегра-тивные свойства личности обучаемых [3, с. 124-148].
Формирование мотивации и самоорганизации учебной деятельности у студентов сопровождается изменениями в области самоорганизации: мобилизацией в достижении результата, умением планировать свою деятельность, перестройкой смыслов и актуализацией целей, уровнем рефлексии; а также в области мотивации: уровнем настойчивости, объемом выполненных работ, уровнем затраченных усилий, выбором деятельности, активностью [2, с. 84-132 ].
Спорт - это особый вид профессиональной деятельности. На развитие психологических особенностей личности он оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются [4, с. 11-27]:
1. Соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником.
2. Максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться рекордного результата.
3. Систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьезные коррективы в режим жизни и бытовые условия.
Как отмечают А.П. Лаптев и В.А. Панков, современная система подготовки спортсмена включает в себя три подсистемы: систему тренировки, систему соревнований и систему факторов, дополняющих тренировку и соревнования, оптимизирующую их эффект. Именно в эту третью подсистему и входит решение задачи становления мотивационной сферы личности.
Субъект двигательной деятельности - это человек со всеми его особенностями личности. В спортивной деятельности он заранее готов к преодолению максимальных трудностей, без чего немыслим высокий спортивный результат. Субъект двигательной деятельности в области физической культуры - это человек, основная цель которого получить удовлетворения от физических действий, движений, как таковых, не стремясь к тому, чтобы она требовала чрезмерной траты сил и больших самоограничений [4, с. 11-27].
Анализ научной литературы показывает, что мотивация к занятиям спортом, является значимой в психологическом обеспечении спортивной деятельности. Поэтому, часто, первоначальный выбор спортивной деятельности как способа удовлетворения
потребностей, в последующем образует целостный комплекс: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы (по И.П. Павлову), потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях и др.
Большинство исследований, проведенных в области изучения мотивационной сферы спортсменов, затрагивает изучение мотивов спортивной деятельности, и не затрагивают более специфических областей мотивации (например, учебной).
Таким образом, ощущается нехватка знаний в области учебной мотивации профессиональных спортсменов, обучающихся в вузе. Исходя из этого мы и построили наше исследование.
Анализируя ряд методик исследования учебной мотивации, мы остановились на двух методиках, которые наиболее корректно и в достаточном объеме отражают данные по мотивации студентов-профессионалов, занимающихся спортом.
Наиболее объективными для изучения особенностей мотивации обучения студентов, занимающихся спортом, являются методики: «Изучения учебной мотивации студентов» (А.А. Реан и В.А. Якунин) и «Оценки мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной [1].
Методика оценки мотивации обучения в вузе предложена Т.И. Ильиной. В ней имеются три шкалы:
- «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность);
- «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества);
- «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Доминирование мотивов по первой второй шкалам указывает на адекватный выбор профессии и удовлетворенности ею студентами.
В данном исследовании приняли участие 40 студентов высших учебных заведений: 20 профессиональные спортсмены (группа 1) и 20 студентов, не занимающиеся спортом (группа 2).
В группе 1: 9 человек (45%) кандидаты в мастера спорта, 5 человек (25%) мастера спорта, 6 человек (30 %) мастера спорта международного класса. Все испытуемые являлись студентами 1-5 курсов.
Проанализировав результаты исследования, мы установили, что для студентов, не занимающихся спортом, наиболее значимыми мотивами являются мотив «приобретения знаний» (7,53) и мотив «получение диплома» (7,42), на третьем месте обозначился мотив «овладение профессией» (4,9). Для этой группы студентов так же оказались равновесными два мотива: «приобретение знаний» и «получение диплома».
Мотив «овладения профессией» отстает от ведущих мотивов на 2,52 балла, что косвенно указывает на то, что студенты из группы 2 ориентированы ско-
рее на внешние признаки обучения (посещение занятий, сдачу зачетов и экзаменов), чем на освоение внутренних характеристик выбранной профессии. Здесь же отметим, что большинство студентов из данной группы не вполне адекватно выбрали профессию, т.к. средняя сумма первой и второй шкалы (6,2) не превышает суммы третьей шкалы (7,42). Данный факт может служить подтверждением ранее выдвинутого предположения и формальности обучения студентов группы 2. В результате анализа мотивов обучения у студентов из группы 2 следует, что наиболее значимым мотивом в группе 2 является успешное продолжение обучения, а наименее значимым мотивом является необходимость быть примером для окружающих. Для студентов, профессионально занимающихся спортом наиболее значимыми мотивами являются мотив «получения диплома» (6,95) и мотив «приобретения знаний» (6,91), на третьем месте обозначился мотив «овладение профессией» (4,95). Таким образом, мы видим, что и для этой группы (как и
для группы 2) студентов равновесны два мотива: «приобретение знаний» и «получение диплома».
