Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
484
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МОТИВАЦИЯ / ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К СПОРТУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротаева Анастасия Игоревна

В статье рассмотрена проблема мотивации занятий спортом младших школьников. Выявлены виды мотивов, в наибольшей степени представленные у младших школьников, определены их содержательные характеристики. Разработана и реализована система занятий, направленная на формирование мотивации занятий спортом младших школьников. По результатам проведенной диагностики, можно сделать вывод, что на статистически значимом уровне. Результаты отличаются по четырем критериям уровень спортивной мотивации, отношение к данному виду деятельности, мотив физического самоутверждения (ФС), мотив достижения успеха в спорте (ДУ). По результатам сравнения ответов учеников после проведенных занятий экспериментальной группы мы получили следующие данные, исходя из которых, можно отметить следующие особенности. Количество видов спорта, которыми хотели бы заниматься респонденты, увеличилось, добавились баскетбол и хореография. Это может быть связано с тем, что про представителей данных направлений они узнали в процессе прохождения системы занятий. Количество школьников, интересующихся тем или иным видом спорта. Можно предположить, что практические занятия и соревнования увлекли учеников и замотивировали их заниматься бадминтоном. Количество учеников, которые не хотели бы заниматься никаким видом спорта, сократилось. Данный результат является крайне показательным, так как это может говорить о действительном поднятии мотивации занятий спортом младших школьников. Таким образом, можно заключить, что система занятий, разработанная нами для занятий спортом младших школьников, эффективна. Несмотря на то, что не все мотивы занятий спортом, выявленные изначально в выборке, увеличились на статистически значимом уровне, результат анкетирования подтвердил эффективность системы занятий. Итак, занятия спортом и физической культурой доставляют младшим школьникам удовольствие и оказывают положительное влияние на развитие их эмоциональной и когнитивной сферы. Они способствуют здоровому развитию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коротаева Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF SPORTS FOR YOUNGER STUDENTS

The article deals with the problem of motivation of junior schoolchildren to go in for sports. The types of motives that are most represented in younger schoolchildren have been identified, and their meaningful characteristics have been determined. A system of classes has been developed and implemented, aimed at shaping the motivation for sports among younger schoolchildren. According to the results of the diagnostics, we can conclude that at a statistically significant level. The results differ on 4 scales, namely: the level of sports motivation, attitude to this type of activity, the motive of physical self-affirmation (PS), the motive of achieving success in sports (S). Based on the results of comparing the answers of students after the lessons of the experimental group, we received the following data, based on which the following features can be noted. The number of sports that respondents would like to play has increased, basketball and choreography have been added. This may be due to the fact that they learned about the representatives of these areas in the process of going through the system of classes. The number of students who are interested in a particular sport. It can be assumed that practical exercises and competitions captivated the students and motivated them to practice badminton. The number of students who would not like to play any kind of sport has decreased. This result is extremely indicative, as it may indicate a real increase in the motivation of junior schoolchildren to go in for sports. Thus, we can conclude that the system of classes developed by us for sports activities of younger schoolchildren is effective. Despite the fact that not all motives for going in for sports, identified initially in the sample, increased at a statistically significant level, the result of the survey confirmed the effectiveness of the training system. So, sports and physical education bring pleasure to younger students and have a positive impact on the development of their emotional and cognitive spheres. They contribute to the healthy development of the individual.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Таблица 3

Распределение количества респондентов в зависимости от общего уровня коммуникативной агрессии (в %)

Группа Уровни выраженности

Невысокий Средний Повышенный

Г1 - 67 33

Г2 - 87 13

Г3 - 100 -

Г4 40 60 -

Статистическое подтверждение получили различия в показателях коммуникативной агрессии у Г1 и остальными группами (при p<0,01 по критерию Манна-Уитни). Соответственно, сотрудников отдела безопасности ИУ наряду с более высоким общим уровнем агрессии отличают «спонтанность агрессии», «неспособность тормозить агрессию», «неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты».

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы о психологических проявлениях отношения сотрудников ИУ к осужденным.

Наибольший уровень эмпатии и толерантности к осужденным присущ сотрудникам, дистанцированным от спецконтингента в силу специфики выполняемых служебных задач (Г4). Эти же сотрудники обнаруживают невысокий уровень коммуникативной агрессии. Похожими на них по проявлениям отношения к осужденным являются сотрудники, непосредственно взаимодействующие с осужденными и осуществляющие их психолого-социально-педагогическое сопровождение.

