Научная статья на тему 'Анализ физической подготовленности школьников с депривацией зрения'

Анализ физической подготовленности школьников с депривацией зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
449
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ / СЛЕПЫЕ ШКОЛЬНИКИ / СЛАБОВИДЯЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / SCHOOLCHILDREN WITH VISION DEPRIVATION / BLIND STUDENTS / VISUALLY IMPAIRED STUDENTS / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS / INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рябинина Ульяна Сергеевна

Проведен анализ показателей физической подготовленности школьников с нарушением зрения, обучающихся в специализированной школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей. Выделены и описаны характерные особенности их физического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рябинина Ульяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PHYSICAL PREPARATION OF SCHOOLBOYS WITH DEPRIVATION OF VISION

The analysis ofphysical fitness indicators of visually impaired students enrolled in a specialized boarding school for blind and visually impaired children is carried out. Characteristic features of their physical development are identified and described.

Текст научной работы на тему «Анализ физической подготовленности школьников с депривацией зрения»

УДК 796.011:376.32

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ

У.С. Рябинина

Проведен анализ показателей физической подготовленности школьников с нарушением зрения, обучающихся в специализированной школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей. Выделены и описаны характерные особенности их физического развития.

Ключевые слова: школьники с депривацией зрения; слепые и слабовидящие школьники; физическое развитие; физическая подготовленность; показатели физической подготовленности.

Полная или частичная утрата зрения снижает двигательную активность детей. Являясь биологической потребностью организма человека, двигательная активность обеспечивает нормальное развитие и деятельность различных его функций и систем. Недостаток движений отрицательно влияет на состояние высшей нервной деятельности человека и вегетативные функции организма, развитие и функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводит к изменению обменных процессов и развитию заболеваний внутренних органов. Ограничение моторной деятельности сказывается и на функциональных возможностях мышц и двигательного аппарата в целом. Отмечается ухудшение сократительных свойств мышц, уменьшение их силы, нарушение координации и точности двигательных реакций.

Идея многостороннего развития детей с нарушением зрения была и остается актуальной. В специализированных школах для незрячих и слабовидящих детей наравне с образованием, обширно применяются различные средства воспитания двигательных способностей, к которым относятся специальные физические упражнения, подвижные игры, особое внимание уделяется формированию умения ориентироваться в пространстве.

В исследовании приняли участие дети с нарушением зрения, обучающиеся в специализированной школе для незрячих и слабовидящих детей г. Хабаровска, а также зрячие дети, обучающиеся в массовой школе в п. Переяславка Хабаровского края.

Характеризуя физическое развитие слепых и слабовидящих учащихся, многие исследователи считают, что потеря и нарушение зрения в детском возрасте замедляют естественный ход физического развития и, хотя возрастная динамика физического развития у них в принципиальных чертах сохраняется, уровень развития значительно отстает от нормы. Почти на всем протяжении школьного возраста слепые и слабовидящие

дети отстают в росте и в массе тела от своих зрячих сверстников, что можно увидеть на рис. 1 и 2. Причем с возрастом эта разница увеличивается, достигая к 17 годам у детей с депривацией зрения в среднем 9-12 см по росту и около 5-7 %, превышая норму по массе тела.

Рост. 180

170

160

150

140

130

120

110

см

■ незрячие и слабовидящие девочки

незрячие и слабовидящие мальчики

зрячие девочки зрячие мальчики

т-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1 Возраст

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Рис. 1. Средний рост школьников 7-17 лет

Масса тела, кг 80

70

60

50

40

30

20

• незрячие и слабовидящие девочки

незрячие и слабовидящие мальчики

зрячие девочки зрячие мальчики

Возраст

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Рис. 2. Средняя масса тела школьников 7-17 лет

Отставание наблюдается и по всем другим показателям: окружность грудной клетки в среднем на 5 см (рис. 3); мышечная сила ниже на 13 % (рис. 4).Все это снижает возможности детей в приобретении двигательных, трудовых и специальных умений и навыков, имеющих большое значение в их повседневной жизни.

