МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070
3. Мирза Н.В. Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы.-Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан.
© Мельников Р.С., Новичков В.А., Чурянина Д.А., 2016
УДК 159.9.07
В.И. Мурадова
Студентка 4 курса ППИ, МАГУ, г. Мурманск, РФ
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку школьной мотивации младших школьников.
Ключевые слова
Мотивация, учение, школьная мотивация, младший школьный возраст.
Младший школьный возраст - сложный период, в течении которого происходит не только бурное развитие ребенка, представленное такими новообразованиями возраста, как развитие произвольности всех психических процессов, а также внутреннего плана действий и рефлексии, но и резкая смена ситуации развития - ребенок идет в школу, где основополагающим является обучение, что в свою очередь не может успешно протекать без наличия положительной школьной мотивации.
Сейчас родители и педагоги часто отмечают, что дети не хотят учиться, то есть у них отсутствует школьная мотивация, что, в свою очередь, может быть обусловлено как воспитанием в семье, или личным примером сестер и братьев, так и воздействием учителя, который может быть плохо осведомлен в своей дисциплине или просто не проявлять интерес к передаче знаний детям. Эти, и другие, проблемы в мотивации школьников могут оказать неблагоприятное воздействие на учебный процесс, и из этого вытекает, что нужно, чтобы родители и педагоги изначально прививали интерес к учению, прислушивались к ребенку, поддерживали его на этом сложном пути.
Мотивация - один из важнейших компонентов учения детей в школе, она побуждает их к действию. Мотивация школьников объясняет направленность действий, активность, организованность и устойчивость целостной деятельности, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Но, важно не просто наличие мотивации к учению и познанию, а ее уровень и разновидность, ведь при высокой положительной мотивации школьные годы могут пройти более интересно, плодотворно и гладко.
Есть множество разных классификаций мотивации, но здесь хотелось бы отметить два варианта:
1. Познавательные мотивы, которые связаны с учебной деятельностью и говорят о стремлении школьников получить знания и умения; социальные - выражаются во взаимодействии с социумом и могут проявляться, например, в понимании необходимости учиться ради выполнения своего долга.
2. Внешние - мотивы, которые не связаны напрямую с выполняемой деятельностью, но стимулируют к ее выполнению (например, влияние взрослых); внутренние - связаны с выполняемой деятельностью, например, самостоятельная познавательная активность.
Исходя из вышесказанного, а также опираясь на основные положения, касающиеся вопроса школьной мотивации, было решено исследовать особенности мотивации учения младших школьников.
В данном исследовании принимали участие 19 школьников, из которых 9 мальчиков и 10 девочек в возрасте 9-10 лет. Эмпирическое исследование проводилось в форме группового тестирования в апреле 2016
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
года.
Исследование проходило с помощью методики - Анкета школьной мотивации М.Р. Гинзбурга. Данная методика направлена на изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из оставляющих личностных УУД.
В ходе анализа выполненных работ, получены следующие результаты уровня школьной мотивации: для учащихся 4-го класса характерен высокий уровень школьной мотивации (8 детей из 19, что соответствует 42%), а также очень высокий (6 из 19 - 32%). Полученные данные представлены на рис.1.
Рисунок 1 - Уровень школьной мотивации по методике Анкета школьной мотивации М. Р. Гинзбурга (в %).
Также, исходя из полученных данных по методике, можно сказать, что младшие школьники обладают ярко выраженной мотивацией с преобладанием познавательных (42%) и внутренних (37%) мотивов, что говорит об их стремлении к достижению успехов во всех начинаниях, где определяющим желанием ребенка является выполнение дел на высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности.
У таких детей есть познавательный мотив, то есть стремление получать знания и умения, а также желание наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики стараются чётко следовать всем указаниям учителя. Они добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
Средний и низкий уровень мотивации у 26% детей, что свидетельствует о том, что таких детей школа привлекает в основном внеучебной деятельностью. Чаще всего такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако, ходят они в нее в большей степени, чтобы общаться с друзьями или с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и сам учебный процесс их мало привлекает.
Успешно развитая в начальной школе и в дальнейшем закрепленная школьная мотивация - залог благоприятной учебы школьника. Поэтому с периода дошкольного возраста родителям необходимо всегда внимательно относится к ребенку, его желаниям и стремлениям, стараться в меру требовать, помогать ребенку, когда возникают трудности и всегда стараться поддерживать положительные начинания ребенка.
А что касается начала школьной жизни, то тут подключаются педагоги, которым необходимо для привития школьникам положительной школьной мотивации быть не только хорошо подготовленным специалистом в своем деле, но и быть педагогом, который должен быть способен эффективно выслушать и понять ребенка, а также плодотворно организовывать учебный процесс. Кроме этого, педагог должен быть творческой личностью, т.е. быть открытым, активным, требовательным к себе, склонным к сотрудничеству и способным интересно преподнести материал школьникам.
Список использованной литературы:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
2. Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. - 2007 - № 3. - С. 64-81.
3. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. - Волгоград : Б. и.,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
1983. - 72 с.
4. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Нач. шк. -2007. - № 2. - С. 18-19.
© Мурадова В.И., 2016
УДК 159.99
С.Н. Никишов
кандидат психологических наук, доцент
И.С. Осипова кандидат психологических наук, доцент
Е.Г. Пронькина
студентка магистратуры по направлению подготовки «Психология»
ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» г. Саранск, Российская Федерация
СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В КОНТЕКСТЕ «МОНОПАРАМЕТРИЧЕСКОГО» ПОДХОДА*
*Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-36-01038.
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы автобиографической памяти в контексте «монопараметрического» подхода. Автобиографическая память рассматривается как подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях. Исследования в русле данного подхода условно делятся на три группы: 1) изучающие влияние индивидных свойств (пол, возраст) на особенности проявления автобиографической памяти; 2) изучающие влияние личностных свойств на особенности проявления автобиографической памяти; 3) изучающие социокультурное влияние на особенности проявления автобиографической памяти.
Ключевые слова
Автобиографическая память, микроуровень, макроуровень, динамика автобиографической памяти, индивидные свойства, личностные свойства, социокультурная среда.
S.N. Nikishov
сandidate of Psychological Sciences, docent
I.S.Osipova
сandidate of Psychological Sciences, docent
E.G. Pronkina
student in the master's programme in Psychology N.P. Ogarev Mordovia State University Saransk, Russia
RECENT RESEARCH OF THE AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY IN THE CONTEXT
OF «MONOPARAMETRIC» APPROACH
Abstract
The article is devoted to issue of the autobiographical memory in the context of «monoparametric» approach.