Научная статья на тему 'Исследование особенностей мотивационной сферы спортсменок-волейболисток высшей лиги'

Исследование особенностей мотивационной сферы спортсменок-волейболисток высшей лиги Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ТРЕНЕР / ИЕРАРХИЯ МОТИВОВ / MOTIVATION / MOTIVATIONAL SPHERE / SOCIAL ENVIRONMENT / PERSONAL QUALITIES / COACH / HIERARCHY OF MOTIVES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пучкова Наталья Григорьевна, Ошиткова Анастасия Сергеевна, Болдин Антон Сергеевич, Беляев Вадим Валерьевич

Для современного пространства спорта присуще осознание увеличения роли психологических факторов в достижении спортсменами значимых результатов. В волейболе исследовался круг вопросов, посвященных психологической подготовке спортсменов, том числе ее мотивации, принципам, способам и средствам, психологическим особенностям работы тренера, психологическим детерминантам отбора в данный вид спорта. Однако небольшое количество исследований адресовано изучению мотивации в волейболе, обусловленной ее отдельными социальными характеристиками (институтом семьи), индивидуально-психологическими качествами спортсменок: замкнутость или общительность; сдержанность или экспрессивность; робость или смелость и т.д., особенностями отношения к тренеру Вышеперечисленные психологические явления участвуют в формировании иерархии мотивов занятием волейболом и мотивационной сферы личности спортсменок. Исходя из вышеперечисленного, целью исследования выступает изучение отдельных показателей мотивационной сферы, которые зависят от ряда личностных психологических характеристик. Нами выдвинута гипотеза, которая предполагает, что мотивация к занятиям волейболом во многом зависит от семьи, психологических особенностей спортсменок, отношения к тренеру и иерархии мотивов. Основными методами исследования: контент-анализ научной литературы и анализ ответов девушек-волейболисток на биографическую анкету, метод тестирования, основу которого составили 14-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, методика «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом», разработанная Ю. Ханиным и А. Стамбуловым, методика «Мотивы занятий спортом», разработанная А. В. Шаболтас, методы математической статистики. Эмпирическую базу исследования составили 35 девушек спортивной школы олимпийского резерва №73 «Виктория» Москомспорта в возрасте 16-18 лет. Основными результатами эмпирического исследования: спортсменки имеют мотивацию, направленную на достижение победы, а корреляционный анализ подтвердил, что мотивация занятием волейболом детерминирована индивидуальными чертами личности. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее результатов в практике волейбола. Учет тренером индивидуальных особенностей спортсмена может способствовать оптимальным психологическим условиям тренировок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пучкова Наталья Григорьевна, Ошиткова Анастасия Сергеевна, Болдин Антон Сергеевич, Беляев Вадим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the motivational sphere features at high league volleyball players

The modern sports space is characterized by awareness of the increasing role of psychological factors in achieving significant results by athletes. In volleyball, a range of questions was studied on the psychological preparation of athletes, including its motivation, principles, methods and means, psychological characteristics of the trainer's work, psychological determinants of selection for this sport. However, a small number of studies are addressed to the study of motivation in volleyball, due to its individual social characteristics (family e.g.), the individual psychological qualities of athletes: isolation or sociability; restraint or expressiveness; timidity or courage, etc., features of the attitude towards the coach. The above psychological phenomena are involved in the formation of the hierarchy of motives for volleyball and the motivational sphere of personality of athletes. Based on the foregoing, the aim of the study is to study individual indicators of the motivational sphere, which depend on a number of personal psychological characteristics. We put forward a hypothesis, which suggests that the motivation for volleyball is largely dependent on the family, the psychological characteristics of the athletes, their attitude to the coach and the hierarchy of motives. The main research methods: a content analysis of scientific literature and analysis of the responses of female volleyball players to the biographical questionnaire, testing method based on 14-factor personality questionnaire by R.B. Kettell, methodology “Measuring the Relationship Between a Trainer and an Athlete”, developed by Yu. Khanin and A. Stambulov, the method “Motives for playing sports”, developed by A.V. Shaboltas, the methods of mathematical statistics. The empirical base of the study was 35 girls, aged 16-18, from the Olympic reserve sports school No. 73 "Victoria" by Moscow Sport Committee. The main results of the empirical study: athletes have motivation aimed at achieving victory, and correlation analysis confirmed that motivation for volleyball is determined by the individual personality traits. The practical significance of the study is determined by the possibility of using its results in the practice of volleyball. Consideration of the athlete's individual characteristics by the trainer can contribute to the optimal psychological conditions of training.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей мотивационной сферы спортсменок-волейболисток высшей лиги»

шов, Е.В. Фешина // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - № 1. - С. 241-246.

