Научная статья на тему 'Влияние игры голбол на физическое развитие лиц старшего школьного возраста с нарушениями зрения'

Влияние игры голбол на физическое развитие лиц старшего школьного возраста с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
908
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛБОЛ / СПОРТ СЛЕПЫХ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тузов Илья Николаевич, Еремин Максим Викторович, Комаров Михаил Никанорович, Федчук Дмитрий Викторович, Шипилов Алексей Юрьевич

Статья посвящена исследованию влияния игры спорта слепых голбол на физические качества детей школьного возраста с нарушениями зрения. Была применена батарея повторных этапных тестов, направленных на определение уровня физического развития занимающихся. Исследования показали, что у детей, занимающихся голболом, показатели силовой и скоростно-силовой выносливости имели тенденцию к возрастанию, раскрывая его положительное воздействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тузов Илья Николаевич, Еремин Максим Викторович, Комаров Михаил Никанорович, Федчук Дмитрий Викторович, Шипилов Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Game influence of goalball on physical development of people of the advanced school age with sight violations

The article investigates the impact of goalball game on the physical qualities of the school age youths with visual impairments. The standard set of tests was applied, aimed at determining the level of the physical development of students. Studies have shown that among the young people engaged in goalball, even in the semi-annual period of time, the power, speed and strength endurance have tended to increase.

Текст научной работы на тему «Влияние игры голбол на физическое развитие лиц старшего школьного возраста с нарушениями зрения»

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ ГОЛБОЛ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЦ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Илья Николаевич Тузов, кандидат педагогических наук, доцент, Максим Викторович Еремин, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Никанорович Комаров, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Викторович Федчук, преподаватель, Российский государственный социальный университет, (ФГБОУ ВО «РГСУ»), Москва; Алексей Юрьевич Шипилов, преподаватель, Подольский социально-спортивный институт (НОУ ВПО «ПССИ»), Подольск

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния игры спорта слепых - голбол на физические качества детей школьного возраста с нарушениями зрения. Была применена батарея повторных этапных тестов, направленных на определение уровня физического развития занимающихся. Исследования показали, что у детей, занимающихся голболом, показатели силовой и скоростно-силовой выносливости имели тенденцию к возрастанию, раскрывая его положительное воздействие.

Ключевые слова: голбол, спорт слепых, физическая реабилитация детей с нарушениями зрения, физическое развитие слепых и слабовидящих.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p240-244

GAME INFLUENCE OF GOALBALL ON PHYSICAL DEVELOPMENT OF PEOPLE OF THE ADVANCED SCHOOL AGE WITH SIGHT VIOLATIONS

Ilya Nikolaevich Tuzov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maksim Viktorovich Eremin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Ni-kanorovich Komarov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Viktorovich Fedchuk, the lecturer, Russian State Social University, Moscow; Aleksey Yurievich Shipilov, the lecturer, Podolsk Social Sports Institute, Podolsk

Annotation

The article investigates the impact of goalball game on the physical qualities of the school age youths with visual impairments. The standard set of tests was applied, aimed at determining the level of the physical development of students. Studies have shown that among the young people engaged in goalball, even in the semi-annual period of time, the power, speed and strength endurance have tended to increase.

Keywords: goalball, blind sport, physical rehabilitation of children with visual impairments, physical development of blind and visually impaired.

По данным ВОЗ во всем мире страдают нарушением зрения более 180 миллионов человек из них полностью слепые около 45 миллионов, и эти показатели имеют тенденцию к возрастанию. Имеющиеся в настоящее время немногочисленные сведения о влиянии голбола на организм детей с нарушением зрения носят фрагментарный характер [1].

Голбол - спортивная игра для слепых, может применяться как один из способов коррекции здоровья. С помощью данной игры можно пробудить интерес к жизни, привить незрячим детям любовь к движению, к самоотдаче физических сил и самоограничению эмоциональных всплесков для общей пользы, достижения командного результата, а также способствовать интеграции детей в общество через спорт [2].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимало участие 30 детей с нарушением зрения, 80% из которых слабовидящие и 20% тотально слепые. Занятия начались с сентября 2014 г. Всего на период с сентября 2014 года по март 2015 года было проведено 3 контрольных исследования среди мальчиков и девочек. Все испытуемые были разделены на 2 группы по половому признаку. Первая группа состоит из 13 мальчиков 1995-2003 года рождения, вторая

соответственно из 17 девочек 1996-2003 года рождения.

