Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/38PSMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Кондрашихина О.А., Кажарская О.Н., Медведева С.А. Спортивная мотивация студентов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kondrashikhina O.A., Kazharskaya O.N., Medvedeva S.A. (2020). Sports motivation of students engaged in individual and team sports. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN120.pdf (in Russian)
УДК 159.94/.95.07:796.08
Кондрашихина Оксана Александровна
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Севастополь, Россия
Доцент кафедры «Психология» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6582-0582 РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=806635
Кажарская Ольга Николаевна
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Севастополь, Россия
Доцент кафедры «Психология» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=904675
Медведева Снежанна Анатольевна
ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Севастополь, Россия
Доцент кафедры «Психология» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=904242
Спортивная мотивация студентов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта
Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей спортивной мотивации студентов. Участниками исследования стали 98 студентов гуманитарных специальностей ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». Использовались психодиагностические методики: опросники «Диагностика личности на мотивацию к успеху» / «Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач» Т. Элерса; «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова, «Исследование системы жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова.
Выявлено, что среднегрупповые значения выраженности мотива стремления к успеху и избегания неудачи у студентов, занимающихся индивидуальными и групповыми видами спорта, примерно одинаковы. Установлено доминирование умеренно высокого уровня мотивации стремления к успеху у обследованных студентов. Однако у студентов, занимающихся индивидуальными видами спорта, очень высокий уровень мотивации к успеху
https:// mir-nauki. com
встречается чаще, чем у представителей групповых видов спорта. Различия являются статистически значимыми.
Кроме того, в группе студентов, занимающихся индивидуальными видами спорта, определена наиболее высокая выраженность таких мотивов, как - развитие характера и психических качеств, физического совершенствования, эстетического удовольствия, а также мотива повышения престижа и желания славы. В группе студентов командных видов спорта высокие показатели имеют следующие мотивы: общения, физического совершенствования, потребность в одобрении, а также коллективистской направленности. Наибольшие различия в двух подгруппах по мотивам одобрения и коллективистской направленности. Что касается смысловых основ спортивной деятельности, то в группе студентов, занимающихся индивидуальными видами спорта, доминируют самореализационные и статусные жизненные смыслы. В группе спортсменов, занимающихся командными видами спорта -альтруистический, коммуникативный и семейный смыслы.
Ключевые слова: спортивная мотивация; спортивная деятельность; мотивы; смыслы; студенты; индивидуальные виды спорта; командные виды спорта
В последние годы увеличены усилия разнообразных структур по привлечению молодежи к занятию спортом. Для активизации здорового образа жизни на всех уровнях власти создаются социально-методические и психолого-педагогические условия вовлечения молодёжи в активную спортивную деятельность. Так, к примеру, в Севастополе за пять лет построено множество спортивных объектов с развитой инфраструктурой: более 35 спортивно-оздоровительных комплексов, 25 спортивных площадок, 3 бассейна, несколько футбольных полей и работа в данном направлении продолжается.
Как указывает В.И. Степанский, мотивация спортсменов играет важную роль при достижении высоких соревновательных результатов, не менее значима она и для студентов, занимающихся спортом. Известно, что возникающие в процессе спортивной деятельности мотивы инициируют, координируют и направляют поведение спортсмена, выступая необходимым условием его эффективности [1].
По мнению М.А. Кузьмина мотивация к спортивной деятельности напрямую является внутренним механизмом адаптации спортсменов к спортивной деятельности [2]. М.П. Стародубцев указывает на повышение мотивации студентов к занятию спортом с помощью мягкого влияния на их поведение средствами специальных гуманитарных технологий, дающих возможность учитывать потребности и интересы обучающихся [3]. В.А. Бурцев указывает на то, что в продолжительности и эффективности занятий спортом существенная роль отводится спортивной мотивации личности спортсмена, являющейся, с одной стороны, основанием его действий, поступков, а с другой, побуждением к достижению поставленной им цели. Осознанные мотивы в совокупности образуют внутренний стержень личности спортсмена, определяя его мотивационную направленность, спортивный характер и в конечном итоге - спортивную культуру личности [4].
Анализ последних исследований показывает, что психологами (А.С. Геноль, К.Б. Илькевич, И.Р. Калимуллина, Д.С. Каськова, А.С. Кузнецов, А.В. Шаболтас, М.Н. Фирсов) изучались проблемы, связанные: с соотнесением спортивных мотивов и целей, с определением направлений формирования спортивной мотивации, выявлением механизма мотивационной сферы в беге на короткие дистанции, содержанием мотивации спортивной деятельности пловцов в параолимпийском спорте. Отмечается, что проблема спортивной мотивации
Введение
относится к разряду сложнейших и недостаточно изученных направлений в спортивной психологии [5-11].
