Научная статья на тему 'Мотивы и причины завершенных суицидов в Карагандинской области'

Мотивы и причины завершенных суицидов в Карагандинской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Т С. Сергалиев, А М. Жумагалиев, К К. Толеубеков, Н Н. Наурызов, Ш Д. Джакетаева

The authors conclude that the distribution of the motives of suicide for the main groups showed that the dominant cohort in the Karaganda region of suicides were the motives associated with changes in health status (64%). And this situation has occurred in both rural and urban. Followed by personality conflicts (17.0%) associated with antisocial behavior (3.5%) and interpersonal (5.1%). A total of intrapersonal conflicts and share with others has 30,0%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Т С. Сергалиев, А М. Жумагалиев, К К. Толеубеков, Н Н. Наурызов, Ш Д. Джакетаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES AND CAUSES OF COMPLETED SUICIDES IN KARAGANDA REGION

Мақала авторлары суицидтер желілерін негізгі топтарға бөлу нәтижесі Қарағанды облысында жасалған өзін өзі өлтіру жағдайларына негізінен денсаулық ахуалында пайда болған өзгерістер себеп болған (64%) деген қорытындыға келген. Бұл ретте мұндай жағдайлар ауылдық жерлерде де, қалалық жерлерде де орын алған. Бұдан кейін жеке бас қақтығыстары (17,0%), әлеуметтік қарсы мінез-құлықтарға байланысты жағдайлар (3,5%), тұлғааралық қақтығыстар (5,1%) орын алған. Жеке тұлғалардың маңайындағылармен қақтығысы үлесіне 30,0% келеді.

Текст научной работы на тему «Мотивы и причины завершенных суицидов в Карагандинской области»

Т. С. Сергалиев, А. М. Жумагалиев, К. К. Толеубеков, Н. Н. Наурызов, Ш. Д. Джакетаева

МОТИВЫ И ПРИЧИНЫ ЗАВЕРШЕННЫХ СУИЦИДОВ В КАРАГАНДИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Министерство здравоохранеия РК (Астана), Карагандинский государственный медицинский университет

Одним из наиболее сложных вопросов является установление причинно-мотивационных характеристик самоубийств. Как правило, на принятие человеком решения самостоятельно уйти из жизни влияет одна причина, а множество взаимосвязанных причин и установление приоритетной среди них носят субъективный характер. Доля субъективности возрастает в тех случаях, когда при ретроспективном анализе нет возможности четко разграничить такие категории, как причина и следствие (какие признаки и мотивы являлись причиной, а какие - следствием). Например, среди мужчин среднего возраста злоупотребление алкоголем и хроническая алкоголизация практически всегда сопровождались нарушениями брачно-семейных отношений (конфликты в семье или одинокое проживание). В другом случае - у женщин старших возрастных групп, как правило, наличие комплекса гериартрических заболеваний сочеталось с чувством «утомления жизнью», «личной тягостью» в семье.

С учетом особенностей проведенного исследования авторами модифицирована классификация мотива самоубийств С. В. Бородина и А. С. Михлина [1].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Материалом исследования послужили выписки из врачебных свидетельств о смерти (форма № 106/ у), журналы судебно-медицинской экспертизы, а также разработанные и утверж-денные на Ученом совете КГМУ анкеты для за-вершенных суицидов. Использовались историко-аналитический, статистический и со-циологичес-кий методы исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Все выявленные мотивы самоубийств разделили на 8 основных групп с выделением внутри них наиболее часто встречающихся.

Распределение мотивов по основным группам показало, что доминирующими в когорте самоубийц Карагандинской области были мотивы, связанные с изменениями состояния здоровья (64%). Причем такая же ситуация имела место как в сельской местности, так и в городской. Далее следуют личностные конфликты (17,0%), связанные с антисоциальным поведением (3,5%), и межличностные (5,1%). Всего на долю конфликтов внутриличностных и с окружающими приходится 30,0%.

Если рассматривать антисоциальное поведение как конфликт с сообществом, то каждый

третий мотив самоубийства был связан непосредственно с конфликтной ситуацией того или иного рода. Удельный вес личностных конфликтов у женщин был достоверно выше, чем у мужчин (23,6% против 12,0%; р<0,05). С другой стороны, в структуре мотивов самоубийств у мужчин несколько выше доля личностно-семейных, межличностных и связанных с антисоциальным поведением причин, хотя эта разница не была статистически значимой.

У мужчин преобладают мотивы, связанные с изменениями состояния здоровья (67,2% против 61,2%; р<0,05). Мотивы самоубийств в городской и сельской местностях достоверно не отличались друг от друга, но в городах несколько выше удельный вес личностно-семейных мотивов и мотивов, связанных с антисоциальным поведением. Наибольшая доля личностных конфликтов отмечена у женщин в сельской местности (34,6%), наименьшая - у мужчин в городах (12,0%).

Максимальный удельный вес личностно-семейных конфликтов зафиксирован у женщин в городах (9,4%), минимальный - у женщин в сельской местности (5,9%), соответственно у мужчин в городах - 7,6%, в селах - 9,0%; конфликты, связанные с антисоциальным поведением у мужчин сельской местности - 5,2%, у женщин в городах - 0,4%.

Объединение первых 3 групп мотивов показывает, что для женщин конфликты личностные и с окружающими занимают значительно больший вес среди мотивов, чем у мужчин. Если у последних этот показатель составляет около 25% в городах и селах, то у женщин он колеблется от 35,8% в городах до 44,7% в сельской местности.