ОГК, см

незрячие и слабовидящие девочки

~ ~ незрячие и слабовидящие мальчики

-зрячие девочки

......зрячие мальчики

Возраст

Рис. 3. Окружность грудной клетки (ОГК) школьников 7-17 лет

МС, кг 45

40

35

30

25

20

15

10

незрячие и слабовидящие девочки

незрячие и слабовидящие мальчики

зрячие девочки зрячие мальчики

5 -1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Возраст

Рис. 4. Средняя мышечная сила (МС) школьников 7-17 лет

Недостаточное физическое развитие, слабость мышечного корсета приводят к появлению боковых искривлений позвоночника, лордозов, кифозов, развитию плоскостопия. У слепых и слабовидящих детей нарушение осанки отмечается значительно чаще, чем у учащихся массовых школ: зрячие - 29 %, слабовидящие -51 %, слепые - до 80 %. Наряду с нарушением осанки у детей с нарушением зрения выявляется до 50 % деформация стоп, чаще в виде плоскостопия. Кроме выраженных деформаций опорно-двигательного аппарата, у большинства слепых и слабовидящих школьников отмечаются и другие отклонения в состоянии здоровья.

Проведя анализ показателей физической подготовленности слепых и слабовидящих школьников, а также их зрячих сверстников было выявлено, что практически по всем показателям зрячие дети превосходят детей с депривацией зрения.

Следует отметить, что в показателях общей выносливости зрячие мальчики превосходят слепых и слабовидящих мальчиков в младшем школьном возрасте на 6 %. Результаты в беге зрячих девочек и девочек с депривацией зрения в среднем школьном возрасте находятся на одном уровне, а в старшем школьном возрасте в период половой зрелости у девочек с нарушением зрения ухудшаются на 32 %. При ходьбе и беге у школьников с депривацией зрения наблюдается большое мышечное напряжение, несогласованное движение рук и ног, неравномерный темп, из-за нарушения равновесия они часто останавливаются. Данный тест проводился с использованием тренажера «беговая дорожка», что является удобным и безопасным для детей с депривацией зрения.

Результаты в равновесии у детей с депривацией зрения и зрячих детей неравномерны, независимо от возраста и пола. Это объясняется тем, что у каждого человека имеются индивидуальные особенности в статическом и динамическом равновесии, за которое отвечает вестибулярный аппарат [2]. Устойчивость тела (функция статического равновесия) определялась по методу Е. Бондаревского, стоя на одной ноге с закрытыми глазами, руки на поясе, другая нога согнута и касается коленного сустава. Регистрируется время удержания принятой позы. Для определения динамического равновесия на полу проводится прямая линия длиной 10 м. Школьнику необходимо после двукратного оборота вокруг себя с закрытыми глазами пройти прямо по линии. По величине отклонения от прямой линии судят о степени развития функции динамического равновесия [6]. Анализируя показатели, выявлено, что уровень статического (на 24 %) и динамического (на 38 %) равновесия выше у зрячих школьников, чем у школьников с нарушением зрения.

Прыжки в длину с места позволяют проверить уровень прыгучести и силы ног. Показатели зрячих мальчиков превышают показатели мальчиков с нарушением зрения в среднем на 27 см (15 %). Зрячие девочки также

значительно превосходят в прыгучести слепых и слабовидящих девочек со средней разницей в 20 см (13 %). Выполнение прыжков слепыми и слабовидящими детьми затруднено. В прыжках в длину с места, в связи с низкой технической подготовкой, как правило, они допускают ошибки во всех фазах (толчке, полете, приземлении) выполнения движения [5].

При выполнении виса на прекладине школьниками было выявлено, что максимальная разница между зрячими детьми и их свертниками с депривацией зрения в 5 с. Уровень физической подготовленности зрячих школьников в висе за весь период обучения превышает уровень школьников с депривацией зрения (у девочек на 16 %, а у мальчиков на 1,5 %).

Анализируя показатели наклона туловища вперед в положения стоя можно сделать вывод о том, что у зрячих школьников с 12 лет уровень гибкости улучшается и превосходит на 30 % сверстников с нарушением зрения. Гибкость позвоночника и тазобедренных суставов у детей с нарушением зрения намного хуже, чем у здоровых, что свидетельствует о закрепощенности мышечной системы, ее плохой расслабленности, а также о неудовлитворительном состоянии суставно-связочного аппарата. Это в свою очередь является результатом неодинакового уровня физического развития и функциональных возможностей [1, 3]. При измерении степени наклона туловища вперед использовался распрастранненый метод оценки гибкости по Н.Г. Озолину. Школьник становится на гимнастическую скамейку и наклоняет туловище вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Измерение производят от верхнего края скамейки до среднего пальца руки при помощи сантиметровой линейки.