Сам процесс тренировки заключался в воспитании таких качеств детей с нарушением зрения как: выносливость, сила, скорость, гибкость, ловкость, внимание, способность ориентировки в пространстве, слух.

Занятия проводились, на базе голбольного клуба «Королев» Московской области, три раза в неделю по полтора часа в день, в период перед основными соревнованиями тренировки учащались, в них преобладала технико-тактическая подготовка, акцент делался на игровой подготовке.

Этапы развития физических качеств в тренировочном периоде:

1. Период Сентябрь-Октябрь - скоростная выносливость, ловкость;

2. Период Ноябрь-Декабрь - скоростно-силовая выносливость, ловкость;

3. Период Январь-Февраль-Март - силовые способности, силовая выносливость, ловкость;

4. Период Апрель-Май - соревновательный период, комплексный подход.

На контрольных испытаниях измерялись рост, вес, показатели силы кисти (динамометрия), силы рук (дальность броска), спирометрия, прыжок в длину с места, количество приседаний за 30 секунд.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ознакомившись с результатами исследования и изучив получившиеся данные, мы видим, что как в группе мальчиков, так и в группе девочек произошли изменения всех исследуемых нами показателей.

Измерения кистевой динамометрии помогают понять и оценить динамику роста силы кистей рук. Данные измерения позволяют отслеживать качественный прирост показателей подготовки голболистов. Расчетные данные динамометрии правой и левой рук в группе мальчиков за период от начала эксперимента возросли в среднем по правой руке на 3,08 кг (5,8%) и по левой руке на 3,84 кг (7,9%). В результате шестимесячного исследования прирост силы кисти рук составил 8,6% по правой руке и 11% по левой руке. Сравнивая показатели силы кисти правой и левой рук в течение трехмесячного и шестимесячного периода наших наблюдений, видно, что показатели динамометрии имеют тенденцию к увеличению на протяжении всего периода эксперимента (таблица 1). В исследованиях, проведенных на группе девочек, с сентября по декабрь прослеживаются однонаправленные изменения показателей динамометрии, как и в группе мальчиков (таблица 1). В среднем за полугодие прирост составил 7,6% по правой руке и 8,3% по левой, что составляет разницу между началом и концом эксперимента на 3 кг и 2,88 кг соответственно.

Таблица 1

Влияние голбола на показатели динамометрии у мальчиков и девочек

с нарушением зрения в процессе онтогенеза

Сроки наблюдения Среднее значение динамометрии, кг

Мальчики Девочки

Правая рука Левая рука Правая рука Левая рука

Сентябрь 53,23±5,85 48,31±6,28 39,18±5,65 34,41±5,37

Декабрь 56,31±5,76 52,15±6,84 40,88±5,85 36,71±5,81

Февраль 57,85±6,26 53,69±6,88 42,18±5,56 37,29±5,41

Скоростно-силовые качества рук определялись с помощью измерения дальности полета мяча. Результаты, полученные в ходе эксперимента, применялись в технико-тактической подготовке голболистов. В процессе исследований дальность броска мяча у мальчиков увеличивалась в течение наблюдаемого времени. Первые 3 месяца занятий прирост показателя дальности метания мяча составил в среднем 3,0 м правой рукой и 2,16 м левой, а в период с декабря до конца наших наблюдений эта разница изменилась и составила 2,07 м правой рукой и 1,61 м левой. В целом, за полугодовой период дальность

полета увеличилась на 5,07 м правой и на 3,77 м левой рукой. В процентном соотношении это составляет 20,8% и 20,5% за полугодовой тренировочный период (таблица 2).

Увеличение показателей в метании мяча мы наблюдали и в группе девочек на протяжении всего периода исследования. За полгода дальность метания мяча правой рукой возросла на 2,35 м, и на 1,88 м левой рукой, а в процентном соотношении это соответствует показателям в 21,4% и в 21,7% (таблица 2). Анализируя данные и прослеживая заметные сдвиги в измерениях, мы можем говорить об оправданности применяемых в тренировочных занятиях комплексов упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств у детей с нарушением функции зрения.

