Научная статья на тему 'МОТИВЫ ИНТЕРЕСА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА'

МОТИВЫ ИНТЕРЕСА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Борис Петрович, Литовченко Ольга Геннадьевна, Аксарина Ирина Юрьевна

Развитие физической культуры обусловлено объективной необходимостью общества в обеспечении оптимальной двигательной активности человека. Физическая культура является составной частью общей культуры общества и направлена на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармонического формирования личности. Регулярные занятия физическими упражнениями являются главной и практически единственной возможностью, которая в состоянии предотвратить физическую деградацию подрастающего поколения. Немаловажную роль играет эмоциональная удовлетворенность детей и подростков от выполнения физических упражнений, занятий в спортивных секциях. В условиях Северного региона, где наблюдается вынужденная северная гиподинамия, привлечение учащихся к спортивным занятиям становится чрезвычайно важным аспектом в педагогической деятельности как для учителя по физической культуре, так и тренера. Цель: теоретическое обоснование и экспериментальное исследование динамики интереса и уровня удовлетворенности занятиями физической культурой учащихся подросткового возраста в условиях современного образовательного процесса. Материалы и методы. В исследовании принимали участие учащиеся 5-10-х классов различных образовательных учреждений г. Сургута и Сургутского района. Общая выборка исследования составила 256 школьников обоего пола. Применялись следующие методы научно-педагогических исследований, с помощью которых решалась поставленная цель: теоретический анализ и обобщение литературных источников и научных данных путем изучения научно-методической литературы по данной проблеме; методы социально-психологического исследования; эмпирические методы; методы математической обработки материалов. Анализировали эффективность применения психолого-педагогических условий для успешного формирования интереса и удовлетворенности у детей подросткового возраста от физкультурно-спортивной деятельности. Результаты: высокий уровень заинтересованности к физической культуре и спорту у школьников наблюдается при использовании межпредметных связей и проведении различных внеклассных мероприятий, которые встраиваются в единую систему учителем физической культуры. Заключение. В работе проведен теоретический анализ представлений по проблеме формирования основных ведущих мотивов интереса и удовлетворенности от занятий физкультурно-спортивной деятельностью у учащихся 5-10-х классов в условиях современной общеобразовательной школы. Экспериментальным путем определена структура, содержание и факторы, влияющие на формирование мотивов интереса и удовлетворённости детей подросткового возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев Борис Петрович, Литовченко Ольга Геннадьевна, Аксарина Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGE STUDENTS’ MOTIVES OF INTEREST AND SATISFACTION WITH PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

The development of physical education is associated with an objective social need for ensuring optimal physical activity of a person. Physical education is an integral part of social culture in general aimed at strengthening health, developing physical, moral and cognitive abilities of a person to harmonize personality formation. Regular exercise is the main and almost the only way to prevent physical degradation in adolescents. Emotional satisfaction plays an important role when it comes to physical exercises and sport. In the northern region, where climate contributes to physical inactivity, promoting sports participation is becoming an extremely important aspect of pedagogical activity for both a physical education teacher and a trainer. Aim: the paper presents an experimental study and theoretical justification of the motives of interest and satisfaction with physical education and sport among adolescents. Materials and methods: The study involved adolescents (5-10 grades) of various educational institutions of Surgut and Surgut region. The total sample consisted of 256 students of both sexes. The following methods of scientific and pedagogical research were used: theoretical analysis and generalization of literature and scientific data; methods of socio-psychological research; empirical methods; methods of mathematical processing. The effectiveness of psychological and pedagogical techniques for forming interest and satisfaction with physical education and sport in adolescents were analyzed. Results: A high level of interest in physical education and sport among schoolchildren is observed when using an interdisciplinary approach and various extracurricular activities that are integrated into a single physical education system. Conclusion: The paper provides a theoretical analysis of the ideas on the formation of the main motives of interest and satisfaction with physical education and sport among adolescents in a modern comprehensive school. The structure, content and factors influencing the formation of such motives were determined experimentally.