Между тем, мотивация в различных видах (например, индивидуальных и командных) спорта студентов гуманитарных специальностей в последнее время практически не изучалась.
Цель статьи: определить психологические особенности спортивной мотивации студентов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Методика исследования
Участниками исследования спортивной мотивации стали 98 студентов гуманитарных специальностей ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». Из них 46 студентов, занимающихся индивидуальными видами спорта (1 группа) и 52 человека -командными видами спорта (2 группа). Возраст испытуемых от 20 до 22 лет.
В качестве диагностического инструментария выступили следующие психодиагностические методики: опросники «Диагностика личности на мотивацию к успеху» / «Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова, «Исследование системы жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов, полученных по методике Т. Элерса «Диагностика личности на мотивацию к успеху», показал, что в среднем, данный вид мотивации несколько выше у студентов, занимающихся индивидуальными видами спорта (таблица 1). Для данных студентов свойственна надежда на успех и потребность в достижении успеха, уверенность в себе, в своих силах, ответственность, инициативность и активность. Низкий уровень мотивации к успеху не выявлен ни в одной из групп.
Таблица 1
Распределение результатов диагностики мотивации стремления к успеху у студентов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта
Вид спорта Среднее по группе Уровень Низкий Средний Умеренно высокий Очень высокий
Индивидуальный (1 группа) 17,65 Процент 0 30,43 52,17 17,39
Командный (2 группа) 16,12 Процент 0 30,77 65,38 3,85
фэмп 0 0,72 0,94 1,64*
Составлено авторами
Существенные различия выявлены в области встречаемости очень высокого уровня мотивации достижения (фэ = 1,64, р < 0,05) - у студентов, занимающихся индивидуальными видами спорта, данный уровень мотивации к успеху встречается чаще, чем у студентов, увлекающихся групповыми видами спорта. Нельзя не отметить, что очень высокий уровень мотивации таких спортсменов в ряде случаев может неблагоприятно сказываться на результативности спортивной деятельности посредством снижения объективности прогноза собственных возможностей, непродуктивного перенапряжения, стремления достичь очень высоких результатов, несмотря на ухудшение здоровья, потери во взаимоотношениях с близкими, страха не добиться планируемых «высот».
Что касается мотивации к избеганию неудачи, то среднегрупповые значения студентов первой и второй групп практически идентичны (таблица 2).
Наименьшее количество студентов выявлено с низким уровнем мотивации к избеганию неудач. Наибольшее количество спортсменов командных видов спорта имеют средний уровень мотивации к избеганию неудачи. В группе студентов, занимающихся индивидуальными видами спорта, преобладающее большинство (39,13 %) с умеренно высоким уровнем мотивации избегания неудачи. Они отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах.
Нужно отметить, что в целом тенденция преобладание мотива стремления к успеху над избеганием неудачи является весьма продуктивной.
Спортсменов с доминированием мотивации достижения успеха отличает стремление к победе, способность «бороться до конца», стремление к риску, нечувствительности к угрозе, низкая тревожность, атакующий стиль ведения соревнований, высокая интенсивность напряжения сил и эффективность поведения в экстремальных ситуациях. В случае преобладания мотивации избегания неудачи при любом наличном уровне регуляции деятельности, ее результативность будет ограниченной.
Таблица 2
Распределение результатов диагностики мотивации к избеганию неудачи у студентов, занимающихся индивидуальными и групповыми видами спорта (в %)
Вид спорта Низкий Средний Умеренно высокий Очень высокий
Индивидуальный (1 группа) 4,35 30,43 39,13 26,09
Командный (2 группа) 11,54 42,31 30,77 15,38
фэмп 0,81 0,99 0,74 0,91
Составлено авторами
Изучение мотивов занятий спортом осуществлялась по опроснику В.И. Тропникова (рисунок 1). В среднем, в группе студентов, занимающихся индивидуальными видами спорта, установлена наиболее высокая выраженность таких мотивов, как: развитие характера и психических качеств, физического совершенствования, эстетического удовольствия, а также мотива повышения престижа и желания славы.
