В современной семье индивидуальные ценности важнее семейных. Это отмечает в своих работах и В.М.Це-луйко [3]. У большинства членов современного общества ярко выражена ориентация на удовлетворение основных жизненных потребностей не в семье, а вне ее. Сейчас гораздо важнее сделать карьеру, чем стать хорошим семьянином. Отсюда возникает представление об участившихся в современной семье конфликтах из-за непонимания, бытовых мелочей, финансовых проблем. По сути это конфликты индивидуальных и семейных ценностей: когда сталкиваются индивидуальные интересы двух людей, которые ставятся выше семейных, дело разрешается не в пользу семьи.
Но в то же время сохранились какие-то идеальные образы, к которым стремится современная семья: в представлениях испытуемых это взаимопонимание, любовь и привязанность к семье, ориентированность на детей, на создание благополучной атмосферы в семье. Однако вся активность семьи брошена на материальное обеспечение, все силы и время отдаются зарабатыванию денег. Отсюда отсутствие сплочённости, совместного семейного досуга, времени на воспитание: дети в современных семьях представляются избалованными, предоставленными самим себе. Родителей удивляет, что их дети многое умеют и многое знают, потому что фактически дети познают мир самостоятельно, а не под контролем родителей.
Таким образом, мы видим, что представления о советской и современной семье во многом различаются, отражая и реальные факты существования каждой семьи, и субъективные оценки уклада.
Мы считаем, что определение и уточнение особенностей современной семьи на основе представлений о семье и в сравнении с представлениями о советской семье позволят лучше понять механизмы и закономерности семейных отношений. Полученные результаты позволяют повысить эффективность индивидуального и семейного консультирования, а также могут быть использованы в психолого-педагогическом просвещении молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Домбровский А., Велента Т. Кризис семьи?..// Семейная психология и семейная терапия. - 2005. - №3. - С.3-12.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
3. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004.
М.В. Воробьева
Курганский государственный университет, г. Курган, Россия
СПЕЦИФИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ МЛАДШЕГО В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация: Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни, который осложняет процесс адаптации ученика. Проведенное исследование позволяет изучить специфику учебной мотивации школьников при переходе из младшего в среднее звено школы и сформировать оптимальный процесс адаптации к дальнейшей учебной деятельности.
Ключевые слова: учебная мотивация, ученики, адаптация, школьные проблемы, структура мотивации.
M.V. Vorobyeva
Kurgan State University, Kurgan, Russia
SPECIFICITY OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS AT THEIR TRANSITION FROM ELEMENTARY TO JUNIOR HIGH SCHOOL
Abstract: Transition from elementary to junior high school is a crisis stage in school life, which makes the process of student adaptation more difficult. This research allows studying the specificity of educational motivation of students at their transition from elementary to junior high school and developing an optimum process of adaptation to future education.
Keywords: educational motivation, students, adaptation, school problems, motivation structure.
Многочисленные исследования доказывают, что интерес школьников к учебе резко снижается с переходом из начального звена в среднее. Данный переход традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе - одним из труднейших периодов школьного обучения.
Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога - все это является серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, возникновение нарушений во взаимоотношениях со сверстниками. Имеются работы, посвященные общим вопросам мотивации, разработке понятийно-терминологического аппарата проблемы мотива и мотивации как психологического образования, определению структурных компонентов (А.Н. Леонтьев,
B.Н. Мясищев, П.В. Симонов, X. Хекхаузен, Б.И. Додонов,
C.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе); изучению психологических механизмов мотивации (В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев), мотивации поведения и формирования личности (В.Г Асеев, Л.И.Божович, П.М. Якобсон), формированию мотивации учения (B.C. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Матис, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина и др.). Западная научная школа представлена в этом отношении работами К. Халла, X. Хекхау-зена, Э. Деци, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, К. Г. Юнга и др.
Нами была определена цель исследования: изучить учебную мотивацию школьников при переходе из младшего в среднее звено общеобразовательной школы. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовались следующие методы: наблюдение; анализ результатов деятельности; опросник; методы для диагностики учебной мотивации школьников М.В. Матюхиной, методика школь-
СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 3
19
ной мотивации М.Р. Гинзбурга, тест школьной тревожности Филипса, методы количественно-качественного анализа результатов. Исследование проводилось на базе ГУ «Средняя общеобразовательная инновационная школа №1 имени Мурата Айтхожина» г. Петропавловска в 2009 году. В исследовании участвовали ученики 3-го, 4-го и 5-го класса в количестве 90 человек. Возрастной состав испытуемых - 10-12 лет.