Текст научной работы на тему «МОТИВЫ ИНТЕРЕСА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.9

DOI: 10.14529/jpps210205

МОТИВЫ ИНТЕРЕСА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЗАНЯТИЯМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

"1 О "1

Б.П. Яковлев1, О.Г. Литовченко2, И.Ю. Аксарина1

1 Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия

2 Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия

Аннотация. Развитие физической культуры обусловлено объективной необходимостью общества в обеспечении оптимальной двигательной активности человека. Физическая культура является составной частью общей культуры общества и направлена на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармонического формирования личности. Регулярные занятия физическими упражнениями являются главной и практически единственной возможностью, которая в состоянии предотвратить физическую деградацию подрастающего поколения. Немаловажную роль играет эмоциональная удовлетворенность детей и подростков от выполнения физических упражнений, занятий в спортивных секциях. В условиях Северного региона, где наблюдается вынужденная северная гиподинамия, привлечение учащихся к спортивным занятиям становится чрезвычайно важным аспектом в педагогической деятельности как для учителя по физической культуре, так и тренера. Цель: теоретическое обоснование и экспериментальное исследование динамики интереса и уровня удовлетворенности занятиями физической культурой учащихся подросткового возраста в условиях современного образовательного процесса. Материалы и методы. В исследовании принимали участие учащиеся 5-10-х классов различных образовательных учреждений г. Сургута и Сургутского района. Общая выборка исследования составила 256 школьников обоего пола. Применялись следующие методы научно-педагогических исследований, с помощью которых решалась поставленная цель: теоретический анализ и обобщение литературных источников и научных данных путем изучения научно-методической литературы по данной проблеме; методы социально-психологического исследования; эмпирические методы; методы математической обработки материалов. Анализировали эффективность применения психолого-педагогических условий для успешного формирования интереса и удовлетворенности у детей подросткового возраста от физкультурно-спортивной деятельности. Результаты: высокий уровень заинтересованности к физической культуре и спорту у школьников наблюдается при использовании межпредметных связей и проведении различных внеклассных мероприятий, которые встраиваются в единую систему учителем физической культуры. Заключение. В работе проведен теоретический анализ представлений по проблеме формирования основных ведущих мотивов интереса и удовлетворенности от занятий физкультурно-спортивной деятельностью у учащихся 5-10-х классов в условиях современной общеобразовательной школы. Экспериментальным путем определена структура, содержание и факторы, влияющие на формирование мотивов интереса и удовлетворённости детей подросткового возраста.

Ключевые слова: учащиеся, познавательный интерес, удовлетворенность, физическое воспитание, спорт, здоровье.

Введение

Исследования в области физической культуры и спорта свидетельствуют о том, что у современных школьников существенно снизился объем двигательной деятельности. У учащихся общеобразовательных школ на занятиях по физической культуре и спорту наблюдается так называемый, «двигательный голод», выражающийся в неудовлетворении минимальных потребностей организма детей в необходимом объеме двигательных дейст-

вий [1-3]. В этой связи привлечение школьников к систематическим занятиям физкультурой и спортом является постоянной и достаточно актуальной проблемой [4]. Решение не может быть успешно осуществлено без изучения особенностей отношения со стороны учащихся к физической культуре и спорту1.

1 Лубышева Л.И. Онтокинезиологический

вектор спортизации физического воспитания в системе образования // Стратегия формирования

Известно, что каждый урок в школе должен способствовать развитию познавательных интересов учащихся, овладению ими навыками самостоятельного пополнения знаний [5, 6], несомненно, это также относится и к физическому воспитанию. Учителям по физической культуре необходимо настойчиво и целенаправленно формировать у учащихся навыки и привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, теоретического самообразования в отношении физического воспитания и спорта, устойчивую положительную мотивацию [7]. Как правило, такие занятия способствуют созданию у учащихся удовлетворённости, положительных эмоций [2, 8, 9].

Анализ иностранной литературы позволяет заключить, что школьники мужского пола более мотивированы, чем обучающиеся женского пола. При этом младшие школьники демонстрируют относительно высокую мотивацию к занятиям физкультурой и спортом, чем ученики старших классов [10]. Кроме того, отмечается снижение уровня двигательной активности, самооценки у обучающихся при переходе от начальной к средней школе [11].