REFERENCES

1. Vinogradov, P. A. and Okunkov YU.V. (2015), "Study of the attitude of various population groups to the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (GTO)", Bulletin of sports science, No. 3, pp. 38-42.

2. Prokopchuk, Yu.A., Raspopova, A.S. and Bosenko, Yu.M. (2019), "Study of students' attitude to the all-Russian sports complex "Ready for work and defense" (GTO) as a factor of its effective implementation", Physical culture and sports. Olympic education Materials of the international scientific and practical conference, Krasnodar, pp. 162-164.

3. Prokopchuk, Yu.A., Bosenko, Yu.M., Raspopova, A.S., Peshkov, N.N., Chernyshov, V.A. and Feshinam E.V. (2019), "Prerequisites for the formation of physical culture and sports activity of children of secondary school age. Prerequisites for the formation of physical culture and sports activity of children of secondary school age", Bulletin of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sotsioge-netika, Vol. 1, pp. 241-246.

Контактная информация: annar25@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2020

УДК 796.325:159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СПОРТСМЕНОК-ВОЛЕЙБОЛИСТОК ВЫСШЕЙ ЛИГИ

Наталья Григорьевна Пучкова, доцент, заведующая кафедрой, Московский архитектурный институт; Анастасия Сергеевна Ошиткова, магистр, Московский государственный психолого-педагогический университет; Антон Сергеевич Болдин, старший преподаватель, Государственный технический университет гражданской авиации, г. Москва; Вадим Валерьевич Беляев, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Аннотация

Для современного пространства спорта присуще осознание увеличения роли психологических факторов в достижении спортсменами значимых результатов. В волейболе исследовался круг вопросов, посвященных психологической подготовке спортсменов, том числе ее мотивации, принципам, способам и средствам, психологическим особенностям работы тренера, психологическим детерминантам отбора в данный вид спорта. Однако небольшое количество исследований адресовано изучению мотивации в волейболе, обусловленной ее отдельными социальными характеристиками (институтом семьи), индивидуально-психологическими качествами спортсменок: замкнутость или общительность; сдержанность или экспрессивность; робость или смелость и т.д., особенностями отношения к тренеру. Вышеперечисленные психологические явления участвуют в формировании иерархии мотивов занятием волейболом и мотивационной сферы личности спортсменок. Исходя из вышеперечисленного, целью исследования выступает изучение отдельных показателей мотивационной сферы, которые зависят от ряда личностных психологических характеристик. Нами выдвинута гипотеза, которая предполагает, что мотивация к занятиям волейболом во многом зависит от семьи, психологических особенностей спортсменок, отношения к тренеру и иерархии мотивов. Основными методами исследования: контент-анализ научной литературы и анализ ответов девушек-волейболисток на биографическую анкету, метод тестирования, основу которого составили 14-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, методика «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом», разработанная Ю. Ханиным и А. Стамбуловым, методика «Мотивы занятий спортом», разработанная А. В. Шаболтас, методы математической статистики. Эмпирическую базу исследования составили 35 девушек спортивной школы олимпийского резерва №73 «Виктория» Москомспорта в возрасте 16-18 лет. Основными результатами эмпирического исследования: спортсменки имеют мотивацию, направленную на достижение победы, а корреляционный анализ подтвердил, что мотивация занятием волейболом детерминирована индивидуальными чер-

тами личности.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее результатов в практике волейбола. Учет тренером индивидуальных особенностей спортсмена может способствовать оптимальным психологическим условиям тренировок.

Ключевые слова: мотивация, мотивационная сфера, социальное окружение, личностные качества, тренер, иерархия мотивов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p530-535

RESEARCH OF THE MOTIVATIONAL SPHERE FEATURES AT HIGH LEAGUE

VOLLEYBALL PLAYERS

Natalia Grigoryevna Puchkova, the senior lecturer, department chairman, Moscow Institute of Architecture; Anastasiya Sergeevna Oshitkova, the magister, Moscow State University of Psychology and Education; Anton Sergeevich Boldin, the senior teacher, Moscow State Technical University of Civil Aviation; Vadim Valerievich Belyaev, the senior teacher, Sechenov University, Moscow