Наименьшую способность к эмоциональному отклику, толерантность и одновременно наибольшую агрессию по отношению к осужденным проявляют сотрудники отдела безопасности. Вероятно, они в целом не склонны к альтруизму, судят об осужденных по их поступкам, не ориентируясь на собственные впечатления, жестко контролируют свои эмоции. Они вряд ли испытывают огорчение от того, что осужденные ощущают себя некомфортно и одиноко, и не волнуются в случае, если необходимо сообщить им неприятную новость, не принимают во внимание чувства и эмоции осужденных, стремятся навязать свою волю. Таким сотрудникам сложно тормозить агрессию и переключаться на иные виды деятельности, у них отмечается спонтанность проявления агрессивных реакций, легкость актуализации агрессивных реакций в ответ на негативные эмоции других людей. Индивидуальные особенности осужденных игнорируются или отвергаются ими. Вместе с тем им сложно спрогнозировать характер межличностных отношений и предугадать чужое поведение.

Результаты исследования, таким образом, указывают на тенденцию, состоящую в снижении эмпатии, толерантности и усилении агрессии по отношению к осужденным у сотрудников ИУ, взаимодействующих с ними непосредственно, за исключением специалистов психолого-педагогического профиля. Проблема отношения сотрудников к осужденным требует дальнейшего исследования, однако обозначенная тенденция может быть учтена при организации профессиональной, в частности, психологической подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы.

Литература:

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении / В.В. Бойко. - Москва: Филинъ, 1996. - 472 с.

2. Илимбетов, Р.Р. Коммуникативная толерантность и стрессоустойчивость персонала учреждения ФСИН // Вестник Челябинского государственного университета. - 2021. - № 2-3 (14-15). - С. 55-62.

3. Клепцова, Е.Ю. К анализу категории «отношение» / Е.Ю. Клепцова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 2-3. - С. 125-129.

4. Маняхин, А.В. Социально-психологическая характеристика особенностей ролевого взаимодействия сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы и лиц, осужденных к лишению свободы / А.В. Маняхин // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. - 2014. - Т. 7. - № 3. - С. 99-104.

5. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - Воронеж: МОДЭК, 2011. - 398 с.

6. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 488 с.

Психология

УДК 159.9, 316.6

кандидат психологических наук, доцент Коротаева Анастасия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема мотивации занятий спортом младших школьников. Выявлены виды мотивов, в наибольшей степени представленные у младших школьников, определены их содержательные характеристики. Разработана и реализована система занятий, направленная на формирование мотивации занятий спортом младших школьников. По результатам проведенной диагностики, можно сделать вывод, что на статистически значимом уровне. Результаты отличаются по четырем критериям уровень спортивной мотивации, отношение к данному виду деятельности, мотив физического самоутверждения (ФС), мотив достижения успеха в спорте (ДУ). По результатам сравнения ответов учеников после проведенных занятий экспериментальной группы мы получили следующие данные, исходя из которых, можно отметить следующие особенности. Количество видов спорта, которыми хотели бы заниматься респонденты, увеличилось, добавились баскетбол и хореография. Это может быть связано с тем, что про представителей данных направлений они узнали в процессе прохождения системы занятий. Количество школьников, интересующихся тем или иным видом спорта. Можно предположить, что практические занятия и соревнования увлекли учеников и замотивировали их заниматься бадминтоном. Количество учеников, которые не хотели бы заниматься никаким видом спорта, сократилось. Данный результат является крайне показательным, так как это может говорить о действительном поднятии мотивации занятий спортом младших школьников. Таким образом, можно заключить, что система занятий, разработанная нами для занятий спортом младших школьников, эффективна. Несмотря на то, что не все мотивы занятий спортом, выявленные изначально в выборке, увеличились на статистически значимом уровне, результат анкетирования подтвердил

эффективность системы занятий. Итак, занятия спортом и физической культурой доставляют младшим школьникам удовольствие и оказывают положительное влияние на развитие их эмоциональной и когнитивной сферы. Они способствуют здоровому развитию личности.

Ключевые слова младшие школьники, мотивация, занятия спортом, формирование положительной мотивации к спорту.