Еще одним фактором влияния, подтвержденным в ходе анализа, была рабочая среда учебного или учебно-тренировочного занятия, в которой учебные задачи создают более интенсивный мотивационный климат [12].

Проблема целенаправленного и избирательного формирования таких мотивов, как интерес и удовлетворенность в современной педагогике и психологии разработана еще недостаточно, и ее решение имеет большое значение для практики обучения и воспитания [8]. Следует также отметить, что и проблема формирования интереса и удовлетворённости от занятий физической культурой и спортом в связи с относительно небольшим объемом психолого-педагогическим исследований также изучена достаточно слабо, что и обусловило актуальность исследования этой важной для общества проблемы.

В контексте с вышеизложенной проблемой следует остановиться еще на одной, тесно свя-

здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта «Спорт для всех» и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО»: Сб ст. Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. памяти проф. В.Н. Зуева (Тюмень, 16-17 октября 2017 г.). Тюмень: Векторбук, 2017. С. 319-322.

занной с первой проблемой. Исследования В.К. Бальсевича (2006), Л.И. Лубышевой (2017) и других указывают на большие возможности организации секционных занятий спортом в детском и подростковом возрасте непосредственно в условиях общеобразовательной шко-лы2. Это позволяет рассматривать секционные занятия физической культурой и спортом в общеобразовательной школе как дополнительный фактор увеличения двигательной активности школьников [13].

Цель: выявить особенности динамики интереса и уровня удовлетворенности занятиями физической культурой у учащихся подросткового возраста в условиях современного образовательного процесса

Материалы и методы

В исследовании принимали участие учащиеся различных образовательных учреждений г. Сургута и Сургутского района, с 5-го по 10-й классы. Общая выборка исследования составила 256 учащихся обоего пола.

Применяли следующие методы научно-педагогических исследований, с помощью которых решалась поставленная цель: теоретический анализ и обобщение литературных источников и научных данных путем изучения научно-методической литературы по данной проблеме; педагогические методы исследований; методы социально-психологического исследования; методы математической обработки материалов.

Согласно программе экспериментального исследования проверялась эффективность применения педагогических условий для успешного формирования мотивов интереса и удовлетворённости к физкультурно-спортив-ной деятельности посредством:

- оценки психолого-педагогического состояния учащихся: изучение состояния здоровья, отношение к обязательным занятиям по физической культуре и к саморазвитию интересов и удовлетворённости, степени осознания подростками связи между физиче-

2 Бальсевич В.К. Особенности мотивации занимающихся физической культурой и спортом на разных этапах онтогенеза человека // Физическая культура, спорт, туризм: научно -методологи-ческое сопровождение: сб. ст. Всеросс. науч. -практич. конф. с междунар. участием (Пермь, 1516 мая 2014 г.). Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. С. 29-31.

ским состоянием, успехами в учебе и занятиями физической культурой;

- учет данных диагностирования, половых и индивидуальных особенностей детей и подростков, их возможностей, потребностей, интересов, условий жизнедеятельности;

- обеспечение систематичности, непрерывности в занятиях физической культурой и спортом;

- подготовка учителей к организации самостоятельных занятий учащихся с учетом физической подготовленности и удовлетворённости последних;

- наличие в школе методического обеспечения для формирования у детей и подростков интереса к физкультурно-спортивной деятельности;

- обеспечение взаимосвязи урочной и внеурочной форм работы, а также единства педагогического воздействия родителей, классных руководителей в воспитании удовлетворённости занятиями физической культурой и спортом;

- предоставление ученикам необходимых теоретических и практических знаний в области техники движений, например, в легкой атлетике, как для повышения спортивных результатов школьников, так и для усиления личного отношения к этому виду спорта.

