Научная статья на тему 'Формирование психологической мотивации молодых атлетов к спортивной деятельности'

Формирование психологической мотивации молодых атлетов к спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
279
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ» В.И. ТРОПНИКОВА / SPORTS / SPORTS COMPETITIONS / PHYSICAL EXERCISES / PSYCHOLOGICAL STRESS / PSYCHOLOGICAL MOTIVATION / EMOTIONAL STATE / V. I. TROPNIKOV’S METHODOLOGY «THE STUDY OF MOTIVES FOR PLAYING SPORTS»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джумагулова Г. Ш., Нуржанова А. М., Бейсекова Р. Т., Жанибекова Г. О.

Актуальность. В статье авторы рассматривают актуальные задачи, которые сегодня стоят перед тренерами и спортивными психологами в плане подготовки спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и психологическом. Одна из таких задач выработка мотивации к профессиональной деятельности и состояния готовности к предсоревновательным факторам. Целью исследования является теоретико-прикладной анализ психологических особенностей развития мотивации молодых спортсменов к профессиональной деятельности. Методы исследования. Авторский коллектив осуществил экспериментальное исследование по основным факторам мотивации студентов специальности «Физическая культура и спорт» в соответствии с методикой В.И. Тропникова. Объектом тестирования стали студенты 3-4 курсов специальности «Физическая культура и спорт» (200 респондентов). В исследовании были применены 109 показателей для выявления мотивации занятия спортом. Результаты исследования показали, что основными задачами психологического сопровождения подготовки молодых спортсменов являются: формирование и закрепление нравственных сторон личности; формирование и закрепление позитивной мотивации спортивных достижений; обучение и волевая подготовка спортсменов; формирование ценностей коллективного (командного) единства. Выводы. В целом итоги проведенного исследования позволили сделать следующие выводы: 1. Формирование стойкого интереса к спорту происходит у будущих спортсменов через постановку целей и задач, которые необходимо выполнить в соответствии с алгоритмом обучения; 2. Успех в соревновании достигается при сочетании наличия высокой внешней и внутренней мотивации; 3. Осознание молодыми спортсменами потребности в одобрении является одним из основных результатов спортивной деятельности, который достигается через совершенствование профессиональных качеств и мотивированно-направленную работу воспитателя (тренера); 4. Объединяющие спортивный коллектив эмоциональные переживания, в основе которых лежит общность интересов, коллективный «спортивный дух»; 5. Основная задача воспитателя (тренера) при подготовке спортсмена обучить алгоритму усвоения и управления своим эмоциональным состоянием, противодействовать их астеническому проявлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Джумагулова Г. Ш., Нуржанова А. М., Бейсекова Р. Т., Жанибекова Г. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL MOTIVATION OF YOUNG ATHLETES FOR SPORTS ACTIVITIES

Relevance. In the article the authors consider the current problems, which coaches and sports psychologists are facing today in terms of athletes’ training not only physical and tactical, but also psychological ones. One of these tasks is the development of motivation for professional activity and a state of readiness for precompetitive factors. Research aim. The research aim is a theoretical and applied analysis of psychological characteristics of the development of motivation of young athletes to professional activities. Research methods. The team of authors conducted an experimental study of the main motivation factors for students of the specialty «Physical education and sports» in accordance with the methodology of V. I. Tropnikov. The test objects were students of the 3-4 year of education of the specialty «Physical education and sports» (200 respondents). 109 indicators to identify motivation for sports have been used in the study. Research results. The results of the study showed that the main tasks of psychological support for the training of young athletes are: formation and consolidation of moral aspects of a personality; formation and consolidation of positive motivation for sports achievements; training and volitional training of athletes; formation of values of collective (team) unity. Conclusions. In general, the results of the study led to the following conclusions: 1. Formation of a strong interest in sports of future athletes happens through setting goals and objectives, which must be performed in accordance with the learning algorithm; 2. Success in the competition is achieved by the combination of high external and internal motivation; 3. Awareness of young athlete of approval needs as one of the main sports results, which is achieved through the improvement of professional qualities and the motivated work of the educator (trainer); 4. Emotional experiences uniting a sports team, based on a community of interests, collective «sports spirit»; 5. The main task of the educator (trainer) in the preparation of an athlete is to teach the algorithm of assimilation and management of the emotional state, to counteract the asthenic manifestation.