Abstract

The modern sports space is characterized by awareness of the increasing role of psychological factors in achieving significant results by athletes. In volleyball, a range of questions was studied on the psychological preparation of athletes, including its motivation, principles, methods and means, psychological characteristics of the trainer's work, psychological determinants of selection for this sport. However, a small number of studies are addressed to the study of motivation in volleyball, due to its individual social characteristics (family e.g.), the individual psychological qualities of athletes: isolation or sociability; restraint or expressiveness; timidity or courage, etc., features of the attitude towards the coach. The above psychological phenomena are involved in the formation of the hierarchy of motives for volleyball and the motivational sphere of personality of athletes. Based on the foregoing, the aim of the study is to study individual indicators of the motivational sphere, which depend on a number of personal psychological characteristics. We put forward a hypothesis, which suggests that the motivation for volleyball is largely dependent on the family, the psychological characteristics of the athletes, their attitude to the coach and the hierarchy of motives. The main research methods: a content analysis of scientific literature and analysis of the responses of female volleyball players to the biographical questionnaire, testing method based on 14-factor personality questionnaire by R.B. Kettell, methodology "Measuring the Relationship Between a Trainer and an Athlete", developed by Yu. Khanin and A. Stambulov, the method "Motives for playing sports", developed by A.V. Shaboltas, the methods of mathematical statistics. The empirical base of the study was 35 girls, aged 16-18, from the Olympic reserve sports school No. 73 "Victoria" by Moscow Sport Committee. The main results of the empirical study: athletes have motivation aimed at achieving victory, and correlation analysis confirmed that motivation for volleyball is determined by the individual personality traits.

The practical significance of the study is determined by the possibility of using its results in the practice of volleyball. Consideration of the athlete's individual characteristics by the trainer can contribute to the optimal psychological conditions of training.

Keywords: motivation, motivational sphere, social environment, personal qualities, coach, hierarchy of motives.

ВВЕДЕНИЕ

К одной из основных характеристик личности, помогающей ей достигать высоких результатов в спорте, относится мотивация. Влияние мотивации на спортсмена заключается в непосредственном ее воздействии на результаты соревнования. Борьба и стремление к победе, полная самоотдача проявляется только у спортсмена, мотивированного на самый высокий результат. Вопросы развития мотивационной сферы личности спортсмена в условиях спортивных состязаний вызывают огромный интерес у тренеров и спортивных психологов. На признании одной из ведущих ролей мотивационных процессов в развитии личности спортсмена исследовались вопросы ее влияния на готовность к соревно-

ваниям и тренировочный процесс, на психологию спортивных групп [3, 6]. Результаты исследования связи мотивации с отдельными проблемами развития личности спортсмена приведены в ряде работ [2, 4, 5]. Цель исследования - выявить особенности мотивации спортсменов - волейболисток высшей лиги на этапе тренировочного процесса.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эмпирическую базу исследования составили девушки: 35 спортсменок спортивной школы олимпийского резерва № 73 «Виктория» Москомспорта в возрасте 16-18 лет.

Для изучения мотивации на победу в игре в волейбол и влияния на ее исход такого социального института как семья, осуществлялось биографическое анкетирование девушек-волейболисток. Исходя из контекста анкеты, ответы респондентов позволят проанализировать качественные и количественные социальные характеристики мотивационной составляющей личности, оказывающих на нее воздействие институтом семьи.

С целью изучения индивидуально-психологических личностных качеств спортсменок, влияющих их на мотивационную сферу [1], использовался 14-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла. Ответы на вопросы суммировались, сравнивались с нормативными данными и подвергались интерпретации. Личностные факторы обозначались латинскими буквами, например, А - замкнутость-общительность; Б - сдержанность-экспрессивность; Н - робость-смелость и т.д.

Для изучения взаимоотношений между тренером и спортсменками использовалась методика «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом», разработанная Ю. Ханиным и А. Стамбуловым, где измеряются три параметра: гностический, эмоциональный и поведенческий. Среднее арифметическое Х±т ответов характеризует тренера глазами спортсменок по каждому параметру.

Для изучения мотивационной сферы спортсменок использовалась методика «Мотивы занятий спортом», разработанная А.В. Шаболтас. Она выявляет доминирующие мотивы занятий спортом, включающие в себя 10 мотивов, которые соотнесены с высказываниями опросника.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью изучения влияния семьи на мотивацию игры в волейбол нами было проведено биографическое анкетирование девушек, занимающихся этим видом спорта. Получены следующие результаты:

1. Пять человек (14,3%) воспитывается в неполных семьях, остальные спортсменки - 30 человек (85,7%) воспитываются в полных семьях.

2. Взаимоотношения в семье респонденты оценили следующим образом: хорошие - 26 человек (74,3%), очень хорошие - 9 человек (25,7%).

