Научная статья на тему 'Мотивы и причины завершенных суицидов в Карагандинской области'

Мотивы и причины завершенных суицидов в Карагандинской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Т.С.Сергалиев, М.М.Сыздыков, Ш.Д. Джакетаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы и причины завершенных суицидов в Карагандинской области»

Никогда не состоял () в браке 30,0 31,2 24,1 31,4 31,3 32,3

Не извест. 13,4 12,9 16,1 23,1 19,7 22,6

Итого 100 100 100 100 100 100

В то же время, большинство самоубийц проживало с семьями. Для обоих полов в городской местности эта величина составила 80,5%, а на селе - 73,9%. Среди проживающих без семьи в городах жили отдельно от семьи 3,7%, одиноко - 13,4%, с сожителем-2,4%. В сельской местности встречались только две последние категории лиц, соответственно, 21,7% и 4,4%. Отсутствие проживающих отдельно от семьи на селе объясняется тем, что в городах эта группа представлена, в основном , иногородней учащейся молодежью и рабочим-мигрантами, проживающими в общежитиях. Следует выделить городских женщин и сельских мужчин, среди которых каждый четвертый жил вне семьи. [1,2,3]

Особый интерес представляет характеристика состояния здоровья самоубийц. В городской местности более 50%, а на селе почти 40% лиц, покончивших собой, имели официально установленные диагнозы и состояли на учете в соответствующих медицинских учреждениях. Хронические соматические заболевания средней и тяжелой степени тяжести имели 27,2% самоубийц в городах и 25,6% на селе, собственно психические расстройства-16,3 и 8,0% хронический алкоголизм и наркоманов - 10,6 и 6,1%. Удельный вес наркоманов в когорте самоубийц был невысок. В городской и сльской местностях он не превысил 1%, поэтому далее наркоманы рассматриваются нами вместе с хроническими алкоголиками.[4].

Литература:

1. Коверный и.И. Медико - демографическое исследование населения трудоспособного возраста в рсфср: автореф. Дис. ... Канд. Мед. Наук. - М., 1998, Дсп. - 24 С.

2. Комаров ю.М., Лапин ю.Е., Шестаков в.Т., Антохин г.А. Суициды как причина смерти в капиталистических странах // здравоохр. Рос. Фед. - 1993, N. 8. - С. 35-40.

3. Лисицын ю.П., Копыт н.Я. Алкоголизм (социально - гигиенические аспекты). - 2-Изд. - М.: Медицина, 1993. - 263 С.

4. Лисицын ю.П., Сидров п.И. Алкоголизм. - М.: Медицина, 2000. - 527.

МОТИВЫ И ПРИЧИНЫ ЗАВЕРШЕННЫХ СУИЦИДОВ В КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Т.С.Сергалиев., М.М.Сыздыков, Ш.Д. Джакетаева

Карагандинский государственрный медицинский университет, Караганда, Казахстан, Карагандинский областной комитет филиала Республиканского общественного объединения « Общественного Красного полумесяца РК», Караганда, Казахстан

Одним из наиболее сложных вопросов является установление причинно-мотивационных характеристик самоубийств. Как правило, на принятие человеком самостоятельно уйти из жизни влияет одна. А множество взаимосвязанных причин, и установление приоритетной среди них носит весьма субъективный характер. Доля субъективности возрастает в тех случаях, когда нет возможности четко разграничить при ретроспективном анализе такие категории как причина и следствие (какие признаки самоубийц, соответственно и мотивы, являлись причиной, а какие следствием друг друга). Например, для мужчин среднего возраста злоупотребление алкоголем и хроническая алкоголизация практически всегда сопровождались нарушениями брачно-семейных отношений (конфликты в семье или одинокое проживание). В другом случае у женщин старших возрастных групп, как правило, наличие комплекса гериартрических заболеваний сочеталось с чувством «утомления жизнью», «личной тягостью» в семье.

Как упоминалось выше, с учетом особенностей настоящего исследования нами была модифицирована классификация мотива самоубийств С.В. Бородина и А.С. Михлина [1].

Все мотивы самоубийств были разбиты на 8 основных групп, с выделением внутри них наиболее часто встречающихся:

Распределение мотивов по основным группам показало, что доминирующими в когорте самоубийц Карагандинской области были мотивы, связанные с изменениями состояния здоровья (64%). Причем, такое положение имело место и в сельской местности, и в городской. Далее следуют личностные конфликты (17,0%), связанные с антисоциальным поведением (3,5%), и межличностные (5,1%). Всего на долю конфликтов внутриличностных и с окружающими приходится 30,0%.

