Научная статья на тему 'Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект'

Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3856
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ / MOTIVE / MOTIVATION / STUDENT / RESPONSIBILITY / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасименко Наталья Александровна

В настоящее время серьезной социально-психологической проблемой мотивации к обучению является тот факт, что вузам необходимы студенты «любой ценой» и на любых условиях. Статья посвящена проблемам изучения учебной мотивации студентов. В ней анализируются используемые термины «мотив» и «мотивация», а также представлены результаты эмпирического исследования мотивации студентов российских вузов, сформулированы некоторые рекомендации для студентов и преподавателей с целью повышения учебной мотивации и, соответственно, роста результативности процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS TO LEARN: SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT

Now a serious social and psychological problem of motivation to training is the fact that students «at any cost» and on any terms are necessary for higher education institutions. Article is devoted to problems of studying of educational motivation of students. In it the used terms «motive» and «motivation» are analyzed and also results of an empirical research of motivation of students of the Russian higher education institutions are presented, some recommendations for students and teachers for the purpose of increase in educational motivation and, respectively, growth of effectiveness of process of training are formulated.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект»

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В настоящее время серьезной социально-психологической проблемой мотивации к обучению является тот факт, что вузам необходимы студенты «любой ценой» и на любых условиях. Статья посвящена проблемам изучения учебной мотивации студентов. В ней анализируются используемые термины «мотив» и «мотивация», а также представлены результаты эмпирического исследования мотивации студентов российских вузов, сформулированы некоторые рекомендации для студентов и преподавателей с целью повышения учебной мотивации и, соответственно, роста результативности процесса обучения.

Ключевые слова: мотив, мотивация, студент, ответственность, обучение.

NaMm Gerasimenko MOTIVATION OF STUDENTS TO LEARN:

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT

Annotation. Now a serious social and psychological problem of motivation to training is the fact that students «at any cost» and on any terms are necessary for higher education institutions. Article is devoted to problems of studying of educational motivation of students. In it the used terms «motive» and «motivation» are analyzed and also results of an empirical research of motivation of students of the Russian higher education institutions are presented, some recommendations for students and teachers for the purpose of increase in educational motivation and, respectively, growth of effectiveness ofprocess of training are formulated. Keywords: motive, motivation, student, responsibility, training.

В настоящее время образование играет огромную роль в жизни каждого человека. Образованность предопределяет не только сам вид деятельности, которым будет заниматься человек, но и его престижность. Качественно полученные студентами знания помогут в будущем добиться желаемых результатов и целей в профессиональном аспекте и двигаться дальше по карьерной лестнице.

Современный студент приходит в вуз, руководимый многими социально-психологическими мотивами. Это сумма теоретических знаний и способность впоследствии трансформировать их в практические навыки в профессиональной деятельности. Это и своеобразный статус, связанный с институтской жизнью. Это шанс зарабатывать больше денег после окончания вуза. Можно найти много других мотивов, заставляющих выпускников школ поступать в вуз и учиться там. Как видно по перечисленным возможным мотивам, само по себе получение теоретических знаний и практических умений не всегда является главным источником мотивации для студентов [5].

Проблемы мотивации на протяжении многих тысячелетий являются предметом изучения философии, культурологии, политологии, психологии, социологии и т.д. Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной социальной психологии. Ее значимость для разработки поведения современного студента связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Л. А. Регуш, С. Л. Рубинштейн, Е. А. Со-рокоумова, X. Хекхаузен, 3. Фрейд и др.). Впервые в 1910 г. слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» [4]. Далее термином пользовались для описания поведения человека и животных в поведенческом направлении. В контексте теории дея-

УДК 316.6 Н.А. Герасименко

© Герасименко Н.А., 2017

тельности А. Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется в значении конкретизации потребности, условий, направления деятельности [6]. Продолжая данную научную традицию, Л. И. Божович, полагает, что мотив - это мощная побудительная сила осуществления деятельности [1]. На наш взгляд, мотивация - это внутренний процесс, основанный на сугубо личных мотивах, т.е. импульсах, побуждающих человека прикладывать усилия и приближающих носителя мотивов к достижению определенных целей или удовлетворению потребностей его собственными силами, его энергией, по его же воле. Так, мотивация, имея внутренние социально-психологические причины, не может быть внедрена извне, снаружи, другим человеком.