3. Примером в жизни являются родители для 29 человек (82,9%), а 6 человек (17,1%) - выбрали других значимых людей.

4. Все респонденты, 35 человек (100%) считают, что их воспитание относится к гармоничному. Жилищные условия у всех хорошие: все респонденты проживают в отдельных квартирах.

5. 25 человек (71,4%) проживают в столице, 8 (22,9%) человек в близко расположенных к ней районных городах и 2 человека (5,7%) являются жителями военных гарнизонов.

6. Спортом высших достижений из членов семьи исследуемых волейболисток занимались у 31 человека (88,6%), спортом высших достижений не занимался никто - 4 человека (11,4%), однако данные респонденты имели значимые модели спортивной борьбы. У 10 родителей (28,6%) имелся 1 разряд, 10 родителей (28,6%) имели звание кандидат в мастера спорта, 11 родителей (31,4%) - мастер спорта и только 4 человека (11,4%) не имеют никакого звания или разряда.

7. Смотрели спортивные игры по «телевизору» или посещали стадион: иногда 15 человек (42,9%), часто - 20 человек (57,1%).

8. В семьях волейболисток к выбранному их детьми виду спорта относятся с «одобрением» 30 человек (85,7%); считают, что их ребенок имеет большие шансы стать «знаменитым волейболистом или чемпионом России, Европы, мира» - 5 человек (14,3%).

9. Взаимоотношения в команде 25 человек (71,4%) оценили, как хорошие, 10 человек (28,6%) - как отличные.

Таким образом, по результатам контент-анализа (анкетного опроса) можно утверждать, что большинство волейболисток имеет поддержку семьи к занятиям волейболом. Они берут пример со своих родителей или значимых взрослых и получают положительное подкрепление в виде их одобрения в выборе волейбола, что мотивирует девушек к занятиям данным видом спорта.

Для определения личностных качеств волейболисток была проведена их диагностика по методике Кеттелла, результаты которой показаны на рисунке 1.

Фактор

Рисунок 1 - Средние значения показателей факторов по результатам исследования по методике Кеттелла

Анализ факторов показал, что ведущими личностными качествами являются: чувствительность, скромность, реалистичность, прямота, спокойствие. Могут проявляться: конкретное мышление, осторожность, сдержанность.

Данные описательной статистики по методике «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом» Ю. Ханина и А. Стамбулова показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты описательной статистики по методике «Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом»_

№ п/п Исследуемый компонент XX ±т б

1 Гностический 6±0,46 2

2 Эмоциональный 6±0,24 1

3 Поведенческий 6±0,25 1

Анализ результатов, приведенных в таблице 1, показывает, что удовлетворенность спортсменок тренером высокая по всем исследуемым компонентам. Вариация «средних» не большая, преобладающим является показатель гностического компонента, который находится в зоне значимости (ф*эмп = 2.32).

Иерархия мотивов команды в тренировочном процессе показана на рисунке 2.

Среди мотивов в тренировочном процессе ведущую позицию занимает социально-эмоциональный мотив (согласно методики А.В. Шаболтаса «Мотивы занятий спортом»), который характеризует радость от тренировок.

С целью выявления взаимосвязи между личностными особенностями юных волейболисток и их мотивами нами проведен корреляционный анализ Спирмена. Результаты анализа показали взаимосвязь следующих индивидуальных черт личности юных спортсменок и мотивов.

24,50

19,08 20,00

-15,62

^ ■ ■■Ш

20,54

Виды мотивов

Мотив эмоцион ального удовольо твия

Мотив ооциаль

ного самоутве рждения

Мотив физичео

кого оамоутве рждения

Социаль

но-эмоцион альный мотив

Социаль

но-моральн ый мотив

15,69

Мотив доотиже

ния успеха

7,31

Спортив

но-познават ельный мотив

3,08

Рациона

льно волевой мотив

Мотив подгото

ки к профеоо иональн

ой деятельн ооти

'вг,

раждан око-патриот ичеокий мотив

Ряд1

15,62 11,69 7,00 24,50 19,08 20,00 15,69 7,31

3,08 20,54

Рисунок 2 - Иерархия мотивов команды в тренировочном процессе

Обнаружена значимая (р<0,05) и прямая (гс=0,42) связь фактора А «замкнутость-общительность» (направление вектора общительности на формирование «критических и одержанных» межличностных контактов в команде) и мотивом подготовки к профессиональной деятельности, который ориентирован на избегание неудач. Данный факт может говорить о завышенных требованиях к волейболисткам, что может формировать у них неуверенность в своих силах.