Специалисты различного профиля (психиатры, социологи, юристы, социал-гигиенисты), несмотря на стремление к унификации мотивов, в силу своей профессионализации делают акцент на более близких им сторонах проблемы самоубийств. Отсюда разные подходы и объединения групп мотивов, которые, по всей видимости, сочетаются и с определенными региональными различиями. Так, результаты М. Т. Кузнецова и Б. М. Гольдберга по г. Могилеву существенно отличаются от характеристики мотивов по всей Белоруссии А. А. Игнатовича и соавт. [2, 3]. А. Г. Амбрумова и А. Б. Сосновский, реконструируя мотивы самоубийств на основе предсмертных записок суицидентов, показывают многогранность действия дезадаптирующих личность факторов и чаще всего - сложность мотивационной структуры личности суицидента [4].

Развод как мотив самоубийства встречался преимущественно в группе 30-40 лет. Характерно, что среди мужчин с этим мотивом почти 67% злоупотребляли алкоголем, хотя и без признаков хронической алкоголизации.

Причинно-мотивационная характеристика самоубийств по Карагандинской области в 2005-

2007 гг. также указывает на основные направления, без решения которых невозможно снижение уровня суицидов. Во-первых, это проблема пьянства и алкоголизма (особенно актуальная для мужчин в сельской местности); во-вторых, экономическое, социальное и медицинское положение инвалидов, пожилых и престарелых граждан; в-третьих, совершенствование организации медицинской и социальной помощи отдельным группам больных (хронические алкоголики, психические больные, лица с нарушениями двигательных функций вследствие перенесенных инсультов, онкологические больные и т. д.). В-четвертых, вопросы, связанные с укреплением института брака и семьи.

Необходимо отметить, что когорта самоубийц и мотивы суицидов, несмотря на определенную стабильность, достаточно динамичны. Тесная связь причин самоубийства с деятельностью всей общественно-экономической системы, высокая вероятность появления новых групп риска в резко изменяющихся условиях общественно-политической, социально-экономической и других сфер жизни, требуют постоянного контроля за аутоагрессивным поведением людей. Безработица, ухудшение экономического положения широких слоев населения, возрастание психологической напряженности, рост конфликтных ситуаций, обострение хронических заболеваний, характерные для периодов экономических кризисов капиталистических стран, в той или иной степени станут атрибутами жизни в ближайшие годы [5,

6]. Поэтому на фоне обозначенных проблем, вероятно, следует ожидать появление новых. Взаимопереплетение негативных факторов будет способствовать росту самоубийств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородин С.В., Михлин А.С. Мотивы и причины самоубийств //Тр. Моск. НИИ психиатрии. М., 2008; 82: 28-43.

2. Кузнецов М.Т., Гольдинберг Б.М. Некоторые клинико-демографические показатели суицидального поведения среди населения. Матер. III съезда невропатологов и психиатров Белоруссии. Минск; 1996: 351-352.

3. Игнатович А.А., Сущеня Ю.П., Саладуха П.И. Некоторые результаты изучения суицидов в республике. Матер. III съезда неврапатологов и психиатров Белоруссии. Минск; 1999: 22-23.

4. Амбрумова А.Г. Сосновский А.Б. Принципы организации суицидологической службы и перспективы научных исследований. VIII Всесоюз. съезда невропатологов, психиатров и наркологов: Тез. докл. М.; 1999; 1: 226-228.

5. Комаров Ю.М. О подходах построения национальной программы улучшения здоровья народов России. Здравоохр. Рос. Фед. 2004; 5: 5.

6. Баюков К.А., Фролов В.В. Несчастные случаи и самоубийства в структуре причин смерти больных шизофренией. «Реабилитация нервно-психически больных»: Тез. науч.-практ. конф. Томск; 1997: 121-125.

Поступила 02.08.2011

T. S. Sergaliyev, A. M. Zhumagaliyev, K. K. Toleubekov, N. N. Nauryzov, Zh. Sh. Dzhaketayeva MOTIVES AND CAUSES OF COMPLETED SUICIDES IN KARAGANDA REGION

The authors conclude that the distribution of the motives of suicide for the main groups showed that the dominant cohort in the Karaganda region of suicides were the motives associated with changes in health status (64%). And this situation has occurred in both rural and urban. Followed by personality conflicts (17.0%) associated with antisocial behavior (3.5%) and interpersonal (5.1%). A total of intrapersonal conflicts and share with others has 30,0%.

Т. С. СерFалиев, А. М. ЖyмаFалиев, К. К. Телеубеков, Н. Н. Наурызов, Ш. Д. Джакетаева КАРАГАНДЫ ОБЛЫСЫНДА ЖАСАЛРАН СУИЦИДТЕРДЩ ЖЕЛ1ЛЕР1 МЕН СЕБЕПТЕР1

Макала авторлары суицидтер желтер^ непзп топтарра белу нэтижеа Караганды облысында жасал-ран e3iH e3i ел^ру жардайларына непзшен денсаулык ахуалында пайда болран езгерiстер себеп болран (64%) деген корытындыра келген. Бул ретте мундай жардайлар ауылдык жерлерде де, калалык жерлерде де орын алран. Будан кейш жеке бас кактырыстары (17,0%), элеуметлк карсы м^ез-кулыктарра байла-нысты жардайлар (3,5%), тулрааралык кактырыстар (5,1%) орын алран. Жеке тулралардьщ мачайында-рылармен кактырысы Yлесiне 30,0% келедк

Медицина и экология, 2011, 3

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.