Если рассматривать антисоциальное поведение, как конфликт с сообществом, то каждый третий мотив самоубийства был связан непосредственно с конфликтной ситуацией того или иного рода.

Удельный вес личностных конфликтов у женщин был достоверно выше, чем у мужчин (23,6% против 12,0%, р <0,05).

С другой стороны, в структуре мотивов самоубийств у мужчин несколько выше доля личностно - семейных, межличностных и связанных с антисоциальным поведением, хотя эта разница не была статистически значимой.

Наибольшее преобладание среди мотивов у мужчин отмечаются мотивы, связанные с изменениями состояния здоровья (67,2% против 61,2%, p <0,05).

Мотивы самоубийств в городской и сельской местностях достоверно не отличались друг от друга. Можно лишь отметить, что в городах несколько выше удельный вес личностно - семейных мотивов, и мотивов, связанных с антисоциальным поведением.

Наибольшая доля личностных конфликтов отмечена у женщин в сельской местности (34,6%), наименьшая - у мужчин в городах (12,0%).

Максимальный удельный вес личностно - семейных конфликтов зафиксирован у женщин в городах (9,4%), минимальный - у женщин в сельской местности (5,9%). Соответственно, у мужчин в городах - 7,6%, в селах - 9,0%; конфликты, связанные с антисоциальным поведением у мужчин сельской местности - 5,2%, у женщин в городах - 0,4%.

Объединение первых трех групп мотивов показывает, что для женщин конфликты личностные и с окружающими занимают значительно больший вес среди мотивов, чем у мужчин. Если у последних данный показатель составляет около 25% как в городах и селах, то у женщин он колеблется от 35,8% в городах до 44,7% в сельской местности.

Специалисты различного профиля (психиатры, социологи, юристы, социал-гигиенисты), несмотря на стремление к унификации мотивов, все же в силу своей профессионализации делают акцент на более близких им сторонах проблемы самоубийств. Отсюда разные подходы и объединения групп мотивов, которые, по всей видимости, сочетаются и с определенными региональными различиями.

Так, результаты М.Т. Кузнецова и Б.М. Гольдберга по г. Могилеву существенно отличаются от характеристики мотивов по всей Белоруссии А.А. Игнатовича с соавт [2,3].

А.Г. Амбрумова и А.Б. Сосновского, реконструируя мотивы самоубийств на основе предсмертных записок суицидентов, показывают многогранность действия дезадаптирующих личность факторов и чаще всего сложность мотивационной структуры личности суицидента.[4].

Развод, как мотив самоубийства, встречался преимущественно в группе 30-40 лет. Характерно, что среди мужчин с этим мотивом почти 67% злоупотребляли алкоголем, хотя и без признаков хронической алкоголизации.

Причинно - мотивационная характеристика самоубийств, происшедших в Карагандинской области в 2005 - 2007 гг., еще раз указывает на основные направления, без решения которых невозможно снижение уровня суицидов.

Во - первых, это проблема пьянства и алкоголизма (особенно актуальная для мужчин в сельской местности).

Во - вторых, экономическое, социальное и медицинское положение инвалидов, пожилых и престарелых граждан.

В - третьих, совершенствование организации медицинской и социальной помощи отдельным группам больных (хронические алкоголики, психические больные, лица с нарушениями двигательных функций вследствие перенесенных инсультов, онкологические больные и т.д.).

В - четвертых, вопросы, связанные с укреплением института брака и семьи.

Необходимо отметить, что когорта самоубийц и мотивы суицидов, несмотря на определенную стабильность, достаточно динамичны. Тесная связь причин самоубийств с деятельностью всей общественно - экономической системы, высокая вероятность появления новых групп риска в резко изменяющихся условиях общественно - политической, социально-экономической и других сфер жизни, требуют постоянного контроля за аутоагрессивным поведением людей. Безработица, ухудшение экономического положения широких слоёв населения, возрастание психологической напряженности, рост конфликтных ситуаций, обострение хронических заболеваний, характерные для периодов экономических кризисов капиталистических стран, в той или иной степени станут атрибутами нашей жизни в ближайшие годы [5,6]. Поэтому на фоне обозначенных проблем, вероятно, следует ожидать появление новых. Взаимопереплетение негативных факторов будет способствовать росту самоубийств.

Литература

1. Бородин с.В., Михлин а.С. Мотивы и причины самоубийств // тр. Моск. Нии психиатрии. - М., 2008. - Т. 82. - С. 28-43.

2. Кузнецов м.Т., Гольдинберг б.М. Некоторые клинико-демографические показатели суицидального поведения среди населения // материалы iii съезда невропатологов и психиатров белоруссии. - Минск, 1996. - С. 351-352.