Обнаружена значимая (р<0,05) и прямая (гс=0,45) связь фактора Б «сдержанность-экспрессивность» (направление вектора общительности на формирование «эмоциональности и динамичности» в межличностном общении в команде волейболисток и социально-эмоциональным мотивом. Данный факт может говорить о влиянии чувств и эмоций у спортсменок, которые поддерживают направленность на удовлетворение желаний.

Обнаружена значимая (р<0,01) и прямая (гс=0,391) связь фактора Н «робость-смелость» (направление вектора общительности на формирование активных «социальных контактов» в коммуникации между членами команды) и мотивом социального самоутверждения. Данный факт может говорить о влиянии общения между спортсменками, который направлена сдержанность и застенчивость в отношении к лидерам команды.

Обнаружена значимая (р<0,01) и прямая (гс=0,395) связь фактора I «жесткость-чувствительность» (направление вектора общительности на формирование рациональности и логичности в общении между членами команды) и мотивом достижения успеха. Данный факт может говорить о зависимости ведения спортивной борьбы от отрицательной реакции болельщиков чужой команды при нейтральном или пассивном поведении «своих» болельщиков при победном завершении игры.

Обнаружена значимая (р<0,01) и прямая (гс=0,545) связь фактора Р3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» (направление вектора спортивной деятельности ориентировано на осознанность и решительность) и рационально-волевым мотивом. Данный факт может говорить о зависимости ведения спортивной борьбы от выраженности волевых характеристик личности спортсменов и их контролируемости.

Исследование показало, что спортсменки стремятся к разносторонней коммуникации с тренером, пытаются с максимальной отдачей выполнять его указания, проявляя при этом элементы новизны и творчества. Их ожидания от общения с тренером совпадают с представлениями тренера об эффективной работе с воспитанниками.

ВЫВОДЫ

В статье показана зависимость мотивации к тренировочным занятиям волейболом от личных характеристик спортсменок-волейболисток высшей лиги. Знание индивиду-

альных особенностей личности спортсмена и влияние мотивации на деятельность в выбранном виде спорта поможет тренерскому штабу создавать максимально комфортные социально-психологические условия тренировок и находить правильный подход к каждому из них.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Маслоу, А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу. - Санки-Петербург : Питер, 2013.

- 351 с.

2. Иванов, В.С. Социально-психологическая адаптация к профессиональной деятельности / В.С. Иванов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. - Т. 7, № 1. - С. 171-175.

3. Исследование отношения студентов психолого-педагогического университета к занятиям физической культурой и спортом / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 350-356.

4. Лысаков, Н.Д. Проблемы экстремальной психологии в профессии и личной жизни / Н.Д. Лысаков, В.И. Шарагин // Экспертиза психологической безопасности образовательной среды.

- 2010. - № 5. - С. 17-32.

5. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена / В.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов, Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.

6. Шарагин, В.И. Диагностика мотивационной сферы студентов как путь определения психологических проблем мотивации учебной деятельности / В.И. Шарагин, В.С. Иванов // Психология обучения. - 2018. - № 6. - С. 14-26.

REFERENCES

1. Maslow, A. (2013), Motivation and personality, Peter, St. Petersburg.

2. Ivanov, V.S. (2016), "Socio-psychological adaptation to professional activities", MIR (Modernization. Innovation. Research), Vol. 7, No. 1, pp. 171-175.

3. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Sharagin, V.I. and Klimova, L.Yu. (2018) "Researching of the psycho-pedagogical higher education institution student's relation to the occupation of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 350-356.

4. Lysakov, N.D. and Sharagin, V.I. (2010) "Problems of extreme psychology in the profession and personal life", Examination of the psychological safety of the educational environment: information a methodic bulletin, Moscow, No. 5, pp.77-79.

5. Sharagin, V.I., Karpov, V.Yu., Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Personality self-assessment as defining factor of athlete's motivation sphere", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.

6. Sharagin, V.I. and Ivanov, V.S. (2018), "Diagnostics of the motivational sphere of students as a way of determining the psychological problems of motivation for educational activities", Psychology of education, No. 6, pp. 14-26.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.03.2020

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРАНССПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ С ДИСКРИМИНАЦИОННЫМИ УСТАНОВКАМИ

Людмила Евгеньевна Тарасова, доцент, кандидат педагогических наук, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени

Н.Г. Чернышевского

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления системы представлений личности о будущем, настоящем и прошлом, выявления их связи с дискриминационными установками. Представлены результаты эмпирического исследова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.