Научная статья на тему 'Формирование мотивов отражающих отношение школьников с депривацией зрения к занятиям физической культурой и спортом'

Формирование мотивов отражающих отношение школьников с депривацией зрения к занятиям физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ / СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕПРИВАЦИЯ ЗРЕНИЯ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / PHYSICAL EXERCISE / MOTIVES FOR PLAYING SPORTS / BLIND AND VISUALLY IMPAIRED STUDENTS / DEPRIVATION OF VISION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рябинина Ульяна Сергеевна

В статье раскрываются проблемы, связанные с формированием положительных мотивов отражающих отношение школьников с нарушением зрения к занятиям физической культурой спортом. На основе изучения мотивов слепых и слабовидящих школьников, установлены особенности, которые необходимо учитывать при разработке методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of motives reflecting attitude of schoolchildren with deprivation of view to physical culture and sports lessons

The article reveals the problems associated with the formation of positive motives reflecting the attitude of schoolchildren with visual impairment to physical culture. Based on the study of the motives of blind and visually impaired schoolchildren, features have been identified that must be considered when developing method.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивов отражающих отношение школьников с депривацией зрения к занятиям физической культурой и спортом»

4. Шепелева, М.И. Повышение уровня физической подготовки студентов вузов современными оздоровительными технологиями (на примере программы Crossfit) / М.И. Шепелева, Е.В. Швецова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 255-258.

5. Шутова, Т.Н. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, Д.М. Гаджиев, Р.Р. Пихаев // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Пермь, 2016. - С. 134-138.

6. Сбалансированное питание и оптимизация двигательной активности как факторы здорового образа жизни студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Везеницын, Н.А. Сидоренко // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - М., 2016. - С. 595-600. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=25285236 (дата обращения: 01.01.2019).

REFERENCES

1. Bukharin, V.A. and Kislyakova S.S. (2015), "Development of speed-power endurance of young men of 10-11 classes at extracurricular classes of crossfit", News of Chelyabinsk State University, No1, pp. 38-43.

2. Kokorev, D.A., Vezenitcyn V.O., Veprikov D.V. and Bodrov I.M. (2017), "The structure and content of process of physical training of students on the basis of Crossfit", Theory and practice of physical culture, No.9, pp.19-21.

3. Revenko, A.I and Lagunova L.V. (2016), "The use of the method of training on the crossfit system in physical education preschoolers' in the preparation project "Ready for labor and defense"", Psychology and pedagogy in the twenty-first century: theory, practice and prospects: proceedings of the Conference, Cheboksary, pp. 365-366.

4. Shepeleva, M.I. and Shvetsova E.V. (2016), "Improving the level of physical training of University students with modern health technologies (on the example of the crossfit program)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 133, No 3. pp. 255-258.

5. Shutova, T.N., Gadjiev, D.M. and Pichaev R.R. (2016), "Conceptual foundations of athletic gymnastics in physical education of students", Physical culture, sports, tourism: scientific and practical conference, Perm, pp. 134-138.

6. Shutova, T.N. Bodrov I.M., Vetericyn O.V. and Sidorenko N.A. (2016), "Balanced diet, and optimization of motor activity as factors of healthy lifestyle of students", Humanitarian education in the Economic University: proceedings of IV international scientific-practical Conference the correspondence, Moscow, pp. 595-600, available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25285236.

Контактная информация: Rostevanov.AG@rea.ru

Статья поступила в редакцию 15.01.2019

УДК 376.1

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ ОТРАЖАЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И

СПОРТОМ

Ульяна Сергеевна Рябинина, аспирант, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск

Аннотация

В статье раскрываются проблемы, связанные с формированием положительных мотивов отражающих отношение школьников с нарушением зрения к занятиям физической культурой спортом. На основе изучения мотивов слепых и слабовидящих школьников, установлены особенности, которые необходимо учитывать при разработке методики.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, физические упражнения, мотивы занятий спортом, слепые и слабовидящие школьники, депривация зрения.

FORMATION OF MOTIVES REFLECTING ATTITUDE OF SCHOOLCHILDREN WITH DEPRIVATION OF VIEW TO PHYSICAL CULTURE AND SPORTS LESSONS

Ulyana Sergeevna Ryabinina, the post-graduate student, Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

Annotation

The article reveals the problems associated with the formation of positive motives reflecting the attitude of schoolchildren with visual impairment to physical culture. Based on the study of the motives of blind and visually impaired schoolchildren, features have been identified that must be considered when developing method.