Сравнивая результаты, полученные по методике оценки мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильиной), в обеих группах, мы видим, что для них характерно отсутствие доминирующего мотива обучения, а ведущими являются два мотива («получение знаний» и «получение диплома»). Отметим, что студенты обеих групп не адекватно выбрали факультет, на котором обучаются, что усиливает фактор формальности обучения. Возможно, здесь играет роль то, что многие студенты обучаются на 3-4 курсах. Этот период обучения характеризуется кризисом профессионализации, когда молодой человек переоценивает сделанный профессиональный выбор, и зачастую, оказывается, им не доволен. В качестве различий отметим, что общие числовые показатели по всем трем шкалам методики в группе 1 ниже, чем в группе 2, что показано на рис. 1.
8 7 6 5 4 3 2 1 0
7,53
7,42
6,91 6,95
4,9 4,95
Приобретение знаний
Овладение профессией
Получение диплома
□ группа 2 ^группа 1
Рис. 1 Средние значения показателей по методике «Оценки мотивации обучения в вузе» (Т.И. Ильиной).
Проанализировав данные, мы установили следующую иерархию мотивов для 1 группы: на пятом месте - «приобрести глубокие и прочные знания», четвертая позиция - «стать высококвалифицированным специалистом», третье место среди мотивов -«обеспечение успешной будущей профессиональной деятельности», второе занимает - «получение интеллектуального удовлетворения», и, наконец, первое «получение диплома».
В нижней части иерархической пирамиды оказались следующие мотивы (12 - 16 позиции): «выполнять педагогические требования», «быть постоянно готовым к очередным занятиям», «быть примером
для сокурсников», «не отставать от сокурсников», «избежать осуждения и наказания за плохую учебу».
Подводя итоги можно отметить, что для студентов из группы, профессиональных спортсменов, наиболее значимыми оказываются мотивы, которые условно можно назвать учебно-познавательными («получать интеллектуальное удовлетворение», приобрести прочные и глубокие знания), социальными («получить диплом», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»). Самые низкие значения у мотивов престижа («быть примером для сокурсников») и избегания («не отставать от сокурсников», «избежать осуждения за плохую учебу»), что представлено в табл. 1, на рис. 2.
Таблица 1
Наименование мотива Показатели значимости мотивов
1 группа 2 группа
1 2 3
Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 5,6 6,5
Стать высококвалифицированным специалистом 5,5 6,3
Приобрести глубокие прочные знания 5,3 6,2
Не запускать изучение предметов учебного цикла 4,9 5,9
Успешно сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 4,7 5,9
Добиться одобрения родителей и окружающих 4,45 5,6
Достичь уважения преподавателей 4,2 5,1
Выполнять педагогические требования 3,8 4,6
Быть постоянно готовым к очередным занятиям 3,75 5,05
Не отставать от сокурсников 2,7 4,6
Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 2,65 4,1
Из таблицы 1 видно, что группа студентов -профессиональных спортсменов, по большей части показателей, отличается от группы студентов, не занимающихся спором. Наибольшие различия показателей отмечены по мотивам:
- не отставать от сокурсников;
- избежать осуждения и наказания за плохую учебу;
- быть постоянно готовым к очередным занятиям;
- успешно сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».
Сравнивая ранговые позиции мотивов в группах можно сказать, что мотивы «приобрести глубокие
и прочные знания» и «добиться одобрения родственников и окружающих» занимают одинаковые ранги (5 и 9 соответственно).
Наименьшие показатели значимости оказываются у мотивов престижа («быть примером для сокурсников»), избегания («не отставать от сокурсников», «избежать осуждения за плохую учебу»), а так же социальных («выполнять педагогические требования», «постоянно получать стипендию»).
Следовательно, можно говорить о том, что для студентов обеих групп одинаково силен учебно-познавательный мотив (5 ранг), а так же одинаково слаб мотив престижа (9 ранг).
□ 11 \'11III ■ 11 1111^
1IIII шип
л
5
11
ё
Й И
8* э 11
а
&
а
А
Рис. 2 Распределение показателей значимости мотивов
Анализируя представленную иерархию мотивов в обеих группах можно выделить наиболее значимые мотивы обучения для студентов этой группы:
1. «Успешно продолжить обучение на последующих курсах»: 6 и 1 ранг (в группе 1 и группе 2 соответственно). Для студентов важно успешно продолжать учебу, однако студенты-спортсмены в большей степени уверены в своих силах, чем студенты, не
занимающиеся спортом. Возможно, здесь играет роль тот факт, что студентов, занимающихся спортом поддерживает администрация вуза, предоставляя им различные льготы при сдаче зачетов и экзаменов, для тренировок и участия в соревнованиях.