Таблица 2

Влияние голбола на показатель дальности метания мяча у слепых и слабовидящих

мальчиков и девочек в процессе онтогенеза (в метрах)

Сроки наблюдения Среднее значение дальности метания мяча (в метрах)

Мальчики Девочки

Правая рука Левая рука Правая рука Левая рука

Сентябрь 24,31±6,36 18,38±4,48 10,94±2,49 8,65±2,12

Декабрь 27,31±7,20 20,54±5,09 12,12±2,50 9,53±1,87

Февраль 29,38±6,38 22,15±3,89 13,29±2,08 10,53±2,27

Развитие скоростно-силовой выносливости является одним из базовых качеств в игре голбол. Поэтому исследование количества приседаний за 30 секундный отрезок времени представляется нам достаточно информативным показателем для отслеживания уровня тренированности детей. В ходе эксперимента, как в группе мальчиков, так и группе девочек, прослеживалась тенденция к увеличению частоты приседаний за 30 секунд. Из таблицы 3 следует, что у мальчиков в первый трехмесячный период прирост составил 4,7%. В период с декабря он вырос до 6,9%. В группе девочек в период с сентября по декабрь показатели увеличились на 6,1%. С декабря по февраль увеличение проходило более умеренно и составило всего 2%. (таблица 3.). В целом за полугодовой период количество приседаний за 30 секунд выросло на 12% у мальчиков и на 8% у девочек. Сравнивая две группы, можно отметить, что в процессе эксперимента увеличение количества приседаний идет равномерно в обеих группах.

Таблица 3

Влияние голбола на показатели частоты приседаний за 30 секунд у слепых и слабо-

видящих мальчиков и девочек в процессе роста и развития организма

Сроки наблюдения Среднее число приседаний за 30 секунд

Мальчики Девочки

Сентябрь 24,23±5,43 26,82±2,43

Декабрь 25,38±4,72 28,47±3,26

Февраль 27,15±3,93 29,06±3,23

Прыжок в длину - сложно-координационное упражнение для слепых и слабовидящих детей, которое является информативным показателем при совершенствовании скоростно-силовой выносливости и координации в ходе тренировочного процесса. На начальном этапе важнейшей задачей было достижение согласованности движений во всех фазах прыжка. Также значимым было развитие силы мышц ног для получения максимального результата.

В первый период средний прирост составил 4,23 см у мальчиков и 4,12 см у девочек, что говорит о совершенствовании навыков выполнения двигательных действий. В конце исследования дальность прыжка с места возросла на 8,08 см у мальчиков и до 6,3 см у девочек и достигла уровня в среднем 205,77 см в первой и 174 см во второй группах, что в процентном соотношении составляет соответственно 4,5% и 3,7% (таблица 4).

В ходе нашего исследования показателей жизненной емкости легких, активного прироста за полугодовой период не наблюдалось, так как для достоверных показателей такой срок слишком мал. А именно, у мальчиков прирост в среднем составил 0,7 л, у де-

вочек — 0,3 л.

Таблица 4

Влияние голбола на показатели дальности прыжка в длину с места у мальчиков и

Сроки наблюдения Средний результат прыжка в длину с места (см)

Мальчики Девочки

Сентябрь 196,92±24,40 168,41±15,92

Декабрь 205,00±29,65 172,53±16,68

Февраль 205,77±28,35 174,71±15,95

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

У незрячего или слабовидящего ребенка контроль выполнения движений осуществляется слабо, так как он основан на еще не сформированной проприоцептивной чувствительности. При этом у тотально слепых детей движения тела формируются независимо от зрения. Уровень физического развития и физической подготовленности детей с нарушением зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. Способствовать компенсации этих нарушений может занятие физической культурой, спортом и спортивными играми. Учитывая это, предложенные нами разнообразные виды физических нагрузок в процессе тренировок и разнообразные комплексы физических упражнений, оказывают большое влияние на прирост физических качеств у детей с нарушением зрения. Исследования показали, что у детей, занимающихся голболом, уже за полугодовой период показатели силовой и скоростно-силовой выносливости имели тенденцию к возрастанию.

Эксперименты показали, что показатели кистевой динамометрии изменяются на протяжении всего периода. Как в группе мальчиков, так и в группе девочек сила кисти обеих рук равномерно увеличивалась в течение полугода.

Моторика слепого ребенка развивается благодаря опыту манипулирования с разнообразными предметами, так как различные физические свойства этих предметов стимулируют развитие и дифференциацию проприоцептивных ощущений, что определяет прогресс координационных механизмов и предметных действий.