Примечание: 1-11 мотивы: 1 - Общения, 2 - Познания, 3 - Материальных благ, 4 - Развития характера и психических качеств, 5 - Физического совершенствования, 6 - Улучшения самочувствия и здоровья, 7 - Эстетического удовольствия, 8 - Приобретения полезных умений и знаний, 9 - Потребность в одобрении, 10 - Повышения престижа, желания славы, 11 - Коллективистской направленности
Рисунок 1. Мотивационные профили испытуемых 1 и 2 групп (в баллах) (составлено авторами)
Более всего выражен мотив эстетического удовольствия. В группе студентов командных видов спорта определено, что высокие показатели имеют следующие мотивы: общения, физического совершенствования, потребность в одобрении, а также коллективистской направленности. При этом самые высокие баллы у мотивов общения и социального одобрения. Для участников исследования обеих групп значим мотив собственного физического совершенствования.
Наибольшие различия в двух подгруппах по мотивам одобрения и коллективистской направленности. Данные мотивы существенно выше у студентов, занимающихся командными видами спорта. Связанность, соотносимость иерархий мотивов занятий спортом испытуемых первой и второй групп верифицировали при помощи критерия корреляции Спирмена. Результат Rs = 0,327 говорит о несвязанности исследуемых иерархий, то есть иерархии мотивов спортивной деятельности имеют свою специфику для спортсменов, занимающихся командным и групповым видами спорта.
На основании данных исследования системы жизненных смыслов по методике В.Ю. Котлякова можно говорить о следующих результатах (таблица 3): в группе студентов, занимающихся индивидуальными видами спорта, смыслы «самореализация» (раскрытие своего потенциала, самоактуализация) и «статус» (успех, признание, блестящая карьера, высокое положение) доминируют в системе жизненных смыслов. В группе студентов, занимающихся командными видами спорта, доминируют альтруистический (готовность работать на команду, на благо других людей), коммуникативный (общение, чувство нужности другим) и семейный (участие в жизни близких людей) жизненные смыслы. Когнитивный, экзистенциальный, гедонистический смыслы представлен на среднем уровне в системе жизненных смыслов студентов обеих групп. Что касается первых двух указанных смыслов, то, несомненно, переживание ценности самой жизни, желание понять сложные жизненные детерминации, стремление познать и принять амбивалентность собственной личности и окружающих, является несколько дефицитарным у обследованных студентов, что может создавать определенные дисгармонии в ценностно-смысловой сфере личности студентов и отражаться на мотивации спортивной деятельности. Положительным фактором является, с нашей точки зрения, смысловая наполненность личности обследованных студентов и отсутствие низких уровней выраженности каких-либо смысловых категорий.
Таблица 3
Усредненные показатели по группе испытуемых, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта
Категории Индивидуальные Командные
№ виды спорта, выраженность виды спорта, выраженность
Баллы Степень Баллы Степень
1 Альтруистический 14,2 Средняя 6,4 Высокая
2 Экзистенциальный 14,0 Средняя 12,0 Средняя
3 Гедонистический 17,3 Средняя 15,4 Средняя
4 Самореализации 4,1 Высокая 10,1 Средняя
5 Статусный 6,2 Высокая 11,2 Средняя
6 Коммуникативный 17,0 Средняя 5,3 Высокая
7 Семейный 12,1 Средняя 7,2 Высокая
8 Когнитивный 17,0 Средняя 13,2 Средняя
Составлено авторами
Выводы
1. Среднегрупповые значения выраженности мотива стремления к успеху и избегания неудачи у студентов, занимающихся индивидуальными и групповыми видами спорта, примерно одинаковы; установлено доминирование умеренно высокого уровня мотивации стремления к успеху. Однако у студентов, занимающихся индивидуальными видами спорта, очень высокий уровень мотивации к успеху встречается чаще, чем у представителей групповых видов спорта. Различия являются статистически значимыми.
2. В группе студентов, занимающихся индивидуальными видами спорта, определена наиболее высокая выраженность таких мотивов, как - развитие характера и психических качеств, физического совершенствования, эстетического удовольствия, а также мотива повышения престижа и желания славы. Более всего выражен мотив эстетического удовольствия. В группе студентов командных видов спорта выявлено, что высокие показатели имеют следующие мотивы: общения, физического совершенствования, потребность в одобрении, а также коллективистской направленности. При этом самые высокие баллы у мотивов общения и социального одобрения. Наибольшие различия в двух подгруппах по мотивам одобрения и коллективистской направленности.
3. В группе студентов, занимающихся индивидуальными видами спорта, доминируют сам реализационные и статусный жизненные смыслы. В группе спортсменов, занимающихся командными видами спорта - альтруистический, коммуникативный и семейный.