Текст научной работы на тему «Формирование психологической мотивации молодых атлетов к спортивной деятельности»

УДК 796.01:159.9

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ МОЛОДЫХ АТЛЕТОВ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.Ш. Джумагулова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин, Южно-Казахстанский гуманитарный институт имени Мардана Сапарбаева, Республика Казахстан, г. Шымкент,

А.М. Нуржанова, кандидат исторических наук, ассоциированный профессор кафедры общественных дисциплин,

Казахский национальный исследовательский институт им. К.И. Сатпаева, Республика Казахстан, г. Шымкент,

Р.Т. Бейсекова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, Г.О. Жанибекова, магистр психологии кафедры гуманитарных дисциплин,

Южно-Казахстанский гуманитарный институт имени Мардана Сапарбаева, Республика Казахстан, г. Шымкент.

Контактная информация для переписки: 160012, Республика Казахстан, г. Шымкент, ул. Мадели Кожа, 137, email: [email protected].

Аннотация

Актуальность. В статье авторы рассматривают актуальные задачи, которые сегодня стоят перед тренерами и спортивными психологами в плане подготовки спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и психологическом. Одна из таких задач - выработка мотивации к профессиональной деятельности и состояния готовности к предсо-ревновательным факторам.

Целью исследования является теоретико-прикладной анализ психологических особенностей развития мотивации молодых спортсменов к профессиональной деятельности.

Методы исследования. Авторский коллектив осуществил экспериментальное исследование по основным факторам мотивации студентов специальности «Физическая культура и спорт» в соответствии с методикой В.И. Тропникова. Объектом тестирования стали студенты 3-4 курсов специальности «Физическая культура и спорт» (200 респондентов). В исследовании были применены 109 показателей для выявления мотивации занятия спортом.

Результаты исследования показали, что основными задачами психологического сопровождения подготовки молодых спортсменов являются: формирование и закрепление нравственных сторон личности; формирование и закрепление позитивной мотивации спортивных достижений; обучение

и волевая подготовка спортсменов; формирование ценностей коллективного (командного) единства.

Выводы. В целом итоги проведенного исследования позволили сделать следующие выводы: 1. Формирование стойкого интереса к спорту происходит у будущих спортсменов через постановку целей и задач, которые необходимо выполнить в соответствии с алгоритмом обучения; 2. Успех в соревновании достигается при сочетании наличия высокой внешней и внутренней мотивации; 3. Осознание молодыми спортсменами потребности в одобрении является одним из основных результатов спортивной деятельности, который достигается через совершенствование профессиональных качеств и мотивированно-направленную работу воспитателя (тренера); 4. Объединяющие спортивный коллектив эмоциональные переживания, в основе которых лежит общность интересов, коллективный «спортивный дух»; 5. Основная задача воспитателя (тренера) при подготовке спортсмена - обучить алгоритму усвоения и управления своим эмоциональным состоянием, противодействовать их астеническому проявлению.

Ключевые слова: спорт, спортивные соревнования, физические упражнения, психологическая нагрузка, психологическая мотивация, эмоциональное состояние, методика «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова.

Для цитирования: Джумагулова Г.Ш., Нуржанова А.М., Бейсекова Р.Т., Жанибекова Г.О. Формирование психологической мотивации молодых атлетов к спортивной деятельности // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2019. - № 4. - С. 40-44.

For citation: Dzhumagulova G., Nurzhanova A., Beisekova R., Zhanibekova G. Formation of psychological motivation of young athletes for sports activities. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 4, pp. 40-44 (in Russian).

