Научная статья на тему 'Современные исследования проблемы автобиографической памяти в контексте «Монопараметрического» подхода'

Современные исследования проблемы автобиографической памяти в контексте «Монопараметрического» подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
913
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МИКРОУРОВЕНЬ / МАКРОУРОВЕНЬ / ДИНАМИКА АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никишов С.Н., Осипова И.С., Пронькина Е.Г.

Статья посвящена рассмотрению проблемы автобиографической памяти в контексте «монопараметрического» подхода. Автобиографическая память рассматривается как подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях. Исследования в русле данного подхода условно делятся на три группы: 1) изучающие влияние индивидных свойств (пол, возраст) на особенности проявления автобиографической памяти; 2) изучающие влияние личностных свойств на особенности проявления автобиографической памяти; 3) изучающие социокультурное влияние на особенности проявления автобиографической памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные исследования проблемы автобиографической памяти в контексте «Монопараметрического» подхода»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

1983. - 72 с.

4. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Нач. шк. -2007. - № 2. - С. 18-19.

© Мурадова В.И., 2016

УДК 159.99

С.Н. Никишов

кандидат психологических наук, доцент

И.С. Осипова кандидат психологических наук, доцент

Е.Г. Пронькина

студентка магистратуры по направлению подготовки «Психология»

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева» г. Саранск, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В КОНТЕКСТЕ «МОНОПАРАМЕТРИЧЕСКОГО» ПОДХОДА*

*Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-36-01038.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблемы автобиографической памяти в контексте «монопараметрического» подхода. Автобиографическая память рассматривается как подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях. Исследования в русле данного подхода условно делятся на три группы: 1) изучающие влияние индивидных свойств (пол, возраст) на особенности проявления автобиографической памяти; 2) изучающие влияние личностных свойств на особенности проявления автобиографической памяти; 3) изучающие социокультурное влияние на особенности проявления автобиографической памяти.

Ключевые слова

Автобиографическая память, микроуровень, макроуровень, динамика автобиографической памяти, индивидные свойства, личностные свойства, социокультурная среда.

S.N. Nikishov

сап&<Ме of Psychological Sciences, docent

I.S.Osipova

сandidate of Psychological Sciences, docent

E.G. Pronkina

student in the master's programme in Psychology N.P. Ogarev Mordovia State University Saransk, Russia

RECENT RESEARCH OF THE AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY IN THE CONTEXT

OF «MONOPARAMETRIC» APPROACH

Abstract

The article is devoted to issue of the autobiographical memory in the context of «monoparametric» approach.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

The autobiographical memory is construed as long-term memory subsystem, which operates the memories about of significant events and states for personality. Researches in line with this approach can be divided into three groups: 1) study the effect of innate characteristic (gender, age) on demonstration of special aspects of autobiographical memory; 2) study the effect of personality traits on demonstration of special aspects of autobiographical memory; 3) study the sociocultural effect on demonstration of special aspects of autobiographical memory.

Key-words

Autobiographical memory, microlevel, macrolevel, dynamic of the autobiographical memory, innate characteristic, personality traits, socio-cultural environment.

На сегодняшний день изучение автобиографической памяти человека является актуальной задачей для психологии. Автобиографическая память является самостоятельной мнемической подсистемой, поскольку она обладает уникальной феноменологией; имеет функциональное своеобразие, специфические ошибки, избирательность нарушений; ее характеризует специфический нейрофизиологический субстрат, самостоятельная линия онтогенеза, особенности кодирования хранения и извлечения информации. Содержание автобиографической памяти могут составлять автобиографически значимые события, состояния и представления о себе в различные периоды жизни, которыми определяется уникальность и самоидентичность личности. Оно может быть исследовано на микроуровне (отдельные воспоминания) и макроуровне (событийная конфигурация субъективной картины прошлого) [6].

В настоящее время существует огромное количество исследований, затрагивающих качества автобиографической памяти. Первоначальные работы были направлены на нахождение прямой зависимости характеристик автобиографической памяти и каких-либо других переменных. Данный подход называется «монопараметрическим». Исследования в русле данного подхода условно делятся на три группы:

1) изучающие влияние индивидных свойств (пол, возраст) на особенности проявления автобиографической памяти;

2) изучающие влияние личностных свойств на особенности проявления автобиографической памяти;

3) изучающие социокультурное влияние на особенности проявления автобиографической памяти [1].

Проблематика гендерных различий в автобиографической памяти выступает в современных исследованиях достаточно широко, но вместе с тем, результаты этих работ часто противоречат друг другу. Автобиографические повествования женщин более эмоциональные и яркие (причем независимо от знака эмоций: женщины актуализируют более позитивные и более негативные воспоминания), чем у мужчин. Исследователи в данной области особо подчеркивают, что влияние оказывает не сиюминутная эмоциональная реакция на событие, а гендерные различия в деталях кодирования [1].

Во многих работах зарубежных и отечественных психологов можно ознакомиться с фактами относительно влияния возраста на автобиографическую память. В частности, наши исследования показали, что с возрастом усиливается динамика автобиографической памяти [3; 4].

Автобиографическая память появляется позже других видов памяти у ребенка, и раньше всего подвергается разрушительному влиянию возраста (что соответствует закону формирования и разрушения высших психических функций, по Л.С. Выготскому). Всегда, в первую очередь страдает память на общественные события, поскольку для личности они зачастую не носят ценный характер. Влиянию времени менее всего подвержена семантическая память. Уточняющее исследование автобиографической памяти показало, что «страдают» только детали и конкретные факты, но суть события испытуемые в любом возрасте отражают и выражают относительно хорошо [1].