Исследование проводили с помощью методики школьной мотивации, разработанной М.Р Гинзбургом. Методика М.Р Гинзбурга позволяет выявить шесть мотивов учебной деятельности школьников: учебный, социальный, внешний («заставляют учиться»), позиционный, игровый, оценочный. Как видно из данных, в 4-м классе число учащихся с учебно-познавательной мотивацией заметно снижается. Число учащихся с преимущественно социальными мотивами (мотивами долга и ответственности, самовершенствования и самоопределения) от четвертого к пятому. Также для большого числа учащихся начальной школы реально действующими являются оценочные мотивы («отметка»). Постепенно исчезает внешняя социальная («заставляют родители»), позиционная и игровая мотивация к пятому классу
Также была исследована структура мотивации по методике Гинзбурга на одной и той же выборке учащихся в четвертом и в пятом классе. Из данных видно, что в пятом классе значительно снизилось число учащихся с учебно-познавательной мотивацией и увеличилось число детей с внешней социальной (мотивы благополучия, престижа) и оценочной мотивацией. Переход в основную школу является трудным испытанием для любого школьника, многие дети не могут сразу привыкнуть к новым условиям обучения, испытывают затруднения, связанные как с увеличением объема и усложнением учебного материала, так и с изменением организации учебного процесса (кабинетная система, разные педагоги). Поэтому часть детей, не справляясь с программой, теряет интерес к учению, у таких детей резко снижается успеваемость, повышается тревожность. Школа и педагоги не могут в целом переломить такую ситуацию, складывающуюся почти в каждой школе.
У школьников 4-х классов самое большое число указаний приходится на мотив самосовершенствования, мотив долга перед учителем. Второе место занимают узколичностные мотивы: мотив благополучия и престижные мотивы. Только на третьем месте находится учебно-познавательная мотивация, а на четвертом месте-мотив избегания неудачи. К 5-му классу узколичностные мотивы благополучия и престижа занимают II место. Пятиклассники реже указывают на стремление быстро и точно выполнять требования учителя. В то же время более значимыми в 5-х классах становятся мотивы ответственности перед классом, учеников волнует мнение товарищей.
Произошли изменения и в учебно-познавательной мотивации. Значительно увеличилось число указаний на мотив, связанный с содержанием учения. В младшем школьном возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы. Такую социальную установку создают семья, детский сад. Но данные мотивы не являются для ребенка реально действующими. Многие из указанных мотивов могут быть реализованы только в далеком будущем, поэтому их побудительная сила постепенно снижается. Но к 5-му классу мотивы самоопределения и самосовершенствования становятся актуальными и начинают играть более значительную роль в мотивацион-ной структуре школьников.
Таким образом, учебная деятельность, являясь ве-
дущей деятельностью на протяжении всего школьного возраста, побуждается целой системой разнообразных мотивов, причем для детей разного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — второстепенными. Например, младшего школьника очень волнует получение хорошей отметки. Но дети чаще всего стремятся к отметке не из-за оценки знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа или руководствуются мотивом избегания неприятностей («не хочу получать плохие отметки»).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. - 379 с.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998.-352 с.
3. Иовчук Н.М., Северный А. А. Что такое школьная дезадаптация? // Социальная дезадаптация детей и подростков. Проблемы, проявление, преодоление. - М.: Академия, 1995. - 220 с.
4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.-448 с.
Е.Ю. Горохова, Р.В. Овчарова
Курганский государственный университет,
г. Курган, Россия
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ
Аннотация: В статье рассматриваются следующие вопросы: особенности личностных качеств, требования к личностным качествам, профессиональная направленность, педагогические умения, результативность профессиональной деятельности.
Ключевые слова: особенности личностных качеств, требования к личностным качествам, профессиональная направленность, педагогические умения, результативность профессиональной деятельности.
E.Y. Gorokhova, R.V. Ovcharova Kurgan State University, Kurgan, Russia
PARTICULAR PERSONAL QUALITIES OF EDUCATIONALISTS
Abstract: The article deals with the following issues: peculiarities of personal qualities, requirements to personal qualities, professional focus, teaching skills, and professional effectiveness.
Keywords: peculiarities of personal qualities, requirements to personal qualities, professional focus, teaching skills, professional effectiveness.
Требования к личностным качествам субъектов преподавания в современном обществе значительно возросли. Но при этом не в полной мере удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг уровень сформиро-ванности у педагогов таких качеств, как способность к эм-патии, педагогический такт, креативность, коммуникативные навыки. Профессия педагога связана с постоянным самосовершенствованием, саморазвитием, поэтому на протяжении всей профессиональной деятельности необходимо осуществлять непрерывное самообразование.
Изучение вопроса о личностных качествах педагогов актуально, так как этот вопрос касается влияния лич-
20
ВЕСТНИК КГУ, 2010. №2