2. «Получить интеллектуальное удовлетворение»: 2 и 8 ранг (в группе 1 и группе 2 соответственно). Интерпретируя данный результат можно
предположить, что студенты из группы 1 учат (занимаются) только теми предметами, которые затрагивают их интересы, а студенты группы 2 вынуждены учить все учебные дисциплины.
3. «Постоянно получать стипендию»: 10 и 14 ранг (в группе 1 и группе 2 соответственно). Для студентов одинаково не значимо получение стипендии. Возможно, данный результат объясняется тем, что около 50% респондентов всей выборки обучается на платной основе, и стипендия им не выплачивается.
Статистическая достоверность полученных данных была подтверждена с помощью ^критерий Стьюдента. Для расчета был применен автоматический расчет ^критерия Стьюдента. Полученное эмпирическое значение t находится в зоне значимости.
Исходя из результатов нашего исследования, целесообразно предложить рекомендации, способствующие повышению учебной мотивации студентов-спортсменов:
Изменить окружающие условия.
Специфика деятельности спортсменов предусматривает большие объемы тренировок и частые выезды на тренировочные сборы и соревнования - это затрудняет процесс освоения программы обучения и приводит к «проставлению» оценок в зачетки. Поэтому для студентов профессиональных спортсменов следует формировать индивидуальную траекторию обучения, не привязанную на прямую к конкретным семестрам.
1. Проводить для студентов занятия (факультативы), направленные на формирование у них более четких представлений о будущей профессии, ее месте на рынке труда и перспективах карьерного роста.
2. Проводить (на каждом курсе) ряд психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование учебной мотивации у студентов, профессионально занимающихся спортом (с учетом их личностных особенностей).
3. Данная работа должна учитывать разно-векторность мотивации спортсмена: повышение мастерства, достижение успеха (в спорте и в жизни) и т.д.
Например:
- назначить спортивную стипендию (за высокие достижения в спорте и отличную учебу)
- привлекать к участию в научно-практических конференциях (по своей специальности)
- оптимизировать спортивный опыт пребывания за рубежом с учетом будущей профессии.
- встречи с известными успешными людьми (бывшими спортсменами).
4. Формировать модель будущего. Большинство людей, занимающихся спортом профессионально, видят свою жизнь только в связке со спортом. Однако важно формировать у них представление о том, что спортивная деятельность не вечна. А значит, на этапе обучения уже можно формировать у них мотивацию к профессиональной деятельности, как векторе дополнительного развития, или пост спортивной деятельности. Для этого направления работы можно привлекать именитых спортсменов, которые уже закончили спортивную карьеру и стали успешны в другой деятельности.
Подводя итоги нашего исследования можно сделать вывод, что повышение учебной мотивации спортсменов-профессионалов, обучающихся в вузе, должно быть комплексным. Задачей высшей школы становится адаптация спортсменов к профессиональному обучению, формирование правильного вектора развития в спортивной и учебной карьерах, а также сформирование модели будущего после завершения спортивной карьеры. Именно такие меры на наш взгляд будут способствовать формированию потребности в учебе.
Библиографический список
1. Иванов, К. С. Изучение мотивации учебной деятельности студентов-спортсменов [Электронный ресурс] / К. С. Иванов, А. К. Осин // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 15 февраля - 31 марта 2012 - режим доступа: https://scienceforum.ru/2012/article/2012001923
2. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания [Текст]/ Е.П. Ильин. - М.: Просвещение. - 2007 -
287 с.
3. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / А.В. Родионов. - Москва: Мир, 2004 - 576 с.
4. Сафонов, В.А. Агрессия в спорте [Текст]/ В.А. Сафонов. - Санкт-Петербург: Дельта. - 2003. - 159 с.
5. Современная психология мотивации [Текст]/ Под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 343 с.
Сведения об авторах:
Суворова Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, декан факультета психологии Автономной некоммерческой организации высшего образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» (660037, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Московская, 7«А») [email protected]
Третьяков Александр Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и здоровья Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (660037, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Московская, 7«А») [email protected]
Гринько Андрей Леонидович - доцент кафедры физической культуры и здоровья Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (660037, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Московская, 7«А»)
Толстикова Виктория Алексеевна - студент факультета психологии Автономной некоммерческой организации высшего образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» (660037, Российская Федерация, Сибирский федеральный округ, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Московская, 7«А»)
Статья поступила в редакцию 17.09.2019 г.