В тренировочном процессе игры голбол широко применяли различные упражнения с мячами разных размеров, форм и веса, что в свою очередь способствовало развитию у детей моторики рук и повышению роста показателей скоростно-силовых качеств. Кроме того, наблюдалось улучшение координации движений у детей, улучшалась скорость сложной реакции, более стабильной становилась работа нервной системы.

При тренировке броска на начальном этапе главной задачей было обучение правильной технике, и ее становление в большей степени повлияло на увеличение дальности броска в первой половине года. В процессе проведения эксперимента с применением коррекционных и специальных упражнений, развивающих силу мышц плечевого пояса, стало возможным отметить эффективность применяемых методик. В конце года выявлен значительный прирост показателей дальности метания мяча, он составил 20,8% правой рукой и 20,5% левой в группе мальчиков, а среди девочек 21,4% правой и 21,7% левой рукой.

Кроме этого следует обратить внимание на данные, характеризующие скоростно-силовые способности детей с нарушением зрения. Более быстрый прирост приседаний произошел в первой половине исследования и составил 4,7% в группе мальчиков и 6,1% в группе девочек, а во вторую половину тренировочного процесса, с декабря по март месяц, также наблюдается тенденция к увеличению этих показателей, но более плавная, и составила в обеих группах примерно 3%.

Также динамику показателей прыжка в длину можно охарактеризовать как увеличивающуюся в ходе всего эксперимента. Об этом свидетельствуют конечные расчетные данные, исходя из которых видно, что прирост составил 4,5% и 3,7% в обеих группах.

Таким образом, в результате исследований установлено, что мышечная работоспособность детей с нарушением зрения повышается с помощью внедрения в тренировочный процесс большого комплекса разнообразных упражнений, направленных на развитие всех физических качеств.

ВЫВОДЫ

1) Регулярные тренировки голболом слепых и слабовидящих детей в процессе роста и развития организма способствуют увеличению силы рук и плечевого пояса, как среди мальчиков, так и среди девочек.

2) Становление скоростно-силовых качеств слепых и слабовидящих детей за полугодовой период происходит неравномерно в группе мальчиков и девочек; это выразилось в том, что прирост основных показателей в первые три месяца эксперимента был больше по сравнению со вторым периодом наших наблюдений.

3) Голбол - мощный стимулятор двигательной активности детей с нарушением зрения, который способствует формированию жизненно важных умений и навыков, совершенствованию физических качеств, нормализации росто-весовых показателей, жизненной емкости легких.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмадуллина, И.А. Программа физического воспитания слабовидящих учащихся / И. А. Ахмадуллина, З.М. Кузнецова // Визуальный профиль и международный опыт реабилитации и образования людей с нарушениями зрения : материалы III междунар. науч.-практ. конф. / Пермский

гос. пед. ун-т. - Пермь, 2010. - С. 35-43.

2. Гараева, Р.В. Физическая реабилитация лиц с ограниченными зрительными возможностями посредством изменения физических кондиций гимнастическими упражнениями / Р.В. Гарае-ва // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - № 4 (21). - С. 16-22.

REFERENCES

1. Ahmadullina, I.A. and Kuznetsova, Z.M. (2010), "Program of physical education of visually impaired pupils", Visual profile and international experience in rehabilitation and education of people with visual impairments: Proceedings of the III International scientific and practical. Conf, PGPU, pp. 35-43.

2. Garaeva, R.V. (2011), "Physical rehabilitation of persons with disabilities visual capabilities by changing physical conditions gymnastic exercises", Pedagogy-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports, No. 4 (21), pp. 16-22.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.03.2016

УДК 796.425

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В СИСТЕМЕ РЕГУЛЯРНОЙ ПОДГОТОВКИ К БЕГУ НА МАРАФОНСКУЮ ДИСТАНЦИЮ

Игорь Александрович Фатьянов, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК), Волгоград

Аннотация

В статье представлены результаты реализации опытных программ подготовки спортсменов к марафонской дистанции, в основу которых положены, адаптированные к данному виду деятельности, алгоритмы управления рисками. Предлагается рассматривать процесс подготовки к соревнованиям на марафонской дистанции как последовательное выполнение следующих технологических операций: идентификации рисков; актуализация перечня рисков применительно к конкретному соревновательному событию; оценка риска; выбор адекватных действий по управлению риска-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.