Актуальность. Сегодня задача современных тренеров, а также спортивных психологов - подготовка спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и психологическом, в том числе выработка мотивации и состояния готовности к предсоревнова-тельным факторам. Мотивация подразумевает полную самоотдачу в тренировочной деятельности, поэтапную психологическую подготовку и психодиагностику молодых спортсменов, что позволяет достигать высоких спортивных результатов. Чувство ответственности перед коллективом является мощным показателем готовности спортсмена к соревнованию.

Цель научного исследования: теоретико-прикладной анализ психологических особенностей мотивации молодых спортсменов к профессиональной деятельности.

Методы исследования. Для проведения исследований нами использовались основные методологические принципы, являющиеся основополагающими для казахстанской и российской спортивной психологии, акмеологии. К ним следует отнести принципы единства сознания и деятельности, личности и деятельности, принцип развития, принцип системности.

Для исследования мотивации спортсменов применялась методика «Изучение мотивов занятий спортом» по В.И. Тропникову [9].

Спорт, являясь организованным видом человеческой деятельности, представляет собой объект психологических исследований, которые касаются спортивной деятельности в контексте соотношения психических свойств с определенными структурными единицами спортивной деятельности. Тренеры, спортивные руководители, судьи, спортивные врачи, научные консультанты, спортивные журналисты определяют основной круг субъектов спорта [3]. Все они являются активными участниками спортивной жизни и, так или иначе, влияют на конечный результат и спортивные достижения. Это влияние на спортивные результаты зависит от мотивов, целей, состава действий и степени их регламентации.

Спортивная деятельность определяется следующими основными факторами:

Для овладения высокой техникой физических упражнений, в результате которой спортсмен совершенствует и развивает необходимые для данного вида

спорта физические качества и волевые черты, должна быть разработана система тренировок [5];

Большое значение имеет и мотивация спортсменов к самосовершенствованию в избранном виде спорта и достижению наивысших результатов;

Спортивные достижения спортсменов во многом определяются тем, насколько велика их мышечная активность при выполнении специальных физических упражнений в различных формах;

Спортсмены должны развивать в себе максимальные физические и духовные силы, специальные умения и навыки, а также не только развивать моторные способности, но и постоянно поддерживать их на высоком уровне;

Огромным стимулом для спортсменов является спортивная конкуренция, особенно проявляющаяся во время соревнований, во время которых для спортсменов наступает момент максимального напряжения физических сил, эмоциональных переживаний на пике деятельности психических процессов;

Необходимо воспитывать у спортсменов чувство ответственности и стремление к достижению эффективного результата и рекорда во время соревнований.

Таким образом, учитывая перечисленные факторы, можно определить спортивную деятельность как сложную структуру, в которой важное место занимает как участие в соревнованиях различного уровня, так и подготовка к ним, включая разработанную систему тренировок. Кроме того, жизнь спортсмена в современном обществе предъявляет серьезные требования к восприятию информации, ее переработке, памяти и вниманию, а также к его волевым действиям и эмоциональному состоянию. Основным побуждающим мотивом к усилиям спортсмена по совершению физических упражнений является постижение алгоритма поэтапной динамики и в итоге превышение обычных мышечных усилий, совершаемых в условиях соревнований и предсоревнований [6]. Неоднократно повторяемые мышечные упражнения, включая незначительные по своей интенсивности, существенно влияют на закрепление и формирование готовности спортсмена к применению волевых усилий в спорте. Поэтому любое спортивное, в том числе тренировочное, занятие, требующее сосредоточения внимания, является также упражнением по воспитанию у спортсменов способностей прилагать необходимые волевые усилия для высоких спортивных достижений.

В спортивной жизни очень большое значение имеет максимальное выражение эмоциональных переживаний, ведь именно они, зачастую, выступают основным фактором, который определяет спортивные победы [4]. Главный принцип положительного влияния спорта на людей - это эмоции, особенно их максимальные всплески - «адреналин». Все эмоциональные переживания в спорте подразделяются на стенические и астенические [1, 2]. При этом на психологическое состояние спортсменов они могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие.