Keywords: physical culture and sport, physical exercise, motives for playing sports, blind and visually impaired students, deprivation of vision.

Идея всестороннего развития детей с депривацией зрения была и остается актуальной и современной. В специализированных школах для незрячих и слабовидящих детей наряду с образованием, к важным шагам развития личности широко используются разнообразные средства воспитания двигательных способностей, к которым относятся специальные физические упражнения, подвижные игры, умение ориентироваться в пространстве. Многие известные в советское время тифлопедагоги (Земцова М.И., Каплан А.И., Кулагин, Ю.А., Сверлов В.С., Солнцева Л.И.) уделяли должное внимание гимнастическим упражнениям, подвижным играм, укреплению телесности, а, следовательно, и здоровью детей. По их мнению, существует необходимость пробудить у слепых охоту к двигательной активности [3, 4, 5, 7].

С целью изучения отношения к занятиям физической культурой и спортом был проведен опрос в форме анкетирования. В опросе приняли участие дети с нарушением зрения (120 человек), обучающиеся в специализированных школах для незрячих и слабовидящих детей (г. Артем, Приморский край; г. Свободный, Амурская область; г. Хабаровск, Хабаровский край; г. Якутск, Республика Саха (Якутия), а также зрячие дети (143 человека), обучающиеся в массовой школе в п. Переяславка Хабаровского края.

На вопрос, по какой причине вы занимаетесь физической культурой, в основном обучающиеся массовой и специализированных школ ответили, что это необходимо им для поддержания себя в физической форме, сохранения физического и психического здоровья, получения удовлетворения от занятий физической культурой. Следует отметить, что фактор «сохранения физического и психического здоровья» у зрячих школьников на 30% выше, чем у школьников с депривацией зрения.

Существенное количество школьников с нарушением зрения (16,1%) отметили фактор посещения занятий «за компанию с друзьями». Это связанно с тем, что физкультурная деятельность для многих из них является способом развлечения (рисунок 1).

Среди причин, препятствующих занятию физическими упражнениями и спортом, зрячие школьники выделили недостаток свободного времени (35%) и слабую организацию массовой физкультурно-оздоровительной работы в школе (30%). Для слепых и слабовидящих школьников главными из причин, по которым они не могут заниматься физической культурой и спортом, являются медицинские показания (36%) и не желание, в связи с отсутствием мотивации (32%). Это обусловлено их физическими и психологическими особенностями, вытекающими из отсутствия или не достаточности их зрения, препятствующими вести полноценный здоровый образ жизни (рисунок 2).

Таким образом, в результате проведенного опроса установлено, что отношение к занятиям физической культурой и спортом у слепых и слабовидящих школьников значительно отличается от их сверстников, которые не имеют нарушения зрения.

С целью изучения мотивов занятий спортом слепых и слабовидящих школьников и сравнения их со сверстниками без нарушения зрения, был проведен опрос по методике А.В. Шаболтас.

Пример близких Получение удовлетворения Желание испытать силы Занятия обязательны Посещение занятий с друзьями Необходимость сдать зачет Сохранение физ. здоровья Поддержание физ. формы

%

10 20 30 40 □ Группа Б □ Группа А

Примечание: группа «А» - школьники с депривацией зрения; группа «Б» - школьники без нарушения зрения. Рисунок 1 - Причины занятий физической культурой и спортом

%

40 35 30 25 20 15 10 5

35

10,9

30

22,4

10,9

3,5

25,2

21,7

3,4

18,4 17,5

Недостаток времени

Нежелание заниматься

Слабая орг.физкульт. работы

Не позволяет здоровье

Ничего не Не задумывался препятствует

□ Группа А □ Группа Б

Примечание: группа «А» - школьники с депривацией зрения; группа «Б» - школьники без нарушения зрения.

Рисунок 2 - Причины, препятствующие школьникам заниматься физическими упражнениями

В ходе данного опроса было установлено, что основными мотивами занятий спортом у слепых и слабовидящих школьников являются: эмоциональное удовольствие; социальное самоутверждение; физическое самоутверждение и социально - эмоциональный мотив. Наибольшая разница между зрячими школьниками и школьниками с депривацией зрения выявлена по следующим мотивам: рационально - волевой (65,7%); достижение успеха в спорте (59,2%); социально - эмоциональный (56,4%); физическое самоутверждение (39,3%); подготовка к профессиональной деятельности (23,8%).