Annotation. The article deals with the problem of motivation of junior schoolchildren to go in for sports. The types of motives that are most represented in younger schoolchildren have been identified, and their meaningful characteristics have been determined. A system of classes has been developed and implemented, aimed at shaping the motivation for sports among younger schoolchildren. According to the results of the diagnostics, we can conclude that at a statistically significant level. The results differ on 4 scales, namely: the level of sports motivation, attitude to this type of activity, the motive of physical self-affirmation (PS), the motive of achieving success in sports (S). Based on the results of comparing the answers of students after the lessons of the experimental group, we received the following data, based on which the following features can be noted. The number of sports that respondents would like to play has increased, basketball and choreography have been added. This may be due to the fact that they learned about the representatives of these areas in the process of going through the system of classes. The number of students who are interested in a particular sport. It can be assumed that practical exercises and competitions captivated the students and motivated them to practice badminton. The number of students who would not like to play any kind of sport has decreased. This result is extremely indicative, as it may indicate a real increase in the motivation of junior schoolchildren to go in for sports. Thus, we can conclude that the system of classes developed by us for sports activities of younger schoolchildren is effective. Despite the fact that not all motives for going in for sports, identified initially in the sample, increased at a statistically significant level, the result of the survey confirmed the effectiveness of the training system. So, sports and physical education bring pleasure to younger students and have a positive impact on the development of their emotional and cognitive spheres. They contribute to the healthy development of the individual.

Key words junior schoolchildren, motivation, sports activities, formation of positive motivation for sports.

Введение. В психолого-педагогической литературе содержатся многочисленные рекомендации по формированию у детей мотивации к занятию физической культурой посредством использования различных средств и методов. Значение занятием спортом на протяжении всего онтогенеза человека трудно переоценить. Систематическая физическая нагрузка оказывает положительное воздействие на все стороны жизнедеятельности человека. Спортивная деятельность зачастую выступает профилактикой или коррекцией аддиктивного поведения детей и подростков. Содержание занятий спортом и физической культурой настолько многообразно, что каждый ребенок или взрослый может выбрать направление, занимаясь которым, его возможности реализуются наиболее полно. Среди массового сознания существует мнение, что умственная (интеллектуальная) одаренность противопоставляется спортивной. Иными словами, школьник может реализоваться или в одной области, или в другой. Многочисленные исследования в психологической литературе опровергают данную точку зрения. Если обратиться к содержанию ФГОС, то увидим, необходимость мотивирования занятием физической культурой и спортом младших школьников. Е.П. Ильин отмечает, что для дошкольников и младших школьников характерна внешняя мотивация, зачастую она не связана с реалистическим восприятием действительности: так, ребенок, размышляя о важности спортивных занятий, мечтает стать чемпионом, выигрывать различные призы и бить рекорды. Младший школьный возраст является именно тем возрастным периодом, на протяжении которого активно формируется внутренняя осознанная мотивация к занятиям спортом.

К внутренней мотивации занятием спортом можно отнести стремление к оздоровлению и саморазвитию. Многие известные спортсмены, обращаясь к своему начальному опыту, отмечали, что в детстве им руководствовало стремление получить похвалу и одобрение, быть примером, становится победителем, компенсировать неудачи в другом виде деятельности. Внутренняя мотивация сформировалась позднее. Нельзя не отметить, что в условиях коммерциализации спорта его значение и мотивация занятий меняется. Так, родители, оплачивая посещение секций, участие в соревнованиях, необходимую экипировку, ожидают от детей быстрых и высоких результатов. Перегрузки со стороны занятий спортом выступают как антимотивация. Кроме того, немаловажным фактором выступают личностные качества младшего школьника, необходимо выявить склонности ребенка к коллективному или индивидуальному виду спорта.

Для проведения исследования были выбраны следующие методики.

- Анкета «Посещаешь ли ты спортивные кружки, секции, какие?».

- Методика (диагностика) мотивации посещения спортивных занятий Орловой Л.Г. позволяет узнать, что конкретно мотивирует обучающихся посещать спортивные занятия.

- Методика «Мотивы занятий спортом» (А.В. Шаболтас) методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом.

- Методика «Оценки уровня спортивной мотивации младших школьников» (модифицированная) Н.Г. Лускановой, цель данной методики определить уровень спортивной мотивации.

Некрасовская средняя школа Некрасовского района Ярославской области, 4 «А» и «Б» классы (9-10 лет), 46 учеников.

Изложение основного материала статьи. Проводимая диагностика мотивации посещения спортивных занятий позволяет выяснить, что конкретно мотивирует обучающихся посещать спортивные занятия в действующие секции спортивных клубов.