Диаграмма 1. Основные показатели мотивации молодых спортсменов по результатам диагностики В.И. Тропникова (в %)

Коллективистская направленность Повышение престижа желание славы Потребность в одобрении Приобретения полезных для жизни умений и... Эстетическое удовольствие и острота ощущений Улучшение здоровья и самочувствия Физическое совершенство Развитие характера и психических качеств Материальное благо Познание Общение

00,0

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0100,0

Рассмотрим основные эмоциональные состояния, которые могут проявляться в процессе спортивной деятельности.

В ходе спортивной подготовки организм спортсменов подвергается повышен ной мышечной акти вности. Это приводит к тому, что во время спортивных тренировок появляется эмоциональное состояние эйфории, стеническое выражение бодрости и жизнерадостности. Если спортсмен перетренировался, то это выражается упадком сил или отторжением, то есть мышечная активность вызывает астенические эмоции. Такие эмоциональные переживтнэя вызваны значительными изменениями, которые происходят в организме спортсмена в ходе спортивной подготовки.

Если спортсмен неудачно выполнит сложн ое спортивное упражнение, велика вероятность получения травмы. Это может привести к появлению астенических эмоциональных переживаний, таких как боязнь, неуверенность, заторможенность и так далее. Если же спортсмену удается преодолеть депрессию и состояние страха во время выполнения сложных спортивных упражнений в ходе соревнований, у него возникает стеническое чувство успеха [7].

Еще один вид эмоциональных переживаний - это эмоциональные переживания, связанные с реализацией спортсменом спортивного соревнования. Во время соревнований спортсмены прилагают огромные усилия, выкладываются на все 100% для достижения наивысшего результата и получения заветной медали, что вызывает накал эмоций. Эти эмоциональные переживания гораздо сильнее тех психологических состояний, которые сопровождают людей в их повседневной обыденной деятельности. В случае успеха в спортивном состязании

эмоционально-психологическое переживание может достигнуть высокого уровня аффекта, радости. В противном случае у спортсмена может появиться чувство неуверенности, растерянности, упадка сил. Помогают спортсменам в достижении гысоких результатов во время спортивных соревнований и такие эмоциональные состсвния, как сильное возбуждение или «спортивная злость». Они позволяют спортсменам ощущать прилив колоссальной силы и не чувствовать усталости. Это обостряет все психические процессы, чтоснособствует проявлению очень быстрых и сильных реакций.

Восприятие внешеей нбста новки имеет огромное эстетическое значение для спортсмена. К ней относятся и специальная спортивная форма, внешнее оформление места сореиноьания, присутснвие зрителей, трансляция СМИ. Все это вызывает у спортсмена вы-сотий взлев эмоциоиальнвги состояния и желание добиться успеха, показать с самой лучшей стороны свою спортивную подготовленность [10]. Если же внешняя обстановка спортивных соревнований является обыденной, то у спортсмена формируются астенические эмоциональные переживания.

Такие нравственные чувства спортсменов, как ответственность перед тренером, коллективом за свои успехи и неудачи, в спортивном состоянии проявляются, если спортсмен глубоко осознает общественное значение спортивной деятельности. Таким образом, нравственные чувства спортсмена - это огромный стимул мобилизации сил спортсмена на преодоление трудностей, и, соответственно, от адаптированного состояния нравственных чувств и конкретных устремлений спортсмена зависит результат спортивного состязания.

В целом эти основные теоретические выводы согласуются с исследованием, проведенным в рамках данной темы. Объектом тестирования стали студенты 3-4 курсов специальности «Физическая культура и спорт». Выборка опроса: пропорциональная, 200 респондентов. В соответствии с методикой «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова в исследование были применены 109 показателей для выявления мотивации занятия спортом [9]. Результаты исследования по 5-балльной шкале были переведены в процентные показатели (диаграмма 1).