Мотивы занятий спортом слепых и слабовидящих школьников зависят от многих психологических особенностей. Депривация зрения, ограничивая возможности накопления чувственного опыта и изменяя характер и динамику потребностей, влечет за собой сужение сферы эмоциональной жизни, а также некоторые изменения в эмоциональном отношении к определенным сторонам действительности, не изменяя в целом сущности эмоций [2]. Таким образом, слепые и слабовидящие школьники испытывают большую потребность в ряде положительных и отрицательных эмоций, возникающих как непосредственная реакция на определенные события и явления, в отличие от нормально видящих сверстников, отсюда и преобладание такого мотива как социально - эмоциональный.

Рационально - волевой мотив слепых и слабовидящих школьников менее выражен и имеет значительную разницу по показателям в отличие от нормально видящих школьников.

5

0

По мнению специалистов, безволие является характерологической чертой людей с нарушением зрения. Выдающийся тифлопедагог А.И. Скребицкий объясняет это целым рядом обоснований: во-первых, нарушение зрения препятствует активному участию в деятельности; во-вторых, чрезмерные трудности, испытываемые слепыми и слабовидящими, приводят к отказу от решения намеченной задачи; в-третьих, ограниченные материальные, а тем более культурные потребности не стимулируют слепых и слабовидящих к волевой деятельности. Кроме того, безволие развивается как следствие неправильного отношения окружающих к ребенку с депривацией зрения, стремящихся оградить его от житейских проблем и невольно способствующих, таким образом, возникновению безынициативности, инертности [6].

Такие мотивы как гражданско-патриотический и профессиональный, не являются для школьников двух групп приоритетными. Процессы индивидуализации подростков с нарушением зрения очень остро встают в плане их будущей профессиональной пригодности, возможности трудоустройства. Следует отметить, что нерешенность и неясность будущего трудоустройства вызывают у школьников сильные эмоциональные переживания, фрустрации, желание уйти от проблемы, вытеснить ее из своих мыслей [1, 8].

Исследуемые мотивы занятий спортом слепых и слабовидящих школьников необходимо учитывать при разработке методики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин, Г Д. Психологическое обеспечение спортивной деятельности : монография / Г.Д. Бабушкин. - Омск : [б.и.], 2006. - 380 с.

2. Бюрклен, К. Психология слепых / К. Бюрклен. - М. : Учпедгиз, 1934. - 264 с.

3. Земцова, М.И. Пути компенсации слепоты / М.И. Земцова. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 419 с.

4. Кулагин, Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школ слепых : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Кулагин Юрий Александрович. - М., 1967. - 37 с.

5. Сверлов, В.С. Пространственная ориентировка слепых / В.С. Сверлов. - М. : Учпедгиз, 1951. - 152 с.

6. Скребицкий, А.И. Воспитание и обучение слепых и их призрение на Западе / А.И. Скребицкий. - Санкт-Петербург : Типография М.М. Стасюлевича, 1903. - 106 с.

7. Солнцева, Л.И. Особенности игровой деятельности слепых детей дошкольного возраста / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 1974. - № 6. - С. 66-73.

8. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В.Ф. Костю-ченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 159164.

REFERENCES

1. Babushkin, G.D. (2006), Psychological support of sports activities, SibGUFK, Omsk.

2. Burklein, K. (1934), Psychology of the Blind, Uchpedgiz, Moscow.

3. Zemtsova, M.I. (1956), Ways to compensate for blindness, publishing house APS RSFSR, Moscow.

4. Kulagin, Yu.A. (1967), Perception of visual aids by school students of the blind, dissertation, Moscow.

5. Sverlov, V.S. (1951), Spatial orientation of the blind, Uchpedgiz, Moscow.

6. Skrebitsky, A.I. (1903), Education and training of the blind and their charity in the West, Typography M.M. Stasyulevich, St. Petersburg.

7. Solntseva, L.I. (1974), "Features of the play activity of blind children of preschool age", De-fectology, No. 6, pp. 66-73.

8. Tataruch, R., Kostyuchenko V.F., and Chistyakov V.A. (2011), "The level of motivation in training young athletes", Uchenye zapiski universiteta im P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.

Контактная информация: steron88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.