РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕЗЗДЕМНЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1
издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 95.01.001-95.01.038
МОСКВА 1995
95.01 027
92
акцентуаций характера, установление их типа, степени выраженности негативных проявлений, изучение особенностей акцентуантно окрашенных ситуаций и представления человека о них, выявление факторов, участвующих в формировании на основе нарушения характера преступного поведения. Профилактическое воздействие на несовершеннолетних акцентуантов охватывает: обеспечение первичной социальной и психологической адаптации акцентуантов, помощь в решении наиболее актуальных и трудных проблем; дальнейшую специализированную психологическую работу, нацеленную на восстановление и совершенствование способности индивида к осознанию и коррекции неблагоприятных особенностей своего характера и их поведенческого проявления; завершающее (общее, неспецифическое) воздействие, предполагающее окончание коррекции акцентуаций в условиях повседневной жизни, при решении реальных проблемных ситуаций.
Л. Л. Ананиан
95.01.027. ВОЙЦЕХОВИЧ Б. А., РЕДЬКО А. Н. ПУСТЬ УМИРАЕТ ТОТ, КТО НЕ ХОЧЕТ ЖИТЬ?: (Медико-социальный взгляд на проблему самоубийств) .— Краснодар: Журн. "Кубан. науч. мед вести", 1994 .— 149 с .— Библиогр.: с. 133-147.
Многолетнее изучение смертности населения показало, что самоубийства — четкий, хотя и чрезвычайно сложный опосредованный показатель, характеризующий разные стороны условий жизни человека в обществе.
В книге приводятся статистические исследования самоубийств в прошлом и настоящем, проводятся некоторые параллели в динамике общей смертности, травматизма и самоубийств, рассматриваются тенденции самоубийств на материалах Краснодарского края, анализируется медико-демографическое значение самоубийств, дается социально-гигиеническая характеристика этого негативного явления и социально-гигиенический портрет самоубийцы. Специальное внимание уделяется мотивам и причинам самоубийств.
В характеристике причинных факторов самоубийств, пишут авторы, все точки зрения условно можно сгруппировать по трем направлениям. Первое — школа анатомо-антропологическая. Эта школа ставит акцент на грубых неправильных строениях мозга и даже черепных покровов, которые наблюдаются, по мнению ее представителей, у подавляющего большинства самоубийц. Эта точка зрения в дальнейшем большинством ученых была признана неправильной, так как указываемые признаки во множестве наблюдаются при вскрытии лиц, умерших естественной смертью и не обладавших тягой к самоубийству. Вторая школа, психопатологическая, стоит на точке зрения обязатель-
93
95 01 027
ности какого-либо психопатологического фактора или отклонения в этиологии и патогенезе самоубийства. Третья школа, социологическая, в этиологии самоубийств выдвигает на первый план социально-экономические моменты. Не подлежит сомнению, что каждое из приведенных направлений отличается односторонностью и что необходимо комплексное рассмотрение этого сложного явления как результата взаимодействия целого ряда причин и условий
Одним из наиболее сложных вопросов, указывают авторы, является установление причинно-мотивационных характеристик самоубийств Как правило, на принятие человеком решения самостоятельно уйти из жизни влияет не одна, а множество взаимосвязанных причин, и установление приоритетной среди них носит весьма субъективный характер Доля субъективности возрастает в тех случаях, когда нет возможности четко разграничить при ретроспективном анализе такие категории, как причина и следствие. Условный выбор ведущего мотива осуществлялся авторами экспертным путем с использованием оставленных самоубийцами записок, высказывавшихся намерений, содержавшихся в следственных материалах показаний родственников, соседей, сослуживцев, производственных характеристик суицидентов, медицинской документации, актов патолого-анатомического вскрытия и т. д. Таким образом, пишут авторы, мы имели возможность получить достаточно точное представление о брачно-семейных отношениях суицидентов, состоянии их здоровья, жизненной и непосредственно предшествовавшей самоубийству ситуации, обстоятельствах совершения, наличии алкогольного опьянения на момент суицида, предполагаемых причинах его с точки зрения лиц, знавших самоубийцу.
С учетом особенностей проводимого исследования авторами была модифицирована классификация мотивов самоубийств. Все мотивы самоубийств были разбиты на семь основных групп: 1 — личностные: 1) одиночество, 2) "утомление жизнью", 3) неудачная любовь, 4) болезнь, смерть близких, 5) творческий "тупик"; 2 — личностно-семейные: 1) внутрисемейный конфликт, 2) развод.; 3 — межличностные: 1) конфликт в быту, 2) конфликт на работе, 3) конфликт (неуспехи) в учебе; 4 — связанные с антисоциальным поведением: 1) опасение уголовной ответственности, 2) опасение другого наказания или позора; 5 — связанные с нарушением здоровья: 1) психическое заблевание, 2) пьянство и алкоголизм, 3) соматическое заболевание, 4) уродства, аномалии развития, 5) нарушения, дефекты опорно-двигательного аппарата, 6) сексуальные проблемы; 6 — материально-бытовые трудности; 7 — другие (с. 123).
Распределение мотивов по основным группам показало, что доминирующими в группе самоубийц (по материалам Краснодарского края) были мотивы, связанные с изменениями состояния здоровья (65,0%).