Как видно из результатов проведенного тестирования, наиболее выраженными мотивами, на основании которых студенты-спортсмены продолжают профессиональные занятия спортом, являются: повышение престижа и желание славы, потребность в одобрении, физическое совершенство, коллективистская направленность, получение материального блага, а также эстетическое удовольствие и острота ощущений. Наряду с показателями высокой мотивации в рейтинге В.И. Тропникова, таких как: повышение престижа, желание славы, физическое совершенство, респонденты выбрали показатель среднего уровня мотивации - потребность в одобрении. К показателям низкой мотивации следует отнести: коллективистскую направленность, получение материального блага. Таким образом, преобладание высоких и средних показателей мотивации занятия спортом определяют необходимость применения разнообразных средств и методов в организации тренировочного процесса для повышения эмоционального фона спортсменов [8].

Результаты.

Результаты проведенного психологического исследования показали, что правильное психологическое мотивирование спортивной деятельности является важным фактором в достижении результативной подготовки спортсменов и побед на соревнованиях. Особенностью мотивации спортсмена являются активная установка на произвольное самосовершенствование, самовоспитание, саморазвитие, контроль и коррекция индивидуальных особенностей спортсмена, ведущая роль воспитателя (тренера) как создателя спортивного результата ученика.

Выводы.

В целом итоги проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

Формирование стойкого интереса к спорту происходит у будущих спортсменов через постановку цели и задач, которые необходимо выполнить в соответствии с алгоритмом обучения.

Успех в соревновании достигается при сочетании наличия высокой внешней и высокой внутренней мотивации. Крайне важно, чтобы внешние мотивы усваивались на прочном фундаменте высокой внутренней мотивации. Без высокой внутренней мотивации у будущих спортсменов не сформируется стойкий интерес (мотивация) к спорту.

Осознание молодыми спортсменами потребности в одобрении является одним из основных результатов спортивной деятельности, который достигается через совершенствование профессиональных качеств и мотивированно-направленную работу воспитателя (тренера).

Объединяющие спортивный коллектив эмоциональные переживания - от простых эмоций, связанных с мышечной работой, до глубоких нравственных чувств, в основе которых лежит общность интересов, коллективный «спортивный дух».

Основная задача воспитателя (тренера) при подготовке спортсмена - обучить алгоритму усвоения и управления своим эмоциональным состоянием, противодействовать их астеническому проявлению.

Таким образом, формирование и закрепление нравственной мотивации личности спортсмена, формирование и закрепление позитивной мотивации спортивных достижений являются важными задачами психологического обеспечения подготовки спортсменов, которые требуют регулярного проведения диагностики мотивации спортивной деятельности в режиме мониторинга.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Брайент Джордж Кретти. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 224 с.

2. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб: Издательство «Питер», 1999. - 464 с.

3. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Издательство «Питер», 2008. - 352 с.

4. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. -СПб: Издательство «Питер», 2004. - 264 с.

5. Матвеев Л. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам / Л. Матвеев, Ф. Меерсон // Очерки по теории физической культуры. - 2010. - № 5. - С. 220-223.

6. Михайлов В.В. Распределение тренировочной нагрузки в годичных циклах подготовки спортсменов / В.В. Михайлов, В.Г. Минченко // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 3. - С. 23-26.

7. Родионов А.В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения оперативных задач в спорте: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1990. - 43 с.

8. Семенов С.П. Мотивационный анализ. - СПб: ОАЗИС, 2001. - 186 с.

9. Тропников В.И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности: Автореф. дис. . канд. психол. наук. - Л., 1989. - 149 с.

10. Poolton J., Maxwell J., Masters R., Raab M. Benefits of an external focus of attention: Common coding or conscious processing // Journal of Sport Sciences. -2006. - № 24(1). - Р. 89-99.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL MOTIVATION OF YOUNG ATHLETES FOR SPORTS ACTIVITIES

G. Dzhumagulova, Candidate of Psychological Sciences, Head of the Humanitarian Disciplines Department,

South Kazakhstan Humanitarian Institute named after Mardan Saparbayev, Republic of Kazakhstan, Shymkent,

A. Nurzhanova, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Social Disciplines Department,

Kazakh National Research Institute named after K.I. Satpayev, Republic of Kazakhstan, Shymkent,

R. Beisekova, Senior Lecturer of the Humanitarian Disciplines Department,

G. Zhanibekova, Master of Psychology of the Humanitarian Disciplines Department,

South Kazakhstan Humanitarian Institute named after Mardan Saparbayev, Republic of Kazakhstan,

Shymkent.