Мы можем говорить о том, что ответственность за мотивацию лежит полностью на самом человеке (иногда это называется «внутренняя мотивация» или «самомотивация»). Но какая сторона более ответственна за результаты процесса обучения - преподаватель или студент? Это не простой вопрос, и ответ на него не лежит на поверхности. Согласно нашим представлениям, необходимо различать, во-первых, зону ответственности преподавателя, который должен работать по образовательному плану, выполнять задачи по подготовке лекций, семинаров так, чтобы студенты пришли к определенной системе знаний, обладали конкретными знаниями (понятий, закономерностей) и умениями, предлагать это студентам, указывая на то, что является обязательным (и для экзаменов, и для практики), а что дополнительным; он, разумеется, прежде всего, в ответе за выполнение целей учебной программы, за развитие определяемых в ней знаний и умений. Во-вторых, зону ответственности студента, который, выбрав данную специальность, обязан воспринять обязательную часть информации, содержащуюся в образовательном плане программы, подготовиться к экзаменам и, следуя своей мотивации, выбрать другие (дополнительные) импульсы воздействия учителя на учащегося, скрытые в образовательном процессе. У студентов есть возможность спрашивать дополнительную информацию у преподавателя по вопросам, к которым есть особый интерес - таким способом они могут удовлетворить своим специфическим интересам, помогая тем самым преподавателю соединить требования программы с их личными мотивами.

Мы видим, что ответственность разделена - обе стороны процесса обучения отвечают за результат. Современная система образования не в полной мере принимает во внимание упомянутые выше факты. Все чаще и чаще мы сталкиваемся с убеждением, что студент - это «потребитель», а преподаватель - это «поставщик образовательных услуг» в процессе обучения. Большую часть ответственности за результаты процесса обучения в этих отношениях несет преподаватель. Он не только отвечает за организацию образовательного процесса, используемые методы, выбор материалов (учебников, пособий и др.) и дополнительных источников обучения, но и за конечный результат - за усвоение знаний и умений.

Обе стороны - и преподаватели, и студенты - должны знать планируемые результаты, желание достичь нужной цели повышает их мотивацию. Поэтому появляется необходимость в конце процесса обучения проверять, действительно ли достигнуты образовательные цели. Тесты, экзамены, семинарские работы - это лишь промежуточные этапы, но они нужны для проверки того, насколько цели программы достигнуты в процессе ее освоения.

В настоящее время серьезной социально-психологической проблемой мотивации к обучению является тот факт, что вузам необходимы студенты «любой ценой» и на любых условиях. Сейчас преподавателю крайне сложно стимулировать студентов, когда они прекрасно понимают, что наличие работы у преподавателя зависит именно от студента. Он - это главный источник дохода преподавателя. И, согласно образовательной программе, преподаватель обязан передать свои квалифицированные знания, так как ему за это платят. Однако, если преподаватель станет экзаменовать и строго требовать предусмотренных программой целевых знаний, то понизит успеваемость студентов и может даже уменьшить количество студентов, но тогда уменьшится и сумма денег, от которой зависит и

его зарплата, и существование вуза как такового. Только самые сильные университеты могут в такой обстановке позволить себе удерживать знания своих студентов на необходимом высоком уровне.

Нет сомнений, что такое состояние вещей оказывает влияние на мотивацию студентов; никто не заставляет их усердно трудиться, они знают, что университеты нуждаются в них и что путь к получению диплома будет несложным [3].

Психологи выделяют целую группу мотивов, которые могут изменить отношение студентов к своим учебным обязанностям в ту или другую сторону. Выделяются следующие мотивы:

- познавательные, т.е. желание узнать что-то принципиально новое;

- прагматичные, например, желание иметь высокую зарплату, работать в престижной фирме;

- социальные, подразумевающие долг перед родителями, ответственность за свое будущее, желание утвердиться в обществе, получив высокий статус;

- коммуникативные, т.е. желание расширить круг своих знакомств;

- профессиональные - стремление узнать уже знакомую специальность на новом уровне, более глубоко.