3. Игнатович а.А., Сущеня ю.П., Саладуха п.И. Некоторые результаты изучения суицидов в

республике // материалы iii съезда неврапатологов и психиатров белоруссии. - Минск, 1999. - С. 22-23.

4. Амбрумова а.Г.Сосновский а.Б. Принципы организации суицидологической службы и перспективы научных исследований // yiii всесоюзный съезд невропатологов, психиатров и наркологов: тез. Докл. - М., 1999. - Т.1 - С. 226-228.

5. Комаров ю.М. О подходах построения национальной программы улучшения здоровья народов россии // здравоохр.Рос. Фед. - 2004 №. 5. -С.5-

6. Баюков к.А., Фролов в.В. Несчастные случаи и самоубийства в структуре причин смерти больных шизофренией. // Реабилитация нервно - психически больных. Тезисы к научно -практической конференции. - Томск, 1987. - С. 121-125.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДОСТИЖЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОМ ДИСПАНСЕРЕ

Жусупова Р.Ж.

ГККП «Противотуберкулезный диспансер», Астана, Казахстан

Решение проблем борьбы с туберкулезом в Казахстане является приоритетным направлением, актуальность этой проблемы была подчеркнута в Послании Президента Казахстана [1] , где целый раздел посвящен здравоохранению. Глава государства уделяет большое внимание его развитию: финансирование здравоохранения выросло в 2010 году до 3,2 процента от ВВП, за годы независимости в стране было построено около 500 новых объектов здравоохранения, значительно улучшена материально-техническая база медицинских учреждений.

То есть сделано столько, о чем двадцать лет назад медикам приходилось только мечтать. Для совершенствования мероприятий по профилактике туберкулеза в 2008 году Управлением здравоохранения города Астаны и противотуберкулезным диспансером подготовлено дополнение к «Программе реформирования и развития здравоохранения г. Астаны на 2008-2010 годы» [2] в виде раздела «Неотложные меры защиты от туберкулеза населения г. Астаны», которое утверждено решением акимата и сессии маслихата города Астаны 24 апреля 2008 года.

Согласно дополнению к «Программе реформирования и развития здравоохранения г. Астаны на 2008-2010 годы»:

1. С 2008 года проводится разработка проектно-сметной документации на строительство противотуберкулезного диспансера на 500 коек.

2. Проведено оснащение противотуберкулезного диспансера современным диагностическим оборудованием, в том числе ВАСТЕК для микробиологической диагностики туберкулеза с ускоренным определением чувствительности к противотуберкулезным препаратам первого и второго ряда. За 5 лет для проведения капитального и текущего ремонта выделено 317 592,0 тысячи тенге, что позволило провести ремонтные работы во всех отделениях диспансера. Выделены финансовые средства на оснащение противотуберкулезного диспансера современным диагностическим оборудованием и инвентарем в общей сложности на сумму 117 231, 0 тыс. тенге.

3. Управлением занятости и социальных программ г. Астаны разработаны правила оказания социальной помощи гражданам, больным активным туберкулезом, которые утверждены в Маслихате города Астаны 09.07.2008 года.

4. В 2010 году открыт санаторный детский сад на 220 мест для оздоровления и реабилитации детей из очагов туберкулезной инфекции, проведения контролируемой химиопрофилактики детям дошкольного возраста.

Внедрение международных стандартов диагностики и лечения ставит пациента в центре противотуберкулезных мероприятий, что предполагает вовлечение его в партнерские отношения с медицинским персоналом в ходе диагностики и лечения, адекватное информирование, хорошую коммуникацию с пациентом и его родственниками. Во фтизиатрической службе разработана схема диспансерного наблюдения с момента взятия пациента на диспансерный учет, проведения контролируемого лечения и до перевода его в территориальную поликлинику для дальнейшего наблюдения в «группе риска». Такая схема непосредственного контролируемого лечения и дальнейшего наблюдения действует только в Астане. Трижды в неделю больные, закончившие лечение в стационаре, транспортом противотуберкулезного диспансера развозятся по пунктам поддерживающего лечения в амбулаторных условиях. Здесь происходит первое личное знакомство химизатора с больным, и больного с медицинским работником, который будет осуществлять дальнейшее лечение. В 22 МО города выделены кабинеты для проведения поддерживающей фазы лечения больных туберкулезом на амбулаторном этапе, налажен ежемесячный четкий учет движения и остатков противотуберкулезных препаратов. Ежемесячно участковые фтизиатры контролируют работу кабинетов по проведению поддерживающей фазы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.