Contact information for correspondence: 160012, Republic of Kazakhstan, Shymkent, Madeli Kozha, 137, email: [email protected].

Abstract.

Relevance. In the article the authors consider the current problems, which coaches and sports psychologists are facing today in terms of athletes' training not only physical and tactical, but also psychological ones. One of these tasks is the development of motivation for professional activity and a state of readiness for precompetitive factors.

Research aim. The research aim is a theoretical and applied analysis of psychological characteristics of the development of motivation of young athletes to professional activities.

Research methods. The team of authors conducted an experimental study of the main motivation factors for students of the specialty «Physical education and sports» in accordance with the methodology of V. I. Tropnikov. The test objects were students of the 3-4 year of education of the specialty «Physical education and sports» (200 respondents). 109 indicators to identify motivation for sports have been used in the study.

Research results. The results of the study showed that the main tasks of psychological support for the training of young athletes are: formation and consolidation of moral aspects of a personality; formation and consolidation of positive motivation for sports achievements; training and volitional training of athletes; formation of values of collective (team) unity.

Conclusions. In general, the results of the study led to the following conclusions: 1. Formation of a strong interest in sports of future athletes happens through setting goals and objectives, which must be performed in accordance with the learning algorithm; 2. Success in the competition is achieved by the combination of high external and internal motivation; 3. Awareness of young athlete of approval needs as one of the main sports results, which is achieved through the improvement of professional qualities and the motivated work of the educator (trainer); 4. Emotional experiences uniting a sports team, based on a community of interests, collective «sports spirit»; 5. The main task of the educator (trainer) in the preparation of an athlete is to teach

the algorithm of assimilation and management of the emotional state, to counteract the asthenic manifestation.

Keywords: sports, sports competitions, physical exercises, psychological stress, psychological motivation, emotional state, V. I. Tropnikov's methodology «The study of motives for playing sports».

References:

1. Bryant George Cretti. Psihologiya v sovremennom sporte [Psychology in modern sport]. Moscow: physical culture and sport, 1987, 224 p.

2. Izard K.E. Psihologiya emocij [Psychology of emotions]. Saint-Petersburg: Publishing House "Peter", 1999, 464 p.

3. Ilyin E. P. Psihologiya sporta [Psychology of sport]. Saint-Petersburg: Peter Publishing House, 2008, 352 p.

4. Ilyin E. P. Psihologiya individual'nyh razlichij [Psychology of individual differences]. Saint-Petersburg: Publishing House "Peter", 2004, 264 p.

5. Matveev L., Meerson F. Principles of the theory of training and modern provisions of the theory of adaptation to physical activity. Ocherki po teorii fizicheskoj kul'tury [Essays on the Theory of Physical Culture], 2010, no. 5, pp. 220-223. (in Russian)

6. Mikhailov V.V., Minchenko V.G. Distribution of training load in annual cycles of preparation of athletes. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2008, no. 3, pp. 23-26. (in Russian)

7. Rodionov A.V. Psychological and pedagogical methods to improve the efficiency of solving operational problems in sports. Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 1990, 43 p. (in Russian)

8. Semenov S.P. Motivacionnyj analiz [Motivational analysis]. Saint-Petersburg: OASIS, 2001, 186 p.

9. Tropnikov V. I. Structure and dynamics of motives of sports activity. Extended abstract of candidate's thesis. Saint-Petersburg, 1989, 149 p.

10. Poolton J., Maxwell J., Masters R., Raab M. Benefits of an external focus of attention: Common coding or conscious processing. Journal of Sport Sciences. 2006, no. 24(1), p. 89-99.

Поступила / Received 15.10.2019 Принята в печать / Accepted 26.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.