Результаты

В настоящее время мотивы интереса и удовлетворенности являются значимыми средствами и способами успешного обучения и воспитания, необходимыми условиями достижения положительных результатов в физкультурно-спортивной деятельности. Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека, а именно: является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, вызывает желание работать в той или иной области человеческой деятельности, служит одним из важнейших условий настоящего творческого отношения к работе. Интересы побуждают человека активно искать пути и способы удовлетворения желаний, поиск знаний. Удовлетворение интереса к объекту, обладающего устойчивой значимостью для личности, как правило, не приводит к угасанию этого процесса, а способствует его расширению путем внутренней перестройки.

Основными путями и условиями формирования интереса удовлетворенности у детей и подростков в образовательных учреждениях являются:

1. Программы по обучению и воспитанию физической культурой. Содержание и характер интересов в процессе развития человека постоянно и существенно меняется. Интересы формируются и развиваются в процессе игровой, учебной, трудовой, спортивной, общественной деятельности человека и зависят от условий его жизни, обучения и воспитания. Разносторонние, глубокие, устойчивые и действующие интересы являются важным условием всестороннего развития личности. Огромное значение в пробуждении и развитии у школьников интереса к обучению имеет, с одной стороны, качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость) и личность учителя. Иная сторона - воспитание учебных и познавательных интересов, включение школьников в активную творческую деятельность, направленную на познание данного объекта. При многообразии интересов необходимо особо выделять и воспитывать основной, стержневой интерес.

2. Урок физической культуры. Современной формой построения урока физической культуры является такое его проведение, в котором поставлена задача по воспитанию у учащихся привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вооружать их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками. Эти задачи последовательно осуществляются в течение всего периода обучения в школе. Каждый урок должен способствовать развитию познавательных интересов учащихся, а также приобретению навыков самостоятельного пополнения знаний.

Учителям физической культуры необходимо настойчиво и целенаправленно формировать у школьников навыки и привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Урок физической культуры должен способствовать воспитанию внутренней мотивации, вызывать интерес к процессу занятий, формировать положительные эмоции [14].

3. Организация внеклассных занятий по физическому воспитанию. Их содержание представляет собой систему специально организованных занятий физическими упражнениями, проводимых в рамках школы во внеурочное время. Внеклассная работа осуществляется на добровольных началах. Основны-

ми формами внеклассной работы по физическому воспитанию являются: кружок физической культуры, секция общей физической подготовки, спортивные секции по видам спорта, физкультурные мероприятия в течение учебного дня. Составной частью внеклассной работы является пропаганда физической культуры. Значение внеклассной работы в деле оздоровления школьников очень велико. Оно позитивно сказывается на повышении уровня двигательной активности детей и укреплении их здоровья; способствует полезной организации отдыха школьников, а главное - внеклассная работа по физическому воспитанию в школе удовлетворяет индивидуальные интересы школьников в физическом совершенствовании и способствует формированию интереса к занятиям физической культурой и спортом, развивает социальную активность школьников.

4. Использование межпредметных связей является одним из главных условий воспитания интереса к занятиям физической культурой и спортом у детей и подростков.

5. Личность учителя физической культуры. Психологическая природа интереса такова, что только по мере его удовлетворения он развивается, углубляется, закрепляется. Все перечисленные выше положения и были положены в основу построения экспериментальной методики совершенствования процесса формирования интереса у детей и подростков к физкультурно-спортивной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы, изучение современного состояния исследуемой проблемы позволяют сделать вывод о том, что при наличии значительного числа научных исследований она не теряет своей актуальности и сегодня.

Человеческая жизнь связана, как правило, с переживаниями, эмоциями, мыслями и ощущениями. Человек эмоционально реагирует на явления окружающей действительности, оценки, мнения, т. е. на все то, что имеет большое значение в его жизни. Ими, например, могут быть положительные волевые и физические качества, хорошее здоровье. Эти факторы, становясь мотивами во время занятий физической культурой и спортом, стимулируют детей к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.

Их привлекательность основана на непосредственных переживаниях и удовлетворении от сделанного, достигнутого, а именно:

1) чувство радости; 2) ощущение скорости; 3) причина, не имеющая конкретного пояснения (ученики говорят: «Нравится», а почему -сказать не могут); 4) приятная усталость; 5) борьба, соревнование, усилия; 6) свобода в поведении; 7) порядок и дисциплина; 8) эстетика, красота в физической культуре и спорте; 9) отдых и развлечения.