Для определения силы мышц были проведены тесты - поднимание туловища из положения лежа на спине, а также сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Результаты сгибания и разгибания рук у мальчиков двух групп до 10 лет находятся на одном уровне. С 10 лет уровень силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса у зрячих мальчиков значительно возрастает. В этом возрасте происходит самый быстрый прирост силы по сравнению с другими периодами. Показатели у зрячих девочек, на протяжении всего возрастного периода выше на 58 % уровня девочек с депривацией зрения, что связано с низким развитием и слабым функциональным состоянием слепых и слабовидящих детей. Проанализировав результаты в поднятии туловища, выявлено, что сила мышц сгибателей туловища у детей с депривацией зрения незначительно (5 %) уступает силе мышц зрячих детей.

Для определения скорости реакции проводился общеевропейский тест. На поверхности стола наклеивались два листа (формат А4), расстояние между которыми 60 см. За 30 с необходимо попеременно ладонями касаться листов максимальное количество раз. Показатели скорости реакции детей с депривацией зрения значительно ниже (на 23 %)

относительно уровня зрячих детей. Нарушения и аномалии развития зрения отрицательно сказываются на способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду [4].

Проведя анализ физической подготовленности школьников выявлено, что многие показатели неравномерны, но во всех возрастных группах они лучше у зрячих детей, чем у детей с депривацией зрения. Характер двигательных нарушений во многом зависит от степени нарушения зрения. Особенности двигательной сферы детей с нарушением зрения и проявленные ими ошибки связаны с неполнотой либо отсутствием представлений о пространстве, в котором они находятся.

Чтобы помочь детям с нарушением зрения достичь высоких степеней компенсации и добиться успехов в усвоении знаний, в разностороннем развитии, в подготовке их к жизненным трудностям, необходимо подойти к их обучению и воспитанию дифференцированно. Это предполагает комплексное всестороннее изучение здоровья контингента учащихся специальных школ.

Исследуемые показатели физической подготовленности необходимо учитывать при разработке методики проведения занятий, используя индивидуальный подход.

Список литературы

1. Дубовис А.Н. Физическая культура школьников 4-8-х классов. Киев: Здоровье, 1979. 216 с.

2. Коренберг В.Б. Проблема анализа сохранения устойчивости своего тела // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тезисы докл. Междунар. конгресса. М., 1998. Т.1. С. 54-55.

3. Рощупкин Г.В. Физическая культура школьников 9-10-х классов. Киев: Здоровье, 1979. 184 с.

4. Рябцева И.В., Ляшенко И.Н., Делова И.А. Сравнительная характеристика психофизиологических и физических показателей у юных и незрячих спортсменов-пловцов с одинаковым уровнем подготовленности // Science Rise. 2016. № 4. С. 44-49.

5. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. М.: Школьная пресса, 2008. 144 с.

6. Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

Рябинина Ульяна Сергеевна, аспирантка, steron88@mail.ru, Россия, Хабаровск, Дальневосточная государственная академия физической культуры

ANALYSIS OF PHYSICAL PREPARA TION OF SCHOOLBOYS WITH DEPRIVATION OF VISION

U.S. Ryabinina

The analysis ofphysical fitness indicators of visually impaired students enrolled in a specialized boarding school for blind and visually impaired children is carried out. Characteristic features of their physical development are identified and described.

Key words: schoolchildren with vision deprivation; blind and visually impaired students; physical development; physical fitness; indicators ofphysicalfitness.

Ryabinina Uliana Sergeevna, graduate student, steron88@,mail. ru, Russia, Khabarovsk, Far Eastern State Academy of Physical Culture

Reference

1. Dubovis A.N. Fizicheskaya kul'tura shkol'nikov 4-8-h klassov. Kiev: Zdorov'e, 1979. 216 s.

2. Korenberg V.B. Problema analiza sohraneniya ustojchivosti svoego tela // Chelovek v mire sporta: novye idei, tekhnologii, perspektivy: tezisy dokl. Mezhdunar. kongressa. M., 1998. T.1. S. 54-55.

3. Roshchupkin G.V. Fizicheskaya kul'tura shkol'nikov 9-10-h klassov. Kiev: Zdorov'e, 1979. 184 s.

4. Ryabceva I.V., Lyashenko I.N., Delova I.A. Sravnitel'naya harakteristika psihofiziologicheskih i fizicheskih pokazatelej u yunyh i nezryachih sportsmenov-plovcov s odinakovym urovnem podgotovlennosti // Science Rise. 2016. № 4. S. 44-49.

5. Sekovec L.S. Korrekcionno-pedagogicheskaya rabota po fizicheskomu vospitaniyu detej s narusheniem zreniya. M.: Shkol'naya pressa, 2008. 144 s.

6. Sermeev B.V. Fizicheskoe vospitanie slabovidyashchih detej: posobie dlya uchitelej. M.: Prosveshchenie, 1983. 96 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.