Воздействие личностных качеств на конкретные черты автобиографической памяти изучалось не только в отношении ложных воспоминаний. Существует связь самооценки и регуляционной функции автобиографической памяти. Группе исследуемых навязывали плохое настроение, и затем просили вспомнить событие их жизни. Обнаружилось, что при свободном воспроизведении любого события, испытуемых с высокой самооценкой актуализировали более позитивные воспоминания, что приводило к улучшению настроения. В то же время, когда инструкция была более директивной и призывала вспомнить какое-то конкретное событие, то различий между группами с разной самооценкой не обнаружилось. Таким образом, можно гово

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

рить о том, что автобиографическая память может выполнять саморегуляционную функцию, на которую оказывает влияние самооценка личности испытуемого. В отечественной психологии есть опыт проведения исследования, нацеленного на выявление роли самооценки в функционировании автобиографической памяти. Данное исследование было проведено Г.Ю. Масоловой, В.В. Нурковой. Испытуемые заполняли анкету, в которой указывали, частоту воспоминаний детских событий, их степень влияния на жизнь, количество повествования другим людям об этих событиях и т.д. Было обнаружено, что испытуемые, часто обращающиеся к событиям собственного детства, характеризуются низким уровнем самопринятия и саморуководства [2; 5].

Сильнейшее влияние на многие аспекты нашей жизни и психики оказывает культурная среда. Исследования показывают, что и автобиографическая память несет на себе «отпечаток культуры». В процессе проведения сравнительного исследования мысленных воспроизведений взрослых американцев европейского и китайского происхождения обнаруживаются существенные содержательные различия. Американцы показали больше воспоминаний об уникальном опыте и событиях, заостряя внимание на своих переживаниях, и выделяя свою роль в событии, тем самым насыщая свой рассказ подробностями. Американские дети в своих автобиографических характеристиках предлагают вниманию наиболее подробное описание, используя временные маркеры, описания (прилагательное, наречия), а также «внутреннюю речь» (слова, указывающие на внутренние когнитивные и эмоциональные процессы). Китайцы более склонны к сжатым воспоминаниям о рутинных, повторяющихся событиях, в своих рассказах большое внимание уделяют социальным взаимодействиям и «значимым другим». Также они чаще американцев обращались к событиям прошлого, чтобы выразить этические смыслы, акцентировать моральные аспекты. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что люди разных культур неодинаково строят свои повествования при воспоминаниях. Авторы полагают, что найденные различия связаны со шкалой социальной вовлеченности: независимость-взаимозависимость. Они связывают культурное влияние с самоопределяющей и директивной функциями автобиографической памяти [1].

Социальная среда также оказывает влияние на функционирование автобиографической памяти. Так, например, дети и подростки с проблемами социальной адаптации («трудные дети») вспоминают больше событий своего прошлого, по сравнению с обычными детьми. Как фактор специфического влияния может быть рассмотрен опыт усыновления. Автобиографическая память взрослых людей, которые были усыновлены в детском возрасте, содержательно отличается от автобиографической памяти тех, кто вырос с родными папой и мамой. Качественные отличия можно обнаружить и в памяти женщин, свидетельствовавших о перенесенном в детстве сексуальном насилии. Оказалось, что эти женщины были значимо менее способны припомнить факты своей личной истории (например, важные адреса и имена значимых людей), но при этом воспоминания автобиографических событий не отличались от воспоминаний обычных женщин [1].

Было проведено множество исследований, нацеленных на выявление индивидуальных особенностей автобиографической памяти. Несомненно, что начинающее свое самостоятельное развитие дифференциальная психология автобиографической памяти, заслуживает отдельного изучения. Не можем не отметить, что личностные черты могут не напрямую оказывать влияние на некоторые проявления автобиографической памяти, но - через функциональную составляющую. Любая личностная черта обычно отражает некоторый специфический способ взаимодействия с окружающей действительностью; одним из проявлений этого способа, является преимущественное использование ресурсов автобиографической памяти в определенном ключе, т.е. направленное на решение специфических целей.

Список использованной литературы:

1 Василевская К.Н. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти : автореф. дис. ... канд. психол. наук / К.Н. Василевская. - М., 2008. - 26 с.

2 Масолова Г.Ю. Воспоминания о детстве и психологические характеристики личности / Г.Ю. Масолова // Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 2. - М., 2005. - С. 256-257.

3 Никишов С.Н. Особенности автобиографической памяти людей зрелого возраста (на материале

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

мордовского народа) / С.Н. Никишов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 53. - С. 58-61.

4 Никишов С.Н. К вопросу о функционировании автобиографической памяти людей пожилого возраста / С.Н. Никишов, И.С. Осипова // Российский научный журнал. - 2014. - № 3 (41). - С. 119-124.

5 Нуркова В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти : автореф. дис. ... докт. психол. наук / В.В. Нуркова. - М., 2009. - 50 с.

6 Нуркова В.В. Свершенное продолжается : Психология автобиографической памяти личности / В.В. Нуркова. - М. : Изд-во УРАО, 2000. - 320 с.

© Никишов С.Н., Осипова И.С., Пронькина Е.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.