Как выглядит привлекательность в спорте, основанная на эмоциональном удовлетворении, в зависимости от уровня значимости, имеющего жизненную необходимость, можно судить по результатам, представленным в таблице.

Нами применялся метод оценки эмоциональной удовлетворенности учащихся от занятий физической культурой по В.А. Ядову3. Результаты исследования в группе девочек продемонстрировали более высокие показатели в 5-х и 6-х классах по сравнению с девочками 7-10-х классов, наиболее низкий показатель отмечен в 10-м классе. У мальчиков результаты исследования удовлетворенностью занятиями физической культурой были более высокими в 5-10-м классах, чем у девочек. Как у мальчиков, так и у девочек наблюдается динамика снижения удовлетворенностью занятиями физической культурой от 5-го к 10-му классам (см. таблицу). На основании наблюдений и бесед с данным контингентом учащихся подросткового возраста определяем, что интерес к физической культуре и спорту остается высоким и у мальчиков, и у девочек, тогда как удовлетворенность в обеих обследованных группах снижается.

Подобная динамика уровня эмоциональной удовлетворенности учащихся от занятий физической культурой является неблагоприятным фактором физического развития современных подростков. Мотив удовлетворенности играет большую роль для формирования интереса подростков к физкультурно-спортивной деятельности [1]. К примеру, непосредственное эмоциональное удовлетворение от занятий, тренировок, соревнований должно быть даже и у мастеров спорта. Без него сами по себе занятия не представляют особого интереса для личности. Особенно, когда в результате приложения многочисленных усилий человек приближается к далеко поставленным целям. Тогда он испытывает очень большое удовле-

3 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2000. 596 с. https://www.eПbrary.ш/item.asp?id=22915184

Показатели получения эмоционального удовлетворения от занятий физической культурой

учащимися 5-10-х классов (%) Emotional satisfaction with physical education in adolescents (5-10 grades) (%)

Группа Group Число позитивных ответов (% от общего числа) Number of positive answers (% from the total amount)

5 класс 5 grade 6 класс 6 grade 7 класс 7 grade 8 класс 8 grade 9 класс 9 grade 10 класс 10 grade

Девочки Girls 35,00 34,60 24,47 16,39 21,00 15,53

Мальчики Boys 39,28 36,78 34,70 30,18 22,58 24,80

творение от проделанной работы. В привлекательных аспектах физической культуры и спорта отражаются существующие в обществе взгляды на отдельные их стороны. У школьников они проявляются как ценностные ориентации, хотя у юношей и девушек они различны. Отличаются они между собой и у учащихся разных возрастов.

Обсуждение

Выявлено, что основной причиной того, что школьники не занимаются в спортивных секциях, часто болеют, игнорируют уроки физического воспитания, является отсутствие избирательной организации и управленческой и коммуникативной компетентностей по формированию мотивации к повышению физических кондиций, уровня двигательной активности подростков. При всей сложности привлечения к внеурочным занятиям по физической культуре и спорту следует, например, при создании секции отдавать предпочтение тем видам спорта, где занятия отличаются простотой организации, не требуют сложного и дорогостоящего оборудования, обеспечивают массовое привлечение учащихся, имеют известное прикладное значение и возможности для разносторонней подготовки учащихся, непосредственно связанные с содержанием учебной программы и соревнованиями, в которых могут принимать участие школы в городе, районе, округе, области.

Использование межпредметных связей также является одним из условий формирования интереса к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у детей и подростков. Экспериментальная работа, проведенная в условиях учебно-воспитательной школы г. Сургута, показала, что путем привлечения знаний из смежных учебных дисциплин можно повысить у учащихся интерес к физической культуре и спорту (см. рисунок).