95.01.027
94
Причем такое положение имело место, и в сельской местности, и в городской. Далее следуют личностные конфликты (17,3%), личностно-семейные (9,1%), связанные с антисоциальным поведением (3,7%) и межличностные (3,6%). Всего на долю конфликтов внутриличностных и с окружающими приходится 30,0%. А если рассматривать антисоциальное поведение как конфликт с обществом, то каждый третий мотив самоубийства был связан непосредственно с конфликтной ситуацией того или иНого рода. Объединение первых трех групп мотивов показывает, что для женщин конфликты личностные и с окружающими занимают значительно больший удельный вес среди мотивов, чем у мужчин. Если для последних данный показатель составляет около 25% и в городе, и на селе, то у женщин он колеблется от 35,4% в городской местности до 44,3% на селе. Таким образом, нарушение взаимоотношений более остро переживают женщины, тогда как мужчины меньше сопротивляются болезням или состояниям, связанным с изменением здоровья. Удельный вес среди мотивов женщин "утомление жизнью" почти втрое превышает аналогичный показатель у мужчин (19,9 против 7,0%). Кроме того, женщины острее переживают неразделенную любовь (3,7 против 1,5%) и ситуации, связанные с болезнью или смертью близкого (5,0 против 1,5%). В свою очередь, мужчины тяжелее переносят одиночество. Внутрисемейные конфликты и развод занимают примерно равные доли в структуре мотивов самоубийств мужчин и женщин. Конфликты в быту большее влияние оказывают на женщин, а сложность -во взаимоотношениях на работе или учебе — на мужчин. Значительное преобладание мужчин обнаруживается при сравнении мотивов, связанных с опасением уголовной ответственности (4,0 против 0,6%). Но наибольшая разница имеет место в отношении мотивов, вызванных нарушениями здоровья (67,9 против 57,7%). Более чем в 2,5 раза у мужчин выше удельный вес мотивов, обусловленных злоупотреблением алкоголем (37,3 против 14,3%). Зато у женщин перевес на стороне психических заболеваний (23,0 против 12,8%) и соматических болезней (19,9 против 17,0%). В итоге, первые три места среди отдельно взятых мотивов самоубийств мужчин занимают пьянство и алкоголизм, соматические заболевания, психические расстройства; у женщин — психические расстройства, "утомление жизнью" и соматические болезни.
Рассмотрение характеристик самоубийц, имевших одинаковые мотивы, показывает достаточную однородность социально-демографических и медико-социальных признаков в этих группах. Так, мужчины с мотивами одиночества представлены, в основном, лицами 40-65 лет (около 90%), не состоящими в браке на момент самоубийства, в 80% — одиноко проживающими, в 60% случаев — высказывающих суицидные намерения и оставивших предсмертную записку. Женщины с "утом-
95
95.01.028
лением жизнью" представлены преимущественно группой старше 70 лет, вдовыми (62%), но жившими с семьями (59%). Мотив "неудачная любовь" встречается только в группе 15-24-летних и чаще наблюдается у представительниц женского пола. Внутрисемейные конфликты объединяет не только сложные взаимоотношения между супругами, но и конфликты между различными поколениями в семье. Развод как мотив самоубийства встречался преимущественно в группе 30-40 — летних. Из числа лиц, причиной самоубийства которых было психическое заболевание, менее 70% состояли на учете в психоневрологическом диспансере. Самоубийцы, покончившие собой вследствии страданий от семантических болезней, в 75% случаев были старше 50 лет^
Приведенная причинно-мотивационная характеристика самоубийств, пишут авторы, еще раз указывает на основные направления, без решения которых невозможно снижение уровня суицидов. Во-первых, это проблема пьянства и алкоголизма. Во-вторых, экономическое, социальное и медицинское положение инвалидов, пожилых и престарелых граждан. В-третьих, совершенствование организации медицинской и социальной помощи отдельным группам больным (хронические алкоголики, психические больные, лица с нарушением двигательных функций вследствие перенесенных инсультов, онкологические больные и т. д.). Наконец, вопросы, связанные с укреплением института брака и семьи. Необходимо также отметить тесную связь причин самоубийств с такими явлениями, как безработица, ухудшение экономического положения широких слоев населения, возрастание психологической напряженности, рост конфликтных ситуаций, обострение хронических заболеваний. Взаимопереплетение негативных факторов будет способствовать росту самоубийств. В усложнившихся условиях формирования общественного здоровья для принятия эффективных управленческих решений по предупреждению самоубийств необходим, пишут авторы, мониторинг суицидального поведения населения. Основой его должна стать возобновленная автономная статистика суицидов в рамках государственной системы статистического учета.
Л. Л. Ананиан
95.01.028. АНТОНЯН Ю. М., ТКАЧЕНКО А. А. СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ЧИКАТИЛО И ДРУГИЕ .— М.: Амальтея, 1993 .— 319 с.
Книга посвящена исследованию опаснейших сексуальных посягательств на женщин и детей, их убийству, нанесению тяжких телесных и душевных травм — самым страшным и в то же время самым сложным для понимания преступлениям. На основе изучения конкретных уголовных дел и всестороннего освидетельствования сексуальных пре-