Исходя из результатов диагностики, можно отметить, что основная мотивация посещения занятий у 34,48% опрошенных - это желание проявить себя в спорте. Следующая по количеству набранных баллов мотивация 17,24% - это желание развить свои физические качества, 13,79% у мотивации общения с друзьями и требования родителей. Критерий «хорошее отношение тренера» показал не высокие результаты - 10,34%. Поэтому мы рекомендуем учителям и тренерам уделять больше внимания общению со своими подопечными.

Далее проанализируем результаты методики «Мотивы занятий спортом» (МЗС) которая направлена на диагностику выраженности 10 мотивов: эмоциональное удовольствие, социальное самоутверждение, успех и т.д. Методика была разработана А.В. Шаболтас в 1997 году с соблюдением всех правил валидности и надежности. (Рисунок).

Рисунок. Результаты методики А.В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом»

По результатам данной методики было выявлено, что доминирующим мотивом является мотив физического самоутверждения (ФС), это говорит о том, что ребята стремятся к физическому развитию, становлению своего характера.

Низкие результаты показал мотив эмоционального удовольствия, в этом случае педагогу нужно задуматься, что удовольствие к движениям на уроке можно получить при смене обстановки, а также применению новых форм и видов деятельности.

Таким образом, нами было выявлено пять категорий внутренних переменных, связанных с мотивацией младших школьников к посещению спортивных секций:

- Высокий уровень школьной мотивации;

- Познавательные потребности;

- Положительное отношение к данному виду деятельности;

- Мотив физического самоутверждения, мотив достижения успеха в спорте.

Восприятие участниками благоприятного отношения к спорту (Отношение к данному виду деятельности по методике Орловой) и физическим упражнениям мотивировало их посещение спортивных кружков и секций. Эта категория, которая кажется наиболее похожей на внутреннюю мотивацию в теории самоопределения. Категория мотив достижения успеха в спорте относится к мотивации, возникающей в результате преодоления какой-либо проблемы или трудности, такой как желаемый выбор, конкурентный результат, абсолютный стандарт или умение учиться. Мотив физического самоутверждения, возможно, связан с улучшением собственной работоспособности, навыков, способностей и физической подготовки. Эта категория тем существенно отличалась от мотива достижения успеха в спорте, отражая широкий акцент на мотивации, ориентированной на мастерство/задачу, в отличие от конкретных целей/задач, поставленным спортсменом для продвижения себя в какой-либо дисциплине.

После прохождения первой экспериментальной группой программы для повышения мотивации занятий спортом младших школьников, нами была проведена повторная диагностика.

После проведения статистической обработки результатов исследования методом сравнительного анализа двух независимых групп по и критерию Манна-Уитни-Вилкоксона были получены следующие результаты на уровне значимости р - 0,05 (Таблица).

Таблица

Межгрупповые различия мотивации занятий спортом

Среднее Среднее U Ъ р-уа1ие

значение 1 значение 2

группа группа

Уровень спортивной 18,21 18,01 206,00 2,58 0,01

мотивации

Познавательные 2,23 2, 24 252,00 2,29 0,02

потребности (методика Орловой)

Отношение к данному 2,23 2, 23 156,50 3,43 0,00

виду деятельности (методика Орловой)

Сфера интересов (методика Орловой) 2,00 2,44 193,00 2,81 0,00

Мотив физического 19,38 18,11 143,00 3,16 0,00

самоутверждения (ФС)

Мотив достижения 21,41 21,20 169,01 3,85 0,00

успеха в спорте (ДУ)

Результаты диагностики второй группы не отличаются на статистически значимом уровне ни по одной из шкал методик, что свидетельствует о влиянии на результаты первой группы именно разработанной нами системы занятий.

Далее нами был проведен сравнительный анализ двух этапов анкетирования до прохождения системы занятий - 1, и после - 2.

Соответственно, мы можем предположить, что разработанная нами система занятий, эффективна в отношении развития данной группы мотивов, что подтверждают результаты статистической обработки.

Результаты диагностики второй группы не отличаются на статистически значимом уровне ни по одной из шкал методик, что свидетельствует о влиянии на результаты первой группы именно разработанной нами системы занятий.