Выявленные психологические особенности мотивационно-смысловых компонентов спортивной деятельности студентов позволят тренерскому составу университета оказывать более эффективное влияние на спортивную мотивацию обучающихся и могут быть учтены при составлении программ тренировок для достижения наилучшего результата.
ЛИТЕРАТУРА
1. Степанский, В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляции деятельности / В.И. Степанский // Вопросы психологии. - 1981. - №6.
- С. 59-74.
2. Кузьмин, М.А. Мотивация спортивной деятельности в различных видах спорта / М.А. Кузьмин // Научно-теоретический журнал «Учёные записки», №2 (84). -2012. - С. 84-89.
3. Стародубцев, М.П. Мотивационно-потребностный подход в повышении эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов / М.П. Стародубцев, О.М. Стародубцева, В.Л. Татаринцев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3(121) - С. 239-244.
4. Бурцев, В.А. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного вуза в процессе формирования спортивной культуры личности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, И.Е. Евграфов // Фундаментальные исследования. - 2015. -№ 2 (часть 11) - С. 2450-2454.
5. Геноль, А.С. Гендерные особенности структуры мотивации выбора экстремальных видов спорта / А.С. Геноль // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта: Научно-теоретический журнал НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2011. - №2 (72). - С. 52-57.
6. Илькевич, К.Б. Мотивация студентов к спортивной деятельности / К.Б. Илькевич. Р.А. Корнеев // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Сборник научно-методических трудов профессорско-преподавательского коллектива, аспирантов, соискателей и студентов / Под ред. Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2013. - С. 58-65.
7. Калимуллина, И.Р. Особенности взаимосвязи психических состояний и мотивации спортивной деятельности / И.Р. Калимуллина // Образование и саморазвитие / Под ред. В.И. Андреева. - Казань «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. - №5. - С. 136-140.
8. Каськова, Д.С. Психологические механизмы регуляции спортивной деятельности (на примере индивидуальных и групповых видов спорта) / Д.С. Каськова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - №6 (265). - 212. -С.129-132.
9. Кузнецов, А.С. К вопросу изучения психологических особенностей мотивации спортсменов командных и индивидуальных видов спорта [Текст] / А.С. Кузнецов // Научные материалы 13 научно-практической конференции «Молодые учёные
- столичному образованию». - М.: МГППУ, 2014. - С. 102-103.
10. Шаболтас, А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.03 / Санкт-Петербург, ун-т. - Санкт-Петербург, 1998. - 21 с.
11. Фирсов, М.Н. Изучение мотивации достижения как фактор психологической подготовки спортсмена / М.Н. Фирсов // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. - Астрахань: Астраханский университет, 2006.
- С. 293-299.
Kondrashikhina Oksana Alexandrovna
Sevastopol state university, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected]
Kazharskaya Olga Nickolayevna
Sevastopol state university, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected]
Medvedeva Snezhanna Anatoliyevna
Sevastopol state university, Sevastopol, Russia E-mail: [email protected]
Sports motivation of students engaged in individual and team sports
Abstract. The results of an empirical research directed to distinguishing the features of sports motivation of students in individual and team sports are presented. Ninety eight humanities students of FSAEI of HE "Sevastopol State University" were tested. The following psycho-diagnostic techniques were used as diagnostic tools: the questionnaires "Diagnostics of personality on success motivation" / "Diagnostics of personality on motivation of failure avoiding" by Th. Ehlers, "The study of motives for sports" by V.I. Tropnikov, and "The study of life senses system" by V.Y. Kotlyakov.
The average indices of the success motivation and the motivation of failure avoiding are almost the same in the group of students engaged in individual sports and in the one engaged in team sports. The testees showed the dominance of a moderately high level of motivation of striving for success. Nevertheless, the students engaged in individual sports demonstrated the very high level of success motivation oftener than the students engaged in team sports. The differences are statistically valid. Moreover, the students engaged in individual sports manifested higher salience of such motives as character and psychic qualities development, physical enhancement, aesthetic pleasure, prestige increase, and glory wish. The motive of aesthetic pleasure is the most salient. The students engaged in team sports demonstrated the high indices in the following motives: communication, physical enhancement, approval need, and collectivist orientation. Herewith the highest indices were fixed as for the motives of success and social approval. The biggest differences between two groups were fixed as for the motives of approval and collectivist orientation. As for the personal senses fundamentals of sports activity, the sense of self-realization and the one of life status dominate in the group of students engaged in individual sports whereas the senses of altruism, communication and family dominate in the group of students engaged in team sports.
Keywords: sports motivation; sports activity; motives; personal senses; students; individual sports; team sports