Так, например, при изучении материала по легкой атлетике учитель физической культуры

требовал от учеников знания физических закономерностей движений в прыжках в высоту. Через урок или два после изучения данного учебного материала ряд учеников был опрошен экспериментатором. Первые же беседы позволили зафиксировать то обстоятельство, что некоторые школьники имеют достаточно поверхностное представление как о технике двигательных действий, так и их психофизических закономерностях. Рассказывая о двигательных компонентах такого вида спорта, как прыжки в высоту, учащиеся в основном вели речь о том, что после прыжка необходимо остановиться. Далее многие школьники не могли объяснить, зачем прыгунам в высоту на последних шагах необходим обгон тазом и ногами плечевого пояса. Потому в дальнейшем на уроках в экспериментальном классе педагогом больше внимания обращалось на объяснение технической стороны тех или иных движений, ее связей с законами физики.

Это способствовало повышению уровня информированности детей экспериментального класса об особенностях двигательной составляющей упражнений в физической культуре и спорте, в силу чего их ответы при повторных опросах стали более содержательными. Испытуемыми для себя была зафиксирована причинно-следственная связь между углом наклона туловища и видом бега и прыжка, они также были в состоянии грамотно объяснить отличие техники толчка при прыжках в высоту и длину.

Заключение

Факторы, оказывающие воздействие на становление у школьника интереса и удовлетворённости от физкультурно-спортивной деятельности, «преломляются» через личностные особенности детей (направленности, акцентуации, способности). В генезисе меняются личностные качества и свойства учеников, степень действенности на развитие интереса отмечен-

Влияние межпредметных связей на формирование у подростков удовлетворенности и интереса к физкультурно-спортивной деятельности в школе Influence of an interdisciplinary approach on forming satisfaction and interest in physical education and sport among adolescents

ных выше факторов, и в связи с этим положительное отношение детей к различным сторонам физической культуры и спорта.

Таким образом, интерес к физкультурно-спортивной деятельности следует понимать как целостное явление, в котором социальный аспект преломляется через биологическую составляющую. Внеклассная форма организации занятий по физическому воспитанию также имеет большое значение в формировании и развитии интереса и удовлетворённости занятиями у школьников. Данная проблема требует дальнейшего её методологического, теоретического и научно-экспериментального изучения, особенно в гипокомфортных условиях жизнедеятельности детей.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Литература

1. Быков В.С., Быков Е.В. Методологические подходы и принципы формирования эмоциональной культуры подростков // Современ-

ные проблемы науки и образования. 2012. № 6. https://www.elibrary. ru/item. asp?id=23220651

2. Взаимосвязь мотивации и эмоций в физкультурно-спортивной деятельности / Б.П. Яковлев, Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин, Н.Р. Усаева // Теория и практика физической культуры. 2014. № 2. С. 87-89. https:// www. elibrary. ru/ item.asp?id=21166913

3. Insufficient levels of physical activity of adolescents associated with sociodemographic, environmental and school factors / J. da Silva, A. Andrade, R. Capistrano et al. // Ciencia & Saude Coletiva. 2018. Vol. 23 (12). P. 4277-4288. DOI: 10.1590/1413-812320182312.30712016

4. Морфофункциональные и психофизиологические особенности адаптации школьников к учебной деятельности / Д.З. Шибкова, П.А. Байгужин, М.В. Семенова, А.А. Шиб-ков. - Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. 380 с. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=26847221

5. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 486 с. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=21172675

6. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 2-7. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=40374457

7. Кудрявцева О.В., Беляев В.С., Соловых М.В. Семантика эмоционально-чувственного состояния психики школьников в результате педагогических воздействий на занятиях физической культурой // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 6. С. 50-53. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=22564311

8. Беляева Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10 (112). С. 162-165. https://www.elibrary. ru/ item. asp?id=17073558

9. Joy in Movement: Traditional Sporting Games and Emotional Experience in Elementary Physical Education / V. Alcaraz-Munoz, M.I.C. Izquierdo, G.M.G. Garcia et al. // Frontiers in psychology. 2020. Vol. 11. Art. №: 588640 DOI: 10.3389/fpsyg.2020.588640

10. Motivational level for sports practice in schoolchildren: influence factors / V.M. de Oliveira,

M.R. Brasil, V.V. Mattes, S.R. da Silva // Educacion fisica y ciencia. 2020. Vol. 22 (3). Art. № el33. DOI: 10.24215/23142561el33