По результатам проведенного нами анкетирования, в котором приняли участие 173 студента из различных вузов страны (СОГУ им. К.Л. Хетагурова, СПбГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГСУ) были выявлены некоторые побудительные мотивы, определяющие отношение студентов к обучению.

Анализ полученных данных показал, что наиболее значимыми мотивами обучения для данной выборки студентов являются следующие:

- мотив «стать высококвалифицированным специалистом» (32 % опрошенных);

- мотив «получить диплом» (26 % опрошенных);

- мотив «приобрести глубокие и прочные знания» (15 % опрошенных);

- мотив «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» (10 % опрошенных);

- мотив «получить интеллектуальное удовлетворение» (6 % опрошенных).

Наименее значимыми мотивами для данной выборочной совокупности являются:

- мотив «не отставать от сокурсников» (5 % опрошенных);

- мотив «выполнять педагогические требования» (2 % опрошенных);

- мотив «достичь уважения преподавателей» (3 % опрошенных);

- мотив «быть примером для сокурсников» (0,5 % опрошенных);

- мотив «избежать осуждения и наказания за плохую учебу» (0,5 % опрошенных) [5].

Таким образом, было выявлено, что между мотивами могут существовать значимые различия,

но ведущим мотивом студентов вуза является мотив «стать высококвалифицированным специалистом». Следовательно, можно сформулировать некоторые рекомендации для студентов и преподавателей с целью повышения учебной мотивации и, соответственно, росту результативности процесса обучения.

Важно понимать, что знания, приобретаемые на каждом курсе, способны обеспечить успешную профессиональную деятельность. Рейтингование является современным методом мотивации студентов. Первые строчки в рейтинге студенческой успешности могут значительно повысить шансы дальнейшего трудоустройства выпускника [2].

Расширение границ персональной ответственности студентов, как возможность проявить себя в той области, которая наиболее им близка. Чувство долга также способно актуализировать мотивацию. Студент должен помнить, что является ответственным за то, каким специалистом он станет. Однако здесь нужно учитывать важный момент - чувство долга не должно быть навязано извне, а должно возникнуть в процессе осознания студентом важности выбранной им профессии [3].

В результате исследования были выявлены первоочередные мероприятия, которые, по мнению студентов, будут способствовать повышению их мотивации к учебе:

- более широкое применение инноваций в обучении;

- повышение стипендии и создание условий материального стимулирования студентов;

- возможность выбора изучаемых предметов;

- введение блочной системы обучения, когда экзамены сдаются по окончании изучения дисциплины, а не в конце семестра;

- увеличение доли часов практических занятий, сокращение часов на самостоятельную работу студентов;

- создание здоровой конкурентной среды среди студентов с применением экономических и неэкономических методов мотивации, включая «автоматическую» сдачу зачетов и экзаменов по результатам учебы (работы), стимулирование творческого подхода преподавателями;

- решение проблем отдыха студентов (предоставление путевок на курорты, в санатории, профилактории).

Библиографический список

1. Божович, Л. И. Избранные психологические труды : Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под. ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 209 с.

2. Герасименко, Н. А. Дополнительное профессиональное образование как фактор конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда / Н. А. Герасименко // Взаимодействие науки и общества : проблемы и перспективы, сборник статей международной научно-практической конференции : в 3 частях. - Волгоград : ООО «Аэтерна», 2016. - С. 80-83.

3. Герасименко, Н. А. Проблемы девиантного поведения в студенческой среде / Н. А. Герасименко // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 11. - С. 244-247.

4. Кашина, Е. Г. Становление творческой личности учителя иностранного языка средствами театральных технологий : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Е. Г. Кашина. - Самара, 2004. - С. 477.

5. Клепцова, Е. Ю. Проблемы мотивации студентов вуза [Электронный ресурс] / Е. Ю. Клепцова, Д. О. Рубцова. - Режим доступа : http://e-koncept.ru/2016/56665.htm (дата обращения : 26.07.2017).

6. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : В 2-х т. / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - С. 392.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.