Выводы. По результатам проведенной работы, можно отметить, что количество видов спорта, которыми хотели бы заниматься респонденты, увеличилось, добавились баскетбол и хореография. Это может быть связано с тем, что про представителей данных направлений они узнали в процессе прохождения системы занятий. Количество школьников, интересующихся тем или иным видом спорта, увеличилось. Можно предположить, что практические занятия и соревнования увлекли учеников и замотивировали их заниматься спортивной деятельностью, особенно привлекательным ученикам стал бадминтоном. Количество учеников, которые не хотели бы заниматься никаким видом спорта, сократилось. Данный результат является крайне показательным, так как это может говорить о действительном поднятии мотивации занятий спортом младших школьников.

Таким образом, можно заключить, что система занятий, разработанная для формирования мотивации занятий спортом младших школьников, эффективна. Несмотря на то, что не все мотивы занятий спортом, выявленные изначально в выборке, увеличились на статистически значимом уровне, результат анкетирования подтвердил эффективность системы занятий. Итак, занятия спортом и физической культурой доставляют младшим школьникам удовольствие и оказывают положительное влияние на развитие их эмоциональной и когнитивной сферы, способствуя здоровому развитию личности. В заключении необходимо подчеркнуть важность сосредоточения внимания на аспектах, связанных с развитием личности посредством спорта и физического воспитания.

Литература:

1. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2013. - 288 с.

2. Дуркин, П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре / П.К. Дуркин. - Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2016. - 128 с.

3. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - 486 с.

4. Особенности жизнестойкости и копинг-стратегий людей, занимающихся капоэйрой / М.Ю. Кузьмин, А.В. Карапетова, Е.И. Миронова, О.А. Осипенок // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, 2019. - №07. - С. 60-63

5. Паначев, В.Д. Спорт и личность: проблемы социального управления / В.Д Паначев // Социология физической культуры и спорта, 2005. - № 5. - С. 98-107 с.

6. Шаболтас, А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте / А.В. Шаболтас. - М.: Академия, 1998. - 152 с.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук Мещерякова Ирина Николаевна

Воронежский институт (филиал) Московского Гуманитарно-экономического университета (г. Воронеж)

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ КУРСОВ

Аннотация. В статье дан психологический анализ понятия защитных механизмов личности. Основная функция психологических защитных механизмов состоит в сохранении психической целостности, положительных чувств и эмоций самоотношения. Защитные механизмы как способы адаптации к условиям обучения в вузе при конкретных условиях могут создавать обратный процесс, т.е. дезадаптацию. Нарушение механизмов адаптации тесно связано с формированием эмоционального (психического) стресса. На сегодняшний день вопросы адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении являются весьма актуальными. Процесс адаптации студентов к условиям вуза - это процесс приспособления индивидуальных качеств к условиям данного профессионального учебного заведения. Психологические защиты могут как способствовать эффективности адаптации, так и выступать фактором, замедляющим процесс адаптации. Автором было проведено исследование особенностей использования защитных механизмов студентами разных курсов, а также приведены результаты эмпирического исследования индекса их социально-психологической адаптации и уровня тревожности. Общая напряженность всех защит студентов-первокурсников превышает показатели студентов-выпускников. Кроме того, студенты-выпускники демонстрируют чуть меньшую степень выраженности ситуативной и личностной тревожности, чем студенты-первокурсники.

Ключевые слова: защитные механизмы личности, студенческий возраст, студенты разных курсов, социально-психологическая адаптация, уровень тревожности.

Annotation. The article provides a psychological analysis of the concept of protective mechanisms of personality. The main function of psychological defense mechanisms is to preserve mental integrity, positive feelings and emotions of self-attitude. Protective mechanisms as ways of adaptation to the conditions of study at the university under specific conditions can create a reverse process, i.e. maladaptation. Violation of adaptation mechanisms is closely related to the formation of emotional (mental) stress. To date, the issues of adaptation of students to study at a higher educational institution are very relevant. The process of adaptation of students to the conditions of the university is the process of adapting individual qualities to the conditions of this professional educational institution. Psychological defenses can both contribute to the effectiveness of adaptation and act as a factor slowing down the adaptation process. The author conducted a study of the features of the use of protective mechanisms by students of different courses, as well as the results of an empirical study of the index of their socio-psychological adaptation and the level of anxiety. The overall intensity of all the defenses of first-year students exceeds the indicators of graduate students. In addition, graduate students demonstrate a slightly lower degree of situational and personal anxiety than first-year students.

Key words: personality defense mechanisms, student age, students of different courses, socio-psychological adaptation, anxiety level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.