11. Measuring physical self-concept of schoolchildren aged 10 to 16 on physical education lessons / R. Navarro-Paton, J.M. Pazos-Couto, Rodriguez- J.E. Fernandez, V. Arufe-Giraldez // Journal of human sport and exercise. 2020. Vol. 15 (1). P. 1-13. DOI: 10.14198/jhse.2020.151.01

12. Multidimensional Self-Concept Depending on Levels of Resilience and the Motivational Climate Directed towards Sport in Schoolchildren / I.A. Ramirez-Granizo, M. Sanchez-Zafra, F. Zurita-Ortega et al. // International journal of environmental research and public health. 2020. Vol. 17 (2). Art. № 534. DOI: 10.3390/ijerph17020534

13. Evaluation of Extracurricular Sports Activities as an Educational Element for Sustainable Development in Educational Institutions / R. Perez-Ordas, M.A. Cebamanos, R. Nuviala, A. Nuviala // Sustainability. 2019. Vol. 11 (12). Art. № 3474. DOI: 10.3390/su11123474

14. Дуркин П.К., Лебедева М.П. Формирование у школьников интереса к физической культуре // Физическая культура в школе. 2016. №1. С. 36-41. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=25402658

Яковлев Борис Петрович, доктор психологических наук, профессор, Гуманитарный институт североведения, Югорский государственный университет (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16), boris_yakovlev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2903-1455

Литовченко Ольга Геннадьевна, доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры морфологии и физиологии, Сургутский государственный университет (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, 628403, г. Сургут, пр. Ленина, 1), olgalitovchenko@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8368-2590

Аксарина Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Югорский государственный университет (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, 628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16), aksarinai@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5908-9199

Поступила в редакцию 10 декабря 2020 г.; принята 11 февраля 2021 г.

DOI: 10.14529/jpps210205

TEENAGE STUDENTS' MOTIVES OF INTEREST AND SATISFACTION WITH PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

B.P. Yakovlev1, boris_yakovlev@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2903-1455

0.G. Litovchenko2, olgalitovchenko@mail.ru, ORCID: 0000-0002-8368-2590

1.Yu. Aksarina1, aksarinai@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5908-9199

1 Ugra State University (16 Chekhov str., Khanty-Mansiysk, Khanty-Mansi Autonomous Okrug, 628011, Russian Federation)

2 Surgut State University (1 Lenin Ave., Surgut, Khanty-Mansi Autonomous Okrug, 628403, Russian Federation)

Abstract. The development of physical education is associated with an objective social need for ensuring optimal physical activity of a person. Physical education is an integral part of social culture in general aimed at strengthening health, developing physical, moral and cognitive abilities of a person to harmonize personality formation. Regular exercise is the main and almost the only way to prevent physical degradation in adolescents. Emotional satisfaction plays an important role when it comes to physical exercises and sport. In the northern region, where climate contributes to physical inactivity, promoting sports participation is becoming an extremely important aspect of pedagogical activity for both a physical education teacher and a trainer. Aim: the paper presents an experimental study and theoretical justification of the motives of interest and satisfaction with physical education and sport among adolescents. Materials and methods: The study involved adolescents (5-10 grades) of various educational institutions of Surgut and Surgut region. The total sample consisted of 256 students of both sexes. The following methods of scientific and pedagogical research were used: theoretical analysis and generalization of literature and scientific data; methods of socio-psychological research; empirical methods; methods of mathematical processing. The effectiveness of psychological and pedagogical techniques for forming interest and satisfaction with physical education and sport in adolescents were analyzed. Results: A high level of interest in physical education and sport among schoolchildren is observed when using an interdisciplinary approach and various extracurricular activities that are integrated into a single physical education system. Conclusion: The paper provides a theoretical analysis of the ideas on the formation of the main motives of interest and satisfaction with physical education and sport among adolescents in a modern comprehensive school. The structure, content and factors influencing the formation of such motives were determined experimentally.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: students, cognitive interest, satisfaction, physical education, sport, health.

Conflict of interest. The authors declares no conflict of interest.

References

1. Bykov V.S., Bykov E.V. Methodological approaches and principles of teenagers' emotional culture forming. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2012; 6. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23220651

2. Yakovlev B.P., Babushkin G.D., Babushkin E.G., Usaeva N.R. The interdependence of motivation and emotions in physical education and sports activity. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury = Theory and Practice of Physical Culture. 2014; 2: 87-89. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21166913

3. da Silva J., Andrade A., Capistrano R. et al. Insufficient levels of physical activity of adolescents associated with sociodemographic, environmental and school factors. Ciencia & Saude Coletiva. 2018; 23 (12): 4277-4288 DOI: 10.1590/1413-812320182312.30712016

4. Shibkova D.Z., Baiguzhin P.A., Semenova M.V., Shibkov A.A. Morphofunctional and psychophysiological features of adaptation of schoolchildren to educational activities. Chelyabinsk: South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. 2016: 380 (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26847221

5. Ilyin E.P. Psychology of physical education. SPb. RSPU im. a. I. Herzen, 2000: 486. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21172675

6. Vilensky M.Ya., Solovyov G.M. The main essential characteristics of the pedagogical technology of the formation of physical culture of the individual. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical education: education, training. 2001; 3: 2-7. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40374457

7. Kudryavtseva O.V., Belyaev V.S., Solovykh M.V. The semantics of emotional-sensual state of mind of schoolchildren as a result of pedagogical effects at physical education lessons. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical education: education, training. 2014; 6: 50-53. (in Russ.). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22564311

8. Belyaeva L.A. Investigation of the influence of physical training and sports upon the development of the emotional sphere of teenagers personality. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2011; 10 (112): 162165. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17073558

9. Alcaraz-Munoz V., Izquierdo M.I.C., Garcia G.M.G. et al. Joy in Movement: Traditional Sporting Games and Emotional Experience in Elementary Physical Education. Frontiers in psychology. 2020; 11: 588640 DOI: 10.3389/fpsyg.2020.588640

10. de Oliveira V.M., Brasil M.R., Mattes V.V., da Silva S.R. Motivational level for sports practice in schoolchildren: influence factors. Educacion fisica y ciencia. 2020; 22 (3): e133. DOI: 10.24215/23142561e133

11. Navarro-Paton R., Pazos-Couto J.M., Rodriguez-Fernandez J.E., Arufe-Giraldez V. Measuring physical self-concept of schoolchildren aged 10 to 16 on physical education lessons. Journal of human sport and exercise. 2020; 15 (1): 1-13. DOI: 10.14198/jhse.2020.151.01

12. Ramirez-Granizo I.A., Sanchez-Zafra M., Zurita-Ortega F. et al. Multidimensional Self-Concept Depending on Levels of Resilience and the Motivational Climate Directed towards Sport in Schoolchildren. International journal of environmental research and public health. 2020; 17 (2): 534. DOI: 10.3390/ijerph17020534

13. Perez-Ordas R., Cebamanos M.A., Nuviala R., Nuviala A. Evaluation of Extracurricular Sports Activities as an Educational Element for Sustainable Development in Educational Institutions. Sustainability. 2019; 11 (12): 3474. DOI: 10.3390/su11123474

14. Durkin P.K., Lebedeva M.P. Formation of students' interest in physical culture. Fizicheskaya kul'tura v shkole = Physical education at school. 2016; 1: 36-41. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=25402658

Received 10 December 2020; accepted 11 February 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Яковлев, Б.П. Мотивы интереса и удовлетворенности занятиями физической культурой и спортом учащихся подросткового возраста / Б.П. Яковлев, О.Г. Литов-ченко, И.Ю. Аксарина // Психология. Психофизиология. - 2021. - Т. 14, № 2. - С. 46-54. Б01: 10.14529^210205

FOR CITATION

Yakovlev B.P., Litovchenko O.G., Aksarina I.Yu. Teenage Students' Motives of Interest and Satisfaction with Physical Education and Sports. Psychology. Psychophysio-logy. 2021, vol. 14, no. 2, pp. 46-54. (in Russ.). DOI: 10.14529/jpps210205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.